Поль моря его семья

Биография Поля Мориа

Поль Мориа (1925-2006) – французский дирижёр и аранжировщик. Один из немногих современных композиторов, который сумел объединить в музыке разные стили. Его творчество ценят и любят уже несколько поколений людей. И каждый раз, когда звучит его музыка, мир становится чуточку добрее и лучше.

Детство

Поль появился на свет 4 марта 1925 года во французском городе Марселе.
Мальчику было три года, когда он впервые дотронулся до клавиш музыкального инструмента. Он увидел фортепиано, подошёл к нему и стал наигрывать мелодию. Вечером, когда пришёл отец, мама сказала ему: «Наш Поль умеет играть». Папа сначала не поверил, и тогда малыш сыграл для него пьесу, которую недавно услышал по радио. Конечно, он играл несовершенно, но мелодию передал верно.

С того момента отец стал учить Поля музыке. С каждым новым днём он видел, что фортепиано для ребёнка не какая-то забава, а серьёзное увлечение. Сам папа работал на почте, профессионалом в музыке не был, а увлекался ею на любительском уровне, играл на рояле, гитаре и арфе. Но обладал удивительным талантом педагога, ему удалось, не заставляя и не принуждая, привить сыну желание обучаться музыке. Он учил его сам, при этом умело распределял количество усилий, которые ребёнок должен был прикладывать к занятиям. Отец проводил обучение в виде игры, именно поэтому мальчик легко и быстро схватывал многие серьёзные вещи.

Их занятия продолжались шесть лет. Папа знакомил сына с эстрадным миром, учил его любить классическую музыку. Под присмотром отца юный Поль даже несколько месяцев выступал в варьете.

Читайте также:  Просто плаваешь по море

Музыкальное образование

Когда сыну исполнилось десять лет, отец понял, что ребёнок уже достаточно многое умеет, и принял решение отдать его для дальнейшего обучения в консерваторию в Марселе. Там мальчик проучился четыре года и окончил заведение с отличием по классу фортепиано.

Как признавался позднее Поль Мориа, к четырнадцати годам у него сформировалась одна-единственная мечта – быть профессиональным пианистом. Она имела все шансы сбыться, если бы не случай, круто изменивший судьбу музыканта. Под конец обучения в марсельской консерватории один приятель силой затащил Поля в студенческий джазовый клуб на концерт. Услышав игру студентов, Поль даже не обратил внимания на то, хорошо или плохо они это делают. Он был сразу наповал сражён ритмами новой музыки, которой раньше почти не слышал.

В скором времени он уже сам пришёл в этот клуб с просьбой принять его в джазовый оркестр. Но здесь молодого человека разочаровали, для джаза требовалась специальная подготовка, а Полю не хватало классического образования в музыке. Он принял решение продолжать учёбу.

С родителями планировали, что Поль поедет в Париж и там, в консерватории, завершит музыкальное образование. Но началась война, Париж оккупировали немцы. Отец не захотел, чтобы Поль уезжал, и юноша остался в Марселе, который не был под оккупацией.

Творчество

Поль начал выступать как пианист классического плана. А уже в семнадцатилетнем возрасте стал создателем своего первого оркестра, который довольно быстро приобрёл постоянных слушателей во французских мюзик-холлах и кабаре в период Второй мировой войны. Один участник в коллективе был младше Поля, а остальные годились ему не только в отцы, но и в деды. С первых же выступлений стал проявляться характерный для оркестра Мориа стиль, позволявший отличать его от сотен подобных, – в их музыке смешивались классика с джазом.

В 1957 году оркестр распался, так как Поль переехал в Париж, где начал сотрудничать в качестве аккомпаниатора и аранжировщика со звукозаписывающей компанией «Barclay». Среди тех, с кем ему довелось работать, знаменитые на весь мир французские певцы Шарль Азнавур, Лени Эскюдеро, Далида, Лео Ферре, Морис Шевалье.

В 1962 году в сотрудничестве с известным французским дирижёром и композитором Франком Пурселем Мориа создал свой первый хит, завоевавший международное признание, – «Chariot» (композиция имеет английское название – «I will follow him»).

В 1964-1965 годах Поль работал в кинематографе. Вместе с французским аранжировщиком и композитором Раймоном Лефевром было написано музыкальное сопровождение к комедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» (с участием Луи де Фюнеса).

В 1966 году Мориа начал сотрудничать с замечательной французской певицей Мирей Матье. С поэтом Андре Паскалем они написали для неё хит «Mon credo». Всего Поль сочинил для Мирей около пятидесяти песен.

Оркестр

Путь к славе у Поля Мориа не был усыпан розами. Ему было уже под сорок лет, а главная мечта о своём оркестре так и не сбылась. В то время во Франции вошли в моду английские и американские бит-группы, которые подобно грибам после дождя то появлялись, то исчезали. Большие оркестры вниманием со стороны зрителей не пользовались. В какой-то момент Поль даже отчаялся и подумал, что уже никогда не сможет со своими «устаревшими, сентиментальными вкусами» обратить на себя внимание. Даже друзья стали советовать ему, пересмотреть свои принципы. Но Мориа предпочёл оставаться собой.

В 1965 году он создал свой знаменитый на весь мир гранд-оркестр. Поль уже давно определил для себя, что хочет быть только дирижёром. Ведь пианист лишь аккомпанирует кому-то, а дирижёр – это самый независимый человек в музыкальном мире. Продюсеры уже почти списали Поля Мориа со счетов, как вдруг неожиданно для многих популярность его оркестра стремительно поползла вверх. Зрители буквально повалили на концерты коллектива, чья музыка не зависела от капризов моды и становилась живительным глотком настоящего искусства.

Поль всегда хотел предельной точности во всём – в соблюдении темпа, в настройке инструмента, в качестве звука. Он был большой перфекционист в музыке, превосходно разбирался не только в джазе и классике, но и в поп- и фолк-музыке. От джаза его коллектив очень быстро перешёл к эстраде, выступал с инструментальными версиями популярных мелодий (Поль делал для них новые аранжировки). Также Мориа обрабатывал классическую музыку и писал собственные композиции.

В 1968 году Поль создал оркестровую версию песни, принимавшей участие в международном музыкальном конкурсе «Евровидение-1967», – «Love is Blue». Вскоре эта композиция поднялась на верхние строчки хит-парадов США, а затем покорила и многие другие страны.

С 1969 года оркестр начал активную гастрольную деятельность, их тепло встречали в США, Южной Корее, Канаде, Бразилии и странах Латинской Америки. Особенно любили оркестр Поля в Японии, там коллектив давал до пятидесяти концертов в год.

В Советском Союзе оркестровая музыка Мориа звучала с экранов телевизоров и радио:

  • в передаче «В мире животных»;
  • в прогнозе погоды информационной программы «Время»;
  • в мультфильме «Ну, погоди!»;
  • в «Кинопанораме».

Состав оркестра очень часто менялся, кто-то работал в нём несколько лет, а некоторые уходили через две недели. За коллективом прочно закрепилась репутация интернационального оркестра. Так оно и было, музыка объединяла людей самых разных национальностей. При этом Поль был твёрдо уверен, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент, поэтому в его оркестре мексиканцы играли на трубах, бразильцы на гитарах. Он говорил, что если б представилась возможность пригласить в коллектив русских музыкантов, то обязательно взял бы виолончелистов, скрипачей и ксилофонистов.

В 1997 году оркестр записал свой последний альбом «Romantic».

В 2000 году Поль принял решение, что дальше оркестр продолжит свой путь под руководством нового дирижёра – Жиля Гамбюса. Это был ученик Мориа. Гамбюс окончил консерваторию, в 1976 году дебютировал в оркестре как клавишник и аранжировщик, побывал с коллективом во всех значимых мировых турне и аккомпанировал великой французской певице Далиде в её многочисленных гастролях. Оркестр был для Поля огромной частью его жизни, и, конечно же, ему было небезразлично, как он будет звучать дальше. Именно поэтому Мориа доверил своё детище Жилю Гамбюсу.

В 2005 году Поль Мориа передал руководство оркестром французскому дирижёру и аранжировщику Жан Жаку Жюстафре.

Поездки в Советский Союз

Впервые Поль побывал в Советском Союзе в 1967 году вместе с оркестром «Олимпия» и певицей Мирей Матье в качестве её аккомпаниатора. Это был уникальный случай для страны советов, так как первый раз за долгие годы в неё открылись двери для иностранцев.

Прибытие оказалось не очень весёлым. Сразу музыканты испытали разочарование, как и все, кто впервые приезжал с Запада в Москву. Аэропорт не шёл ни в какое сравнение с парижским, из Госконцерта делегацию никто не встречал, пришлось отстоять огромную очередь к пункту проверки паспортов. А потом их повезли в гостиницу «Советская» на автобусе, который, наверное, остался со времён революции, так в нём трясло.

Поль уже успел составить собственное, не совсем приятное мнение о Советском Союзе. Но вскоре это впечатление сгладили русская водка, чёрная икра и осетрина на гриле. Гастроли проходили в Москве, Ленинграде и Казани. Окончательно растопило сердце музыканта знакомство с советскими слушателями. Он видел, какой неподдельный интерес вызывает у них французская эстрада. А ещё Полю безумно понравились питерские белые ночи, такого уникального явления он никогда не видел.

Поль Мориа полюбил русскую народную музыку за её красоту, мелодичность и богатство. Он сделал аранжировки для двенадцати русских народных записей и песен, которые вышли на пластинке под названием «Россия вечная».

Второй приезд Поля Мориа в СССР состоялся спустя одиннадцать лет, зимой 1978 года он гастролировал со своим оркестром и дал семь концертов в столице.

Поль влюбился в зимнюю Москву с её строгими, вычерченными линиями проспектов, ажурностью площадей, припорошенными снегом церковными куполами и старинными зданиями. Он называл Москву удивительно красивой сказкой. Музыкант мечтал в следующем гастрольном туре проехать по другим российским городам. Но очередные гастроли состоялись лишь в 2002 году, а дирижировал оркестром уже Жиль Гамбюс.

Увлечения, хобби

Поль родился и вырос в Марселе, на берегу Средиземного моря, поэтому, как и все южане, он обожал играть в петанк (это национальный вид спорта в Провансе, заключается в поочерёдном бросании металлических шаров игроками двух команд). Ему нравилось играть с друзьями летом, когда тепло и можно было после поединка отправиться пить освежающий пастис (популярный французский алкогольный напиток на основе аниса).

А ещё Поль очень любил купаться в море, играть в теннис и шахматы. Зимой ему нравилось ходить в кино, на концерты, слушать классическую музыку. Но самым любимым занятием Поля Мориа было чтение. Он мог по несколько раз перечитывать своих любимых авторов – Бальзака, Лафонтена, Флобера.

В молодости Поля очень увлекал джаз, а в старости он слушал только классическую музыку Баха, Майера, Моцарта, Берлиоза, Бетховена. Из русских композиторов особенно ценил Чайковского и Стравинского. Любил музыку в исполнении французских певцов Жака Бреля, Барбары, Жоржа Брассенса, Сержа Генсбура. Среди американских исполнителей ему нравились Э. Фицджеральд и Ф. Синатра. Его любимым дирижёром всегда был восприимчивый Пьер Болез, которого Поль называл интеллектуалом до кончиков ногтей.

Среди современных композиторов отдавал предпочтение французу Морису Равелю и венгру Белле Бартоку. На отдельное и самое высокое место Поль ставил Пола Маккартни и Мишеля Леграна, их композиции всегда отличались свежестью и новизной, неповторимостью и яркостью, он мог узнавать мелодии этих талантливых музыкантов среди тысячи.

Личная жизнь

Долгие годы график работы музыканта делился на два полугодия. Шесть месяцев он с оркестром работал в Париже, они разучивали новые песни, записывали. Другие шесть месяцев коллектив находился в гастрольных турах. Но с таким режимом работы в семье у Поля Мориа трудностей никогда не возникало, так как детей не было, а жена Ирэн ездила вместе с ним.

Поль уверен, их счастливый брак с Ирэн держался так долго благодаря тому, что они абсолютно разные люди. Ирэн по профессии учитель, работу свою очень любила и в любую минуту не прочь была вернуться в школу. Но кто бы тогда сопровождал любимого мужа в гастрольных поездках? В начале семейной жизни Поль упросил Ирэн оставить школу, чтобы у них была возможность всегда быть вместе. Женщина пожертвовала своей карьерой ради супруга и их семейного счастья.

Поль Мориа скончался 3 ноября 2006 года. Его похоронили на юге Франции в городке Перпиньяне.

Источник

Поль Мориа: биография и личная жизнь композитора

Полное имя: Поль Мориа
Дата рождения: 04.03.1925
Место рождения: Марсель, Франция
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Композитор, дирижер, аранжировщик
Дата смерти: 03.11.2006 (81 год)

Французский дирижёр и аранжировщик Поль Мориа был чрезвычайно популярен в России. Его пластинки, выпускаемые огромнейшими тиражами фирмой «Мелодия», были практически в каждом доме. Его музыка звучала с кино- и телеэкранов. Его детище – гранд-оркестр – знаком любителям музыки во всем мире. А творчество любимо не одним поколением.

Рождение большой мечты

Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. Он мог стать кем угодно, если бы не отец. Будучи почтовым служащим, он был увлечен музыкой, играл на разных музыкальных инструментах (рояле, арфе, гитаре). Природа наделила его еще и даром педагога.

Убедившись, что его трехлетний малыш Поль в состоянии воспроизвести на фортепиано мелодию, услышанную по радио, он сам учит мальчика музыке. В течение 6 лет в игровой форме ребенок осваивал серьезные вещи.

Стараниям отца Поль обязан, что музыка для него не стала забавой, а выросла сначала в серьезное увлечение, а позднее стала делом всей жизни. Уже известным дирижером, Мориа очень сожалел, что отцу не суждено было дожить до времени, когда его сын обрел всемирную славу.

Поль Мориа в молодости

События из жизни

Путь к славе не был простым. Возможно он стал бы великим пианистом, но у судьбы на него были другие планы. В жизнь юного музыканта буквально ворвался джаз, сразил его наповал своими ритмами.

  1. 1942 – в свои 17 он создал первый оркестр. Его музыканты, за исключением одного молодого парнишки, были взрослыми людьми, даже годились в деды и отцы. А в музыке, которую они играли, классика отлично уживалась с джазом. Своих постоянных слушателей новый оркестр обрел в лице посетителей мюзик-холлов и кабаре в годы Второй мировой войны. И все же это был только эксперимент.
  2. 1951 – Поль переезжает в Париж. В моду вошла совсем иная музыка, публика фанатеет от английских и американских бит-групп. А его вкусы остались все теми же сентиментальными. Он мечтает о большом оркестре. Но публике это неинтересно.
  3. 1957 – оркестр его распадается. А сам Мориа теперь аккомпаниатор и аранжировщик в звукозаписывающей компании «Barclay». Здесь он знакомится с Шарлем Азнавуром, они даже вместе работают над его песнями. Молодой талантливый музыкант сделал для Шарля и других французских исполнителей немало аранжировок для песен.
  4. 1962 – Мориа создает «Chariot», в сотрудничестве с Франком Пурселем, известным французским композитором. Это его первый хит, который завоевывает признание во многих странах мира.
  5. 1964-1965 – Поль работает с Раймоном Лефевром, французским аранжировщиком и композитором, над музыкальным сопровождением к кинокомедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке».
  6. 1965 – ему уже 40. Наконец, сбылась заветная мечта. Поль Мориа создает свое знаменитое на весь мир детище гранд-оркестр «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat». А сам становится его дирижером. Уже давно в нем живет убеждение, что нет в музыкальном мире независимее человека, чем дирижер. Для многих стало неожиданностью, что оркестр Поля Мориа стал очень быстро набирать популярность. На его концерты зрители буквально валом валили. Музыка, которую играл этот коллектив, от капризов моды не зависела, она была настоящей.
  7. 1966 – начало сотрудничества с Мирей Матье.
  8. 1967 – Поль впервые в Советском Союзе. Он приезжает с Матье, как ее аккомпаниатор. С ними оркестр «Олимпия».
  9. 1968 – созданная Мориа оркестровая версия песни «Love is Blue» представлена в конкурсе «Евровидение-1967». Она поднимается на верхние строки хит-парадов США, покоряет множество других стран.
  10. 1969 – гранд-оркестр активно гастролирует по миру: Соединенные Штаты, Южная Корея, Япония, Канада, Бразилия и страны Латинской Америки.
  11. 1969-1972 – для Мирей Матье Поль пишет около пятидесяти песен и остается ее аккомпаниатором и директором.
  12. 1978 – Мориа второй раз приезжает в СССР. В Москве он дает семь концертов.
  13. 1994 – подписан контракт с японской звукозаписывающей студией «Pony Canyon». Дирижер записывает новые композиции, а некоторые из величайших хитов перезаписывает.
  14. 1997 – записан последний альбом оркестра под названием «Romantic».
  15. 1998 – последний тур в Японию. Поль прекращает сценическую деятельность. но поклонники хотят слушать любимый оркестр.
  16. 2000 – Поль принимает решение, что его детище продолжит выступления с другим дирижером. В первом туре в 2000 и последующих до 2004 года году им был Жиль Гамбюс, в 2005 году – Жан-Жак Жустафре. Сам оставался руководителем оркестра: выбирал программу концерта, музыкантов, просматривал оркестровки, при необходимости вносил изменения, следил за репетициями. В общем был художественным руководителем во всем.
  17. 2006 – 3 ноября ушел из жизни великий французский аранжировщик и дирижер Поль Мориа. Его супруга и наследница приняла решение – «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat», который выпустил за 28 лет активной концертной деятельности сотни записей и сборников, прекращает свое существование.

История любви

Эта пара оставалась неразлучной с момента встречи в 1952 году до кончины великого музыканта. Ирен стала его жизнью, любовью, другом. Ради любимого она без сожалений оставили работу школьного учителя, чтобы сопровождать его во время гастролей, всегда быть рядом.

Ирен не переставала восхищаться Полем и его творчеством. Они были такими разными. Но именно это, по мнению маэстро, их особенно сближало. У них не было детей. Но никогда их счастье не было омрачено интригами, подозрениями в неверности, случайными романами.

И напоследок…

Упорство, верность и постоянство – эти слова очень верно характеризуют этого великого музыканта. Ребенком поставив перед собой цель, он шел к ней, не сдаваясь и не сворачивая с избранного пути. Выбрав однажды служение музыке, Поль Мориа оставался верен ей всю жизнь. Не он первым изобрел «легкую оркестровую музыку», это сделали до него другие. Но Поль довел ее до совершенства. Он сумел достичь вершин славы, его самого и его детище знали и любили во всем мире. И эту искреннюю любовь дирижер высоко ценил.

Музыка занимала почти все его время. Совсем немного его оставалось на другие увлечения: теннис, плавание, шахматы, чтение. Но и им находилось место, и достопримечательностям, которые музыкант охотно изучал, бывая на гастролях в разных странах.

Источник

Оцените статью