Меню

Политическая философия томаса мора

Реферат: Политические идеи Томаса Мора

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕ СКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕ ХАНОВА ОТДЕЛЕНИ Е ПОЛ ИТОЛОГИ И

РЕФ ЕРАТ ПОЛ ИТ ИЧЕСКИ Е ИДЕИ ТОМАСА МОРА

2. Биография Т. М ора . . .. . 4

3. Основные идеи книги «Утопия» . 5

4. Критика «Утопии» . 8

5. Заключение . 9

Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем — эпоха Возрождения — обогатила политическую мыс­ль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социаль­ной гармонии и справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был совершен Томасом М ором, выпустившим в 1516 г. знаменитую «Утопию» («Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»), восемь изданий которой, вышедшие одно за другим, были с невероятной быстротой раскуплены.

Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее «место, которого нет», стало нарицательным и дало имя целому нап­равлению общественной мысли — утопическому социализму.

То. что «Утопия» появилась в Англии начала ХУ1 в. не было случайностью. Книга Мора — не просто игра воображения, это своеоб­разное, хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.

Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, вар­варского сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложив­шихся веками социальных связей. Эти обстоятельства породили обни­щание многочисленных масс населения, подвергаемых безжалостной эк­сплуатации. И именно в это время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от час­тной собственности может обеспечить социальную гармонию.

Биография Т. МОРА

Том ас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в сем ье бога­того горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Н ортона.

Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском уни­верситете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изуче­нием греческой философии и литературы, был членом кружка оксф орд­ских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца — видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов.Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.

В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя не­милость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначаю т помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся».

В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его рас­положением, в 1529 г. принимает высш ую должность — лорда-канцлера. Однако, когда, убедивш ись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сох­раняя верность своим убеж дениям, в 1532 г. сложил с себя полномо­чия лорда-канцлера.

6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ от присяги королю как «верховному главе» английской церкви). Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждаю щаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга, канони­зировала Т. М ора.

3. ОСНОВНЫ Е ИДЕИ КНИГ И «УТОПИЯ»

3.1. Критика феодального и раннекапиталистического общества

«Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ве­дется от имени вымышленн ого лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору обцества; описание государственного строя на острове Утопия, зате­рянного в просторах И ндийского океана.

Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.

«Сущ ествует большое число знатных, — пишет он, — которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса».

Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве — «огораживанию», приводящ ему к тому, что «овцы пожираю т людей».

Критика феодального и раннекапиталистического общ ества фоку­сируется на политике государства. По Мору, европейское общ ество са­мо создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повеше­ния. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социаль­ных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.

Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о з амене смертной казни принудительными работами.

Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, — говорит Гитлодей, — что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе унич-тожив собственность. «

3.2 . Идеальный общественный и государственный строй На острове Утопия нет частной собственности, денежного обра­щения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осва­ивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваю тся домам и. Коллективизм воспитывают так­же совместные трапезы граждан. ^ — Мор Т. Утопия. М.. 1978, с. 129

Все необходимое для жизни главы се­мей получаю т с общественных складов..

Однако осталость технической базы вынуждает Мора пой ти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприят­ных работ утопийцы прибегаю т к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные’, граждане Уто­пии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь).

Политический строй Утопии проникнут принципами демократиз ма и основан на выборности всех должностных лиц — от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, наз ванных наро­дом. Принцепс избирается по жизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные долж ност­ные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избирают ­ся еж егодно. Ни одно важное дело не ре шается без сената и народного собра­ния. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элемен­тами непосредственной демократии.

Главная забота государства — организация произ водства и рас­пределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечи­вает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощ ь своим друзьям во имя защиты справед­ливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

По мере того как социалистические идеи завоевывали обществен­ное признание, вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить два главных направления: одно заклю ­чалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое — в том, чтобы доказ ать, что этот идеал плох.

Видное место в интерпретации «Утопии» принадлеж ит католич ес­кой литературе. Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая церковь долж на была отмежеваться от со­циализм а. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способами вну­шить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лиш ь в абстрактной проповеди братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков — опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободно­му развитию человека. «Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, — писал Н. Бердяев — . и ныне мы стоим перед лицом проб­лемы. мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избе­жать их действительной реализации ?»

Mop бы л не только основателем школы утопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления, понимающ его социализм не просто как рациональную организацию общ ества, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения общест­венного неравенства и эксплуатации. Мор — демократ и в том смысле,

что он построил политическую систему утопийцев на принципах свобо ды, равенства и уважения человеческой личности.

Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические произведения Томаса Нора и другого крупнейшего филосо­фа-гуманиста — Томмазо Кампанеллы (1568-1& 39) — послужили источни­ком для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона, Ш Фурье, Р. Оуэна и других представителей социа­листической мысли.

1. Гвозданный В. А., Гусев Г. А., Мееровский Б. В., Сидоренко Н. А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. История западной философской мысли. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993, 3г8 с.

2. История политических и правовых учений. Средние века и Воз­рождение. М., Наука, 1986. 50 с.

Источник

Доклад: Политические идеи Томаса Мора

Название: Политические идеи Томаса Мора
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат Добавлен 23:53:46 28 сентября 2005 Похожие работы
Просмотров: 938 Комментариев: 17 Оценило: 5 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
  1. Введение
  2. Биография Т. Мора
  3. Основные идеи книги «Утопия»
  4. Критика «Утопии»
  5. Заключение

Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем — эпоха Возрождения — обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую «Утопию» («Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») , восемь изданий которой, вышедшие одно за другим, были с невероятной быстротой раскуплены.

Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее «место, которого нет», стало нарицательным и дало имя целому направлению общественной мысли — утопическому социализму.

То. что «Утопия» появилась в Англии начала ХУ1 в. не было случайностью. Книга Мора — не просто игра воображения, это своеобразное, хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.

Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками социальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных масс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечить социальную гармонию.

2. Биография Т. МОРА

Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона.

Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский) , а затем, по настоянию отца — видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.

В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся».

В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в 1529 г. принимает высшую должность — лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.

6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ от присяги королю как «верховному главе» английской церкви) . Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т. Мора.

3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ «УТОПИЯ»

3.1. Критика феодального и раннекапиталистического общества «Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору общества; описание государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.

Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.

«Существует большое число знатных, — пишет он, — которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса».

Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве — «огораживанию», приводящему к тому, что «овцы пожирают людей».

Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т.п.

Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами.

Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, — говорит Гитлодей, — что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе уничтожив собственность. » 3.2. Идеальный общественный и государственный строй На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан. Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.

Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные’, граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь) .

Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц — от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.

Главная забота государства — организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

4. КРИТИКА «УТОПИИ»

По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание, вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое — в том, чтобы доказать, что этот идеал плох.

Видное место в интерпретации «Утопии» принадлежит католической литературе. Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая церковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является убеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лишь в абстрактной проповеди братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с реальным. Лейтмотив этих критиков — опасность утопий, их способность становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека. «Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, — писал Н. Бердяев -. и ныне мы стоим перед лицом проблемы. мучительной в совершенно новом отношении: как мы можем избежать их действительной реализации? «

Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения социальных противоречий, упразднения общественного неравенства и эксплуатации. Мор — демократ и в том смысле, что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой личности.

Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические произведения Томаса Мора и другого крупнейшего философа-гуманиста — Томмазо Кампанеллы (1568-1&39) — послужили источником для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона, Ш Фурье, Р. Оуэна и других представителей социалистической мысли.

1. Гвозданный В. А., Гусев Г. А., Мееровский Б. В., Сидоренко Н. А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. История западной философской мысли. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993,3г8 с.

2. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., Наука, 1986.50 с.

Источник

Читайте также:  Спортивные базы черного моря

Про моря и океаны © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Название: Политические идеи Томаса Мора
Раздел: Рефераты по астрономии
Тип: доклад Добавлен 11:30:24 06 марта 2003 Похожие работы
Просмотров: 19 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать