Китайский проект глубоководного порта в Черном море будут строить США
Проект глубоководного порта в Анаклии на грузинском побережье Черного моря, за который более года боролись китайские корпорации, 8 февраля в результате победы в тендере неожиданно достался американо-грузинскому консорциуму.
Порт, который должен был стать логическим завершением китайского Шелкового пути через Среднюю Азию и Кавказ, достался американцам, не только не имеющим к трансевразийскому китайскому проекту никакого отношения, но и отчасти не заинтересованных в его появлении вообще.
Поражение китайских госкорпораций под Анаклией — не только стало свидетельством хрупкости китайских евразийских инициатив, но и новым доказательством усиления антикитайской азиатской политики США. Особый колорит истории придает то, что китайско-американские корпоративные сражения происходят в нескольких десятках километров от Абхазии и Южной Осетии — в зоне сильного российского влияния.
8 февраля 2016 года премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили в прямом эфире грузинского телевидения ошарашил наблюдателей, заявив, что проект порта Анаклия достался Anaklia Development Consortium — совместному предприятию грузинского TBC Holding и американской Conti Group.
Общая сумма проекта порта, который будет завершен через 10 лет, составила 3,7 млрд долларов. Проектная мощность порта, который призван стать хабом для китайско-европейской торговли в Восточной Европе, составит 100 млн тонн. Первые грузы будут обработаны здесь уже в 2019 году. Однако главной проблемой масштабного проекта остается недостаточная развитость сопутствующей инфраструктуры — даже если порт и будет готов принимать 100 млн тонн ежегодно, однако железнодорожная сеть Грузии, Азербайджана и расположенных через Каспий Туркмении, Узбекистана и Казахстана потребует значительных дополнительных вложений для увеличения способности транспортировать такие объемы из грузинского порта.
Модернизацией этой железнодорожной сети по умолчанию должен был заниматься Китай и его корпорации, однако после изменения ситуации в Анаклии, когда тендер «ушел» от Hubei Hongyuan Power Engineering Company и China Harbour Engineering Company, не до конца очевидно — какое решение примет китайская сторона.
Играя в сложные игры с Москвой и пытаясь уйти от российской зависимости в транспортировке грузов, разрабатывая сложные маршруты через несколько среднеазиатских и кавказских государств и даже через Каспийское море, китайская стратегия споткнулась на ровном месте, не рассчитав вполне вероятный приход американцев на Шелковый путь.
Видимо, такой сценарий казался Китаю маловероятным в условиях прежней американской стратегии, которая, судя по всему, кардинально поменялась еще до президентских выборов в США. Сегодня вся система китайского Шелкового пути в рамках коридора Китай-Европа через проигранный тендер в Анаклии оказалась в руках американцев, а многочисленные китайские вложения в развитие инфраструктуры железнодорожных перевозок в странах Средней Азии и Иране будут использованы для обеспечения работы американского порта.
Китай, который создавал Шелковый путь — как сухопутную альтернативу морским, находящимся под американским влиянием, коммуникациям, сегодня находится перед перспективой полного срыва проекта и дилеммой отказа от этого проекта, либо совместного с Россией освоения Экономического пояса Шелкового пути. Третьим путем, который гипотетически существует у Китая, является полный вывод Турции из орбиты влияния США, однако этот путь будет куда более затратным, чем переговорный процесс с малыми государствами Средней Азии и Кавказа.
Источник
Китай положил глаз на важный черноморский порт Украины
Руководство КНР рассматривает Незалежную в качестве резервного маршрута своего проекта «Новый шелковый путь» (НШП). И не исключено, что в перспективе китайцы могут сделать серьезную ставку на Николаевский порт.
Основное направление НШП затрагивает Россию и Казахстан . Однако Пекин рассматривает и альтернативные варианты доставки своих грузов в Европу. Не последняя роль в этом плане отводится Украине , присутствие в которой Китая в последнее время становится все более заметным. Ярким примером такого положения дел могут считаться победы компаний из Поднебесной во множестве тендеров на дноуглубление морских портов, прокладку и ремонт автодорог.
Примечательно в данном случае то, что в 2016 году китайская корпорация COFCO Agri построила на территории Николаевского морского торгового порта перегрузочный комплекс зерновых и масличных культур годовой мощностью 2,5 млн тонн. На такой шаг она пошла по той причине, что Незалежная является важным поставщиком аграрной продукции в КНР . Общая сумма инвестиций составила 75 млн долларов, и вложение средств себя оправдывает сполна, пишет издание «Украина.ру».
Однако этим китайцы ограничиваться не собираются. Бытует мнение, что черноморский город может выступить ключевым звеном «Николаевского коридора», который войдет в «Новый шелковый путь». По нему товары из Поднебесной будут поступать на Запад в обход России . Тем не менее на текущий момент это всего лишь теория.
Ранее политолог Александр Дудчак объяснил, по какой причине Украине будет крайне трудно отобрать у России даже часть китайского транзита. Подробнее – в материале «ПолитПазл».
Источник
Китай включил Крым в сферу своего влияния
Китайцы заинтересовались бывшей всесоюзной здравницей. В Крым придут китайские инвесторы с намерением построить на берегу Черного моря глубоководный порт, который позволит перераспределять грузы, идущие с востока в Европу. Таким образом, порт «Крым» станет крупным узлом на маршруте нового Великого шелкового пути, идущего, кстати, в обход России.
Если посмотреть на географическое расположение Крыма, который находится на пути евразийского потока (товаров, идущих с востока, и, в частности, из бурно развивающегося Китая), можно представить, какое большое значение обретет автономная республика в мировой торговле. О потенциале этого торгового пути говорят и цифры мировой статистики, которые приводит украинское информационное агентство со ссылкой на руководителя проекта Алексея Мазюка. В 2011 году, гласят цифры, объем товаропотока в сторону европейского рынка составил 1,1 триллионов долларов, но это далеко не предел. Объемы поставок с востока будут расти непрерывно, и в среднем прирост оценивается в 10 процентов в год.
Таким образом, Крым очевидно получит приток капитала, разместив на своей территории огромный узел по перераспределению грузооборота. И, возможно, сможет решить проблемы, присущие большинству приморских городков и поселков на постсоветской территории, а именно: проблемы нехватки рабочих мест, бедность, бюджетный дефицит и так далее. А если учесть, что на территории Крыма более 27 процентов населения находятся за чертой бедности, то крупный порт и вовсе кажется золотой жилой.
«Любой проект, который вызовет увеличение потока, грузового или пассажирского (в данном случае, скорее всего, грузового, конечно), — это естественно плюс для любого региона, потому что на потоках всегда генерируется большое количество более мелких проектов, которые являются обслуживающими, и сам поток, конечно, будет генерировать дополнительные платежи сам по себе», — рассказал «Правде.Ру» вице-президент «Опоры России» Михаил Мамута.
Читайте также: Экономика Китая и без янки проживет
Неудивительно, что новый хаб разработан именно украинской компанией, а именно «Киевгидроинвестом». Свой проект компания представляла в Пекине. На удочку «клюнула» китайская компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd., известная инвестированием судоходного канала в Никарагуа. Оно и понятно — чем Крым хуже Никарагуа! Он ведь по всем показателям (хотя бы по территориальным) даже и гораздо лучше. Тем более, что проект, уже подписанный в Пекине, предусматривает государственно-частную форму партнерства с долей государства в 50 процентов.
Глубоководный порт «Крым» с подводной акваторией в 25 метров будет построен вблизи поселка Фрунзе в Сакском районе Крыма. Поскольку портовая инфраструктура и сам порт будут построены на суше, придется разрушить косу, отделяющую озеро Богайлы от моря. Судоходный канал для прохода крупнейших судов будет протяженностью в 9 километров. Планируется, что общий грузооборот порта будет составлять не менее 140 миллионов тонн в год. По всей видимости, проект получился у украинцев крайне интересный. Но возникает вопрос, какой потенциал рассмотрели в этом проекте хитрые китайцы?
«Китайцам это дает новую базу для закрепления. Китайцы сейчас очень много инвестируют в инфраструктуру, практически по всему миру, везде, где только могут, — замечает Михаил Мамута. — В Африке китайские инвестиции доминируют, наверное, если говорить по объему. Во многих африканских странах это вообще инвестор номер один, в средней Азии они тоже очень заметны. Понятно, что на территории западной окраины СНГ это не так пока выражено. Для них это прежде всего хорошая возможность закрепиться в регионе. С другой стороны проект безусловно интересный. Общая логика китайцев совершенно понятна — это инфраструктурный проект, долгоиграющий, с большим потенциалом, поэтому в такие проекты инвестировать хорошо, когда у тебя есть долгосрочная цель. А цель, с точки зрения присутствия инфраструктурных проектов, — усилить возможность своего влияния на другие проекты в регионе».
Кроме того, этот порт станет частью проекта воссоздания Великого шелкового пути, который инициировал председатель КНР Си Цзиньпи и накануне поддержал президент Украины Виктор Янукович во время рабочей поездки в Пекин.
«Совсем недавно, может быть недели две назад, в «Жэньминь жибао» («Народная ежедневная газета» — Ред.) были опубликованы две статьи по поводу создания Великого шелкового пути из Китая через Центральную Азию, через Южный Кавказ и Черное море в Европу. Название Великий шелковый путь, как вы сами понимаете, исходит из желания придать ему историческую значимость, но на самом деле это путь, который должен непосредственно связать Китай и страны Европы, в особенности страны Южной Европы. Я еще только читала в самом первом приближении об этом, но я так понимаю, что для господина Януковича стоит проблема инвестиций и денег, которые ему сейчас необходимы, — поделилась своим мнением заведующая отделом Черноморско-средиземноморских исследований института Европы РАН Алла Язькова. — Поэтому он продает часть Севастополя. Для России, конечно, не совсем, я бы сказала, комфортно будет такое соседство. И вообще Великий Шелковый путь идет в обход России, через страны Центральной Азии, с которой Китай уже имеет достаточно тесные связи. С Кавказом меньше, конечно. Но, тем не менее, вот этот путь продолжится, и данный глубоководный порт, на мой взгляд, может иметь вот это значение».
Действительно, помимо соглашения о строительстве глубоководного порта «Крым», в Пекине был подписан договор об инвестировании китайцами проекта реконструкции рыбного порта в Севастополе, общая стоимость которого составляет не менее 3 миллиардов долларов. К слову, именно в Севастополе квартирует Черноморский флот РФ и будет квартировать как минимум до весны 2017 года.
Тем не менее, для Крыма, по мнению Михаила Мамуты, инвестиции китайцев будут очень кстати, потому что на Черном море с крымской стороны портовая инфраструктура пока не очень хорошо развита. И единственный отрицательный момент для автономной республики — это экологический риск. И хотя Мазюков и назвал много положительных моментов, таких как экологически чистые новейшие технологии, социальные проектов в интересах местных жителей, экологические проекты вроде новых пляжей, очистных сооружений, вывод Евпаторийского порта за пределы города, но какие убытки принесет реализация проектов крымчанам на самом деле, пока остается лишь догадываться…
А что вы думаете о том, что будет с Украиной? Что будет с Крымом?
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник
Китайский порт Севастополь
Город, как и часть крымской территории, войдет в новый суперпроект Китая «Пояс шелкового пути»
Украинская пресса недоумевает по поводу внешнеполитических шараханий президента Януковича. Много месяцев готовилось подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и создании ЗСТ, и вдруг за две недели до него – по тормозам. На улицах бродят протестующие в поисках конфликтов с властями, а Янукович отбыл с визитом в Китай. В Киеве идут столкновения с демонстрантами. Янукович же на обратном пути из Китая встречается в Сочи с российским президентом, а потом летит вообще на Мальту. Что все это значит?
Все очень просто. Оказалось, Китай может предложить Украине то, чего не может Европа, – инвестиции. И в том числе в тех областях, где их не согласилась бы выделять также и Россия, интересующаяся по большей части лишь украинской трубой.
Дело в том, что Украина нежданно-негаданно обнаружила себя частью возрождаемого Китаем «Пояса шелкового пути». Ради осуществления этого проекта она передает Китаю часть крымской территории, где будет создана зона экономического развития, входящая в «Пояс». В нее включены Севастополь и территория возле Евпатории, где будет построен глубоководный порт, пишет «Независимая газета». Китайцы также планируют создать в Крыму новый аэропорт, верфи, нефтеперерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха.
Но главная пикантность проекта состоит в том, что он пока не включает Россию. Посему китайская экспансия на Украине может изменить расстановку сил при обсуждении российско-украинских экономических планов.
На прошлой неделе Китай и Украина подписали меморандум о строительстве в Крыму глубоководного порта (Сакский район), сообщил «Интерфакс» со ссылкой на разработчика проекта, гендиректора «Киевгидроинвеста» Алексея Мазюка. Строительство порта будет полностью профинансировано китайской стороной, вокруг него будет создана индустриальная зона в 300 000 квадратных метров производственных помещений.
А газета «Жэньминь жибао» – официальный печатный орган Компартии КНР – разъяснила, что строительство глубоководного порта в Крыму позволит Пекину на целых 6000 километров сократить торговый маршрут в Европу. Грузы из Китая пойдут через Суэцкий канал и Средиземное море, но вместо того, чтобы следовать через Гибралтар, суда повернут в Черное море и встанут на разгрузку в Крыму. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять: да, так значительно ближе.
Таким образом, на Крым свалились перспективы, которых полуостров никак не ожидал. Ходили, правда, разговоры, что Китай заинтересован в строительстве ветряной и солнечной электростанций на Керченском полуострове, где раньше едва не построили Щелкинскую АЭС (была готова на 90%, а после Чернобыля проект закрыли), однако транзит товаров выглядит куда масштабнее.
Но и это еще не все. Украина и Китай планируют совместно заняться реконструкцией и развитием Севастопольского морского рыбного порта и созданием вокруг него зоны высокотехнологичной индустрии. Определены уже и сроки: строительство стартует в конце следующего года. Инвестиции Китая в портовую инфраструктуру составят порядка 3 миллиардов долларов только на первом этапе.
Второй этап, пишет «Жэньминь жибао», предполагает строительство в Крыму аэропорта, верфи, нефтеперерабатывающего завода, производственной базы сжиженного природного газа, учебных центров, а также обустройство пляжей. На нем инвестиции уже достигнут 7 миллиардов долларов. Причем все будет делаться быстро: срок реализации составит не более двух лет, пояснил представитель китайской стороны проекта Ван Цзин. А прибыль ожидается примерно через шесть лет после ввода всех объектов в эксплуатацию.
Находясь в Китае, президент Украины Виктор Янукович подтвердил премьеру Госсовета КНР Ли Кэцяну свою заинтересованность в укреплении стратегических связей с Китаем. Он рассчитывает, что это будут авиастроение, энергетика, космическая отрасль, развитие инфраструктуры и «создание Великого шелкового пути», главным транспортным и экономическим узлом которого на Украине станет Крым.
Заметим, что проект стартовал не так давно. О нем было объявлено в сентябре этого года, когда председатель КНР Си Цзиньпин, находясь с визитом в центральноазиатских странах, рассказал о реализации масштабной интеграционной концепции «Экономический пояс Шелкового пути». Китайцы считают, что она окажется значительно перспективнее и успешнее, чем Евразийский союз, который создает Россия по инициативе президента Путина.
Китайский интеграционный план охватит не только Центральную Азию, но и страны Закавказья: Азербайджан, Армению, Грузию, Нагорный Карабах, Абхазию, Южную Осетию. В пояс вошла и Украина, а конечной точкой пути станет Европа.
Участие России в китайском проекте остается неясным. Разве что она захочет, как предлагает Китай, поучаствовать в возрождении транспортной инфраструктуры среднеазиатских республик, но совершенно неясно, с чего бы ей это делать. У Китая есть четкая цель: завалив своим ширпотребом Америку, он теперь везет его в Европу. России же нет никакого смысла обустраивать чужие торговые пути.
Предвидя недовольство США и Европы его усилением, Китай спешит заранее сделать все возможные реверансы.
«Китай четко выразил, что не стремится к региональному господству, не стремится установить сферу влияния и не вмешивается во внутреннюю политику других крупных государств. В связи с этим выдвинутая Китаем новая концепция не ущемляет интересы России, – пишет «Жэньминь жибао». – Председатель КНР Си Цзиньпин провел отдельные переговоры с главами четырех государств Центральной Азии, что подняло связи между Китаем и ними до уровня отношений стратегического партнерства. Например, Узбекистан и Китай подписали соглашение о сотрудничестве на сумму 11 миллиардов долларов. Что касается инфраструктуры, то Китай может оказать помощь странам Центральной Азии в восстановлении и строительстве общественных и железных дорог до Европы. Россия также рада принять в этом участие».
Возможно (и даже скорее всего), что так оно и есть, но дело все в том, что трансформировать экономическое влияние в политическое при необходимости достаточно легко. Сейчас Китай от этого воздерживается, но неизвестно, как он поведет себя в будущем, если обстоятельства изменятся. А пока – да, Китай совершает инвестиции по всему миру, например, в Африке, исходя только из экономической целесообразности. Но его растущая экономическая мощь уже сама по себе является сильным политическим фактором отложенного действия. Выйдя на новый уровень, она сможет легко и просто поменять то, что пока еще кажется незыблемым, – например, сделает юань мировой резервной валютой со всеми вытекающими последствиями.
Что касается отношений Украины с Китаем, то, как отмечает украинский ресурс From-ua, страны подписали более 20 стратегических соглашений о развитии торговли и инвестиционного сотрудничества. Украина обсудила стратегическое сотрудничество с Китаем до 2018 года. В ближайшие пять лет Китай намерен импортировать продукции на 10 триллионов долларов, и часть этой квоты может достаться Украине.
Визит президента Украины в Поднебесную стал переломным моментом в развитии двусторонних отношений, уверено издание. Виктор Янукович и председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин подписали совместную декларацию о дальнейшем углублении стратегического партнерства, включающую более двух десятков договоров, меморандумов и контрактов в финансовой, производственной и энергетической сферах на сумму свыше 30 миллиардов долларов. Уже в следующем году Украина получит 18 миллиардов долларов в виде кредитов и инвестиций. Разве можно сравнивать это с теми 600 миллионами, которые обещала Европа, выкрутив Украине руки своими бумагами об ассоциации и ЗСТ не то что за спину, а буквально из суставов.
Кроме того, Украина будет иметь квоту гарантированного сбыта своей продукции в КНР, что открывает «невиданные перспективы перед всеми отраслями отечественной промышленности и сельского хозяйства». Кроме того, подписан меморандум между государственным ипотечным учреждением и китайской корпорацией CITIC Construction о строительстве доступного жилья на Украине. На эти цели Китай предоставит 15 миллиардов долларов сроком на 15 лет с возможностью пролонгации и расширения этого проекта.
Есть соглашение между Минтопэнерго и Китайской национальной инжиниринговой корпорацией «Ухуань инжиниринг Ко. Лтд», предусматривающее строительство завода по производству синтетического газа. В итоге реализации проекта будет создано 2000 новых рабочих мест на самом заводе и около 100 000 – на отечественных угледобывающих предприятиях.
Сейчас ежегодный объем двусторонней торговли между Украиной и Китаем составляет 10 миллиардов долларов. Объем товарооборота занимает второе место среди 217 стран, с которыми торгует Украина, и составляет 8% от общего товарооборота страны. Таким образом, подписанные соглашения с КНР позволят увеличить эти показатели втрое.
В предвыборный год Януковичу нужно продемонстрировать населению улучшение экономической ситуации, и он рассчитывает, что с Китаем и Россией это удастся скорее, чем с прижимистой Европой, которая не желает гарантировать ничего.
Источник