- Почему Москва — порт пяти морей?
- Порт пяти морей без единого моря
- Канал Москва-Волга
- Московский канал — не единственный
- Что дало соединение Москвы-реки с Волгой?
- Порт семи морей что за город
- Почему Москва — 3-й Рим, порт 5 морей, на 7 холмах: заглянем в историю
- Порт семи морей. В чем историческое значение Иркутска
Почему Москва — порт пяти морей?
«Порт пяти морей» не имеет ни одного моря в черте города. Из водоёмов — лишь пара рек и несколько прудов, по большей части непригодных для купания. Однако столицу действительно называют «портом», связывающим сразу пять русских морей.
Москве часто придумывают звучные «прозвища». Несколько веков её называли Третьим Римом и небезосновательно. Но был ли повод величать столицу «портом пяти морей»?
Московский канал
Порт пяти морей без единого моря
Громкое название придумал Иосиф Сталин. Именно такую фразу он произнёс на открытии Московского канала. Новый путь открыл широкие возможности для водного сообщения. После завершения строительства люди по воде добирались до любого из пяти морей. Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское и Каспийское моря отныне навсегда соединились с Москвой.
Фраза, на самом деле, не совсем корректна. С тем же успехом «портом пяти морей» может стать Казань или Волгоград. Города точно так же соединяются с морями сетью каналов. Однако с лёгкой руки Генсека именно Москве выпала честь прославиться.
Считается, что Московский канал воплотил мечту Петра I — дал столице выход к большой воде. Вместе с этим, канал Москвы — не единственный элемент системы. По какой-то причине в стороне остались Беломорско-Балтийский и Волго-Донской каналы.
Канал Москва-Волга
Только Московский канал относится к «Великой стройке коммунизма». В 1930 году стало ясно, что Рублёвский водопровод не справляется. В столице чувствовалась острая нехватка питьевой воды. Тогда придумали обводнить Москву-реку свежими водами Волги. Даже дистанция в 120 километров не смутила инженеров.
Рабочие начали стройку в 1931 году. Весной 1937 года трассу от Волги до Москвы заполнили водой. Сегодня по этому каналу в столицу поступает 60 процентов питьевой жидкости. Но, если говорить о соединении с морями, одного Московского канала было явно не достаточно.
Вид на железнодорожный мост и один из шлюзов Московского канала
Московский канал — не единственный
Открытие Беломорско-Балтийского канала было не таким пышным. Гордость первой пятилетки не внесли в список «Великих строек коммунизма». Несмотря на это, построили канал в два раза быстрее, чем Московский. Работы начались в 1931 году, а завершились уже в августе 1933 года. Сроки — рекордные. И по протяжённости Беломорканал «бьёт» Московский. Общая длина пути от Белого моря до Онежского озера составляет 227 километров.
Последняя часть сети, соединяющая Москву с пятью морями, — Волго-Донской канал. Протяжённость канала небольшая, всего 101 километр. Зато история богатая. Соединить Дон и Волгу в точке максимального сближения рек задумал ещё турецкий султан в XVI веке. С задачей не смогли справиться 22 тысячи солдат. Новую попытку соединить реки предпринял Пётр I. Идея с треском провалилась. Сначала два иностранных инженера сбежали с места работ, а потом внимание императора поглотила Северная война.
Волго-Донской канал
В 1952 году по только что построенному каналу начали двигаться суда. Волго-Донской канал окончательно утвердил связь Москвы с пятью морями России.
Один из шлюзов Волго-Донского канала
Что дало соединение Москвы-реки с Волгой?
Завершение строительства трёх каналов открыло транспортные перспективы. По воде из столицы можно было добраться до Астрахани, Ростова-на-Дону, Ярославля. Специально для развития судоходства построили флотилию пассажирских кораблей.
Корабельный парк был обширным: пять колёсных пароходов-гигантов, шесть вместительных теплоходов и небольшие речные суда. Открылись скоростные пригородные маршруты. Их обслуживали теплоходы на подводных крыльях — советские «Ракеты». В 2016 году последняя «Ракета» поступила на утилизацию. Сегодня по водам Московского канала ходят исключительно круизные теплоходы.
Источник
Порт семи морей что за город
Москва порт пяти морей — Черного, Каспийского, Азовского, Белого и Балтийского. Японское море здесь ни при чем.Данное выражение появилось примерно в 60-х годах прошлого столетия и связано с тем, что были построены гигантские каналы, соединяющие крупные реки России, а также Химкинское водохранилище, позволившее действительно здесь оборудовать порт — Северный речной вокзал. С помощью канала «имени Москвы» река Москва соединяется с Волгой, а дальше по Волге — с Каспийским морем.Волго-Донской канал соединял реки Дон и Волга. А это значит, что из Волги москвичи попадали в Дон, а по Дону — в Азовское море, а из Азовского моря — в Черное.Раньше популярными были прогулочные теплоходы типа «Ракета», которые совершали поездки по разным маршрутам — в Астрахань, Ростов, Ленинград. Сейчас эти линии считаются убыточными, и поездок очень мало (или вообще нет, надо спрашивать москвичей).С этого же Северного речного вокзала можно было попасть в верховья Волги, а оттуда — через Беломоро-Балтийский канал — в Балтийское и Белое моря.Южный речной вокзал использовался для речного транспорта, следующего в Горький, Уфу, Рязань.Эти поездки раньше были очень востребованы для пассажирских перевозок, а также для грузов.Для грузов в Москве есть еще один речной порт (вокзал) — Западный.Чтобы из Москвы было круизное судно в Крым (Черное море), я не слышал, но теоретические такая поездка была возможной.
Порт пяти морей – это некий символ Москвы. Но по рекам и каналам из Москвы можно действительно добраться в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря. Например, Каспийское: Москва-река — Ока — Волга. Азовское и Черное: Все тоже самое, только потом из Волги по каналу Волга-Дон, а дальше по Дону. Балтийское: по каналу им.Москву в Волгу, оттуда по каналу Волгобалт. Белое: тоже самое, а дальше по Беломорканалу.
Посетите меня на Проза.ru. Там я разместил свои произведения. Они могут Вам понравиться. http://www.proza.ru/avtor/kosinskyИ посмотрите ролик Последняя любовь http://video.mail.ru/mail/v_kosinsky/_myvideo/17.html Это о моей собачке.Если не открываются, скопируйте ссылки и войдите при помощи поисковика.Заходите
Вблизи Москвы возникли семь водохранилищ, семь рукотворных морей: Химкинское, Клязьминское, Пироговское, Пестовское, Учинское, Пяловское и Икшинское, ставших главной акваторией столичных яхтсменов.
Благодаря системе каналов, построенных в составе Великих строек коммунизма, Москва с советских времён заслужила название «порта пяти морей».Белым, Балтийским, Черным, Азовским и Каспийскими морями.
Благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного
Вообще солёных — 5 (Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское), а вот больших водохранилищ вокруг Москвы 7.
Канал Москва – Волга связал столицу с Белым, Балтийским, Черным, Азовским и Каспийскими морями
Москва – Волга связал столицу с Белым, Балтийским, Черным, Азовским и Каспийскими морями.
Москва – Волга связал столицу с Белым, Балтийским, Черным, Азовским и Каспийскими морями.
Не бродяги, не пропойцы,за столом семи морейвы пропойте, вы пропойтеславу женщине моей!
В школе наверное географию прогуляли, а там так доступно и понятно все расписано.
Чёрного, Каспийского, Балтийского, Белого и Баренцева: по каналам — все достижимы
Потому что много о себе воображает. Она всего лишь маленький речной порт.
Беломор-Балтийский канал в 30-х гг. XX в. соединил (реки) Москву 7-ми морями:
географию надо учить!по рекам и каналам есть доступ к этим морям!
да не только порт. Москва это столица. Если нужно будет и космопорт
Москву пора перенести на камчатку. Пусть их потрясет и по морозит!
Может быть из-за семи железнодорожных вокзалов,я так думаю.
Источник
Почему Москва — 3-й Рим, порт 5 морей, на 7 холмах: заглянем в историю
Откуда взялись цифры, которые устойчиво ассоциируются с Москвой.
Москва – третий Рим, порт пяти морей, стоит на семи холмах и имеет 9 высоток. Красиво, не правда ли? 3-5-7-9, ряд нечетных чисел. По нумерологии нечетные числа 1, 3, 5, 7, 9 – солнечные, динамичные, мужские, даже где-то электрические. Так связаны ли эти числа особым смыслом для Москвы? И как на город повлияли амбициозные проекты с сакральным смыслом.
Эта фраза появилась еще в XIV веке. Авторство приписывают монаху псковского Елеазарова монастыря Филофею. В своем послании великому князю Московскому Василию III он пишет:
«первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать».
Имея ввиду, «Рим» – как хранитель православия. «Первый» Рим – центр цивилизации, держатель верховной власти. Но не устоял под нашествием варваров. «Вторым» Римом стал Константинополь. Ему тоже не очень повезло в плане долгожительства. В 1453 году город пал, захваченный турками-османами.
Нужен был новый хранитель христианской веры. Русское государство к тому моменту оказалось единственным независимым православным государством. Провозгласить Москву «Третьим» Римом конечно было выгодно – повод закрепиться на мировой арене в политическом плане. Особенно, если подкрепить самопровозглашение легендами. Например, легендой о шапке Мономаха, которая была подарена императором Византии русскому князю. Или легендой о «найденных» родственных связях Рюриковичей с Августом, римским кесарем.
Но это все в прошлом. Нужно было современное подкрепление правонаследования священного Рима. Брак Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, подтвердил преемственность веры. Иван III принял царский титул, византийский герб и гарантировал чистоту нравов и сохранение православных церковных канонов.
Уже позже, в XIX веке славянофилы вновь стали использовать концепцию «Москва – Третий Рим», чтобы обосновать отличный от европейского и восточного – «третий» путь развития, российский.
Порт пяти морей
Эта фраза пошла в народ после выступления Сталина на открытии канала имени Москвы. Сделать город в центре континента портом, да еще и пяти морей – чисто сталинская амбициозная идея. А что, красиво же. В 1937 году канал соединил Москву-реку с Волгой. Чуть позже были построены Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы. И получается, что из столицы можно добраться до любого из пяти морей: Каспийское, Азовское, Чёрное, Белое, Балтийское. Справедливости ради, таким же портом пяти морей можно назвать любой город на канале, например, Углич или Казань.
Удивительно, но в этом названии также есть римский след. Аналогично «холмам Рима», Москве тоже нужно было определить несколько возвышенностей, на которых она, якобы, стоит. До сих пор однозначного мнения по поводу значимости одних холмов и незначительности других – нет.
Можно согласиться с Википедией и определить семь холмов так: Боровицкий, Сретенский (Сухаревский холм), Тверской (Страстная горка), «Три горы» (три! Горы), Таганский (Швивая горка), Лефортовский (Введенский горы), Воробьевы горы. Но мы знаем не менее «возвышенные» Ваганьковский и Чертольский холмы, а также Ивановскую горку. Возможно, десять холмов звучит менее величаво, чем семь. Поэтому для важности формально оставили устойчивое выражение — «Москва стоит на семи холмах».
Да, проектировали именно 9 высоток в Москве. Семь стоят до сих пор, а что же остальные?
Восьмая высотка должна была подняться в Зарядье. В ней планировалось разместить Наркомат тяжелой промышленности. Но не сложилось. Вместо высотки в результате появилась гостиница «Россия». Но и ей не удалось простоять долго. Гостиницу снесли, на ее месте сейчас парк «Зарядье» с Парящим мостом, музеями, концертными площадками и прогулочными аллеями.
Девятой высоткой и центром этой глобальной композиции должен был стать Дворец Советов. Расположение – место нынешнего храма Христа Спасителя. Даже площадку под девятую высотку сделали – взорвали храм, который в свою очередь стоял на месте бывшего Алексеевского монастыря. Вообще это место с неустойчивой для нецерковных зданий историей.
По легенде, настоятельница монастыря приказала приковать ее к дубу у храма, дабы не покидать обитель. Но цепи были сняты, а игуменью насильно выдворили за ворота. В сердцах воскликнула она: «Стоять здесь ничего не будет». И ведь не стояло. Дом Советов не достроили, бассейн Москва на этом же месте тоже не задержался. Только вот нынешний храм Христа Спасителя обрел, наконец, свое историческое место.
А про семь высоток тоже не все так однозначно. Но об этом в следующей статье.
Источник
Порт семи морей. В чем историческое значение Иркутска
В России термин «адмиралтейство» ассоциируется прежде всего с Санкт-Петербургом и его великим морским прошлым. Знатоки военно-морской истории вспомнят и адмиралтейства на Чёрном море — «времён Очакова и покоренья Крыма». Но мало кто в Иркутске знает, что в городе на Ангаре, посреди Сибири, за две тысячи верст от моря тоже было адмиралтейство.
Два столетия назад на берегу реки Ушаковки — там, где сейчас стадион «Динамо», — располагались казармы Иркутской морской команды и отдельное Адмиралтейство Российской империи. Оно было куда скромнее петербургского, но сыграло в отечественной истории весьма серьёзную роль — впрочем, как и весь город.
В прошлом Иркутск вполне официально считался приморским поселением. Ещё первопроходцы называли пресноводный Байкал не иначе, как Ламское море. Николай Спафарий, автор одного из первых отечественных описаний Сибири, в 1675 году простодушно, но вполне логично объяснял:
Байкал может называться морем потому, что величина его в длину и ширину, и в глубину велика есть…
Спустя век, в 1773 году, вышла первая научная карта Байкала, составленная инструментальной съемкой, под названием «Карта плоская, специальная Байкала-моря с показанием впадающих рек и речек». То есть самое глубокое озеро нашей планеты звалось морем вполне официально, а не только в народной песне про омулевую бочку (песня «Славное море — священный Байкал». — Ред.).
Судоходство по Байкалу в эпоху весла и паруса было сложным. Об этом в своих мемуарах писал еще знаменитый раскольник протопоп Аввакум.
В Байкаловом море тонул и на берегу насилу место обрёл от волн.
Первопроходцы пересекали Ламское море на самодельных лодках, зачастую одноразовых, а первый большой корабль для Байкала был построен в 1684 году, именно в Иркутске.
Расположенное близ Иркутска, «море» вело на Дальний Восток, к просторам Даурии и берегам Амура. Эта река, освоенная Ерофеем Хабаровым и его казаками-первопроходцами, в XVIII столетии официально считалась китайской. До появления железных дорог именно она была самой удобной трассой к настоящим, соленым морям Тихого океана. И в 1753 году власти Российской империи задумали восстановить плавание по Амуру. Та эпопея — секретная Нерчинская экспедиция — вошла в историю. В строгой тайне, чтоб не конфликтовать с Китаем, был исследован Амур на предмет будущего судоходства.
Но путь к амурским истокам лежал через Иркутск и волны Байкала. Поэтому в июне 1754 года был издан царский указ о направлении в город на Ангаре «адмиралтейской команды» из столичного Петербурга. Так в Иркутске появились свое адмиралтейство, морская воинская часть и даже «навигацкая школа», готовившая геодезистов и штурманов для российской флотилии Камчатки и Охотского моря.
Первому руководителю Иркутского адмиралтейства Михаилу Татаринову пришлось даже спорить с начальством в далеком Петербурге о конструкции кораблей для Байкала — условия навигации, характеристики волн и ветров этого пресного «моря» кардинально отличались от привычных адмиралам балтийских.
Среди руководителей Иркутского адмиралтейства было немало интереснейших личностей. Например, его глава с 1812 года Леонтий Гагемейстер свою флотскую карьеру начинал на Балтике, учебную практику проходил в Англии, сражаясь с наполеоновским флотом под началом самого Нельсона, лучшего в мире адмирала той эпохи. Прежде чем попасть в Иркутск, Гагемейстер командовал вторым в отечественной истории кругосветным плаванием — на пути от Балтики до Камчатки и Аляски его корабль первым из русских судов посетил Австралию.
Именно с Иркутска в ту эпоху начинались все континентальные пути России к морским берегам Тихого океана. Купцы, офицеры, чиновники, отправлявшиеся два столетия назад на Камчатку или даже к американской Аляске, сначала по Сибирскому тракту добирались до Иркутска, официальной столицы Восточной Сибири. Потом они направлялись по Ангаре и её притоку Вилюю к верховьям Лены, чтобы плыть в Якутск, тогда уездный город Иркутской губернии. Из Якутска на вьючных лошадях через тайгу двигались к другому уездному городу той же губернии — Охотску, на берегу одноименного моря. Из Охотска уже на кораблях плыли в «Камчатскую область», тогда в составе всё той же Иркутской губернии.
Дорога на Аляску шла также через Иркутск. Не случайно знаменитая Русско-Американская компания, созданная для освоения заокеанских просторов вплоть до Калифорнии, зародилась 220 лет назад именно в Иркутске: её непосредственный предшественник — Северо-Восточная компания, основанная в городе на Ангаре в 1783 году. Из четырех членов первого совета директоров Русско-Американской компании трое были иркутяне.
Еще три столетия назад, когда Иркутск насчитывал всего тысячу домов, здесь жили купцы из самых экзотических стран. Например, в истории города известен индийский купец из Дели по имени Парессотемагир, здесь крестившийся и женившийся на иркутянке. В XVIII веке единственная в России школа японского языка располагалась в Иркутске.
Торжественная присяга первых руководителей русской Америки состоялась в одном из городских храмов Иркутска в 1799 году. Изначально «главную контору» (или, как сказали бы сегодня, головной офис) Русско-Американской компании планировали разместить в Иркутске — и только по особому указу императора Павла I перевели в Петербург. Но в городе на Ангаре долгие десятилетия располагалась крупнейшая региональная «контора» этой знаменитой компании — там, где ныне стоит особняк по адресу ул. Сурикова, 24.
В ту же эпоху Иркутск был и важнейшими воротами в Китай. Из столицы Восточной Сибири по долине реки Иркут, давшей имя городу, начинался путь к русско-китайскому пограничью, тогда совсем близкому — менее чем в 200 верстах от Иркутска. Именно торговля с Китаем, в том числе добытыми иркутским купечеством мехами Аляски, превратила город на Ангаре в один из крупнейших коммерческих центров в масштабах всей страны. К концу XVIII века торговый оборот Иркутской ярмарки составлял почти 6% от общероссийского ярмарочного оборота.
В советское время была популярна фраза «Москва — порт пяти морей». Столица СССР была связана системой каналов со всеми морями европейской России: Чёрным, Азовским, Каспийским, Белым и Балтийским. А для азиатской России ключевым связующим звеном с акваториями многих морей исторически служил Иркутск. Фактически, иркутское Адмиралтейство связывало страну с Охотским и Японским морями, со всем морями от устья Лены до Берингова пролива и даже с берегами Жёлтого моря (если учесть значение Иркутска той эпохи в торговле с Китаем). Прибавим к этому «славное море, священный Байкал» — и сможем по праву сказать, что Иркутск — порт семи морей.
Источник