Экологическая Вахта по Северному Кавказу
“ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ
“ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ
В прошлом году в печати по радио, на телевидении прошла информация о строительстве магистрального газопровода Россия — Турция, часть которого будет проложена по дну Черного моря. Многие в стране восприняли эту идею как совершенно дикую. Обеспокоились и специалисты, особенно нашего региона, который при реализации очередного «проекта века» окажется заложником «голубого потока». Ученые создали инициативную группу, которая провела независимую экспертизу возможных последствий прокладки газопровода по данному маршруту.
В группу вошли геолог-геофизик, ветеран НИПИокеангеофизики, член совета Социально-экологического союза Западного Кавказа и Российского национального совета неправительственных природоохранных организаций Черноморского региона В.В. Соловьев, директор КПП “Южморгео ЭКО” В.А. Чаленко, доктор биологических наук, ветеран Института океанологии АН Н.В. Мамаева, архитектор-ландшафтник, ветеран Союза архитекторов СССР и РФ М.М. Осичева, доктор технических наук Г.А. Головко. После завершения работы материалы экспертизы были в эксклюзивном порядке предоставлены редакции нашей газеты.
Выводы, сделанные учеными, настолько тревожны, что мы сочли необходимым познакомить с ними наших читателей. Цель, которую ставили перед собой специалисты, они сформулировали так: «Основной целью было намерение обосновать серьезную обеспокоенность вероятными экологически негативными и катастрофическими последствиями строительства и эксплуатации технически уникального и опасного газопровода в уникальных природных условиях Черного моря, вся толща которого глубже 100 -200 метров заражена сероводородом в смертельно опасных концентрациях. Было бы наивным полагать, что имеющиеся на сегодня знания позволяют исчерпывающим образом описать природные и антропо-генные факторы, создающие при их взаимодействии с газопроводом угрозу катастрофических последствий для окружающей среды. Эта естественная неопределенность научных знаний в сочетании с мировой уникальностью и значимостью Черного моря и технической уникальностью проектируемого сооружения составляют очевидную и непредсказуемую по масштабам опасность газопровода «голубой поток” в его морском варианте для всех причерноморских государств, для всех людей,.населяющих его побережье!»
Сначала о самом газопроводе
Его морской участок начинается от урочища Дровяная Щель в пяти километрах к юго-востоку от курортного поселка Архипо-Осиповка и примерно в двух километрах к северо-западу от курорта Инал. Оканчивается морской участок газопровода в Турции, в городе Самсун. Проектная протяженность — 396 километров. Из них примерно одиннадцать километров пройдет по российскому шельфу (глубины до ста метров), около 50-60 километров — по континентальному склону (глубины от ста до двухсот метров). Большая часть трассы газопровода планируется в международных водах, 340 километров. Проектная производительность — 43,8 миллиона кубических метров газа в сутки. Следует особо подчеркнуть одно обстоятельство, которое тщательно скрывается авторами проекта. На протяжении первых 80-90 километров давление газа в трубопроводе будет существенно превышать внешнее гидростатическое.
Что же собой представляет дно Черного моря, по которому планируется прокладка газопровода? Геологические породы здесь малоустойчивы. Часты подводные оползни. Большая плотность и скорость этих потолков порождает гигантскую энергию, достаточную для разрушения даже высокопрочных толстостенных труб газопровода. Движения земной коры в полосе при-кавказского континентального склона порождают здесь очаги землетрясений силой 8-10 баллов в эпицентре, что достаточно для непосредственного разрушения газопровода. Сейсмическая же опасность для турецкого шельфа подтверждается прошлогодними землетрясениями в Турции.
Сероводородная черноморская вода обладает высокой коррозионной активностью. Это неизбежно приведет к разрушению стенок трубопровода. Кроме того, грязекаменные и мутьевые потоки способны создавать обширные промоины под трубопроводом или перекрыть его выпавшим из потока грунтом.
В той части морского дна, где предполагается прокладка газопровода, есть признаки грязевого вулканизма. Что тоже чрезвычайно опасно. Тепловое и механическое воздействие трубопровода может спровоцировать разрушение донных грунтов.
Конечно, у специалистов различные мнения насчет частоты и масштабов вышеназванных геологических явлений. Однако реальность их подтверждается многочисленными наблюдениями. В частности, гидрографическая служба Черноморского флота зафиксировала мощные подводные перемещения грунтов в районе мыса Идокопас, что привело к обрыву подводного кабеля связи.
— Когда чиновник мыслит только о доходах К Беде нас приведет всего скорей! И в наших древних черноморских водах Устроит нам последний день Помпеи!
Как уже сообщалось в предыдущем номере нашей газеты, вопреки широковещательным заявлениям авторов, хозяев и сторонников проекта «Голубой поток» о том, что на дне Черного моря прорыв газа исключен, почти 170 километров трубопровода будет находиться под существенным избыточным внутренним давлением. Однако разрушение трубопровода может быть следствием не только природных процессов, но и военных действий, военных учений, актов терроризма, нарушений технологий прокладки и эксплуатации газопровода, а также случайных воздействий при различных работах на акватории.
Итак, предположим, что на морском шельфе произошел прорыв газопровода. В водную толщу, а затем а атмосферу произойдет выброс сотен тысяч кубометров сжатого в трубопроводе газа. Самовозгорание газа очень вероятно из-за электростатических эффектов в облаке водяной пыли над выбросом. Высокую вероятность этого подтверждают многочисленные случаи самовозгорания и взрывов газа при извержении грязевых вулканов (в том числе подводных) в Азербайджане, на Керченском и Таманском полуостровах. Со дна моря будут подняты и перемешаны рыхлые илистые осадки. Это будет похоже на шторм, что признают даже разработчики проекта. Ширина шельфа в полосе прокладки трубопровода — 11 километров, море здесь обитаемо до глубины более ста метров, а биота не приспособлена к мощным мутьевым нагрузкам.
Придонные условия и большие количества сжатого газа благоприятны для образования мощных газогидратных пробок. А сероводород в морской воде может сыграть роль катализатора в этом процессе. В случае массового прорыва газа морские течения будут способствовать выносу поднятой сероводородной воды и мути к российскому курортному побережью и далее к Крыму. При прорыве а турецкой части моря пострадают не только побережье Турции, но и грузинские берега.
Последствия аварии газопровода на дне Черного моря могут быть и пострашнее приведенных примеров.
Теперь рассмотрим международно-правовой и политический аспекты морского варианта проекта «Голубой поток».
Россия, будучи исторически причерноморским государством, является участницей международных конвенций и соглашений по экологической безопасности бассейна Черного моря. В этих документах подчеркивается, что Черноморский бассейн — исключительно замкнутый, в котором любое экологически негативное событие затрагивает интересы всех причерноморских государств и их населения. Поэтому узкоотраслевой подход РАО «Газпром» при создании и осуществлении проекта «Голубой поток» противоречит не только международным обязательствам России, но и ее долгосрочным геополитическим интересам.
Надо сказать, что существуют и другие варианты поставок российского газа в Турцию. «Восточный», «западный» и так далее. Они могут быть осуществимы с помощью традиционных испытанных и надежных технологий. Это обстоятельство не нашло отражения в проекте РАО «Газпром».
Наше побережье — единственный в России субтропический курортный регион. Население его прямо или косвенно связано с лечебно-оздоровительной деятельностью. И уже сейчас сам проект «Голубой поток», его осуществление и будущая эксплуатация газопровода через Черное море наносит и будет наносить ущерб южным курортам страны. Это и потеря привлекательности региона, и снижение интереса к инвестициям в курортный бизнес, поскольку «опромышливание» Черноморского побережья России резко повышает риск вложения капитала в легкоранимое курортное дело. Примером служит разлив нефти на терминале Шесхарис в 1977 году, практически сорвавший курортный сезон в Кабардинке и Геленджике.
Сторонники «Голубого потока» обещают щедрые компенсации курортному региону и его населению за понесенные потери и неизбежный риск. связанный с осуществлением проекта и деятельностью газопровода, включая аварийные ситуации. В частности, РАО «Газпром» сулит повальную газификацию всех населенных пунктов побережья. Но широкой общественности неизвестны полноценные правовые документы, подтверждающие и гарантирующие это.
Источник
«Турецкий поток»
«Турецкий поток» — новый экспортный газопровод из России в Турцию через Черное море. Первая из двух ниток газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы.
Мощность
Суммарная мощность «Турецкого потока» составляет 31,5 млрд куб. м (по 15,75 млрд куб. м каждая нитка).
Компрессорная станция «Русская»
Маршрут
Отправная точка для подачи газа в «Турецкий поток» — компрессорная станция (КС) «Русская», входящая в ЕСГ России и построенная в районе г. Анапы. Она обеспечивает необходимое давление для транспортировки газа по двум ниткам газопровода на расстояние более 930 км до побережья Турции, где газ поступает на приемный терминал.
История проекта
1 декабря 2014 года «Газпром» и Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции.
Алексей Миллер и генеральный директор Botas Мехмет Конук подписывают меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции. Фото «РИА Новости»
В сентябре 2016 года «Газпром» получил первые разрешения органов власти Турецкой Республики на реализацию «Турецкого потока».
Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз и Алексей Миллер во время облёта планируемой трассы сухопутной части газопровода. Фото Anadolu Agency
10 октября 2016 года подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток».
Во время подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток», 10 октября 2016 г. Фото «РИА Новости»
В декабре 2016 года подписан контракт между South Stream Transport B.V. и Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки.
В феврале 2017 года South Stream Transport B.V. заключила с компанией Allseas Group контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода «Турецкий поток».
7 мая 2017 года в Черном море началось строительство газопровода «Турецкий поток». Работа стартовала у российского побережья.
Трубоукладочное судно Audacia
Для строительства глубоководного морского участка газопровода «Турецкий поток» используется крупнейшее в мире строительное судно Pioneering Spirit
19 ноября 2018 года завершена укладка газопровода в Черном море.
В январе 2020 года начались поставки газа по «Турецкому потоку».
Торжественная церемония открытия газопровода «Турецкий поток» в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина, Президента Турецкой Республики Реджепа Тайип Эрдогана, Президента Республики Сербия Александра Вучича, Премьер-министра Республики Болгария Бойко Борисова, Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака, Министра энергетики Турецкой Республики Фатиха Денмеза и Алексея Миллера. Фото РИА «Новости»
Источник
«Голубой поток»
Значение
Газопровод «Голубой поток» предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. «Голубой поток» дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии.
«Голубой поток» существенно повысил надежность поставок газа в Турцию, а также способствует развитию газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны.
Уникальность и технические особенности
«Голубой поток» является уникальным газотранспортным сооружением, не имеющим аналогов в мире. Строительство этого газопровода открыло новую страницу в истории развития современных газотранспортных технологий.
Голубой поток является уникальным газотранспортным сооружением
Общая протяженность газопровода «Голубой поток» составляет 1213 км.
Учитывая, что более 60 км газопровода, расположенного на российском сухопутном участке, проходит по горной местности, а глубина залегания трубы на морской части достигает 2150 м в условиях агрессивной сероводородной среды, для повышения надежности газопровода при его строительстве применялись специальные технические решения. К ним относятся, к примеру, применение труб из высококачественной коррозионностойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием; испытание газопровода методом стресс-теста; использование интеллектуальных вставок на горном и морском участках и др.
Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный. Общая длина тоннелей составила 3260 м.
Параллельно со строительством газопровода осуществлялось проведение природоохранных мероприятий. К ним относится рекультивация земель по всей трассе строительства газопровода, сохранение более 4 гектаров реликтового леса при прохождении тоннельным методом хребтов Кобыла и Безымянный.
Сотрудничество
Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания Eni, которая имеет большой опыт строительства морских газопроводов и располагает крупнейшим в мире трубоукладочным флотом.
Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания Eni
История
15 декабря 1997 года между Россией и Турцией было подписано межправительственное соглашение. В рамках этого соглашения «Газпром» заключил коммерческий контракт с турецкой фирмой Botas на поставку 365 млрд кубометров газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в течение 25 лет.
В феврале 1999 года между «Газпромом» и итальянской компанией Eni был подписан Меморандум о взаимопонимании по совместному участию в реализации проекта «Голубой поток».
16 ноября 1999 года ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года — ПАО «Газпром») и Eni зарегистрировали в Нидерландах на паритетных началах российско-итальянскую компанию специального назначения Blue Stream Pipeline Company B. V. Сейчас эта компания выступает владельцем морского участка газопровода, включая компрессорную станцию «Береговая». Владельцем и оператором сухопутного участка газопровода является ПАО «Газпром».
Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены тоннели
Сооружение морского участка «Голубого потока» длиной 396 км началось в сентябре 2001 года и полностью завершилось в мае 2002 года.
30 декабря 2002 года газопровод «Голубой поток» был сдан в эксплуатацию. Промышленные поставки газа по газопроводу начались в феврале 2003 года.
Текущее состояние
Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд куб. м газа в год.
При строительстве газопровода применялись трубы из высококачественной коррозийно-стойкой стали
Стоит отметить, что по запросам турецкой стороны в отдельные периоды суточные объемы, поставляемые по газопроводу «Голубой поток», соответствуют уровню его проектной мощности. Это связано с тем, что Турция сталкивается с невыполнением обязательств по поставкам со стороны Ирана, и «Газпром», идя навстречу турецким коллегам, компенсирует эти недопоставки.
«Газпром» также в состоянии покрывать пиковый рост спроса в Турции, связанный с регулярно наблюдающимися там холодными температурами.
Источник