Поток газа через черное море

Экологическая Вахта по Северному Кавказу

“ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ

“ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ

В прошлом году в печати по радио, на телевидении прошла информация о строительстве магистрального газопровода Россия — Турция, часть которого будет проложена по дну Черного моря. Многие в стране восприняли эту идею как совершенно дикую. Обеспокоились и специалисты, особенно нашего региона, который при реализации очередного «проекта века» окажется заложником «голубого потока». Ученые создали инициативную группу, которая провела независимую экспертизу возможных последствий прокладки газопровода по данному маршруту.

В группу вошли геолог-геофизик, ветеран НИПИокеангеофизики, член со­вета Социально-экологического союза За­падного Кавказа и Российского националь­ного совета неправительственных при­родоохранных организаций Черноморского региона В.В. Соловьев, директор КПП “Южморгео ЭКО” В.А. Чаленко, доктор биологических наук, ветеран Института океанологии АН Н.В. Мамаева, архитектор-ландшафтник, ветеран Союза архи­текторов СССР и РФ М.М. Осичева, док­тор технических наук Г.А. Головко. После завершения работы материалы экспер­тизы были в эксклюзивном порядке пре­доставлены редакции нашей газеты.

Выводы, сделанные учеными, настоль­ко тревожны, что мы сочли необходимым познакомить с ними наших читателей. Цель, которую ставили перед собой спе­циалисты, они сформулировали так: «Ос­новной целью было намерение обосно­вать серьезную обеспокоенность веро­ятными экологически негативными и ка­тастрофическими последствиями строи­тельства и эксплуатации технически уникального и опасного газопровода в уни­кальных природных условиях Черного моря, вся толща которого глубже 100 -200 метров заражена сероводородом в смер­тельно опасных концентрациях. Было бы наивным полагать, что имеющиеся на се­годня знания позволяют исчерпывающим образом описать природные и антропо-генные факторы, создающие при их взаи­модействии с газопроводом угрозу ката­строфических последствий для окружа­ющей среды. Эта естественная неопре­деленность научных знаний в сочетании с мировой уникальностью и значимостью Черного моря и технической уникальнос­тью проектируемого сооружения состав­ляют очевидную и непредсказуемую по масштабам опасность газопровода «голу­бой поток” в его морском варианте для всех причерноморских государств, для всех людей,.населяющих его побережье!»

Читайте также:  Пахло дымом с моря

Сначала о самом газопроводе

Его морской участок начинается от урочища Дровяная Щель в пяти километ­рах к юго-востоку от курортного поселка Архипо-Осиповка и примерно в двух ки­лометрах к северо-западу от курорта Инал. Оканчивается морской участок га­зопровода в Турции, в городе Самсун. Проектная протяженность — 396 километ­ров. Из них примерно одиннадцать кило­метров пройдет по российскому шельфу (глубины до ста метров), около 50-60 километров — по континентальному скло­ну (глубины от ста до двухсот метров). Большая часть трассы газопровода пла­нируется в международных водах, 340 ки­лометров. Проектная производитель­ность — 43,8 миллиона кубических мет­ров газа в сутки. Следует особо подчерк­нуть одно обстоятельство, которое тща­тельно скрывается авторами проекта. На протяжении первых 80-90 километров давление газа в трубопроводе будет су­щественно превышать внешнее гидро­статическое.

Что же собой представляет дно Чер­ного моря, по которому планируется про­кладка газопровода? Геологические поро­ды здесь малоустойчивы. Часты подвод­ные оползни. Большая плотность и скорость этих потолков порождает гигантс­кую энергию, достаточную для разруше­ния даже высокопрочных толстостенных труб газопровода. Движения земной коры в полосе при-кавказского континентального склона по­рождают здесь очаги землетрясений силой 8-10 баллов в эпицентре, что достаточно для непосредственного разрушения газо­провода. Сейсмическая же опасность для турецкого шельфа подтверждается про­шлогодними землетрясениями в Турции.

Сероводородная черноморская вода обладает высокой коррозионной активно­стью. Это неизбежно приведет к разру­шению стенок трубопровода. Кроме того, грязекаменные и мутьевые потоки спо­собны создавать обширные промоины под трубопроводом или перекрыть его выпав­шим из потока грунтом.

В той части морского дна, где пред­полагается прокладка газопровода, есть признаки грязевого вулканизма. Что тоже чрезвычайно опасно. Тепловое и механическое воздействие трубопрово­да может спровоцировать разрушение донных грунтов.

Конечно, у специалистов различные мнения насчет частоты и масштабов вышеназванных геологических явлений. Однако реальность их подтверждается многочисленными наблюдениями. В час­тности, гидрографическая служба Черно­морского флота зафиксировала мощные подводные перемещения грунтов в райо­не мыса Идокопас, что привело к обрыву подводного кабеля связи.

— Когда чиновник мыслит только о доходах К Беде нас приведет всего скорей! И в наших древних черноморских водах Устроит нам последний день Помпеи!

Как уже сообщалось в предыдущем номере нашей газеты, вопреки широ­ковещательным заявлениям авторов, хозяев и сторонников проекта «Голу­бой поток» о том, что на дне Черного моря прорыв газа исключен, почти 170 километров трубопровода будет нахо­диться под существенным избыточ­ным внутренним давлением. Однако разрушение трубопровода может быть следствием не только природных про­цессов, но и военных действий, воен­ных учений, актов терроризма, нару­шений технологий прокладки и эксплу­атации газопровода, а также случай­ных воздействий при различных рабо­тах на акватории.

Итак, предположим, что на морс­ком шельфе произошел прорыв газо­провода. В водную толщу, а затем а атмосферу произойдет выброс сотен тысяч кубометров сжатого в трубо­проводе газа. Самовозгорание газа очень вероятно из-за электростати­ческих эффектов в облаке водяной пыли над выбросом. Высокую вероят­ность этого подтверждают многочис­ленные случаи самовозгорания и взры­вов газа при извержении грязевых вулканов (в том числе подводных) в Азербайджане, на Керченском и Та­манском полуостровах. Со дна моря будут подняты и перемешаны рыхлые илистые осадки. Это будет похоже на шторм, что признают даже разработ­чики проекта. Ширина шельфа в поло­се прокладки трубопровода — 11 кило­метров, море здесь обитаемо до глу­бины более ста метров, а биота не при­способлена к мощным мутьевым на­грузкам.

Придонные условия и большие ко­личества сжатого газа благоприятны для образования мощных газогидратных пробок. А сероводород в морс­кой воде может сыграть роль катали­затора в этом процессе. В случае массового прорыва газа морские те­чения будут способствовать выносу поднятой сероводородной воды и мути к российскому курортному по­бережью и далее к Крыму. При проры­ве а турецкой части моря пострада­ют не только побережье Турции, но и грузинские берега.

Последствия аварии газопровода на дне Черного моря могут быть и пострашнее приведенных примеров.

Теперь рассмотрим международно-правовой и политический аспекты морского варианта проекта «Голубой поток».

Россия, будучи исторически причерноморским государством, является участницей международных конвенций и соглашений по экологической безо­пасности бассейна Черного моря. В этих документах подчеркивается, что Черноморский бассейн — исключитель­но замкнутый, в котором любое эколо­гически негативное событие затраги­вает интересы всех причерноморских государств и их населения. Поэтому узкоотраслевой подход РАО «Газпром» при создании и осуществлении проекта «Голубой поток» противоречит не только международным обязатель­ствам России, но и ее долгосрочным геополитическим интересам.

Надо сказать, что существуют и другие варианты поставок российско­го газа в Турцию. «Восточный», «запад­ный» и так далее. Они могут быть осу­ществимы с помощью традиционных испытанных и надежных технологий. Это обстоятельство не нашло отра­жения в проекте РАО «Газпром».

Наше побережье — единственный в России субтропический курортный ре­гион. Население его прямо или косвен­но связано с лечебно-оздоровитель­ной деятельностью. И уже сейчас сам проект «Голубой поток», его осуществ­ление и будущая эксплуатация газо­провода через Черное море наносит и будет наносить ущерб южным курор­там страны. Это и потеря привлека­тельности региона, и снижение инте­реса к инвестициям в курортный биз­нес, поскольку «опромышливание» Черноморского побережья России резко повышает риск вложения капитала в легкоранимое курортное дело. Примером служит разлив нефти на термина­ле Шесхарис в 1977 году, практически сорвавший курортный сезон в Кабар­динке и Геленджике.

Сторонники «Голубого потока» обе­щают щедрые компенсации курортно­му региону и его населению за поне­сенные потери и неизбежный риск. связанный с осуществлением проек­та и деятельностью газопровода, вклю­чая аварийные ситуации. В частности, РАО «Газпром» сулит повальную гази­фикацию всех населенных пунктов побережья. Но широкой общественно­сти неизвестны полноценные право­вые документы, подтверждающие и гарантирующие это.

Источник

«Турецкий поток»

«Турецкий поток» — новый экспортный газопровод из России в Турцию через Черное море. Первая из двух ниток газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы.

Мощность

Суммарная мощность «Турецкого потока» составляет 31,5 млрд куб. м (по 15,75 млрд куб. м каждая нитка).

Компрессорная станция «Русская»

Маршрут

Отправная точка для подачи газа в «Турецкий поток» — компрессорная станция (КС) «Русская», входящая в ЕСГ России и построенная в районе г. Анапы. Она обеспечивает необходимое давление для транспортировки газа по двум ниткам газопровода на расстояние более 930 км до побережья Турции, где газ поступает на приемный терминал.

История проекта

1 декабря 2014 года «Газпром» и Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции.

Алексей Миллер и генеральный директор Botas Мехмет Конук подписывают меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции. Фото «РИА Новости»

В сентябре 2016 года «Газпром» получил первые разрешения органов власти Турецкой Республики на реализацию «Турецкого потока».

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз и Алексей Миллер во время облёта планируемой трассы сухопутной части газопровода. Фото Anadolu Agency

10 октября 2016 года подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток».

Во время подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток», 10 октября 2016 г. Фото «РИА Новости»

В декабре 2016 года подписан контракт между South Stream Transport B.V. и Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки.

В феврале 2017 года South Stream Transport B.V. заключила с компанией Allseas Group контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода «Турецкий поток».

7 мая 2017 года в Черном море началось строительство газопровода «Турецкий поток». Работа стартовала у российского побережья.

Трубоукладочное судно Audacia

Для строительства глубоководного морского участка газопровода «Турецкий поток» используется крупнейшее в мире строительное судно Pioneering Spirit

19 ноября 2018 года завершена укладка газопровода в Черном море.

В январе 2020 года начались поставки газа по «Турецкому потоку».

Торжественная церемония открытия газопровода «Турецкий поток» в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина, Президента Турецкой Республики Реджепа Тайип Эрдогана, Президента Республики Сербия Александра Вучича, Премьер-министра Республики Болгария Бойко Борисова, Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака, Министра энергетики Турецкой Республики Фатиха Денмеза и Алексея Миллера. Фото РИА «Новости»

Источник

«Голубой поток»

Значение

Газопровод «Голубой поток» предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. «Голубой поток» дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии.

«Голубой поток» существенно повысил надежность поставок газа в Турцию, а также способствует развитию газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны.

Уникальность и технические особенности

«Голубой поток» является уникальным газотранспортным сооружением, не имеющим аналогов в мире. Строительство этого газопровода открыло новую страницу в истории развития современных газотранспортных технологий.

Голубой поток является уникальным газотранспортным сооружением

Общая протяженность газопровода «Голубой поток» составляет 1213 км.

Учитывая, что более 60 км газопровода, расположенного на российском сухопутном участке, проходит по горной местности, а глубина залегания трубы на морской части достигает 2150 м в условиях агрессивной сероводородной среды, для повышения надежности газопровода при его строительстве применялись специальные технические решения. К ним относятся, к примеру, применение труб из высококачественной коррозионностойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием; испытание газопровода методом стресс-теста; использование интеллектуальных вставок на горном и морском участках и др.

Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный. Общая длина тоннелей составила 3260 м.

Параллельно со строительством газопровода осуществлялось проведение природоохранных мероприятий. К ним относится рекультивация земель по всей трассе строительства газопровода, сохранение более 4 гектаров реликтового леса при прохождении тоннельным методом хребтов Кобыла и Безымянный.

Сотрудничество

Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания Eni, которая имеет большой опыт строительства морских газопроводов и располагает крупнейшим в мире трубоукладочным флотом.

Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания Eni

История

15 декабря 1997 года между Россией и Турцией было подписано межправительственное соглашение. В рамках этого соглашения «Газпром» заключил коммерческий контракт с турецкой фирмой Botas на поставку 365 млрд кубометров газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в течение 25 лет.

В феврале 1999 года между «Газпромом» и итальянской компанией Eni был подписан Меморандум о взаимопонимании по совместному участию в реализации проекта «Голубой поток».

16 ноября 1999 года ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года — ПАО «Газпром») и Eni зарегистрировали в Нидерландах на паритетных началах российско-итальянскую компанию специального назначения Blue Stream Pipeline Company B. V. Сейчас эта компания выступает владельцем морского участка газопровода, включая компрессорную станцию «Береговая». Владельцем и оператором сухопутного участка газопровода является ПАО «Газпром».

Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены тоннели

Сооружение морского участка «Голубого потока» длиной 396 км началось в сентябре 2001 года и полностью завершилось в мае 2002 года.

30 декабря 2002 года газопровод «Голубой поток» был сдан в эксплуатацию. Промышленные поставки газа по газопроводу начались в феврале 2003 года.

Текущее состояние

Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд куб. м газа в год.

При строительстве газопровода применялись трубы из высококачественной коррозийно-стойкой стали

Стоит отметить, что по запросам турецкой стороны в отдельные периоды суточные объемы, поставляемые по газопроводу «Голубой поток», соответствуют уровню его проектной мощности. Это связано с тем, что Турция сталкивается с невыполнением обязательств по поставкам со стороны Ирана, и «Газпром», идя навстречу турецким коллегам, компенсирует эти недопоставки.

«Газпром» также в состоянии покрывать пиковый рост спроса в Турции, связанный с регулярно наблюдающимися там холодными температурами.

Источник

Оцените статью