Приложение III
Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке (Annex III Prevention of Pollution by Harmful Substances Carried by Sea in Packaged Form)
Настоящее Приложение применяются ко всем судам, перевозящим вредные вещества в упаковке или так называемые опасные грузы .
Вредные вещества ВВ– это вещества, которые определены как загрязнители моря в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (International Maritime dangerous Goods Code – IMDG Code) или которые отвечают критериям, указанным в дополнении к настоящему Приложению.
Данные требования не применяются к судовым запасам и судовому оборудованию.
В данном Приложении установлены требования для:
- Упаковки для ВВ.
- Маркировки ВВ.
- Документации ВВ.
- Размещения ВВ на судне.
- Установлены предельные количества ВВ, разрешенные для перевозки на судне.
- Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований.
Упаковка должна отвечать требованиям, для того чтобы свести к минимуму опасность для морской среды, с учетом специфического содержимого, то есть вредных веществ.
Маркировка наносится на все упаковки, содержащие вредное вещество. Маркировка должна быть надежной, долговечной и указывать, что вещество, находящееся в упаковке, является вредным веществом в соответствии с положениями IMDG Code. Метод маркировки должен отвечать требованиям IMDG Code. Маркировка может заменяться равноценным ей ярлыком.
Документация и информация, относящаяся к перевозке вредных веществ, должна отвечать соответствующим положениям IMDG Code. На каждом судне, должен иметься манифест или грузовой план, в котором, в соответствии с положениями IMDG Code, указаны все вредные вещества и их расположение.
Размещение. Вредные вещества размещаются и закрепляются так, чтобы свести к минимуму опасность для морской среды, не ухудшить безопасность судна и находящихся на борту людей. Размещение должно осуществляться в соответствии с правилами сегрегации вредных веществ – опасных грузов.
Предельные количества устанавливаются по обоснованным научным и техническим причинам для некоторых вредных веществ и ограничивает количество, которое может перевозиться на борту любого судна. При ограничении перевозимого количества учитываются должным образом размерения, конструкция и оборудование судна, а также характер упаковки и свойства веществ.
Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований.
Судно, на котором находится опасный груз, находясь в порту, может быть проверено портовыми властями.
Если возникнут явные основания полагать, что капитан или экипаж не знают важнейших судовых процедур, относящихся к предотвращению загрязнения вредными веществами, портовые власти могут принять меры, чтобы судно не отошло, пока нарушение не будет исправлено в соответствии с требованиями настоящего Приложения.
Критерии определения вредных веществ в упаковке
1. Большая (кратковременная) опасность для водной среды:
Категория – большая опасность 1 | ||
96 часов LC50 | для рыб | ≤ 1 мг/л и/или |
48 часов EC50 | для ракообразных | ≤ 1 мг/л и/или |
72 или 96 часов ErC50 | Для водорослей или других водных растений | ≤ 1 мг/л |
2. Долговременная опасность для водной среды
а) Не быстро разлагающиеся вещества, по которым имеются достаточные данные о хронической токсичности:
Категория – хроническая токсичность 1 | ||
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | для рыб | ≤ 0,1 мг/л и/или |
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | для ракообразных | ≤ 0,1 мг/л и/или |
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | Для водорослей или других водных растений | ≤ 0,1 мг/л |
Категория – хроническая токсичность 2 | ||
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | для рыб | ≤ 1 мг/л и/или |
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | для ракообразных | ≤ 1 мг/л и/или |
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | Для водорослей или других водных растений | ≤ 1 мг/л |
б) Быстроразлагающиеся вещества, по которым имеются достаточные данные о хронической токсичности:
Категория – хроническая токсичность 1 | ||
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | для рыб | ≤ 0,01 мг/л и/или |
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | для ракообразных | ≤0,01 мг/л и/или |
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | Для водорослей или других водных растений | ≤ 0,01 мг/л |
Категория – хроническая токсичность 2 | ||
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | для рыб | ≤ 0,1 мг/л и/или |
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | для ракообразных | ≤ 0,1 мг/л и/или |
Хроническая токсичность NOEC или ЭКx | Для водорослей или других водных растений | ≤ 0,1 мг/л |
в) Вещества, по которым не имеется достаточных данных о хронической токсичности:
Категория – хроническая токсичность 1 | ||
96 часов LC50 | для рыб | ≤ 1 мг/л и/или |
48 часов EC50 | для ракообразных | ≤ 1 мг/л и/или |
72 или 96 часов ErC50 и вещество не является быстроразлагающимся и/или экспериментально установлена величина BCF хроническая токсичность 2 | ||
96 часов LC50 | для рыб | >1 мг/л, но ≤10 мг/л, и/или |
48 часов EC50 | для ракообразных | >1 мг/л, но ≤10 мг/л, и/или |
72 или 96 часов ErC50 и вещество не является быстроразлагающимся и/или экспериментально установлена величина BCF 1 мг/л, но ≤10 мг/л |
LC50 – это концентрация вещества, при которой в определенный период времени (обычно 96 часов) погибнет 50% группы подвергающихся воздействию испытываемых организмов. LC выражается в мг/л (частей на миллион).
LC (Lethal concentration) – Смертельная концентрация
EC (Effective concentration) – Эффективная концентрация
ErC (Effective rate concentration) – Эффективная норма концентрации
Log Kow (Log Octanol water partitioning coefficient) – Коэффициент распределения октанол/воды
BCF (Bioconcentration factor) – Коэффициент биоконцентрации
NOEC (no observed effect concentration) – концентрация, не дающая наблюдаемого эффекта.
ЭКх – означает концентрацию, связанную с хронической токсичностью.
Загрязнитель моря (Marine pollutant ) – это вредное вещество, способное к биоаккумуляции в морских живых существах и растительных организмах, и обладающее высокой токсичностью на водные живые существа.
Загрязнитель моря обозначается буквой Р.
Сильный Загрязнитель моря обозначается буквой РР.
Маркировка загрязнителя моря
Определения, имеющие отношение к загрязнителям моря:
Биоаккумуляция – это чистый результат накопления, передачи и выведение вещества из организма через пути поступления в организм, то есть воздух, вода, седименты и пища.
Биоконцентрация – это чистый результат накопления, передачи и выведения вещества из организма, при его поступлении через воду.
Концентрация, не дающая наблюдаемого эффекта (КННЭ) – это испытываемая концентрация, которая ниже самой низкой, уже испытанной концентрации, вызывающей сколько-нибудь значимый негативный эффект. КННЭ не обладает сколько-нибудь значимым, негативным эффектом, в сравнении с наблюдаемым эффектом.
Опасность при долгосрочном воздействии – это опасность вредного вещества, вызываемая его постоянной токсичностью при долговременном воздействии этого вещества в водной среде.
Острая токсичность в водной среде – это свойство вредного вещества наносит ущерб организмам при краткосрочном воздействии этого вещества в водной среде.
Острая токсичность в водной среде определяется с использованием LC50 для рыб при 96-часовом воздействии, для ЕС50 для ракообразных видов в течение 48 часов и / или ЕС50 для водорослей в течении 72 или 96 часов.
Острая опасность при краткосрочном воздействии – это опасность вредного вещества, обусловленная его острой токсичностью для организмов, при краткосрочном воздействии этого вредного вещества в водной среде.
Хроническая токсичность в водной среде – это свойство вредного вещества вызывать вредные последствия для водных живых и растительных организмов при воздействии этого вредного вещества, которые определяются в соответствии с жизненным циклом организма.
Дополнительное руководство по процессу классификации вредных веществ и вредных смесей содержится в IMDG Code.
Источник
Предотвращение загрязнения моря
Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 – MARPOL.
МАРПОЛ-73/78 использует следующие определения терминов:
вредное вещество – любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам,морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря;
сброс – любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков;
нефть – это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо,нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты;
нефтесодержащие продукты – смесь с любым содержанием нефти.
Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Certificate).
Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью
Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью или обнаружении загрязненной поверхности в море даются прибрежному государству при помощи наиболее быстрого и доступного средства связи с максимально возможной скоростью в установленном формате сообщения. Сведения о формате сообщения для конкретного государства содержатся в Admiralty List of Radio Signals, Vol. 1, а общая форма помещена в МАРПОЛ-73/78.
Если судно находится в порту, то обо всех случаях загрязнения моря нефтью должны быть немедленно извещены портовые власти и предприняты все действия,препятствующие распространению нефти.
Чаще всего загрязнение моря с судов, находящихся в порту, происходит во время проведения бункеровочных или грузовых операций на танкерах.
С приходом судна в порт бункеровки капитан должен получить от портовых властей или агента сведения о действующем в данном порту порядке передачи сообщений о разливах нефти и номерах контактных телефонов для связи при разливах, о существующем в порту порядке привлечения специализированного персонала и портовых средств, занимающихся устранением разлива нефти.
В случае разлива нефти необходимо:
немедленно прекратить нефтяные операции;
объявить общесудовую тревогу;
начать удаление разлива нефти всеми доступными способами;
проинформировать портовые власти о случае и причинах разлива (если топливо попало за борт);
при попадании нефти за борт – вызвать нефтесборщик;
предпринять другие действия, способствующие немедленному удалению нефти с палубы судна.
Все действия по подготовке к бункеровке и ее проведению, а также в случае разлива нефти и устранения разлива должны фиксироваться в судовом журнале.
Кроме того, на каждом судне должен находиться «План борьбы с разливом нефти», одобренный Регистром или другими компетентными органами.
Выброс и разлив нефтепродуктов
Предотвращение загрязнения моря мусором
Под термином мусор (Garbage) понимаются все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, перечисленных в МАРПОЛ-73/78. Запрещается выбрасывать в море вне зависимости от расстояния до ближайшего берега все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Для их сбора на судне устанавливается закрываемая крышкой емкость, а по приходу в порт этот мусор сдается на берег.
Выбрасывание в море мусора производится в том случае, если расстояние до ближайшего берега составляет не менее:
25 миль — для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упа- ковочных материалов;
12 миль – для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги,ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;
3 мили – для мусора, прошедшего через измельчитель или мельничное устройство и прошедшего через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.
В особых районах запрещается выбрасывать любой мусор, за исключением пищевых отходов на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега.
К таким районам относятся:
Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское,Карибское, Южно-Китайское, Внутреннее Японское моря;
Персидский, Мексиканский заливы;
районы Антарктики, расположенные к югу от 600 южной широты.
Согласно МАРПОЛ-73/78 (п. 3 правила 9 Приложения V) на каждом судне должен быть надлежащим образом оформленный Журнал операций с мусором (Garbage record book).
Ответственность за надлежащее заполнение и своевременное внесение записей в Журнал возложена на старшего помощника капитана.
За 24 часа до прихода судна в порт капитан обязан направить в адрес портовых властей страны захода информацию о наличии мусора на борту согласно установленной форме.
Источник