Правовое регулирование использования минеральных ресурсов международного района морского дна
Необходимость правового регулирования отношений по освоению ресурсов глубоководного морского дна обусловлена, с одной стороны, имеющимися современными технологиями работы на больших глубинах и, с другой – практической значимостью сосредоточенных там минеральных ресурсов. На дне Мирового океана (международном районе морского дна, под которым понимается дно морей и океанов и его недра за внешней границей континентального шельфа), интерес для России представляют запасы марганца, никеля, кобальта, меди, молибдена, золота, серебра, платины и цинка.
Геологоразведочные работы, проводившиеся в СССР, позволили нашей стране получить еще в 1987 г. в Организации Объединенных Наций участок дна площадью около 57 тыс. км 2 в приэкваториальной части Тихого океан (зона Кларион-Клиппертон) для освоения месторождения железо-марганцевых конкреций – комплексной руды на марганец, кобальт, медь и никель.
Прогнозные ресурсы железомарганцевых конкреций на выделенном участке оцениваются в 703 млн т., в которых содержится 142 млн т. марганца, 6680 тыс. т. никеля, 5550 тыс. т. кобальта. Это сопоставимо только с месторождениями Норильского рудного узла. Участок закреплен за Россией на 20–25 лет. Условием сохранения прав на него является проведение определенного объема геолого-разведочных работ.
Международный район морского дна, правовой режим которого установлен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и Соглашением 1994 г.[1], обычно называют Районом[2].
Необходимость международного регулирования правового статуса Мирового океана и его ресурсов была обусловлена притязаниями ряда государств на ресурсы континентального шельфа. Прецедентом послужили односторонние акции США, которые в период правления Г. Трумэна заявили претензии на ресурсы прибрежного моря и континентального шельфа. Впоследствии эти акции были подхвачены латиноамериканскими странами, расширившими свои территориальные моря до 200 морских миль[3]. Не стал исключением и Советский Союз. Согласно ст.ст. 1,2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1968 г. «О континентальном шельфе»[4], Советский Союз осуществлял суверенные права в отношении континентального шельфа, однако его естественные богатства объявлялись государственной собственностью СССР.
Разрешение на возведение сооружений и иных установок на континентальном шельфе СССР в целях исследования, разведки и разработки его естественных богатств выдавалось Министерством обороны СССР по согласованию с КГБ при Совете Министров СССР и иными заинтересованными министерствами согласно Постановления Совета Министров СССР от 18 июля 1969 г. «О порядке проведения работ на континентальном шельфе СССР и охране его естественных богатств»[5].
В соответствии с Конвенцией, ни одно из государств не вправе претендовать на суверенитет или суверенные права, или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района, или его ресурсов. Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было часть Района или его ресурсов. Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, без дискриминации.
Права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует особый Международный орган по морскому дну (Орган), в состав которого входят 147 государств и ЕЭС. Орган через свой Совет, включающий 36 членов Органа, заключает контракты с компаниями или государствами, которые намерены осуществлять деятельность в Районе, и устанавливает правила, которым должны следовать все контракторы при разведке и разработке морского дна. Правовой режим морского дна начал действовать в 2001 г. после подписания Органом первых контрактов с рядом организаций и правительств, подавших заявки на разрешение на разведку полиметаллических конкреций в международном районе морского дна[6].
В последние годы Российской Федерацией, другими странами проводится интенсивная работа по уточнению границ континентального шельфа в Арктике. Россия, проведя необходимые геолого-геофизические и гидрографические исследования, в декабре 2001 года направила Генеральному секретарю ООН заявку на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Российская заявка была принята Секретариатом ООН и передана для рассмотрения в Комиссию.
В целом рекомендации Комиссии в 2002 году по материалам российской заявки свелись к следующему: во-первых, было предложено представить батиметрические и навигационные карты, отсутствовавшие в заявке в силу их секретности, а также привести более убедительные геологические данные, подтверждающие континентальную природу хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Кроме того, по поводу точных координат внешних границ континентального шельфа Комиссия заявила, что они должны быть определены после окончательного урегулирования вопросов о разграничении шельфа с Норвегией (точка стыка внешних границ) и США (разграничение морских пространств в Беринговом и Чукотском морях), а также Канадой и Данией.
На сегодняшний день получены только геологические доказательства континентальной природы коры хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Остается получить данные батиметрических исследований (изучение рельефа дна, замер высот с помощью эхолота, как правило, с подводной лодки), которые должно проводить Минобороны РФ. Также необходимо согласование позиции с другими странами – это прерогатива МИД РФ. И только после получения полного пакета всех документов возможно направление повторной заявки России в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Планируется, что это произойдет к 2010 году.
В компетенцию Органа входит принятие мер для получения технологии и научных знаний, связанных с деятельностью в Районе, и содействие передаче развивающимся государствам такой технологии и научных знаний и поощрения ее с тем, чтобы все государства-участники получали от этого выгоду; регулирование распределения финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов.
Орган обеспечивает принятие и единообразное применение норм, правил и процедур, регулирующих деятельность по поиску, разведке и разработки Района по следующим вопросам:
1) размеры участка Района;
2) продолжительность работ в Районе и требования к их производству;
3) категория ресурсов;
4) отказ от проведения работ;
5) доклады о ходе работ и предоставление данных;
6) инспектирование проведения работ и наблюдение за ними;
7) защита морской среды;
8) передача прав и обязательств;
9) передача технологии развивающимся государствам; техника безопасности; определение промышленного производства;
10) финансовые вопросы.
Для решения возложенных на него задач Орган учреждает Предприятие, являющееся коммерческим органом, и непосредственно осуществляющее поиск, разведку и разработку полезных ископаемых Района, а также обеспечивает транспортировку, переработку и сбыт добытых полезных ископаемых.
Кроме Предприятия, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов Района могут проводить государства-участники Предприятия, государственные предприятия либо, при наличии поручительства государства-участника, физические или юридические лица, имеющими гражданство государства-участника или находящимися под контролем такого государства или его граждан.
Работы по геологическому изучению недр, проводимых в пределах Международного района морского дна, Арктики и Антарктики, подлежат государственной регистрации[7].
Для получения права на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов Района Предприятие, государство-участник и другие субъекты деятельности в Районе представляют в Орган необходимые заявки. Проведение поисковых работ допускается только после получения Органом письменного обязательства субъекта о том, что он будет соблюдать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующие нормы, правила и процедуры, установленные Органом, и согласен на проведение Органом проверки их соблюдения.
Поиск не предоставляет изыскателю каких-либо прав в отношении ресурсов. Разведка и разработка минеральных ресурсов Района осуществляется только на тех участках, которые указаны в планах работы, утвержденных Органом. Этот план, при соблюдении норм, правил и процедур Органа, предоставляет исключительное право на разведку, разработку указанных в нем категорий ресурсов на определенном участке Района.
Каждый план работы, представленный заявителем, после его утверждения Органом, принимает форму контракта, который заключается между Органом и заявителем (заявителями). Финансовые условия контракта включают: уплату заявителем (контрактором) сбора в размере 500 тыс. долларов США на покрытие административных расходов, связанных с рассмотрением заявок на утверждение плана работы; уплату контрактором годового фиксированного сбора в размере 1 млн. долларов США после вступления контракта в силу; ежегодную уплату контрактором сбора за производство или общей суммы сбора за производство и доли чистых поступлений, т.е. произведения чистых поступлений от разработки на соотношение между расходами по освоению в горнорудном секторе и всеми расходами контрактора по освоению.
Разработчик может осуществлять производство только в пределах лимита общего объема производства минерального сырья, установленного Органом. Вся система рассчитана на добычу металлоконкреций. Добыча нефти и газа в Районе, в отличие от континентального шельфа, пока практически неосуществима, и эта проблема остается открытой. Особая компенсационная система функционирует под эгидой Международного органа по морскому дну, действующему в силу Конвенции ООН по морскому праву, с целью выработки мер для защиты экономики развивающихся стран от отрицательных для них последствий деятельности по освоению ресурсов международного района морского дна[8].
Права, предоставляемые при осуществлении работ по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов Района не затрагивают правового статуса вод открытого моря, покрывающих Район, правового статуса воздушного пространства над этими водами, которые свободны для судоходства и полетов.
[1] Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № A/RES/48/263 от 19 августа 1994 г. «Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г.».
[2] См. подробнее Мовчан А.П. Морское международное право. М., 1997.
Источник
Международно-правовые аспекты производственной деятельности в океанах и морях
Неуклонное расширение морского производства в разных странах породило необходимость его правового регулирования, которое в настоящее время стало разносторонней и острой проблемой в сложном комплексе международных отношений. Она имеет самостоятельное значение, служит предметом особого изучения и рассмотрения, что выходит за рамки этой книги. Здесь мы находит возможным отметить лишь некоторые существенные стороны новых тенденций в изменении правопорядка в Мировом океане в связи с растущим использованием вод и недр океанов и морей.
Морские права государств
Основой регулирования разносторонних мероприятий государств в Мировом океане служит международное морское право — система принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств и регламентирующих межгосударственные отношения, касающиеся мореплавания, использования ресурсов и иных видов деятельности на океанах и морях. Современное международное морское право отражает основные особенности нынешней эпохи и закономерности развития производительных сил человеческого общества. Важная особенность принципов и норм международного морского права нашего времени заключается в том, что они выражают идеи государств мировой социалистической системы, направленные на активную защиту мира, сохранение свободы и независимости народов.
В декабре 1982 г. на заключительной сессии III конференции ООН по морскому праву, которая состоялась в Монтего-Бей (о. Ямайка) была принята новая Конвенция по морскому праву. В ней закреплены положения, определяющие порядок и правила освоения и использования просторов и ресурсов Мирового океана всеми государствами нашей планеты. Эта Конвенция — документальное выражение современного морского права. Через год после того как 60 стран ратифицируют конвенцию, она вошла в действие.
В сферу действия принципов и норм международного морского права входят определенные пространственные понятия, относящиеся к различным участкам Мирового океана. Главный критерий правового разграничения морских пространств — предел распространения суверенных прав прибрежных государств на близлежащие к ним воды. По этому критерию выделяются: прибрежные (внутренние) воды и территориальное море, на которые распространяются суверенные права государств, и воды открытого моря, на которые суверенитет государств распространяться не может. Морское дно по правовым признакам подразделяется на дно морей под внутренними водами и территориальным морем, континентальный шельф и морское дно за пределами континентального шельфа.
Внутренние воды — часть территории прибрежного государства, на которую полностью распространяется его суверенитет.
Территориальное море — прибрежный морской пояс, непосредственно примыкающий к внутренним водам государства, а в случае государства-архипелага — к его архипелажным водам. На эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от определенных исходных линий.
Прилежащая зона — это зона, прилежащая к территориальному морю государства, в которой оно может осуществлять контроль для предотвращения нарушений таможенных, иммиграционных и некоторых других законов и правил, действующих на его территории или в территориальном море. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Открытое море — пространства океанов и морей, которые не входят ни во внутренние воды, ни в территориальное море какого-либо государства и не находятся под чьим-либо суверенитетом. Оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В его пределах осуществляется принцип свободы открытого моря, предусматривающий свободу использования открытого моря для различных видов хозяйственной деятельности: рыболовства, судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей, возведения искусственных островов, научных исследований и т. п. для всех государств, в том числе и неприбрежных. При этом все государства должны учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части пространств открытого моря своему суверенитету.
Континентальный шельф прибрежного государства — морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Континентальный шельф не может простираться более чем за 350 миль от берега или 100 миль от 2500-метровой изобаты. Подводная окраина материка включает в себя находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра. Для подготовки рекомендаций, на основе которых прибрежные государства будут устанавливать границы своего шельфа, Конвенцией предусмотрено учреждение Комиссии по границам шельфа.
Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств, под которыми понимаются живые организмы (крабы, креветки, моллюски и др.), а также минеральные и другие виды ресурсов поверхности и недр дна.
Морское дно за пределами континентального шельфа («район» — по терминологии Конвенции) — дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. Эти пространства объявлены общим наследием человечества, открытым для использования всеми нациями и государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, исключительно в мирных целях. Никакая часть морского дна за пределами континентального шельфа не может по праву собственности принадлежать отдельным странам, физическим и юридическим лицам. Отдельные государства не могут и не должны претендовать на суверенитет, а тем более распространять его на какую-либо часть морского дна за пределами национальной юрисдикции и не должны признавать претензий по этому поводу. Права на этот «район» и его ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует учреждаемый Международный орган по морскому дну. Его участники — все государства — члены новой Конвенции. Деятельность по разведке и разработке ресурсов морского дна осуществляется как названным органом, так и государствами-участниками Конвенции и их представителями.
Следует добавить, что на морское дно распространяется действие разработанного по инициативе нашей страны Договора о запрещении размещения на дне океанов и морей и в его недрах ядерного оружия и других средств массового уничтожения.
Исключительная экономическая зона — район шириной 200 миль, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этой зоне устанавливается особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права других стран регулируются соответствующими положениями Конвенции по морскому праву.
В ней указано, что прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет, во-первых, суверенные права, касающиеся разведки, разработки и сохранения биологических, топливных и других природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, а также в отношении других видов экономической деятельности, например, выработки энергии путем использования воды, течений, ветра. Во-вторых, оно осуществляет в этой зоне свою юрисдикцию по вопросам создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, научных исследований, защиты и охраны морской среды.
Все другие страны пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими правомерными видами морской деятельности, соблюдая права прибрежного государства.
При современной заинтересованности многих стран в использовании Мирового океана международно-правовые аспекты оказывают все большее влияние на его хозяйственное освоение, на развитие регулирующих механизмов, связанных с использованием морских ресурсов. Международное регулирование хозяйственной деятельности государств в Мировом океане оказывает все более значительное воздействие на эффективность мирового морского хозяйства, на тенденции размещения производительных сил в Мировом океане, его экономическую географию.
Источник