Примерное расстояние от границ монголии до ближайшего океана

К Тихому Океану 2012 (Часть 2. Монголия)

Спали в чудесном номере с видом на реку Селенга, даже с душем! Первым пунктом плана на день был ремонт навигатора в Улан-Удэ. Порывшись в записях, мы смогли найти координаты тех, кто встречал Волну в столице Бурятии. Так что уже на въезде в город нас встречал член местного мото-клуба Оппозит (http://rbmoto.ru/) , который проводил нас до мото-хаты –клаб-хауса, оборудованного в заброшенном ГСК с чудесным видом на город. Здесь мы провели почти весь день. Большое спасибо хотим сказать Евгению Champion`у. Не смотря на то, что мы приехали раньше волны и был рабочий день, помощь и радужный прием были нам обеспечены. Пока одни члены клуба с нашим навигатором ездили к специалистам по радиоэлектронике, другой парень вызвался быть нашим провожатым и показать нам центр города. А к нашему возвращению в мото-хату навигатор был уже готов.

Солнце было ещё высоко, и мы решили не ночевать в Улан-Удэ, а выдвинуться дальше, в сторону Монголии. Перед выездом из города мы, взяв другого провожатого из клуба, съездили в очень красивый дацан (Ринпоче Багша) на холме на окраине города. Позвонили в колокол Четырех Печатей, посмотрели на золотого Будду.

Далее путь наш лежал в Кяхту. Именно в этом городке находится ближайшая к Улан-Удэ граница с Монголией.

По пути в Кяхту мы также завернули к Иволгинскому дацану, самому старому и крупному центру буддизма в России. Здесь расположен не просто один или два строения, а целый комплекс буддистских храмов и сооружений, с проживающими здесь же монахами (в оранжевых одеяниях, прям как в кино) и сотрудниками комплекса. Место красивое — к посещению обязательно.

Читайте также:  Его голос как океан

Качество дороги до Кяхты оставляет желать лучшего – чудовищного качества асфальт круто виляет между многочисленными холмами.

Когда мы, уже ближе к закату, же добрались до самой Кяхты, нас ждал неприятный сюрприз: граница работает не круглые сутки, а строго по расписанию, и к нашему приезду оказалась уже закрытой. Кстати, как мы выяснили на следующий день, график работы границы можно увидеть только ВНУТРИ здания паспортного контроля.

Но делать нечего, пришлось ночевать прямо под забором КПП. На газоне возле ворот, под фонарем ставим палатку, а ТДМ паркуем на асфальте рядышком. Вместе с нами здесь ночевали дальнобойщики – то ли с вечера занимали очередь, то ли тоже не успели пройти границу.

И только мы собрались ложиться спать, как вдруг дверь кузова стоящего рядом с нами грузовика открылась, и оттуда вышел мужчина, по внешнему виду явно не дальнобойщик. И вслед за ним оттуда же выпрыгнула женщина того же возраста – как оказалось, его жена. Познакомились, разговорились. Выяснилось, что это семья русских эмигрантов, много лет назад осевших в Германии, которые теперь путешествуют на старом военном грузовике, собственноручно переделанном под дом на колесах. Они ехали из Германии через Россию, в Монголию, а далее планировали проехать в Китай, Казахстан и т.д. Угостили нас чаем, и за разговорами мы просидели до глубокой ночи.

Пробег за день составил 515 км

Ночка выдалась беспокойной: лаяли приграничные собаки, то и дело ездили какие-то машины, светил фонарь. За два часа до открытия границы встали, не спеша собрались, ещё раз пообщались с немцами, обменялись с ними контактами, сделали пару фото на память.

Кстати граница с Монголией самая укрепленная из всех что мы видели. Огромное количество танков вдоль границы, колючая проволока вдоль всей границы, заборы – с следовой полосой. В общем – выглядит граница, как в советских фильмах.

К 9 утра, в полной готовности, мы стояли перед ещё пока закрытыми воротами. Первые в очереди! И тут – ужас – в полной тишине к пограничникам приезжает передвижной рентген на колесах. А у нас оружия по кофрам распихано на «от 3 до 7 лет лишения свободы», ведь переходить границу с оружием – нелегально. Делать нечего, разворачиваемся и едем в ближайший лес, закапывать наше богатство. А значит, и выезжать из Монголии придется не так, как мы первоначально планировали, ближе к Чите, а здесь же, в Кяхте. Через 25 минут снова были в очереди на границе.

Таможенники и погранцы на нашей стороне работают очень неспешно и с крайним раздражением. Правда, под лучи ренгтен-машины нас всё же не отправили. Но это были все цветочки против того, что нас ждало на монгольской стороне. Это не таможня, а игра в таможню, словно однажды какой-то монгол пришел и сказал: «Я однажды видел, как работает таможня, я вас сейчас научу!». Главный принцип работы: что бы ещё такого спросить? Какую бы ещё бумажку подсунуть? Сотрудники таможни причесываются и красятся на рабочих местах, ходят в обнимку, болтают по телефону, а граждане свободно гуляют по территории таможни. Мимо окна паспортного контроля можно спокойно ходить в разные стороны, а можно и вовсе обойти за будкой паспортного контроля, и никому до этого нет дела. Заставили проехать по луже с вонючей жижей, типа дезинфекция, и тут же радостно выставили за это счет. В конечном итоге, после нескольких заполненных одинаковых бумажек, таможенник вынес вердикт: номер рамы не совпадает. Знак * он принял за Х, и уперся – не тот номер, и все. Пришлось на пальцах объяснять, в чем дело, поскольку кроме как на монгольском, он не говорил ни на одном языке.

Кстати – никогда не показывайте карту Монголам! Они начинают искать на ней знакомые названия и бурно обсуждают, каждое поселение. На нашу беду, кто-то дал пограничникам IPAD с Google Maps – таможня встала на пол часа.

На въезде в Монголию за 500 руб. Купили страховку на месяц – меньше нельзя. Здесь же обменяли рубли на тугрики, и – здравствуй, Монголия! Страна бесконечных степей с огромными стадами и очень интересными людьми. Почти 90% населения живут в юртах. При этом мы видели и такие интересные картины: стоит на участке коттедж, гараж, но во дворе – юрта, и именно там, а не в доме, живет семья. А стоящие в степи юрты нередко имеют солнечные батареи и спутниковые тарелки.

Стиль вождения здесь тоже интересен – на трассе почти все ездят 30-60 км/ч, а поскольку почти везде дорога довольно ощутимо виляет между холмами, и дороги имеют всего по 1й полосе в каждую сторону, то перед каждым поворотом приходилось оттормаживаться, на случай, если за углом притаился вот такой же «небесный тихоход», или пара коров (баранов, верблюдов), неспешно переходящих дорогу. Впрочем, и на участках трассы с хорошей видимостью многочисленный домашний скот может неожиданно начать переходить дорогу. Несколько раз нас очень выручала система ABS.

Интересно выглядят и их поселения, расположенные между двумя крупными городами. Поселение может длится несколько десятков км, и при этом лишь в одном месте будет стоят десяток юрт. Дело в том, что они кочуют с места на место в пределах своего поселения по мере того, как домашний скот уничтожает пастбище в одном месте.

Сами монголы очень добродушные люди, и немного наивные, как дети. Пока мы катались по их столице, нас без конца фотографировали, махали руками и улыбались из каждой проезжающей машины… и тут же подрезали нас. Не со зла. Просто манера вождения у них такая.

Отдельно следует рассказать про их национальную кухню. Это не для слабых русских желудков. Основа любого блюда – мясо, в изобилии пасущееся на холмах. Но мясо почти не обрабатывается, так и варится с жилами и, кажется, шерстью. По крайней мере, пахнет все это мокрой псиной. Овощей почти нет, но есть тесто из муки грубого помола, на которой делается лапша и тесто для пельменей. К тому нам периодически попадались то мухи, то шерсть прямо в еде. Есть это можно не привыкшему к такой кухне человеку только с большой голодухи и только небольшими порциями. Например, на границе нас накормили «чорним супом» — жирный бульон с пряностями и луком, и тонко порезанным мясом то ли барана, то ли лошади.

От границы до столицы примерно 4,5 часа езды, хотя расстояние всего около 350 км. Виной тому все те же домашние животные на трассе, множество поворотов и очень медленно ездящие монголы.

В столице началось самое интересное: достопримечательностей там много, но карты Монголии в нашем навигаторе не было. Зато были координаты тех мест, куда мы хотели попасть. Так и ездили по городу, примерно ориентируясь по вектору. Нашли их центральный буддийский монастырь, центральную площадь, зимний дворец хана и даже мемориал советским воинам — освободителям. Также нам удалось разжиться печатной картой страны.

На центральной площади стоят юрты — это нормально. Столица выглядит вполне по европейски – дома из стекла и бетона, современные магазины, но монголам, похоже противопоказано жить в городах. Они умудрялись делать пробки на ровном месте. А центральная улица покрыта таким плохим асфальтом что рейсовые автобусы объезжают ямы чрез автозаправки. Бензин в Монголии стоит около 40 рублей, но он европейского качества.

Вскоре после этого мы отправились на поиски главной достопримечательности страны – памятника Чингизхану, самой крупной конной статуи в мире. Сперва мы никак не могли найти нужный выезд из города. Никто не понимал ни русского, ни английского, а мы никак не владели монгольским. Изредка некоторые прохожие отзывались на слово «Ондырхан» (город, на пути к которому находится конная статуя), и показывали направление руками, но все в разные стороны. Спустя больше часа, основательно вымокнув под коротким, но сильным дождем, мы наконец нашли нужный выезд из города. И тут же встали в глухую пробку. Оказалось, что по случаю великого праздника Наадам, который как раз проходил в тот день, монголы со всей столицы и окрестных поселений дружно поехали к тому же памятнику! Следующие 3,5 часа мы крались в глухой пробке, хотя езды там от силы 50-70 км. Дело в том, что было по одной полосе в каждую сторону, а песчаные обочины развезло дождем, и вдоль дороги под толстым слоем воды (ливневой канализации здесь нет) в хаотичном порядке были раскиданы ямы глубиной в 20-30 см. Часть пути Иринка даже прошла пешком.

К месту назначения прибыли уже ближе к полуночи. За 20 км до памятника асфальт и вовсе кончился, и началась какая-то гребенка с лужами, по которой мы просто плыли почти наощупь. К моменту нашего прибытия комплекс был уже закрыт, так что нам пришлось искать ночлег. Буквально в паре сотен метров через дорогу был гостиничный комплекс, представлявший собой несколько двух- и восьмиместных юрт. За 50 000 тугриков снимаем себе двухместную юрту, рядом же паркуем ТДМ. Сотрудники гостиницы растопили нам печь в юрте, и принесли постельное, а в кафе здесь же нашли себе на ужин печенье, сок и шоколад – все лучше, чем местная национальная кухня.

О дорогах Монголии. Асфальтированных дорог тут две. От Улан-Батора до Кяхты. И от памятника Чингизхану, до старой столицы – Каракорума. Асфальт бывает даже отличного качества, но он может быть неожиданно разрушен – например ямой глубиной в пол метра. Так что надо держать ухо востро. Остальные дороги – это направления, состоящие из десяток дорог идущих в одну сторону. Монголы предпочитают дороги без покрытия.

Вдоль дорог стоят огромные кучи камней (обоо), у которых останавливаются аборигены и добавляют свои камни. Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Хозяин обо — это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения. Также встречаются статуи Будды и ветки с повязанными тряпочкам.

Также частенько можно встретить скелеты лошадей, коров или этих же животных копытами к верху. Скот убирать не принято.

Отдельно стоит отметить монгольское ГАИ. Начнем с того, что машин у них нет. Пост ДПС выглядит как шлагбаум стоящий посреди степи, а рядом будка. На будке стоит люстра, такая же как на машинах ГАИ у нас. Мы поначалу не понимали, что это полиция и просто объезжали шлагбаум по рядом проходящей проселочной дороге.

Природа по своему красива. Зеленые холмы, кое-где переходящие в горы или пески. Очень величественно. При этом зелень только видимая. Если проехать по такой зелени на мотоцикле, то след из песка остается на зеленом ковре. Можно проехать 500 км по Монголии и не увидеть ни одного деревца. А остановившись в любом месте и внимательно осмотревшись, на горизонте можно заметить юрты или огромные стада животных.

Единственным, что омрачало этот день, была засопливившая вилка. Видимо, не выдержала реалий монгольского бездорожья.

Источник

География Монголии

География Монголии
Часть света Азия
Регион Восточная Азия
Координаты 46° 00′ с.ш. 105° 00′ в.д.
Площадь
  • 19-я в мире
  • 1 565 000 км²
  • суша: 100 %
  • вода: 0 %
Береговая линия 0 км
Границы Всего: 8 114 км

Китай 4 673 км, Россия 3 441 км

Высшая точка 4 374 м (Найрамадлин Оргил) Низшая точка 518 м (Хух-Нур) Крупнейшая река Орхон (1 124 км) Крупнейшее озеро Убсу-Нур

Монголия расположена в Центральной Азии.

Страна имеет площадь 1 564 116 км² в три раза превышающая по размеру Францию. В основном представляет собой плато, приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них — Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай.

Вдоль границы с Сибирью на северо-западе Монголии расположены несколько хребтов, не образующих единого массива: Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян, на северо-востоке — горный массив Хэнтэй, в центральной части Монголии — массив Хангай, разделяющийся на несколько самостоятельных хребтов.

На восток и юг от Улан-Батора в сторону границы с Китаем высота Монгольского плато постепенно понижается, и оно переходит в равнины — плоские и ровные на востоке, холмистые на юге. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. По ландшафтным признакам Гоби — пустыня отнюдь не однородная, она состоит из участков песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных на многие километры и холмистых, разных по цвету — монголы выделяют особо Желтую, Красную и Чёрную Гоби. Наземные источники воды здесь очень редки, но уровень подземных вод высокий.

Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них — верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны — Селенга (в границах Монголии — 600 км), Керулен (1100 км), Тэсийн-Гол (568 км), Онон (300 км), Халхин-Гол, Кобдо-Гол и др. Самая полноводная — Селенга. Она берёт начало с одного из хребтов Хангая, принимает в себя несколько крупных притоков — Орхон, Хануй-Гол, Чулутын-Гол, Дэлгэр-Мурэн и др. Скорость её течения — от 1,5 до 3 м в секунду. В любую погоду её быстрые холодные воды, текущие в глинисто-песчаных берегах, а потому всегда мутные, имеют тёмно-серый цвет. Селенга замерзает на полгода, средняя толщина льда — от 1 до 1,5 м. Имеет два паводка в году: весенний (снеговой) и летний (дождевой). Средняя глубина при самом низком уровне воды — не менее 2 м. Покинув пределы Монголии, Селенга течёт по территории Бурятии и впадает в Байкал.

Реки в западной и юго-западной частях страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озёр.

В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. В раннечетвертичный период значительная часть территории Монголии представляла собой внутреннее море, разделившееся позднее на несколько крупных водоёмов. Нынешние озёра — то, что от них осталось. Самые крупные из них находятся в котловине Больших озёр на северо-западе страны — Убсу-Нур, Хара-Ус-Нур, Хиргис-Нур, глубина их не превышает нескольких метров. На востоке страны имеются озера Буйр-Нур и Хух-Нур. В гигантской тектонической впадине на севере Хангая расположено озеро Хубсугул (глубина до 238 м), схожее с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне.

Климат

В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом.

Если на северо-западе ежегодно выпадает 250—510 мм осадков, то в Улан-Баторе — лишь 230—250 мм, ещё меньше осадков выпадает в пустынной области Гоби.

Источник

Оцените статью