Принцип мирного использования моря

Основные принципы международного морского права

Основные принципы международного морского права находятся во взаимосвязи с другими общепризнанными принципами международного права. Эта связь обусловлена большим значением правопорядка в Мировом океане для обеспечения эффективности международного правопорядка.

Принцип свободы открытого моря. В соответствии с данным принципом морские пространства, находящиеся за внешними пределами территориального моря считаются открытым морем. Оно открыто для свободного и равного использования всеми государствами на условиях, определяемых действующим международным правом. Никакое государство не вправе претендовать на какую-либо часть открытого моря и подчинять своему суверенитету. Это правило зафиксировано в Женевской Конвенции об открытом море 1958 года.

Принцип свободы открытого моря определил и установил правовой статус и режим различных водных пространств Мирового океана. Этот принцип оказал существенное влияние на правовое регулирование освоения природных ресурсов моря и его дна. Свобода открытого моря послужила основанием возникновения, а в дальнейшем и утверждения, свобод судоходства, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, возведения искусственных островов и других сооружений. Этот принцип предопределил возникновение и существование свободы полетов над открытым морем и пролетов над международными проливами.

Принцип общего наследия человечества. Неотъемлемыми элементами его содержания являются отдельные положения, определяющие правовой статус глубоководных ресурсов и регулируют конкретную деятельность государств в международном районе морского дна. Основным содержанием данного принципа являются следующие положения:

¨ ни одно из государств не может распространять свой суверенитет или суверенные права на какую бы то ни было часть международного района и его ресурсы;

Читайте также:  Какие районы морей наиболее богаты жизнью

¨ государства, физические или юридические лица не могут присваивать глубоководные ресурсы;

¨ все права на ресурсы международного района принадлежат всему человечеству;

¨ под контролем международного органа допускается разведка и разработка глубоководных ресурсов отдельными государствами и их компаниями;

¨ деятельность в международном районе осуществляется на благо всего человечества; финансовые и другие экономические выгоды от разработки ресурсов дна и его недр распределяются справедливо и с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов;

¨ международный район открыт для использования исключительно в мирных целях.

Принцип использования Мирового океана в мирных целях. Этот принцип имеет конвенционное происхождение. Исходными положениями для этого принципа является принцип запрещения применения силы или угрозой силы. Именно в этом главное юридическое содержание принципа использования Мирового океана в мирных целях.

Принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов. Основой для данного принципа послужила свобода рыболовства, в соответствии с которой каждое государство на равноправной основе может заниматься промыслом во всех пространствах открытого моря. Промысел живых ресурсов Мирового океана должен вестись всеми государствами так, чтобы он обеспечивал поддержание или восстановление популяций вылавливаемых видов живых морских ресурсов.

Принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов предусматривает широкое международное сотрудничество государств на двусторонней или многосторонней основе. Кроме того, такое сотрудничество возможно в рамках международных организаций для практической реализации данного принципа. Это возможно путем согласования условий промысла в экономической зоне и в других районах открытого моря, обменом научной информацией, статистическими данными об уровнях улова, о промысловых усилиях. Таким образом, реализуя данный принцип, государства координируют свои усилия для сохранения, воспроизводства живых ресурсов Мирового океана.

Принцип свободы научных исследований. III Конференция ООН по морскому праву и выработанная ее Конвенция 1982 года положила начало содержанию данного принципа. Впервые было зафиксировано, что свобода научных исследований является одной из свобод открытого моря. Это означает, что любое государство, независимо от своего географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить научные исследования и изыскания. При этом, государства должны принимать допустимые и разумные правила и процедуры для содействия научным исследованиям в морском пространстве, облегчать доступ для морских научно-исследовательских судов. Основными условиями проведения научных исследований и изысканий являются: во-первых, проведение их только в мирных целях; во-вторых, используя надлежащие научные методы и средства; в-третьих, все научные исследования и изыскания должны проводиться строго с общепринятыми правилами, содержащимися в конвенционных нормах международного морского права; в-четвертых, проводимые научные работы не должны создавать препятствий для других правомерных видов деятельности.

Принцип охраны морской среды. Первые попытки по зарождению данного принципа в международном морском праве были сделаны в 1954 году в связи с принятием международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью. Позже этот принцип нормативно закрепляется во многих конвенциях и получает новое содержание. К примеру, этот принцип обеспечивает предупреждение загрязнения морской среды нефтью, радиоактивными и другими вредными веществами. Содержание принципа охраны морской среды содержит запрет на испытание ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Данный принцип возглавляет систему многочисленных природоохранительных принципов и норм морского права, образующих самостоятельный институт морского права – право охраны морской среды. Кроме того, этот принцип является составной частью общего принципа международного права – принципа охраны окружающей среды.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Международное морское право

Международное морское право. Понятие, принципы, источники

Международное морское право – совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное, право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

  • принцип свободы открытого моря — открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного
  • принцип мирного использования моря — отражает принцип неприменения силы;
  • принцип общего наследия человечества;
  • принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;
  • принцип охраны морской среды.

Кодификация международного морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.

Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в:

  • Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;
  • Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;
  • Международной конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;
  • Конвенции о грузовой марке 1966 г.

Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море

Внутренние воды — это:

а) воды, расположенные в сторону берега от исходной линии для отсчета ширины территориальных вод;
б) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения;
в) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских миль;
г) так называемые исторические заливы, например Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.

Внутренние воды — это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных судов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территориальным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега: Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Согласно Конвенции 1982 г. «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий. Однако и сейчас около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.

Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.

Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.

Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).

В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Исключительная экономическая зона — район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

Правовой режим Международного района морского дна

Международный район морского дна — это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Международной орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельности Международного органа. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина — по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д.

В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Такое распределение доходов, получаемых от деятельности в международном районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств.

Определяя правовое положение Международного района морского дна, Конвенция устанавливает, что «ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть».

Добыча ресурсов в Международном районе морского дна будет осуществляться самим Международным органом через свое предприятие, а также «в ассоциации с Международным органом» государствами — участниками Конвенции, либо государственными предприятиями, либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств, если последние поручились за указанных лиц. Такая система разработки ресурсов района, в которой наряду с предприятием Международного органа могут участвовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной.

Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Международным органом таким образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельности на морском дне.

Общее поведение государств и их деятельность в Международном районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию.

Международные проливы: понятие, право транзитного прохода

Международные проливы — это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над ними регулируются нормами международного права. Конвенция 1982 г. не затрагивает проливы, режим которых определен специальными конвенциями. Так, например, режим Черноморских проливов оговорен в Конвенции Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут беспрепятственно проходить гражданские суда. Военные корабли перед проходом должны уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Важнейшими международными каналами также являются Суэцкий канал (режим определен Константинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал (режим определен Договором между США и Панамой 1903 г.), Кильский канал (режим определен Версальским договором 1919 г.).

По правовому режиму выделяются следующие виды международных проливов:

а) проливы, которые соединяют одну часть открытого моря (экономические зоны) с другой частью и ширина которых не перекрывается территориальными водами прибрежных государств (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский и др.);
б) проливы, используемые для международного судоходства, но ширина которых перекрывается территориальными водами прибрежных государств.

В проливах первой группы проход иностранных судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов осуществляется за пределами территориальных вод на основе принципа свободы судоходства без какой-либо дискриминации в сочетании с уважением суверенитета, территориальной целостности и политической независимости прибрежных к проливам государств.

В проливах, перекрытых территориальными водами, действует режим мирного прохода, с тем отличием, что приостановление мирного прохода в проливах не допускается. Иностранные суда, военные корабли и летательные аппараты в таких проливах «пользуются правом транзитного прохода и пролета, которым не должно чиниться препятствий».

Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным проходом понимается «осуществление исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив». Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом. Они также должны воздерживаться от любой деятельности, не свойственной их обычному непрерывному и быстрому проходу или пролету (не следует останавливаться, становиться на якорь, ложиться в дрейф и т. д.).

Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к рыболовству, к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др.

Источник

Оцените статью