Про черное море ребенку

Отдых с ребенком на Черном море. Советы родителям

Краткое содержание: Отдых с ребенком на Черном море. Отдых с детьми. Советы родителям. Безопасность на море.

Советы родителям по отдыху с ребенком на море

Если вы решили ехать на море с ребенком дошкольного возраста первый раз, перед отъездом обязательно покажите его педиатру и проконсультируйтесь, нет ли противопоказаний. От этого во многом зависит выбор места, куда поехать. При этом если вы хотите подарить ребенку не только веселый отдых, но и оздоровление, то на море его нужно везти не меньше, чем на три недели.

Черноморские курорты подходят для отдыха детей уже с 2-летнего возраста. Только не нужно ездить в июльскую жару, когда температура превышает +25С. Для поездки с ребенком лучше всего подходит последний месяц лета. Но и в бархатный период нельзя злоупотреблять солнцем.

Детям, страдающим заболеваниями дыхательной системы, не желательно отдыхать на кавказском берегу Черного моря, Крым такие ребятишки переносят значительно лучше. Противопоказанием к отдыху в теплых краях могут служить следующие заболевания: эндокринопатия, сердечно-сосудистая патология, в том числе и нередкая среди подростков гипертония.

Рубеж лета и осени — самое благоприятное время для поездки к Черному морю с детьми-аллергиками. Дело в том, что для них опасна не только жара, но и буйная южная растительность в период цветения, которая способна провоцировать поллинозы и обострение бронхиальной астмы. Так что с такими ребятишками тоже лучше всего путешествовать, начиная со второй половины августа (для Крыма) или с сентября (для Кавказа) вплоть до ноября.

Читайте также:  Чем полезно черное море для людей

Для большинства курортников купание в Черном море — неотъемлемая часть отдыха. Хотя Черное море достаточно хорошо прогревается, но холодная вода может не только испортить настроение, но и навредить здоровью. Поэтому, при выборе места отдыха, соберите информацию, будет ли теплым море в период вашего отдыха.

Акклиматизация. Самый оптимальный вариант отдыха — уехать с ребенком, как минимум, на месяц. Первые десять дней уходят на акклиматизацию, а остальные двадцать — собственно на отдых. Подготовьте малыша к путешествию заранее. Хорошо, если за некоторое время до поездки он начнет принимать витамины. В первый день после прибытия на место не купайте малыша, а на второй-третий день разрешите ему поплескаться в воде — пусть и несколько раз, но не более пяти минут каждый заход. В первые дни ребенок может быть перевозбужденным, отказываться от еды, иногда у детей даже повышается температура, появляется рвота. Все это является признаками акклиматизации, и если малыш остается при этом бодрым и веселым, то особенно беспокоиться не стоит. Если же тревожные симптомы не исчезают, а сохраняются или даже усиливаются, появляется насморк, кашель, понос, стоит обратиться к врачу.

Кишечные заболевания. Мыть руки перед едой, не пить воду из-под крана — это банальные, но жизненно необходимые правила для людей, отправляющихся на отдых, особенно в жаркие места. Не рекомендуется чистить зубы и мыть фрукты водой из-под крана — можно использовать для этих целей воду из бутылок, а еще лучше кипяченую воду. Пользуйтесь в общественных местах влажными салфетками, если ребенок много играл в песке, общался с другими детьми и местными жителями, животными, был в необорудованном туалете и пр., не стесняйтесь чаще протирать ему руки влажными дезинфицирующими салфетками. Остерегайтесь бассейнов, в которых редко меняется или не обеззараживается вода, маленький ребенок часто ее заглатывает при плавании. Ребенка постарше попросите при купании закрывать рот и стараться не заглатывать воду. Если ребенок совсем маленький и вода все-таки периодически попадает ему в рот, желательно давать малышу препараты для поддержания микрофлоры кишечника. Бояться, что ребенок подхватит кишечную инфекцию на море, не стоит, даже если малыш случайно наглотается морской воды. Но желательно взять с собой на пляж бутылку с питьевой водой, чтобы при необходимости дать малышу попить или промыть ему глаза.

— Не ходите с ребенком на пляж в период с 11 до 16 часов.

— Берегите ребенка от длительного пребывания на открытом солнце.

— Обязательно смазывайте тело ребенка солнцезащитным кремом (средство купите заранее до отъезда в аптеке после консультации с детским врачом).

— На пляже ребенок должен быть одет в светлую рубашечку из хлопка с длинными рукавами, а на голове — панамка.

— Помните, что на пляже с крупной галькой можно обгореть быстрее, ем на песчаном пляже, так как галька больше отражает солнце.

— Всегда имейте с собой средство от солнечных ожогов.

Маленький рассказ о Черном море

Черное море очень располагает для отдыха с ребенком. Летом здесь нечасты шторма — это потому, что Чёрное море небольшое, волны не могут набрать полную силу, здесь почти не встречаются опасные для человека морские животные. Вода содержит мало соли, и она не раздражает глаза. Черное море удобно для обучения плаванию. Ребенку доставит удовольствие заниматься исследованием подводного мира, если Вы научите его нырять.

Черное море принимает воды множества рек, поэтому соленость его поверхностных вод сравнительно мала. К сожалению, малая соленость снижает разнообразие животного мира Черного моря, обитатели морей и океанов плохо переносят соленость меньше 20 г/л.

Поверхностный слой воды Черного моря — менее солен и его вода более легкая, близкая по температуре к воздуху; летом она хорошо прогревается, зимой — охлаждается.

Cовсем другие — глубинные воды Черного моря: от 50-100м — до самого дна, лежащего на глубине двух километров — более соленые и тяжелые, их температура всегда постоянна: 9С. — это свойство вод Черного моря.

Опресненная поверхностная вода не смешивается с более солеными глубинными водами, что препятствует проникновению кислорода в глубины Черного моря. И на глубине 200 метров — кислород в воде Черного моря почти отсутствует, животные и растения там жить не могут, но живут бактерии, которые разлагают опускающиеся сверху останки животных и растительности и выделяют при этом сероводород.

Черное море — одно из самых молодых морей Земли, 8000 лет назад оно было озером, его берега и экосистема до сих пор в динамике, меняется уровень моря, меняются флора и фауна Черного моря — появляются новые морские виды-вселенцы, а некоторые из тех, что жили здесь раньше — исчезают. Например, многие черноморские моллюски, чьи ракушки мы находим на пляжах, сегодня — уже вымерли: их уничтожил один из самых беспощадных хищников Черного моря, тихоокеанский вселенец — брюхоногий моллюск рапан.

Реки, впадающие в Черное море, дают пищу его флоре и фауне, они несут в своих водах массу питательных веществ, эти вещества и солнечные лучи дают рост невидимым нам одноклеточным водорослям — фитопланктону. Их можно найти в каждой капле воды у поверхности моря — и увидеть через микроскоп.

Крохотные морские растения в толще воды — поедают микроскопические морские животные — зоопланктон : простейшие — инфузории, амебы, мелкие ракообразные, другие морские беспозвоночные и их личинки, личинки рыб; эта экологическая группа морских организмов включает и некоторых крупных животных: большие медузы и гребневики — это тоже планктон.

Живая природа Черного моря — удивительна. Можно бродить по колено в воде у песчаного пляжа — и увидеть очень много познавательного: крабы, раки-отшельники, почти незаметные донные рыбы Черного моря — бычки, морские ромбы и камбалы, барабулька и кефаль, морская мышь, морская корова и морская игла. Внимательно понаблюдаем за ними и попытаемся понять, как они живут.

Самый разнообразный и интересный подводный мир Черного моря — у каменистых берегов. На мелководье — разноцветные многоклеточные водоросли Черного моря, бегают по камням пестрые рыбки — морские собачки, крабы, растут актинии.

Еще глубже — густые джунгли цистозиры — основной водоросли Черного моря в прибрежье. Цистозира дом родной для рыбы зеленушки. По веткам водорослей скользят миниатюрные морские улитки и прыгают креветки. В густых зарослях прячется каменный краб — самый большой на Черном море, и живет самая яркая рыба Черного моря — троепер. А поверх крон подводного леса проносятся стаи рыб — кефаль, ставрида. Животные и растения Черного моря — не только большие и яркие — но и мельчайшие, прячущиеся среди камней и водорослей — все интересны, у каждого из них — свое место в жизни моря.

Еще глубже — спикары, рыбы-ласточки, более крупные рыбы Черного Моря — горбыль и морской каменный окунь, морские караси — ласкирь и зубарик; на поверхности камней — корковые животные-обрастатели — губки, мшанки, гидроиды, многощетинковые черви, асцидии, и другие, самые необычные, обитатели Черного моря. А там, где кончаются подводные скалы, и начинается уходящий в глубину, покрытый песком, ракушкой и илом шельф Черного моря — на той глубине, куда обычно добираются только водолазы — в холодной воде живут скат морская лисица, камбала калкан, морской петух и колючая акула катран.

Наблюдая и изучая с ребенком необычную подводную жизнь Черного моря — Вы можем узнать о том, как — вообще — устроена жизнь в морях и океанах

В Черном море практически не водится опасных для человека — животных. Вот те немногие обитатели Чёрного моря, которые могут доставить Вам неприятности.

Медузы, запомните, лучше их не трогать руками, особенно крупных. Самые опасные медузы корнерот и аурелия. Корнерот имеет мясистый купол и тяжелую бороду толстых щупалец, старайтесь оплывать их стороной, но если честно, крапива обжигает сильнее, чем корнерот. Другая крупная черноморская медуза — аурелия, Ее стрекательные клетки слабее, кожу на теле они не пробивают, но обжечь слизистую глаз или края губ аурелия может больно. Если ребенок трогал медузу, даже дохлую — ополосните ему руки — на них могут остаться стрекательные клетки, и если потом он потрет ими глаза, то обожжется.

Из рыб бойтесь морского ерша (черноморская скорпена), по виду он настоящее чудовище — большая голова, покрытая выростами, рожками, выпученные багровые глаза, огромный рот с толстыми губами. Лучи спинного плавника превращены в острые колючки, которые, если потревожить, растопыривает, в основании каждого луча — ядовитая железа. Заметить морского ерша трудно, они таятся между камнями, под водорослями, и, как и все донные рыбы, меняют окраску под цвет своего окружения, могут быстро светлеть или темнеть в зависимости от освещенности. Ну уж, если Вы его заметили, то трогать не надо, гораздо интереснее лежа на поверхности воды наблюдать через маску за его охотой.

Раны от шипов морского ерша причиняют жгучую боль, место вокруг уколов краснеет и распухает, потом — общее недомогание, температура. Пострадавший от колючек ерша — должен обратиться к доктору.

Морской дракончик. Вытянутая, похожая на змею, с угловатой большой головой, донная рыба. Как и у других донных хищников, у дракона — выпученные глаза на верхней части головы и огромный, жадный рот. Морской дракон (иногда рыбаки называют его — змейка) предпочитает мягкие грунты — песок, ил, в которые он зарывается, подстерегая добычу — мелких рыб, над поверхностью дна остаются только его зоркие злые глаза. Чувствуя опасность, дракончик расправляет черный веер спинного плавника, все пять лучей которого — отравленные колючки. Еще один ядовитый шип растет назад из жаберной крышки. На средиземноморских курортах отдыхающие изредка наступают на закопавшихся в песок колючих драконов, но у наших черноморских пляжей таких случаев пока не было. Ранятся иногда рыбаки, когда поймают его сетью или на удочку. Последствия ядовитого укола дракончика — гораздо серьезнее, чем в случае скорпены, но лечение — такое же.

В Черном море обитают скаты: скат-хвостокол (морской кот), морская лиса. Скаты — родственники акул, они тоже относятся к хрящевым рыбам: и позвоночник, и ребра, и череп — из хряща. Боков у ската нет — только спина и брюхо, верх и низ. Скаты не нападают на человека. Живут они на дне, на дне находят и пищу — моллюсков, крабов; поэтому рот у них смещен под плоскую голову, а глаза и брызгальца — жаберные щели — расположены сверху. Запомните главное, не пытайтесь ловить ската, особенно хватать за хвост. Скат использует хвост как оружие. У него на хвосте есть колючка, ее края очень острые, да к тому же зазубренные, вдоль лезвия, с нижней стороны — желобок, в котором виден тёмный яд из ядовитой железы на хвосте. Если задеть лежащего на дне ската, он ударит хвостом как бичом, при этом он оттопыривает свою колючку и может нанести глубокую рубленую рану. Рану от удара ската, обрабатывают, как любую другую. К счастью, скаты пугливы, боятся шума, стараются уплыть от купальщиков, и там, где купаются дети, их нет.

Дети часто спрашивают — кусаются ли крабы? Не кусаются, а щипаются — не зубами, которых у них нет, а клешнями. И только тогда, когда мы сами пытаемся схватить их. Крупный, мраморный краб, или каменный краб могут ущипнуть палец очень больно, если он все-таки схватил Вас, не тяните его — оторвете клешню. Крабы отпускают свои лапки и клешни, также как ящерицы — свой хвост. Лучше просто оставить его в покое, он отцепится сам.

Если Вы или Ваш ребенок получили раны от морских обитателей, то обязательно сделайте следующее:

— Раны надо обработать, как обычные царапины, т.е. промыть чистой водой, обработать дезинфицирующими препаратами (йодом, зеленкой и пр.)

Если появились симптомы отравления ядом, срочно обратиться к врачу.

Основные симптомы отравления ядом морских обитателей — местное воспаление (там, где укололись) и общая аллергическая реакция, возможно с высокой температурой.

Если нет возможности быстро обратиться к врачу, единственными таблетками, которые смогут помочь, являются противоаллергические (антигистаминные) препараты — помните, что нужно строго соблюдать инструкции по применению таблеток, которые прилагаются ко всем лекарствам. Хотя, смертельных случаев от уколов и укусов черноморских обитателей не известно, но может быть сильная аллергическая реакция у предрасположенных людей.

Источник

«Чёрное море». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Эмма Мостовая
«Чёрное море». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

1. Познакомить детей с легендами о черном море и его обитателей.

2. Формировать знания об обитателей черного моря. Воспитывать активную жизненную позицию — защитников родной природы.

3. Развивать умение детей давать развернутые объяснения, делать самостоятельно выводы. Способствовать развитию познавательного интереса к природе.

4. Обогащать словарный запас детей новыми терминами.

5. Развивать воображение, умение работать в коллективе.

Обогащение словаря: морская держава, мидии, кара-денгиз, ульва, понтскийское.

Предварительная работа: беседа о Черном море. Рассматривание фотографий, черноморских обитателей, экскурсии в акваторию порта в разное время года и погоду.

Материал: Слайды. Трафареты, ватман, клейстер, рисунки обитателей моря.

Ход занятия.

Дети садятся полукругом, воспитатель стоит перед ними.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие, а куда мы пойдем, вы узнаете отгадав загадку.

Смотрите, какое просторное!

Его не объять руками,

Его не измерить шагами,

Оно как чаша большое,

Но без конца и края. С. Баруздин «Черное море»

Дети: Это море.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня действительно будем путешествовать по нашему Черному морю и опустимся в его глубины. Наша страна великая держава. Многие моря омываю её берега, но самым интересным является Черное море, известное человечеству с древних времен. (слайд)

Воспитатель: Ребята, а почему наше море называют Черным?

Дети: Потому что в шторм вода в море черная.

Воспитатель: Много причин было для того что б назвать море Черным, одна из них это сильные штормы и темная вода в море во время шторма. Но не всегда наше море так называлось. Древние греки называли его понт — Эвксинский – «гостеприимное море». Наши предки называли понтским или Русским. Турки называли Кара-денгиз – чёрное, негостеприимное, так как они приходили к нашим берегам, что б покорить местных жителей, а встречали серьёзное сопротивление. Самое верное объяснение названия Чёрного моря – гидрологическое. Основана она на свойстве сероводорода, который в большом количестве находится в воде и чёрные металлические предметы, опущенные на глубину.

Воспитатель: Ребята, а какое для Вас чёрное море?

Дети: Теплое, ласковое, полезное, глубокое, голубое, тихое, бурное, серое, страшное.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы подобрали много прилагательный характеризующих Чёрное море. Ребята, а на чём можно путешествовать по морю?

Дети: Корабли пассажирские, яхты, катера, танкера, сухогрузы.

Воспитатель: Ребята, а на чём бы вы хотели путешествовать по морю?

Дети: Поплывём на яхте.

Воспитатель: Наша яхта называется «Мечта», а стоит она в бухте «Надежда», что б попасть туда нам нужно, преодолеть полосу препятствий.

Дети вместе с воспитателем двигаются по группе по полосе препятствий, (перепрыгивание через кубики, ходьба по узкой скамейке, по наклонной доске.) В конце пути дети попадают на яхту «Мечта».

Воспитатель: Вот мы свами и попали на яхту. Садитесь поудобней, сейчас мы отправляемся с вами в морское путешествие. Ребята, посмотрите,что это за птицы качаются на волнах? (слайд)

Дети: Это чайки, если они сидят на воде будет хорошая погода, а на берегу жди шторма и сильного ветра.

Воспитатель: Молодцы ребята, а вы знаете, что в старину моряки считали чаек душами своих погибших товарищей. А вот еще один морской житель-альбатрос. (слайд) Смотрите крылья, на лапах перепонки позволяют ему прекрасно плавать, а для взлёта с воды гребни волны.

Воспитатель: Ребята, а кто узнал эту маленькую черноморскую уточку. (Слайд)

Воспитатель: В греческой легенде в нырка превратился царевич Эсак так, как по его вине погибла прекрасная нимфа. Эсак бросился со скалы в море, но его гибели Боги не захотели и вытолкнули обратно. Он бросился в море снова, и опять не утонул. Так он стал нырком.

Воспитатель: Ребята, а это кто выглядывает из воды? (слайд)

Воспитатель: Что вы знаете о дельфинах?

Дети: Маленькие дельфины питаются молоком мамы. Они млекопитающие. Живут дельфины долго, 20-30 лет и очень умные и общительные.

Воспитатель: Наш дельфин приглашает в подводное путешествие. Хотите спуститься в морские глубины на батискафе?

Дети: Конечно, хотим.

Воспитатель: Для того что б спустится в глубины чёрного моря нам нужно выполнить специальные физкультурные упражнения.

Физкультурная минутка «Для начала мы с тобой».

Для начала мы с тобой

Крутим только головой (вращение головой)

Корпусов вращаем тоже

Это мы конечно можем (повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем-

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три четыре-пять (приседания,

На последок подтянулись

Вверх и в стороны прогнулись (подтягивание вверх и стороны).

Воспитатель: А теперь, ребята садитесь на свои места, успокоим своё дыхание, глубоко вдохнем и выдохнем, и пока наш батискаф будет спускаться, мы подготовим наш организм к глубоководному плаванью.

Воспитатель: Вот мы уже спустились в глубины чёрного моря. Что вы видите в иллюминаторы? (слайд)

Дети: В иллюминаторы видно много водорослей.

Воспитатель: В чёрном море растет более 258 видов водорослей, многие из них человек использует для себя. Вот эти водоросли называются, филлофора из неё получается йод, её используют для производства. (Слайд)

Ребята, а это ульва, её очень легко можно найти, на берегу моря после шторма. Многие, местные жители используют эту водоросль в пище. (Слайд)

Воспитатель: А это что за необыкновенное существо проплывает мимо нашего батискафа? (слайд)

Дети: это плывет медуза.

Воспитатель: Ребята, а какие бываю медузы?

Дети: Медузы бывают опасные и безопасные.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как отличить медузу. Если медуза белого цвета (слайд, то она не опасна. А если вы встретите медузу цветную и у неё много ртов, трогать её нельзя, она ядовита (слайд). Эту медузу зовут-корнерот. А ещё по медузам определяют погоду, в шторм они уходят от берега.

Воспитатель: Ребята посмотрите, как много рыб плавает вокруг нас. Вот это бычок, кефаль, сарган, ставрида. (Слайд) Что человек делает с этой рыбой?

Дети: Рыб ловят рыбаки, а потом продают в магазине, или делаю консервы.

Воспитатель: Правильно, ребята. А эту рыбу вы знаете? (слайд)

Дети: Это катран.

Воспитатель: Катран — черноморская акула, но она не опасна для людей. А вот появились опасные жители чёрного моря, скат, морской кот (слайд, они родственники акул. Морской ёрш – скорлена (слайд, так же является ядовитой рыбой, но самая опасная рыба в чёрном море – морской дракон (слайд). Это рыба небольшая, вытянутая в длину, похожая на змею, желто – коричневого цвета. А вот знаменитая черноморская камбала, она живет на дне и меняет свой цвет при опасности, как хамелеон.

Ребята, видите как богато рыбное царство Чёрного моря, всего в нём живёт более 180 видов рыб.

Воспитатель: Наш батискаф достиг самого дна. Кто здесь живёт?

Дети: Крабы, мидии, рапаны.

Воспитатель: А еще различные бактерии, моллюски, но прежде чем поговорить об этих существах, давайте сделаем физкультурную минутку.

Физкультурная минутка «Мы разминку начинаем»

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнет спина у всех. (Подтягивание – руки в стороны и вверх)

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

А теперь три разно нужно,

Как лягушки поскакать.

(Приседанья-5 обычных и 3 раза подпрыгивать в приседе).

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнет спина у всех.

(Подтягивание- руки в стороны и вверх).

Дети садятся на места.

Воспитатель: Ребята, вот и крабы показались, их в чёрном море 3 вида-мраморный, каменный, травяной. (Слайд) А это мидии (слайд). Мидии-моллюски они живут в раковинах и приносят огромную пользу морю, пропуская через себя загрязнённую воду и возвращая чистую, уничтожая всю грязь. Ребята, а это рапан (слайд). Моллюск рапана – хищник, он уничтожает мидий и устриц, попал он к нам с Дальнего Востока.

Воспитатель: Ребята, нам пора всплывать на поверхность моря. Понравилось вам наше путешествие?

Воспитатель: Запомнили вы обитателей Чёрного моря?

Воспитатель: Вот сейчас мы проверим. Я предлагаю провести игру «отгадай по контуру» ,по контуру дети определяют обитателей морей, и еще одну игру «собери картинку», собрать из разрезанных картинок образ морского обитателя.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня с вами совершили интересное путешествие, вы были внимательные, активно работали и я предлагаю на память о нашем путешествии сделать картину подводного мира Чёрного моря.

Детям предлагается лист ватмана голубого цвета, они наклеивают на него заранее нарисованные и вырезанные фигурки морских обитателей.

Литература: Туапсе – форт, посад, город…И. Лютник

ООО «Туапсинская типография»

«Свойства морской воды». Конспект занятия Работая в детском саду преподавателем изобразительной деятельности, я поняла, что живя в нашем регионе, на берегу Чёрного моря, дети практически.

«Морские чудеса». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Цель: Познакомить детей с многообразием морских обитателей, развить познавательный процесс. Ребята хотите мы с вами отправимся в путешествие.

Источник

Оцените статью