Меню

Про ту сторону океана

Рецензия на мультфильм «По ту сторону океана»

Завораживающая и грандиозная китайская рисованная сказка в духе творений Хаяо Миядзаки

Девушка по имени Юна живет в волшебном мире, который сокрыт под землей, ниже дна океана. Там обитают существа, которые наделены магической силой и призваны управлять явлениями природы и заботиться о душах умерших людей. Когда подземным жителям исполняется 16 лет, они на неделю отправляются в человеческий мир в облике красных дельфинов. Во время своего странствия Юна запутывается в рыбацких сетях и едва не погибает. Девушку спасает живущий на берегу юноша, но сам при этом попадает в водоворот и тонет. Мучимая угрызениями совести Юна выкупает погибшего за половину срока своей жизни и получает от Хранительницы Душ маленькую рыбку, в которой живет воскрешенная душа спасителя Юны. Теперь девушка должна в тайне от соплеменников заботиться о рыбе, чтобы она стала достаточно большой и сильной для возвращения в родной мир и обретения человеческого облика.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

В то время как великий аниматор Хаяо Миядзаки то уходит на пенсию, то запускает новые проекты, его коллеги пытаются убедить публику, что в мире восточной анимации есть и другие режиссеры, которые могут создавать феерически красивые рисованные ленты о решительных девочках и девушках. Обычно этим занимаются в Японии, однако у Миядзаки есть духовные преемники и в Китае, где живут режиссеры романтической сказки «По ту сторону океана» Лян Сюань и Чжан Чунь.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Графические и идейные параллели между творчеством Миядзаки и дебютным фильмом китайских аниматоров вполне очевидны, но все же «По ту сторону океана» – самостоятельное произведение, пропитанное китайской мифологией и замешанное на китайском образе мыслей. В то время как Миядзаки почти всегда рисовал истории о взрослении через исследование мира, поиск приключений и честный труд, лента Ляна и Чжана убеждает зрителей, что взрослая жизнь – это осознание чувства долга и готовность к самопожертвованию.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Земной рыбак жертвует собой ради красного дельфина. Юна жертвует собой ради своего спасителя. Лучший друг Юны по имени Сэн жертвует собой ради Юны. Дедушка героини жертвует собой ради Сэна… Поразительный, но вполне закономерный круговорот самопожертвования, которое в «По ту сторону океана» перестает быть уникальным подвигом и становится хорошо знакомым в России массовым героизмом. Поэтому в нашей стране китайскую картину понять проще, чем на Западе, где «По ту сторону океана» ставит критиков в тупик.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Это, правда, не значит, что Лян Сюань сочинил безупречный сценарий. Основная сюжетная линия захватывающа, трогательна и по-своему мудра, но второстепенные линии просят доработки напильником. Скажем, столкновения персонажей с Хранительницей Злых Душ – это чеховская двустволка, которая стреляет лишь из одного ствола. Может быть, аниматоры сделали задел для сиквела?

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Также странно смотрится передача статуса главного героя от Юны к Сэну, который во второй половине фильма фактически становится основным действующим лицом. Зато теперь у всех любителей поговорить о френдзоне есть рисованный покровитель, поскольку френдзона Сэна – самая эпичная из всех френдзон в истории мема. Бравый герой готов пожертвовать собой, чтобы его возлюбленная была с парнем из другого мира! И хотя это его бесит, Сэн идет до конца.

Читайте также:  Почему самолет не летает над тихим океаном

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Если о сценарии «По ту сторону океана» можно долго рассуждать, выделяя его сильные, слабые и необычные стороны, то с изображением мультфильма и его магической атмосферой все просто – они великолепны. Каждый кадр ленты можно повесить на стенку как живописное полотно, а обширный волшебный мир «По ту сторону океана» неистощим на сюрпризы – будь то облики его обитателей, демонстрации магических способностей или причуды самых могущественных чародеев. Картина поражает и восхищает с начала и до финала.

Возможно, найдутся те, кому «По ту сторону океана» покажется слишком причудливой и эксцентричной. Но согласитесь, что лучше избыток творческой энергии, чем ее недостаток. Особенно сейчас, когда кинотеатры ломятся от приквелов, сиквелов, ремейков и экранизаций. Так что, хотя китайским аниматорам еще есть куда развиваться, они уже могут собой гордиться.

Источник

«По ту сторону океана»: Рецензия Киноафиши

Следуй за красным дельфином…

В попытке понять восточную мифологию, как укоренившуюся, так и современную, наш мозг, мозг европейского зрителя, настойчиво предлагает оценивать анимацию стран Дальнего Востока через уже известные сказочные образы. Вот и получается, что мы смотрим мультфильм «По ту сторону океана», а видим то «Русалочку», то «Красную черепаху» и обязательно что-нибудь из Миядзаки, потому что его влияние на авторскую сказочную азиатскую анимацию отрицать вообще сложно. С одной стороны, такой способ восприятия необычной информации нормален, если не сказать, естественен. С другой, изрядно мешает по-достоинству оценить всю оригинальность задумки автора. А она в «По ту сторону океана» — главное.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Самый великий труд для рецензента, по-моему, это описать в паре предложений сюжет любого азиатского полнометражного мультфильма. Переплетения миров и персонажей между собой порой так же сложны, как сюжетные линии «Санта-Барбары». Юна — представительница волшебного народа, который живёт в мире между людьми и богами. Её путешествие в земной мир заканчивается смертью человека, и она решает вернуть его к жизни любой ценой.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Налицо классическая история о самопожертвовании. Во имя чего — не так уж важно, у каждого героя в «Океане» свои мотивы. Хотя сквозной, конечно, любовь. Однако требуется применить всю свою сказочную фантазию для того, чтобы без раздражения принимать многие поступки персонажей. Принять условия этой хитросплетёной игры и отказаться от примерки её к реальному миру, в котором мы сидим в кинозале и смотрим этот фильм. Иначе абсолютно все герои: Юна, её родители, её друг детства и даже рыба, из-за которой разгорелся весь конфликт, покажутся непроходимо глупыми. Эти персонажи руководствуются только эмоциями, едва ли задумываются о последствиях, кроме ключевого — что однажды они расстанутся с жизнью, потому что заключили смертельно опасный договор с Повелительницей душ.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Впрочем, именно этот мотив и такие поступки напоминают о знаменитой датской, а потом уже голливудской «Русалочке». Любовь с первого взгляда двух совершенно непохожих существ, которые в итоге не могу сказать друг другу ни слова; жертвы, которые готовы принести оба, но в первую очередь девушка; роковое соглашение с ведьмой и очень много воды вокруг. Грусть и безысходность этой ситуации подчёркивают уважение сценариста Лян Сюаня именно к оригиналу Андерсона.

Читайте также:  Таяние северного ледовитого океан

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Но вместе с тем молодой постановщик не боится развить и разукрасить северную европейскую сказку богатыми красками Востока. Его волшебный мир куда богаче подводного царства. В нём небо сливается с океаном, рыбы могут летать, все жители целыми кланами связаны с природными стихиями, а значит, являются частью природы, но даже они сами до конца не знают всех секретов и границ своей вселенной. Молодые герои, Юна и её друг Сэн, на протяжение всего мультфильма вместе со зрителями открывают очередные тайники с опасными существами или загадочными незнакомцами. И это исследование затягивает с головой.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Лян Сюань вгоняет зрителя в магический транс, видимо, рассчитывая на то, что зачарованная публика не заметит сюжетных огрехов, пропавших из вида персонажей, сбитого ритма и чрезмерного драматизма картины. И этот трюк почти срабатывает. Первая половина фильма пролетает незаметно, несмотря на переизбыток визуальной патоки. Но внезапно обрушившийся на волшебный мир Апокалипсис рассеивает морок, и становится понятно, что нам очень многого не объяснили. Как минимум, не объяснили причин Апокалипсиса. До них можно только догадываться. До этого тянущиеся события внезапно начинают нестись по экрану галопом, не позволяя толком разобраться, что происходит и почему, чтобы в конце сорваться в пропасть в рапиде.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Любовь китайских кинематографистов к рапиду, напыщенному драматизму, затянутым и выразительным сценам прощания — их фирменный стиль и их же проклятье: даже на прыжки гигантской рыбы, то ли дельфина, то ли кита, невозможно смотреть так долго, как это предлагают в «По ту сторону океана». Конечно, того уровня слезливости, который был в японском «Укрась прощальное утро цветами обещаний», в этом проекте не замечено, но количество рыданий, прощаний и трагических возгласов невольно хочется сократить, чтобы как раз сохранить к этому мультфильму тёплые чувства.

Кадр из мультфильма «По ту сторону океана»

Ведь «По ту сторону океана» — в целом чудесное кино. Клубок сюжетных линий, который отпугивает в трейлере, за полтора часа превращается в прекрасное полотно. Этому фильму не мешают даже самые бредовые аллюзии, вроде сравнения с «Формой воды», когда неоднозначность отношений Юны с рыбой достигает пика для своих 16+. Это сложная сказка, в которой интересно разбираться. Оттого немного обидно, что вместо приключений нам предлагают смотреть на страдания. Для сказки это слишком реалистичный ход.

В российском прокате с 9 августа 2018

Расписание и покупка билетов на фильм «По ту сторону океана»

Источник

«По ту сторону океана»: китайский мультфильм в духе Ghibli

2 минуты на чтение

За гранью нашей реальности существует Другой мир, населённый богами, духами и волшебными существами. В шестнадцать лет обитатели Другого мира оборачиваются красными дельфинами и на неделю отправляются к нам, на Землю, в большой океан, познавать законы природы.

Контактировать с людьми им строжайше запрещено, но Чун, дочка богини природы, нарушает запрет и влюбляется в молодого рыбака. Во время страшного шторма юноша спасает Чун из сетей и гибнет сам. Чун пускается в опасное приключение, чтобы вызволить душу возлюбленного.

Читайте также:  Источник питания тихого океана

Da hai

Жанр: мифологическое фэнтези
Режиссёры: Лян Сюань, Чжан Чунь
Премьера в России: 14 августа 2018
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на: «Унесённые призраками» (2001)
«Рыбка Поньо на утесе» (2008)
«Сказание о принцессе Кагуя» (2013)

В наши дни двухмерная авторская анимация на вес золота. Каждый такой проект оказывается в центре внимания задолго до релиза, а все попавшие в Сеть кадры препарируют эксперты и любители. Не обходится и без неизбежных сравнений. Для азиатских сказочных мультфильмов неизменным мерилом качества стали творения студии Ghibli. Любую новую работу тут же начинают анализировать, выискивая, что создатели подсмотрели у Миядзаки.

«По ту сторону океана» постигла эта же участь. И надо сказать, что любые сравнения хоть и справедливы, но… совершенно бессмысленны. Вся современная авторская анимация в Азии так или иначе выросла на работах Ghibli, и каждый режиссёр называет Хаяо Миядзаки своим учителем. Поэтому пощадим «По ту сторону океана»: да, в нём можно найти массу анимационных приёмов из «Моего соседа Тоторо» и «Ходячего замка Хаула», — но фильм достоин того, чтобы оценивать его как самостоятельное и независимое произведение.

При всём внешнем сходстве этого фильма с японским аниме, его китайские корни очень чувствуются в мелочах

«По ту сторону океана» (в западном прокате — «Большая рыба и бегония») — лента с нелёгкой судьбой, настоящий долгострой. Работу над ней начали ещё в 2004 году и постоянно замораживали из-за нехватки финансирования. Благодаря многочисленным спонсорам сказка наконец вышла на большой экран, произвела фурор и оставила зрителей восхищёнными и немного озадаченными.

Прежде всего, это невероятно красивый мультфильм. Головокружительные фоны, фантастические сцены с летающими рыбами, драконы и волшебные водовороты — каждый третий кадр можно смело ставить на рабочий стол. Пожалуй, такого буйства фантазии мы не видели со времён «Унесённых призраками». Свою лепту вносит и экзотичность китайского фольклора — дизайн персонажей и сюжет во многом основаны на мифах и народных сказках.

За визуальное совершенство и неординарность «По ту сторону океана» можно простить все огрехи. Но не упомянуть их всё же нельзя.

Многие колоритные герои, например Крысиная ведьма, появляются и исчезают, практически не влияя на сюжет

То ли сказались долгие съёмки, то ли китайская любовь к эпосам и многосерийным фэнтези-драмам, но мультфильм получился невероятно затянутым. Многие сюжетные линии уходят в никуда, важные действия персонажей не получают объяснений, а малозначительные, наоборот, тянутся непомерно долго.

Главная героиня, Чун, вышла недостаточно яркой. Её сильной и внезапной любви к человеку не очень веришь, а последующая многоступенчатая драма с жертвенностью так нагнетается, что даже несколько утомляет. А вот лучшему другу Чун, Циу, сопереживать гораздо проще: его поступки трогают за душу и могут даже заставить всплакнуть чувствительных зрителей.

Многих неприятностей в мультфильме не случилось бы, если бы один из персонажей всё время не забывал, что умеет летать

Многие странные сцены в «По ту сторону океана» нельзя воспринимать буквально. Превращения деда и бабушки Чун — это метафора вечной и верной любви

Источник

Adblock
detector