Меню

Проблема освоения мирового океана сообщение

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты

Проблема освоения Мирового океана

Мировой океан всегда оставался для человека большой тайной. Даже сейчас наукой накоплен больше знаний о других планетах Солнечной системы, чем о океанические глубины. Однако со второй половины XX в. в связи с бурным развитием науки и техники исследования и освоения океана приобрели глобальные масштабы, что повлекло за собой ряд проблем.

Истощение минерального сырья на суше заставило искать ее залежи в море. В местах разработки полезных ископаемых резко обострилась проблема загрязнения воды.

Обострение продовольственной проблемы вызвало повышенный интерес к биологическим ресурсам океана. Однако он пока дает человечеству лишь 2% продуктов питания и 12-15% животного белка. Чрезмерный вылов рыбы и охота на морских животных привели к снижению биологической продуктивности океана. В последнее время наметился переход от рыболовства к марикультуры — выращивание живых организмов в воде, в свою очередь, вызывает невозобновляемые изменения в прибрежных природных комплексах.

Глобализация экономики оживила использования Мирового океана как важного пути перевозки сырья и готовой продукции. Это привело к загрязнению воды на главных морских транспортных путях. Особенно опасным стало нефтяное загрязнение. Вместе с этим произошло бурное развитие приморских районов, в которых все больше тяготеет хозяйство развитых стран. Здесь возникла особая отрасль экономики — морское хозяйство, которое включает в себя добывающую и перерабатывающую промышленность, транспорт, рыболовство, туризм. Все это обострило экологическую ситуацию на дорогах.

Энергетическая проблема вызывала поиск новых альтернативных источников энергии, в том числе и в Мировом океане.

В наше время Океан все больше используется как арена военно-политической деятельности. На островах по всему миру разбросаны военные базы сена, Франции, Великобритании. В Тихом океане на атолле Муруроа Франция длительное время испытывала ядерное оружие. Для того, чтобы преодолеть проблемы, возникшие при освоении Мирового океана, следует перейти к рациональному океанического природопользования, комплексного подхода к его богатств, охраны и восстановления его биологических ресурсов. Недопустимо распространение ядерного оружия на территории Океана. Он должен быть сохранен для будущих поколений.

Источник

Освоение мирового океана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:26, реферат

Краткое описание

Средняя глубина Мирового океана — около 4 тыс. м — это всего только 0,0007 радиуса земного шара. На долю океана, учитывая, что плотность его воды близка к 1, а плотность твердого тела Земли — около 5,5, приходится лишь малая часть массы нашей планеты. Но если обратиться к географической оболочке Земли — тонкому слою в несколько десятков километров, то большую ее часть составит именно Мировой океан. Поэтому для географии он важнейший объект исследования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА 4
ОСВОЕНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА 7
ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Вложенные файлы: 1 файл

Глобалистика. doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра политических наук и технологий

По дисциплине «Глобалистика»

на тему: «Освоение мирового океана».

Выполнила: студентка 2 курса

Образование Мирового океана

Освоение мирового океана

Проблемы освоения мирового океана.

Введение

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн. кв. км, или почти 71% (южное полушарие более океаническое — 81%, чем северное -61%)[1]. Океаническая часть земной поверхности — наиболее крупный горизонтальный компонент географической оболочки. Сам факт существования глобальной неоднородности (материковость — океаничность) в сочетании с географической широтой и высотой определяет главнейшие особенности природы Земли. Кроме того, суша и океан распределены по поверхности Земли неравномерно. Асимметрия суши и океана влечет за собой асимметрию в распределении всех остальных компонентов природы: климата, почв, животного и растительного мира; оказывает влияние на характер хозяйственной деятельности человека. Таким образом, познание географических объектов, явлений, процессов невозможно без изучения природы Мирового океана.

Читайте также:  Атлантичний океан корисні копалини

Средняя глубина Мирового океана — около 4 тыс. м — это всего только 0,0007 радиуса земного шара. На долю океана, учитывая, что плотность его воды близка к 1, а плотность твердого тела Земли — около 5,5, приходится лишь малая часть массы нашей планеты. Но если обратиться к географической оболочке Земли — тонкому слою в несколько десятков километров, то большую ее часть составит именно Мировой океан. Поэтому для географии он важнейший объект исследования[2].

В системе наук о Земле важное место занимает океанология, охватывающая всю сумму знаний о Мировом океане и его взаимосвязях с материковой частью Земли и атмосферой. Современная океанология опирается на достижения физики, химии, биологии, геологии и сама вносит существенный вклад в развитие этих наук.

Образование Мирового океана

Согласно самой распространенной гипотезе, Земля возникла из вращающейся раскаленной газовой туманности, которая, постепенно охлаждаясь и сжимаясь, достигла огненно-жидкого состояния, а затем на ней образовалась кора. Состояние земной коры определяется силами напряжения и деформации, вызванными охлаждением и сжатием внутренней массы Земли.

По другой теории, выдвинутой в начале нашего века американскими учеными Т.Ч. Чемберленом и Ф.Р. Мултоном, Земля первоначально представляла собой массу газа, извергнутого под действием приливных сил из поверхности Солнца. Одновременно высвобождались мелкие частицы газа, которые, быстро сгущаясь, превращались в твердые тела, называемые планетезималями. Обладая большой силой тяжести, земная масса притягивала их. Таким образом, Земля достигла современных размеров благодаря процессу наращения, а не в результате сжатия, как утверждает первая гипотеза[3].

Почти все гипотезы сходятся на том, что образование океанических бассейнов было вызвано двумя главными причинами: во-первых, перераспределением пород различной плотности, происходившим в период отвердевания земной коры, и, во-вторых, взаимодействием сил в недрах сжимающейся Земли, которое вызвало революционные изменения в рельефе поверхности.

Оригинальна гипотеза происхождения материков и океанов, связанная с именем австрийского геолога Альфреда Лотара Вегенера. Ученый считал, что в какой-то момент истории Земли равномерный слой сиаля скопился на одной стороне. Так возник материк Пангея. Вегенер высказал предположение, что эта масса сиаля держалась на поверхности более плотного слоя симы. Когда сиаль стал распадаться на части, горизонтальное движение материков вызвало изгибание передних краев сиаля. Этим можно объяснить происхождение таких высоких прибрежных горных цепей, как Анды и Скалистые горы.

Хотя происхождение океанических бассейнов остается пока тайной, картину того, как они заполнялись водой и как появлялись и исчезали океаны в геологическом прошлом Земли, можно представить себе более или менее точно.

После образования земной коры, ее поверхность начала быстро охлаждаться, так как тепло, получаемое ею из недр Земли, недостаточно компенсировало потерю тепла, излучаемого в пространство. По мере охлаждения водяные пары, окружавшие Землю, образовали облачный покров. Когда температура упала до уровня, при котором влага превратилась в воду, пролились первые дожди.

Дожди, веками низвергавшиеся на поверхность Земли, были главным источником воды, которая заполнила океанические впадины. Море, таким образом, было детищем атмосферы, в свою очередь представлявшей собой газообразные выделения древней Земли. Часть воды поступала из недр Земли[4].

Читайте также:  Паковые льды северного ледовитого океана

На Земле начал действовать процесс эрозии, или размыва. Этот процесс оказал глубокое воздействие на эволюцию суши и моря. Очертания морей, а вместе с ними и контуры океанов постоянно менялись. В результате эрозии и движения земной коры создавались новые моря, а дно старых поднималось и превращалось в сушу.

По мере того как из-за постепенной потери тепла расплавленные недра Земли уменьшались в объеме, происходило горизонтальное сжатие коры, которая деформировалась. Возникали складчатые горные цепи, оседания коры.

В результате повторяющихся циклов сжатия и ослабления очертания больших океанических бассейнов претерпевали значительные изменения.

Очертания Мирового океана в первый период палеозойской эры — кембрийский, возраст которого исчисляется почти 500 миллионами лет, были совершенно не похожи на современные. Тихий океан, представлявший, возможно, рубец на земной коре, имел почти такие же очертания, как и теперь. Однако другие океаны захватывали большие районы, занятые теперь сушей.

Освоение мирового океана

Освоение ресурсов океана ведется по многим направлениям. Это стало возможным на основе достижений научно-технического прогресса, отмечаемого в послевоенные годы, когда были созданы принципиально новые технические средства для осуществления сложных комплексных океанических проектов. Освоение ресурсов Мирового океана — это комплексная общегосударственная, постоянно действующая программа высшего уровня, характеризующаяся специфическим конечным результатом освоения рассматриваемых ресурсов. Такое определение позволяет характеризовать Мировой океан как сложную динамическую систему ресурсов, освоение которых проводится по различным, специфическим для каждого из них, направлениям. К настоящему времени, сформировались основные направления освоения океана. Использование биоресурсов, в качестве коммуникаций, в политических целях, фундаментальных, научных исследованиях, рекреационной зоны и укрепления морских берегов, человечеством освоены с древних времен[5]. А такие направления как: использование океана в качестве жизненной среды; освоение минеральных, химических и энергетических ресурсов; как источник пресной воды; для прокладки коммуникаций сухопутного транспорта и связи; размещения предприятий; захоронения и уничтожения отходов; воздействия на природу и климат; проведения аварийно-спасательных работ и охраны окружающей среды слабо освоены или находятся на стадии изучения.

Этапы освоения мирового океана:

На первом этапе изучается теоретическая возможность использования того или иного вида ресурсов для удовлетворения потребностей народного хозяйства, делается вывод о практической возможности его использования при данном уровне науки и техники. Проводятся необходимые для этого экспериментальные и лабораторные работы. Обосновывается и формулируется постановка вопроса на освоение данного вид ресурса.

Второй этап начинается создания научных, проектных и промышленных предприятий со своей инфраструктурой, то есть с комплексного развития направления в целях освоения ресурса в практических условиях. Начинают развиваться и формироваться связи направления с другими отраслями промышленности и сферами народного хозяйства. Завершается этап вводом в промышленную эксплуатацию первых предприятий по освоению рассматриваемого ресурса, что соответствует уровню направления «Начало практической реализации». Потенциальные возможности направления предполагают быстрое развитие его в объемных показателях.

Третий этап характеризуется полным и всесторонним освоением ресурса, быстрым и устойчивым ростом объемов производства, установлением прочных двусторонних связей с другими отраслями промышленности и сферами народного хозяйства в целом, развитием международных связей. Удельный вес продукции направления повышается в общем балансе материальных ресурсов одной или многих старн и приобретает существенное значение. Третий этап работ завершается таким уровнем освоения ресурса, который характеризуется объемами производства, близкими к теоретически возможным или необходимым для народного хозяйства.

Четвертый этап – это эксплуатация ресурса на достигнутом необходимом или максимально возможном уровне. Он характеризуется комплексным освоением ресурса. На уровне зрелости происходят изменения объемов производства. А так же изменение потенциального и разведанного объемов ресурса и другими факторами. Освоение ресурса на этом этапе осуществляется всесторонне за счет использования новейших научно-технических достижений и распространяется в конечном итоге практически на все страны. Экономические результаты освоения ресурса оказывают влияние на народное хозяйство отдельных или групп стран, что особенно наглядно демонстрируется на примере освоения нефтегазовых месторождений Северного моря Великобританией, Норвегией и другими странами. Анализ уровней освоения ресурсов океана показывает, что разные направления находятся на различных уровнях своего развития.

Читайте также:  Важнейшие залив индийского океана

Наиболее развиты направления, которые издревле сформировались и использовались человек он заре своего развития. Это судоходство, промысел и использование океана в военных целях. Такие направления как использование солнечной и ветровой энергии в Мировом океане и воздействие на климат находятся на уровне постановки вопроса[6].

Все направления освоения ресурсов океана по общности своих целевых функций можно объединить в четыре группы.

Первая группа – направления по использованию ресурсов как внутренних присущих Мировому океану особых, специфических свойств: в качестве коммуникаций водного транспорта, проведения фундаментальных научных исследований в нем, для создания рекреационной зоны.

Вторая группа – направления по использованию ресурсов океана как сферы размещения объектов различного функционального значения: для прокладки коммуникаций кА продолжения сухопутного транспорта и связи, размещения предприятий народного хозяйства, в качестве жизненной сферы человека, освоения космоса, военно- стратегических и оборонных целей.

Третья группа – направления по использованию различных ресурсов океана: биологических, минеральных, энергетических, химических, как источник пресной воды, солнечной и ветровой энергии в океане.

Четвертая группа – создание оптимальных условий для жизни человека в условиях экологического равновесия; воздействие на климат и природу, осушение мелководных районов, укрепление морских берегов, аварийно-спасательные судоподъемные работы, охрана окружающей среды в Мировом океане.

К настоящему времени затраты на освоение ресурсов по различным направлениям отличаются настолько значительно, что их необходимо учитывать при характеристике самих направлений. Кроме того, уровни освоения направления в отдельных странах не совпадают с мировыми уровнями.

Они могут быть и в пределах одной страны. Так, уровень добычи минеральных ресурсов в мировом масштабе оценивается как развитие. В целом, эта оценка соответствует уровню подобного направления в США. Но отдельные районы добычи минеральных ресурсов в США находятся на различных уровнях. Это наглядно видно на примере освоения добычи нефти и газа, являющихся на сегодня основным видом полезных ископаемых, добываемых в океане. Аналогичны явления характерны для всех направлений, в них находит свое отражение диалектический характер освоения ресурсов океана в целом.

Мировой океан обладает большими запасами различных ресурсов, превышающим иногда запасы суши. В перспективе он будет определять возможности удовлетворения потребностей в них человека по перечисленным и новым направлениям освоения.

Проблемы освоения мирового океана.

Мировой океан – хранилище огромного количества полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии и ее носителей, первичного сырья для химической и фармацевтической промышленности. Знания о ресурсах мирового океана показывают, что этот потенциал во многих отношениях сможет со временем заменить истощающиеся запасы ресурсов суши. Таким образом, дальнейшее исследование и освоение Мирового океана способны существенно повлиять на состояние и перспективы решения ряда глобальных проблем[7].

Безусловно освоение Мирового океана связано с рядом проблем, для решения которых создаются специальные программы (как в рамках одного государства, так и международные. Вот основные цели и задачи подобных программ:
Комплексное решение проблемы изучения Мирового океана в интересах экономического развития и безопасности стран.

Источник

Adblock
detector