Проблема загрязнения моря судами

Предотвращение загрязнения моря

Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 – MARPOL.

МАРПОЛ-73/78 использует следующие определения терминов:

вредное вещество – любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам,морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря;

сброс – любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков;

нефть – это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо,нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты;

нефтесодержащие продукты – смесь с любым содержанием нефти.

Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Certificate).

Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью

Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью или обнаружении загрязненной поверхности в море даются прибрежному государству при помощи наиболее быстрого и доступного средства связи с максимально возможной скоростью в установленном формате сообщения. Сведения о формате сообщения для конкретного государства содержатся в Admiralty List of Radio Signals, Vol. 1, а общая форма помещена в МАРПОЛ-73/78.

Если судно находится в порту, то обо всех случаях загрязнения моря нефтью должны быть немедленно извещены портовые власти и предприняты все действия,препятствующие распространению нефти.

Чаще всего загрязнение моря с судов, находящихся в порту, происходит во время проведения бункеровочных или грузовых операций на танкерах.

С приходом судна в порт бункеровки капитан должен получить от портовых властей или агента сведения о действующем в данном порту порядке передачи сообщений о разливах нефти и номерах контактных телефонов для связи при разливах, о существующем в порту порядке привлечения специализированного персонала и портовых средств, занимающихся устранением разлива нефти.

В случае разлива нефти необходимо:

немедленно прекратить нефтяные операции;

объявить общесудовую тревогу;

начать удаление разлива нефти всеми доступными способами;

проинформировать портовые власти о случае и причинах разлива (если топливо попало за борт);

при попадании нефти за борт – вызвать нефтесборщик;

предпринять другие действия, способствующие немедленному удалению нефти с палубы судна.

Все действия по подготовке к бункеровке и ее проведению, а также в случае разлива нефти и устранения разлива должны фиксироваться в судовом журнале.

Кроме того, на каждом судне должен находиться «План борьбы с разливом нефти», одобренный Регистром или другими компетентными органами.

Выброс и разлив нефтепродуктов

Предотвращение загрязнения моря мусором

Под термином мусор (Garbage) понимаются все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, перечисленных в МАРПОЛ-73/78. Запрещается выбрасывать в море вне зависимости от расстояния до ближайшего берега все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Для их сбора на судне устанавливается закрываемая крышкой емкость, а по приходу в порт этот мусор сдается на берег.

Выбрасывание в море мусора производится в том случае, если расстояние до ближайшего берега составляет не менее:

25 миль — для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упа- ковочных материалов;

12 миль – для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги,ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;

3 мили – для мусора, прошедшего через измельчитель или мельничное устройство и прошедшего через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

В особых районах запрещается выбрасывать любой мусор, за исключением пищевых отходов на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега.

К таким районам относятся:

Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское,Карибское, Южно-Китайское, Внутреннее Японское моря;

Персидский, Мексиканский заливы;

районы Антарктики, расположенные к югу от 600 южной широты.

Согласно МАРПОЛ-73/78 (п. 3 правила 9 Приложения V) на каждом судне должен быть надлежащим образом оформленный Журнал операций с мусором (Garbage record book).
Ответственность за надлежащее заполнение и своевременное внесение записей в Журнал возложена на старшего помощника капитана.

За 24 часа до прихода судна в порт капитан обязан направить в адрес портовых властей страны захода информацию о наличии мусора на борту согласно установленной форме.

Источник

Загрязнение окружающей среды судами

Одним из основных источников, оказывающих серьезное воздействие на воды мирового океана, является морской флот. Суда используют тяжелое топливо, которое содержит множество видов тяжелых и опасных металлов. За борт удаляются бытовые, льяльные и сточные воды, которые негативно воздействуют на окружающую среду. Загрязнение судами осуществляется морскими и речными видами транспорта, которые выбрасывают отходы, получаемые в процессе эксплуатационной деятельности и выбросами, попадающими в воду при наступлении аварий токсичных грузов.

Газовые выбросы в атмосферу

Самым опасным элементом, который попадает в воду и провоцирует образование серной кислоты, является серный газ. Как следствие, происходит нарушение экологического баланса и наносится колоссальный вред окружающей среде. Помимо этого, суда, работающие на газовом топливе, выпускают в атмосферу сажу, пыль, окисли серы, угарный газ и несгоревшие углеводороды.

В связи с этим, рекомендуется использовать экологически чистые виды топлива, а именно: природный газ и водород. Это позволит минимизировать попадание вредных веществ в воду и атмосферу.

Мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения среды судами

Исследования показывают, что отрицательных факторов, влияющих на окружающую среду, очень много и избавиться от их воздействия практически невозможно. Поэтому был создан комплекс мероприятий, помогающий минимизировать их воздействие, а именно:

  • использование экологически чистых видов топлива;
  • внедрение системы электронно-управляемого впрыскивания топлива, которая поможет оптимизировать рабочий процесс;
  • регулирование фаз топливоподачи и газораспределения;
  • оборудование утилизированных котлов специальной системой контроля температуры в различных элементах механизма (полости котла, сажеобдуве, пожаротушении);
  • каждый морской и речной вид транспорта должен иметь технические средства, позволяющие контролировать качество выпускных газов, которые попадают в атмосферу;
  • отказ от использования на судах веществ, содержащих азот;
  • тщательный анализ функционирования сальниковых и фланцевых соединений;
  • эксплуатация дизель-генераторов, имеющих переменную частоту вращения.

Выполняя данные рекомендации, выброс вредных веществ будет значительно снижен, что позволит уменьшить загрязнение среды судами.

Снижение количества газовых выбросов

Существует несколько способов, с помощью которых можно снизить газовые выбросы в атмосферу: абсорбционный, способ окисления горючих углеродистых вредных веществ, каталитический и сорбционно-каталитический. Каждый из них направлен на очищение воздушных масс и водного пространства. Суть методов заключается в извлечении вредных химических веществ, вследствие одной из применяемых техник. Данный процесс происходит путем подогревания или подачи в горелку газа, десорбции за счет нагревания водяным паром, использования твердых катализаторов и очистки веществ на более низких температурах.

Источник

Общее состояние проблемы предотвращения загрязнения моря с судов

Охрана окружающей среды, включая морскую, приобретает сегодня особое значение и является одной из важнейших проблем глобального характера, стоящих в настоящее время перед человечеством

Последствия научно-технической революции, активная деятельность человека, загрязнение окружающей среды вместе с истощением природных ресурсов и другие сопутствующие факторы по мнению ведущих экологов мира через два-три поколения могут в конечном счете привести к гибели цивилизации

Океан покрывает свыше двух третей поверхности нашей планеты Это огромный водный резервуар, являющийся «поглотителем» углекислоты и «производителем» кислорода Около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном Именно на океан возлагаются надежды пополнить в будущем продовольственные ресурсы пресной воды, потребность в которых возрастает с каждым годом Наконец, океан — важнейшая коммуникационная сфера, которой пользуются все государства Вот почему защита Мирового океана, в том числе и с помощью правовых механизмов, считается одной из наиболее острых проблем современности, которая носит ярко выраженный международный характер

К числу наиболее серьезных проблем относится загрязнение Мирового океана нефтепродуктами при их перевозке Ежегодно в морские воды поступает около 6 млн т нефтяных углеводородов Обширные акватории океана постоянно покрыты нефтяной пленкой

Огромный ущерб морской среде наносят аварийные морские происшествия с танкерами Существование и эффективное функционирование современной цивилизации невозможно без танкерного судоходства Около 7 тыс танкеров ежегодно перевозят порядка 60% всей потребляемой в мире нефти (что составтяет до 40% перевозимых морем гру

Мировое потребление нефти и нефтепродуктов постоянно растет и составляет ныне свыше 3150 млн. тонн в год. Объем международных перевозок нефти будет возрастать, по прогнозам, в среднем на 4,5% в год. На столько же примерно будет расти и потребность в танкерах. Если раньше их строили об ее 200 млн. тонн, то к 2000 году эта

цифра возросла почти до 300 млн. тонн в год. Увеличилась и дальность перевозок сырой нефти с 6,4 тыс. до 10,5 тыс. т/км, а нефтепродуктов — с 1,6 тыс. т до 2,2 тыс. т/км.

С ростом танкерного флота увеличивается и число аварийных морских происшествий с нефтеналивными судами, растут масштабы загрязнения моря.

Причем каждый инцидент приносит сейчас все более тяжкие последствия. Если в 1966 году эксплуатировался всего один танкер дедвейтом 170 тыс. тонн, то сейчас их насчитывается более 400.

Первый серьезный сигнал поступил 18.03.67 г., когда танкер «Тори Каньон» дедвейтом 121 тыс. тонн под либерийским флагом наскочил на рифы у английского побережья, раскололся и оставил в море 119 тыс. тонн сырой нефти.

19.12.72 г. в Оманском заливе южнокорейский танкер «Си Стар» дедвейтом 120300 т столкнулся с другим судном и вылил в залив 115 тыс. т нефти.

1976 г. стал самым драматическим по числу катастроф с танкерами.

24 января «Олимпик Брейвери» под либерийским флагом «потерял» у Атлантического побережья Западной Европы 250 тыс. т нефти.

12 мая у северо-западного побережья Испании, вблизи порта JIa-Корунья, на рифы сел испанский танкер «Иркий- ола» дедвейтом 111225 т. Попавшие за борт 101 тыс. тонн нефти создали серьезную угрозу побережью.

В один и тот же день 15 декабря 1976 года потерпели аварию танкеры «Хэвен» под флагом Кипра в Средиземном море и «Арго Мечент» под либерийском у Атлантического побережья США. Оба судна оставили за бортом около 70 тыс. тонн нефти.

16 марта 1978 года супертанкер «Амоко Кадис» дедвейтом 237439 тонн под либерийским флагом затонул неподалеку от французского порта Брест, 220 тыс.

31 декабря того же года греческий танкер «Андрос Пат- риа» дедвейтом 122173 тонны потерпел катастрофу у северного побережья Испании, возник пожар, произошло несколько взрывов. Потеряно 40 тыс. тонн нефти.

19 июля 1979 года супертанкер «Атлантик эмпресс» дедвейтом 299666 тонн столкнулся в Карибском море, неподалеку от Тринидада, с другим танкером — «Иджен Кэптен». В результате столкновения из обоих судов вылилось в морс 300 тыс. тонн нефти. ноября того же года у американского порта Галвестон в Мексиканском заливе столкнулся с другим судном танкер «Бурмах Агате» под либерийским флагом дедвейтом 62663 тонны. Потеряно 37 тыс. тонн. февраля 1980 года на греческом танкере «Иренес Серенаде» дедвейтом 105460 тонн в бухте Пилос (Греция) вспыхнул пожар, произошли взрывы. В море ушло 102 тыс. тонн ближневосточной нефти.

6 мая 1983 года испанский танкер «Кастилло де Бельвер» дедвейтом 271540 тонн загорелся в 68 милях северо-западнее Кейптауна (ЮАР). Танкер затонул, оставив на поверхности Атлантического океана 100 тыс. тонн газолина. марта 1989 года американский танкер «Экссон Вал- диз» дедвейтом 214661 тонна наскочил на рифы у побережья Аляски и получил пробоины в днище, из которых вытекло 40 тонн нефти.

19 декабря того же года иранский танкер «Харк-5» дедвейтом 284632 тонны в 120 милях северо-западнее Касабланки столкнулся с другим судном. На поверхности Атлантики оказалось 70 тыс. тонн иранской нефти.

3 декабря 1992 года греческий танкер «Иджин Си» дедвейтом 114 тыс. тонн, следовавший в порт JIa-Корунья на северо-западе Испании, наскочил на рифы при входе в порт. Танкер раскололся, возник пожар. Образовалось обширное нефтяное поле длиной свыше 20 километров, создавшее се

рьезную опасность побережью и прибрежной морской среде, за бортом оказалось свыше 70 тыс.

21 января того же года у северного входа в Малаккский пролив танкер «Мерск навигейтор» дедвейтом 255312 тонн, шедший с оманской нефтью в Японию, столкнулся с танкером «Санко онз» дедвейтом 96545 тонн, следовавшим в балласте в Оман (оба под сингапурским флагом). В полученную от «Санко онз» пробоину ушло в море 25 тыс. тонн оманской нефти.

Статистика, таким образом, свидетельствует, что загрязнение с судов, в первую очередь нефтепродуктами, представляет реальную угрозу Мировому океану.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. выделяет шесть источников, предотвращение загрязнения из которых связано с особым правовым регулированием: загрязнение из находящихся на суше источников (ст.207); загрязнение, вызываемое деятельностью на морском дне в пределах национальной юрисдикции (ст.208); загрязнение, вызываемое деятельностью в международном районе морского дна (ст.209) загрязнение, вызываемое захоронением (ст.210); загрязнение с судов (ст.211); загрязнение из атмосферы или через нее (ст.212) .

Применительно к судоходству следует говорить в первую очередь об эксплуатационном загрязнении.

Эксплуатационное загрязнение включает как автоматический сброс загрязняющих веществ в процессе работы судна, так и преднамеренные сбросы отходов, образующихся в процессе эксплуатации судна (например, очистка грузовых танков и т.п.). Для уменьшения или полного предотвращения таких сбросов устанавливаются нормы и стандарты, относящиеся к конструкции судов и их оборудованию, а также санкции в отношении виновных лиц.

Однако аварийные загрязнения, вызываемые различного рода аварийными морскими происшествиями (столкновение, посадка на мель и т.п.), сами по себе не могут быть

В настоящее время в международно-правовой практике сложились четыре основных способа такого регламентирования: Полное запрещение, предусматривающее, что то или иное вещество ни при каких обстоятельствах не должно сбрасываться в море; Стандарты сброса, определяющие допустимое содержание загрязняющего вещества в сбросе; Технологические стандарты, относящиеся к конструкции и оборудованию судов, а также к грузовым и бункеро- вочным операциям, могущим привести к сбросу; Разрешительные режимы, устанавливающие, что сброс может быть произведен только по специальному разрешению либо в специальных районах.

Нередко требования тех или иных международных конвенций носят комбинированный характер, представляющие собой своеобразный «симбиоз» указанных выше способов.

Источник

Читайте также:  Все азовское море такое мелкое
Оцените статью