Меню

Проблемы мирового океана для всего человечества

Проблемы Мирового океана

Под Мировым океаном принято понимать непрерывную водную оболочки планеты, которая окружает материки и острова, и имеет общий солевой состав.

Общая площадь Мирового океана составляет 361,3 млн. кв. км, т.е., он занимает 71% поверхности Земли.

Делится на океаны, внутри которых выделяют моря, заливы и проливы. Разделение на океаны – Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый и Южный Ледовитый – предложила в 1845 году специальная комиссия Лондонского географического общества. Потом деление пересмотрели, оставив только четыре океана, от которых зависит жизнь более 100 млн. человек, живущих на побережье.

Человечество использует ресурсы Мирового океана тысячи лет. В ХХ-XXI веке этот процесс стал более интенсивным и бездумным, что грозит серьезными проблемами для жителей планеты.

Экологическая проблема

Постоянное развитие цивилизации привело к загрязнению Мирового океана. Серьезное ухудшение наступило в 1950-х годах, когда лидирующие места в промышленности заняли химическая и нефтеперерабатывающая сферы.

Загрязнение Мирового океана происходит несколькими путями:

  1. Физическое. В воду постоянно попадает разный мусор, самый опасный из которых пластик, поскольку он практически не разлагается. По водной поверхности дрейфуют миллионы тонн пластиковых отходов. Только 20% подобного мусора попали с кораблей, а 80% – с суши. В результате загрязнения страдают сотни виды морских птиц и животных.
  2. Биологическое. В воды Мирового океана попадают разные бактерии и микроорганизмы, органические отходы, что нарушает хрупкий экологический баланс.
  3. Химическое. Промышленные предприятия скидывают в воду химикаты, тяжелые металлы, отходы химического производства. Они попадают в сточные воды, а затем и в океан. Первоочередную опасность составляют ртуть и пестициды. Много химии попадает в воды Мирового океана из канализации, куда люди смывают синтетические вещества и средства.
  4. Нефтяное. Это источник загрязнения № 1. Нефть попадает в воду, когда происходят техногенные катастрофы, крушения танкеров, бурения скважин. Морской транспорт также сбрасывает в океаны огромное количество нефтепродуктов. Разливы нефти вызывают гибель животных, рыб, птиц, препятствуют привычному теплообмену между слоями воды.
  5. Тепловое. Воду, которую отрабатывают электростанции, сбрасывают в моря, реки и другие источники, имеющие связь с океаном. В результате чего происходит местное повышение температуры, что опасно для многих животных, не переносящих высокие температурные показатели. Кроме того, начинают активно размножаться некоторые виды водорослей, вызывающие цветение воды.
  6. Радиоактивное. Эксперты установили, что Мировой океан давно стал кладбищем хранения радиоактивных отходов.

Пути решения экологических проблем

В разных странах мира принимаются специальные экологические законы, регламентирующие сброс веществ в воду. В частности, во Франции устанавливают на фабриках и заводах точки забора и сброса воды. По инициативе ООН и многочисленных институций, которые занимаются экологическими вопросами, побережье Мирового океана регулируют вертолеты, следящие за сбросами. Нарушителей штрафуют, а также привлекают к уголовной ответственности.

Кроме того, регулярно проводится чистка воды от пластика и другого мусора. В этот процесс включились эко-активисты и общественные организации, помогающие ООН и правительствам стран мира выполнять нормы и требования Конвенции ООН по морскому праву (1982), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), Международной конвенции об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (1971 и 1974) и многих других.

В рамках Морской программы WWF создаются национальные парки, выделяются особо охраняемые природные зоны, развиваются программы не истощительного использования ресурсов Мирового океана.

Правовая проблема

Мировой океан с XVII века находился под действием доктрины свободы морей, которая ограничивала права и юрисдикцию в отношении океана до полоски моря возле побережья того или иного государства. Другая часть океана была свободной и не принадлежала ни одной из стран.

В середине ХХ века доктрину пересмотрели, поскольку страны стали заявлять претензии на морские ресурсы. Другие причины:

  • Выросла обеспокоенность относительно рыбных запасов в прибрежных водах, где работали рыболовецкие суда.
  • Угроза загрязнения отходами транспортных судов и нефтяных танкеров.
  • Загрязнение прибрежных зон и морской флоры и фауны.
  • Желание военно-морских сил сохранить присутствие на поверхностных водах и под ними.

Правовой статус Мирового океана регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву, которая и решила ряд возникших проблем. Так, были установлены права на свободную навигацию, границы территориального моря – 12 миль от берега, исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега, правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.

Документ определил создание Международного органа по морскому дну, механизмы решения конфликтов и появление Комиссии по границам континентального шельфа.

Отдельными конвенциями регулируется правовой режим морей и океанов, трансграничные рыбные запасы, в том числе мигрирующих рыб, создание специализированных организаций для мониторинга ситуации в Мировом океане и решении конфликтов.

Отдельное внимание уделяется защите морей и океанов, чем занимается Программа ООН по окружающей среде. Главная цель – способствовать безопасному экологическому использованию морских ресурсов.

Данная организация создала Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате деятельности, которая осуществляется на суше. Это глобальный межправительственный механизм, который призван заниматься проблемами и вопросами наземных, пресноводных, морских и прибрежных экосистем.

Проблемами судоходства занимается Международная морская организация, призванная сократить вредные выбросы в атмосферу и парниковые газы, которые идут от морских судов.

Глобальной проблемой Мирового океана в последние несколько десятилетий стало пиратство, развивающееся у берегов Сомали и Гвинейском заливе. Пираты подрывают морскую безопасность, угрожают морским перевозкам и людям. Также они вносят существенный сбой в торговлю, навигацию, вызывают повышенные финансовые затраты судовладельцев, выплаты страховых сборов и расходов на безопасность.

Пираты мешают доставлять гуманитарную помощь в пострадавшие районы. ООН, Международная морская организация и Управление ООН по наркотикам и преступности разрабатывают программы, направленные на борьбу с транснациональной организованной безопасностью в Африке и пиратством в Гвинейском заливе и в районе Африканского Рога.

Читайте также:  Тихий океан собственное имя существительное

Экономическая проблема

Мировой океан используется для добычи нефти и газа, которые находятся в морских глубинах. Размеры добычи постоянно возрастает, что угрожает экосистеме, приводит к загрязнению глубинных и прибрежных вод. Из-за этого жители прибрежных зон теряют доступ к еде и чистой воде. Кроме того, нарушается система добычи ресурсов, на которых основывается экономика многих стран.

Мировой океан дает до 90% рыбы и других морских продуктов, добывающихся в шельфовых районах. Первое место по улову занимает Китай, на втором месте находятся Чили, Япония, США, Россия. Увеличивать размеры добыч нельзя, поскольку это подорвет биологические ресурсы океана.

Многие страны осваивают глубоководную добычу нефти и газа, что приводит к удорожанию нефтепродуктов. Из-за нарушения баланса флоры и фауны некоторые государства отказываются от подобной деятельности, замораживая или совсем останавливая работы на шельфе или на дне морей и океанов.

При добыче других полезных ископаемых – кальция, магния, солей натрия, йода, брома, калия – происходит загрязнение вод тяжелыми металлами, изменение солености и температуры в океане.

Ученые научились добывать из вод Мирового океана ценные металлы, руды редких металлов и веществ. Это постепенно меняет структуру экономики стран мира. Одни государства быстро богатеют, а другие вынуждены искать средства, чтобы покупать нужные ресурсы. Подобные ситуации ведут к конфликтам, которые приводят к войнам и террористическим актам.

Мировой океан выступает главной транспортной артерией, обеспечивающей торгово-экономические связи и 60% мирового товарооборота. Появление разных видов морского транспорта привело к возникновению большого разрыва между районами производства и потребления, увеличению зависимости экономически развитых стран от регулярных поставок сырья и топлива.

Демографическая проблема

Загрязнение вод Мирового океана и постоянно растущее число жителей планеты увеличивает нагрузку на моря и океаны. Страны, занимающиеся добычей рыбы, морских животных и деликатесов, вынуждены наращивать обороты добычи. Правительство Китая, Перу, США, Японии, России, входящих в ТОП государств по добыче рыбы, поднимают закупочные цены для поставщиков, становясь монополистами.

Нагрузка на прибрежную зону возрастает и из-за того, что все больше людей перемещается к воде. Многие мечтают жить возле океанов и морей, что ведет к урбанизации прибрежных районов. Вследствие чего происходит перемещение многих промышленных ресурсов, изменение существующей инфраструктуры и сферы услуг.

Под значительным давлением оказались старинные города, которые каждый год принимают миллионы туристов, путешествующих на круизных лайнерах. Ученые уже доказали, что это наносит вред памятникам архитектуры и истории, мировым достопримечательностям. Выгоду получают только туристические компании и фирмы, вкладывающие деньги в развитие курортной инфраструктуры. При этом развивается портовая инфраструктура за счет привлечения инвестиций. С одной стороны, это выгодно, ведь создаются новые рабочие места, реализуются многочисленные проекты, растет количество инвесторов. С другой стороны, наблюдается деформация производства, промышленности, жилой инфраструктуры, транспортных магистралей, ресурсов.

Оборонные проблемы

Воды Мирового океана используются как площадки для размещения военно-морских баз, подводных и надводных судов с ядерными боезапасами. Китай, США, Россия и другие государства, входящие в ядерный клуб, не собираются отказываться от подобного размещения оружия и ресурсов, ведь так они получают максимальную мобильность с географической и стратегической точки зрения.

Владеть портами и базами на архипелагах, островах, прибрежных зонах выгодно, поскольку это позволяет ведущим странам мира получать доступ к ресурсам и сырью.

Итак, к основным проблемам Мирового океана относятся экологические, демографические, правовые, оборонные, экономические аспекты. Все они носят глобальный характер и связаны с деятельностью человека.

Источник

Проблема использования Мирового океана

Использование Мирового океана с точки зрения права

До конца XX века территории морей и океанов признавались свободными от любого вида хозяйственной деятельности. Прибрежным странам разрешалось хозяйничать лишь на небольшой полосе воды вдоль берега, которая называется территориальными водами.

Однако на конференции ООН в 1982 году, посвященной вопросам морского права, было принято решение расширить размер морских территорий, на которых прибрежным государствам разрешалась вести хозяйственную деятельность, до 200 миль. Помимо этого, в зоне радиусом 350 миль от берега разрешалось заниматься добычей полезных ископаемых из континентального шельфа. Так принцип «свободного моря» перестал существовать.

Для защиты природных ресурсов морского дна, их рационального использования были созданы специальные комитеты. ООН разработала также программу по экологичному использованию ресурсов Мирового океана, и еще одну — по защите морской среды от последствий осуществляемой деятельности на суше. Не осталась в стороне от проблем загрязнения морских вод и Международная морская организация, разработавшая правила, позволившие значительно сократить количество вредных выбросов в атмосферу морскими судами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные экологические проблемы океанов

Индийского

Особенностью Индийского океана является его расположение в зоне прохождения основных нефтяных артерий. Именно в районе этого океана близлежащие страны активно занимаются добычей и транспортировкой нефти. В силу этих причин в акватории Индийского океана чаще, чем в других, случаются крушения танкеров, аварийные утечки нефти с платформ, слив технических вод после мытья трюмов танкеров и прочие эксплуатационные сбросы.

Кроме того, Персидский залив и остальная акватория этого океана служат зоной частых военных конфликтов и боевых действий, проходящих без контроля за экологией.

Страдает океан и из-за пластика, попадающего в него в основном с пассажирских судов. Еще одна проблема — соли тяжелых металлов и вредные компоненты минеральных удобрений, которые проникают с дождевой и речной водой.

Читайте также:  Самая удаленная точка россии от океана

Для частичного решения проблем с экологией в Индийском океане создаются национальные морские заповедники, где местная флора и фауна находятся под особой защитой правительства, не допускающего бесконтрольного использования природных ресурсов и их истощения.

Сознавая всю серьезность последствий загрязнения океана, большинство государств региона договорились о кооперации по его охране. В 1978 году в Кувейте ими был подписан протокол о совместных действиях в борьбе с нефтяным и другими видами загрязнений в Персидском заливе. Тремя годами позже они подписали такой же протокол в отношении вод Аденского залива и Красного моря. В 1983 году в Веллингтоне партнеры заключили конвенцию об охране антарктической флоры и фауны, а годом позже рассмотрели аналогичные вопросы в отношении восточноафриканских береговых вод.

Тихого

Основные проблемы тихоокеанской акватории обусловлены неблагоприятным воздействием деятельности человека. Сюда можно отнести:

  • нерациональное пользование природными ресурсами — добычу полезных ископаемых, неконтролируемый промысел рыб и морских животных, включая браконьерство;
  • загрязнение пластиковыми отходами;
  • сброс радиоактивных, нефтяных и химических отходов.

Нерациональный промысел и браконьерство в этом регионе привели к тому, что с лица Земли полностью исчезли отдельные виды морских животных и рыб. Так, под угрозой полного уничтожения оказалась популяция синих китов, рыб лососевых пород и некоторых других. Малочисленность мелких рыб приводит к исчезновению хищных пород, вследствие чего меняется экосистема.

Северная акватория Тихого океана наиболее подвержена загрязнению нефтью и продуктами ее переработки, что усугубляется низкой температурой — в холодной воде естественное разложение нефтяных отходов длится намного дольше.

Актуальной проблемой тихоокеанского региона являются проводимые там ядерные подземные испытания и захоронение на дне радиоактивных отходов. Эта проблема усугубилась после аварии в 2011 году на японской АЭС «Фукусима-1», произошедшей в результате землетрясения. Воздушный поток принес в акваторию Тихого океана в большом количестве радиоактивные изотопы, которые вместе с осадками попали в воду.

Тихий океан стал печально знаменит как «кладбище пластиковых отходов». Несмотря на то, что по количеству мусора он стоит на третьем месте после Атлантического и Северного Ледовитого океанов, именно здесь находится самое большое мусорное пятно. «Восточный мусорный континент» в северной части Тихого океана образовался из пластика и других отходов, принесенных течениями северо-тихоокеанской системы. По своим размерам он уже превысил площадь Японии в четыре раза (по данным на 2018 год) и продолжает расти по экспоненте.

Следствием такого скопления мусора становятся глобальные изменения в экосистеме из-за гибели и миграции различных популяций обитателей океана.

Для решения проблем Тихого океана создаются национальные парки, заказники, сохраняющие жизнь исчезающим представителям морской фауны. На многих территориях введен запрет на промысловую деятельность. Под особую защиту взята экологическая система Большого Барьерного Рифа.

Атлантического

Отличительной характеристикой Атлантического океана является расположение вдоль его берегов развитых государств с мощным уровнем потребления электроэнергии. С этим связано наличие огромного количества АЭС, которые сбрасывают свои отходы прямо в океанические воды.

Кроме того, именно территория Атлантики была выбрана местом захоронения контейнеров с радиоактивными отходами научно-исследовательской деятельности со всего мира. Вероятность разгерметизации таких контейнеров хоть и невелика, но все-таки существует — примером может служить загрязнение морского дна в двух американских штатах — Делавэре и Мэриленд в результате нарушения целостности оболочки металлических контейнеров.

Значительной проблемой является сброс теплых и горячих вод с ТЭЦ и других промышленных предприятий в северную часть Атлантического океана, в результате чего происходит его тепловое загрязнение.

Негативное воздействие на океан оказывает и присутствие разных химических соединений, попадающих с кислотными дождями и со сточными водами, в результате чего меняется химический состав воды.

Загрязнение нефтью и отходами от ее переработки также не обошло Атлантику стороной — через ее акваторию пролегает 38% от общего числа путей следования нефтеналивных танкеров. В воды Атлантики каждый год попадает около полутора тонн нефтепродуктов. Для борьбы с последствиями разлива нефти ряд государств (Канада, США, Великобритания, Франция) создали специальные службы по борьбе с их последствиями. Нефтяные пятна локализуются и собираются в специальные резервуары, либо обрабатываются реагентами, которые превращают нефть в комки, оседающие на дно.

Северного Ледовитого

Описание основных проблем этого океана совпадает с главными источниками загрязнения. Северный Ледовитый страдает от сброса нефти, повышенной тепловой нагрузки, превышающего нормы уровня шума, производимого судами, следующими по северному морскому пути.

Большой ущерб ему наносят неконтролируемый вылов морской рыбы и других его обитателей, промысел уникальных представителей животного мира — морских котиков и тюленей.

На архипелаге Новая земля, расположенном между Баренцевым и Карским морями, находится полигон, где испытывают ядерное оружие. В результате эта зона загрязнена радиоактивными отходами. Известен случай, когда в августе 2019 года в результате неудачных испытаний в Белом море боеголовка атомной ракеты упала на морское дно и взорвалась при неудачной попытке ее извлечения. В результате пострадали не только находившиеся в опасной близости люди, но и достаточно большая акватория Белого моря.

Проблема загрязнения океана пластиком и другими видами твердого мусора здесь имеет специфическое проявление — мусор просто вмерзает в лед и не имеет шанса разложиться естественным образом.

Для улучшения экологической обстановки в акватории Северного Ледовитого океана был создан Международный Арктический совет. Туда вошли восемь государств, расположенных на его берегах. Ими был разработан стратегический план по защите природных ресурсов океана и разработан комплекс мер по снижению отрицательного воздействия человека на акваторию Арктики.

Читайте также:  Океан эльзы сдаться без боя

Способы загрязнения Мирового океана

Впервые задумываться о последствиях загрязнения вод Мирового океана, возникших в результате хозяйственной деятельности, человечество начало в 60-е годы ХХ века. Стало очевидным, что естественным путем океан не в состоянии восстановить в нужном объеме утраченные биологические ресурсы. Ситуация с экологией на планете в целом и в Мировом океане в частности с каждым годом продолжает ухудшаться. Происходит постепенное отравление животного и растительного мира, что ведет к гибели целых экологических систем и упадку морского и рыбного хозяйства.

Основными источниками загрязнения являются нефть и продукты ее переработки, мусор, промышленные и сельскохозяйственные стоки, захоронение радиоактивных отходов.

Нефть и нефтепродукты попадают в воды океана из-за крушения в них танкеров либо из-за аварий, возникших с нефтяными резервуарами на суше. Часть нефти падает на дно и загрязняет донные отложения, являясь непосредственной причиной гибели флоры и фауны. Остальная растекается по поверхности воды, образуя плотную тонкую пленку, нарушающую поступление кислорода и солнечного света к обитателям морей и океанов. Территория в районе такого нефтяного пятна становится непригодной для их проживания. Популяции животных мигрируют, пытаясь спасти жизнь себе и своему потомству, но удается это не всем. Таким образом происходит разрушение экологических систем.

Пластиковые отходы попадают в Мировой океан вместе с остальным мусором исключительно из-за безответственного отношения человека к природе. А это около 20 млн тонн ежегодно. Количество пластика настолько велико, что вызывает возникновение огромных «мусорных пятен», растущих с каждым годом. Во-первых, пластик преграждает доступ солнечным лучам и кислороду к поверхности воды, что изменяет природные условия, необходимые для существования морской флоры и фауны. Во-вторых, обитатели океана зачастую не замечают прозрачный пластик и заглатывают его случайно или принимают за пищу. Это ведет к гибели животных либо к отравлению их организмов, в том числе у промысловых рыб.

Промышленные стоки попадают в мировой океан через впадающие в них реки. Отсутствие качественных, современных способов очищения и фильтрации сточных вод приводит к тому, что в океан попадают соли тяжелых металлов (меди, ртути, мышьяка, хрома, цинка). Наибольшую опасность среди них представляет ртуть, так как имеет свойство накапливаться в живых организмах и передаваться по пищевой цепочке (растения, мелкие рыбы, хищные рыбы) к человеку.

Существуют законы, запрещающие сливать вредные отходы в реки и моря, но многие производственные и сельскохозяйственные предприятия нарушают его. Сюда входят нефтеперерабатывающая, текстильная, химическая, металлургическая промышленности.

Сельскохозяйственные стоки несут в себе отходы химических удобрений. Содержащиеся в них гербициды и пестициды попадают из рек в океан и отравляют воду, сокращают содержание кислорода в воде, нанося непоправимый урон морским организмам, которые начинают заболевать и в результате погибают.

Захоронение жидких и твердых радиоактивных отходов. На океанском дне до сих пор находятся тысячи металлических контейнеров с упакованными в них ядерными отходами. Это как боеголовки АПЛ, так и аварийные реакторы, различные отходы атомной промышленности и результатов научных исследований в этой области. Опасность таких захоронений в том, что они продолжают оставаться радиоактивными, и долгие годы несут в себе угрозу всему живому в случае разгерметизации контейнеров.

Потепление и закисление океана

Потепление вод в Мировом океане связано с двумя факторами.

Первый — это глобальное потепление, связанное с повышенной концентрацией по вине человека парниковых газов, в том числе образующихся в результате процесса сгорания жидкого топлива в автомобильных двигателях.

Второй — слив в реки и моря отработанной технической воды, имеющей повышенную температуру. Как следствие, повышается на несколько градусов среднее значение температуры воды в Мировом океане. Наблюдается стойкая взаимосвязь между повышением температуры и нарушением обмена между глубинными и поверхностными океанскими течениями. Вода от этого застаивается и начинает цвести.

Закисление океанических вод вызвано большей частью попаданием в них нефтяных продуктов. Это связано с большой химической активностью водорода, используемого в нефтеперерабатывающей промышленности. Вступая в химические реакции с элементами, содержащимися в морской воде, водород снижает естественный показатель уровня pH, тем самым вызывая закисление воды в океане. Закисление в первую очередь сказывается на жизнеспособности морских обитателей, имеющих раковины — снижается способность их образовывать. В результате происходит нарушение пищевой цепочки. Помимо этого кислотная среда нарушает способность рыб ориентироваться, нарушая их обоняние, что угрожает существованию самой экосистемы.

Пути решения проблемы

Исследования показали, что пагубное воздействие хозяйственной деятельности человека сказывается не только на территории прибрежных вод, в зоне судоходства, но и на удаленных участках открытого океана. Загрязнение гидросферы оказывает влияние не только на ее флору и фауну, но и имеет значение мирового масштаба, так как способствует глобальному изменению климата на всем земном шаре.

Главные пути решения этой проблемы можно разбить на два этапа:

  1. Сохранять воды океана в чистоте.
  2. Вернуться к рациональному использованию ресурсов Мирового океана.

В 2012 году на конференции ООН были обозначен ряд мер, необходимых для решения проблемы:

  • с помощью СМИ привлекать внимание людей к проблемам загрязнения Мирового океана;
  • активно пропагандировать и создавать условия для использования экологически чистых видов топлива;
  • усилить контроль над перевозками опасных грузов со стороны природоохранных органов;
  • расширить площади охраняемых морских и океанических территорий;
  • способствовать созданию мусороперерабатывающих предприятий на береговых территориях;
  • противодействовать разрушению экосистем Мирового океана и негативному воздействию на него изменения климатических условий;
  • защищать ресурсы океана от незаконного отлова рыб и других видов браконьерства;
  • ввести постоянный контроль за состоянием воды.

Источник

Adblock
detector