Меню

Проект 22100 сторожевой корабль океан

Проект 22100 сторожевой корабль океан

ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22100 «ОКЕАН»
BORDER PATROL SHIP OF THE PROJECT 22100 «OCEAN»

ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22100 «ОКЕАН»

В начале 2000-х годов встал вопрос о необходимости создания пограничного сторожевого корабля ледового плавания для использования в арктической зоне в целях защиты интересов нашей страны в высоких широтах. На тот момент ни Российская Федерация, ни другие государства, «положившие глаз» на природные ресурсы данного региона планеты, такими кораблями не располагали.
В ту пору Северное ПКБ совместно с Пограничной службой ФСБ работало над определением концепции такого корабля. Предполагалось объявить тендер от ФСБ на разработку с участием СПКБ и других предприятий. По замыслу сторожевое судно ледового плавания должно самостоятельно идти во льдах толщиной как минимум до полутора метров и не должно оказаться «слабее» тех гражданских судов с ледовым усилением, которые возят грузы по Северному морскому пути (СМП). По мнению специалистов, двух типоразмеров таких судов вполне достаточно для обеспечения экономических интересов России и охраны ее морских границ по всему побережью Северного Ледовитого океана в пределах как минимум морской экономической зоны России.
В настоящее время уже ведутся работы и по кораблям открытого моря. Судя по годовому отчету ОАО «Северная верфь» за прошлый год, продолжаются в том числе проектные работы по сторожевому кораблю 1-го ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 (шифр «Океан»), который предполагалось строить на этом судостроительном заводе. Сегодня альтернативы пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский») нет, но и они не устраивают морских пограничников в полной мере. Хотя бы потому, что не являются кораблями ледового класса. Задачи по разработке проекта кардинально нового ПСКР поставили перед ЦМКБ «Алмаз». Соответствующие предложения были направлены проектантом Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России.
Корабль является многофункциональным, обладает высоким боевым потенциалом и способен участвовать в полномасштабных спасательных операциях. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 тыс. миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет аналогов. Пограничные сторожевые корабли этого типа должны прийти на смену ПСКр проектов 11351 и 97П.
В соответствии с эскизным проектом новый ПСКР, закладка которого запланирована на начало 2012 года, будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Современная энергетическая установка позволит увеличить дальность плавания корабля по сравнению с ПСКР 1135-го проекта в несколько раз. Кроме того, согласно проекту ПСКР сможет нести службу и в арктических широтах, преодолевая площади крупнобитого льда.

Еще один положительный момент – закрытые бак и корма корабля, благодаря чему новый ПСКР избежит обледенения. Будут предусмотрены катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт даже во время движения корабля-носителя. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. На борту будет находиться вертолет.
Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек. Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.
Петербургская фирма «Транзас» для корабля спроектировала и изготовила навигационно-тактический комплекс. Так же в «Транзасе» завершены работы и испытания комплексной системы видеонаблюдения для пограничного сторожевого корабля проекта 22100 «Океан». В рамках опытно-конструкторских работ были выполнены работы по проектированию и созданию морской и взрывобезопасной системы видеонаблюдения корабельного базирования, способной работать на 3 операционных системах: MS Windows, Linux и МСВС.
Созданная система видеонаблюдения имеет широкий перечень аналитических функций, необходимых в судовых условиях, неограниченное число рабочих мест с правами разграничения доступа и способна работать с неограниченным количеством цифровых (IP) и аналоговых камер видеонаблюдения. Вся система построена на базе расширяемой сетевой структуры, встроена и интегрирована с бортовыми системами корабля.
В 2012 г. Головной филиал «НПО «Винт» ОАО «ЦС «Звездочка» подписал контракт с Зеленодольскиим заводом им. А.М. Горького на поставку винтов регулируемого шага, подруливающего устройства специального исполнения и системы управления для пропульсивного комплекса на пограничный патрульный корабль 1-го ранга проекта 22100 «Океан» разработки ЦМКБ «Алмаз». Система управления, специально разработанная для данного корабля, обеспечивает комплексное управление ВРШ, главным двигателем, редуктором и электроприводом патрульного хода.
В то же время Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт. Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии.
В августе 2014 года Холдинг «Системы управления» (входит в «Объединенную приборостроительную корпорацию» Госкорпорации Ростех) завершил поставку уникального многофукнционального комплекса связи «Буран-6М» для головного пограничного сторожевого корабля нового поколения проекта 22100 «Океан».
Автоматизированный комплекс связи «Буран-6М», установленный на «Океане», изготовлен на одном из предприятий «Систем управления» – НИИ «Нептун». Комплекс обеспечивает связь между кораблями в группе и береговыми пунктами управления, передачу данных на летательные аппараты корабельного и берегового базирования, прием и передачу файлов по радиоканалам, обмен данными с корабельной боевой информационно-управляющей системой, документированное ведение связи. В комплексе «Буран» внедрен режим «Привод» летательных аппаратов, который обеспечивает взлет и посадку корабельных вертолетов с учетом всех требований безопасности, принятых в гражданской и военной авиации.
ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» 21 мая 2014 года спустили на воду головной пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» (заводской № 111) проекта 22100 «Океан». 22 мая 2015 года к Санкт-Петербургу подошел самый загадочный пограничный сторожевой корабль последних лет. Планируется, что головной пограничный сторожевой корабль нового проекта выйдет в море уже в 2015 году.
Несмотря на санкции в отношении дизелей MTU, которые предполагалось ставить на эти корабли, планы их строительства сохраняются. В апреле 2015 года Федеральная служба безопасности (ФСБ) России заказала постройку двух пограничных сторожевых кораблей проекта 22100 «Океан» (заводские номера 112 и 113). Соответствующие заявки от имени войсковой части 55056 размещены на портале госзакупок. Корабли должны быть поставлены до 1 декабря 2019 года в Мурманск. Заказ оформлен в виде закупок у единственного поставщика. Общая сумма, отпущенная на оба корабля, составляет 17,32 миллиарда рублей. Корабли будут переданы в ведение Береговой охраны Пограничной службы ФСБ.

Построенный на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» головной пограничный сторожевой корабль проекта 22100 „Полярная звезда“ поступил на вооружение береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. 17 декабря 2016 года в Кронштадте прошла торжественная церемония поднятия флага на новом корабле
С напутственными словами и пожеланиями успехов в службе в этот день экипаж корабля приветствовали первый заместитель Директора ФСБ России – руководитель Пограничной службы Владимир Кулишов, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Василь Шайхразиев, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, генеральный директор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“ Иван Егоров, генеральный директор АО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ Ренат Мистахов, генеральный директор АО „Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз“ Александр Шляхтенко, Постоянный представитель Республики Татарстан в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Ренат Валиуллин, а также представители проектной организации и военной промышленности.

28 января 2017 года в Мурманск к месту постоянного базирования прибыл головной пограничный сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 (шифр «Океан») «Полярная Звезда». Корабль вышел из Санкт-Петербурга 17 января. На переходе личный состав провел плановые тренировки, занятия и корабельные боевые учения. По прибытии в Мурманск состоялись торжественные мероприятия, посвященные вхождению пограничного сторожевого корабля «Полярная звезда» в состав Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району.

28 апреля 2017 года на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» (предприятие входит в группу компаний АО „Холдинговая компания «Ак Барс“) состоялась торжественная церемония закладки второго из серии пограничного сторожевого корабля проекта 22100.
В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Василь Шайхразиев, первый заместитель начальника Управления кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России Сергей Шишкалов, заместитель руководителя Службы — руководитель департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, вице-адмирал Геннадий Медведев, первый заместитель командира войсковой части, генерал-майор Олег Колесник, заместитель начальника Управления ФСБ России по Республике Татарстан Олег Назаров, глава Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Александр Тыгин, исполнительный директор АО «Холдинговая компания» Ильшат Шагиахметов, генеральный директор АО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ Ренат Мистахов, главный конструктор проекта 22100 АО «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“ Борис Лейкис и др.

На Международном Военно-морском салоне МВМС-2019 АО «Объединенная судостроительная корпорация» представило модель, а АО»Зеленодольский зaвoд имени A.M. Горького» информацию по экспортному варианту пограничного сторожевого корабля на базе проекта 22100 «Океан». Проектант: АО «ЦМКБ «Алмаз».
ПСКР на базе проекта 22100 «Океан» предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса все чаще входят операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством. Район плавания корабля – неограниченный.

СЕРИЯ
• «Полярная звезда» (заводской № 111) закладка 30.05.2012, спуск на воду 21.05.2014, передан 15.12.16
• «Петропавловск-Камчатский» (заводской № 112), заложен 15.06.15, спущен 01.06.18
• заводской № 113 заложен 28.04.17

Стандартное водоизмещение около 2700 тонн
длина, максимальная 91,80 м
ширина, максимальная 14,80 м
Усиленный ледовый класс.
Мореходность неограниченная.
Энергетическая установка состоит из германских дизельных двигателей MTU.
Скорость полного хода более 20 узлов,
Дальность плавания экономическим ходом до 12 000 миль,
Автономность до 60 суток.
Экипаж 41 чел.

76-мм универсальную автоматическую артиллерийскую установку АК-176М,
2 х 14,5-мм пулеметные установки
Вертолет постоянного базирования класса Ка-27ПС в ангаре (возможно базирование БЛА Gorizont G-Air S-100)
Автоматизированный комплекс связи «Буран-6М»

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 04.04.2015 + доп.

ДОПОЛНЕНИЕ:
В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 «Рубин» (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ.
Основным конкурентом «Рубина» на тендере был ПСКР проекта 22100 с двумя газовыми турбинами разработки ЦМКБ «Алмаз». По новой программе предполагалось строительство патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких судостроительных заводах.

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион»

На одной из международных военно-технических выставок ЦМКБ «Алмаз» был предоставлен проспект пограничного варианта корабля проекта 22100. Но тогда были другие требования на этот корабль, и он имел намного меньшее водоизмещение, чем в настоящее время. А сам ПСКР очень напоминает проект 22500 аналогичного назначения разработки Северного ПКБ.

Источники: bmpd.livejournal.com/245083.html, http://bastion-karpenko.narod.ru/22100.html, www.oborona.ru, www.forss.ru/projects/shipbuilding/22100/, www.trancons.ru/news/2013_12_27, Лента.ру и др.

Источник

Постройка двух кораблей проекта 22100 «Океан» для ФСБ будет стоить 17 миллиардов рублей

Пограничные сторожевые корабли проекта 22100
Проект
Страна
  • Россия Россия
Изготовители
  • Зеленодольский завод имени А. М. Горького
Операторы
  • Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России
Годы постройки 2012 — н. в.
Строится 2
В строю 1
Основные характеристики
Водоизмещение 2700 тонн (полное)
Длина 91,8 м[1]
Ширина 14,8 м[2]
Скорость хода 20 узлов (крейсерская)
Дальность плавания 12 000 миль
Автономность плавания 60 суток
Вооружение
Артиллерия 1 × 1 — 76,2-мм АК-176М
Зенитная артиллерия 2 × 1 — 14,5-мм МТПУ
Ракетное вооружение есть возможность установки ударного ракетного вооружения
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПС, БПЛА Gorizont G-Air S-100

Сторожевые корабли проекта 22100, шифр «Океан»

— серия пограничных сторожевых кораблей 1-го ранга ледового класса (ПСКР). Категория по правилам классификации и постройки судов Российского морского регистра судоходства —
Arc4
[3].

В проект ПСКР заложены новые возможности по охране водных рубежей государственной границы, а также морских биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. ПСКР также предназначены для патрулирования дальних морских и океанских зон, а также возможно их использование для борьбы с пиратами и террористами, незаконной миграцией и оборотом наркотических средств, для пресечения контрабанды, участия в аварийно-спасательных операциях и тушения пожаров на судах.

Предполагаются что корабли серии должны заменить корабли проектов 11351 «Нерей» и 97П[4].

Назначение

Корабль изначально предназначен для решения задач береговой охраны (БОХР), а не представляет собой переделку проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ в пограничный. Отсюда и новые возможности ПСКР по охране морских границ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

ПСКР проекта 22100 предназначены также для патрулирования дальних морских и океанских зон. Возможно использование кораблей этого типа для борьбы с пиратами и террористами, незаконной миграцией и оборотом наркотических средств, для пресечения контрабанды, участия в аварийно-спасательных операциях и тушения пожаров на судах. Как явствует из шифра проекта, район плавания ПСКР — океанский, то есть неограниченный. Его автономность — 60 суток. Сторожевик может ходить в тропиках и арктических водах, преодолевая лед толщиной до 80 см. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 000 миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет аналогов.

Проект

Проект представляет собой специально разработанный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для нужд береговой охраны (БОХР) России, а не адаптированный вариант проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ. Главный конструктор — Борис Аврамович Лейкис[3].

Разработка корабля началась в 2009 году, а полноценное проектирование — в 2011 году. В конструкцию заложены возможности ледового хода — до 80 сантиметров поверхности ледового поля. Согласно техзаданию, первые корабли будут эксплуатироваться на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, но они способны вести работу и в тропиках. Автономность корабля предполагается до 60 суток, а дальность хода — до 12 тысяч миль, скорость хода до 20 узлов. По первоначальному проекту на корабли серии должны были устанавливаться дизельные двигатели германской компании MTU.

Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек. Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.

Вооружение

Вооружение включает одну 76,2-мм автоматическую артиллерийскую установку АК-176М и два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета на морских тумбовых установках МТПУ. Предусмотрена площадка для взлета и посадки одного вертолёта типа Ка-27ПС, а также ангар для его хранения[5]. Возможно использование с борта БПЛА Gorizont G-Air S-100. В корме размещается устройство для спуска на воду и подъёма бортовых досмотровых катеров на ходу корабля[6]. Заложена возможность установки ударного ракетного вооружения[7].

Представители

Название Изготовитель Заводской № Заложен Спуск на воду Дата подписания приёмного акта Место службы Состояние
«Полярная звезда»[2] Зеленодольский судостроительный завод им. Горького 111 30 мая 2012 21.5.2014[5] 2016 (план) Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России [www.zdship.ru/upload/information_system_18/1/1/3/item_1137/05.jpg Фото после спуска].
112 15 июня 2015 1 декабря 2020 (план) Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб[6]. Готовится к закладке[7].
113 15 июня 2015 1 декабря 2020 (план) Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. [8]Готовится к закладке[7].
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018[9]
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018[9]

Вооружение[править | править код]

Ракетно-артиллерийское вооружение[править | править код]

На кораблях постройки ОАО «Алмаз»

  • АУ АК-630М (3000 выстрелов)
  • АУ АК-176М (152 выстрелов)
  • 16 ПЗРК типа «Игла»
  • 2 гранатомета МРГ-1 или ДП-64

На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода

  • АУ АК-306
  • Две морские тумбовые пулеметные установки калибра 14,5 мм побортно
  • 16 ПЗРК типа «Игла»
  • 2 комплекса ПУС «Колонка-219–1»

Радиотехническое и навигационное вооружение[править | править код]

На кораблях постройки ОАО «Алмаз»

  • РЛС управления стрельбой МР-123-01 или МР-123-02ц
  • Навигационная РЛС МР-212/201 и НРЛС «Пал-Н» или РЛС «Лиман» и ИНС «Горизонт-25»
  • Корабельная спутниковая навигационная аппаратура приемник глонасс СН 3101
  • Комплекс связи типа «Буран-6Э» или «Рубин-Э»
  • Средства радиосвязи, удовлетворяющие требованиям ГМССБ

На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода

  • ОЭСУ стрельбы СП-521 «Ракурс»
  • ГАГК-1 «Пастильщик-Д»
  • Магнитный компас КМ-69М2
  • Индукционный электрический лаг с функциями эхолота ЛЭМ2–2
  • Корабельная спутниковая навигационная аппаратура типа глонасс
  • Приемоиндикатор КПИ-5Ф
  • Автопрокладчик АП-5
  • Радиопеленгатор РН

Примечания

  1. РИА Новости.
    [www.ria.ru/defense_safety/20120604/664685156.html Состоялась закладка пограничного корабля для ФСБ России] (рус.). [www.webcitation.org/6BlIbLJ1f Архивировано из первоисточника 29 октября 2012].
  2. 12
    [russian-ships.info/pogran/22100.htm Пограничный сторожевой корабль Проект 22100, шифр «Океан»]
  3. [www.business-gazeta.ru/article/104062/ ФСБ всерьез взялась за завод им. Горького]
  4. [www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2012/0605/22148680/print.shtml Курсом в океан]
  5. [www.zdship.ru/press-center/news-events/1137/ Головной сторожевой корабль «Океан» торжественно спущен на воду. 21.5.2014]
  6. [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000251 Информация о контракте № 1770236131415000251]
  7. 12
    [ria.ru/defense_safety/20150403/1056418596.html#ixzz3WFaF5rq5 ФСБ заказала поставку двух пограничных сторожевых кораблей «Океан»]
  8. [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000252 Информация о контракте № 1770236131415000252]
  9. 12
    Ошибка в сносках: Неверный тег ; для сносок autogenerated3 не указан текст

История строительства[ | ]

Строительство кораблей ведётся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. Церемония закладки головного сторожевого корабля проекта 22100 (заводской № 111) состоялась 30 мая 2012 года. В 2014 году на «БИЗНЕС Online»

появилась информация, что зеленодольский завод им. Горького получил заказ на пять кораблей этого проекта[7].

В апреле 2020 года был согласован контракт на строительство двух кораблей проекта[8]. Стоимость каждого корабля составила 8,66 млрд руб. (заводской № 112[9] и заводской № 113[10]). Их закладка прошла 15 июля 2020 года.

Планируется, что после создания конструкторской и прочей документации строительство кораблей серии будет производиться быстрее, чем головного.

Отрывок, характеризующий Пограничные сторожевые корабли проекта 22100

– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский. Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву. Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром. В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина. Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились. – Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.) – Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство. – Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской. – Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу. – А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу. – Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? – сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать. – Ну, что же, можно сложить что нибудь, – прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто нибудь его не услышал. В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа. – Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают? – Знаешь, ma chere, я вот что хотел тебе сказать… ma chere графинюшка… ко мне приходил офицер, просят, чтобы дать несколько подвод под раненых. Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться, подумай. Право, у нас на дворе, сами мы их зазвали, офицеры тут есть. Знаешь, думаю, право, ma chere, вот, ma chere… пускай их свезут… куда же торопиться. – Граф робко сказал это, как он всегда говорил, когда дело шло о деньгах. Графиня же привыкла уж к этому тону, всегда предшествовавшему делу, разорявшему детей, как какая нибудь постройка галереи, оранжереи, устройство домашнего театра или музыки, – и привыкла, и долгом считала всегда противоборствовать тому, что выражалось этим робким тоном. Она приняла свой покорно плачевный вид и сказала мужу: – Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не дают, а теперь и все наше – детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам говоришь, что в доме на сто тысяч добра. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На раненых есть правительство. Они знают. Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей. Граф замахал руками и, ничего не сказав, вышел из комнаты.

Источник

Читайте также:  Кто живет во льдах северного ледовитого океана белые медведи

Про моря и океаны © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector