Презентация — Моря как крупные природные комплексы
Текст этой презентации
МОРЯ, КАК КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Россия — морская держава. Она в штормовые ветра Свой парус холщовый держала Ещё до деяний Петра. П.С. Комаров
Разработала и провела Швецова В. А. учитель географии МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Амурской области. УМК – Классическая линия. Учебник: И. И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. Вертикаль. ФГОС. 2014.
БАРЕНЦЕВО МОРЕ
БЕЛОЕ МОРЕ
КАРСКОЕ МОРЕ
БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ
МОРЕ ЛАПТЕВЫХ
ВОСТОЧНО – СИБИРСКОЕ МОРЕ
ЧУКОТСКОЕ МОРЕ
КАСПИЙСКОЕ МОРЕ
БЕРИНГОВО МОРЕ
ОХОТСКОЕ МОРЕ
ЯПОНСКОЕ МОРЕ
ЧЁРНОЕ МОРЕ
АЗОВСКОЕ МОРЕ
ЦЕЛЬ: исследовать разнообразие природных условий ПТК морей России (на примере Белого и Азовского морей). ЗАДАЧИ:
Выяснить причины разнообразия ПТК морей страны. 2. Определить черты сходства и различия между ПТК Белого и Азовского морей. 3. Расширить знания о природных комплексах.
БЕЛОЕ МОРЕ
АЗОВСКОЕ МОРЕ
Моря План
60
7
5. Глубина моря: А) средняя (м); Б) максимальная (м).
15
340
Береговая линия сильно изрезана. Залив Сиваш, Таганрогский залив.
Береговая линия сильно изрезана. Мезенская губа, Двинская губа, Онежская губа, Кандалакшский залив.
4. Береговая линия (изрезанность, наличие заливов).
внутреннее
внутреннее
3. Положение моря относительно океана.
39 тыс.
90 тыс.
2. Площадь моря (кв. км.).
Атлантического
Северного Ледовитого
1. К бассейну какого океана относится?
Азовское море
Белое море
ХАРАКТЕРИСТИКА МОРЕЙ
9. Экологические проблемы.
Азовская перкарина, судак, ёрш, лещ, сельдь. Корнерот (медуза), крабик брахинотус, полихета нереис, Водоросль энтероморфа.
Белуха, гренландский тюлень. Треска, корюшка, сельдь, сёмга. Морской гребешок, мидии. Морские звёзды, губки. Ламинария.
8. Биологические ресурсы.
0
— 1,6
7. Температура воды ( С). А) зимы; Б) лета.
11 — 12
20 — 30
6. Солёность (%0).
МОЛЛЮСК НЕПТУНИЯ
МОРСКАЯ ТРАВА ЗОСТЕРА
ТИХООКЕАНСКАЯ МИНОГА
РАЧОК МИЗИДА РЕЛИКТОВАЯ
КОЛОНИАЛЬНАЯ МШАНКА FLUSTRA FOLIACEA
ОФИУРА КОЛЮЧАЯ ЗМЕЕХВОСТКА
БУРАЯ ВОДОРОСЛЬ ЛАМИНАРИЯ САХАРИСТАЯ
РЫБА ПИНАГОР
ЧЕРВЬ НЕРЕИС ПЕЛАГИЧЕСКИЙ
СИДЯЧАЯ МЕДУЗА ЛЮЦЕРНАРИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БЕЛОГО МОРЯ
МОРСКАЯ ОБЫКНОВЕННАЯ ЗВЕЗДА
БУРАЯ ВОДОРОСЛЬ ФУКУС ПУЗЫРЧАТЫЙ
РЫБА БЕЛЬДЮГА
ЧЕРВЬ СПИРОРБИС В РАКОВИНЕ
МОЛЛЮСК ЛИТОРИНА
МОЛЛЮСК ПОРТЛАНДИЯ АРКТИЧЕСКАЯ
МОЛЛЮСК КЛИОНЕ
РЫБА ЛЕПТАГОН
МОРСКАЯ ЗВЕЗДА URASTERIAS LINSKI
КРАСНАЯ ВОДОРОСЛЬ ОДОНТАЛИЯ
НАВАГА
БЕЛОМОРСКАЯ ТРЕСКА
БЕЛУХА
ГРЕНЛАНДСКИЙ ТЮЛЕНЬ
ГУБКА ГОМЕДИКТИЯ И МОРСКАЯ ЗВЕЗДА СОЛЯСТЕР
МИДИЯ
АКТИНИЯ МЕТРИДИУМ
МОРСКОЙ ГРЕБЕШОК
КРАБИК БРАХИНОТУС
ВОДОРОСЛЬ ЭНТЕРОМОРФА
АЗОВСКАЯ ПЕРКАРИНА
КАРДИУМ
ПОЛИХЕТА НЕРЕИС
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АЗОВСКОГО МОРЯ
ДЕЛЬФИН — АЗОВКА
АЗОВСКАЯ КРЕВЕТКА
МЕДУЗА КОРНЕРОТ
УЛЬВА – МОРСКОЙ САЛАТ
АЗОВСКАЯ ТАРАНЬ
ТЮЛЬКА
ХАМСА
По рыбопродуктивности, то есть количеству рыбы на единицу площади, Азовское море в 6,5 раз превосходит Каспийское, в 40 раз — Чёрное и в 160 раз Средиземное моря.
БЫЧОК
РЫБА — ИГЛА
АЗОВСКИЙ ПЕЛЕНГАС
СУДАК
ЁРШ
АЗОВСКАЯ КАМБАЛА
БЕЛУГА
23
6 — 15
Уменьшение видового разнообразия, повышение солёности, загрязнение нефтепродуктами и удобрениями.
Уменьшение видового разнообразия, истребление тюленей, загрязнение нефтепродуктами и тяжёлыми металлами.
9. Экологические проблемы.
Азовская перкарина, судак, ёрш, лещ, сельдь. Корнерот (медуза), крабик брахинотус, полихета нереис, Водоросль энтероморфа.
Белуха, гренландский тюлень. Треска, корюшка, сельдь, сёмга. Морской гребешок, мидии. Морские звёзды, губки. Ламинария.
8. Биологические ресурсы.
0
— 1,6
7. Температура воды ( С). А) зимы; Б) лета.
11 — 12
20 — 30
6. Солёность (%0).
ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ МОРЕЙ
оба моря внутренних; береговая линия морей сильно изрезана за счёт наличия заливов; сходные экологические проблемы.
относятся к бассейнам разных океанов, отличаются глубиной, солёностью, температурой, биологическими ресурсами.
СХОДСТВА
РАЗЛИЧИЯ
географическое положение; климатические условия (распределение солнечного тепла, воздушных масс, видов и количества осадков); история происхождения и развития морей.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗНООБРАЗИЕ ПТК МОРЕЙ СТРАНЫ
Выбери один правильный ответ, и букву правильного ответа вставь в матрицу. 1. Местное название заливов Белого моря. А) нос; Б) губа; В) ворота. 2. Белуха обитает в: О) Чёрном море; П) Азовском море; Р) Белом море. 3. Белое море относится к бассейну: А) Северного Ледовитого океана; Б) Атлантического океана; В) Тихого океана. 4. Самое мелководное море России. А) Каспийское; Б) Белое; В) Азовское. 5. Судак, ёрш обитают в: О) Азовском море; П) Белом море.
1 2 3 4 5
Б Р А В О
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Прочитать параграф № 22. Ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Устный ответ на следующий вопрос. В Белом море произрастает промысловый вид водоросли – ламинария сахарная. К каким последствиям приведёт чрезмерная добыча водорослей человеком?
ЛАМИНАРИЯ САХАРНАЯ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Источник
Моря как крупные природные комплексы
Презентация к уроку
ЦЕЛЬ: сформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России (на примере Белого и Азовского морей).
I. Образовательные.
- Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.
- Определить черты сходства и различия между ПТК Белого и Азовского морей.
- Расширить знания о природных комплексах.
II. Развивающие.
- Совершенствовать умение работы с литературными источниками.
- Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
III. Воспитательные.
- Экологическое воспитание через раскрытие вопроса “Экологические проблемы морей”.
- Патриотическое воспитание через стихотворение “Россия – морская держава. ”.
ОБОРУДОВАНИЕ: атлас 8-9 класс, учебник, карточки с заданиями для закрепления изученного материала, мультимедийная презентация, “Дневник путешественника” Приложение.
МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
ТИП УРОКА по основной дидактической цели: изучение нового материала.
ТИП УРОКА, основанный на имитации деятельности: урок-путешествие.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: тема “Географическое положение России” и “Моря, омывающие берега России”.
I. Организационный момент.
Учитель:
Сегодня урок у нас не простой:
Открытый, праздничный и заводной.
Я в путешествие Вас приглашаю
Удач на уроке я Вам желаю.
II. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
- Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК — Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории).
- Перечислите компоненты ПТК. (климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).
- Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).
- Приведите примеры ПТК? (географическая оболочка, моря, природные зоны, фасции и т.д.).
- О каком ПТК идёт речь (загадка)?
Кругом вода, а с питьём беда. (море) - Как Вы думаете, какова тема нашего урока? (моря, как крупные ПТК). (слайд 1).
Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России и эпиграфом урока будет следующее стихотворение.
Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров
- Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).
- Сколько море омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).
- Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране). (слайд 2).
- Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).
Учитель: В течение урока мы будем решать проблему “Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря”.
(учитель объявляет цели и задачи урока) (слайд 3).
Учитель: Ребята, вы будете путешествовать по двум морям Белому и Азовскому, и исследовать их природные условия. (слайд 4).
- На чём Вы отправитесь в путешествие? (на исследовательских судах).
Учитель: Давайте построим исследовательские суда (ученики делают из бумаги кораблики и дают им название. Работу можно проводить под музыкальное сопровождение).
Т. К. сегодня мы исследуем разнообразие природных условий двух морей, то те, кто построил кораблик белого цвета – исследует природные условия Белого моря, а голубого цвета – Азовское море.
- С какого населённого пункта мы отправимся в путешествие по Белому и Азовскому морям? (работа с картами атласа). (слайд 4).
Учитель: В ходе исследования морей мы будем заполнять дневник путешественника, а именно таблицу в дневнике.
1. Особенности природы Белого и Азовского морей (заполнение таблицы; работа с картами атласа, текстом учебника и дополнительной литературой; решение проблемного вопроса в виде эвристической беседы, беседа с элементами объяснения).
Особенности природы Белого и Азовского морей(слайды 5 – 15)
Название моря показатели | Белое море | Азовское море |
1. К бассейну, какого океана относится? | Северного Ледовитого | Атлантического |
2. Площадь моря в кв. км. | 90 тыс. | 39 тыс. |
3. Положение моря относительно океана. | внутреннее | внутреннее |
4. Береговая линия (изрезанность, наличие заливов). | Береговая линия сильно изрезана. |
Кандалакшский залив.
Таганрогский залив.
а) средняя в (м);
(создание проблемной ситуации)
см. ниже.
а) зимы;
Морской гребешок, мидии.
Морские звёзды, губки.
Ламинария.
Учитель: Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, которые изменяются в зависимости от географической широты. Следуя этой закономерности можно предположить, что солёность в Белом море должна быть ниже, чем в Азовском море. Мы определили, что в Азовском море солёность ниже, чем в Белом море. В чём причина данного явления?
- Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)
- А ширина пролива между соседними морями будет влиять на солёность? (Да).
- Определите ширину пролива между Белым и Баренцевым морями. (Пролив широкий).
- Определите ширину пролива между Азовским и Чёрным морями. (Пролив узкий).
- Какой вывод можно сделать. (В Азовское море через узкий Керченский пролив поступает меньше солёных вод из Чёрного моря, а в Белое море через широкий пролив Горло из Баренцева моря поступает больше солёных вод. Т. О. на солёность морей также влияет ширина пролива между соседними морями.)
После заполнения таблицы ученики делают вывод.
Учитель: Путешествие подходит к концу, что мы выяснили в ходе исследования природных условий. В чём проявляются черты сходства и различия морей? (слайд 16).
а) черты сходства: моря внутренние, береговая линия сильно изрезана, сходные экологические проблемы.
б) черты различия: площадь, глубина, солёность, температура, биологические ресурсы.
2. Причины разнообразия морей (беседа).
- Чего больше черт сходства или различий? (различий).
- В чём причины различий двух морей России? (решение проблемы поставленной в начале урока)
- Почему Россию омывают моря разнообразные по природным условиям?
На разнообразие природных условий морей влияют следующие факторы. (слайд 17).
- географическое положение;
- климатические условия;
- история происхождения и развития морей;
III. Закрепление изученного материала. (слайд 18).
а) Выбери один правильный ответ и букву правильного ответа вставь в матрицу. (максимальная оценка “5”)
Источник