Проектная задача «Тайны океана «Великий»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
предметная проектная задача, одновозрастная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_zadacha_okean_velikiy.rar | 594.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Океанографы расширяют наши знания об океане, постоянно изучая все, из чего он состоит и что в нем содержится. Благодаря им мы узнаем, что дно океана так же разнообразно, как и поверхность суши. Разнообразны и обитатели океана. Здесь живут как мельчайшие организмы, так и крупные морские животные – рыбы, киты и др.
Вам предлагается создать карту «Животный мир участка океана Великий», используя следующие материалы:
— описание некоторых животных и условий их обитания в океане
— фрагменты карты участка океана
Сформулируйте задачу, которую вам предстоит решить, и поясните, что для этого нужно сделать.
Вам предлагаются четыре фрагмента карты участка океана Великий с данными измерений глубины. Соедините между собой фрагменты карты океанов таким образом, чтобы в результате появилась единая карта «Глубины дна участка океана Великий». Проведите изолинии, соединяющие одинаковые значения глубин.
Познакомьтесь с описанием того, как ученые – картографы изображают глубину дна морей и океанов.
Обсудите в группе, как должна выглядеть шкала глубин. Раскрасьте шкалу на своих листах.
2000м 3000м 5000м 6000м
Изобразите с помощью послойной окраски глубины своих фрагментов океана Великий.
Перестройте созданную вами карту «Глубины дна участка океана Великий» в карту «Животный мир участка океана Великий ». Для этого расположите (наклейте) изображения животных на карте в возможных местах их обитания.
Подготовьте представление карты «Животный мир участка океана Великий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия.
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию.
Презентация к МО по теме «Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе».
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход.
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах.
Источник
Проект «Тайны Мирового океана» 4 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Задачи исследования: 1. Образовательная: познакомиться с тайнами мирового океана, изучить климатические зоны, обитателей морских глубин, ресурсы мирового океана.
2. Развивающая: развить речевые навыки, умение анализировать собранный материал и выбирать необходимый.
3. Воспитательная: привлечение к трудовой деятельности и участию в школьной жизни.
Почему я выбрала для изучения тайны мирового океана ? 1. Жизнь и вода тесно связаны. 2. Мировой океан делится на различные зоны, их животные и растения очень многообразны и интересны. 3. Океан играет большую роль в жизни человечества.
На нашей планете, уже на протяжении многих веков, жизнь и вода тесно связаны.
Предания многих народов говорят о том, что жизнь на Земле зародилась в воде. Водная оболочка земли, именуемая гидросферой, состоит из океанов, морей, материковых водоемов и льдов.
Более 70 процентов планеты покрыто водой. Три четверти океанов имеют глубину более 800 метров. Здесь начинается царство бесконечных морских глубин за пределами нашей досягаемости.
На долю Мирового океана приходиться 71% поверхности земного шара. Этот огромный мир со своими обитателями живет по особым законам. Как и на суше, в океане есть свои горы, возвышенности, равнины, низменности и глубокие впадины.
Богат и многообразен животный и растительный мир Мирового океана
Это огромная экосистема, условно разделенная на связанные между собой 4 части: Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны.
Этот неведомый мир составляет 90 процентов обитаемого пространства планеты. Нам известно больше о поверхности Луны, чем о морском дне. В этой вечной темноте обитают странные формы жизни.
Из-за неравномерного прогревания поверхности планеты Солнцем на Земле образовались различные климатические зоны. Чем ближе к экватору- тем теплее
В экваториальных водах лучи солнца проникают в воду почти под прямым углом и достигают глубины в 200-250 м.
Ближе к полюсам они скользят по поверхности воды и проникают на гораздо меньшую глубину. Теплая вода способствует более быстрому росту растений и создает комфортные условия для размножения животных. Поэтому океанская флора в тропиках гораздо разнообразнее. По мере удаления от суши живой мир океана также меняется. Наверное, наиболее красивый и разнообразный животный и растительный мир можно увидеть в глубинах Красного моря.
Воды морей бассейна Северного ледовитого океана , из-за сурового климата, отличаются меньшим многообразием обитателей.
Северный Ледовитый океан представляет из себя уникальнейшее образование планеты. Он является неотъемлемой частью Арктики и полностью формирует климат в этом холодном неприветливом, живущим своей особой жизнью регионе. Здесь обитает своя – особенная группа животных, которых не встретишь больше ни где на земном шаре.
Не стоит забывать и о том, что во льдах Северного ледовитого океана и Антарктиды скрыты основные запасы пресной воды на нашей планете.
Этот суровы регион всегда притягивал ученых и исследователей.
В данный момент ведутся активные разработки по добыче нефти и газа в данном, доселе еще не освоенном ни кем, регионе.
По мере погружения океан делится на три зоны
Зона Фотосинтеза (Освещается солнцем и служит пристанищем большинства обитателей океана. Здесь обитает планктон)
Зона Мрака (Здесь совсем темно и холодно, в природных водах живут в основном хищные рыбы. Но даже на самой глубине ученые нашли жизнь)
Сумеречная Зона (Меньше света и тепла, поэтому она менее населена, животный мир гораздо беднее)
Наиболее населена верхняя толща воды, глубиной до 300 метров, так как это наиболее освещенная часть. Зона на глубине от 300 до 1000 метров носит названия сумеречной зоны. На глубине свыше 1000 метров царит абсолютная тьма и сильный холод, здесь нет растений. Давление на больших глубинах очень велико, так на глубине 3800 м давление составляет 400 кг/см, а на глубине 10900 м – уже 7250 кг/см.
Исследование морских глубин
Лишь с помощью новейшей техники можно постичь тайны морских глубин. Глубоководные исследования длительны и дороги, поэтому так медленно ученые проливают свет в темноту. Дорогостоящие экспедиции на современнейших судах бороздят моря в поисках ответов.
Могут пройти годы, прежде чем они принесут плоды. А потребность человека в новых ресурсах бесконечна, поэтому исследование морских глубин приобретает все более важное экономическое значение. С помощью таких подробных карт геологи также находят следы гидротермальных источников. Среди прочих веществ они выбрасывают соединение металлов, которые откладываются вблизи. Уже были найдены отложения различных металлов от меди до золота, но когда речь идет о морских сокровищах основное внимание уделяется веществу, которое могло бы разом решить энергетические проблемы всего человечества. Под океанским дном скапливается невообразимое количество метана. Он более чем в два раза превышает общее количество угля, нефти и газа в мире. Но может ли метан решить энергетические проблемы будущего. Морские глубины так просто не уступит свои сокровища.
Обитатели морских глубин
Обитатели морских глубин по-разному приспособились к этим трудным условиям.
Единственный источник пищи глубоководных животных – трупы обитателей верхней части океана и бактерии. У них глаза либо отсутствуют, либо достигают высокой степени развития.
У слепых форм для разыскивания добычи есть особые длинные придатки тела – чувствительные щупальца. Многие организмы имеют сложные органы свечения, привлекающие добычу. Например, у рыбы-гадюки в пасти и на теле имеются светящиеся точки, которые выполняют роль приманки. Атакуя добычу, она широко раскрывает челюсти, и передний, похожий на копье зуб поражает жертву. Днем рыба-гадюка обитает на больших глубинах – 1000 – 2800 м, а ночью поднимается к поверхности на глубину всего лишь 50 м.
Наибольшая глубина, на которой была обнаружена рыба – 10911м. Это особая плоская рыба – морской язык.
Господствующими среди глубоководных животных являются в первую очередь иглокожие, затем ракообразные и от части рыбы.
Главным богатством мирового океана, бесспорно, являются его огромные природные ресурсы.
Но не только природными ресурсами богат океан. По некоторым данным, океанские глубины скрывают восьмую часть всего мирового золота и серебра, потерянную в них начиная с 1500 года, не считая многочисленных драгоценных камней. С 16 века до 40-х годов 19 века Карибское море являлось ареной бурной и плодотворной деятельности корсаров и пиратов всех мастей, охотившихся за испанскими судами, перевозившими богатства из Мексики и Южной Америки через Гавану в Мадрид. В этом районе лежат на морском дне останки многих тысяч кораблей «серебряного флота» Испании, погубленных жестокими штормами и ураганами, коварными рифами и злодеями пиратами. Остров Тортуга у северо-западного побережья Гаити буквально окружен кольцом затонувших кораблей.
Ресурсы Мирового океана
Мировой океан играет всё большую роль в жизни человечества. Являясь огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств, которые — при рациональном их потреблении и искусственном воспроизводстве — могут считаться практически неисчерпаемыми, Океан способен решить одни из самых остро стоящих задач: необходимость обеспечения быстро растущего населения продуктами питания и сырьём для развивающейся промышленности, опасность энергетического кризиса, недостаток пресной воды.
Человек выпивает за год тонну воды, 600 т уходит на производство продуктов питания, 300 т – на мытье и стирку. Но главные потребители воды – промышленность и хозяйство. По расчетам ЮНЕСКО, запасы пресной воды на Земле будут исчерпаны к 2100 году.
Мировой океан может служить переработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своих вод и биологическому влиянию живых организмов, он рассеивает и очищает основную часть поступающих в него отходов, сохраняя относительное равновесие экосистем Земли. В течение 3000 лет в результате круговорота воды в природе вся вода Мирового океана обновляется.
Не знаю, есть ли занятие более интересное, чем исследование морских глубин, ведь даже сейчас не только большинство тайн океана остаются загадками для людей, но и далеко не во всех частях океана побывал человек. Каждый год ученые открывают все новые и новые виды неведомых прежде животных и растений.
Список использованной Литературы:
Составитель Лев Яковлев
Энциклопедия «Что Такое Кто Такой»
Составитель Петерсон М. Р.
Материалы интернет-энциклопедии «Википедия»
Материалы интернет-энциклопедии «Вокруг света»
Источник
Проектная задача по окружающему миру по теме » Тайны океана»
Выбранный для просмотра документ Картинки к проектуТайны океана.docx
Выбранный для просмотра документ Описание некоторых животных и условия их местообитания в океане.docx
Описание некоторых животных и условия их местообитания в океане
Глубоководная голотурия. Обитает на дне океана на огромной глубине. Способна выдерживать колоссальное давление воды.
Морской котик. Охотится за рыбой в океане. Может заплывать довольно далеко в океан в поисках рыбы, но всё же ему нужен берег для отдыха. Маршруты его перемещений проходят вдоль берегов.
Осьминог. Живёт на морском дне на средних глубинах.
Пескожил. Этот червь живёт в норках в песке в зоне приливов и отливов.
Тунец. Обитает в открытом океане на небольшой глубине.
Кашалот. Обитает в открытом океане. Проводит большую часть времени на небольшой глубине. Иногда опускается очень глубоко.
Удильщик. Это глубоководная рыба. Она обитает в толще воды на таких глубинах, где царит вечный мрак. Для привлечения добычи и других рыб многие глубоководные рыбы имеют светящиеся органы.
Выбранный для просмотра документ Оформление.docx
Выбранный для просмотра документ Проектная задача по окружающему миру.docx
Проектная задача по окружающему миру
1. Выявление понимания учащимися метода изолиний как общего способа изображения рельефа через перенос его как средства описания рельефа суши на описание рельефа дна океана.
2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
1.Изображение рельефа с помощью изолиний.
2. Применение нового способа (послойная окраска) по описанию, приведенному в тексте задания.
3. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками).
4. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей
Планируемый педагогический результат
1. Демонстрация учащимися способности переносить ранее известный способ изображения неровностей земной поверхности (изолинии) в новую ситуацию.
2. Умение создать конечный продукт — карту «Животный мир участка океана Великий», работая в малой группе
Способ и формат оценивания результатов работы
В процессе решения задачи оценивается:
• владение учащимися необходимым предметным материалом;
• умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи. Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе
Замысел проектной задачи
Центральным действием при решении проектной задании «Тайны океана» является создание карты «Животный мир участка океана Великий». Для того чтобы прийти к конечному «продукту», учащимся необходимо создать карту глубин океана, пользуясь известным методом изображения рельефа – методом изолиний и новым способом, описанным в тексте, – послойной окраской. Таким образом, учащимся предстоит побывать не только в роли ученых-картографов, но и в роли ученых-океанологов размещающих на карте представителей животного мира в соответствии с условиями их обитания.
Данная проектная задача рассчитана на участие четырех человек в каждой малой группе, так как на начальном этапе предполагается работа каждого участника с ним из четырех фрагментов карты. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 2 ч.
Описание проектной задачи
Океан, который многим из нас кажется просто огромной массой воды, на самом деле представляет собой сложный организм, о котором человек хочет узнать как можно больше. Океанографы расширяют наши знания об океане постоянно изучая все, из чего он состоит и что в нем держится. Благодаря им мы узнаем, что дно океана так же разнообразно, как и поверхность суши. Разнообразны и обитатели океана. Здесь живут как мельчайшие организмы, так и крупные морские животные — рыбы, киты и др.
Вам предлагается создать карту «Животный мир участника океана Великий», используя следующие материалы:
1. Описание некоторых животных и условий их местообитания в океане
Глубоководная голотурия. Обитает на дне океана на oгромной глубине. Способна выдерживать колоссальное давление воды.
Морской котик . Охотится за рыбой в океане. Может зaплывать довольно далеко в океан в поисках рыбы, но все же ему нужен берег для отдыха. Маршруты его перемещений проходят вдоль берегов.
Осьминог . Живет на морском дне на средних глубинах.
Пескожил. Этот червь живет в норках в песке в зоне приливов и отливов.
Тунец. Обитает в открытом океане на небольшой глубине.
Кашалот. Обитает в открытом океане. Проводит большую часть времени на небольшой глубине. Иногда опускается очень глубоко.
Удильщик. Это глубоководная рыба. Она обитает в толще воды на таких глубинах, где уже царит вечный мрак. Для привлечения добычи и других рыб своего вида многие глубоководные рыбы имеют светящиеся органы.
2. Фрагменты карты участка океана
(Термин «карта» здесь и в дальнейшем употребляется с определеной долей условности. Более строго следовало бы называть материалы, с которыми работают дети, картосхемами. Географические карты в полном смысле этого слова появляются в 6 классе).
Сформулируйте задачу, которую вам предстоит решить, и поясните, что для этого нужно сделать.
Примечание . Каждой группе дается набор изображений животных и фрагменты карты с подписанными значениями глубины океана в разных точках.
Задание 1. Вам предлагаются четыре разных фрагмента карты одного участка океана Великий с данными измерений глубины. Упростите эти изображения и сделайте их более наглядными, используя известные вам способы.
Комментарий к заданию 1
Группе из четырех учащихся предлагаются четыре фрагмента карты участка океана, на которые нанесены только лишь отметки глубин. Учащиеся должны, используя известный им способ изолиний, соединить отметки глубин на своих фрагментах. Важным диагностическим моментом является то, будут ли учащиеся пытаться уже на этом этапе увязывать разные фрагменты карты между собой, удерживают ли они, что это составные части единого целого.
Задание 2. Познакомьтесь с описанием того, как ученые-картографы изображают рельеф дна морей и океанов.
«. Неровности земной поверхности изображаются на карте с помощью послойной окраски.
Рельеф дна океанов и морей изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин показывают цифрами. Чем глубже место, тем интенсивнее (насыщеннее) цвет. »
Энциклопедия для детей «Аванта +»
Обсудите в группе, как должна выглядеть шкала глубин. Раскрасьте шкалу глубин на своих листах.
2000 м 3000 м 5000 м 6000 м
Комментарий к заданию 2
На столах у учащихся набор цветных карандашей различных синих оттенков. Учащиеся должны раскрасить шкалу глубин на своих фрагментах карты в соответствии с описанием. При проведении экспертного оценивания следует обратить внимание, согласовывают ли учащиеся между собой используемые оттенки синего цвета. Если они этого не делают, у них, скорее всего, возникнут трудности на более позднем этапе — при объединении фрагментов в общую карту.
Задание 3. Изобразите с помощью послойной окраски глубины своих фрагментов океана Великий.
Комментарий к заданию 3
Раскрашивая свои фрагменты участка океана, учащиеся должны придерживаться тех оттенков синего цвета, которые они нанесли на шкалу.
Задание 4. Соедините между собой фрагменты карты океана таким образом, чтобы в результате появилась единая карта «Рельеф дна участка океана Великий».
Комментарий к заданию 4
На данном этапе очень важно, чтобы изолинии плавно соединялись и карта рассматриваемого участка океана была единой, несмотря на то что каждый учащийся работал с ее отдельным фрагментом. При соединении фрагментов, если учащиеся не согласовывали свои действия на предыдущих этапах работы, у них могут возникнуть следующие проблемы, требующие обсуждения: 1)нестыковка отдельных фрагментов по изолиниям в общую карту; 2) несовпадение оттенков цветов, показывающих одинаковые глубины. Если эти проблемы действительно возникли, они должны быть устранены на данном этапе.
Задание 5. Перестройте созданную вами карту «Рельеф дна участка океана Великий» в карту «Животный мир участка океана Великий». Для этого расположите (наклейте) изображения животных на карте в возможных местах их обитания.
Комментарий к заданию 5
Учащиеся по описанию животных, приведенному выше, размещают животных в возможных местах обитания. После данного этапа группами проводится предъявление результатов выполненной работы, которая может оцениваться разными способами: например, написанием отзывов на работу, выполненную другой группой, или публичной защитой «продуктов» своей работы.
Экспертный лист для оценки работы группы
Ф. И. эксперта______________ № группы_________________
Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания и т. д.)
Перенос метода изолиний как общего способа изображения рельефа на описание рельефа дна океана
Понимают ли учащиеся, что фрагменты карты — это составные части единого целого
Согласуют ли учащиеся между собой используемые оттенки синего цвета при изображении глубин методом послойной окраски
Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т. д.)
Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу и т. п.)
Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т. п.)
Источник