Томас Мор – великий английский гуманист, писатель и государственный деятель XVI века. «Утопия» – самое знаменитое произведение Томаса Мора, в котором он описывает идеальное общество фантастического.
Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Фрэнсис Бэкон, Сирано де Бержерак Савиньен, Верас Дени
БВЛ — Серия 1. Книга 34.
Произведения ранних европейских утопистов далеки от развлекательности, они требуют размышлений, труда чтения. Знакомство с ними много дает мыслящему человеку, — осознание.
Томас Мор, Томмазо Кампанелла
Люди во все времена мечтали о справедливом обществе. Их надежды и чаяния впервые озвучили мыслители и писатели древности. Самыми известными трудами данной тематики стали творения английского гуманиста.
Рассеянность, отвлекаемость и другие нарушения внимания мешают нам проявить себя максимально полно, затрудняют движение к цели и лишают удовольствия от деятельности. Опытные эксперты HBR расскажут о.
Семибратова Ирина Всеволодовна, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Сирано де Бержерак Савиньен, Кабе Этьен, Гилберт Честертон
Источник
Томас Мор (Thomas More)
Страна:
Великобритания
Родился:
7 февраля 1478 г.
Умер:
6 июля 1535 г.
Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра (Thomas Linacre) и Вильяма Гросина (William Grocyn), знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером.
Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женится.
Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона. В 1511 его первая жена умирает во время родов, но Мор вскоре вступает во второй брак.
В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был в составе посольства во Фландрию, которое вела переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».
По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum/англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест Папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры» (Defensor Fidei). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.
Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Катарины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Катарины. В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым: 1) признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн; 2) отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. Томас Мор был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 году.
Фантастическое в творчестве автора:
Томас Мор был одним из образованнейших и талантливейших людей своего времени, близким другом многих выдающихся гуманистов, включая Эразма Роттердамского, который посвятил Мору свою «Похвалу Глупости». Литературное наследие Мора (на английском и латыни) не слишком велико, но отличается жанровым разнообразием: это произведения, посвященные вопросам теологии, критике протестантизма, историческая хроника «История Ричарда III», превосходная поэзия, переводы, знаменитая «Утопия». Прямое отношение к фантастике имеет главная книга автора — «Утопия», повествующая о вымышленном острове всеобщего благоденствия и справедливого управления. Книга положила начало (и подарила своё имя) всему жанру литературной утопии в новоевропейской литературе. Хотя утопические мотивы встречались ещё у древних греков, именно Мор добавил к чистой фантастике «островов блаженных» социально-политический аспект, сделав его доминантным.
Примечание к биографии:
Портрет Томаса Мора работы Ганса Гольбейна Младшего. 1527 г.
Раздел «Фантастическое в творчестве автора» — от составителя библиографии.
Источник
Мор Томас — 9 книг. Главная страница.
Томас Мор — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви.
Родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом.
За весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям архиепископ Кентербери предсказал Мору большое будущее. Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра и Вильяма Гросина, знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон. Но карьера юриста его не слишком привлекала. В 1504 году Мор избирается в Парламент.
Первое, что сделал Мор, попав в Парламент, — постарался снизить налоги. Король Генрих VII в ответ на это посадил в тюрьму отца Мора, и Мору пришлось платить большой штраф и самоустраняться из политики.
Вернуться он сможет только когда королем станет Генрих VIII.
При его дворе он достиг определённого успеха и даже был посвящён в рыцари.
Мор является автором манифеста «В защиту семи таинств» — ответа Мартину Лютеру и реформаторскому движению в целом. Но верность Католической церкви, которая так подняла его в глазах короля, в конце концов и привела его к гибели.
Когда Генриху впервые захотелось развестись (а это было не единожды), Мор настаивал на том, что расторгнуть брак может только Папа Римский. А папа Климент этого делать не желал. Тогда Генрих разорвал все отношения с Католической церковью. Мор подал в отставку. Более того, он не явился на коронацию новой жены Генриха.
Последней каплей стало то, что Мор отказался принимать присягу, согласно которой дети Генриха и его новой жены считались законными. Принципиальность в религиозных вопросах стоила Мору головы.
17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 году. Библиография
Опубликованное при жизни
1516 — A Merry Jest 1516 — Утопия / Utopia 1518 — Latin Poems 1520 — Letter to Brixius 1523 — Responsio ad Lutherum 1529 — A Dialogue Concerning Heresies 1529 — Supplication of Souls 1532 — Letter Against Frith 1532 — The Confutation of Tyndale’s Answer 1533 — Apology 1533 — Debellation of Salem and Bizance 1533 — The Answer to a Poisoned Book
Опубликованное после смерти
1513-1518 — The History of King Richard III 1522 — The Four Last Things 1534 — A Dialogue of Comfort Against Tribulation 1534 — Treatise Upon the Passion 1535 — Treatise on the Blessed Body 1535 — Instructions and Prayers 1535 — De Tristitia Christi
1506-1534 — Translations of Lucian 1510 — The Life of Pico della Mirandola
Источник
Томас Мор — библиография
While Thomas More first coined the word utopia in his 1516 book of the same name, the concept of a near perfect society dates at least back to the period of classical antiquity. Plato’s «The Republic» is often cited as one of earliest attempts at addressing just such a society. However in the 16th century Thomas More’s work established itself as the most famous example of this genre of literature. More’s «Utopia» is described as an idealized island community upon which perfect social harmony has been achieved, all property is community owned, violence is nonexistent and everyone has the opportunity to work and live in an environment of…
Thomas More, a 16th century English lawyer, statesman, and philosopher, was one of the most controversial figures of his time. More opposed the Protestant reformation and denied the King’s position as head of the Church of England. This act would ultimately lead to his trial for treason and execution. Despite his tragic downfall, he will forever be remembered for his pioneering work “Utopia.” Thomas More first coined the word utopia in his 1516 book of the same name. Although the concept of a near perfect society dates back at least to the period of classical antiquity, it is Thomas More’s work that would establish itself as the most famous…
UTOPIA (Libellus vere aureus, nec minus salutaris quam festivus, de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia) is a work of fiction and political philosophy by Thomas More (1478-1535) published in 1516 in Latin. The book is a frame narrative primarily depicting a fictional island society and its religious, social and political customs. The work begins with written correspondence between Thomas More and several people he had met on the continent: Peter Gilles, town clerk of Antwerp, and Hieronymus van Busleyden, counselor to Charles V. More chose these letters, which are communications between actual people, to further the…
Источник
Томас Мор — лучшие книги
Год издания: 2018
Серия: Великие личности
«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» — самая знаменитая книга выдающегося английского юриста, государственного деятеля, писателя-гуманиста Томаса Мора (1478—1535). Первое ее издание было подготовлено другом Томаса Мора, великим мыслителем эпохи Ренессанса, Эразмом Роттердамским и вышло в 1516 году в бельгийском городе Лёвен. На родине автора первый английский перевод увидел свет лишь в 1551 году, уже после казни Мора и смерти короля Генриха VIII — сначала покровителя мыслителя, а затем его преследователя. Понятно, что за прошедшие полтысячелетия многое…
Год издания: 2017
В настоящем издании собраны три главных утопических романа, написанных тремя великими мечтателями в XVI-XVII веках: Томасом Мором, Томмазо Кампанеллой и Фрэнсисом Бэконом. Мечты о счастье всех людей, об идеальном устройстве общества, в сочетании с обширной эрудицией, живым умом и богатым воображением воплотились в литературно-философских произведениях, читаемых с большим интересом вот уже более трехсот лет.
Год издания: 1971
Серия: Библиотека Всемирной Литературы
Вашему вниманию предлагается антология «Утопический роман XVI-XVII веков». Вступительная статья Л.Воробьева, примечания А.Малеина, Ф.Петровского, Ф.Коган-Бернштейн, Ф.Шуваевой. Перевод А.Малеина, Ф.Петровского, З.Александровой, Е.Гунста, и Е.Дмитриевой.
Год издания: 2014
Серия: Проза великих
Люди во все времена мечтали о справедливом обществе. Их надежды и чаяния впервые озвучили мыслители и писатели древности. Самыми известными трудами данной тематики стали творения английского гуманиста Томаса Мора УТОПИЯ и итальянского философа Томмазо Кампанеллы ГОРОД СОЛНЦА. Оба автора размышляют о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве, где люди не будут чувствовать себя рабами своих господ и работодателей. Эти мысли актуальны и сегодня. Может быть, решение многих своих проблем мы найдем, прочитав эту книгу?
Год издания: 1989
Издание 1989 года. Сохранность отличная. В настоящий сборник включены произведения предшественников научного социализма, в художественной форме знакомящие читателя с идеями коренного преобразования общества: `Утопия` (1516) Томаса Мора, родоначальника жанра утопического романа, `Город Солнца` (1602) Томмазо Кампанеллы, философский роман Сирано де Бержерака `Иной свет, или Государства и империи Луны` (1657), философский и социальный роман идеолога `мирного коммунизма` Этьена Кабе `Путешествие в Икарию` (1840), а также остросюжетное произведение Гилберта Честертона, написанное в жанре `антиутопии` — `Наполеон из Ноттинг-Хилла` (1904),…
Год издания: 1973
Серия: Литературные памятники
В сборник вошли произведения Томаса Мора: «Письмо Беата Ренана Вилибальду Пиркгеймеру», «Прогимнасмата», эпиграммы, «История Ричарда III» в переводе Ю.Ф.Шулца, М.Л.Гаспарова и Е.В.Кузнецова и статьи «Жизнь и творчество Томаса Мора» И.Н.Осиновского, «Поэзия Томаса Мора» Ю.Ф.Шульца, «История Ричарда III» как исторический источник» Е.В.Кузнецова, комментарии Ю.Ф.Шульца и Е.В.Кузнецова.
Год издания: 1998
Серия: Литературные памятники
Изд. 2-е, испр. и доп. Во второе издание помимо «Эпиграмм» и «Истории Ричарда III» включено также самое знаменитое произведение Томаса Мора — «Утопия» (перевод с латинского Ю.М. Каган), снабженное «Дополнениями» и подробными «Примечаниями» (составители – Ю.М. Каган и И.Н. Осиновский). Впервые данный перевод «Утопии» с латинского оригинала был напечатан в 1978 г. в серии издательства «Наука» «Предшественники научного социализма» к 500-летию со дня рождения Томаса Мора. В книгу включены своеобразные вступления к первым изданиям «Утопии» — письма гуманистов, друзей Мора. Ранее они на русский язык не переводились. В приложениях впервые на…
Год издания: 1953
Трактат Томаса Мора «Утопия» был создан им в 1516 году и описывал идеальный мир, каким видел его автор в своих мыслях.
Год издания: 2021
Серия: МИФ. Саморазвитие
Сборник статей по различным аспектам внимания — сосредоточенности, осознанности, эмпатии.
Внимание лежит в основе важнейших навыков лидера — эмоционального, организационного и стратегического интеллекта. В современном мире многое мешает сосредоточиться. Поток информации выматывает, мы становимся забывчивыми и рассеянными, что отражается на эффективности.
Известные эксперты в области нейронауки и клинической психологии, а также бизнес-тренеры и авторы Harvard Business Review анализируют трудности, связанные с контролем внимания, и делятся работающими стратегиями сосредоточенности. Вы научитесь выявлять причины стресса, сможете…
Год издания: 2008
Серия: Oxford World’s Classics
With the publication of Utopia (1516), Thomas More introduced into the English language not only a new word, but a new way of thinking about the gulf between what ought to be and what is. His Utopia is at once a scathing analysis of the shortcomings of his own society, a realistic suggestion for an alternative mode of social organization, and a satire on unrealistic idealism. Enormously influential, it remains a challenging as well as a playful text. This edition reprints Ralph Robinson’s 1556 translation from More’s original Latin together with letters and illustrations that accompanied early editions of Utopia.