- Самые большие проливы Атлантического океана — список, характеристика и карта
- Пролив Дрейка
- Пролив Дейвиса
- Скагеррак
- Каттегат
- Большой Бельт
- Малый Бельт
- Эресунн
- Керченский пролив
- Босфор
- Дарданеллы
- Датский пролив
- Ла-Манш
- Флоридский пролив
- Юкатанский пролив
- Гибралтарский пролив
- Проливы мира, крупнейшие проливы
- Крупнейшие проливы Атлантического океана
- Крупнейшие проливы Индийского океана
- Крупнейшие проливы Северного Ледовитого океана
- Крупнейшие проливы Тихого океана
- Проливы Атлантики
- Основные географические характеристики Атлантического океана, его место в современных мировых морских перевозках. Главный пункт выхода в Атлантический океан – Пентленд-Ферт, его значение в торговле Англии. Средиземное море и его роль как транзитного пути.
- Подобные документы
Самые большие проливы Атлантического океана — список, характеристика и карта
Атлантический океан является вторым водоемом мира по своей площади (91,66 млн кв. км), однако по своему экономическому значению он занимает первое место среди всех океанов Земли. Ведь именно через него осуществляется торговля между Старым и Новым Светом. Глубочайшей точкой Атлантики считается желоб Пуэрто-Рико, находящийся на глубине 8742 м. К акватории океана относится множество заливов, морей и проливов, среди которых можно отметить несколько наиболее крупных.
Читайте также:
Пролив Дрейка
Соединяет Тихий океан с Атлантикой, а также отделяет Антарктиду от южноамериканского континента. Возник 40 млн лет назад. Среди всех проливов Земли занимает первое место как по своей ширине, составляющей 820 км, так и по глубине, которая может достигать 5500 м. Здесь постоянно происходят штормы, при которых скорость ветра доходит до 35 м/с, а волны поднимаются на высоту 15 м, поэтому большинство кораблей избегают этого пролива.
Пролив Дейвиса
Разделяет острова Гренландия и Баффинова Земля, а также связывает Море Баффина с морем Лабрадор. Ширина изменяется в пределах от 338 до 950 км, а самая глубокая точка находится на расстоянии 3660 м от поверхности воды.
Скагеррак
Первый из пяти датских проливов, по которым надо проплыть, чтобы попасть из Северного моря в Балтийское. Протяженность водоема достигает 240 км, а расстояние между берегами составляет 80-90 км. Максимальная глубина доходит до 700 м.
Каттегат
За Скагерраком следует пролив Каттегат, отделяющий Ютландский полуостров от Скандинавии. Его ширина колеблется от 60 до 120 км, а длина оценивается в 200 км. Наибольшая глубина не превышает и 50 м.
Большой Бельт
Из Каттегата в Балтийское море можно попасть по одному из трех проливов, крупнейший из которых – Большой Бельт. Он разделяет острова Лоланн и Лангеланн. Длина водоема равна 60 км, ширина меняется в диапазоне 3,7-30 км. Глубина на фарватере составляет 20 м.
Малый Бельт
Связывает Каттегат с Балтикой и омывает берега островов Фюн, Эрё, Альс. Протяженность пролива оценивается в 50 км. Ширина в самом узком месте сокращается всего до 800 м, но может возрастать и до 28 км. Наибольшая глубина водоема – 75 м.
Эресунн
Отделяет Скандинавский полуостров от острова Зеландия. Также известен под названием Зунд. Минимальная ширина составляет 10,5 км, а длина превышает 30 км. Максимальное расстояние от поверхности воды до дна – 51 м.
Керченский пролив
Позволяет проплыть из Азовского моря в Черное. Разделяет Крымский и Таманский полуостров. Ширина в разных местах меняется от 4,5 до 15 км. Протянулся пролив на 45 км, а его глубина не превышает 18 м.
Босфор
Отделяет европейскую часть Турции от азиатской, а также соединяет бассейны Черного и Мраморного моря. Отличается небольшой шириной, которая колеблется от 0,7 до 3,7 км. Протяженность водоема чуть менее 30 км. Самая глубокая точка дна находится на 120 м ниже уровня моря.
Дарданеллы
Второй «черноморский» пролив, позволяющий проплыть из Мраморного моря в Средиземное. Отделяет два полуострова – Малая Азия и Галлиполи. Также известен под названием Геллеспонт. Длина прохода оценивается в 65 км, а ширина изменяется в диапазоне 1,3-6 км. Максимальная глубина доходит до 103 м.
Датский пролив
Отделяет Исландию от Гренландии, а также соединяет Северный Ледовитый океан (Гренландское море) с водами Атлантики. Его протяженность превышает 480 км, а минимальное расстояние между восточным и западным берегом оценивается в 290 км. Глубочайшая точка находится на глубине 191 м.
Ла-Манш
Отделяет остров Великобритания от континентальной Европы. Также используется название «Английский пролив». Его длина составляет 578 км, а ширина сокращается с 250 км на западе до 32 км на востоке. Самая глубокая точка находится на 174 м ниже уровня моря.
Флоридский пролив
Разделяет Кубу и полуостров Флорида. Расстояние между его берегами равно 150 км, а протяженность водоема оценивается в 650 км. В среднем глубина пролива равна 150 м.
Юкатанский пролив
Отделяет полуостров Юкатан от Кубы, а также связывает акватории Карибского моря и Мексиканского залива. В самом узком месте его ширина составляет 217 км. Глубина может доходить до отметки 2779 м.
Гибралтарский пролив
Связывает Средиземное море с Атлантикой. Ширина пролива колеблется от 14 до 45 км, протяженность превышает 59 км. Максимальная глубина достигает 1184 м. Является естественной границей между Европой и Африкой.
Источник
Проливы мира, крупнейшие проливы
Проливом называется сравнительно узкое водное пространство отделяющее материки, острова от материков или острова друг от друга. Кроме того, проливы соединяют близлежащие водные бассейны. Крупнейшие проливы мира, с указанием их длины, ширины и наименьшей глубины на фарватере (судоходной части), представлены ниже.
Крупнейшие проливы Атлантического океана
Какие водные бассейны соединяет
Длина пролива в километрах
Наименьшая ширина пролива в километрах
Наименьшая глубина на фарватере в метрах
Соединяет Балтийское море с проливом Каттегат
Соединяет моря Черное и Мраморное
Соединяет Мраморное и Эгейское моря
Соединяет Атлантический океан и Гренландское море
Соединяет море Баффина Северно-Ледовитого океана и Атлантический океан
Соединяет океаны Атлантический и Тихий
Соединяет моря Балтийское и Северное
Соединяет моря Азовское и Черное
Вместе с проливом Па-де-Кале отделяет Англию от материка и соединяет Северное море с Атлантическим океаном
Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат
Соединяет моря Ионическое и Тирренское
Соединяет моря Адриатическое и Ионическое
Па-де-Кале или Дуврский
Вместе с Ла-Маншем соединяет Атлантический океан и Северное море
Соединяет моря Балтийское и Северное
Соединяет Мексиканский залив с Атлантический океаном
Эрссунн или Зунд
Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат
Соединяет Карибское море и Мексиканский залив
Крупнейшие проливы Индийского океана
Какие водные бассейны соединяет
Длина пролива в километрах
Наименьшая ширина пролива в километрах
Наименьшая глубина на фарватере в метрах
Соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря
Соединяет Тасманово море (океан Тихий) и Большой Австралийский залив (океан Индийский)
Разделяет Африку и остров Мадагаскар
Соединяет Персидский и Оманский заливы
Крупнейшие проливы Северного Ледовитого океана
Какие водные бассейны соединяет
Длина пролива в километрах
Наименьшая ширина пролива в километрах
Наименьшая глубина на фарватере в метрах
Соединяет Карское море и море Лаптевых
Соединяет Гудзонов залив с Атлантическим океаном
Соединяет море Лаптевых и Восточно-Сибирское море
Соединяет Баренцево море с Карским
Соединяет Восточно-Сибирское и Чукотское моря
Соединяет Баренцево и Карские моря
Соединяет море Лаптевых и Восточно-Сибирское море
Соединяет Карское море и море Лаптевых
Соединяет Карское и Баренцево моря
Крупнейшие проливы Тихого океана
Какие водные бассейны соединяет
Длина пролива в километрах
Наименьшая ширина пролива в километрах
Наименьшая глубина на фарватере в метрах
Соединяет Чукотское (Северный Ледовитый океан) и Берингово (океан Тихий) моря
Соединяет Яванское море (океан Тихий) с Индийским океаном
Соединяет Японское и Восточно-Китайское моря
Соединяет Тасманово море с Тихим океаном
Соединяет Охотское и Японское моря, отделяет Сахалин от материка
Соединяет Атлантический и Тихий океаны
Сулавеси и Яванское моря
Соединяет Андаманское море (Индийский океан) и Южно-Китайское море (океан Тихий)
Соединяет вместе с Малаккским проливом Андаманское и Южно-Китайское моря
Соединяет Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря
Соединяет Охотское и Японское моря
Соединяет Арафурское море (Индийский океан) и Коралловое море (океан Тихий)
Цугару или Сангарский
Соединяет Японское море и Тихий океан
Разумеется, этот список проливов можно дополнить, но все крупнейшие проливы мира в нем указаны.
Источник
Проливы Атлантики
Основные географические характеристики Атлантического океана, его место в современных мировых морских перевозках. Главный пункт выхода в Атлантический океан – Пентленд-Ферт, его значение в торговле Англии. Средиземное море и его роль как транзитного пути.
Рубрика | География и экономическая география |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.02.2009 |
«Основные судоходные проливы Атлантического океана»
Атлантический океан, разделяя надвое земной шар, протянулся от Арктики до Антарктики в форме гигантской буквы 5 на расстоянии более 8 тыс. миль. На севере он граничит с Северным Ледовитым океаном по линии, проходящей от Гудзонова пролива, через Девисов и Датский проливы, Исландию, Фарерские и Шетландские о-ва к Скандинавскому п-ову, на юго-западе — с Тихим океаном по меридиану 67° з.д.; на юго-востоке — с Индийским океаном по меридиану 20° в.д.
При большой длине, превосходящей меридиональную протяженность остальных океанов, Атлантический океан отличается сравнительно небольшой шириной. Расстояние между западным и восточным берегами Атлантического океана на широте Нью-Йорка составляет примерно 3 тыс. миль, а в самой узкой части — между Западной Африкой и Южной Америкой — вдвое меньше. Для перехода через океан современному судну требуется всего 3-4 сут. Таким образом, сейчас Атлантический океан не столько разделяет континенты, сколько служит связующим звеном между Старым и Новым Светом. Это обстоятельство в немалой степени способствовало тому, что Атлантический океан издавна занимал и поныне занимает ведущее место в мировых морских перевозках.
В целом путь вокруг Скандинавского п-ова на всем его 2500-мильном протяжении в наиболее полной мере используется советским торговым флотом для перевозок в большом каботаже между Балтийским и Северным бассейнами. Отдельные участки этого пути имеют также первостепенное значение для стран Северной Европы как для связей между ними, так и для местных перевозок в пределах отдельных стран.
Путь проходит по Балтийскому морю, проливам Каттегат и Скагеррак, Норвежскому и Баренцевому морям. Природно-навигацион-ные особенности первого и последнего из этих морей были рассмотрены выше. Проливы Каттегат и Скагеррак, расположенные между Скандинавским и Ютландскими п-овами, имеют форму острого угла, обращенного вершиной на север. Северная оконечность Ютландского п-ова — мыс Скаген (54°43′ с.ш., 10°36′ в.д.) является важным узловым пунктом в сети мировых морских путей. От него отходят три судоходные трассы: одна — на север, вокруг Скандинавского п-ова; вторая — на запад, к проливу Пентленд-Ферт, между Великобританией и Оркнейскими о-вами; третья — на юг, вокруг Европы. По размерам и другим природно-навигационным особенностям проливы весьма сходны и оба, особенно Каттегат, опасны для прохода судов из-за многочисленных навигационных опасностей и частых штормов. Сильно расчлененные и прикрытые шхерами северные берега проливов сходятся в вершине глубоко вдающегося в сушу Осло-Фьорда.
Главным пунктом выхода в Атлантический океан на севере является пролив Пентленд-Ферт (58°42/ с.ш., 3°20′ з.д.), отделяющий о. Великобритания от Оркнейских о-вов.
Этой трассой обычно пользуются суда, следующие из балтийских и скандинавских портов в Северную Америку. При плавании через пролив судоводители должны соблюдать большую осторожность, так как в нем действуют сильные, неустойчивые по направлению приливо-отливные течения, достигающие в сизигию скорости 8-9 уз.
Для прохода в Ирландское море иногда можно воспользоваться Каледонским каналом, который начинается в заливе Мари-Ферт. Этот канал длиной около 60 миль рассекает Шотландию на две части, но так как его глубина менее 5 м, им могут пользоваться только небольшие суда.
Наиболее важным для судоходства участком у восточного побережья Великобритании является воронкообразный эстуарий, образованный р. Темзой. К югу от него находятся знаменитые мели Гудвин, которые англичане справедливо называют «пожирателями кораблей».
Суда, попавшие на мели Гудвин, очень трудно снять, так как из-за сильных приливо-отливных течений они быстро засасываются песком и нередко переламываются. Этот участок — место постоянных кораблекрушений вот уже в течение двух тысячелетий.
Континентальное побережье Северного моря — низменное и пологое, а часть побережья Нидерландов — даже ниже уровня моря. С целью защиты прибрежных районов от затопления их ограждают искусственными дамбами.
У основания Ютландского п-ова Северное море образует треугольный залив, называемый Гельголандской бухтой — по имени расположенного в ней острова. Бухта и впадающие в нее реки Эльба и Везер изобилуют песчаными островками и мелями, между которыми проходят весьма оживленные судоходные фарватеры. Эстуарий Эльбы соединяется Кильским каналом с Балтийским морем.
Кильский канал начинается в Кильской бухте Балтийского моря в 8 км к северу от порта Киль и заканчивается в Брюнсбюттелькоге на восточном берегу эетуария Эльбы. Это один из 16 вариантов трассы, предлагавшихся и частично реализованных в течение 600 лет, предшествовавших сооружению современного канала. Канал строился девять лет и вступил в эксплуатацию 30 января 1895 г. Его постройка обошлась в 170 млн. марок, но уже через 10 лет стало ясно, что габариты его недостаточны. В канун начала первой мировой войны были реконструированы шлюзы, их габариты были увеличены — длина до 330 м, ширина до 45 м, глубина до 14 м.
Пролив Ла-Манш, именуемый на морских картах Английским каналом и отделяющий о. Великобритания от материка,- самый оживленный участок судоходства в Мировом океане.
Ежедневно свыше 800 судов проходят через пролив в обоих направлениях. Интенсивное движение наряду с банками, частыми штормами и густыми туманами делают пролив чрезвычайно опасным, особенно в узкой восточной части, называемой проливом Па-де-Кале. Так как в проливе ежегодно бывает в среднем 10 столкновений судов с тяжелыми последствиями, установлены раздельные полосы для движения судов встречных направлений.
Скала Бишоп у северо-западной оконечности пролива (49°45′ с.ш., 90°36′ з.д.) служит выходным пунктом для трансатлантических трасс из портов Северного и Балтийского морей. Скала Фастнет (51°20′ с.ш., 9°36′ з.д.) на противоположном, ирландском берегу пролива Св. Георга выполняет ту же роль для судов, следующих из портов Ирландского моря. В проливе Св. Георга (называемом также Южным каналом) сильные приливо-отливные течения. Амплитуда приливо-отливных колебаний в вершине воронкообразного Бристольского залива достигает 12 м. Пролив Св. Георга соединяет с Атлантическим океаном Ирландское море, расположенное между о-вами Великобритания и Ирландия и полностью лежащее на материковой отмели. На севере оно соединяется с океаном Северным проливом (или проливом Св. Патрика), в котором также сильны приливо-отливные течения, их скорость иногда достигает 6 уз.
В настоящее время Средиземное море омывает берега 18 стран с общей территорией 8,5 млн. км 2 и населением около 300 млн. человек. Эти страны связаны между собой оживленными региональными трассами. После постройки Суэцкого канала возросла роль Средиземного моря как транзитного морского пути.
Единственным естественным выходом в Мировой океан служит Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки. Так как Средиземное море имеет отрицательный водный баланс, в него из Атлантического океана вливается мощный поток воды, равный поводоносности десяти таким рекам, как Волга. Это течение проходит посередине пролива. Поэтому при плавании по проливу в западном направлении суда должны держаться ближе к его берегам, но при этом нужно иметь в виду, что у берегов много навигационных опасностей, а у мысов, выступающих в пролив,- быстрины и сулои.
Проливом Дрейка — самым широким проливом в мире — Антарктида отделяется от Огненной Земли, а последняя — Магеллановым проливом от Американского континента.
Магелланов пролив имеет форму острого угла, обращенного вершиной к югу. Восточная часть пролива шире, чем западная. У выхода из Атлантического океана имеются многочисленные рифы и банки. Длина Магелланова пролива 300 миль. От него в разные стороны ответвляются протоки и фьордообразные бухты. Западная часть сужается до 1,8 мили, а глубины увеличиваются до 1170 м. Частые бури и штормы, достигающие при западных ветрах ураганной силы, делают пролив опасным для судоходства. С открытием Панамского канала он утратил значение и теперь используется главным образом для связей между аргентинскими и чилийскими портами.
Путь вдоль восточного побережья Южной Америки подразделяется на четыре основных участка:
1. от Магелланова пролива до залива Рио-де-Ла-Плата;
2. от залива Рио-де-Ла-Плата домыса Сан-Роки — восточной оконечности Южной Америки;
3. от мыса Сан-Роки до о. Тринидад;
4. вдоль южного побережья Карибского моря.
При плавании в северном направлении от Магелланова пролива к заливу Ла-Плата следует использовать попутное Фолклендское течение, проходящее примерно в 50 милях от берега. Суда, идущие в обратном направлении, должны держаться ближе к берегу, но на подходах к Магелланову проливу нужно опасаться сильного прижимного течения. На участке от залива Ла-Плата до мыса Сан-Роки (восточной оконечности Южной Америки) от берега во многих пунктах на большое расстояние выступают отмели. Среди них особенно опасны для судов банки у северного входа в залив Рио-де-Ла-Плата, у мысов Сан-Томе и Сан-Роки.
Карибское море — самое большое и глубокое из всех морей Атлантического океана. Оно расположено между Северной и Южной Америкой и отделяется от Атлантического океана подводным хребтом, вершины которого, выступающие из воды, образуют островную дугу Вест-Индии. Юкатанским проливом (см. приложение II) Карибское море соединяется с Мексиканским заливом, образуя обширный замкнутый бассейн, часто называемый Американским средиземным морем. С Атлантическим океаном Карибское море соединяется глубоководным Наветренным проливом (между о-вами Куба и Гаити), проливом Шона (между о-вами Гаити и Пузрто-Рико) и многочисленными проливами между Малыми Антильскими о-вами.
После постройки Панамского канала Карибское море превратилось в важный транзитный путь мировой торговли. Большое развитие получили и каботажные перевозки, так как к нему выходят 15 суверенных государств и ряд колониальных владений. Среди региональных судоходных трасс преобладает меридиональное направление, так как основные порты и грузообразующие районы расположены на противоположных берегах.
Окруженный со всех сторон сушей овальный Мексиканский залив имеет характерные черты Средиземного моря. Он соединяется Юкатанским проливом с соседним Карибским морем и иногда вместе с ним именуется Американским Средиземным морем. Этот залив по своим размерам (см. приложение I) больше, чем Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря, вместе взятые. Низменные, лагунного типа берега и широкий мелководный шельф, окаймляющий побережье, чрезвычайно богаты нефтью. Однообразие береговой черты Мексиканского залива нарушается только быстро растущей дельтой р. Миссисипи, ширина которой достигает 32 миль и которая ежегодно выдвигается в море на 100 м.
Вдоль всего северного берега Мексиканского залива вырыт длинный искусственный канал — Галф Интеркостал Ватервей, которым широко пользуются каботажные суда. Некоторые ответвления, отходящие от него в глубь территории, доступны даже для океанских-судов.
Мексиканский залив соединяется с Атлантическим океаном Флоридским проливом. Глубина Флоридского пролива превышает 2000 м, но там имеются обширные банки и коралловые рифы. Длинная цепь островков, соединенных дамбами и мостами, перегораживает северную часть пролива. Исходным пунктом судоходных трасс Мексиканского залива является небольшая группа коралловых островов Драй Тортугас, расположенная у западного входа во Флоридский пролив. Гольфстрим, имеющий на выходе из Флоридского пролива постоянную скорость свыше 5 уз, часто используется судами, идущими из Мексиканского залива в Европу. Они обычно проходят мимо группы Бермудских о-вов, расположенных в центре Саргассова моря.
Параллельно плавно закругленной атлантической береговой линии южных американских штатов тянется система каналов Атлан-тик Интеркостал Ватервей, которую в настоящее время соединяют с Галф Интеркостал Ватервей у основания п-ова Флорида. Каналы частично проходят по многочисленным прибрежным озерам и лагунам, в частности по обширным лагунам Памлико и Албемирл, отделенным от океана сходящимися под углом длинными косами.
Вершина этого угла, называемая мысом Хаттерас, — место постоянных аварий морских судов. Полагают, что на обширной отмели, выступающей от мыса Хаттерас далеко в океан, за последние четыре столетия погибло более 200 судов.
Полуостров Новая Шотландия отделяет залив Мэн от залива Св. Лаврентия, играющего важную роль в системе морских коммуникаций западного полушария. Он отделяется от Атлантического океана о. Ньюфаундленд, а соединяется с ним двумя проливами — проливом Кабота в южной части и проливом Белл-Айл — в северной.
1. А.Д. Семенов и др. «Судоходные проливы», К., 1990.
2. Г.Г. Ермолаева «Справочник капитана дальнего плавания», М., 1988.
Подобные документы
Географическое положение, протяженность, характеристика ложа и переходных зон, омываемые территории Атлантического океана. Климатические условия океана, рельеф его дна и существующие течения, особенности органического, растительного и животного мира.
презентация [889,0 K], добавлен 23.11.2010
Характеристика географического положения второго по величине океана Земли – Атлантического. Особенности климата, геологического строения и рельефа дна. История открытия океана. Органический мир, хозяйственная деятельность, добыча полезных ископаемых.
презентация [1,4 M], добавлен 28.11.2012
Географическое расположение Атлантического океана. История исследования океана: викинги, Христофор Колумб, плавание «Челленджера». Происхождение океана, геологическое строение и рельеф дна, органический мир. Гренландия — самый большой остров на Земле.
презентация [8,6 M], добавлен 23.11.2011
Ресурсы Атлантического океана. Распространение донных осадков в Тихом океане. Полезные ископаемые и растительный мир в Тихом океане. Физико-географические особенности Северного Ледовитого океана. Акватория Индийского океана. Почвы, климат, фауна Арктики.
реферат [63,0 K], добавлен 12.12.2010
Физико-географическое положение океана. Подводные окраины материков. Области переходной зоны. Меридиональное простирание Срединно-Атлантического хребта. Рельеф дна. Температура, солёность, лёдообразование, течения, водные массы, флора и фауна Атлантики.
реферат [21,2 K], добавлен 24.03.2015
Атлантический океан как второй по величине после Тихого, его географическое положение, характеристика ложа и переходных зон, омываемые территории. Климатические условия океана, рельеф его дна и существующие течения, особенности органического мира.
реферат [25,1 K], добавлен 14.04.2010
Географическое положение Атлантического океана. Краткая история его открытия и исследования природы. Рельеф дна, полезные ископаемые, биологические ресурсы. Климат и свойства вод. Природные и аквальные комплексы. Виды хозяйственной деятельности в океане.
презентация [1,2 M], добавлен 11.01.2016
Мировой океан и его составные части. Приэкваториальные акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Конвенция о сохранении живых морских ресурсов Антарктиды. Расположение моря Беллинсгаузена. Южные Шетландские острова. География Южного океана.
реферат [30,7 K], добавлен 08.02.2011
Характеристика климатических особенностей, географического положения и значения мирового океана, через который пролегают морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического океана.
презентация [896,5 K], добавлен 16.11.2010
Обитатели Мирового океана как источника важных ресурсов, его значение для транспорта и рекреации. Основные ресурсы Мирового океана. Классификация природных ресурсов. Подводная добыча каменного угля. Ресурсы Тихого, Атлантического и Индийского океанов.
презентация [9,4 M], добавлен 20.01.2017
Источник