Яхтинг. Популярные направления. Под парусом в Тихом океане.Часть 2.
Мы все еще под парусом в Тихом океане , и занимаемся яхтингом от аттола Суварроу в направлении островов Самоа. В нашем распоряжении осталось три месяца до конца октября, после чего наступит период тропических ураганов. Так что будем внимательны и постараемся не потерять счет дням, хотя все к этому располагает. Находясь здесь, нам будет легко понять шотландца Роберта Стивенсона, который, добравшись в эти места, уже ничего больше не стал менять в своей жизни.
Яхтингом Роберт Льюис Стивенсон занялся вынужденно. В 1880 году Стивенсону был поставлен диагноз — туберкулез. В поисках целительного климата он перепробовал многие места: Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Но и здесь ему было нехорошо оставаться. И тогда Стивенсон с женой, матерью и пасынком приобрел превосходную шхуну «Каско» и отправился на ней под парусом в южные области Тихого океана. За три года вояжа они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию. В конце концов приобрели участок земли на Самоа, решив надолго обосноваться в тропиках. Свое новое владение он назвал Вайлима (Пятиречье).
Под парусом на яхте к островам Самоа.
Острова Самоа по праву называют «сердцем Полинезии», поскольку они находятся в центре так называемого «Полинезийского треугольника вершинами которого являются Гаваи, остров Пасхи и Новая Зеландия. Основные островные красоты Тихого океана сосредоточены — нет, скорей разбросаны — в этом треугольнике. Огромная площадь водной поверхности (больше 53 миллионов квадратных километров — три площади России!), среди просторов которой затерялось всего два процента суши. Есть где развернуться под парусом на яхте. Но и эти клочки земли не слишком густо заселены (всего 2,8 миллиона жителей), а большинство необитаемо. Остается добавить, что бросить якорь в этом треугольнике практически негде — глубина океана превышает три километра.
Заросшие тропическим лесом острова Самоа, с их реками и сотнями водопадов среди буйного пахучего разноцветья диковинных растений, покажутся вам чудом. К тому же здесь живут довольно симпатичные и приветливые люди. В венках и гирляндах из экзотических цветов они проводят время с песнями и танцами. Над ними огромное звездное небо, неизвестное жителям Северного полушария.
Яхтсмены выделяют в небе Южного полушария созвездие Южный Крест. За выдающиеся заслуги в навигации это созвездие удостоилось чести попасть на флаги таких государств, как Австралия, Новая Зеландия, Микронезия, Папуа-Новая Гвинея и Самоа. Его легко найти на фоне Млечного Пути. Четыре звезды, называемые буквами греческого алфавита, образуют четко видимый невооруженным глазом крест. Линия от Гаммы к Альфе указывает приблизительное направление на Южный полюс (с погрешностью в 15°).Это созвездие исправно служило мореплавателям под парусом, так же, как и Полярная звезда в Северном полушарии. Однако Полярная звезда указывает Северный полюс с точностью до двух градусов. Только в экваториальных водах можно увидеть одновременно оба созвездия.
Здесь действительно райские места для яхтинга под парусом и «шикарная рыба». Однако даже в таких местах есть свои опасности. Соблюдайте осторожность и старайтесь не заснуть под пальмами! В противном случае вам грозит падение на голову кокосового ореха. Ежегодно в мире от падения кокосового ореха на голову погибают около 150 человек. Это в пятнадцать раз больше, чем пострадавших от нападений акул.
Под парусом на яхте к острову Ньюэ.
Любуясь по ночам Южным Крестом, продолжим наш путь под парусом на яхте прямо на Юг. Теперь мы спустимся к острову Ньюэ. Это самое малочисленное самоуправляемое государство в мире (1800 граждан), до которого нам идти под парусом на яхте от Самоа 350 миль. И в то же время Ньюэ считается самым большим коралловым атоллом Мирового океана. Власти острова на всякий случай сохраняют для своего народа гражданство Новой Зеландии, но, так как мы не собираемся оставаться здесь дольше месяца, виза нам не понадобится. Как и на большинстве тихоокеанских островов, здесь замечательный яхтинг под парусом, отличная рыбалка и ловля устрашающих размеров лобстеров. В изобилии представлены кораллы и диковинные раковины. Власти предложат нам арендовать за символическую плату офис и открыть в течение дня собственный оффшорный банк. Однако мы не за этим сюда пришли. Мы пришли послушать песни китов…
Китихи из холодных антарктических вод приплывают сюда выкармливать китенышей. И хотя официальных ограничений по близкому знакомству с китами нет, не станем приближаться ближе чем на тридцать метров к малышам. Иначе мама может заподозрить что-то нехорошее и атаковать яхту, а нам эти неприятности посреди океана ни к чему. Самцы китов, ухаживая за китихами, поют песни не хуже, чем соловьи. Каждая песня длится от семи до пятнадцати минут. «Слова » и «музыка «у каждого кита свои, но репертуар ежегодно обновляется. Если у вас хватит смелости — прыгайте в воду и поплавайте вместе с китом, но, если он станет отплывать в сторону, не становитесь у него на дороге. Кит хочет побыть в одиночестве, и не надо ему мешать. Он будет петь серенаду любви. Это самые красивые из песен китов.
Китам спешить некуда, а вот мы ограничены фактором времени, о котором, к сожалению, постоянно приходится помнить, прорабатывая избранный маршрут под парусом на яхте. Кроме календарных дат начала и конца путешествия нам понадобится знание средней расчетной скорости движения под парусом на яхте или ее среднесуточного перехода, что почти одно и то же для протяженных маршрутов. Небольшая яхта под парусом движется со среднесуточной скоростью 4-6 узлов — или, другими словами, ее среднесуточный переход следует принимать 100—150 миль, в зависимости от конкретных условий. Большие яхты под парусом движутся быстрее, и для расчетов можно применять от 200 до 250 миль среднесуточного яхтинга под парусом, ориентируясь на предшествующий опыт плавания данной яхты.
Под парусом на яхте в королевство Тонга.
Заранее следует определить предполагаемую длительность стоянок. А в таком переходе под парусом на яхте, как мы совершаем, кроме перевода часов назад (шесть раз), предстоит также изменение даты. Линия изменения дат (граница дат) на земном шаре проходит условно по Тихому океану в обход суши, приблизительно по 180-му меридиану от Гринвича. Поэтому каждая новая календарная дата впервые «вступает» на Землю на этой линии, а затем с востока на запад обходит по порядку все часовые пояса и «сходит» с Земли в том же месте, где начиналась.
Итак, правильно выбранное нами направление движения яхты под парусом по маршруту не только обеспечит «попутный ветер и семь футов под килем», но еще и добавит яхтсменам сутки к календарю. Произойдет это на трехсотмильном переходе курсом Юго-Запад от острова Ньюэ к островам Тонга. И по нашим штурманским расчетам у нас будет два раза пятое августа жаркой тропической зимы (с температурой воды и воздуха +24°С). Звучит неплохо.
Хотя если придираться к мелочам, то географически острова Тонга не доходят до линии изменения дат на целых три градуса.
Тонга — единственная в этом регионе мира наследственная монархия, и Его Величеству Тупоу IV виднее, когда в его королевстве начинается восход солнца. Все могут короли! А что вы хотите от человека, который учился в Одессе? Благодаря такому невинному фокусу среди подданных именно этого королевства теперь живет девочка по имени Жозефина Миллениум. Дата ее рождения первое января 2000 года. А время 00.06 по местному времени. Выходит, что именно она первый человек, рожденный в третьем тысячелетии.
В королевстве Тонга около 170 островов. Примерное количество островов объясняется тем фактом, что они периодически в этом государстве появляются и исчезают, осложняя навигацию при яхтинге под парусом. Последний остров появился из-под воды в 1995 году. А небольшой островок Ниаутопутану, тот вообще перемещается с не виданной для геологических структур скоростью, достигающей примерно 25,4 сантиметра в год. Вот с этим явлением даже король ничего не может поделать.
Впрочем, у него других забот хватает. Судите сами, значительная часть из 748 квадратных километров площади королевства покрыта… (как бы помягче выразиться) значительными запасами ценного органического удобрения — гуано (к счастью, они не разрабатываются). В пополнении запасов этого сырья участвуют летающие лисицы, причисленные к священным животным. Так что жители Тонга первыми на планете начинают день, неделю, месяц и год с решения подобных проблем.
Во многих случаях королевская семья проявляет дальновидность и мудрость. Благодаря такой политике только их государство ни разу не становилось чьей-либо колонией в Тихом океане в прошлом. Сегодня Тонга первое государство Океании, где существует национальный парк дикой природы, а с 1979 года король запретил в своих водах китобойный промысел.
По шкале ценностей яхтинга под парусом острова Тонга можно смело назвать «Карибами Тихого океана». Капитан Кук называл их «дружественными островами». Такими они и остались. Дружелюбный народ, невысокая влажность воздуха, теплая и прозрачная до тридцати метров глубины вода, чистые песчаные пляжи. Температура воздуха остается +24°С круглый год. Вот где мы сможем отвести душу после долгих яхтенных переходов и всласть покружить под парусом на яхте вокруг игрушечных островков,отдавая якорь где захочется. Здесь есть с кем пообщаться из наших коллег. На самом большом острове Вавау (Vava’u) обосновались несколько ведущих яхтенных чартерных фирм. Сотни яхтсменов со всего мира наслаждаются яхтингом под парусом в этих водах среди самых красивых коралловых рифов в мире. Во время отлива можно собрать замечательную коллекцию раковин, что далеко не везде разрешено.
По местной традиции, каждому приезжему положен в подарок жареный поросенок, но все же самое вкусное на Тонга- это знаменитые на весь мир арбузы.
Тонга можно смело назвать «центром мира по лени». Лень на этих островах не относят к негативным качествам характера. При таком образе жизни и растолстеть недолго. Что, впрочем, не страшно, поскольку большой вес относится аборигенами к человеческим достоинствам. Их король — самый толстый король в мире. С возрастом (он разменял уже девятый десяток) Тупоу IV немного похудел и теперь весит всего 240 килограммов, но в лучшие свои годы был красивее и весил 270.
Однако нам терять спортивную форму ни к чему и мы, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, уйдем под парусом на яхте курсом Норд-Вест в 400-мильный переход на «острова людоедов». Это бывшее название Фиджи. Но об этом в следующей статье.
Источник
На парусной «ванне» через Атлантику
Год назад в Сент-Поле (штат Миннесота) не стало Джерри Списа. Ему было 80 лет. Забытый путешественник, чьи последние годы жизни прошли в забвении. А ведь в 70‑х годах XX века Спис был известным путешественником под парусами.
В 1979 году Спис на крохотной яхте «Yankee Girl» пересек Атлантику, а в 1981 году — Тихий океан. Его суденышко было всего 10 футов длиной — это 3,05 метра. В ширину – 5,65 фута или 1,67 метра. Непостижимо, как это корытце выдержало натиск океана. Это задача из серии, как может летать шмель, нарушая законы аэродинамики.
Тем не менее, мистер Спис совершил трансатлантический переход на судне, внутри которого невозможно было вытянуть ноги. Было это так:
Начало пути
Все началось в конце 60‑х годов XX века. Джерри Спис был обычным школьным учителем в провинциальной школе. Жил он в штате Миннесота. С детства Джерри грезил морем и парусами. Этой страстью он заразил и свою супругу. Спис и его жена Салли решили воплотить в жизнь мечты о морских странствиях и купили небольшую яхту «Yankee Doodle». Это был маленький парусник длиной 5 метров. Супруги вышли в море через устье Миссисипи, дошли до Эквадора, побывав в Панаме.
Тогда Джерри решил, что ему под силу покорение океана. Он спроектировал и за два года построил тримаран, который назвал «Yankee Spirit». Родители Салли пытались отговорить зятя от бредовой, на их взгляд, трансатлантической идеи. Но сама Салли полностью поддерживала мужа. И в 1974 году тримаран «Yankee Spirit» вышел из Майями в сторону Багамского архипелага. По пути судно попало в жестокий шторм, лишилось мачты и парусов. Корпус судна вернули отбуксировали домой. А израненный Спирс попал в больницу с нервным расстройством. Мореплаватель оправился от стресса и упрямо стал планировать следующее плавание. Ему пришла в голову идея построить парусный «поплавок». Который невозможно перевернуть, потопить или вывести из равновесия. Так 16 января 1977 года родилась идея трехметровой яхты. Пока яхта существовала лишь в виде надписи на листе ватмана: «Яхта — длина 10 футов».
Рождение яхты
Спирс строил яхту-поплавок буквально из строительного мусора. В ход пошла 9‑миллиметровая фанера со старого склада, пущенного под снос. За фанеру для парусника Джерри заплатил целых 20 долларов. Он склеивал листы в два-три слоя, прокладывал слои фанеры стеклотканью. Тем самым учитель-инженер добился нужной прочности корпуса. В результате он создал трехметровое парусное суденышко водоизмещением в тонну и оснастил его подвесным мотором мощностью 4 лошадиных силы.
Но как удержать на плаву трехметровую яхту с пятиметровой мачтой? Вопрос Спис решил просто: балластом стали банки с консервами, цистерна с водой и топливный бак. Вся яхта представляла собой чудеса эргономики и экономии пространства. Для каждой вещи Джерри продумал ящички, бардачки и подвесные контейнеры. Судостроитель оптимизировал все, что только можно: снизил объем воды в цистерне до 113 литров на все плавание, собрал нетонущие банки с консервами и пластиковую посуду. Консервы выбирал опытным путем в домашней ванной. Так Спис выяснил, что банки с бобами тонут, а кукурузные жестянки — нет. Бобы остались на берегу, а кукуруза вышла в море.
Начало пути
Джерри отчалил от пристани Вирджиния-Бич 1 июня 1979 года. Его целью был британский берег, небольшой порт Фалмут. Спис смотрел на свою авантюру с оптимизмом и сыпал остротами в радиопереговорах с капитанами рядом идущих кораблей. Возможно, так он скрывал свой страх.
Помимо продуктов и одежды Джерри набрал с собой книг, чтобы скрасить одиночество. Его соседями по каюте стали томики Марка Твена и О. Генри, Библия и «Дон Кихот». Моряк так плотно набил суденышко припасами, что мог в нем только сидеть:
«Было ощущение, что меня запихнули в переполненный чемодан. Я был горд, что умудрился оборудовать на этой яхте койку. Но мог лишь сидя на ней готовить на коленках еду. За время перехода я забыл, как это — лежать, вытянувшись в полный рост», признавался Джерри после финиша.
Испытание морем
Через двое суток мореплаватель попал в жесточайший шторм. Он успел убрать паруса и спрятаться в своем плавучем «чемодане», наглухо задраив люк. Шторм трепал «Yankee Girl» до 15 июня. После того, как буря утихла, Джерри едва выбрался из заточения. Ноги онемели, дрожали и не слушались. Когда путешественник выпрямился во весь рост на кокпите, его суденышко накрыла огромная волна. Она коварно накатила из-за кормы, смела Джерри в воду. Волна чуть не потопила яхту, ведь Джерри оставил люк открытым. Все произошло так быстро, что моряк даже не успел потерять очки. К счастью, это был последний в тот день удар стихии. Спис получил хороший урок — не расслабляться и «закрывать за собой дверь».
Однажды ночью Джерри проснулся от того, что захотел сладкого. Его целью стала банка с консервированными персиками. Чтобы найти консервы, путешественник на пару мгновений включил свет. И тут же погасил — заряд аккумуляторов надо было экономить. Через минуту его каюту пронзил яркий луч и оглушил гул судового тифона. В нескольких метрах от яхты прошла стальная стена. Это был сухогруз «African Comet». Радио взорвалось капитанской руганью с огромного судна. Радар сухогруза не заметил маленькую яхту. Джерри спасло то, что вахтенный рулевой заметил свет, на секунду вспыхнувший в каюте мини-парусника, и успел сманеврировать…
Английский берег
Яхта покрывала за сутки до 60 морских миль. А 15 июля он установил личный рекорд — 85 миль в сутки. Неплохо для такой малявки. Спису помогали течение Гольфстрим и постоянный попутный ветер-фордевинд. Ради того, чтобы сохранить эти два преимущества, Джерри отказался от захода на Азорские острова. К тому же он боялся, что, ступив на твердую землю, не найдет в себе воли снова залезть в свой парусный «сундук».
Уже у мыса Лизард, самой южной точки Великобритании, Списа опять настиг шторм. До финиша было рукой подать. И эта непогода казалась мелкой неприятностью. В эфире Джерри уже слышал переговоры английских рыбаков. И вот, 24 июля 1979 года мини-яхта «Yankee Girl» с изможденным учителем-путешественником внутри вошла в гавань порта Фалмут. Отважного странника встречали жена, целый катер журналистов и любимые тесть с тещей. Это был достойный финал 23-дневного перехода. Спис покорил свою Атлантику. Он был вписан в Книгу рекордов Гиннеса как человек, в одиночку прошедший Северную Атлантику на самом маленьком паруснике с запада на восток.
Источник