Меню

Путешествие по океану под парусом

На парусной «ванне» через Атлантику

Год назад в Сент-Поле (штат Миннесота) не стало Джерри Списа. Ему было 80 лет. Забытый путешественник, чьи последние годы жизни прошли в забвении. А ведь в 70‑х годах XX века Спис был известным путешественником под парусами.

В 1979 году Спис на крохотной яхте «Yankee Girl» пересек Атлантику, а в 1981 году — Тихий океан. Его суденышко было всего 10 футов длиной — это 3,05 метра. В ширину – 5,65 фута или 1,67 метра. Непостижимо, как это корытце выдержало натиск океана. Это задача из серии, как может летать шмель, нарушая законы аэродинамики.

Тем не менее, мистер Спис совершил трансатлантический переход на судне, внутри которого невозможно было вытянуть ноги. Было это так:

Начало пути

Все началось в конце 60‑х годов XX века. Джерри Спис был обычным школьным учителем в провинциальной школе. Жил он в штате Миннесота. С детства Джерри грезил морем и парусами. Этой страстью он заразил и свою супругу. Спис и его жена Салли решили воплотить в жизнь мечты о морских странствиях и купили небольшую яхту «Yankee Doodle». Это был маленький парусник длиной 5 метров. Супруги вышли в море через устье Миссисипи, дошли до Эквадора, побывав в Панаме.

Тогда Джерри решил, что ему под силу покорение океана. Он спроектировал и за два года построил тримаран, который назвал «Yankee Spirit». Родители Салли пытались отговорить зятя от бредовой, на их взгляд, трансатлантической идеи. Но сама Салли полностью поддерживала мужа. И в 1974 году тримаран «Yankee Spirit» вышел из Майями в сторону Багамского архипелага. По пути судно попало в жестокий шторм, лишилось мачты и парусов. Корпус судна вернули отбуксировали домой. А израненный Спирс попал в больницу с нервным расстройством. Мореплаватель оправился от стресса и упрямо стал планировать следующее плавание. Ему пришла в голову идея построить парусный «поплавок». Который невозможно перевернуть, потопить или вывести из равновесия. Так 16 января 1977 года родилась идея трехметровой яхты. Пока яхта существовала лишь в виде надписи на листе ватмана: «Яхта — длина 10 футов».

Рождение яхты

Спирс строил яхту-поплавок буквально из строительного мусора. В ход пошла 9‑миллиметровая фанера со старого склада, пущенного под снос. За фанеру для парусника Джерри заплатил целых 20 долларов. Он склеивал листы в два-три слоя, прокладывал слои фанеры стеклотканью. Тем самым учитель-инженер добился нужной прочности корпуса. В результате он создал трехметровое парусное суденышко водоизмещением в тонну и оснастил его подвесным мотором мощностью 4 лошадиных силы.

Но как удержать на плаву трехметровую яхту с пятиметровой мачтой? Вопрос Спис решил просто: балластом стали банки с консервами, цистерна с водой и топливный бак. Вся яхта представляла собой чудеса эргономики и экономии пространства. Для каждой вещи Джерри продумал ящички, бардачки и подвесные контейнеры. Судостроитель оптимизировал все, что только можно: снизил объем воды в цистерне до 113 литров на все плавание, собрал нетонущие банки с консервами и пластиковую посуду. Консервы выбирал опытным путем в домашней ванной. Так Спис выяснил, что банки с бобами тонут, а кукурузные жестянки — нет. Бобы остались на берегу, а кукуруза вышла в море.

Начало пути

Джерри отчалил от пристани Вирджиния-Бич 1 июня 1979 года. Его целью был британский берег, небольшой порт Фалмут. Спис смотрел на свою авантюру с оптимизмом и сыпал остротами в радиопереговорах с капитанами рядом идущих кораблей. Возможно, так он скрывал свой страх.

Помимо продуктов и одежды Джерри набрал с собой книг, чтобы скрасить одиночество. Его соседями по каюте стали томики Марка Твена и О. Генри, Библия и «Дон Кихот». Моряк так плотно набил суденышко припасами, что мог в нем только сидеть:

«Было ощущение, что меня запихнули в переполненный чемодан. Я был горд, что умудрился оборудовать на этой яхте койку. Но мог лишь сидя на ней готовить на коленках еду. За время перехода я забыл, как это — лежать, вытянувшись в полный рост», признавался Джерри после финиша.

Испытание морем

Через двое суток мореплаватель попал в жесточайший шторм. Он успел убрать паруса и спрятаться в своем плавучем «чемодане», наглухо задраив люк. Шторм трепал «Yankee Girl» до 15 июня. После того, как буря утихла, Джерри едва выбрался из заточения. Ноги онемели, дрожали и не слушались. Когда путешественник выпрямился во весь рост на кокпите, его суденышко накрыла огромная волна. Она коварно накатила из-за кормы, смела Джерри в воду. Волна чуть не потопила яхту, ведь Джерри оставил люк открытым. Все произошло так быстро, что моряк даже не успел потерять очки. К счастью, это был последний в тот день удар стихии. Спис получил хороший урок — не расслабляться и «закрывать за собой дверь».

Однажды ночью Джерри проснулся от того, что захотел сладкого. Его целью стала банка с консервированными персиками. Чтобы найти консервы, путешественник на пару мгновений включил свет. И тут же погасил — заряд аккумуляторов надо было экономить. Через минуту его каюту пронзил яркий луч и оглушил гул судового тифона. В нескольких метрах от яхты прошла стальная стена. Это был сухогруз «African Comet». Радио взорвалось капитанской руганью с огромного судна. Радар сухогруза не заметил маленькую яхту. Джерри спасло то, что вахтенный рулевой заметил свет, на секунду вспыхнувший в каюте мини-парусника, и успел сманеврировать…

Читайте также:  Расположение границы тихого океана

Английский берег

Яхта покрывала за сутки до 60 морских миль. А 15 июля он установил личный рекорд — 85 миль в сутки. Неплохо для такой малявки. Спису помогали течение Гольфстрим и постоянный попутный ветер-фордевинд. Ради того, чтобы сохранить эти два преимущества, Джерри отказался от захода на Азорские острова. К тому же он боялся, что, ступив на твердую землю, не найдет в себе воли снова залезть в свой парусный «сундук».

Уже у мыса Лизард, самой южной точки Великобритании, Списа опять настиг шторм. До финиша было рукой подать. И эта непогода казалась мелкой неприятностью. В эфире Джерри уже слышал переговоры английских рыбаков. И вот, 24 июля 1979 года мини-яхта «Yankee Girl» с изможденным учителем-путешественником внутри вошла в гавань порта Фалмут. Отважного странника встречали жена, целый катер журналистов и любимые тесть с тещей. Это был достойный финал 23-дневного перехода. Спис покорил свою Атлантику. Он был вписан в Книгу рекордов Гиннеса как человек, в одиночку прошедший Северную Атлантику на самом маленьком паруснике с запада на восток.

Источник

На коробке с парусом — через Атлантику

Мэтт Кент (Matt Kent) работал на большом 200-футовом паруснике Niagara. В один прекрасный день ему так надоело драить квадратные метры пола, взбираться на высоченные мачты и штопать паруса общей площадью с две баскетбольные площадки, что он начал задаваться вопросом: а можно ли пересекать океаны на яхте совсем скромных размеров?

Роберт Манри в 1968 году пересек Атлантику на 4,1-метровой яхте Tinkerbelle. Вилен Хьюго разбил этот рекорд наголову в 1993 году, втиснув себя в яхточку Father’s Day длиной 162 см. На ней он провел в океане 106 дней. Этот рекорд до сих пор остается непобежденным. В 2002 году Том МакНалли попытался пересечь Атлантику на 90-сантиметровой Vera Hugh II, но потерпел неудачу.

Начитавшись историй о чужом опыте, Мэтт Кент загорелся идеей построить самую маленькую яхту, на которой в принципе возможно совершить трансатлантику, и установить таким образом абсолютный рекорд, который нельзя будет побить. В 2012 году он начал разрабатывать проект яхты «Undaunted» («Бесстрашный»).

Технические характеристики Undaunted

Длина: 106 см

Осадка: 1,5 м

Масса: 544 кг

Снаряженная масса: 816 кг

Скорость: 2,5 узла

Площадь парусов: 4,6 м 2 (прямоугольный), 2,5 м 2 (треугольный).

Маленький и Бесстрашный

«Undaunted» — это 42-дюймовая яхта, напоминающая по форме коробку, с высотой борта 5 футов и свинцовым балластом в 317 кг.

Если бы яхта-коробка кренилась на борт, при ветре она бы практически не продвигалась вперед. Поэтому «Бесстрашный» рассчитан так, что под давлением паруса он кренится на нос (это называется тангаж) и спокойно идет вперед без лишней качки.

Ожидаемая скорость мини-яхты — 2,5 узла, поэтому, чтобы повысить управляемость на малых скоростях и помочь килю в борьбе с качкой, на яхте установлены два массивных пера руля. Румпель выведен внутрь каюты. Автопилот на борту не предусмотрен.

В киле имеется емкость объемом 40 галлонов (151 л) для питьевой воды, разделенная на четыре отсека по 10 галлонов. По мере освобождения отсеков емкость будет заполняться забортной водой, которая в данном случае играет роль балласта и нужна для сохранения устойчивости. На днище имеется аккумуляторная батарея на 105 А·ч, механический генератор и два ручных опреснителя.

У «Бесстрашного» нет двигателя, поэтому опреснять воду и заряжать батареи придется более сложными способами — используя ножные насосы и солнечную батарею.

«На борту изначально располагается месячный запас пресной воды. Если опреснители выйдут из строя или я по причине травмы не смогу работать насосом и получать пресную воду или заряжать батареи — это может стать серьезной проблемой», — говорит Мэтт Кент.

Чтобы не возить на борту спасательный плот, у «Бесстрашного» предусмотрена система обеспечения плавучести — баллоны, смонтированные по периметру корпуса и наполняемые углекислым газом. Каждый баллон выдерживает вес яхты, а все три поднимают ее на поверхность, даже если она заполнена водой. CO2 на борту достаточно, чтобы трижды удержать яхту на плаву.

«Рафтинговая компания сделала несколько баллонов для обеспечения непотопляемости. Если меня зальет или я получу пробоину, я могу, находясь внутри яхты, повернуть клапан, чтобы наполнить баллоны СО2, и яхта будет держаться на плаву, пока я не залатаю ее и не откачаю воду», — объясняет Мэтт.

По обоим бортам привязаны два 16-галлонных полиэтиленовых танка, напоминающие вьючные сумки. В них находятся легкие вещи, такие как одежда и дополнительные увязочные концы.

«В случае подтопления это — дополнительный запас плавучести», — говорит Мэтт.

Сверху находятся два люка. Меньший закреплен на больший.

Читайте также:  Встреча реки с океаном

Больший открывается в корму, образуя рабочий стол, и предотвращает заливание воды с кормы. На меньшем расположился смотровой купол такого размера, чтобы Мэтт мог в него пролезть:

«Люк, в котором я стою, немного выше пояса. Это сделано для того, чтобы я не выпал за борт при переходе — хотя я и буду всегда пристегнут двойной страховкой».

Первые испытания

Первые испытания «Бесстрашный» прошел на озере Эри 23-26 октября 2016 г. Прогноз погоды обещал хорошую возможность пройти с попутным ветром ветру в одну сторону, а на следующий день вернуться, но он, увы, не оправдался. На протяжении дня ветер усиливался от полного штиля до 20 узлов, постоянно меняя направления. Мэтту пришлось двигаться короткими «перебежками»; в какой-то момент он даже сел на мель.

Испытания, хоть и прошли не слишком удачно, были бесценным опытом для Мэтта.

Он убедился, что яхта уверенно идет вперед, сама себя вытягивая на ветер за счет того, что мачта всегда наклонена к носу:

«Бесстрашный идет вперед, как чемпион! Скорость небольшая, но он стабильно ее держит».

Ни волны с озера, ни два отражения от волнорезов не помешали «Бесстрашному»: яхточка просто поднималась и опускалась на воде.

Продольный центр тяжести киля находится примерно на 16 дюймов выше него. При высоте борта 5 футов такой остойчивости позавидует любой проектировщик.

«Мы не могли сделать „Бесстрашный“ быстрее, мы не могли сделать его длиннее из-за рекорда, так что мы решили сфокусироваться на безопасности», — говорит Мэтт.

Жизнь в замкнутом пространстве

«Идти на „Бесстрашном“ под парусом довольно просто, но жить сложнее. Места внутри совсем впритык», — говорит Мэтт.

Сидеть можно только прямо, а откинуться назад, чтобы расслабиться, можно только по диагонали.

Яхта окрашена в белый цвет, чтобы корпус не превращался в жаровню, а весь надводный борт изолирован.

«Подводная часть корпуса без изоляции, чтобы проводящие свойства алюминия обеспечивали прохладу внутри», — объясняет Мэтт.

Учитывая, что места на борту мало, мачта служит также вентиляционным каналом и несет на себе антенну AIS, ходовые огни и радиолокационный отражатель. Если понадобится задраить вентиляцию, то внутри есть неопреновая маска с двумя невозвратными клапанами. Через один поступает воздух, а через другой Мэтт выдыхает углекислый газ в мачту, то есть наружу. Таким образом, внутри не образуется конденсата.

В январе 2017-го Мэтт повесил на левом борту лодки кейс от Pelican. Доработка кажется незначительной, однако с такими размерами пространства каждый сантиметр важен.

«Если вещь не выполняет, по крайней мере, три функции — ее нужно переделать», — считает он.

Кейс служит навигационным столом, основным столом в кают-компании, пунктом связи, зоной развлечений, ящиком для хранения инструментов и оборудования, в том числе, солнечной батареи.

«Внутри становится все более уютно. Да, я говорю «уютно», потому что нельзя сказать, что места внутри достаточно. Но чем больше яхта готова к путешествию, тем больше я ощущаю себя внутри как дома. Иногда комфорт заключается в том, что ты можешь удовлетворить свои самые элементарные потребности».

Одиночество не слишком пугает Мэтта.

«Я провел недели в полном одиночестве на Гватемальских высотах и жил один в лесах годами. С таким количеством цифровых приборов, книг и ежедневных проверок, телефонных звонков на спутниковый телефон, вряд ли я смогу по-настоящему остаться в одиночестве. Медитации занимают не последнее место в моей жизни, так что это- не самая большая проблема».

Провиант

Мэтт закупил провианта из обезвоженных продуктов и высококалорийных коктейлей примерно на 106 000 калорий. Затем еще на 160 000 калорий он докупил орехов, фруктов, подсолнечного масла. Если путешествие затянется на 4 месяца, его дневной рацион составит 2000 ккал.

«Моя диета состоит из сушеных фруктов, протеиновой смеси, батончиков, различных супов, тушенки и макарон, арахисового масла, Нутеллы и т.д. Дополнительно у меня есть два галлона подсолнечного масла, чтобы добавлять в пищу», — говорит Мэтт. — Еда на борту не требует приготовления, но у меня есть 12-вольтовый кипятильник для приготовления ужина, чая или кофе, если позволяет заряд батареи. Требуется всего две минуты, чтобы вскипятить воду, так что, думаю, проблем с этим не возникнет. Все это умещается в трюме у киля».

Пропуск в море

Когда Вилен впервые попытался пересечь Атлантику в 1993-м на 5’ 4’’ Father’s Day, его завернула Береговая охрана США, поэтому свою следующую (уже удачную) попытку он сделал в Канаде, подальше от глаз американских блюстителей закона и порядка. Ориентируясь на опыт Вилена, Мэтт решил пересекать Атлантику с востока на запад:

«Не только потому, что после такого длительного перехода в одиночестве лучше возвращаться домой, чем куда-то еще, но и потому, что пройдя 4600 миль открытого океана, я окажусь во внутренних водах США. Если всё пойдет, как задумано, я зайду в порт, подниму свой желтый флаг и буду дожидаться таможенную службу. Но если вдруг окажется так, что мое присутствие у берега будет угрожать остальным участникам водного движения, за мной придет небольшая лодка, чтобы отбуксировать меня к берегу. Мы делаем все возможное, чтобы наши действия не подвергали жизни других людей опасности ».

Оборудование на борту, обеспечивающее безопасность Мэтта, включает в себя AIS и аварийный радиобуй.

«У меня есть спутниковый телефон и команда, которая поддерживает меня с берега. Они следят за погодой и моим продвижением, отправляют мне ежедневные отчеты о погоде и знают о том, что происходит со мной, из первых уст. А еще меня видно в системе AIS».

Долгожданный океан

Undaunted коснулся океана в 2017 году. Точкой отправления стал остров Гомера. Поначалу выход наметили на 20 марта, но из-за задержки перевозки «Бесстрашного» и ожидания поставки деталей для системы обеспечения плавучести дата немного сместилась.

Читайте также:  Океан аква туалетная вода

На Гомера с комплектующими все было довольно сложно. После прибытия «Undaunted», у Мэтта была возможность пожить неделю в яхте и питаться всё это время своим рационом, чтобы приспособиться к условиям, которые ожидают его в океане.

«Я готовлюсь отчалить. Я делаю это не для того, чтобы уйти от всего. Не для того, чтобы побыть одному и найти себя, или чтобы пробиваться через неумолимый океан, борясь со стихией, которая может забрать мою жизнь. Не ради борьбы против природы.

Я не хочу ничего доказывать. Я ухожу в море, чтобы потом вернуться домой.

Это способ понять, чем для меня на самом деле является дом».

6-го апреля 2017 г. Мэтт отдал швартовы в марине Гомера и отправился в трансатлантическое путешествие. Но продлилось оно недолго. После череды неудач и непредвиденных обстоятельств Мэтту пришлось принять сложное решение и сделать аварийный звонок, отказавшись от продолжения пути.

Вот что он сам говорит о сложившейся на борту ситуации:

«Часть системы обеспечения плавучести, которая крепилась на перьях руля, начала чрезмерно бить о борт в условиях короткой волны. Бак подпрыгивал так часто и так сильно, что лодка не могла идти вперед. Все шло к тому, что сломается оковка пера, к которой прикреплен бак. Она уже успела погнуться, а один из пальцев оковки опустился практически на 2 см. Я отвязал бак от перьев и привязал его сверху на корме, чтобы тот не цеплял перья. Все это длилось около часа».

Движение волн было абсолютно хаотичным из-за того, что ветер между островами дул, как в трубе. Это были самые худшие и непредсказуемые условия, в которых Мэтт когда-либо ходил. А когда порывы ветра усилились до 45 узлов, путешественник оглянулся на остров и понял, что не стоит продолжать идти дальше с явно слабым соединением на пере.

«Я переговорил с Кэрри и понял, что выйдя позже, я просто не успею проскользнуть в окно времени, пока не начнется сезон ураганов на восточном побережье США. Не думаю, что я пойду в этом сезоне. Я вытяну яхту, разоружу ее и отправлю домой. Там я доработаю ее. Моя новая цель — выйти осенью 2017».

Попытка № 2

«Бесстрашный» прибыл на остров Гомера в декабре 2017-го в предвкушении новой попытки пересечь Атлантику. После работы над ошибками планировалось выйти на «Бесстрашном» из бухты и опробовать усиления под бак плавучести. Но местные власти решили по-другому. Члены проекта Little Boat Project столкнулись с бюрократическими преградами при получении разрешения от таможенной службы.

«Нам предоставили список из 15 пунктов, которые должны быть соблюдены всеми владельцами частных маломерных судов. Из них у нас не было двух: страхового полиса не менее чем на 300 000 евро и, что более важно, письма от береговой охраны США с разрешением на данное путешествие.

Работники марины Гомера были не менее удивлены, чем мы сами. Они слышали о таком впервые.

Мы решили стартовать отсюда в том числе из-за отсутствия проблем с выходом. В прошлый раз проблем с таможней не было, но сейчас у нас не оставалось другого выбора, кроме как перенести отход и отправиться в Штаты».

Но это не остановило Little Boat Project. Они намерены вновь вернуться на дистанцию и довести дело до конца. Подходящее время скоро наступит, и мы надеемся в ближайшем будущем увидеть хорошие новости на их сайте и страничке фейсбука.

Источник

Adblock
detector