Меню

Путешествие по океану русского языка

Внеклассное мероприятие: «Путешествие по океану русского языка » (3-й класс)

Класс: 3

Цели:

  • прививать интерес к русскому языку;
  • развивать речь;
  • развивать творческую инициативу каждого ученика;
  • обобщить знания детей о пословицах, поговорках, фразеологизмах, скороговорках, антонимах, синонимах.
  • формировать патриотические чувства, любовь и интерес к народному творчеству;
  • совершенствовать коллективный навык работы;
  • воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, мультимедийная установка, экран, якоря, призы, презентация (Приложение 1).

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Учитель.

Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если не ищешь отрады цветник.
Если нуждаешься в твердой опоре —
Выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи —
Выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах,
Мир окрыляющих детских книг.
Русское слово – свободы зарница —
Выучи русский язык.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками, загадками и скороговорками, образными выражениями, которые как на крыльях, перелетают из века в век, от одного поколения к другому.

– Сегодня мы отправимся в необычное удивительное путешествие по безбрежному океану русского языка. Нас приглашает на борт своей яхты “Победа” капитан Врунгель. Согласны ли вы стать матросами? А какие основные правила должны соблюдать моряки во время плавания (дисциплина, взаимовыручка, смекалка, трудолюбие)

– А как звали главных помощников Врунгеля? (Лом и Фукс) Они приглашают вас разделиться на 2 команды. Команда “Грамотеи”, капитан команды … Команда “Эрудиты”, капитан команды ….

– Матросы, займите свои места. Яхта наша готова к отплытию. Она стоит в бухте Синтонимов. – – – Кто догадался какие два слова спрятались в этом названии (антонимы и синонимы) Какие слова называются синонимами? Антонимами?

– Они выпускают в океан только тех кто правильно выполнит задание. В данных словосочетаниях надо подобрать к именам прилагательным антонимы и синонимы.

  • Хмурый день (пасмурный, солнечный)
  • Радостная девочка (весёлая, грустная)
  • Большой дом (огромный, маленький)
  • Крохотное дерево (маленькое, большое)
  • Худой человек (тонкий, стройный, толстый)
  • Тяжелая работа (изнурительная, легкая)
  • Грустная песня (печальная, весёлая)

(За каждый правильный ответ 1 жетон)

– Наш путь лежит через пролив Пословиц. Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

– Во время шторма пословицы размыло водой. Соедините две половинки в одну.

Для команды “Эрудиты”:

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Работа не волк, в лес не убежит.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Для команды “Грамотеи”:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Век живи, век учись.
Друзья познаются в беде.
Поспешишь, людей насмешишь.

(За каждую пословицу 1 жетон)

– Очень часто в пословицах употребляются числа (3, 7, 1, 2, 100). Вспомните такие пословицы и поговорки за 3 минуты и запишите. За каждую пословицу 1 жетон)

  • Ум хорошо, а два лучше.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • Семеро одного не ждут.
  • Один за всех и все за одного.
  • Обещанного три года ждут.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • За одного битого двух небитых дают.
  • Двум смертям не бывать, а одной не миновать
  • Старый друг лучше новых двух.

– Мы причаливаем к острову говорунов. Они разговаривают очень быстро, сплошными скороговорками.

Читайте также:  Таблица особенности океана 7 класс география

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб всем было понятно.

– Предлагают потренироваться и вам.

  • Об коряги корабль
    Все борта покорябал.

(За скороговорку 1 жетон)

– Что случилось? На остров налетели осы. Надо помочь говорунам. Давайте превратим ос в другие слова.

Для команд предлагается задание: расшифровать слово (за правильное слово 1 жетон)

Для команды “Эрудиты”

ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота.
ОС_ _ А А эта растет на лугу у болота.

Для команды “Грамотеи”

_ ОС_А С этой спит в колыбели малыш.
_ОС_ _ _ _ А А эта на солнышке худеет и тает.

– Входим в залив Фразеологизмов.

– Встречалось ли вам уже такое слово? Фразеологические обороты, или фразеологизмы – это крылатые выражения. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение “золотые руки”. Что оно означает? (Ответы детей)

– Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты еще дороже? Почему?

– Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

– Мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушаем стихотворение, в котором встречаются крылатые выражения.

Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

– Что случилось с мальчиком? Почему это произошло? Как надо понимать это выражение?

– А теперь найдите фразеологические обороты в этих стихах и объясните их значение.

Для команды “Эрудиты”

За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава.

Для команды “Грамотеи”

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде. (не унывать, не отчаиваться)

– Мы с вами попали во фразеологический зоопарк. Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Например, говорят колючий, как ёж.

Для команды “Эрудиты”

Голоден как … (волк)
Хитер как …. (лиса)
Труслив как…. (заяц)
Здоров как … (бык)

Для команды “Грамотеи”

Нем как … (рыба)
Грязный как … (свинья)
Упрямый как … (осел)
Мудрый как … (сова)

(За правильный ответ 1 жетон)

– Путь лежит через море Загадок. Отгадайте загадки.

Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

Кафтан на мне зеленый
И сердце, как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч. (Арбуз.)

Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (Гусь.)

Я капелька лета на тоненькой ножке
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклонится,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Ни окон, ни дверей – полна горница людей. (Огурец)

Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.
Кто его потянет,
Тот и заплачет. (Лук.)

Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Под кустами, под елками
Катится клубок с иголками. (Еж.)

– Посмотрите на отгадки. Как вы думаете, по какому принципу их можно разделить на группы?

Разделите их по орфограммам. (парные согласные и словарные слова)

– Мы подплываем к мысу живых слов. Капитан Врунгель со своими помощниками предлагает вам задание. Придумайте как можно больше слов, используя буквы, которые встречаются в его любимом слове

2. Мореплавание

– Мы возвращаемся в бухту Синтонимов, но войти можно только тогда, когда найдёте ошибки в словосочетаниях и исправите их. (раздать карточки каждой команде).

  1. Вернулся со школы.
  2. Идти в концерт.
  3. Пришел из завода.
  4. Доехать на аэропорт.
  5. Выехать из города.

– Заканчивается наше путешествие и прежде, чем мы подведем итог, хочется сказать:

Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

– Чему научило нас сегодняшнее путешествие? Понравилось ли оно вам?

Читайте также:  Тихий океан координаты широта долгота

– Капитан Врунгель, Лом и Фукс тоже довольны вашей работой.

3. Итог игры

Подсчет жетонов, объявление победителей, награждение команд.

Источник

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс (1-4)

Тема : Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Цель : — Обобщить знания учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное,

  1. развивать ум, сообразительность, логическое мышление;
  2. обогащать словарный запас;
  3. воспитывать чувство взаимовыручки.

Текстовый материал : морская лексика. Учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 3 класс».

Оборудование : доска, на доске из цветной бумаги сделать сказочный океан и в нем острова (каждый остров соответствует части речи), корабль, скалы, пираты, подводные камни, жители островов (дельфины, осьминоги). Остров располагается в центре доски.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент .

  1. Приветствие гостей.
  2. Дыхательные упражнения.

для четкости произношения

а) вдох, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох порциями.

  1. Проверьте, все ли у вас есть на парте для работы?
  2. Садитесь.

II. Постановка задачи урока .

  1. Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Частей речи. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.
  2. А каким должен быть мореплаватель?
  1. Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться.
  2. Сегодня наша разминка будет следующая:

Мм мор

  1. На второй строчке запишите однокоренное слово с корнем –мор-

(море, моряк, морской)

  1. Выделите корень.
  2. Почему эти слова называются однокоренными?
  3. Как еще мы можем назвать?
  4. Почему?

IV. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа .

  1. Итак, в путь!
  2. Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?
  1. Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы отрывали».
  2. Огородное растение с крупными семенами – горошинами.
  3. Название этого овоща произошло от латинского слова капут , что значит «голова».
  4. Итальянцы назвали этот овощ золотыми яблоками.
  5. Этот овощ получил свое название « агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.
  6. Этот овощ завезен был к нам из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле.

Словарь: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель .

V. Проверка домашнего задания .

  1. Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом?

(повторить правила о частях речи).

  1. Какие части речи вы знаете?
  1. Вот я сейчас подумала, хорошо бы в пути нам сопутствовала солнечная безветренная погода. Но, к сожалению, погода на море очень изменчива.
  2. Вот и сейчас подул ветер и хочет нам помешать.
  3. Мы не должны этого допустить.
  4. Восстановите скорее все данные.

Источник

Урок-путешествие «По океану речи»

Цель деятельности: учиться выполнять задания на применение знаний при выполнении нестандартных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие «По океану речи»»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:

Обобщение по разделу «Повторение изученного в течение года».

Урок-путешествие «По океану речи».

Учебник: «Русский язык» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива»

Авторы программы: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина

Современный урок с поддержкой ИК

составитель: учитель начальных классов Перепёлкина Елена Борисовна

Пояснительная записка к уроку

Цель деятельности: Учиться выполнять задания на применение знаний при выполнении нестандартных заданий.

Закрепить полученные знания по орфографии, фонетике, словообразовании, лексике.

Умение определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи;

Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).

Осознают роль языка в речи и жизни людей;

Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;

Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.

Тип урока: Закрепление и проверка знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, частично — поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: Мультимедийная презентация.

Сегодня на уроке мы отправляемся в волшебное путешествие. У нас 3корабля и 3экипажа.Вам надо выбрать капитанов. Капитан будет руководить командой, а команда- решать трудные задачи навигации. В плавании вам разрешается пользоваться «бортовыми журналами»- словарями и справочниками.

-Посмотрите на доску и выберите слова, которые показывают, каким должен быть капитан, а какими- члены экипажа.

много знать слушать

соображать принимать решения

брать ответственность хвалить

находить выход предлагать решения

соглашаться доказывать свое мнение

-Какие качества характера добавили вы?

-Выберите капитана своих экипажей.

-Пусть девизом вашей работы в командах будут эти стихи:

Мы отвечаем дружно,

Сомнений в этом нет:

Сегодня наша дружба-

Мы начинаем свое плавание в бухте Орфографии. Чтобы проверить, исправны ли корабли и готовы ли к испытаниям экипажи, необходимо разгадать шифровку-вставить пропущенные буквы в текст на карточках. Команда, выполнившая задание первой и с минимальным количеством ошибок, получает3жетона, вторая команда-2, а третья-1жетон.

-Вставьте пропущенные буквы. поставьте ударение.

К.мбайнёр, б.ловать, кул.нария, тв.рог, п.льцами, др.мота.

-Напишите слова с удвоенными согласными.

Зимний вид спорта. кк..

Результат арифметического действия. мм..

-Вставьте слово в предложение, записав его буквами(грус*т*)

Мы нашли на лесной полянке .

Гости ушли, и мальчиком овладела .

(Учитель подводит итоги, оценивает работу команд)

-Прочитайте слова, произнося звуки в обратном порядке, чтобы получить:

из слова лен -цифру;

из слова лей -название дерева;

из слова лоб- название настила;

из слова люк- большой мешок;

из слова шей -просьбу.

-В каких словах из списка произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

Жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит.

(Учитель подводит итоги, оценивает работу команд)

-Какие из слов происходят от того же коня, что и слово «стол»?

Столовая, столешница, столица, столетник, столяр, престол, столько, застолье.

-Только одно из этих слов образовано от славянского слова «око», имеющего значение «глаз».Какое?

Окна, околица, окинуть, океан, окулист.

-Образуйте глаголы от слов- названий животных.

Морж, собака, ишак, обезьяна.

(Учитель подводит итоги, оценивает работу команд).

-Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные

Этот . зверёк живёт в лесу. У него . ушки. хвост.

Передние лапы. а задние-. Шубка у зверька летом. а зимой-. Морковка, капуста- любимые лакомства животного.

-Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

Вернулся .. школы, .. завода, .. Крыма, . Москвы, ..экскурсии. санатория, ..курорта.

-Составьте словосочетания по модели: существительное+прилагательное.

(Учитель подводит итоги, оценивает работу команд).

— У К.Чуковского есть замечательная книга «От 2 до 5».В ней собраны примеры речи маленьких детей. Прочитайте детские высказывания, найдите ошибки и запишите правильный вариант.

Стрелка на часах ходнула разок.

Я только немножко откусил от пирожка.

Смотри, какая жукашечка ползёт!

Ой, как больнуло живот!

Какое червячное яблоко!

-Подберите синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и данные слова.

Лес-. горе-. мороз-. хотеть-. темнота-. сообщение-.

(Учитель подводит итоги, оценивает работу команд).

-Проверим, какие корабли вернулись из путешествия с наименьшими потерями, — подсчитайте жетоны.

-У какой команды жетонов больше всего?

-Просим экипаж этого корабля построиться для награждения.

Остальные экипажи получают от командования благодарность и сладкие призы.

-Расскажите, как вам удалось преодолеть все опасности плавания и выполнить задачи командования флотом успешно?

-Какие умения вам для этого понадобились?

-Какие правила работы в команде вы использовали?

Источник

Adblock
detector