Хождение за три моря, или путешествие Афанасия Никитина
В пятнадцатом веке в небольшом городе Твери жил купец Афанасий Никитин. Задумал он путешествие в далекую Индию. В те времена знали, что есть такая страна, полная чудес.
Сначала по Волге спустился Никитин до Астрахани.
Как раз владетель Ширвана (государство, включавшее города Закавказья) — шах отправил к великому князю Ивану III посла Хасанбека. Выполнив дипломатические поручения, посол возвращался домой. Было это в 1466 году. Вез он своему повелителю богатый по тем временам подарок — девяносто охотничьих кречетов, которых пожаловал шаху Иван III. С караваном ширванских судов пошел и Никитин. Трудным оказалось путешествие. Владения Руси заканчивались вскоре после Нижнего Новгорода — далее шли земли казанских татар. Разграбили они купеческие корабли. Взяли товарищей Никитина в плен, а одного даже убили.
Но Никитин спасся. Добрался до моря Дербентского (сейчас называем мы его Каспийским). Далее дорога шла через Персию (Иран). В порту Ормуз сходились пути торгового люда со всего мира. Здесь Афанасий купил хорошего коня, которого позже выгодно продал в Индии, где кони очень ценились.
Пересек Никитин и второе море, Индийское. Далее путь его шел в глубь Индостана, в Парват — священный город индусов…
Четыре года пробыл Никитин в Индии. Решил, наконец, вернуться на Родину. Но путь домой был еще труднее. Бури, морские пираты! Но и третье море, называемое ныне Черным, было позади…
До родной Твери Никитин не добрался. Умер по дороге под Смоленском.
И оставил он после себя не злато, не серебро (сколько раз в пути был ограблен!), оставил свои записки «Хождение за три моря» — то, что мы сейчас назвали бы дневником путешественника…
В «Хождении за три моря» Никитин рассказал о коварстве врагов России, о странных явлениях природы — морских приливах и отливах, муссонных дождях — «индейской зиме», чужих нравах — «не едят мяса и аще кто на его еду посмотрит, есть не станет». Описывал все это с точностью исследователя и с уважением к другим обычаям, как бы дики они ни были для жителя другой страны и человека иной веры.
Прошло более пяти веков, как Афанасий Никитин написал свои записки, но светит его Слово, дошедшее до нас. Его Слово — пример мужества и терпения в суровых скитаниях, пример уважительного доверия к людям другой расы, национальности, веры, пример служения своему делу — нигде не забывал Афанасий о деле своем купеческом, стремясь сообщить, какие товары ценит «Индея». И пример любви к земле своей родной.
«Грузинская, Турецкая, Волонеская (Румыния) и Подольская земли всем обильны, и все здесь съедобное дешево, — пишет он, заканчивая свой труд. — А Русская земля — на этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы, но да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость…»
Опубликовано в журнале «Костер» за январь 1990 года
Источник
Путешествие за три моря россии
Имя тверского купца Афанасия Никитина (ок. 1433–1472) у всех на слуху. Всем известно, что он ходил в Индию и оставил «Хождение за три моря», и, если заглянуть в карту, можно даже догадаться, что три моря – это Черное, Каспийское и Аравийское. Но многие ли имели удовольствие наслодиться этим замечательным повествованием?
Путешествие за три моря не было первым для Афанасия. Скорее всего, к своим 33 годам, когда он отправился в Персию с посольством Ивана III, этот предприимчивый человек успел немало побродить по свету. Много знал, много повидал. Может быть, в те времена не так уж далеки друг от друга были Запад и Восток? Может быть, в Средние века не было такой уж пропасти между Европой и Азией, между западными и восточными верованиями и обычаями? Может быть, мы отгородились друг от друга позднее?
Как бы там ни было можно смело утверждать, что именно купцы, а не ученые, завоеватели и авантюристы, с таким упорством расширяли пределы известного мира, искали – и находили новые земли, устанавливали связи с новыми народами. А этого не достичь одной отвагой и бесшабашностью, не обойтись без способности к компромиссам, уважения к новому и дружелюбия. Жаль только, что следом, по проложенным торговыми людьми путям шли орды безжалостных кочевников и жадных правителей, каленым железом выжигая робкие ростки взаимопонимания и веротерпимости. Купец же ищет выгоды, а не ссоры: война – саван торговли.
Среди тысяч купцов, пускавшихся в полные опасностей путешествия в отчаянной решимости подороже сбыть, подешевле купить, можно по пальцам перечесть тех, кто оставил по себе путевые записи. И Афанасий Никитин – среди них. Более того, ему удалось посетить страну, куда, кажется, до него не ступала нога европейца, – удивительную, вожделенную Индию. Его немногословное «Хоженiе за трi моря Афонасья Микитина» вместило целую россыпь драгоценных сведений о староиндийской жизни, до сих пор не утративших своей ценности. Чего стоит одно только описание торжественного выезда индийского султана в окружении 12 визирей и в сопровождении 300 слонов, 1000 всадников, 100 верблюдов, 600 трубачей и плясунов и 300 наложниц!
Весьма поучительно узнать и о тех трудностях, с которыми христианин Афанасий столкнулся в чужой стране. Конечно, не он первый мучительно искал способ сохранить свою веру среди иноверцев. Но именно его повествование – ценнейший европейский документ, являющий пример не только духовной стойкости, но также веротерпимости и умения отстоять свои взгляды без ложного героизма и пустых оскорблений. И можно до хрипоты спорить, принял ли Афанасий Никитин мусульманство. Но разве сам факт того, что он всеми силами стремился вернуться на Родину, не доказывает, что он остался христианином.
Внятное и размеренное, лишенное всяких литературных излишеств и при этом очень личное повествование Афанасия Никитина читается одним духом, но… ставит перед читателем множество вопросов. Как этот человек, лишившись всего своего имущества, добрался до Персии, а оттуда в Индию? Знал ли он заранее заморские языки, или выучил их по дороге (ведь он так точно передает русскими буквами татарскую, персидскую и арабскую речь)? Было ли среди русских купцов обыкновенным умение ориентироваться по звездам? Как он добывал себе пропитание? Как собрал деньги, чтобы возвращаться в Россию?
Разобраться во всем этом Вам помогут повествования других путешественников – купцов и послов, составившие приложение к этой книги. Познакомьтесь с записками францисканца Гийома де Рубрука (ок. 1220 – ок. 1293), изо всех сил пытающегося выполнить свою миссию и постоянно сетующего на нерадивость толмачей; русского купца Федота Котова, который отправился в Персию около 1623 г. и для которого на первом, на втором да и на третьем месте торговые выгоды и состояние торговых путей; и венецианцев Амброджо Контарини и Иосафата Барбаро, посла и купца, побывавших в России по дороге в Восточные страны в 1436–1479 гг. Сравните их впечатления. Оцените, как изменился мир за четыре столетия. И может быть именно вам откроется истина…
Афанасий Никитин. ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ
За молитву святыхъ отець наших, господи Ісусе Христе, сыне божій, помилуй мя раба своего грѣшнаго Афонасья Микитина сына. Се написах грѣшьное свое хоженіе за трі моря: прьвое море Дербеньское, дорія Хвалитьскаа; второе море Индѣйское, дорія Гондустаньскаа; третье море Черное, дорія Стемъбольскаа. Поидохъ отъ святаго Спаса златоверхаго съ его милостью, от великого князя Михаила Борисовичя и от владыкы Генадія Твѣрьскыхъ, поидох на низъ Волгою и приидохъ в манастырь къ святѣй живоначалной Троици и святымъ мученикомъ Борису и Глѣбу; и у игумена ся благословивъ у Макарія братьи; и с Колязина поидох на Углечь, со Углеча на Кострому ко князю Александру, с ыною Грамотою. И князь великі отпустилъ мя всея Руси доброволно. И на Елесо, въ Новъгородъ Нижней к Михаилу къ Киселеву к намѣстьнику и къ пошьлиннику Ивану Сараеву пропустили доброволно. А Василей Папин проехалъ въ городъ, а язъ ждалъ в хіовъ городѣ двѣ недели посла татарьскаго ширвашина Асамъбѣга, а ехал с кречаты от великаго князя Ивана, а кречатовъ у него девяносто. И поехал есми с нимъ на низъ Волгою. И Казань есмя, и Орду, и Усланъ, и Сарай, и Верекезаны проехали есмя доброволно. И въехали есмя въ Вузанъ рѣку.
И ту наехали нас три татарины поганыи и сказали нам лживыя вѣсти: Каисымъ солтанъ стережет гостей въ Бузані, а с нимъ три тысячи тотаръ. И посолъ ширвашин Асанбѣгъ далъ имъ по однорядкы да по полотну, чтобы провели мимо Азътарханъ. И они по одноряткы взяли, да вѣсть дали в Хазъторохани царю. И язъ свое судно покинулъ да полѣзъ есми на судно на послово и с товарищи. Азътарханъ по мѣсяцу ночи парусом, царь насъ видѣл и татаровѣ намъ кликалі: «Качьма, не бѣгайте!» И царь послалъ за нами всю свою орду. И по нашим грѣхомъ нас постигли на Бугунѣ, застрелили у нас человѣка, а мы у нихъ дву застрелили; и судно наше меншее стало на езу, и оны его взяли часа того да розграбили, а моя рухлядь вся в меншемъ суднѣ. А болшимъ есмя судном дошли до моря, ино стало на усть Волгы на мели, и они нас туто взяли, да судно есмя взадъ тянули до езу. И тутъ судно наше болшее взяли, и 4 головы взяли русскые, а нас отпустили голими головами за море, а вверьх насъ не пропустили вѣсти дѣля. И пошли есмя к Дербеньти двѣма суды: в одномъ суднѣ посол Асамъбѣгъ, да тезикы, да русаковъ насъ 10 головами; а в другомъ суднѣ 6 москвичь да 6 тверичь.
И въстала фуръстовина на морѣ, да судно меншее разбило о берегъ, и пришли каитаки да людей поимали всѣхъ. И пришлі есмя в Дерьбенть. И ту Василей поздорову пришелъ, а мы пограблены. И билъ есми челом Василью Папину да послу ширваншину Асанбегу, что есмя с нимъ пришли, чтобы ся печаловалъ о людех, что ихъ поимали под Тархы кайтаки. И Осанбѣгъ печаловался и ездилъ на гору к Бултабѣгу. И Булатъбѣгъ послалъ скоро да къ ширваншѣбѣгу: что судно руское разбило под Тархи, и кайтакы пришедъ людей поимали, а товаръ их розъграбили. А ширваншабѣгъ того часа послалъ посла к шурину своему Алильбегу кайтаческому князю, что судно ся мое разбило подъ Тархы, и твои люди пришед, людей поимали, а товаръ ихъ пограбили; и ты бы мене дѣля люди ко мнѣ прислалъ и товаръ их собралъ, занеже тѣ люди посланы на мое имя; а что тобѣ будет надобетъ бѣ у меня, и ты ко мне пришли, и язъ тобѣ, своему брату, за то не стою и ты бы их отпустилъ доброволно меня дѣля. И Алильбѣгъ того часа отослалъ людей всѣх в Дербентъ доброволно, а из Дербенту послали их къ ширванши въ-рду его коитулъ. А мы поехали к ширъванше во и коитулъ и били есмя ему челомъ, чтобы нас пожаловалъ, чѣм доити до Руси. И он намъ не дал ничего, ано нас много. И мы заплакавъ да розошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошелъ на Русь; а кой должен, а тот пошел куды его очи понесли, а иные осталися в Шамахѣе, а иные пошли работать к Бакѣ.
Источник
Хождение за три моря Алейшо Белова
24 сентября 2020
Всемирно известный бразильский путешественник Алейшо Белов совершил путешествие по России. Он проехал по Транссибирской магистрали до Тихого океана и таким образом осуществил свою давнюю мечту — показал историческую родину своему сыну. Мы поговорили с 77-летним путешественником о его впечатлениях от маршрута и планах на будущее.
— Алейшо, расскажите о своих впечатлениях от поездки в Россию. Оправдались ли Ваши ожидания?
— Поездка была замечательной! Мы пересекли всю страну от Санкт-Петербурга до Владивостока и ещё пять дней провели на Камчатке. Было много интересных встреч, общение с близкими по духу путешественниками, настоящее погружение в реальную жизнь народа, что особенно важно для моего сына: Алексея привлекает знакомство с местными жителями, с укладом их быта и нравами. В России он получил такой уникальный опыт в поездах, причём не фирменных, которыми мы тоже, конечно, воспользовались, а в обычных пассажирских, где не было туристов.
Очень неожиданным и трогательным для нас был тот тёплый приём, который нам оказали. В Москве мы были покорены гостеприимством компаний Вадима Мамонтова (RussiaDiscovery) и Виталия Езопова (Мастертел и Музей истории телефона), а во Владивостоке нас с размахом и широкой русской душой принимала дружная команда приморских дайверов. Благодаря коллегам мы посмотрели конечный пункт нашей транссиберианы не только с земли, но и с воды, из бухты Золотой Рог и пролива Босфор Восточный. Пользуясь случаем, хочу послать всем нашим друзьям в России привет и ещё раз выразить искреннюю благодарность за радушный приём.
hjgcbhsdckfds.jpg
— Было ли что-то, что Вас особенно впечатлило во время путешествия по России?
— Роскошь и блеск имперского наследия Санкт-Петербурга, достоинство и порядок Москвы, российские просторы, величие озера Байкал, природа Камчатки… Перечислять можно долго! Мне очень хотелось побывать в тайге, однако её мы видели только на расстоянии. Осталась некоторая неудовлетворенность, но и она исчезла после Камчатки. Благодаря нашему другу Александру Герасимовскому и его сыновьям, мы пересекли полуостров по такому бездорожью, каким я никогда в своей жизни ещё не проезжал. А когда в наш палаточный лагерь поутру заявились медведи, план по острым ощущениям был даже перевыполнен.
В Петропавловске-Камчатском мы побывали в Институте вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, где познакомились с директором Центра по предупреждению цунами Данилой Чебровым. На нашу удачу в момент посещения Центра случилось слабое землетрясение, так что мы увидели ещё и работу специалистов по локализации его очага и оценке вероятности возникновения цунами.
— Встретили ли Вы кого-то из ваших прежних русских знакомых?
— Ещё перед нашей поездкой в Россию мы узнали о том, что в июле из Омска будет стартовать кругосветное плавание яхты «Сибирь», посвящённое 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями, и воспользовались возможностью, чтобы встретиться в Омске с руководителем экспедиции капитаном Сергеем Щербаковым. Встреча была короткой и происходила на перроне Омского вокзала во время стоянки поезда, но мы очень хорошо пообщались, обменялись книгами о наших плаваниях, и я пригласил Щербакова с «Сибирью» зайти к нам в Салвадор, хотя изначально они планировали стоянку в Ресифи.
20190731_054544.jpg
— В декабре 2019 экипаж «Сибири» тоже воспользовался Вашим предложением. Расскажите об этом.
— Да, их прибытие планировалось в середине ноября вместе с яхтой «Ксанаду» из Санкт-Петербурга, однако из-за технических проблем на первом этапе кругосветки омичи выбились из графика. В итоге «Ксанаду» с капитаном Максимом Озерным и ещё одна парусная яхта «Югра» из Нефтеюганска с капитаном Виктором Тюрихиным, также совершавшие плавание в Антарктику, пришли раньше. С экипажами этих яхт я встречался в марине Салвадора и поделился своим опытом хождения в Антарктику.
Что касается «Сибири», то она пришла в Салвадор 5 декабря, и поскольку ей требовался ремонт, то мы на верфи моего предприятия BELOV ENGENHARIA подняли яхту на сушу и обеспечили их всем необходимым для ремонта, который продолжался около двух недель. После рождественского корпоратива, на котором мои омские друзья были почётными гостями, мы проводили их в дальнейшее плавание к Антарктиде с остановкой в Рио.
sibir_remontsalvador.jpg
— Да, к нам в Рио «Сибирь» пришла 26 декабря, и удалось организовать её стоянку в лучшем яхт-клубе города в районе Урка, что было очень удобно для всех желающих, а таковых было много, посетить яхту и пообщаться с экипажем. Нами была также организована для путешественников экскурсия к символу Рио — монументу Христа и встреча с соотечественниками в стенах Русской православной церкви Св. Зинаиды. После сибиряки пошли дальше на юг к берегам Антарктиды. А позже — поучаствовали в парусной экспедиции в честь 75-летия Великой Победы.
— Мне было приятно им помочь. Тем более, что у меня для этого всё есть: наша компания не только строит портовые объекты и производит подводные работы, но и имеет судостроительную верфь. За последний год на ней было спущено на воду два специальных судна для обслуживания нефтяных платформ. На этой же верфи 15 лет назад началось строительство учебного парусника «Фратернидаде» («Братство»), на котором я с учениками совершил два последних кругосветных путешествия и плавал в Антарктику и на Аляску.
Так что, помочь русским морякам было для меня удовольствием. Вообще, за последний год в моей жизни произошло столько событий, связанных с Россией — не могу также не упомянуть, что я был приглашён в качестве специального гостя на проведение 27 октября Географического диктанта 2019 года в Рио-де-Жанейро, — что я подумал о переводе на русский язык если не всех, то хотя бы части моих книг. Мы начали с двух травелогов, посвящённых моим последним кругосветкам: «Четвёртое кругосветное путешествие на борту учебного парусника «Фратернидаде» и «Аляска, далеко за линией горизонта». Если какое-либо издательство в России заинтересуется их публикацией, я готов предоставить для этого права. Но даже если этого не случится, переводы этих книг, а со временем, возможно, и всех остальных, появятся на сайте, который в ближайшее время мы планируем сделать.
20190713_120335.jpg
— Нет ли в планах книги о путешествии по России?
— Я, как всегда, в ходе поездки делал дневниковые записи, но пока не приступил к их обработке. Сейчас меня захватила другая цель. Дело в том, что, разбирая свой архив для отбора экспонатов в строящийся Музей Алейшо Белова, я случайно обнаружил восемь старых дневников, которые вёл в молодости, обучаясь навигации и хождению под парусом у опытных мореплавателей. И сейчас я пишу новую книгу. Она будет называться «Мои путешествия с другими капитанами». Дать оценку мыслям и мечтам, которыми я тогда жил, с высоты прожитых лет — очень интересно! Эта работа так меня захватила, что я уже написал более 70 тысяч слов. Если бы не пандемия, не знаю, вышла бы такая книга. Но теперь, вынужденно находясь дома, я работаю много и думаю, что скоро её закончу.
— Вы упомянули о своём музее, расскажите о нём подробнее.
— Музей Алейшо Белова — это проект, которым я более всего увлечён. Он, и связанный с ним Фонд Алейшо Белова, который будет осуществлять руководство музеем, — это третий этап моей жизни мореплавателя. На первом этапе, совершая одиночные кругосветки на яхте «Трейс Мариас», я учился; на втором, построив парусник «Фратернидаде», сам учил молодёжь; а теперь третий этап — это музей и фонд.
Мне 77 лет, в этом возрасте начинаешь думать о смерти. И вот с высоты прожитых лет я стал размышлять о том, что станет с коллекцией предметов, которые я привозил из путешествий. Страх потерять всё, что было мною собрано и сохранено, мотивировал на создание музея.
— Как технически осуществлялся проект?
— Вообще идею проекта подал мой друг, архитектор Лоуренсо Мюллер. Он решил превратить парусник «Трейс Мариас», на котором я сделал три одиночных кругосветки, в монумент, установив его на какой-нибудь городской площади.
Он носился с этой идеей, пытался решить вопрос с государственными структурами, но у него ничего не получилось, да и меня такое решение не устраивало. Мы знаем много примеров, когда памятникам, поставленным при одном губернаторе, не уделяется достаточно внимания при его преемнике. Так что моя лодка со временем только разрушалась бы и превратилась в писсуар, как это происходит, к сожалению, со многими памятниками в Бразилии. А поскольку эта идея уже стучала молотком в моей голове, то я подумал, что пришло время поделиться моим наследством с другими людьми, и решил сделать частный музей. В прошлом году, ещё до моего путешествия в Россию, я купил в историческом центре Салвадора особняк для музея площадью около 300 кв. метров, построенный во второй половине 19 века, и ещё один особняк поменьше, для фонда.
Поскольку центр Салвадора включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, то потребовалось немало времени для решений бюрократических, но сейчас работы по реконструкции здания под музей идут полным ходом. В начале июня был перевезён и установлен внутри здания главный экспонат — парусная яхта «Трейс Мариас». Для проведения этой сложной операции пришлось разобрать часть крыши.
Сейчас в музее идут строительно-отделочные работы и монтаж систем обеспечения, которые планируется завершить до октября, после чего начнётся оформление экспозиции. Работы очень много и, к сожалению, из-за пандемии я посещаю стройку не чаще одного раза в неделю.
— Что ещё посетители встретят в Музее Алейшо Белова?
— Кроме яхты, экспонатами музея станут навигационное оборудование и морские карты, которые я использовал в своих плаваниях, картины, предметы прикладного искусства, раковины и другие предметы, которые я привозил из своих путешествий, различные архивные документы и важнейшие книги моей библиотеки. Музей будет интересен как для просто любопытствующих, так и для тех, кому потребуется специальная информация о мореплавании и путешествиях. В музее можно будет проводить творческие встречи, лекции и семинары. А после знакомства с экспозицией, посетители смогут выпить чашечку кофе или бокал пива в кафетерии при музее. Заранее хочу пригласить всех наших соотечественников, которые в будущем захотят приехать в Бразилию, зайти в Музей Алейшо Белова в Салвадоре, там они будут самыми желанными гостями.
— Алейшо, большое спасибо за эту беседу. В завершение не могу не спросить, нет ли у Вас планов новых путешествий?
— Сейчас моя главная забота — запуск музея. Хочу оставить всё моё наследство доступным и организованным. Когда это будет сделано и, если позволит здоровье, кто знает, может море позовёт меня снова.
Беседовал Артур Григорян
Источник