Раскинулось море широко свиридова

Раскинулось море широко свиридова

Героическая комедия Виктора Витлина, Льва Круца и Николая Минха в трёх действиях, пяти картинах.
Пьеса Вс. Вишневского, Ал. Крона и Вс. Азарова.

Первое представление состоялось 7 ноября 1942 года в Ленинграде.

Действующие лица:

полковой комиссар Самойлов, военком соединения; лейтенант Константин Кедров, командир катера СК-13 «Орленок»; Щекотихин, боцман катера, участник Октябрьского восстания 1917 года; Михаил Чекрыгин, машинист катера, ленинградский парень, бывший путиловец; Георгий Бронза, комендор (артиллерист) катера, одесский комсомолец; Елена, комсомолка с Выборгской стороны; Киса, девушка из разряда «безумных крошек»; техник-интендант второго ранга Евграф Лукич Чижов, комендант береговой базы, из запаса (в дружеском морском кругу — Эдди); Марья Астафьевна, из подсобного хозяйства береговой базы; Ардальон Васильевич, личность 50 лет, занимающаяся разными делами; старший лейтенант; два краснофлотца; капитан фон Дитмарштейн; оберлейтенант Курт Ризе; группенфюрер СС Адольф Гофман; вестовой эсэсовец; группа эсэсовцев, четыре женщины, маникюрша, гардеробщица, балтийские моряки, солдаты Ленинградского фронта, рабочие и работницы Ленинграда.

Действие происходит в 1942 году в блокированном Ленинграде и за линией фронта.

В сентябре 1942 года Политуправление Балтийского флота решило создать к XXV годовщине Великой Октябрьской революции злободневный спектакль о жизни блокадного Ленинграда. Единственным музыкальным театром в осажденном городе оставался Театр музыкальной комедии, и спектакль должен был стать героической музыкальной пьесой. Ответственное задание поручили писателям Вишневскому, Крону и Азарову и музыкантам Витлину, Круцу и Минху. Всю работу — и либретто и музыку — надо было сделать практически за месяц.

Творческая группа с жаром принялась за работу. Все шесть авторов являлись военнослужащими — моряками, но на время создания спектакля им разрешили работать на своих квартирах. На следующий же день после получения приказа авторский коллектив собрался у Вишневского. Драматург четко и ясно изложил план пьесы о балтийских моряках. Крон, перебивая рассказчика, развивал действие, предлагал новые сюжетные ходы. Музыканты, по очереди садясь за пианино, играли песни, еще не имеющие слов, и другие музыкальные заготовки к спектаклю. За несколько часов, проведенных в квартире Вишневского, отчетливо обозначились контуры спектакля. Были распределены и обязанности соавторов: Вишневский и Крон писали пьесу, Азаров — стихотворные тексты музыкальных номеров. Витлин, Круц и Минх разделили между собой на приблизительно равные части весь спектакль. Очень скоро к работе подключился и коллектив театра во главе с режиссером-постановщиком Н. Янетом и дирижером Н. Логиновым. Когда оперетта была уже закончена и в театре шли оркестровые репетиции, родилось название — «Раскинулось море широко».

Читайте также:  Доклад по мертвому морю

В праздничные ноябрьские дни состоялась премьера. Ленинградцы приняли спектакль горячо, заинтересованно. Пьеса помогала бороться, поднимала дух, вливала новые силы в людей, переживавших второй год блокады.

По своему жанру «Раскинулось море широко» скорее не оперетта, а «романтико-приключенческая пьеса с музыкой» (определение М. Янковского). В ней не только соседствуют, но и взаимодействуют героическое и комедийное начала. Авторы, превосходно знавшие свой материал, сами служившие в Балтийском флоте, создали достоверную пьесу, подкупающую неповторимым колоритом. «Когда взвивается занавес и перед зрителями начинает расти оптимистический музыкальный рассказ, зрители видят на сцене знакомые лица, типические бытовые черты ленинградской жизни, артисты же в зале видят тех, кого они сейчас играют, и если бы они сошли со сцены и сели между зрителями, то вы не отличили бы их в зрительской массе» (Н. Тихонов. «Правда» от 30 ноября 1942 года).

Характер пьесы не предусматривал большой роли музыки. Ей отводилась функция иллюстрации, эпизодического сопровождения. Партитура ее состоит всего из пятнадцати музыкальных номеров: увертюры, песен и дуэтов в духе советской массовой и эстрадной музыки и пародийно использованных заимствованных опереточных отрывков. Несмотря на известные недостатки, связанные и со спешкой, и с тем, что над музыкой пришлось одновременно работать трем композиторам разных индивидуальностей, дарования и профессионального уровня, пьеса «Раскинулось море широко» имела огромное значение для опереточной сцены военных лет и с успехом перешла из Ленинграда в другие театры страны. Некоторые ее постановки осуществлены с другой музыкой. Так, в Московском камерном театре комедия шла с музыкой Г. Свиридова.

Первое действие

Утро на Балтике. Береговая база соединения. На пирсе готовятся к торжественной встрече возвращающихся после успешного боя кораблей: украшают арку флагами и зеленью, где-то поблизости репетирует духовой оркестр. Здесь же у пирса стоит маленький невзрачный катер, вооруженный одной мелкокалиберной пушкой. Это СК-13. Машинист катера Миша сочиняет стихи, Жора зубоскалит.

Появляется Чижов. Его куплеты «Кто делу общему полезен» рисуют самоуверенного и недалекого «сухопутного моряка», служаку-администратора. Чижов возмущен обшарпанным видом катера и велит отваливать от пирса, но Кедров ставит зарвавшегося коменданта на место.

Все готово к торжественной встрече. На пирсе оказываются Елена и Киса. Чижов, который видит красавицу Лену в первый раз, не обращая внимания на свою старую приятельницу Кису, галантно заговаривает с ней. Киса тут же устраивает сцену. Прерывает ее подход катеров. Ленинградцы с музыкой и цветами встречают моряков. Команда «Орленка» горько переживает, что их катер — связной и не ходит в боевые походы. Сурово и широко звучит песня Кедрова «Балтийское гордое море».

Военком дает Косте ответственное задание: он должен на своем «Орленке» доставить к вражескому берегу разведчика.

Молодые люди — Жора и Миша — флиртуют с Леной, боцман ухаживает за Марьей Астафьевной. Бойко звучит их веселый дуэт «Сплясать желаю». Веселье прерывает Кедров, который отзывает свою команду и приказывает готовиться к секретному ночному походу. Миша, вдохновленный романтикой предстоящего, сочиняет стихи. Увидев Кису, он принимается ухаживать за ней и читает только что сочиненные строки:

Сегодня в ночь идет любимый катер.
В далекий рейс к враждебным берегам.

Киса, громко восхищаясь стихами, просит подарить их на память и быстро уходит.

Второе действие

Первая картина. Парикмахерская в Ленинграде. Сюда к известному мастеру Ардальону Васильевичу приходит Киса. Пока она ожидает очереди, является и разыскивающий ее Чижов. Он влюблен, но не решается развестись с женой, а Киса непременно желает стать законной супругой. Их дуэт «Киса, прошу поверить мне сейчас» — пародийно опереточный, разудалый. Киса ловко отсылает Чижова и, оставшись наедине с парикмахером, передает ему сведения о ночном рейсе «Орленка». Она сама должна была этой ночью вплавь достичь немецкого берега для личного доклада капитану фон Дитмарштейну. Но теперь ее доклад нужно отложить. Возвратившийся за Кисой Чижов, увидев парикмахера, напряженно пытается вспомнить, почему его лицо так знакомо.

Вторая картина. Перед занавесом. Ночью «Орленок» доставляет в назначенное место разведчика — Елену. Она прощается с моряками и прыгает в волны: дальше нужно плыть. Тихо звучит старинная флотская песня «Раскинулось море широко».

Третья картина. Немецкая разведка в одном из прибрежных городков под Ленинградом. Фашисты ожидают особо доверенного агента из осажденного города. О нем почти ничего неизвестно. Эсэсовец докладывает о прибытии ожидаемого человека, входит Елена. Ее приглашают к столу. Провозглашая тост, девушка поет суровую, в маршевом ритме «Песню разведчицы». Фашисты проверяют ее: по их данным, разведчица должна быть старше, и притом брюнетка, а не блондинка, как Елена, но девушке удается отвести подозрения. Она передает свои донесения и ожидает инструкций. В разгар работы раздается стук в дверь. Из Ленинграда получена срочная радиограмма: к ним катером СК-13 переброшен советский агент! Елену допрашивают, но она в ответ лишь поет лирическую песню «Даль балтийская седая», в которую вплетаются мотив и слова песни «Раскинулось море широко». Врываются советские моряки — Кедров, Миша, Жора. Они нашли этот дом по звукам знакомой песни. Освободив Елену и прихватив в качестве трофея капитана фон Дитмарштейна, моряки убегают на катер.

Третье действие

База соединения утром. На пирсе напряженно ожидают прибытия «Орленка». У Марьи Астафьевны болит душа за боцмана. Военком сообщает, что катер прорывается с боем.

Чижов после эпизода в парикмахерской подал заявление о человеке, показавшемся ему подозрительным. Его сведения оказались весьма ценными — обезвреживается группа фашистских шпионов.

Прибывает «Орленок». Елена докладывает военкому о проведенной операции. Среди добытых ею документов — донесение о базе соединения, написанное женщиной. Кто она — неизвестно. Удалось узнать только, что она брюнетка. Чижов сосредоточенно рассматривает почерк: он знает всех на вверенной ему базе, но этот почерк ему незнаком. Пока он размышляет, кто из его служащих может быть агентом врага, входит Киса. Она посторонняя, не служит здесь и не могла видеть никаких документов, но Чижов решает проверить ее. Он намекает на возможность свадьбы и, когда обрадованная Киса заговаривает о подарках, предлагает написать все, что ей нужно. Киса составляет список. и Чижов узнает почерк. Он разоблачает шпионку. Кедров запевает финальную «Песню о Балтике», все подхватывают:

Вперед, моряк, вперед, врагам на горе,
Пусть грозно вскипает вода.
Наше море, родное море
Советским будет всегда!

Трех ленинградских музыкантов, людей одного поколения, объединила в годы Великой Отечественной войны общая судьба: они служили в Краснознаменном Балтийском флоте, были в осажденном Ленинграде.

Виктор Львович Витлин (1907—1974) — ленинградский композитор, работавший главным образом в области музыки для детей. Им создано свыше трехсот песен для дошкольников; балет «Наш цирк»; оперы «Сын полка», «Царевна-лягушка», «Палочка-выручалочка»; телеоперы «Чудесный зонтик», «Горошинка»; оперетта «Я хороший ученик»; мюзикл «Человек рассеянный с улицы Бассейной»; кантаты «Родная земля», «Именем Ленина», «Под красным знаменем»; оратория «Ваш подвиг не забыт»; инструментальные пьесы, песни, музыка к кинофильмам, спектаклям и радиопостановкам.

Лев Моисеевич Круц (1907—1950) — композитор и скрипач, в течение многих лет был ответственным секретарем Ленинградского Союза композиторов. В годы войны служил в Балтфлоте. Писал песни о моряках.

Николай Григорьевич Минх (1912—1982) — композитор, пианист и дирижер, в годы войны — командир строевого взвода, а затем дирижер оркестра и заведующий музыкальной частью Театра Балтфлота. Писал оперетты, пьесы для эстрадного оркестра, песни и пр.

В Ленинграде трудной блокадной осенью 1942 года они создали музыку к пьесе «Раскинулось море широко», произведение, которое осталось свидетельством несгибаемости, силы духа ленинградцев.

Источник

Раскинулось море широко.

Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали…
Товарищ, мы едем далёко,
Подальше от нашей земли.

Не слышно на палубе песен,
И Красное море шумит,
А берег суровый и тесный,-
Как вспомнишь, так сердце болит.

Там русские спят адмиралы
И дремлют матросы вокруг.
На них вырастают кораллы,
На пальцах раскинутых рук.

Когда засыпает природа,
И яркая светит луна,
Герои погибшего флота
Встают, пробуждаясь от сна.

Они начинают беседу,
Со дна разговоры слышны.
О жизни матросской — нелегкой
Всю ночь говорят моряки.

На баке уж восемь пробило —
Товарища надо сменить.
По трапу едва он спустился,
Механик кричит: «Шевелись!»

«Товарищ, я вахты не в силах стоять,-
Сказал кочегар кочегару,-
Огни в моих топках совсем не горят;
В котлах не сдержать мне уж пару.

Нет ветра сегодня, нет мочи стоять,
Согрелась вода, душно, жарко.
Термометр поднялся аж на сорок пять,
Без воздуха вся кочегарка.

Пойди, заяви всем, что я заболел
И вахту, не кончив, бросаю.
Весь потом истек, от жары изнемог,
Работать нет сил, умираю!»

Товарищ ушел, он лопату схватил,
Собравши последние силы,
Дверь топки привычным толчком отворил,
И пламя его озарило.

Лицо его, плечи, открытая грудь,
Пот с них струившийся градом,
Но если б кто мог в них туда заглянуть,
Назвал кочегарку бы адом.

Котлы паровые зловеще шумят,
От силы паров содрогаясь,
Как тысячи змей пары же шипят,
Из труб кое-где пробиваясь.

А он, извиваясь пред жарким огнем,
Лопатой бросал ловко уголь;
Внизу было мрачно: луч солнца и днем
Не может проникнуть в тот угол.

Окончив кидать, он напился воды,-
Воды опресненной, нечистой,-
С лица его падал пот, сажи следы.
Услышал он речь машиниста:

«Ты, вахты не кончив, не смеешь бросать,
Механик тобой недоволен;
Ты к доктору должен пойти и сказать,-
Лекарство он даст, если болен!»

За поры он слабо хватая рукой,
Вверх он по трапу забрался:
«Пойду за лекарством в приемный покой,
Снемог от жары, задыхаюсь».

На палубу вышел, сознанья уж нет.
В глазах у него всё помутилось…
Увидел на миг ослепительный свет…
Упал… Сердце больше не билось.

К нему подбежали с холодной водой,
Стараясь привесть его в чувство,
Но доктор сказал, покачав головой:
«Бессильно здесь наше искусство…»

Внезапно механик вскричал — Подлецы!
Задам я ему притворяться! —
И, ткнувши ногою в бок мертвеца,
Велел ему тотчас убраться.

— Не смейтесь вы! —с ужасом доктор вскричал,—
Он мертвый, совсем застывает!
Механик смущенный тогда отвечал:
— А чёрт же их душу узнает!

Я думал, что он мне бессовестно врет,
Он не был похож на больного…
Когда бы я знал, что он в рейсе умрет,
То нанял в порту бы другого.

Всю ночь в лазарете покойник лежал
В матросскую робу одетый.
В руках он дешевую свечку держал,
Воск таял, жарою согретый…

Проститься с товарищем утром пришли
Матросы, друзья кочегара,
Последний подарок ему поднесли —
Колосник горелый и ржавый.

К ногам привязали ему колосник,
Простынкою труп обернули,
Пришел корабельный священник-старик,
И слезы у многих сверкнули.

Был тих, неподвижен в тот миг океан
Как зеркало воды блестели…
Явилось начальство, пришел капитан,
И вечную память пропели.

Доску приподняли дрожащей рукой,
В саване тело скользнуло,
В пучине безвестной, глубокой, большой
Блестнув, и навек утонуло.

И в шуме морского прибоя звучит
Готовьтесь к великому бою
За нас — моряков отомстите своих
Врагам пусть не будет покоя.

Напрасно старушка ждет сына домой,
Ей скажут — она зарыдает.
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает…

История
Версия 1

Создана не позднее грани XIX—XX веков на основе популярного в годы Крымской войны 1853-56 гг. романса «После битвы» («Не слышно на палубе песен…», сл. Н. Щербины, 1843, муз. А. Гурилёва, 1852, там же см. первоначальную мелодию). Романс был очень популярен на флоте. Основной сюжет песни «Раскинулось море широко» — новый, не связанный с первоначальным романсом. Автор обработки текста — поэт-любитель Г. Д. Зубарев. Народные варианты короче авторского: реально бытуют 12-15 куплетов из первоначальных 21.

Изысканно-грустная первоначальная мелодия Гурилёва в песне стала значительно проще. Видимо, романс, попав во флотскую среду во время Крымской войны, продолжал изменяться, и к началу 1900-х итогом этих изменений стала песня «Раскинулось море широко».
Версия 2

Написана по реальному случаю, поэтом-любителем Фёдором Предтеча в 1906 году на пароходе «Тигр». На нём плыли матросы сбежавшие с Броненосца «Потёмкин».

После смерти кочегара Василия Гончаренко, друзья Василия попросили Фёдора написать прощально-поминальное стихотворение. Первыми он написал строки:

Всю ночь в лазарете покойник лежал В костюме матроса одетый В руках восковую свечу он держал Воск таял жарою нагретый Проститься с товарищем утром пришли Матросы, друзья кочегара. Последний подарок ему поднесли — Колосник обгорелый и ржавый. К ногам привязали ему колосник, И в белый саван обернули; На палубу вышел священник-старик, И слёзы у многих блеснули. Был чист, неподвижен в тот миг океан, Как зеркало воды блестели, Явилось начальство, пришёл капитан, И «вечную память» пропели.

Далее, после прибытия домой, Предтеча обработал свой текст и добавил остальные куплеты. Через несколько лет о его песне узнал Юрий Морфесси который в 1912 году сделал граммзапись песни.

Источник

Оцените статью