Раскопки дна черного моря

Содержание
  1. На дне Черного моря найден город старше пирамиды Хеопса
  2. Археологи исследовали руины древнего затопленного поселения, найденного у побережья Болгарии, и установили, что оно было основано порядка 6 тысяч лет назад.
  3. Странная планета
  4. Какую древность скрывает Чёрное море России?
  5. 1. Таинственная подводная дорога в Сочи
  6. 2. Древний город Акра под водой Крыма
  7. 3. Севастополь и его окрестности
  8. 4. Античные города под водой Таманского залива: Фанагория, Кепы, Гермонасса, Патрей
  9. Черное море — крупнейшее кладбище античных кораблей
  10. Открытия подводных исследований Чёрного моря (9 фото)
  11. Несухие цифры. Сколько объектов находится на дне Чёрного моря?
  12. Исследование затонувшего торгового судна из Пизы
  13. В мирное время торговали, в военное — сражались
  14. Естественная природная консервация
  15. В погоне за сенсацией
  16. Рост культуры как способ борьбы с «чёрными археологами»
  17. Затонувшие и ненайденные объекты в Чёрном море

На дне Черного моря найден город старше пирамиды Хеопса

Археологи исследовали руины древнего затопленного поселения, найденного у побережья Болгарии, и установили, что оно было основано порядка 6 тысяч лет назад.

Впервые археологические следы затопленного доисторического поселения на берегу Черного моря, недалеко от устья реки Ропотамо в Бургасской области на юго-востоке Болгарии были обнаружены в 1970-х годах.

В сентябре 2020 года археологи обследовали место и обнаружили затопленное доисторическое поселение на берегу Черного моря возле устья реки, возраст которого примерно 6 тысяч лет. То есть люди поселились здесь за 1,5 тысячи лет до строительства пирамиды Хеопса в Египте, пишет «Российская газета» со ссылкой на Archaeology in Bulgaria.

– В этом году мы обнаружили материалы медного века в поселении, которое на момент своего существования полностью находилось на суше, — говорит археолог Калин Димитров. — Мы это поняли потому, что эти предметы были обнаружены в слое, характерном для наземной среды.

Читайте также:  Белое море отдых детям

Исследователи считают, что 6 тысяч лет назад уровень Черного моря был на пять метров ниже, чем сейчас. Анализ также показал, что основанное в эпоху энеолита поселение было там и во времена бронзового века.

По мнению археологов, даже в VI веке до нашей эры, в период древней Фракии и древнегреческих колоний на современном побережье Черного моря Болгарии, на этом участке существовал морской порт, причем он проработал до нашей эры.

Однако именно в тот период времени начался подъем уровня воды в Черном море. Об этом свидетельствуют остатки деревянных свай, на которых местные жители начали строить свои дома. Вероятно, они не собирались покидать обжитое место и жили в домах над водой. Но находки подсказывают, что уровень воды в Черном море в то время повышался довольно быстро.

Ученые считают, что найденный ими античный порт был своего рода воротами в долину реки Ропотамо, которая в то время была очень плодородным и богатым регионом. Что именно это был за город, пока не установлено. Но специалисты предполагают, что этот античный порт находился на территории подконтрольной древнегреческой колонии Аполлония Понтика. Сейчас на ее месте расположен современный город Созополь.

Как сообщали ранее «Кубанские новости», с мая этого года ученые ведут раскопки в рамках подготовки территории под строительство нового участка трассы М-4 «Дон». За текущий сезон археологи обнаружили 199 погребений на месте будущего Дальнего западного обхода Краснодара. В них были найдены предметы от эпохи бронзы (3 тыс. до н.э.) до средневековья.

Источник

Странная планета

just import internet

Какую древность скрывает Чёрное море России?

Сколько древних городов поглотило Чёрное море? Точно не известно. Но учёные, археологи и обычные водолазы каждое лето достают со дна акватории новые артефакты. Рядом с берегом под водой можно найти монеты, амфоры, остатки древних строений возрастом несколько тысяч лет.

А всё потому, что на протяжении веков черноморский край привлекал своим изобилием разные цивилизации. Ряд исследователей даже приписывают Чёрному морю место нахождения затонувшей Атлантиды. Некоторые древнегреческие города до сих пор находятся нетронутыми под водой Чёрного моря.

1. Таинственная подводная дорога в Сочи

В 2004 году сочинские спасатели с катера «Тритон» увидели на дне моря каменную кладку стен. О находке узнала местная киностудия «СаКо-фильм». Съёмочная группа организовала подводное исследование объекта. Четыре месяца команда искала древнюю дорогу на дне моря и подходящие для съёмки условия.

Остатки древней дороги находятся на глубине 17 м. Все блоки строения имеют одинаковую толщину около 30 см. Видно только около 10 м кладки, большая её часть скрыта песком.

Погружение можно посмотреть с 48 минуты фильма:

По мнению археологов, удалённость в 900 метров от берега говорит о том, что строению около 3 тыс. лет.

«Надо продолжать искать. Мы стоим на пороге грандиозных открытий, которые могут прославить край», — сказал Александр Масленников, профессор института археологии РАН.

В прошлом веке археологи находили подобную кладку у берега Турции на той же глубине. Тогда учёные дали официальное заключение. Дорога не принадлежит ни к одной известной нам цивилизации. Значит и сочинская находка может принадлежать к какой-то древней неизвестной культуре.

2. Древний город Акра под водой Крыма

Акра — наиболее изучаемый в данное время подводный город на территории России. Каждое лето с 2011 года археологи Крыма и Эрмитажа раскапывают его в Керченском проливе рядом с посёлком Набережная. Помочь в раскопках может любой желающий, учёные набирают волонтёров каждый летний сезон. Площадь подводного города — 4 гектара.

200 лет учёные искали древнегреческий город Акра, который существовал целое тысячелетие и ушёл под воду в начале IV века н.э.

Акра была портом древнего Боспорского царства. О ней упоминалось ещё в трудах Птолемея и Страбона, и, по одной из легенд, там родился греческий полубог Ахиллес. Исследователи называют Акру «крымской Атлантидой»
[embedded content]
Благодаря удачному нахождению в тихой бухте город сохранился почти в первозданном виде.

«Сохранность конструкций превзошла все ожидания. Это настоящая сенсация»,—рассказывает заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.

Стены некоторых построек более двух метров в высоту, и можно буквально ходить по кварталам античного города, надев акваланг. В бескислородной среде моря хорошо сохранились изделия органической природы: из кожи, ткани и дерева.

Каждый год исследователи находят в Акре новые артефакты. Но из-за недостатка финансирования процесс раскопок длится медленно. К лету 2019 года было изучено только 5% подводного города.

«Может быть, в этом году нам повезёт. В Крыму до нового исторического открытия один шаг», — надеется Сергей Соловьёв, научный руководитель экспедиции.

Сейчас учёные решают, как защитить древние постройки от дальнейшего разрушения на берегу, потому что ежегодно море «съедает» около метра античных строений.

Исследования подводных археологов проходят всего один месяц в году и часто осложняются погодными условиями. Поэтому ценные раскопки продвигаются медленно. К тому же культурные памятники постоянно грабят мародеры. Нынешний закон никак не противостоит дайверам-любителям. И если человек что-то нашёл на дне акватории, его нельзя привлечь к ответственности.

Самое лучший вариант для Акры, по мнению учёных, сделать подводный археологический музей. Так можно сохранить древний памятник, защитить его от вандалов и позволить каждому желающему осмотреть Акру под водой. Но для этого нужно серьёзное финансирование проекта.

3. Севастополь и его окрестности

Остатки древнего Херсонеса есть не только на суше. Со дна Карантинной бухты ещё в 60-х годах водолазы поднимали античные и средневековые амфоры.

Херсонес. Dmitry A. Mottl/ru.wikipedia.org/ CC BY-SA 3.0

С 2012 года подводные археологи интенсивно исследуют бухту Севастополя. Находят целые амфоры, столовую посуду, якоря эллинистического, римского и византийского периодов.

Летом 2019 года группа археологов запаслась новым оборудованием, чтобы изучить руины древнего Херсонеса под водой. Учёные нашли в Карантинной бухте остатки гончарной мастерской VIII — IX вв н.э. В ходе экспедиции на сушу вытащили около 100 древних предметов.

4. Античные города под водой Таманского залива: Фанагория, Кепы, Гермонасса, Патрей

Уже 20 лет проводят раскопки Фанагории под водой у Таманского полуострова. В море находится около 20 га древнего города. Исследователи расчистили затонувшие причалы длиною до 150 м и шириною несколько десятков метров. Со дна моря достают затопленные суда, большое количество керамики, монет и ювелирных украшений.

Города Боспорского царства. Anton Gutsunaev/ru.wikipedia.org/CC BY 3.0

«Самая интересная находка — корабль I века до нашей эры с бронзовым тараном с эмблемой царя Митридата», — говорит Сергей Ольховский, сотрудник Института археологии РАН.

Рядом с Фанагорией в Таманском проливе в начале эры находился город Кепы — один из крупнейших городов Боспорского царства.

Из площади 25 га около 8 га города оказалось затоплено. В ходе экспедиции профессора Таскаева в 2004 года археологи нашли под водой амфорные склады и колодец. Основные раскопки продолжились на суше.

Частично в воде находятся и древние города Гермонасса и Патрей.

В целом подводные исследования в России продвигаются медленно. Некоторые объекты изучаются подводными археологами эпизодически. И древние города по-прежнему хранят под водой свои тайны, постепенно разрушаясь от времени.

Источник

Черное море — крупнейшее кладбище античных кораблей

Когда в 2015 году в районе Балаклавы российский клуб глубоководных исследований “Ростов-дайв” нашел на глубине 82-х метров обломки византийского судна, то во всех репортажах это открытие называли крупнейшим за последние сто лет (считай за всю историю подводной археологии) на Черном море. Позже, «античное» судно, как бездумно называли журналисты византийскую галеру, было датировано X-XI веками :).

Тогда в интервью на телевидение подводный археолог Виктор Лебединский из Института востоковедения РАН рассказывал, что в Черном море «за все время проведения исследований . таких находок было сделано всего три». Не знаю, что он имел ввиду, но, по-видимому, он был не в курсе, что в том же году в территориальных водах Болгарии стартовал проект «Black Sea MAP».

Изначально его целью было лазерное сканирование 2000 квадратных километров морского дна для геофизического исследования. Для сравнения площадь Черного моря 436 402 км². Лазер сейчас полным ходом используют в археологии, как на земле, так и под водой (см. LIDAR). Британцы отсканировали практически весь свой остров, а у России на это, естественно, нет денежек.

Оборудованная по последнему слову техники англо-болгарская команда при помощи двух глубоководных аппаратов только за первые два года работы нашла 41-ин затонувший корабль, среди которых были судна римского, византийского и османского периодов. Проект сразу получил статус археологического. К концу 2017-ого количество найденных кораблекрушений на дне Черного моря достигло 67-ми. Каждая из находок была отсканирована лазером и снята при помощи фотограмметрии. Но поражает не их количество, а сохранность некоторых из них.

По большому счету, все находки кораблекрушений античных судов, найденных до этого момента, представляли из себя застывшие в иле остовы кораблей с разбросанными вокруг них останками. И это в лучшем случае. Часто, о том, что на этом месте когда-то затонуло судно, можно было судить по остаткам груза, перевозимого им (керамических амфор, бронзовых статуй и пр. материалов, устойчивых морской среде).

Но не в этом случае. Черное море, которое представляет из себя гигантский резервуар с сероводородом и метаном, сверху которого находится тонкий опресненный слой, на больших глубинах отлично сохраняет органику в следствии отсутствия бактерий и течения. Резкое изменение химического состава воды происходит на глубинах от 150 до 200 метров. С этой отметки начинает расти концентрация сероводорода в воде, которая достигает наибольших показателей у самого дна на глубинах порядка 2000 метров. К сожалению, у российских подводных археологов нет аппаратов, которые способны работать на такой глубине. 350 метров это наш предел. В рамках Black Sea MAP работало сразу два глубоководных телеуправляемых необитаемых подводных аппарата (ТНПА), каждый стоимостью в 7-8 миллионов долларов. Они то и позволили сделать самое удивительное открытие — на глубине 2 000 метров был найден древнегреческий корабль возрастом, как показал радиоуглеродный метод, 2400 лет.

Источник

Открытия подводных исследований Чёрного моря (9 фото)

В акватории Крыма обнаружено более 2000 кораблей, затонувших в различные эпохи: от времён Боспорского царства до периода Великой Отечественной войны. Что находилось на борту этих кораблей? Какие исторические события и личности связаны с этими объектами? И главное — какие цели ставят перед собой археологи? На эти вопросы нам ответил заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.

Несухие цифры. Сколько объектов находится на дне Чёрного моря?

Летом 2015 года на глубине 80 метров у берегов Балаклавы в Крыму подводные археологи обнаружили остатки деревянного корабля, который относится к периоду средневековья. На корабле хорошо сохранился груз амфор. Таких находок вдоль крымского побережья — сотни. Многие суда ещё ждут своего часа, поскольку подводная археология — наука достаточно молодая.

— По нашим предварительным подсчётам, — говорит заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев, — у побережья Крыма затонуло чуть больше 2000 объектов. С древнейших времён до конца Великой Отечественной войны. Большая их часть — в XX веке: это корабли, суда и самолёты периода Первой мировой войны, Гражданской войны в России и Великой Отечественной. По ним более-менее статистика понятна, потому что есть архивные данные. А все кораблекрушения ранее XVIII века в источниках нам неизвестны. Но при этом ежегодно учёные и страстные дайверы совершают всё новые и новые открытия. К примеру, в последние годы в акватории Крыма на больших глубинах найдено несколько объектов кораблекрушений Византийского периода, средневековых. Из тех, что найдены, у нас осмотрено чуть больше сотни, археологически изучено чуть больше десятка, — резюмирует учёный.

Исследование затонувшего торгового судна из Пизы

В подводной археологии есть особое направление — изучение затонувших кораблей. В английском языке существует лаконичный термин — «Nautical archeology» (от naus –»корабль»). У нас же её принято называть археологией кораблекрушений или же корабельной археологией. Учёные исследуют не только груз, который перевозили на судне, но и то, когда и по какой причине корабль затонул и куда держал свой путь.

Архивные данные — лучшие друзья для исследователей. По ним удаётся определить, куда направлялось судно и где могло затонуть. С античными и средневековыми кораблями возникают трудности из-за отсутствия письменных данных. Правда, есть и приятные исключения. В 1960-е годы обнаружили галеру из города Пизы. Уникальность этого судна в том, что удалось установить точную дату кораблекрушения.

Во времена Средневековья сражения на воде не были редкостью. Одно из них состоялось 14 августа 1277 года. Жители города Сугдеи (ныне Судак) стали свидетелями сражения пизанской галеры с генуэзскими кораблями. В результате судно из Пизы загорелось и ушло ко дну. Это событие сохранилось в письменных источниках в генуэзских архивах.

— Поскольку сама галера утонула на небольшой глубине, около 12 метров, — уточняет Виктор Васильевич Вахонеев, — деревянные остатки судна практически не сохранились. Но при этом сохранились все детали, которые неорганического происхождения: это керамика, то есть груз, который перевозил этот торговый корабль, это железные предметы на судне, монеты. К примеру, нами были найдены фрагменты итальянского оружия XIII века. Сам металл корродировал и не сохранился, но перед тем как он разрушился, эти мечи покрылись коркой из отложений, которые полностью повторили форму мечей. То есть внутри оказалась пустота, но снаружи она полностью по форме мечей. Мы их отдаём на рентген и получаем точную форму этих мечей, которыми сражались пизанцы в XIII веке.

В мирное время торговали, в военное — сражались

Одна из плановых научно-исследовательских тем Черноморского центра подводных исследований — поиск и изучение объектов, принадлежащих Русскому обществу пароходства и торговли. Его основали в 1856 году для развития торговли на Чёрном море. Была и другая негласная цель — в военное время корабли были обязаны принять участие в морских сражениях. В акватории Крыма найдено уже порядка пяти кораблей этого общества.

Один из самых известных кораблей этого общества — пароход «Веста». Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. это торговое судно переоборудовали под военный корабль. «Веста» сразилась с турецким броненосцем «Фехти-Булендом» и одержала победу в этом непростой битве. Спустя, примерно, десять лет «Веста» затонула. Нашли «героя русско-турецкой войны» в 2016 году. Известный маринист Иван Васильевич Айвазовский отразил на своей картине события сражения нашего парохода с турецким броненосцем.

Естественная природная консервация

В 1960-е годы советский археолог, историк античности Владимир Блаватский говорил о том, что исследования на глубине более ста метров станут самыми перспективными. Кому, как не ему, исследователю древнего города Фанагория, об этом знать. Учёный прогнозировал, что с эволюцией техники учёным будут доступны исследования на большой глубине. Начиная с 200 метров и до самого дна, в Чёрном море находится сероводородный слой. Жутко опасный для всего живого, но по этой же причине — идеальный природный консервант. Лишь немногие бактерии способны функционировать в таких условиях, потому органический материал остаётся в целостности и сохранности. Это могут быть как останки деревянного судна, так и древние папирусы или свитки, к примеру.

И уже есть первые находки: в 80 километрах от Болгарии в 2018 году обнаружено древнегреческое судно, возраст которого 2400 лет. По словам учёных, оно выглядит точно так же, как в тот день, когда затонуло. И это — только первая такая находка.

— В подводной археологии наступил новый этап, теперь у нас есть возможность изучать корабли на больших глубинах с помощью телеуправляемых подводных аппаратов, которые способны и на 1000, и на 2000 метров погрузиться на дно. Конечно, пока масштабных раскопок на этих глубинах мы проводить не можем, и, наверное, это не нужно, поскольку методика археологическая очень деликатная и неправильные раскопки могут привести к разрушению, повреждению объектов. Но недалеко то будущее, когда в арсенале морских археологов появятся более совершенные средства. Но в целом сегодня я могу констатировать, что если мы ещё не открыли полностью дверь в глубоководный мир археологии, то, по крайней мере, уже в замочную скважину мы смотрим, и чуть-чуть в щёлочку видим те перспективные объекты, которые там находятся. Вот такая аллегория красивая.

В погоне за сенсацией

В 2019 году СМИ разразились сенсацией: на пароходе «Генерал Коцебу» нашли картины Ивана Айвазовского, которые провели под водой 124 года с 1895 года! Впрочем, принадлежат ли картины кисти великого мариниста учёным ещё предстоит выяснить. Обывателям кажется, что за каждым затонувшим судном стоит сенсация, что, мягко говоря, не совсем так.

— Археологи всякой научной проблемой занимаются длительное время, — говорит заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев. — К примеру, один археологический памятник можно раскапывать всю свою жизнь. И за эту жизнь один или два раза можно сделать какую-то сенсацию. Даже если археологи не находят в этом полевом сезоне чего-то, это совсем не означает, что не было сделано какое-то открытие. Мы сделали открытие, что здесь ничего не тонуло, к примеру. Дело в том, что за границей есть такое определение «Treasure hunter» — охотники за сокровищами. И вот они как раз стремятся к каким-то сенсациям. Мы же, открыв какой-то корабль, начинаем его планомерно исследовать многие и многие годы. Мы ставим целью качество проведённых исследований, а не их количество, — подчёркивает учёный.

Рост культуры как способ борьбы с «чёрными археологами»

Ранее подводная красота оставалась для человека загадкой: корабли уходили на дно со своим грузом, их истории забывались. Поэтому люди и не знали истинной ценности этих объектов. Появлялись мародёры или чёрные археологи. Чем выше уровень культуры и образования населения, тем меньше исторически важных объектов, наземных или подводных, будет повреждено.

— Грабёж начинался в нашем обществе именно в то время, когда в стране падал общий уровень культуры, в 1990-е годы, к примеру. Сейчас у нас коренной перелом происходит. Общество сегодня-завтра уже будет готово осознать всю важность нашего дела. Вот я в Феодосии руковожу музеем подводной археологии, и мы прямо по нашему контингенту посетителей, которые приходят, по тем вопросам, которые они задают, видим, что прогресс есть. Если ещё 10 лет назад под водой мы могли видеть дайвера, который просто так, не с целью даже грабежа, просто какой-то кусок железки с затонувшего судна отдирает, то сегодня уже эти основные проблемы остановлены. Просветительская работа — панацея от разрушения, повреждения наших памятников. Никакие иные меры: ни административные, ни уголовные, я думаю, не повлияют. Всё зависит от того, что у нас в голове, — считает Виктор Вахонеев.

В России всё больше людей хотят посвятить свою жизнь исследованиям кораблекрушений и затонувших городов. Как отклик на это, в Севастопольском государственном университете открылась магистерская программа «Подводная археология». Студенты-магистры уже приняли участие в экспедиции в Сирии в акватории Тартуса. Волонтёры из Колумбии, Франции и стран СНГ помогают в местных экспедициях.

Затонувшие и ненайденные объекты в Чёрном море

«Чёрный принц»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «HMS Prince» шёл в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошёл — затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочёсывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы в поисках не участвовали.

Некоторые учёные считают, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. В 2010 году появилась информация, что обломки судна обнаружили украинские дайверы и даже подняли со дна осколки капитанского сервиза с названием судна. Однако подводные искатели с упорством, достойным лучшего применения, продолжают прочёсывать дно в Балаклавской бухте.

Д-4 «Революционер» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, построенная в 1927–1930 годах, четвёртый корабль серии I, проекта Д — «Декабрист».

За годы Великой Отечественной войны Д-4 совершила 16 боевых походов, в том числе 6 транспортных рейсов в осаждённый Севастополь. Потопила немецкий транспорт «Boy Federsen» (бывший советский «Харьков»), болгарский транспорт «Варна» и, вероятно, германский транспорт «Santa-Fe». Все — близ мыса Тарханкут.

11 ноября 1943 года лодка вышла в боевой поход. В последний раз Д-4 видели 1 декабря с подводной лодки Щ-209. В качестве места гибели некоторые источники называют Калиматский залив. Здесь, юго-западнее мыса Урет, после неудачной атаки десантной баржи № 566 Д-4 потопили противолодочные корабли Uj-103 и Uj-102.

Лидер эсминцев «Харьков» (проект 1), эсминцы «Беспощадный» и «Способный» (проект 7-У)

Суда погибли 6 октября 1943 года при проведении набеговой операции на побережье Крымского полуострова, занятого немецкими войсками. Из 903 человек, находившихся на борту трёх погибших кораблей, катера и гидросамолёты спасли 187. Суда могут располагаться на глубине порядка 1800 метров и удалении 160 км от морского порта Новороссийск.

«Лэрисс»

Начинающие дайверы у мыса Тарханкут часто ищут корабль «Лэрисс», который зимой 1944 года будто бы вывозил в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области: картины, старинную керамику, золото, серебро, дворцовую утварь.

На самом деле судно «Larissa», действительно, было в составе германского торгового флота, только затонуло оно 1 мая 1941 года в заливе Волос (Греция) в результате подрыва на британской мине.

Так что в Чёрном море искать это судно не просто трудно, но ещё и бессмысленно.

Источник

Оцените статью