- Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998г
- «Конституция Каспия»: как разделили Каспийское море
- Планы и прогнозы
- Специфика раздела
- Море для пятерых
- «Урожайный саммит»
Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998г
Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Москве 13 мая 2002 года
Российская Федерация и Республика Казахстан, далее именуемые Сторонами,
в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. (далее именуется – Соглашение),
учитывая взаимную заинтересованность в создании правовой основы деятельности обеих Сторон в разработке недр дна северной части Каспийского моря,
стремясь создать благоприятные условия для совместного освоения углеводородных ресурсов геологических структур «Курмангазы» («Кулалинская»), «Центральная» и месторождения «Хвалынское», расположенных в этой части Каспийского моря,
исходя из необходимости защиты и сохранения экологической системы Каспийского моря и его биоресурсов,
согласились о нижеследующем:
1. Настоящим Протоколом устанавливаются географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в целях осуществления суверенных прав на недропользование.
2. Каталог географических координат поворотных точек модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря является неотъемлемой частью настоящего Протокола (приложение № 1).
3. Модифицированная срединная линия нанесена в соответствии с каталогом на согласованную Сторонами схему северной части Каспийского моря (приложение № 2).
4. Начальной точкой модифицированной срединной линии является точка с координатами 46°13,3′ северной широты и 49°26,4′ восточной долготы.
5. Конечной точкой модифицированной срединной линии является точка с координатами 42°33,6′ северной широты и 49°53,3′ восточной долготы.
Указанная точка может быть принята в качестве точки стыка линий разграничения дна Каспийского моря в целях недрополъзования между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой, что будет зафиксировано в трехстороннем соглашении между ними.
6. В случае обнаружения новых геологических структур (далее именуются – структура), замыкающие изогипсы которых будут пересекаться модифицированной срединной линией, хозяйственная деятельность на них будет осуществляться хозяйствующими субъектами Сторон на основе отдельных договоров в соответствии со статьей 2 Соглашения.
Российская Федерация осуществляет суверенные права на недропользование на структуре «Центральная» и месторождении «Хвалынское», Республика Казахстан осуществляет суверенные права на недропользование на структуре «Курмангазы» («Кулалинская»).
1. Недропользование на структуре «Курмангазы» («Кулалинская») осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Для совместного освоения ресурсов структуры «Курмангазы» («Кулалинская») каждая из Сторон назначает уполномоченную организацию.
3. Российская уполномоченная организация имеет право бесконкурсного участия в проекте недропользования на структуре «Курмангазы» («Кулалинская») (далее в настоящей статье именуется – проект).
4. Уполномоченные организации Сторон подпишут договор о форме совместной деятельности – консорциуме, совместном предприятии или любой иной форме совместной деятельности (далее именуется – предприятие), включая условия недропользования.
5. Доля участия Казахстанской Стороны в проекте – 50 процентов, доля участия Российской Стороны в проекте – 50 процентов, при условии, что:
а) доля участия казахстанской уполномоченной организации в предприятии – 50 процентов;
б) доля участия российской уполномоченной организации в предприятии – 25 процентов; опцион участия в предприятии (далее именуется – опцион), закрепленный за Российской Стороной, – 25 процентов;
в) казахстанская и российская уполномоченные организации будут иметь права и обязательства, соответствующие их долям участия, за исключением того, что до коммерческой реализации опциона, закрепленного за Российской Стороной, казахстанская и российская уполномоченные организации будут иметь равные права и обязательства.
6. Правительство Республики Казахстан оформляет предприятию права на недропользование. В качестве контракта на недропользование для структуры «Курмангазы» («Кулалинская») принимается соглашение о разделе продукции.
7. Не позднее чем через 6 месяцев после коммерческого открытия месторождения предприятие сделает коммерческое предложение Российской Стороне о продаже опциона, закрепленного за Российской Стороной. Российская Сторона предоставит право воспользоваться опционом российской организации, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Российская Сторона будет иметь право принять или отклонить сделанное предложение в течение 6 месяцев после такого предложения предприятия. В случае отказа Российской Стороны воспользоваться правом опциона предприятие имеет право свободного распоряжения опционом.
Денежные средства, вырученные от реализации опциона, будут направлены предприятием на развитие проекта.
При реализации опциона Правительство Республики Казахстан в установленном порядке проведет оформление необходимых документов, обеспечивающих права нового участника предприятия.
1. Недропользование на структуре «Центральная» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Для совместного освоения ресурсов структуры «Центральная» каждая из Сторон назначает уполномоченную организацию.
3. Казахстанская уполномоченная организация имеет право бесконкурсного участия в проекте недропользования на структуре «Центральная» (далее в настоящей статье именуется – проект).
4. Уполномоченные организации подпишут договор о форме совместной деятельности – консорциуме, коммерческой организации с иностранными инвестициями или любой иной форме совместной деятельности (далее именуется – предприятие), включая условия недропользования.
5. Доля участия Российской Стороны в проекте – 50 процентов, доля участия Казахстанской Стороны в проекте – 50 процентов, при условии, что:
а) доля участия российской уполномоченной организации в предприятии – 50 процентов;
б) доля участия казахстанской уполномоченной организации в предприятии – 25 процентов; опцион, закрепленный за Казахстанской Стороной, – 25 процентов;
в) российская и казахстанская уполномоченные организации будут иметь права и обязательства, соответствующие их долям участия, за исключением того, что до коммерческой реализации опциона, закрепленного за Казахстанской Стороной, российская и казахстанская уполномоченные организации будут иметь равные права и обязательства.
6. Правительство Российской Федерации оформляет предприятию права на недропользование.
7. Не позднее чем через 6 месяцев после коммерческого открытия месторождения предприятие сделает коммерческое предложение Казахстанской Стороне о продаже опциона, закрепленного за Казахстанской Стороной. Казахстанская Сторона предоставит право воспользоваться опционом казахстанской организации, определенной в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Казахстанская Сторона будет иметь право принять или отклонить сделанное предложение в течение 6 месяцев после такого предложения предприятия. В случае отказа Казахстанской Стороны воспользоваться правом опциона предприятие имеет право свободного распоряжения опционом.
Денежные средства, вырученные от реализации опциона, будут направлены предприятием на развитие проекта.
При реализации опциона Правительство Российской Федерации в установленном порядке проведет оформление необходимых документов, обеспечивающих права нового участника предприятия.
1. Недропользование на месторождении «Хвалынское» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Для совместного освоения нефтегазовых ресурсов месторождения «Хвалынское» каждая из Сторон назначит уполномоченную организацию.
3. Казахстанская уполномоченная организация имеет право бесконкурсного участия в проектах недропользования на месторождении «Хвалынское».
4. Уполномоченные организации подпишут договор о форме совместной деятельности (консорциуме, коммерческой организации с иностранными инвестициями или любой иной форме совместной деятельности), включая условия недропользования, на основе договоренности между ними, при том понимании, что доля участия казахстанской уполномоченной организации может составлять до 50 процентов.
5. Правительство Российской Федерации оформляет права на недропользование новому недропользователю, созданному уполномоченными организациями Сторон.
При совместном освоении структур «Курмангазы» («Кулалинская»), «Центральная» и месторождения «Хвалынское»:
1. Границы лицензионных участков по лицензиям и контрактам, выданным или заключенным Сторонами в установленном порядке в период до подписания настоящего Протокола, приводятся в соответствие с модифицированной срединной линией разграничения дна северной части Каспийского моря, определенной настоящим Протоколом.
2. В течение месяца со дня подписания настоящего Протокола Стороны назначат российские и казахстанские уполномоченные организации, которые в месячный срок со дня наделения их соответствующими полномочиями приступят к переговорам о разработке соответствующих договоров о формах совместной деятельности, включая условия недропользования.
3. На основе законодательства государства, осуществляющего суверенные права на недропользование, Стороны могут заключить соглашения по разделу продукции с соответствующей организацией.
4. Признается право уполномоченных организаций переуступить свою долю участия (или ее часть) в предприятии другим юридическим лицам при согласии правительства своей Стороны.
В случае такой переуступки каждая уполномоченная организация будет иметь приоритетное право на приобретение доли организации, уступающей свою долю, на условиях не хуже, чем предложенные другими юридическими лицами. Это приоритетное право не распространяется на переуступку аффилированным организациям уполномоченной организации, осуществляемую с согласия правительства своей Стороны и при финансовых гарантиях уполномоченной организации.
5. Уполномоченные организации, не обеспечивающие выполнение своих финансовых обязательств, предусмотренных договором о совместной деятельности соответствующих уполномоченных организаций, теряют соответствующую долю участия в пользу уполномоченных организаций, выполняющих обязательства в соответствии с условиями указанного соглашения.
6. В случае если в течение 12 месяцев со дня подписания настоящего Протокола уполномоченные организации не найдут взаимоприемлемого решения, правительства Сторон назначат другие уполномоченные организации
Настоящий Протокол вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и одновременно с вступлением в силу Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г.
Пункты 2 и 6 статьи 6 настоящего Протокола временно применяются со дня его подписания.
Совершено в Москве 13 мая 2002 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.
Источник
«Конституция Каспия»: как разделили Каспийское море
12 августа президенты пяти прибрежных стран на Пятом Каспийском саммите в Актау подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Данное событие стало историческим итогом переговоров, продолжавшихся с 1996 г. Подписанный документ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и вовсе сравнил с «конституцией». Вместе с тем, принятие Конвенции не означает снятия всех вопросов относительно взаимодействия в регионе. Анализ основных итогов Пятого Каспийского саммита, содержания принятой Конвенции, и перспектив решения оставшихся вопросов странами региона – в материале «Евразия.Эксперт».
Планы и прогнозы
Об определенности с подписанием каспийской Конвенции в Актау стало ясно уже в конце июня этого года, когда в российских СМИ появилась вполне определенная информация о завершении процесса согласования ее текста. Тогда же стали ясны и основные параметры документа, который, вопреки ожиданиям, отнюдь не разрешал всех спорных вопросов по разделу этого богатого нефтегазовыми ресурсами водоема. 23 июня «Коммерсант» со ссылкой на портал правовой информации сообщил, что правительство РФ одобрило текст конвенции и предлагает президенту его подписать. На этом же портале ненадолго появился сам текст конвенции, с которым удалось ознакомиться изданию.
По предварительным данным акваторию Каспия планировалось разделить на территориальные воды, внешний периметр которых будет являться госграницей, рыболовные зоны и общее водное пространство. Разграничение дна и недр проект конвенции объявлял предметом двухсторонних договоренностей. Как пояснил 9 августа статс-секретарь, заместитель главы российского МИДа Григорий Карасин, у Каспия, который в силу своих физических и географических особенностей не может считаться ни морем, ни озером, будет особый правовой статус: дно будет делиться на национальные сектора, а статус водной толщи будет другим.
Специфика раздела
Подписанная 12 августа Конвенция о правовом статусе Каспийского моря действительно делит его на три основные части: территориальные воды, простирающиеся от берега на 15 морских миль, прилегающую к ним рыболовную зону шириной 10 миль и общее водное пространство. Территориальные воды считаются морской границей государства, а в рыболовной зоне оно располагает исключительными правами на рыбный промысел. «Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам, – сообщает пресс-служба российского президента, – При реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор».
Подтвердилась и информация о том, что разграничение южной части моря, где расположено большинство спорных месторождений, вынесено за рамки конвенции.
«Разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права…», – гласит пункт 1 восьмой статьи Конвенции. По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, принятие конвенции о правовом статусе Каспийского моря поможет завершить процесс разделения его дна и поверхности между прикаспийскими государствами. «Как фундаментальный нормативный документ Конвенция определяет общий правовой режим Каспийского моря, – заявил он, – Определение правового статуса Каспийского моря будет способствовать завершению разделения между сторонами его дна и поверхности в соответствии с принципами и нормами международного права».
Таким образом, для постройки Транскапийского газопровода Баку и Ашхабаду предстоит вначале договориться не только друг с другом, но и с Тегераном, у которого есть свой взгляд на раздел Южного Каспия.
Разграничить его три государства не могут уже четверть века, и перспектива строительства газопровода в этих условиях выглядит довольно туманной. Кроме того, существуют сомнения и относительно экономической целесообразности проекта. Строительство Трансаналолийского газопровода, продолжением которого должен стать Транскаспийский, обошлось в $45 млрд, что ставит под вопрос окупаемость проекта. По расчетам экономистов, газопровод через Каспий окупится при объеме поставок не менее 30 млрд. куб. м. в год, для которых в Южной Европе сейчас нет рынка сбыта.
Море для пятерых
Успехом России стало включение в конвенцию пункта о запрете размещения на Каспии военных сил некаспийских стран, что позволит предотвратить появление здесь военных баз США и НАТО. Показательно, что президент России Владимир Путин в ходе своего выступления на саммите отметил этот пункт конвенции одним из первых. «Важно, что Конвенция четко регламентирует вопросы необходимых разграничений, режимов судоходства и рыболовства, фиксирует принципы военно-политического взаимодействия стран-участников, гарантирует использование Каспия исключительно в мирных целях и неприсутствия на море вооруженных сил внерегиональных держав», – подчеркнул он.
Опасения по поводу появления на Каспии американских военных отнюдь не выглядят беспочвенными. Руководствуясь геополитическими концепциями Збигнева Бжезинского, США в 1990-е и «нулевые» годы предпринимали активные попытки закрепиться в Азербайджане. Ввиду тесного сотрудничества США с Грузией и начала в 2001 г. операции в Афганистане Азербайджан мог бы стать удобной морской и авиационной перевалочной базой для снабжения афганского контингента. Наличие на Каспии военно-морских сил открывало американцам доступ к южным регионам России и северным провинциям Ирана.
Показательно также, что в условиях конфликта с Москвой и Исламабадом организовать снабжение своей афганской группировки США смогли только через Азербайджан, Каспий и территорию Центральной Азии.
Сохранение в общем пользовании акватории моря дает России важные преимущества и в сфере использования своих Военно-морских сил. Особенности географии Каспия позволяют держать под прицелом «калибров» большую часть Ближнего Востока, включая район Персидского залива. Российские суда при этом остаются неуязвимыми для флотов третьих государств, включая США и Великобританию. Возможности использования вооруженных «калибрами» судов в полной мере продемонстрировало их использование в сирийском конфликте. Новый правовой статус Каспия «цементирует» это положение, открывая возможности для дальнейшего наращивания ударных возможностей Каспийской флотилии.
«Урожайный саммит»
Вообще Пятый прикаспийский саммит, в отличие от предыдущих мероприятий, оказался на редкость «урожайным». Помимо самой конвенции по его итогам была подписана целая серия документов, включая соглашение о предотвращении инцидентов в Каспийском море, протоколы о сотрудничестве пограничных ведомств, борьбе с терроризмом и организованной преступностью, соглашения торгово-экономическом сотрудничестве и сотрудничестве в области транспорта. Кроме того, в течение полугода планируется создать механизм регулярных консультаций на уровне заместителей глав МИДов или полномочных представителей, который должен стать продолжением прикаспийских саммитов и способствовать более глубокому сотрудничеству прибрежных стран в политической, экономической и военной сферах.
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук
Источник