Размеры моря 2 класс

Урок окружающего мира «Вода на Земле. Океаны и моря». 2-й класс

Класс: 2

1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;
2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;
3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.

1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.

1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;
2) воспитание любви к Родине.

Учащиеся должны знать, что такое море и океан, а также уметь распознавать моря и океаны на физической карте.

Оборудование: мультимедийный проектор, для опыта: стаканчики, палочки, соль, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.

ХОД УРОКА

I. Орг момент.

Проверь, дружок,
Всё в порядке:
книжки, ручки и тетрадки?

II. Повторение ранее изученного материала по разделу “Формы поверхности Земли”.

– Мы живём на планете Земля. (Слайд № 2 )

– Назовите основные формы поверхности Земли. (Слайд № 3)

– О какой форме поверхности земли идет речь?

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака. (гора) (Слайд № 4)

– Есть ли в нашей области горы? (Слайд № 5)

Это ровная поверхность,

Есть леса, но нету гор. (равнина) (Слайд № 6)

– Какие бывают равнины? (плоские и холмистые) (Слайд № 6)

– Назовите сходство гор и холмов. (Слайд № 7) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина).

– Определите холм и ли гора? (Слайд 8) В чём их отличие?

– Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. (Слайд № 9) (Горы – коричневым, а равнины – зелёным)

– А почему тогда нашу землю называют “ Голубой планетой?” (Слайд № 10)

III. Работа по теме урока.

Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Вы уже, наверно, догадались, что будем изучать?

Тема урока “Вода на Земле. Океаны и моря”. (Слайд №11)

1) Вводное слово учителя: Да на нашей планете больше воды, чем суши. (Слайд № 12)

(Посмотрите диаграмму в рабочей тетради с.4)

– Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? (Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 частей. То 3 части займёт суша и 7 частей вода.)

Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.

2) Работа по карте полушарий. (Слайд № 12)

– Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны – это огромные пространства воды.

– Какие мы знаем океаны? (показ)

Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем.

Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение:

– А что больше по площади поверхности океан или море?

– А по количеству? (морей много, их 50, а океанов – 5).

(Закрепление понятий – океан, море.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Показать, как вода движется в океане – волнами).

3) Работа по карте РОССИИ: (Слайд №13) Россия большая держава, омывают её 3 океана. (Показ)

– Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать).

– Какие моря ещё знаете?

– Какой русский художник любил изображать море? (Айвазовский) (Слайд № 14, 15)

4) Исследовательская работа.

Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.

– Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. (проблемн. ситуация)

Давайте проведём исследование.

Опыт. В стаканчики с водой добавим немного морской соли, размешаем. (Работа в паре)

– Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. (Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная)

– А как нам обратно получить соль? (проблемн. ситуация)

(Опыт описан в рабочей тетради с. 4.)

– А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)

– А вы в море купались?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы на море живём

Мы по морю плывём.

Раз взмах, два взмах.

– Стойте, стойте, далеко нельзя заплывать!

– Какие правила поведения на море знаете?

– А что нам советует учебник.

Работа по учебнику с. 5. Правила поведения на море.

5) О роли воды и богатств морей и океанов в жизни человека.

Вся жизнь на нашей планете связана с водой. (Слайд №16)

Учитель: Почему так говорят “ Кругом вода, а с питьем беда”? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.

Солёная, а как же там обитают различные животные? (предположения детей)

– Многие живые существа приспособились жить в морской воде.

– Каких морских обитателей знаете? (Слайд №17)

– Как люди используют богатства морей и океанов? (Слайд №18)

– Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (Слайд №19)

Из морских водорослей тоже делают продукты питания и лекарства. Добывают из них йод, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. (Показ раковин)

На побережье строят санатории, дома отдыха. (Слайд № 20, 21)

По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Рассматривание рис. На 7 стр. учебника.

– НО! ВНИМАНИЕ! Морю угрожают опасности. Как вы думаете – какие? (Ответы)

– Да, морю угрожают 2 опасности – загрязнение различными отходами и избыточная добыча рыбы. (Слайд № 22, 23)

Учитель: Какой же вывод из этого следует? (Ответы)

Вывод: не мусорить, не загрязнять, а охранять моря и океаны. (Слайд № 24)

IV. Подведение итогов урока.

Самостоятельная работа. (Слайд №25)

Учитель: Давайте выясним, что же мы узнали сегодня на уроке. Для этого каждый из вас заполнит карточку – тест. (Вывод-итог зачитывается вслух). См. приложение № 1.

Домашнее задание: (Слайд № 26) с.7 учебника. Сочинить “Сказку о рыбаке и рыбке” на новый лад.

Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:

  1. Какие “цветные” моря есть на Земле?
  2. В каком море охотятся, судя по его названию.
  3. Какое море есть “среди земли”?
  4. Есть ли “неживое” море?

Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?

Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если хотите узнать больше – то белую. (Дети прикрепляют и получается “ручеёк”)

– Что у нас получилось? (ручеёк, речка) А о них мы узнаем на следующем уроке.

Источник

Урок по учебнику «Окружающий мир» для 2-х классов по теме: «Моря». Образовательная система «Школа-2100»

Тип урока: ОНЗ.

Автор: М.Н.Кабушко (МОУ “СОШ №56” г.Новоуральск Свердловской обл.)

Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями морей, их обитателями и богатством. Формировать способность к определению моря по карте.

Задачи:

  • формировать способность к самостоятельному применению учащимися полученных знаний для объяснения окружающего мира;
  • развивать познавательный интерес учащихся через использование детских энциклопедий, книг, научно-популярных фильмов о морях;
  • организовать внеклассную деятельность, направленную на расширение кругозора детей, на поиск информации, развитие творческого воображения, на формирование коммуникативных навыков.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Оборудование:

1) Физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус.

2) — Карточки с понятиями: РАВНИНЫ, ПОЛУОСТРОВА, ОСТРОВА, ГОРЫ, ОКЕАНЫ, РЕКИ, ОЗЁРА, МОРЯ, СУША, ВОДА;

— Карточки с пословицей: БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

— Карточки с выводами:

  • В море вода соленая.
  • Моря соединяются с морями и с океанами.
  • Моря являются частью океана.
  • Вода в морях и океанах находится на одном уровне.

План на доске:

  1. Относятся к суше или к воде?
  2. Где располагаются?
  3. С какими объектами связаны?
  4. В чем особенность данного объекта?
  1. Общее название_______
  2. Объясните, что обозначает данное понятие_____
  3. Покажите на карте… . Где расположен этот географический объект?
  4. Разделите на группы.

Карточка — схема передвижения воды; стр. 29.

Таблицы для групп: стр. 30 (3 колонки).

3) Оборудование для опыта: шланг с воронкой, соединяющиеся сосуды, колба с водой, тарелочка с кристалликами соли.

4) Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса “Наша планета Земля”. Часть 2. (А.А. Вахрушев и др.) – М.: Баласс, 2004.

5) Самостоятельные и проверочные работы к учебнику “Наша планета Земля” для 2-го класса. -М.: Баласс, 2002.

6) Листы – “Аквариум успеха”, рыбки разных цветов, липучка (скотч)

Д/з. 1. № 4, стр. 32-34 – читать.

2. № 4, 5, стр. 30– по желанию.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

На доске карточки-понятия: равнины, горы, острова, полуострова, реки, озера, океаны.

— Распределите карточки с понятиями на две группы. Объясните.

Ученики выделяют понятия относящиеся к суше и к воде. Учитель выставляет карточки СУША. ВОДА.

— Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.)

— Сегодня мы продолжаем разговор о географических объектах. Попробуем отнести новый географический объект к одной из выделенных вами групп.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

— Какое главное правило взаимодействия в группах нужно помнить? (Работать дружно)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1) Повторение изученных понятий (река, озеро, океан). Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с заданием.

1группе: Обь, Лена, Амазонка. Покажите на карте Обь.

2 группе: Байкал, Ладожское, Виктория. Покажите на карте Байкал.

3 группе: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый. Покажите на карте Северный Ледовитый.

4 группе: Баренцево, Средиземное, Черное. Покажите на карте Черное.

— При выполнении заданий, что вам поможет в работе с географическими объектами? (Поможет карта (атлас), толковый словарик для объяснения понятий, план работы с географическим объектом)

Каждая группа называет и объясняет понятие, называет его особенности, делит объекты на группы, показывает заданный географический объект на карте, описывает, где он расположен.

1 группа:

  • Обь, Лена, Амазонка- это реки. Относятся к воде.
  • Река – это водоем, имеет постоянный водоток. Для возникновения реки необходим наклон местности. Начало реки — исток. Течет по руслу, имеет правый и левый берег. Устье – место куда впадает. Реки берут свое начало в горах, озерах, на равнинах (родники). Впадают в реки, озера, океаны. Вода в реках пресная.
  • Река Обь находится в Евразии, в части света Азии. Свое начало (исток) берет на территории России в горах, потом протекает по Западно – Сибирской равнине и впадает (устье) в Северный Ледовитый океан.
  • Выделили две группы: Обь и Лена текут по Азии, а Амазонка по Южной Америке.

— Чем пользовались для подготовки к ответу? (Физической картой полушарий и физической картой России, толковым словариком в конце учебника и планом работы с географическим объектом на доске).

2 группа:

  • Байкал, Ладожское, Виктория – это озера, относятся к воде.
  • Озеро – это замкнутая естественная впадина на поверхности суши, заполненная водой. У озер, как и у рек, есть берега. Нет только правого и левого берега. Во все озера впадают реки и ручьи.Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Если из озера вода не вытекает, оно называется бессточным. В умеренном климате вода в озерах пресная. В жарком климате вода в озерах часто бывает соленой.
  • Озеро Байкал находится в Евразии, части света Азии, на территории нашей страны. Это горное озеро с пресной водой, как и наше уральское озеро Таватуй.
  • Озера Ладожское и Байкал находятся в Евразии, а Виктория – в Африке.

3 группа:

  • Индийский, Тихий, Северный Ледовитый – это океаны, относятся к воде.
  • Океаны – это огромные водоемы, заполненные соленой водой. Выделяют четыре океана. Еще Атлантический океан. Они омывают материки.
  • Северный Ледовитый океан омывает материки Северную Америку и Евразию. Он омывает север России
  • Можно выделить в одну группу: Северный Ледовитый, а в другую – Тихий и Индийский, определяя пересекают экватор или не пересекают.

4 группа:

  • Баренцево, Средиземное, черное – мы считаем, что это моря, относятся к воде.

Участники группы высказывают свое мнение.

  • Моря – большие водоемы с соленой водой, соединяющиеся друг с другом. Моря представляют собой части океана, более или менее отдельные от него сушей.
  • Черное море находится внутри материка Евразии. Часть побережья Черного моря относится к России.

— Можно ли разбить моря на группы?

Ученики группы представляют свои варианты.

— Есть ли вопросы к группе? Дополнения. (Ребята высказывают свое мнение, дополняя ответ группы, вопросы и ответы могут быть самыми разными)

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).

— Какой географический объект рассматривала 4 группа? (Море)

— Все ли вы сейчас рассказали о море? (Наверное, нет).

— Почему столько много разных версий возникло?

Учитель рисует знак ? в рабочей карте 4 группы.

(Мы еще не разбирали, что такое море)

— Какова цель нашего урока?(Узнать о новом географическом объекте).

— Сформулируйте тему урока. (Моря).

— Что должны ещё узнать о море? (Где располагаются моря? С какими объектами связаны? В чем особенности морей?)

Учитель открывает тему урока на доске: “Моря. Особенности морей”.

4. Построение проекта выхода из затруднения (совместное “открытие” нового).

— Задайте вопросы, которые мы используем при изучении географических объектов.

Учитель обращает внимание учащихся на вопросы плана на доске:

1. Относится к суше или воде.

2. Где располагаются.

3. Какие объекты напоминает или с какими объектами связан.

4. В чем особенность данного объекта.

— Моря относятся к воде. Значит, необходимо выяснить соленая или пресная вода находится в них.

1) Работа с учебником: задание 3, стр.29.

— Вспомним опыт, который проводили на уроке, посвященном озерам.

Учитель показывает тарелочку с кристалликами соли.

(При высыхании воды её соленость возрастает. При полном испарении в блюдце остались кристаллики соли).

Ученик под руководством учителя у доски на большой схеме, ученики в учебнике раскрашивают схему.

— К какому выводу пришли ? (В море вода соленая.)

Учитель вывешивает карточку — вывод на доску.

— На какой вопрос еще дали ответ? (С какими объектами связаны моря?)

Задание 1, стр.28.

Ученик читает задание.

Учитель рассказывает сказку о Драконе-Водохлебе.

Сказка.

Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил все, что попадалось ему на пути. Только все звери привыкнут выходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлёб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.

Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву. “Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлёб уж не только пресные, но и соленые озера выпил. Нет нам больше жизни!”

Подумал лев и сказал: “Позовите его пить из моря. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша не пил воды из моря, ее количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится”.

Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлебу: “Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в свое удовольствие.” Дракоша и пошел к морю. Пил он пил, пил, пил, пил… а вода все не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов, шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлебу звери конечно зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо!

— О каком свойстве морей знал мудрый лев? (Моря соединяются с морями и океанами.)

2).Работа с физической картой полушарий.

— Где располагаются моря? Чем воспользуемся, чтобы ответить на этот вопрос? (Картой полушарий.)

— На какие группы можно разделить моря?(Некоторые моря находятся внутри материка, имеют небольшое соединение с океаном.Так Черное море связано со Средиземным морем и соединяется с Атлантическим океаном.

— Это внутренние моря.

(Некоторые моря являются частью, продолжением океана и омывают материк. Например, Баренцево, Красное, Лаптевых.)

— На окраине какого океана они находятся? (Северного Ледовитого океана.)

— Это окраинные моря.

-К какому выводу пришли? (Моря являются частью океана).

Учитель вывешивает карточки-выводы на доску.

-Представьте, что мы приехали отдыхать к Черному морю. Стоим на берегу и …, что будем делать? (Будем плавать, нырять, купаться, плескаться и загорать.)

Учащиеся повторяют движения за учителем.

— Купаемся, какая вода в море? (Вода теплая).

— Какое море? Почему? (Это теплое море, оно ближе к экватору).

— Присели, полетели… в каком направлении?

Учитель указывает по карте на север.

— Стоим на берегу Баренцева моря. Что делаем? (Любуемся, ловим рыбу).

Дети выполняют упражнения.

— Где расположено это море? (Баренцево море – часть Северного Ледовитого океана, расположено ближе к Северному полюсу, это холодное море)..

— Итак, какие бывают моря в зависимости от их расположения по поверхности земли. (Моря бывают теплые и холодные).

4). Демонстрация опыта.

— На какой вопрос еще не ответили? (В чем особенность морей?)

— Посмотрите на карту, что объединяет моря в одну группу? Что можно сказать о глубине? (В морях, судя по карте, глубина чаще всего не очень большая. У берегов еще меньше).

— Как определяли глубину? (По цвету и шкале глубин в метрах).

— А чему соответствует на карте значение 0? (Это уровень океана).

— Что это значит, уровень океана?

Задание 2, стр.. 29

— Каков будет уровень воды в шлангах? К чему стремится вода?

Запись выводов: Вода всегда выливается из нижнего конца.

Вода стремится быть на одинаковой высоте.

Уровень воды во всех морях одинаковый.

Учитель вывешивает карточку-вывод на доску.

— Итак, все моря соединены друг с другом, т.е. моря – это сообщающиеся “сосуды” с одинаковым уровнем воды.

— Ребята, а как взаимодействует морская вода с поверхностью суши? (Морская вода размывает берега, образуются острова, полуострова).

— Покажите пример на карте.

Ученики показывают и называют моря омывающие поверхности суши, Например., моря Северного Ледовитого океана… омывают север Евразии.

— Если заинтересуетесь, почему географические объекты имеют такие названия, можете в дополнительной литературе поискать ответ дома.

5. Применение знаний, закрепление во внешней речи.

1). Работа с таблицей: задание 4,стр.30.

— Что обозначают слова в первой колонке? (Это омываемые части света).

— Что обозначают слова в первой строке? (Это названия океанов).

— Назовите и покажите моря Северного Ледовитого океана, какие части света омывают.

2). Работа в группах с картой.

— Работаем с третьей колонкой таблицы. Найти моря, записать название моря.

Учащиеся вписывают название моря в таблицу, находят моря, соотносят с океаном и частью света, проговаривая вслух.

Ответ по вопросам:

Какую часть света омывает.

К какому океану относится.

-Итак, чему сейчас учились, работая с таблицей. (Учились находить на карте моря.)

— Вместе с родителями дома можете попутешествовать по карте, выполнить задание 4, стр.30, задание 5, стр.32.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Сборник “Самостоятельные и проверочные работы к учебнику “Наша планета Земля”: № 1, 2, стр.19.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Время ограничено (1-2мин.) По окончании работы учитель на доске выставляет эталон для самопроверки.

-У кого все верно? Кто допустил ошибку?

Дети ставят “+”,если выполнил верно, “?”, если неверно.

-Знание каких особенностей морей вам помогли в работе?

Повтор особенностей морей

— Ребята, для чего человеку нужны знания о море? (Нужны знания о морях, чтобы правильно использовать в своей жизни.)

7. Включение в систему знаний и повторение

— На суше существуют растения и животные, а есть ли они в воде? Давайте посмотрим.

Просмотр видеофильма. (1-2 мин) “Голубая планета” ВВС — “Союз-Видео”.

— Есть ли растения в воде? Как называются?

— Есть ли животные? Каких увидели?

Д/З. Об обитателях морей, какие вещи, продукты питания получает человек из морей и океанов, вы сможете узнать из урока 32.

8. Итог урока. Рефлексия деятельности.

— В начале урока поставили вопрос “?”, что должны были узнать? (Определить понятие “Море”)

Ученики отвечают на вопросы учителя:

  1. Что нового узнали.
  2. Где пригодятся эти знания.
  3. Кто из ребят больше всех нам помог.
  4. Кому помог ты.
  5. Как ты оцениваешь себя на уроке.

— Каждая группа заполнит свой аквариум успеха. Каждый ученик свою рыбку пустит в аквариум:

  • золотую, если все понял на уроке, выполнял задания без ошибок, доволен собой;
  • синюю, если допустил неточность в работе;
  • красную – “ещё надо постараться, и придет успех”

На доске дети заполняют рыбками аквариум успеха своей группы.

Источник

Читайте также:  Температура поверхности средиземного моря
Оцените статью