- Урок окружающего мира «Вода на Земле. Океаны и моря». 2-й класс
- ХОД УРОКА
- I. Орг момент.
- II. Повторение ранее изученного материала по разделу “Формы поверхности Земли”.
- III. Работа по теме урока.
- IV. Подведение итогов урока.
- Урок по учебнику «Окружающий мир» для 2-х классов по теме: «Моря». Образовательная система «Школа-2100»
Урок окружающего мира «Вода на Земле. Океаны и моря». 2-й класс
Класс: 2
1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;
2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;
3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.
1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.
1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;
2) воспитание любви к Родине.
Учащиеся должны знать, что такое море и океан, а также уметь распознавать моря и океаны на физической карте.
Оборудование: мультимедийный проектор, для опыта: стаканчики, палочки, соль, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.
ХОД УРОКА
I. Орг момент.
Проверь, дружок,
Всё в порядке:
книжки, ручки и тетрадки?
II. Повторение ранее изученного материала по разделу “Формы поверхности Земли”.
– Мы живём на планете Земля. (Слайд № 2 )
– Назовите основные формы поверхности Земли. (Слайд № 3)
– О какой форме поверхности земли идет речь?
Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (гора) (Слайд № 4)
– Есть ли в нашей области горы? (Слайд № 5)
Это ровная поверхность,
Есть леса, но нету гор. (равнина) (Слайд № 6)
– Какие бывают равнины? (плоские и холмистые) (Слайд № 6)
– Назовите сходство гор и холмов. (Слайд № 7) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина).
– Определите холм и ли гора? (Слайд 8) В чём их отличие?
– Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. (Слайд № 9) (Горы – коричневым, а равнины – зелёным)
– А почему тогда нашу землю называют “ Голубой планетой?” (Слайд № 10)
III. Работа по теме урока.
Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Вы уже, наверно, догадались, что будем изучать?
Тема урока “Вода на Земле. Океаны и моря”. (Слайд №11)
1) Вводное слово учителя: Да на нашей планете больше воды, чем суши. (Слайд № 12)
(Посмотрите диаграмму в рабочей тетради с.4)
– Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? (Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 частей. То 3 части займёт суша и 7 частей вода.)
Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.
2) Работа по карте полушарий. (Слайд № 12)
– Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны – это огромные пространства воды.
– Какие мы знаем океаны? (показ)
Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем.
Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение:
– А что больше по площади поверхности океан или море?
– А по количеству? (морей много, их 50, а океанов – 5).
(Закрепление понятий – океан, море.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Показать, как вода движется в океане – волнами).
3) Работа по карте РОССИИ: (Слайд №13) Россия большая держава, омывают её 3 океана. (Показ)
– Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать).
– Какие моря ещё знаете?
– Какой русский художник любил изображать море? (Айвазовский) (Слайд № 14, 15)
4) Исследовательская работа.
Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.
– Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. (проблемн. ситуация)
Давайте проведём исследование.
Опыт. В стаканчики с водой добавим немного морской соли, размешаем. (Работа в паре)
– Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. (Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная)
– А как нам обратно получить соль? (проблемн. ситуация)
(Опыт описан в рабочей тетради с. 4.)
– А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)
– А вы в море купались?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы на море живём
Мы по морю плывём.
Раз взмах, два взмах.
– Стойте, стойте, далеко нельзя заплывать!
– Какие правила поведения на море знаете?
– А что нам советует учебник.
Работа по учебнику с. 5. Правила поведения на море.
5) О роли воды и богатств морей и океанов в жизни человека.
Вся жизнь на нашей планете связана с водой. (Слайд №16)
Учитель: Почему так говорят “ Кругом вода, а с питьем беда”? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.
Солёная, а как же там обитают различные животные? (предположения детей)
– Многие живые существа приспособились жить в морской воде.
– Каких морских обитателей знаете? (Слайд №17)
– Как люди используют богатства морей и океанов? (Слайд №18)
– Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (Слайд №19)
Из морских водорослей тоже делают продукты питания и лекарства. Добывают из них йод, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. (Показ раковин)
На побережье строят санатории, дома отдыха. (Слайд № 20, 21)
По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Рассматривание рис. На 7 стр. учебника.
– НО! ВНИМАНИЕ! Морю угрожают опасности. Как вы думаете – какие? (Ответы)
– Да, морю угрожают 2 опасности – загрязнение различными отходами и избыточная добыча рыбы. (Слайд № 22, 23)
Учитель: Какой же вывод из этого следует? (Ответы)
Вывод: не мусорить, не загрязнять, а охранять моря и океаны. (Слайд № 24)
IV. Подведение итогов урока.
Самостоятельная работа. (Слайд №25)
Учитель: Давайте выясним, что же мы узнали сегодня на уроке. Для этого каждый из вас заполнит карточку – тест. (Вывод-итог зачитывается вслух). См. приложение № 1.
Домашнее задание: (Слайд № 26) с.7 учебника. Сочинить “Сказку о рыбаке и рыбке” на новый лад.
Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:
- Какие “цветные” моря есть на Земле?
- В каком море охотятся, судя по его названию.
- Какое море есть “среди земли”?
- Есть ли “неживое” море?
Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?
Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если хотите узнать больше – то белую. (Дети прикрепляют и получается “ручеёк”)
– Что у нас получилось? (ручеёк, речка) А о них мы узнаем на следующем уроке.
Источник
Урок по учебнику «Окружающий мир» для 2-х классов по теме: «Моря». Образовательная система «Школа-2100»
Тип урока: ОНЗ.
Автор: М.Н.Кабушко (МОУ “СОШ №56” г.Новоуральск Свердловской обл.)
Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями морей, их обитателями и богатством. Формировать способность к определению моря по карте.
Задачи:
- формировать способность к самостоятельному применению учащимися полученных знаний для объяснения окружающего мира;
- развивать познавательный интерес учащихся через использование детских энциклопедий, книг, научно-популярных фильмов о морях;
- организовать внеклассную деятельность, направленную на расширение кругозора детей, на поиск информации, развитие творческого воображения, на формирование коммуникативных навыков.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Оборудование:
1) Физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус.
2) — Карточки с понятиями: РАВНИНЫ, ПОЛУОСТРОВА, ОСТРОВА, ГОРЫ, ОКЕАНЫ, РЕКИ, ОЗЁРА, МОРЯ, СУША, ВОДА;
— Карточки с пословицей: БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
— Карточки с выводами:
- В море вода соленая.
- Моря соединяются с морями и с океанами.
- Моря являются частью океана.
- Вода в морях и океанах находится на одном уровне.
План на доске:
- Относятся к суше или к воде?
- Где располагаются?
- С какими объектами связаны?
- В чем особенность данного объекта?
- Общее название_______
- Объясните, что обозначает данное понятие_____
- Покажите на карте… . Где расположен этот географический объект?
- Разделите на группы.
Карточка — схема передвижения воды; стр. 29.
Таблицы для групп: стр. 30 (3 колонки).
3) Оборудование для опыта: шланг с воронкой, соединяющиеся сосуды, колба с водой, тарелочка с кристалликами соли.
4) Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса “Наша планета Земля”. Часть 2. (А.А. Вахрушев и др.) – М.: Баласс, 2004.
5) Самостоятельные и проверочные работы к учебнику “Наша планета Земля” для 2-го класса. -М.: Баласс, 2002.
6) Листы – “Аквариум успеха”, рыбки разных цветов, липучка (скотч)
Д/з. 1. № 4, стр. 32-34 – читать.
2. № 4, 5, стр. 30– по желанию.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
На доске карточки-понятия: равнины, горы, острова, полуострова, реки, озера, океаны.
— Распределите карточки с понятиями на две группы. Объясните.
Ученики выделяют понятия относящиеся к суше и к воде. Учитель выставляет карточки СУША. ВОДА.
— Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.)
— Сегодня мы продолжаем разговор о географических объектах. Попробуем отнести новый географический объект к одной из выделенных вами групп.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
— Какое главное правило взаимодействия в группах нужно помнить? (Работать дружно)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1) Повторение изученных понятий (река, озеро, океан). Работа в группах.
Каждая группа получает конверт с заданием.
1группе: Обь, Лена, Амазонка. Покажите на карте Обь.
2 группе: Байкал, Ладожское, Виктория. Покажите на карте Байкал.
3 группе: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый. Покажите на карте Северный Ледовитый.
4 группе: Баренцево, Средиземное, Черное. Покажите на карте Черное.
— При выполнении заданий, что вам поможет в работе с географическими объектами? (Поможет карта (атлас), толковый словарик для объяснения понятий, план работы с географическим объектом)
Каждая группа называет и объясняет понятие, называет его особенности, делит объекты на группы, показывает заданный географический объект на карте, описывает, где он расположен.
1 группа:
- Обь, Лена, Амазонка- это реки. Относятся к воде.
- Река – это водоем, имеет постоянный водоток. Для возникновения реки необходим наклон местности. Начало реки — исток. Течет по руслу, имеет правый и левый берег. Устье – место куда впадает. Реки берут свое начало в горах, озерах, на равнинах (родники). Впадают в реки, озера, океаны. Вода в реках пресная.
- Река Обь находится в Евразии, в части света Азии. Свое начало (исток) берет на территории России в горах, потом протекает по Западно – Сибирской равнине и впадает (устье) в Северный Ледовитый океан.
- Выделили две группы: Обь и Лена текут по Азии, а Амазонка по Южной Америке.
— Чем пользовались для подготовки к ответу? (Физической картой полушарий и физической картой России, толковым словариком в конце учебника и планом работы с географическим объектом на доске).
2 группа:
- Байкал, Ладожское, Виктория – это озера, относятся к воде.
- Озеро – это замкнутая естественная впадина на поверхности суши, заполненная водой. У озер, как и у рек, есть берега. Нет только правого и левого берега. Во все озера впадают реки и ручьи.Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Если из озера вода не вытекает, оно называется бессточным. В умеренном климате вода в озерах пресная. В жарком климате вода в озерах часто бывает соленой.
- Озеро Байкал находится в Евразии, части света Азии, на территории нашей страны. Это горное озеро с пресной водой, как и наше уральское озеро Таватуй.
- Озера Ладожское и Байкал находятся в Евразии, а Виктория – в Африке.
3 группа:
- Индийский, Тихий, Северный Ледовитый – это океаны, относятся к воде.
- Океаны – это огромные водоемы, заполненные соленой водой. Выделяют четыре океана. Еще Атлантический океан. Они омывают материки.
- Северный Ледовитый океан омывает материки Северную Америку и Евразию. Он омывает север России
- Можно выделить в одну группу: Северный Ледовитый, а в другую – Тихий и Индийский, определяя пересекают экватор или не пересекают.
4 группа:
- Баренцево, Средиземное, черное – мы считаем, что это моря, относятся к воде.
Участники группы высказывают свое мнение.
- Моря – большие водоемы с соленой водой, соединяющиеся друг с другом. Моря представляют собой части океана, более или менее отдельные от него сушей.
- Черное море находится внутри материка Евразии. Часть побережья Черного моря относится к России.
— Можно ли разбить моря на группы?
Ученики группы представляют свои варианты.
— Есть ли вопросы к группе? Дополнения. (Ребята высказывают свое мнение, дополняя ответ группы, вопросы и ответы могут быть самыми разными)
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).
— Какой географический объект рассматривала 4 группа? (Море)
— Все ли вы сейчас рассказали о море? (Наверное, нет).
— Почему столько много разных версий возникло?
Учитель рисует знак ? в рабочей карте 4 группы.
(Мы еще не разбирали, что такое море)
— Какова цель нашего урока?(Узнать о новом географическом объекте).
— Сформулируйте тему урока. (Моря).
— Что должны ещё узнать о море? (Где располагаются моря? С какими объектами связаны? В чем особенности морей?)
Учитель открывает тему урока на доске: “Моря. Особенности морей”.
4. Построение проекта выхода из затруднения (совместное “открытие” нового).
— Задайте вопросы, которые мы используем при изучении географических объектов.
Учитель обращает внимание учащихся на вопросы плана на доске:
1. Относится к суше или воде.
2. Где располагаются.
3. Какие объекты напоминает или с какими объектами связан.
4. В чем особенность данного объекта.
— Моря относятся к воде. Значит, необходимо выяснить соленая или пресная вода находится в них.
1) Работа с учебником: задание 3, стр.29.
— Вспомним опыт, который проводили на уроке, посвященном озерам.
Учитель показывает тарелочку с кристалликами соли.
(При высыхании воды её соленость возрастает. При полном испарении в блюдце остались кристаллики соли).
Ученик под руководством учителя у доски на большой схеме, ученики в учебнике раскрашивают схему.
— К какому выводу пришли ? (В море вода соленая.)
Учитель вывешивает карточку — вывод на доску.
— На какой вопрос еще дали ответ? (С какими объектами связаны моря?)
Задание 1, стр.28.
Ученик читает задание.
Учитель рассказывает сказку о Драконе-Водохлебе.
Сказка.
Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил все, что попадалось ему на пути. Только все звери привыкнут выходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлёб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.
Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву. “Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлёб уж не только пресные, но и соленые озера выпил. Нет нам больше жизни!”
Подумал лев и сказал: “Позовите его пить из моря. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша не пил воды из моря, ее количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится”.
Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлебу: “Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в свое удовольствие.” Дракоша и пошел к морю. Пил он пил, пил, пил, пил… а вода все не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов, шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлебу звери конечно зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо!
— О каком свойстве морей знал мудрый лев? (Моря соединяются с морями и океанами.)
2).Работа с физической картой полушарий.
— Где располагаются моря? Чем воспользуемся, чтобы ответить на этот вопрос? (Картой полушарий.)
— На какие группы можно разделить моря?(Некоторые моря находятся внутри материка, имеют небольшое соединение с океаном.Так Черное море связано со Средиземным морем и соединяется с Атлантическим океаном.
— Это внутренние моря.
(Некоторые моря являются частью, продолжением океана и омывают материк. Например, Баренцево, Красное, Лаптевых.)
— На окраине какого океана они находятся? (Северного Ледовитого океана.)
— Это окраинные моря.
-К какому выводу пришли? (Моря являются частью океана).
Учитель вывешивает карточки-выводы на доску.
-Представьте, что мы приехали отдыхать к Черному морю. Стоим на берегу и …, что будем делать? (Будем плавать, нырять, купаться, плескаться и загорать.)
Учащиеся повторяют движения за учителем.
— Купаемся, какая вода в море? (Вода теплая).
— Какое море? Почему? (Это теплое море, оно ближе к экватору).
— Присели, полетели… в каком направлении?
Учитель указывает по карте на север.
— Стоим на берегу Баренцева моря. Что делаем? (Любуемся, ловим рыбу).
Дети выполняют упражнения.
— Где расположено это море? (Баренцево море – часть Северного Ледовитого океана, расположено ближе к Северному полюсу, это холодное море)..
— Итак, какие бывают моря в зависимости от их расположения по поверхности земли. (Моря бывают теплые и холодные).
4). Демонстрация опыта.
— На какой вопрос еще не ответили? (В чем особенность морей?)
— Посмотрите на карту, что объединяет моря в одну группу? Что можно сказать о глубине? (В морях, судя по карте, глубина чаще всего не очень большая. У берегов еще меньше).
— Как определяли глубину? (По цвету и шкале глубин в метрах).
— А чему соответствует на карте значение 0? (Это уровень океана).
— Что это значит, уровень океана?
Задание 2, стр.. 29
— Каков будет уровень воды в шлангах? К чему стремится вода?
Запись выводов: Вода всегда выливается из нижнего конца.
Вода стремится быть на одинаковой высоте.
Уровень воды во всех морях одинаковый.
Учитель вывешивает карточку-вывод на доску.
— Итак, все моря соединены друг с другом, т.е. моря – это сообщающиеся “сосуды” с одинаковым уровнем воды.
— Ребята, а как взаимодействует морская вода с поверхностью суши? (Морская вода размывает берега, образуются острова, полуострова).
— Покажите пример на карте.
Ученики показывают и называют моря омывающие поверхности суши, Например., моря Северного Ледовитого океана… омывают север Евразии.
— Если заинтересуетесь, почему географические объекты имеют такие названия, можете в дополнительной литературе поискать ответ дома.
5. Применение знаний, закрепление во внешней речи.
1). Работа с таблицей: задание 4,стр.30.
— Что обозначают слова в первой колонке? (Это омываемые части света).
— Что обозначают слова в первой строке? (Это названия океанов).
— Назовите и покажите моря Северного Ледовитого океана, какие части света омывают.
2). Работа в группах с картой.
— Работаем с третьей колонкой таблицы. Найти моря, записать название моря.
Учащиеся вписывают название моря в таблицу, находят моря, соотносят с океаном и частью света, проговаривая вслух.
Ответ по вопросам:
Какую часть света омывает.
К какому океану относится.
-Итак, чему сейчас учились, работая с таблицей. (Учились находить на карте моря.)
— Вместе с родителями дома можете попутешествовать по карте, выполнить задание 4, стр.30, задание 5, стр.32.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Сборник “Самостоятельные и проверочные работы к учебнику “Наша планета Земля”: № 1, 2, стр.19.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Время ограничено (1-2мин.) По окончании работы учитель на доске выставляет эталон для самопроверки.
-У кого все верно? Кто допустил ошибку?
Дети ставят “+”,если выполнил верно, “?”, если неверно.
-Знание каких особенностей морей вам помогли в работе?
Повтор особенностей морей
— Ребята, для чего человеку нужны знания о море? (Нужны знания о морях, чтобы правильно использовать в своей жизни.)
7. Включение в систему знаний и повторение
— На суше существуют растения и животные, а есть ли они в воде? Давайте посмотрим.
Просмотр видеофильма. (1-2 мин) “Голубая планета” ВВС — “Союз-Видео”.
— Есть ли растения в воде? Как называются?
— Есть ли животные? Каких увидели?
Д/З. Об обитателях морей, какие вещи, продукты питания получает человек из морей и океанов, вы сможете узнать из урока 32.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
— В начале урока поставили вопрос “?”, что должны были узнать? (Определить понятие “Море”)
Ученики отвечают на вопросы учителя:
- Что нового узнали.
- Где пригодятся эти знания.
- Кто из ребят больше всех нам помог.
- Кому помог ты.
- Как ты оцениваешь себя на уроке.
— Каждая группа заполнит свой аквариум успеха. Каждый ученик свою рыбку пустит в аквариум:
- золотую, если все понял на уроке, выполнял задания без ошибок, доволен собой;
- синюю, если допустил неточность в работе;
- красную – “ещё надо постараться, и придет успех”
На доске дети заполняют рыбками аквариум успеха своей группы.
Источник