- Урок географии в 7 классе по теме: «Северный Ледовитый океан» план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока географии. 7 класс. Атлантический и Северный Ледовитый океан. план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе по теме: «Северный Ледовитый океан»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Урок-путешествие. Работа ведется в группах. Каждая из групп работает в одном из направлений исследования. Свои наблюдения заносит в «Судовой журнал».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_7_klasse.doc | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе
разработан учителем первой квалификационной категории
МКОУ СОШ №1 п. Михайловка Юргиной И.В.
Тема урока: Северный Ледовитый океан
Раздел: Океаны Земли
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
- Технический – компьютер с мультимедийным проектором;
- Наглядные – стенные карты, карты атласа, мультимедийная презентация по теме;
- Раздаточный материал – судовой журнал с планом исследования.
Форма организации познавательной деятельности:
- объяснительно иллюстративный;
- частично-поисковый.
- дать систему знаний о главных особенностях Северного ледовитого океана;
- развитие аналитико-синтетической умственной деятельности при самостоятельной работе с учебной и дополнительной литературой, картами атласа и контурными картами.
- формирование умений и навыков работы с персональным компьютером,
- развитие навыков учебного труда (работать самостоятельно и сотрудничая в группах, в должном темпе).
- воспитывать умения работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.
Задачи учителя на урок:
- через логическую структуру урока осуществлять руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников,
- обращать внимание на качество общения учащихся в группах,
- способствовать позитивному эмоциональному настрою учащихся на уроке,
- способствовать развитию дальнейшего интереса к изучению предмета.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний (презентация темы).
Тема, которая обычно записывается на доске — неизвестна. Она разбита по буквам, которые помещены на отдельных листах бумаги. Чтобы ее узнать, листы нужно перевернуть. Но для того, чтобы это сделать, вы должны ответить на мои вопросы. Начальная буква ответа будет прятаться за одним из квадратов.
Учитель задает вопросы:
- Иллюстрация на мультимедийном проекторе (коралл). Подсказка (если не ответили) – морские кишечнополостные, образующие целые колонии.
- Морское животное, обитающее на Байкале (нерпа).
- Иллюстрация на мультимедийном проекторе. Как называется полуостров (Аравийский).
- Одна из крупнейших рек России, относящаяся к бассейну Северного Ледовитого океана (Енисей)?
- Как называется часть суши, со всех сторон окруженная водой (остров)?
Итак, открылась тема: «Океан».
Но на Земле 4 океана. О каком из них пойдет речь?
Учитель зачитывает подсказки, учащиеся пытаются узнать океан:
- Этот океан имеет площадь больше 14 млн. кв. км.
- В его состав входит море Бофорта.
- Он омывает берега самого большого острова на Земле.
- Он целиком расположен в Южном полушарии.
- Он самый мелкий.
- Он самый малый.
После определения океана, учитель озвучивает тему целиком.
Итак, тема сегодняшнего урока – Северный Ледовитый океан. А значит, целью урока будет изучения главных особенностей этого океана по плану (на доске):
- История исследования;
- Географическое положение;
- Рельеф;
- Климат;
- Органический мир;
- Хозяйственное использование.
Когда перечислялись особенности этого океана, не была названа самая главная из них – Северный Ледовитый океан – самый холодный океан Земли. Его воды скованы льдами, в нем бушуют штормы, по долгу длятся полярные ночи. Но лучше меня об этом может сказать человек, который сам там бывал. Например полярный летчик, исследователь Арктики, герой Советского Союза — Водопьянов. Вот, что он писал: «. . . Там хранится великая тайна рождения погоды, движения ветров, дрейфа льдов. Сотни лет стремится туда человечество, чтобы разгадать эту тайну. Но природа крепко хранит ее. Корабли, аэростаты, дирижабли на которых исследователи Арктики пытались попасть на полюс, сковывало льдом, разбивало штормом, заметало пургой». Но смелые люди все же стремились покорить этот океан, порой, отдавая свои жизни за это. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Учитель использует мультимедийную презентацию, рассказывая о следующих исследователях:
- Виллем Баренц, благодаря которому на карте появилась западная часть океана;
- Большой вклад внесла Великая Северная экспедиция, начавшаяся в 1733 году и длившаяся 10 лет. Исследователи, вошедшие в ее состав, изучили побережье Северного Ледовитого океана от Белого моря до Берингова пролива. В ней участвовало множество людей: лейтенанты Малыгин, Овцын, Прончищев, бр. Лаптевы, штурман Челюскин и многие матросы. Они проявили великую выносливость и твердость, не отступая перед опасностями и лишениями.
- Геогрий Седов в 1912 году организовал экспедицию для исследования архипелага Франца Иосифа.
- Но все же больше притягивал к себе Северный полюс.
- В 1937 году была организована первая станция на дрейфующей льдине, где находились 4 полярника во главе с Ив. Дмит. Папаниным. Они проделали путь от Северного полюса до Гренландского мор
Об исследования океана можно говорить долго, но мы не можем это себе
позволить. А вот совершить путешествие по следам экспедиций в наших силах. Что я сейчас и предлагаю сделать.
Каждый из вас сейчас получат судовые журналы (см. Приложение), в которых вы будете записывать свои наблюдения.
Знакомство с журналом, оформление титульного листа.
Мы не можем начать нашу экспедицию, пока не наметим маршрут на карте. Выполните первое задание – нанесите границы океана на контурную карту.
Учащиеся работают с судовыми журналами.
Итак, маршрут намечен, нужно выбрать корабль. Я это сделала за вас (учитель расставляет на столы флажки с названием кораблей – «Св. Фока», «Седов», «Челюскин», «Северный полюс»).
Вот теперь можно отправляться. Все мы будем исследовать один океан, но разные его особенности.
Учитель распределяет задания для команд:
- «Св. Фока» — изучает подводный рельеф;
- «Седов» — изучение особенностей климата;
- «Челюскин» — органический мир (работа с компьютером, Интернетом);
- «Северный полюс» расскажет о хозяйственной деятельности человека.
Команды работают (заполняют судовой журнал). Учитель консультирует.
После окончания работы один из членов команды выступает у доски. Остальные команды, заслушивая сообщения, вносят записи в журнал. По мере заслушивания отчетов команд, учитель размещает на стенной карте, вырезанные из бумаги, следы от человеческих ног. На каждом следе – вопрос по изученной теме.
Учащимся предлагается убрать «следы своего пребывания» в океане. К доске выходят представители команд и, снимая «следы», зачитывают вопросы, помещенные на обороте, отвечают на них.
- Вся ли территория С.Л. океана лежит в пределах северного полярного круга?
- В чем характерная особенность рельефа дна С. Л. океана?
- В каком климатическом поясе расположена большая часть океана?
- Располагается ли океана в умеренном климатическом поясе?
- Какие воздушные массы преобладают над океаном?
- Какой представитель органического наиболее распространен в океане?
- Живут ли в С. Л. океане киты?
- Каких ластоногих, обитающих в С. Л., океане вы знаете?
- В шельфе каких морей обнаружена нефть?
- Как называется транспортный путь, проходящий по С. Л. океану?
- Назовите самого крупного сухопутного хищника.?
- Как называется самый крупный остров, который омывает С. Л. океан?
- Кто руководил экспедицией, дрейфовавшей на льдине?
- Какой путешественник изучил западную часть С. Л. океана?
- Как называлась экспедиция, изучавшая береговую линию С. Л. океана 10 лет?
- Учитель подводит итог;
- Учащиеся делятся своим впечатление об уроке, поднимая на головой, изображение солнца (если они довольны) или тучки (если нет).
Источник
Конспект урока географии. 7 класс. Атлантический и Северный Ледовитый океан.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atlanticheskiy_i_severnyy_ledovityy_okean.docx | 38.39 КБ |
atlanticheskiy_i_severnyy_ledovityy_okean.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Атлантический и Северный Ледовитый океаны
Цель: изучение географического положения, истории исследования, особенностей
природы Атлантического и Северного Ледовитого океанов, их хозяйственного
1. Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением океанов;
2. Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры океана, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.
3. Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
· физическая карта полушарий;
· компьютер, мультимедийный проектор, экран;
· мультимедийная презентация «Атлантический и Северный Ледовитый океаны».
Тип урока: комбинированный урок (повторение пройденного материала, изучение нового материала и первичное закрепление знаний).
Слайд 1 I. Организационный момент (1 мин)
– Сегодня на уроке нам откроют свои тайны ещё два океана –
Атлантический и Северный Ледовитый. Прежде чем отправиться в путешествие по ним, нужно пройти проверку ваших знаний о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском, в виде цифрового диктанта (выполняется на листочках).
Слайд 2 II. Проверка домашнего задания (9 мин)
Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»
— Прослушав утверждение (дублируется на экране), определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».
Индийский океан — 2
1) Третий океан на Земле по величине.
2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4) Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
7) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
8) В северной части океан пересекает экватор.
9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
10) Западной частью омывает Африку.
Слайд 3 Учащиеся обмениваются листочками, проводят взаимопроверку и выставляют оценку.
Правильность выполнения цифрового диктанта:
21 – 12 – 21 – 12 – 12
«5» — 9 — 10 правильных ответов;
«4» — 7 — 8 правильных ответов;
«3» — 5 — 6 правильных ответов;
«2» — 0 — 4 правильных ответов.
Слайд 4 Показать на карте полушарий основные объекты Тихого и Индийского океанов.
III. Изучение нового материала (25 мин)
Слайд 5 – Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому и Северному Ледовитому океанам.
Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический и Северный Ледовитый океаны”.
— Что знаем об этих океанах?
— Что мы должны будем знать по нашей теме?
2. История исследования океанов
Как давно были открыты эти океаны? Когда начались их научные исследования?
Слайд 6-8 Сообщения учащихся
Название происходит от мифа об Атланте, титане, держащем на своих плечах небесный свод. Его называли «Западный океан», «Море Мрака». С середины XVII века единственным названием, стало Атлантический океан.
Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов пролегали на север, вдоль берегов Европы, и на юг, вдоль берегов Африки. Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги .
С эпохи Великих географических открытий, после плавания Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана, Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.
Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием английской экспедицией на судне «Челленджер» в конце XIX в. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.
Ещё в давние времена в воды Северного Ледовитого океана на промысел ходили поморы, жители побережья Белового моря. В итоге плаваний в 16 веке голландского мореплавателя Виллема Баренца была составлена карта западной части океана.
Исследование береговой линии океана начались в 17 веке. 1648 год — Семен Дежнёв обследовал побережье от устья Колымы до самой восточной окраины материка. Открыл пролив между Азией и Америкой. 1733-1743 годы — Великая Северная экспедиция прошла путь от побережья Печоры до Берингова пролива, в результате были нанесены на карту тысячи километров побережья Евразии.
1878-1879 годах первое сквозное плавание русско-шведской экспедиции под руководством Н. А. Норденшельда на корабле «Вега» с запада на восток вдоль берегов Евразии с одной зимовкой. 1893-1896 годы – ледовый дрейф норвежского путешественника на корабле «Фрам».
В 1909 году американский полярный путешественник Р. Пири достиг Северного полюса. В начале 20 века большой вклад в изучение океана внесли русские путешественники – среди них Георгий Седов, Отто Шмидт.
В современное время проводятся комплексные исследования океана. В 2008 году два батискафа «Мир-1» и «Мир-2» погрузились на дно Северного Ледовитого океана, и в точке Северного полюса был поставлен вымпел России.
3. Характеристика географического положения океанов – даётся учащимися по плану и картам атласа.
Слайд 17 Вывод об особенностях положения океанов: Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды. Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.
Северный Ледовитый океан расположен в центре Арктики, в Северной полярной области.
4. Особенности природы океанов
Площадь Атлантического океана – 91, 6 млн. км2. Это самый молодой океан. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.
Пользуясь картой «Строение земной коры», ответьте на вопросы:
— Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении они перемещаются? Как это отражается на океане?
( Плиты раздвигаются, это приводит к расширению океана )
Задания по карте океана.
— Почти посередине океана проходит Срединно-Атлантический хребет длиной более 17 тыс. км и шириной 1 000 км. На севере океана хребет выходит на поверхность.
— Определите, что это за остров ( остров Исландия ).
— Определите среднюю и максимальную глубины океана.
— В каких климатических поясах лежит океан?
( Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах. )
Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.
— Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется?
( Охлаждающее влияние вод и льдов, выносимых из полярных широт; интенсивное перемешивание водных масс ) При затруднении ответа можно воспользоваться текстом учебника на стр. 90.
— С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним показателем?
(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки)
— В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.
— Течения в океане направлены не по широте, а почти вдоль меридианов. Почему?
( Океан узкий и имеет большую протяжённость с севера на юг .)
Площадь Северного Ледовитого океана — 14,8 млн. км2.
— Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдом. Почему?
Здесь образуются разные виды льда. (учащиеся делают записи в тетради)
За короткое лето лёд не успевает таять и образуются толщи льда — паковый лёд .
Лёд в океане движется, дрейфует под действием течений и ветра. Льды нагромождаются друг на друга и образуются торосы . Вдоль берега Евразии лёд успевает растаивать и здесь образуется тонкий слой льда (3м) и называется – припай .
Кроме этого в СЛ океане постоянно находятся айсберги . Больше всего льдов даёт о. Гренландия.
– Какова солёность вод океана? Установите причину низкой солености. ( таяние льда, слабое испарение, впадение крупных рек )
5. Хозяйственное использование
Атлантический океан (стр. 92) издавна используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы ( показать на карте каналы).
Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.
Шельфы океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми . Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)
Атлантический океан и его моря принимают на свои
берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским
рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).
По рис. 47 стр. 93 учебника определите крупные порты Атлантического океана.
Северный Ледовитый океан (стр. 98) из-за суровых климатических условий океан очень труден как для исследования, так и для хозяйственного освоения.
Холодные воды океана малопродуктивны, поэтому биологические ресурсы океана невелики. Вылов рыбы ведётся только в районах, прилегающих к Атлантике.
На шельфе океана образовалась мощная толща осадочных пород. В этих отложениях обнаружены запасы нефти, газа, оловянной руды.
В океане достаточная высота приливов для строительства приливных электростанций. Одна такая станция (Кислогубская) уже построена в России.
Северный Ледовитый океан имеет важное транспортное значение. Через него проложены транспортные магистрали, наиболее важная из которых – Северный Морской путь. Препятствием для мореплавания является круглогодичная ледовитость. Для проводки судов даже в летнее время приходится использовать ледоколы.
III. Закрепление (5 мин)
Определим основные характерные черты Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Второй по величине океан. Самый маленький из океанов
Второй по глубине Самый северный
Самый узкий Самый мелкий
Самый молодой Самый холодный
IV. Подведение итогов. Д/з – повторить параграфы 17-20.
Источник