Река иордан от мертвого моря
Река Иордан. Факты и подробности
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» – поем мы в праздник Богоявления, предначинание которого отмечается 18 декабря. А что мы знаем об этой библейской реке?
Каждый читатель Священного Писания знаком с рекой Иордан. Она упоминается много раз как в Ветхом, так и в Новом Завете. Упоминание Иордана в ветхозаветных книгах связано, в основном, с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями. В современной карте мира река Иордан является границей между странами Израилем и Иорданией.
Иордан берет начало в четырнадцати километрах севернее озера Хула, недалеко от поселения Сде-Нехемия. Его исток представляет собой три небольших реки, берущие начало у подножия горы Хермон на высоте около 520 метров над уровнем моря, которые затем сливаются вместе и образуют единое течение Иордана.
Длина реки Иордан – 252 км, она не очень широкая, и судоходства по ней нет. Река течет в направлении с севера на юг до самого устья. Около Сде-Нехемии Иордан разделяется на два канала, которые через несколько километров снова соединяются. Каналы были прорыты в 50-х годах XX века в рамках проекта по осушению долины озера Хула. От места их соединения идет канал до Моста дочерей Иакова. Отсюда Иордан течет в своем естественном русле, проходящем по дну базальтового ущелья, до впадения в Тивериадское озеро, которое иногда называется еще Галилейским морем. По пути следования по базальтовому ущелью река Иордан имеет наибольший уклон – 17,6 м/км.
Тивериадское озеро – самое большое естественное водохранилище Израиля, его площадь составляет 167 км². На иврите оно называется Кинарет. По берегам озера находится множество минеральных источников, поэтому вода немного солоновата на вкус. Но все равно она пригодна для питья. Вода из озера по водопроводу поступает в густонаселенную центральную и безводную южную части страны. Озеро Кинерет является самым низко расположенным пресным озером в мире – 213 метров ниже уровня моря. Считается, что воды Иордана не смешиваются с водами озера: несмотря на то, что воды озера слегка солоноваты, Иордан, вытекающий из Кинерета, абсолютно пресноводен.
В Новом завете Тивериадское озеро связывается со многими рассказами о земной жизни Иисуса Христа. На берегах озера и в прибрежных городах Иисус провел большую часть Своего земного служения. Именно здесь рыбачили апостолы Петр и Андрей, когда были призваны Христом на апостольское служение.
После Тивериадского озера река течет по Иорданской долине до Мертвого моря, – это примерно 100 километров. Здесь русло реки становится очень извилистым, берега на этом участке высокие и в некоторых местах даже отвесные, ширина Иордана доходит до сорока метров. Во время половодья река подмывает берега, и это иногда приводит к обвалам, создающим серьезные препятствия для водотока.
Мертвое море, где заканчивается Иордан, является наиболее соленым озером в мире. Оно находится на самом низком участке земной поверхности – 420 метров ниже уровня моря. Принято географическое разделение Иордана на верхний – от истоков до Тивериадского озера и нижний – от Тивериадского озера до Мертвого моря.
Название «Иордан» не имеет убедительной этимологии. Чаще всего его связывают с еврейским глаголом «спускаться». По одной версии Иордан значит «спускается от Дана», по другой версии – «спускаться к воде» и «водопой». Если исходить из хурритского происхождения слова, то Иордан истолковывается как «вода Дана», а если опираться на древнеперсидский язык, то получается «река, текущая весь год».
Наиболее раннее упоминание о реке Иордан связано с рассказом о Лоте, который выбрал «окрестность Иорданскую» как пастбища для своих стад, потому что она вся орошалась водою (Быт. 13. 10). После исхода из Египта израильский народ под руководством Иисуса Навина подошел с востока к границам Земли обетованной и пересек Иордан напротив города Иерихон. Сам переход был осуществлен при чудесной помощи Божией. События перехода евреев через Иордан описываются следующим образом: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав. 3. 16). Здесь же говорится, что вода остановилась, только когда священники, державшие ковчег завета, коснулись вод потока. Взятые из Иордана двенадцать больших камней – по числу колен израильского народа – были установлены как один памятник в Галгале.
После того, как еврейский народ поселился на территории Палестины, река Иордан оказалась где-то внутри, а где-то – на границе областей, которыми владели евреи. В Книге Судей берега Иордана – это место постоянных сражений с моавитянами, мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами. Возле переправы через Иордан сражался с филистимлянами царь Саул. Давид неоднократно пересекал Иордан в дни победоносных сражений и в дни поражений.
Пророк Илия своей милотью (одеждой из овечьих шкур) ударил по воде и остановил Иордан. Он же с берегов реки вознесся на огненной колеснице на небо. Его ученик, пророк Елисей, получивший дар чудотворения после вознесения пророка Илии, также перешел Иордан по дну, воды которого расступились перед ним. После семикратного омовения в водах Иордана по повелению пророка Елисея исцелился от проказы сирийский военачальник Нееман.
Постоянное присутствие реки Иордан на страницах Священного Писания неудивительно, так как она находится недалеко от того региона, где происходят основные события библейской истории. Но, несомненно, самое важное предназначение этой реки, самое значимое действие, которое происходит в водах Иордана, описывается у четырех евангелистов. Это Крещение, которое Иисус Христос принял от рук святого праведного Иоанна Предтечи. С момента Крещения начинается мессианское служение Господа.
В текстах службы на праздник Крещения Господня многие песнопения говорят об Иордане, воспевают Иордан именно из-за того, что эта река невольно удостоилась такой высокой чести – своими водами послужить самому Спасителю мира. Церковные песнотворцы наделяют Иордан человеческими чертами: он трепещет, видя Господа, приходящего к нему, чтобы креститься от Иоанна, и в страхе поворачивает свое русло вспять. Иисус Христос, погружаясь в воды Иордана, одевается в них, как в одежду, и тем самым Он облачает Церковь «в одежду нетления».
В иорданских водах происходят важные в сотериологическом смысле события: Своим Крещением Христос восставляет падшего Адама и сокрушает «главы змиев». От события Крещения Иисуса Христа берет свое начало Таинство Крещения в Православной Церкви. И во все века христианства это Таинство вводит человека в Церковь, делает его чадом Христовым, дает возможность принимать другие важные Церковные Таинства, такие как исповедь, причащение, соборование, открывает путь ко спасению, потому что без жизни в Церкви нет активной принадлежности к ней. Во время Крещения Иисуса Христа на Иордане происходит явление Пресвятой Троицы, Богоявление: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1. 10-11).
После создания государства Израиль в 1948 году верхний Иордан стал его восточной границей с Сирией. Нижний Иордан и прилегающие к нему земли перешли под контроль Иордании и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года. Верхнее течение Иордана и его истоки также были захвачены Израилем. После окончании войны по Иордану от реки Ярмук до Мертвого моря прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией.
В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые постоянно конфликтуют – каждая из стран старается забрать себе как можно больше воды. Если так будет продолжаться и далее, то река Иордан исчезнет.
В 1994 году Израиль и Иордания подписали мирный договор, и по нижнему Иордану стала проходить государственная граница. Также было предложено реабилитировать реку, однако ни одна из сторон не приняла серьезных шагов для восстановления Иордана.
От обмеления этой реки страдает и Мертвое море. Уровень воды в нем каждый год уменьшается почти на метр, что может привести к полному исчезновению моря через 50 лет.
Источник
ИОРДАН
Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г. |
Иорда́н (евр. yarden, араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа), река на Ближнем Востоке, протекающая большей частью в современной Иордании, вдоль всей библейской Палестины и разделяющая ее на две половины. Длина реки 252 км.
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
- А. К. Лявданский, Я. Чехановец, К. В. Неклюдов, Е. Е. Макаров. Иордан. Православная энциклопедия, т. 25, с. 512-519
- http://www.pravenc.ru/text/578378.html
- Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
- Библейская энциклопедия Брокгауза
Профиль р. Иордан, Т. Даули |
География
Принято географическое разделение Иордана на верхний — от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний — от Тивериадского озера до Мёртвого моря.
Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока — реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада — реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной.
Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» (Зах. 11, 3) ), водилось много диких зверей: львов (Иер. 49, 19; Иер. 50, 44; Зах. 11, 3), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.
Верхнее течение реки представляет собой плодородную возделываемую долину. Земли вдоль нижнего Иордана заселены крайне неравномерно: восточный берег, область древней Переи, интенсивно осваивается, здесь расположены десятки деревень и небольшой г. Эль-Карама; на западном берегу насчитывается несколько оседлых бедуинских и израильских сельских поселений, а также г. Бейт-Шеан на месте древнего Беф-Сана.
В Новое время по Иордану прошла граница между государствами. После создания эмирата Трансиордания в 1921 г. (с 1946 королевство) и вплоть до 1948 г. Иордан служил его границей с брит. подмандатной территорией Палестины. После создания государства Израиль в 1948 г. верхний Иордан стал его восточной границей с Сирией. Нижний Иордан и прилегающие к нему земли, на которых по плану ООН должно было быть создано араб. палестинское государство, перешли под контроль Иордании и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны 1967 г. По окончании войны по Иордана от Ярмука до Мёртвого моря прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией, а после подписания мирного договора между странами в 1994 г.- гос. граница. Верхнее течение Иордана и его истоки были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны. Территориальные претензии на истоки Иордана неоднократно служили поводом для локальных конфликтов между Израилем, Сирией и Иорданией.
Устье р. Иордан |
Современные проблемы Иордана
Река страдает от вредных стоков, интенсивного сельскохозяйственного использования ее вод и от последствий затяжного конфликта на Святой земле и, по некоторым оценкам, может в скором времени пересохнуть.
В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые за последние полвека построили немало плотин, каналов и водозаборов для городской канализации.
«Если сейчас же не принять меры, река Иордан исчезнет. Больше половины воды в ней сегодня — канализационные стоки и вода, стекающая с полей», — заявил председатель «Друзей Земли» Мункет Мехьяр. По словам израильского директора «Друзей Земли» Гидона Бромберга, арабо-израильский конфликт также плохо влияет на состояние реки, так как каждая из конфликтующих стран старается «забрать себе как можно больше воды». В 1950-х годах Израиль начал откачивать воду из Галилейского моря, а в 70-е — Иордания стала использовать воду главного притока Иордана — реки Ярмук — для орошения своих полей. В настоящее время Иордания и Сирия строят на Ярмуке плотину, которая может привести к полному пересыханию Иордана. В 1994 году Израиль и Иордания подписали мирный договор, в котором упоминалась «реабилитация» реки, однако ни одна из сторон не приняла серьезных шагов для восстановления Иордана.
Обмеление Иордана — источник проблем Мертвого моря, самого соленого водоема на планете. Уровень воды в нем каждый год уменьшается почти на метр, что может привести к полному исчезновению моря через 50 лет [15].
Использованные материалы
[1] Gesenius W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testsmenti. Lipsiae, 1840. T. 2. P. 626
[2] Hadriani Relandi Palestina ex monumentis veteribus illustrata. Trajecti Batavorum, 1714. P. 271
[3] Pentiuc E. J. West Semitic Vocabulary in the Akkadian Texts from Emar. Winona Lake, 2001. P. 86-87
[5] Gesenius W. Thesaurus philologicus. 1840. T. 2. P. 626
Источник