- Синтаксический разбор предложения
- Что такое синтаксический разбор предложения?
- Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
- Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
- Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
- Синтаксический разбор предложения в тексте
- Характеристика предложения
- О инструменте
- Какой вариант разбора выбрать?
- Часть речи сверху слова
- Река точно море грамматическая основа
- Река точно море грамматическая основа
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Тире в предложении с однородными членами при обобщающем слове
- Тире при приложении
- Тире при несогласованных определениях
- Тире при согласованных и несогласованных определениях
- Тире при вставных конструкциях
- Тире при прямой речи
- Тире при диалоге
- Тире в неполных предложениях
- Тире интонационное
- Тире соединительное
- Тире при присоединительных конструкциях
- Постановка тире в бессоюзном сложном предложении
- Тире в сложноподчиненных предложениях
Синтаксический разбор предложения
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник
Река точно море грамматическая основа
(1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
(5)Ландыш представляется мне символом леса.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Кольца наклонились вниз (предложение 1)
2) Мастер придал (предложение 2)
3) Превратятся в бусинки (предложение 3)
4) Камни попали (предложение 4)
5) Ландыш представляется символом (предложение 5)
1) Кольца наклонились (предложение 1);
2) Мастер придал форму (предложение 2);
3) Они превратятся (предложение 3);
4) Камни попали (предложение 4);
5) Ландыш представляется символом (предложение 5).
ВНИМАНИЕ. Основа второго предложения в пояснении обозначена верно: подлежащее мастер, выраженное существительным, и сказуемое придал форму, выраженное неделимым словосочетанием!
(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Закат пылает, золотит (предложение 1)
2) Луч солнца касается (предложение 2)
3) Мыши заглядывают (предложение 3)
4) Тлеет, кричит (предложение 4)
5) Озеро (предложение 5)
1) Закат пылает, золотит (предложение 1);
2) Луч касается, темно и глухо (предложение 2);
3) Летучие мыши летают и заглядывают (предложение 3);
4) Зорька тлеет, выпь кричит (предложение 4);
5) Озеро (предложение 5).
(1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Мы бродили (предложение 1)
2) Закат хорош (предложение 2)
3) Мгла начинает надвигаться (предложение 3)
4) Держит шорох (предложение 4)
5) Будит воображение (предложение 5)
1) Мы уходили и бродили (предложение 1);
2) Закат хорош (предложение 2);
3) Тени нарастают, мгла начинает надвигаться (предложение 3);
4) Воздух держит (предложение 4);
5) Переживаешь; которое будит воображение (предложение 5).
ВНИМАНИЕ. Задание требует выписать основу предложения или ОДНОЙ ИЗ ЧАСТЕЙ сложного предложения. Именно поэтому ответ под номером 3 абсолютно верен: основа «Мгла начинает надвигаться» — это основа ОДНОЙ ИЗ ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Он бродил (предложение 1)
2) Рыба уплывала (предложение 2)
3) Он радовался (предложение 3)
4) Ихтиандр нес её (предложение 4)
5) Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)
1) Он бродил и спасал; можно спасти(предложение 1);
2) Он радовался; рыба уплывала (предложение 2);
3) Он радовался; рыбы оживали (предложение 3);
4) Ихтиандр нес (предложение 4);
5) Рыба трепетала; он смеялся и уговаривал (предложение 5).
Источник
Река точно море грамматическая основа
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Холм на берегу реки Чепца является одним из красивейших мест Удмуртии, с него открывается великолепный вид на окрестности: далеко внизу петляет река, к горизонту мягкими волнами поднимаются холмы, поросшие елями.
(2)До наших дней дошло множество легенд о происхождении названия этой горы, и, по преданиям, у горы Байгурезь было два названия. (3)Первое — Байгурезь, которое в переводе с удмуртского значит «богатая гора». (4)Второе название горы — Бакгурезь, что означает «немая гора». (5)Легенда гласит, будто давным-давно у подножия горы жил богатый мельник, у которого была одна дочь. (6)Когда пришла пора выдавать девушку замуж, мельник заявил, что дочь свою отдаст только за того человека, который поднимется на гору по самому крутояру. (7)Никто из претендентов не смог покорить гордую гору, поскольку не знал о том, что у духа горы нужно попросить благословения. (8)А в одной из окрестных деревень жил юноша: ловкий, красивый, умный, но глухонемой. (9)Когда он попросил руки дочери мельника, тот указал ему на гору — юноша попросил благословения и, быстро забравшись на вершину, чудесным образом якобы обрёл дар речи.
Пояснение (см. также Правило ниже).
В предложениях 3, 4, 5, 6, 7, 9 запятые между основами в сложноподчинённом предложении.
(3)[ Первое — Байгурезь ], ( которое в переводе с удмуртского значит «богатая гора»). (4)[Второе название горы — Бакгурезь ], ( что означает «немая гора»). (5)[ Легенда гласит ], (будто давным-давно у подножия горы жил богатый мельник ), (у которого была одна дочь ). (6)(Когда пришла пора выдавать девушку замуж), [ мельник заявил ], (что дочь свою отдаст только за того человека), ( который поднимется на гору по самому крутояру). (7)[ Никто из претендентов не смог покорить гордую гору], (поскольку не знал о том), (что у духа горы н ужно попросит ь благословения). (9)(Когда он попросил руки дочери мельника), [ тот указал ему на гору] — [ юноша попросил благословения и, быстро забравшись на вершину, чудесным образом якобы обрёл дар речи].
Задание № 21 ориентировано на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте. Для выполнения этого задания можно пользоваться материалами таблиц, приведённых ниже, а также материалами справочника сайта РЕШУ ЕГЭ к заданиям № 16−20.
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится | Тире не ставится |
---|---|
1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой). Москва — столица нашей Родины; Дважды два — четыре. | 1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, но: а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие); б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море); в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок); г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда — наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны); д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сашка мне друг); е) сказуемое предшествует подлежащему (Хороший человек Фёдор Кузьмич); ж) подлежащее и сказуемое образуют неразложимый фразеологический оборот (Два сапога пара). |
2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них — инфинитив, а другой — существительное (числительное) в именительном падеже. Курить — здоровью вредить. Мой долг — предупредить тебя об опасности. | 2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них — инфинитив, а другой — существительное (числительное) в именительном падеже, но порядок слов обратный (сказуемое стоит перед подлежащим) и пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует (Какое счастье сына обнимать!). Обратите внимание: если пауза есть, то тире ставится и при обратном порядке слов (ср.: Это большое искусство — ждать). |
3. Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью слов это, вот, это есть, значит (в значении это есть), это значит (тире ставится перед этими словами). Поймать ерша или окуня — это такое блаженство; понять — значит простить; безумство храбрых — вот мудрость жизни. | 3. Перед словами это, значит тире не ставится, если: а) значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень; б) значит является глаголом в значениях: 1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец); 2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен); 3. «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать); в) это является подлежащим, выраженным указательным местоимением: Это (что?) моя дочь; Это (что?) интересно). |
Тире в предложении с однородными членами при обобщающем слове
Правило | Пример |
---|---|
Обобщающее слово заключает перечислительный ряд однородных членов, поэтому перед ним ставится тире | На лесной опушке, на полянке, на проталинках — всюду заметен весенний след. |
Обобщающее слово стоит перед однородными и после обобщающего стоит двоеточие, а после однородных предложение продолжается, поэтому ставится тире | Всюду: на лесной опушке, на полянке, на проталинках — заметен весенний след |
Однородные члены находятся в середине предложения, и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, поэтому тире ставится с двух сторон | Всё, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома. |
Тире при приложении
Приложение — определение, выраженное существительным.
Правило | Пример |
---|---|
Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союз «а именно» | Основная директива — повышение качества продукции — выполняется успешно. |
Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному | Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу |
Если приложений несколько, чтобы установить границу между приложениями и определяемым существительным | Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах |
Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом | В комнате сидела бабушка, мой брат — пятилетний Петя, сестра Нина и я. |
Если внутри приложения есть запятые | Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу — оленя, сбитого стрелой |
Тире при несогласованных определениях
Правило | Примеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Инфинитив в качестве определения отделяется от определяемого слова знаком тире, если определяемое имя уже имеет при себе определение. Инфинитивное определение в таком случае приобретает смысл дополнительного разъяснения (возможна вставка слов а именно) | Сбывалась старая вихровская мечта — еще раз прикоснуться щекой к суховатой, вскормившей его груди. Я наложу на всех одну обязанность — творить. Тире при согласованных и несогласованных определениях
Тире при вставных конструкциях
Тире при прямой речи
Тире при диалоге
|