Урок географии 6 класс «Рельеф дна Мирового океана»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Материал содержит конспект и презентацию к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relef_dna_mirovogo_okeana.zip | 522.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии 6 класс
«Рельеф дна Мирового океана»
Образовательная цель : изучение нового материала, введение основных понятий: «Материковая отмель» -«шельф», «материковый склон», «глубоководные желоба», «ложе океана»- «котловина», «срединноокеанические хребты»
Развивающая цель : формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении. Продолжить формирование умения работать с географической картой, развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепления навыков самостоятельной работы с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей. Формировать умения систематизировать материал, научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате исследования.
- Ориентация на познание и преобразование окружающей действительности .
- Научить применять знания в реальной жизни
- Продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов,
Формы и методы: Объяснительно иллюстративный; частично поисковый; демонстративный, самостоятельная работа с учебником, беседа, работа с картой и атласом.
Тип урока: Комбинированный.
Ожидаемый результат урока:
- Творческое мышление школьников
- Умение приобретать знания из различных источников
- Анализировать карты
- Делать обобщения
- Высказывать собственные суждения
- Критически относиться к мнениям других;
- Анализировать географическую грамотность
- Показать, что всё в природе взаимосвязано
Оборудование: презентация, карта океанов в атласе, учебник, физическая карта полушарий, “Рельеф дна Мирового океана” в учебнике и на доске, тесты.
Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Алина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок. Я прошу вас быть внимательными собранными во время урока т.к. многое при изучении темы будет зависеть от Вас.
- Изучение нового материала
- Постановка целей урока.
-Сегодня мы совершим путешествие на дно Мирового океана.
Вы уже знаете что, что земная кора – это твердая оболочка Земли. Земная кора бывает двух типов материковая и океаническая. Чем отличается материковая земная кора от океанической?
— Схему земной коры нарисует на доске …
— С разнообразием рельефа материковой земной коры вы уже знакомы. Это горы, равнины, низменности.
Как вы думаете дно Мирового океана ровное или также как и материковая земная кора имеет неровности…
Сегодня на уроке мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана.
Запишите в тетрадь тему урока: Рельеф дна мирового океана.
- Рассказ учителя о истории изучения рельефа мирового океана.
— 140 лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук на корабле «Челленджер» отправился в кругосветную экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные ученые разных специальностей. «Челленджер» полностью переоборудовали: с военного корабля в научный корабль океанографии. Ученые исследовали температуру воды на разных глубинах. Первый научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет.
В результате полученных сведений была создана первая карта дна океанов.
— Но на этом исследования дна мирового океана не закончились.
— Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ.
Специальное устройство, установленное в нижней части корпуса корабля, посылает звуковой сигнал. Звук достигает дна и отражается от него. Этот отражённый звук(эхо) улавливается эхолотом. Скорость распространения звука в океане – 1500м/с. С помощью эхолота ежегодно производят тысячи промеров глубины морского дна. Специальные приборы-самописцы ведут запись изменения глубин по ходу судна.
Работает он так. В основе действия – принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад(скорость распространения звука в воде 1500 м/сек.)
Например, посланный с корабля звук возвратился через 4 секунды, значит до дна он шёл 2 секунды. Следовательно, глубина в этом месте 3000метров.
Запишите в тетрадь:
- ЭХОЛОТ — Прибор для изучения рельефа дна МО
- скорость распространения звука в воде 1500 м/сек
Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые. В 2007 году, летом была организована экспедиция по изучению дна Северного Ледовитого океана. В неё вошли самые знаменитые географы нашей страны. Ими были сделаны исследования дна океана, движение льдов в нем, прогнозы по освоению богатств Северного Ледовитого океана, экологическая обстановка.
— Как по физической карте можно определить глубины океана?
рельеф изображается на карте с помощью послойной окраски. Рельеф дна океанов и морей изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин и высот показывают также цифрами. Например, самая большая глубина Чёрного моря равна 2210метров.
Рельеф дна Мирового океана.
Работа с учебником.
В настоящее время выделяют три части дна Мирового океана:
- подводная окраина материков
- переходная зона
- ложе океана
- Подводная окраина материков.
На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфом) и материковый склон.
Материковая отмель(шельф) – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину.
Работа с картой – по карте океанов
Откройте атласы на странице….
-Какая глубина шельфа?(100-200м)
— Каким цветом на карте обозначена шельфовая зона? (бледно голубым, белым)
-Определите, у каких материков наиболее широкий шельф?
Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин. (в морях Северного Ледовитого океана, у северного побережья Австралии, в Беринговом, Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях шельф наиболее широкий, а у западных берегов Северной и Южной Америки тянется узкой полосой вдоль берега)
-У какого океана зона шельфа самая большая?( у Северного ледовитого океана)
— У берегов какого материка она меньше? (Африка.)
Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, так как именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.
Эта часть океанического дна лежит ниже границы шельфа (от бровки) до глубин в 2000 метров. Она имеет крутые склоны в 15-20°, а иногда и до 40°. Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни. Материковый склон занимает 12% площади Мирового океана. Продуктивность его значительно ниже, чем у шельфа. Растительный мир беден из-за недостатка света. Животные ведут придонный образ жизни. Материковый склон переходит в ложе океана.
Работа с учебником с 65. Переходная зона
Откройте учебники прочитайте (можно по цепочке) абзац №3 Переходная зона.
-Какие формы рельефа в переходной зоне?(глубоководные океанические желоба)
-Дайте определение понятию «Глубоководный океанический желоб» (длинные узкий понижения дна океанов глубиной свыше 6000м)
-Назовите самый глубокий на Земле океанический желоб. (Марианский желоб)
-Он находится в западной части Тихого океана
— Найдите на карте атласа глубину Марианского желоба.
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Срединно-океанические хребты занимают важнейшее место в рельефе дна океана. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане — Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые. В 2007 году, летом была организована экспедиция по изучению дна Северного Ледовитого океана. В неё вошли самые знаменитые географы нашей страны. Ими были сделаны исследования дна океана, движение льдов в нем, прогнозы по освоению богатств Северного Ледовитого океана, экологическая обстановка.
Процессы внешние и внутренние
Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана. Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана.
Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?
На формирование рельефа дна М.о и рельефа суши влияют внутренние и внешние процессы. Внутренние процессы — движения земной коры, землетрясения и извержение вулканов. Они создают, как и на суше, крупные формы рельефа. К внешним процессам, формирующим дно океана, относится осадкообразование, то есть оседание и накопление продуктов разрушения горных пород. Распределение и перемещение их происходит под влиянием океанических течений в Мировом океане.
- Закрепление изученного материала
Пользуясь картой океанов, назовите:
— срединно — океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов
— океан где срединно-океанический хребет разветвляется на два хребта
— самый широкий срединно-океанический хребет
Выберите правильный ответ: шельф, материковая отмель, глубоководный желоб, Марианский желоб, срединно-океанический хребет, эхолот. 11022м, 22011м
- Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200м называется…
- Длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000м
- Самый глубокий на Земле океанический желоб
- Единая горная система образованная на дне океана общей длиной свыше 60тыс.км
- Современный прибор для измерения глубин Мирового океана
- Глубина Марианского желоба…
- Итог урока
-Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана. Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана.
-Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?
— рельеф дна Мирового океана также разнообразен как и рельеф материков
д/з №22 вопросы в конце параграфа
Работа с учебником. Прочитать материал учебника параграф 22, составить образный мини – рассказ: ( работаем по вариантам )
Прежние представления о дне Мирового океана как о единой равнинной области объяснялись недостаточностью фактических данных о подводной части нашей планеты. В результате длительного исследования Мирового океана накопились сведения, позволившие утверждать, что дно океана устроено не менее сложно, чем материк. Так же, как и на суше, на рельеф океанического дна большое влияние оказали экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) процессы. Внутренние вызывают вертикальные и горизонтальные перемещения участков земной коры, землетрясения и извержения вулканов.
Дно океанов покрыто морскими осадками. По происхождению они бывают материковыми и океаническими.
Материковые осадки образовались путем смытия их с суши. Они покрывают главным образом шельф океана, и местами их толщина достигает 4000 м. У самого берега здесь часто отлагается галька, песок, оседают самые мелкие частицы, образующие глину. Материковые осадки покрывают примерно 1/4 всей поверхности морского дна.
Океанические осадки, порожденные самим океаном, покрывают 3/4 поверхности морского дна, но толщина их не превышает 200 м. Это прежде всего остатки обитателей океана. Здесь же оседает и вулканический пепел, который при извержении вулканов разносится иногда на тысячи километров вокруг. Все это образует тончайший ил. Он накапливается на дне океана очень медленно, примерно 1 см за 2000 лет. Чем ближе к берегам, чем накопление осадков идет быстрее: в центральной части Черного моря слой в 1 см накапливается за 25-40 лет, а у берегов — за 5-6 лет.
Источник
Тема урока: «Рельеф дна Мирового океана» в 6-м классе по географии
Разделы: География
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы
- материковая отмель (шельф),
- материковый склон,
- ложе океана,
- срединно-океанический хребет,
- глубоководная впадина (желоб),
- котловина.
2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.
3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема “Рельеф дна Мирового океана”, тесты, учебник, атласы, контурные карты.
І. Организационный этап урока.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ
Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.
“Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами. ”
“В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)
Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).
В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля
ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ
Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.
На доске перед учащимися открывается опорная схема “Рельеф суши” Приложение1.
Дети. Озвучивают схему
ІІІ. Изучение нового материала
Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения.
Дети. Делают свой выбор и обосновывают его.
Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение
На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана
и опорная схема, “Рельеф дна Мирового океана” Приложение 2. которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.
ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)
На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфо) и материковый склон.
Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой)
Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км.Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане- Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб — Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /
Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.
ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)
На доске сложилась опорная схема-конспект изложенного на уроке изученного материала. Приложение 2.
Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.
Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)
Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.
Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2)
ІV. Закрепление нового материала
ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.70% ложе океана занимают:
в) срединно-океанические хребты.
2. Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
б) материковый склон;
4. Самые глубокие участки мирового океана – это:
б) материковый склон;
5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб;
б) Марианский желоб;
в) Зондский желоб.
6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана;
в) на материковой отмели.
7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового
океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.
а) материковая отмель (шельф);
б) срединно-океанический хребет;
1 2 3 4 5 6 7 А Б В А Б В А
V. Домашнее задание. (Дифференцированное)
ЗАДАЧИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ
1 уровень – прочитать § 22 (учебник Т.П. Герасимова) , нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.
2 уровень — прочитать § 22. Определить ФГП Срединно-Атлантического хребта по плану описания ФГП гор.
3 уровень – прочитать § 22. Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.
Источник