Ресурсы мирового океана климатические рекреационные ресурсы ответы

08. Тест. Ресурсы Мирового океана. Климатические, рекреационные ресурсы

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) ресурсы Мирового океана
2) неисчерпаемые природные ресурсы
3) исчерпаемые природные ресурсы
4) климатические природные ресурсы
Задание 7
К ресурсам Мирового океана можно отнести.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) климатические ресурсы
2) энергетические ресурсы
3) морская вода
4) биологические ресурсы
5) минеральные ресурсы
Задание 8
Определите, какие утверждения являются верными, а какие — неверными?
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ В морской воде растворено более 100 различных химических элементов.
__ Солнечная энергия является исчерпаемым природным ресурсом.
__ Наилучшим вариантом считается тот вариант, когда природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями.
__ Рекреационные ресурсы подразделяют на несколько типов: рекреационно-лечебный, рекреационно-оздоровительный, рекреационно-спортивный, рекреационно-познавательный.
Задание 9
Соотнесите культурно-исторические достопримечательности с названиями стран мира.

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
1) Изображение 1 2) Изображение 2 3) Изображение 3 4) Изображение 4
5) Изображение 5 6) Изображение 6
__ Италия __ Франция __ Греция __ Великобритания __ Индия __ Россия
Задание 10
Какие ресурсы можно отнести к климатическим?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) солнечная энергия 2) ветровая энергия 3) минеральные ресурсы 4) агроклиматические ресурсы
5) биологические ресурсы

  • 19396626
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 19

Источник

Ресурсы Мирового океана — виды, краткая характеристика и проблемы использования

По мнению некоторых ученых, человечество исследовало глубины Мирового океана хуже, чем поверхность Луны. Однако он является источником колоссального объема природных ресурсов, многие из которых до сих пор не освоены. Все ресурсы Мирового океана можно разбить на несколько больших групп.

Читайте также:  Северно ледовитый океан бассейн чего

Биологические ресурсы

В эту категорию попадают все те продукты питания, которые человечество добывает из морей и океанов:

  • рыба;
  • моллюски (осьминоги, улитки, устрицы, мидии);
  • ракообразные (крабы, креветки, омары);
  • млекопитающие (киты, моржи, тюлени, морские львы, ламантины);
  • водоросли.

При этом на рыбу приходится примерно 90% современной морской добычи, хотя ее масса составляет только 0,5 из 35 млрд тонн биомассы Мирового океана. Сегодня 20% белков, потребляемых людьми, имеют морское происхождение. Важно заметить, что в целом морепродукты считаются более полезными, чем свинина и говядина. Неслучайно наибольшая продолжительность жизни фиксируется в тех государствах, где рыба составляет основу традиционного рациона питания (Япония, страны Скандинавского полуострова и Средиземноморья).

Большая часть морепродуктов добывается в Японском, Охотском, Норвежском и Беринговом море, а также в Тихом океане. При этом они используются не только как пища для людей, но и как корм в птицеводстве и животноводстве. Рыбий жир применяется в красильном деле, для изготовления мыла и в фармакологии.

Ресурсы дна Мирового океана

Огромное количество полезных ископаемых хранится под морским и океаническим дном. Географы выделяют шельфовые ресурсы (в прибрежных областях океана) и ресурсы в глубоководных районах.

Наибольшее значение для современной экономики играют запасы углеводородов – нефти и газа. Их активно добывают в Персидском и Мексиканском заливе, в Северном море и у венесуэльского побережья. Также месторождения углеводородов есть в Северном Ледовитом океане, однако пока что они слабо освоены из-за высокой себестоимости добычи. Всего же в мире насчитывается около 30 шельфовых нефтегазоносных районов, в которых хранится порядка 150 млрд тонн нефти.

В подводных недрах находят и месторождения меди, железа, никеля и других металлов, угля, серы и прочих ценных ресурсов. Для их добычи на берегу стоят шахты, которые под землей уходят в сторону океана, иногда на десятки км.

Драгоценные металлы и камни, а также редкие элементы (цирконий) могут добывать в прибрежно-морских россыпях. Например, в Калининградской области на балтийском побережье развита добыча янтаря, в Намибии у Атлантического берега находят алмазы, а в США – золото.

В глубоководных районах Мирового океана главным ресурсом является железомарганцевые конкреции. Суммарная масса их запасов оценивается в 300 млрд тонн. Из конкреций можно получать не только марганец и железо, но и медь, никель, кобальт, цинк и иные редкие металлы. Процесс образования конкреций продолжается и в наше время, причем скорость накопления марганца, никеля и циркония в 3-5 раз превосходит скорость их потребления человечеством.

Энергетические ресурсы

Океан может служить источником огромного количества энергии. Наиболее перспективным является использование энергии приливных волн. В некоторых прибрежных районах разница в уровне воды во время приливов и отливов может достигать 18 метров. В отличие от классических гидроэлектростанций, в которых вода течет всегда в одном направлении, в приливных электростанциях (ПЭС) она во время приливов и отливов крутит турбину в разные стороны.

Активней всего приливная энергетика развивается в Южной Корее, Франции, Канаде, США. Самой мощной на сегодня является южнокорейская Сихвинская ПЭС (254 МВт). Однако существуют и более амбициозные проекты. Например, на берегу Охотского моря в Пенжинской губе (Россия) можно построить ПЭС мощность 87ГВт, однако стоимость такого сооружения оценивается в 200 млрд долларов.

В энергетике существует ещё три направления, связанных с использованием вод Мирового океана, которые основаны на:

  • энергии волн;
  • энергии морских течений;
  • разнице температур на дне океана и его поверхности.

Однако пока что промышленность не освоила эти технологии, проводятся только научные и опытные работы.

Отдельно стоит отметить ветроэнергетику. Дело в том, что над морями воздушные потоки значительно стабильнее, чем над сушей. Поэтому часто ветряные электростанции строят на расстоянии более 10 км от берега, вбивая сваи в морское дно или сооружая искусственные острова. Подобные ветряные электростанции называют оффшорными. Существуют и плавающие ветряные турбины.

Морская вода

Сама вода в Мировом океане также является ценным ресурсом. В ней растворено огромное количество ценных элементов: поваренная соль, бром, калий, магний. По некоторым подсчетам, в Мировом океане содержится около 8 млрд тонн золота! К сожалению, до сих пор не существует рентабельной технологии его добычи.

В странах с сухим климатом, располагающихся рядом с морями (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Ливия), морскую воду опресняют и используют для питья или в сельском хозяйстве. Также существуют проекты доставки айсбергов к берегам и их использования в качестве источника пресной воды, однако пока что это экономически неэффективно.

Даже без опреснения морская вода позволяет экономить питьевую воду, заменяя ее в хозяйственной деятельности. Например, в Гонконге ее используют для слива в туалетах. В ряде промышленных технологических процессов допустимо использование морской воды вместо пресной.

Рекреационные ресурсы Мирового океана

Побережья морей и океанов всегда привлекали любителей пляжного отдыха. В Европе наибольшей популярностью пользуется Средиземное и Черное море, в то время как для жителей Нового Света привлекательны пляжи Карибского моря и Мексиканского залива. В Тихом океане туристы предпочитают отдыхать на Гавайских островах в Полинезии и Микронезии, а также на восточном береге австралийского материка. Жители Китая любят загорать на побережье залива Бохайвань и Южно-Китайского моря. В Индийском океане наиболее привлекательны остров Шри-Ланка, Мальдивы и Сейшелы.

Однако рекреационные ресурсы Мирового океана связаны не только с пляжным отдыхом. Большой популярностью пользуются плавания на яхтах и круизные путешествия на океанских лайнерах. Подводный мир можно изучить, занимаясь дайвингом.

Транспортная роль Мирового океана

Морские перевозки очень длительные по сравнению с железнодорожным и тем более авиационным транспортом, однако они наиболее выгодны по своей себестоимости. Это связано с огромным количеством грузов, которые можно разместить на одном корабле. В результате сегодня более 80% всех мировых грузоперевозок осуществляется морем.

Источник

Ресурсы мирового океана климатические рекреационные ресурсы ответы

Цели: формировать умение давать оценку природным ресурсам мира; формировать представление о размещении природных ресурсов на пла­нете; формировать умение работать с картами, со статистическими мате­риалами, составлять конспекты, планы.

Оборудование: карта природных ресурсов, атласы, таблицы, учебник, дополнительная литература.

Тип урока: урок-конференция.

I. Проверка домашнего задания

Учитель проводит тестирование (см. приложение).

II. Анализ практической работы № 2

Учитель показывает правильно выполненные работы, указывает на ошибки.

III. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с другими видами природных ресурсов. Давайте послушаем сообщения о водных, биологических, рек­реационных, ресурсах Мирового океана, космических ресурсах. По мере выступлений вы будете составлять план-конспект в тетрадях и работать с картами и статистическими материалами. Затем докладчик задаст вам воп­росы по теме своего высту пления.

1. Водные ресурсы.

Водные ресурсы — это весь объем вод гидросферы, заключенный в реках, озерах, ледниках, подземных водах, морях и океанах. Мировой океан занимает 71% всей площади планеты. Необходимо учитывать при этом, что из всех вод гидросферы на долю Мирового океана приходится 96,4%, а из вод суши на долю ледников и подземных вод приходится большая часть 1,86% и 1,68% соответственно. Использование этих вод сильно затруднено. Поэтому когда говорят о водных ресурсах, то в основ­ном имеют в виду пригодные для употребления пресные воды, которые составляют 2,64% от всех вод гидросферы. Почти все пресные воды «за­

консервированы» в ледниках Антарктиды, Гренландии, Арктики, а так­же в подземных водах. Главным источником пресной воды являются реки, доля которых очень мала. Вод рек не хватало бы для жизни людей, но благодаря тому, что продолжительность условного влагооборота в реках составляет в среднем 16 суток, то есть в течение года объем воды в них возобновляется 23 раза, то водные ресурсы рек больше.

Распределены ресурсы рек неравномерно. Обратимся к рис. 8 блока 3 учебника.

1. Определите среднемировой показатель обеспеченности ресурсами полного речного стока. (Он составляет 7,0тыс. м3 в год на душу населе­ния.)

2. Определите обеспеченность ресурсами полного речного стока по странам и регионам. ( Страны мира обеспечены речной водой неравномер­но. Наиболее обеспечены страны расположенные в умеренном и экватори­альном поясах. В первую десятку стран имеющих наибольшую обеспечен­ность входят: Конго, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Либерия, Вене­суэла, Бразилия, Россия. Страны с многочисленным населением имеют низкий душевой показатель. Ниже мирового уровня обеспеченность водой рек у Китая, Индии, а также у стран с пустынным климатом.)

Страны Азии обеспечивают водой реки — Янцзы, Ганг, Брахмапутра. В Южной Америке важнейшее значение имеют Амазонка, Ориноко, Парана. В Северной Америке важную роль играет Миссисипи, в СНГ — Енисей и Лена, в Африке — Конго и Замбези.

На протяжении XX века водопотребление росло быстрыми темпами. Оно увеличилось в 6,8 раза. Сейчас около 1/3 населения проживают в странах, где существует недостаток пресной воды. Куда расходуется боль­шая часть воды? 70% воды потребляет сельское хозяйство, 20% — про­мышленность, 10% — коммунальное хозяйство.

В сельском хозяйстве велико безвозвратное водопотребление. Безвоз­вратные потери воды составляют более S от общего ее потребления. Са­мые высокие показатели душевого потребления характерны для стран с орошаемым земледелием. Рекордсменом является Туркмения (7000 м3 на человека в год). За ней следуют Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Ирак, Пакистан. Эти страны испытывают дефицит водных ресурсов.

В Росси структура водопотребления следующая: 56% идет на произ­водство, 21 % — на хозяйственно-питьевые нужды, 17% — на орошение и сельскохозяйственные нужды.

Один из способов обеспечения населения пресной водой — опресне­ние соленых вод. Два тысячелетия назад люди научились получать пре­сную воду из соленой методом дистилляции. Первые установки по оп­реснению морских вод появились в начале XX века, для чего использова­лись солнечные опреснители, например, в пустыне Атакама (Чили). Во второй половине XX века стали применять атомные опреснительные ус­тановки. Больше всего их используют страны тропического климата: Ту­нис, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др. Больше всего опресненной воды в расчете на одного жителя получают в странах

Персидского залива. В Кувейте 100% используемой воды — опреснен­ная морская вода.

Большая часть пресной воды находится в ледниках. Особенно перс­пективны для использования ледники Антарктиды, которые состоят из материковых льдов, шельфовых льдов и айсбергов. В шельфовых ледни­ках содержится 600 тыс. км3 воды, что превышает в 120 раз мировое по­требление воды.

Ежегодно от берегов Антарктиды откалывается от 1400 до 2400 км3 пресной воды в виде айсбергов. Антарктические айсберги распространя­ются до 35 градуса южной широты, это примерно широта города Буэнос- Айреса. От ледников Гренландии ежегодно откалывается около 15 тыс. айсбергов. В результате поступления айсбергов в океане одновременно дрейфуют около 12 тыс. ледяных гор. В среднем антарктические айсбер­ги живут 10-13 лет, но гигантские айсберги, длиной в десятки километ­ров плавают многие десятилетия.

В XX веке появилась и была реализована идея транспортировки айс­бергов для получения пресной воды. Айсберг обнаруживают с вертолета и устанавливают специальные плиты для крепления буксирных тросов. Айсбергу придается обтекаемая форма, а носовой части — форма кора­бельного форштевня. Для уменьшения таяния льда, под дно айсберга подводят пластиковую пленку, а по бокам натянуто полотно с грузилами внизу. Айсберг длиной 1 км, шириной 600 м и высотой 300 м транспор­тируют 5-6 океанских буксиров. Скорость буксировки составляет около 1852 м в час(одна миля). После доставки к месту назначения айсберг разрезают на куски — блоки толщиной по 40 м. При таянии они по пла­вающему водопроводу будут снабжать пресной водой населенный пункт. Такой айсберг тает примерно один год.

Для транспортировки айсбергов используют холодные течения. Айс­берги представляют собой международное достояние, поэтому при ис­пользовании их должно быть разработано международное право.

Необходимо учитывать и экологические последствия транспортиров­ки айсбергов, а также их пребывания в месте назначения. Айсберг сред­них размеров в районе своей стоянки может снизить температуру воздуха на 3-4 градуса и оказать негативное влияние на экосистемы суши и моря. Из-за огромной осадки ледяной горы, ее нельзя будет подвести к берегу ближе, чем на 20-40 км.

1. Почему водная проблема становится все более острой?

2. Как можно решить проблему обеспечения водой засушливых стран мира?

3. Какова структура расходования пресной воды?

4. Какова география водных ресурсов планеты?

2. Биологические ресурсы (Лесные ресурсы).

В лесах планеты находится основная часть органического вещества планеты. Лес — необходим для фотосинтеза, для поставки в атмосферу кислорода, для поглощения углекислого газа, для сохранения плодоро­дия почв и чистоты вод. Лес — место обитания огромного количества растений и животных. Лес поглощает шум и многие загрязняющие ат­

мосферу вещества. Лес благоприятно влияет на здоровье и настроение человека.

Для количественной оценки лесных ресурсов мира используются сле­дующие показатели: лесная площадь, лесистость, то есть доля лесной пло­щади во всей территории, и запаса древесины. Лидирующее место в мире по всем «лесным» показателям занимает Латинская Америка. Далее идут СНГ, Северная Америка и Африка. Зарубежная Азия, имея высокие об­щие показатели, имеет самую низкую обеспеченность лесными ресурса­ми в расчете на душу населения. Менее богатые лесными ресурсами ре­гионы Зарубежной Европы и Австралии с Океанией.

Лесные ресурсы распределены по поясам. Выделяют два лесных по­яса: северный и южный. Площадь северного лесного пояса включает в себя леса умеренных широт. Эти леса состоят на 67% из хвойных пород деревьев и на 33% из лиственных пород. Самые большие лесные площади находятся в России, Канаде, США. Леса северного пояса имеют небога­тый видовой состав и мед ленный прирост древесины. Южный лесной пояс имеет более разнообразный древостой: на 1 га леса можно встретить более 100 различных видов деревьев. Средний запас древесины в южном поясе превышает такой запас в северном поясе в десятки раз, поэтому общий запас древесины южного пояса больше.

Самые большие запасы древесины в странах с наибольшей площадью.

В десятку стран, имеющих самые большие площади лесов, входят: Россия, Бразилия, Канада, США, Конго, Китай, Австралия, Индия, Перу и Венесуэла. Самую высокую лесистость имеют: в северном лесном по­ясе — Финляндия и Швеция; в южном поясе — Суринам и Гайана в Ла­тинской Америке, Габон и Демократическая Республика Конго в Аф­рике.

Россия — самая богатая лесами страна. Общий запас древесины в ле­сах России составляет 82 млрд м3, что превышает запасы любого региона мира, кроме Латинской Америки.

Главной проблемой лесов является их исчезновение, которое называ­ют обезлесением. Причиной этого процесса является антропогенное вме­шательство на протяжении многих тысячелетий. Сначала леса были све­дены в Передней Азии, Индии, Восточном Китае, а затем в Средиземно­морье. Главные причины сведения лесов прежние: увеличение площади земель под сельскохозяйственные угодья, а также под промышленное и транспортное строительство. Постоянно растет потребность в деловой дре­весине. Леса гибнут в результате пожаров, кислотных дождей. В настоя­щее время особенно страдают леса южного пояса. В развитых странах, благодаря мерам по рациональному использованию лесных ресурсов, положение сравнительно благополучное. Здесь площади лесов не только

не сокращаются, но и возрастают. В странах северного лесного пояса про­водится контроль за естественным возобновлением лесов, а также искус­ственное лесоразведение. Площадь лесов южного лесного пояса за после­дние десятилетия снизилась на 20-30%.

Каковы главные причины, которые приводят к сведению лесов?

1 причина — расчистка земель для городских, транспортных нужд и подсечно-огневого земледелия. Подсечно-огневым земледелием в тро­пических лесах и саваннах занято 20 млн семей. Этот вид земледелия является причиной сведения 75% площади лесов Африки, 50% лесов Азии и 35% лесов Латинской Америки.

2 причина — использование древесины в качестве топлива. 70% насе­ления развивающихся стран для приготовления пищи и обогрева жили­ща используют дрова. Подъем цен на нефть вызвал усиление использова­ния древесины в качестве топлива.

3 причина — возрастание экспорта древесины из стран Азии, Африки и Латинской Америки в Западную Европу, США, Японию для произ­водства бумаги и целлюлозы.

Развивающиеся страны вынуждены пойти на это, чтобы улучшить свой платежный баланс, отягощенный долгами странам Севера. На открытии в 1991 году 9-ого лесного форума, президент Франции Франсуа Митте­ран сказал: «Какое мы имеем право упрекать население тропических рай­онов, например, за то, что они способствуют разрушению лесов, когда они вынуждены это делать, чтобы просто выжить».

Как спасти леса планеты?

1) Создать в южном поясе лесные плантации, предназначенные для выращивания высокопродуктивных и быстрорастущих пород деревьев, например, эвкалиптов.

2) Рациональное лесопользование и воспроизводство лесных ре­сурсов.

3) Защита лесов от лесных пожаров.

1. Каково значение лесов планеты?

2. Как распределены лесные ресурсы на Земле?

3. В чем различие северного и южного лесных поясов?

4. Каковы причины обезлесения территорий?

5. Каковы пути сохранения лесов планеты?

3. Рекреационные ресурсы.

Рекреация — восстановление израсходованных в процессе трудовой деятельности физических и духовных сил человека, повышение его здо­ровья и работоспособности.

Рекреационные ресурсы — это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоро­вительная значимость.

Все рекреационные ресурсы можно разделить на два подтипа:

1) Природно-рекреационные ресурсы.

2) Антропогенно-рекреационные ресурсы.

К природно-рекреационным ресурсам относят благоприятные кли­матические условия: постоянство погоды, длительность безморозного пе­риода; разнообразие ландшафтов, наличие санаториев, домов отдыха, кем­пингов, лыжных баз и т.д.

Рекреационные ресурсы антропогенного происхождения называют еще культурно-историческими ресурсами. Их принято подразделять на памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Особо важны­ми объектами общечеловеческого значения являются объекты всемир­ного природного и культурного наследия человечества. К таким объек­там относятся, например, Московский Кремль, Вестминстерское аббат­ство в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем, Тадж-Махал в Индии, статуя Свободы в Нью-Йорке.

В наибольшей мере туристов привлекают такие страны, как Испания, Италия, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика и др. Среди российских туристов большой популярностью пользуются курорты Тур­ции, Греции, Туниса, Египта, Кипра и др.

1. Что такое рекреационные ресурсы?

2. На какие типы делятся рекреационные ресурсы?

3. Приведите примеры рекреационных ресурсов.

4. Назовите примеры стран, пользующихся наибольшей популярнос­тью среди туристов и отдыхающих мира.

5. Какие страны наиболее популярны среди российских туристов и отдыхающих?

6.Что такое объекты Всемирного природного и культурного насле­дия?

7.Объясните выражение: «Европа продает свои камни».

4. Климатические ресурсы.

Климатические ресурсы — это неисчерпаемые ресурсы, включающие в себя солнечную энергию, влагу и энергию ветра.

Солнечная энергия — самый мощный источник энергии на Земле. Мощность годовой солнечной радиации в 20 тыс. раз превышает совре­менное мировое потребление энергии.

Часть солнечной радиации отражается атмосферой Земли. Только небольшая часть солнечной радиации может быть использована прак­тически. Наиболее благоприятные условия для использования солнеч­ной радиации существуют в развивающихся странах, которые располо­

жены в аридном поясе: в Израиле, в Японии, в Австралии, в некоторых штатах США.

Ветровая энергия рассеяна и непостоянна, поэтому для технического использования ее пригодно только 1,5%. Районы с постоянно дующими ветрами находятся на побережьях морей — Северного, Балтийского, ар­ктических морей.

Разновидностью климатических ресурсов являются агроклиматичес­кие ресурсы, которые являются условием для жизнедеятельности сельс­кохозяйственных культур — это свет, воздух, тепло, влага и питательные вещества.

Свет — это солнечная радиация, которая делится на рассеянную, пря­мую, поглощенную, отраженную. Для фотосинтеза важна та часть радиа­ции, которая называется фотосинтетически активной радиацией. Учиты­вается также длина светового дня. Растениями длинного светового дня являются: рожь, пшеница, овес, ячмень. К растениям короткого светово­го дня относятся кукуруза, хлопчатник, просо.

Воздух неисчерпаем. У поверхности Земли он состоит из смеси газов: 78% азота, 21% кислорода и небольшого количества смеси других газов (углекислого, аргона и др.).

В XX веке содержание кислорода в целом уменьшалось, так как часть его шла на сжигание органического топлива. Так, например, легковой автомобиль на каждые 100 км пробега расходует годовой кислородный «паек» человека, а все автомобили забирают кислорода столько, сколько его хватило бы для 5 млрд человек в течение года.

За один трансатлантический перелет реактивный лайнер сжигает 35 т кислорода.

В настоящее время потребляется столько кислорода сколько хватило бы для дыхания 50 млрд человек. За последние 50 лет количество кисло­рода в атмосфере уменьшилось на 0,02%. По подсчетам ученых при еже­годном увеличении потери кислорода на 1%, 2/3 его запаса могут быть исчерпаны за 700 лет.

Тепло — важнейший показатель, который определяет рост и развитие сельскохозяйственных культур. Запасы тепла определяются суммой тем­ператур, которые растение получает за период вегетации — суммой ак­тивных температур.

Для холодоустойчивых растений эту сумму подсчитывают, начиная со средних температур выше +5°С, для культур более теплолюбивых — начиная с +10°С, для субтропических культур — с +15°С.

Влага — это необходимое условие для жизни растений и животных. Количество необходимой влаги определяют с помощью гидротермичес­кого коэффициента — соотношение осадков и суммы активных темпера­тур. Этот показатель дает представление о влагообеспеченности террито­рии. По степени влагообеспеченности территорий их делят на: очень су­хую, засушливую, испытывающую недостаток влаги, с равенством прихода и расхода влаги, обладающую достаточным количеством влаги и ее избытком.

Территория России находится в пределах трех климатических по­ясов — холодного, прохладного и умеренного. Основную часть ее зани-

Урок Ю. Научно-техническая революция

мают земли, которые имеют низкую и пониженную продуктивность. Аре­алы с высокой продуктивностью в пределах нашей страны отсутствуют.

1. Почему используется практически только небольшая часть солнеч­ной энергии, поступающей на Землю?

2. Какие страны имеют наиболее благоприятные условия для исполь­зования солнечной энергии?

3. Какие причины могут привести к исчерпанию воздуха на Земле?

4. Почему Россия часто имеет неустойчивые урожаи сельскохозяй­ственных культур?

5. В каких целях используются агроклиматические ресурсы?

Учащиеся в течение урока делают краткие записи, которые затем они

могут использовать для подготовки к зачету. Учитель может проверить записи и поставить выборочно оценки за работу на уроке.

ГУ. Домашнее задание

1. Текст учебника на с. 32-37. По желанию — дополнительный текст с. 47-50.

Источник

Оцените статью