Римского корсаков садко море

Римского корсаков садко море

Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее»

Море. Его манящие, завораживающие и величественные пейзажи, переливающиеся всевозможными красками, всегда являлись источником вдохновения людей творческих профессий. Морю посвящали свои поэтические строки такие великие стихотворцы, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Рабиндранат Тагор и Федерико Гарсиа Лорка. Своей грандиозностью впечатляют картины художников: Ивана Айвазовского, Клода Верне и Поля Синьяка. А грозный рокот бурлящей морской пучины или безмятежная водная гладь нашли отражение в звуках замечательных сочинений Клода Дебюсси, Александра Глазунова и, конечно же, композитора, которого называют главным музыкальным маринистом – Николая Андреевича Римского-Корсакого . К примеру, когда слушаешь вступление к опере «Садко», которое называется «Океан – море синее» вмиг представляется не только величие морской стихии, но даже явно слышится шум трепещущих волн.

Историю создания композиции «Океан – море синее» Римского-Корсакого, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История

Безусловно, что история сочинения композиции «Океан – море синее» неразделимо связана с созданием Римским-Корсаковым оперы-былины «Садко» .

В 1882 году, после премьерной постановки оперы «Снегурочка», Римский-Корсаков ощутил большое удовлетворение. Во-первых, произведение, которое он создал в короткий срок на воодушевлённом подъёме, хорошо было принято публикой. А во-вторых, признав данное творение лучшим из своих сочинений, он почувствовал себя вполне сформировавшимся оперным композитором.

Однако в то время жизнь приготовила Николаю Андреевичу такие неожиданности, что сочинение опер ему на время пришлось отложить. Причин было много и одна из них — политическая ситуация в России, наступившая после того как на престол вошёл Александр III. К тому же « Могучая кучка » уходила в прошлое, и хотя на смену ей формировался Беляевский музыкальный кружок, после смерти Мусоргского в 1881 году весь архив его неоконченных и неизданных произведений, которые требовали значительной доработки, был передан Римскому-Корсакову. Композитору пришлось дописывать и оркестровать значительное количество музыкального материала « Хованщины », и в дальнейшем активно содействовать её постановке.

Затем в 1887 году музыкальная культура России понесла ещё одну большую утрату: умер Александр Порфирьевич Бородин , оставивший незаконченной оперу «Князь Игорь» , которую дописывал опять-таки Николай Андреевич. Такие чрезвычайные обязательства, а помимо этого работа в консерватории, в придворной Певческой капелле, дирижёрская практика, а также активная общественная работа занимали у композитора всё свободное время. И всё же, несмотря на большую загруженность в 1888 году из-под его пера вышла блистательная оркестровая пьеса « Шехеразада », а немного позже увертюра «Светлый праздник».

Затем начались девяностые годы, которые принесли Римскому-Корсакову много горестей. Смерть любимой матушки и в тот же год годовалого сынишки Святослава, серьёзная болезнь жены и сына Андрея, а затем ещё одна утрата – кончина пятилетней доченьки Машеньки, выбили композитора из колеи и вылились в трёхгодичное композиторское бесплодие. Как только душевный кризис Николая Андреевича стал ослабевать, в апреле 1894 года он приступил к созданию оперы «Ночь перед рождеством». Да к тому же, в начале лета композитор получил послание от музыковеда-историка Николая Финдейзена, с настоятельной просьбой написать оперу на сюжет былины о «Садко». Это письмо стало новым сигналом для неуёмного воображения Римского-Корсакого, тем более, что данный былинный герой интересовал Николая Андреевича и ранее. В начале своей композиторской карьеры, в 1867 году он создал музыкальную картину «Садко», а затем в 1880 году стал задумываться о создании оперы, но из-за сложившихся обстоятельств на время отложил свои замыслы на неопределённое время.

Теперь размышляя над новой оперой, Римский-Корсаков своими намерениями поделился с истинным знатоком русской культуры музыковедом Стасовым. Владимир Васильевич с большим восторгом поддержал идею Николая Андреевича, так как ещё в 1861 году пытался этим сюжетом заинтересовать Милия Балакирева. Он написал Римскому-Корсакову содержательное письмо, в котором обращал внимание композитора на многовариантность изложения древней былины. Следует заметить, что композитор впоследствии внимательно прислушивался к рекомендациям Стасова. Именно по совету Владимира Васильевича опера начинается с картины, колоритно отображающей жизнь новгородцев в древние времена.

Римский-Корсаков начал работать над «Садко» летом 1894 года. С либретто ему помогали Николай Штруп, Василий Ястребцев, а затем поэт Владимир Бельский. В тот год Николай Андреевич с семьёй впервые приехал отдыхать в находящееся в Псковской губернии поместье Вечаша. Там, в располагающей к творчеству, красивой усадьбе, на берегу живописного озера он с вдохновением приступил к созданию нового произведения и, тогда-то написал вступление к опере, которое назвал «Океан – море синее».

Интересные факты

  • Римского-Корсакова по праву называют композитором-сказочником, и действительно Николай Андреевич много произведений создал на сказочный сюжет. Например, из шестнадцати опер, написанных композитором, волшебно — фантастическое содержание имеют шесть: « Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», « Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» и « Золотой петушок».
  • Ещё в 1867 году, во время сочинения музыкальной картины «Садко», в целях красочного изображения фантастического мира Николай Андреевич применил необычный звукоряд, состоящий из особой последовательности тонов и полутонов. Впоследствии этот оригинальный звукоряд получил название «гамма Римского-Корсакого».
  • Римский-Корсаков в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, поэтому отец в возрасте двенадцати лет отдал его на обучение в Морской кадетский корпус, после окончания которого, восемнадцатилетний Николай был направлен в звании гардемарина на клипер «Алмаз». Служа на парусном судне, Римский-Корсаков побывал в разных странах, таких как Англия, Польша, Норвегия, Франция, Испания, Италия, США и Бразилия. Впоследствии впечатления от этого путешествия композитор колоритно отобразил в своих произведениях.
  • Римского-Корсакова называют не только музыкальным сказочником, но и непревзойдённым музыкальным маринистом. Морская тематика ярко отображена в таких произведениях композитора, как симфоническая картина «Садко», сюита «Шехеразада», вокальный цикл «У моря», а также в музыкальной былине «Садко» и «Сказке о царе Салтане».
  • Николай Андреевич обладал удивительным музыкальным слухом, например, тональности он сразу осмысливал в цветовой гамме. Так для вступления к опере «Садко» композитор выбрал ля-бемоль мажор. Именно с целью достоверного отображения морской стихии нужен был серо — свинцовый окрас, каким в его сознании обладала данная тональность.

Содержание

«Океан – море синее». Именно так Николай Андреевич Римский-Корсаков озаглавил вступление к своей опере – былине «Садко», в котором нарисовал напряжённую по характеру звуковую картину грозной морской стихии. Изначально океанская ширь спокойна: по ней ровно и невозмутимо катятся волны, но затем динамика возрастает, музыкальные краски меняются и в сознании слушателей уже отображается бушующее суровое море, однако со временем оно вновь успокаивается.

Произведение, включающее в себя всего сорок четыре такта, написано в тональности Ми-бемоль мажор, тактовом размере 5/4 и с авторским темповым указанием «Largo».

Композиция начинается с интонируемой альтами нисходящей трёхзвучной попевки, которая не только во вступлении, но и на протяжении всей оперы имеет важное значение: в дальнейшем она будет звучать как лейтмотив моря. Затем в третьем такте с «текучим» музыкальным материалом, который основан на тех же самых трёх нотах начального мотива: соль, ми-бемоль и ре, вступают первые скрипки . Постепенно, на фоне рокочущих звуков в басах, происходит постепенное увеличение звучности и соответственно нагнетание напряжения. Таким образом, вырисовывается живописная картина грандиозных морских широт.

Трёхзвучный мотив, который настолько прост, что его трудно назвать мелодией, постоянно претерпевает вариационные изменения, однако данное развитие касается по большей части не мелодического, а гармонического преображения. Такое красочное формирование тематического материала: с одной стороны, неизменно сохраняющиеся струящиеся очертания главного лейтмотива, а с другой — его непрерывное развитие, рисует реальный образ бескрайней и всесильной морской стихии.

Завершает композицию небольшая, но поэтичная кода, в которой композитор весьма причудливыми гармониями, создающими сказочный оттенок, намекает на чудесный и загадочный подводный мир, спрятанный от людей в океанских глубинах.

«Океан – море синее». Это вступление к опере Николая Андреевича Римского-Корсакого «Садко» по праву называют музыкальной живописью. Творческая фантазия композитора создала такой образ величавого моря, что воображение непроизвольно рисует явственную картину, отображающую всю красоту непредсказуемой водной стихии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Океан – море синее»

Источник

Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Evgeny Svetlanov, Bolshoi Theatre Orchestra

Народный рейтинг популярности: 50040

Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление. «Океан — море синее» | Sadko. Introduction («The Blue Sea»)

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию

«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
Майкапар А. Е.

Служба на флоте

Николай Андреевич родился в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (1)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    👍 07.12.2019 12:25 Ноль | Садко. Вступление (Океан — море синее)

* Отрывки «Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Римского корсаков садко море

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко» — это образец подлинного народного стиля. Она завораживает своим необычным сюжетом и привлекает сказочно-фантастическими образами, а также столь любимой композитором зарисовкой морской стихии. Кроме того, все красочное действие разворачивается на фоне народных тем.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Садко» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Садко тенор новгородский певец и гусляр Любава Буслаевна меццо-сопрано жена Садко Фома Назарыч бас старшина Новгорода Лука Зиновьич тенор воевода Новгорода Нежата контральто юный киевский гусляр Океан-Море бас повелитель моря Волхова сопрано дочь морского повелителя

Краткое содержание «Садко»

По сюжету спектакля Садко – новгородский гусляр, который мечтает о странствиях и приключениях. Песни, в которых музыкант осуждает купцов за пустое хвастовство и отказывается славить богатство, пришлись не по нраву высшей знати, и его прогоняют с городского пира. Гусляр отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там петь свои чудесные песни. По душе пришлось творчество молодого человека дочерям Царя Морского, и одна из них – Волхова, предсказала Садко благополучие и пообещала подарить три рыбки золото-перо. Решил тогда гусляр на торговой площади бросить вызов купцам. Пообещал Садко предоставить доказательства, что есть в Ильмень-озере диковинная золотопёрая рыба. Закинув невод, достал он сразу три рыбешки, которые вмиг стали драгоценными слитками. Сказочно разбогател Садко, сразу же собрал дружину и снарядил корабль, чтобы отправиться в страны заморские. Дома осталась ждать его красавица жена.

Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, все это время Морской Царь не отпускал его домой. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки Морского, захотела заполучить гусляра, так полюбившегося ей. Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Своим чудесным пением, гусляр очаровал не только Царицу, но и самого Владыку Морского, и было решено сыграть свадьбу Садко и Волховы. Во время праздничного веселья внезапно возникает Видение-Старчище и советует гусляру возвращаться назад в Новгород.

На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой. Оказавшись на суше, Садко засыпает, а его жена – Царица Волхова остается охранять покой любимого. С рассветом исчезает дочь Царя Морского, словно призрачное видение, и Садко встречается со своей законной женой Любавой, преданно ждавшей его все это время. Без следа испаряется с утренним туманом Царица Морская, оставив после себя лишь реку Волхову, которая соединилась с Ильмень-озером, а по ее руслу наконец-то возвращаются домой корабли Садко вместе со всей дружиной. Все жители города вышли посмотреть на чудо-чудное — реку, внезапно появившуюся из ниоткуда и встретить дорогих гостей.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
50 мин. 60 мин. 60 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Премьера «Садко» прошла с огромным успехом, несмотря на то, что первоначально дирекция Мариинского театра не одобрила спектакль. Более того, Николай II сам вычеркнул это произведение из репертуара.
  • Опера включает в себя несколько отрывков из симфонической поэмы «Садко», которая была написана Римским-Корсаковым 30-ю годами ранее на тот же сюжет.
  • Инструментальная аранжировка Томми Дорси «Песни индийского гостя» 1938 года, сразу стала классикой джаза.

  • Целых 3 столетия (12-15 вв.) через Новгород проходили все товарные перевозки с Запада на Русь. За счет такой монополии над всем русским рынком, Новгород заработал преимущество перед другими городами Руси в политическом могуществе и богатстве. Ни одному заморскому купцу не было возможности пройти мимо города рыночных дел. По некоторым источникам считается, что Садко — историческая личность. В новгородской летописи (1167 года) сохранилась запись о Садко Сытиниче, заложившим церковь из камня. Это церковное построение дало возможность сохранить в памяти народа имя «сказочного» героя Садко, а также это подтверждает информацию о том, что он был богат и занимался строительным делом.
  • Квалифицированные историки и фольклористы склоняются к мнению, что история о Садко — вымысел. Одно из доказательств мистификации, по мнению специалистов то, что в писаниях «Джагфар Тарихы» (Фальшивая, историческая летопись. Историки относят этот булгарский свод конца 20 века к современным подделкам) присутствует рассказ о Садыке, который являлся новгородским купцом. По данным текстам Садыка перешел служить тюркам, после заточения в плену.
  • Сценические подробности, многие монологи и диалоги, а также детали по декорациям, которые были упомянуты в нотном тексте, Римский-Корсаков заимствовал полностью из разных былинных и песенных источников, а также не обделил вниманием народные заговоры и причитания. Так, два номера из оперы откровенный народный эпос, Николай Андреевич их только немного сократил, речь идет о былине о Волхве и о песне о Соловье.
  • Московская частная опера С.И. Мамонтова стала первым театром, где была поставлена данная музыкальная драма. Но после удачной постановки в помещении практически сразу произошло воспламенение. Загородный проспект, дом 28 — это адрес, по которому Николай Андреевич провел целых 15 лет. На сегодняшний день его квартира является музеем. Такие великие оперные произведения как «Садко», » Царская невеста«, » Сказка о царе Салтане«, были сочинены в этой самой квартире. По настоящий день всё сохранено также, как и при живом Николае Андреевиче.

  • Существуют различные варианты сказаний о Садко богатом госте. В содержание произведения композитор многое взял из этих вариаций, а также соединил их со сказками, находящимися в сборнике Афанасьева.
  • В былине о гусляре, время произошедшего указано 11-12 вв., но Николай Андреевич изменил временные рамки, создав музыкальную драму полусказочной и полуисторической. Римский-Корсаков написал произведение, имея в виду века, когда в Новгороде только стало появляться понимание, что такое христианство, а старо-языческие веры имели еще очень сильное влияние на народ.
  • Народный художник СССР Ф.Ф. Федоровский в свое время был создателем художественного оформления оперы «Садко» (Большой театр). Будучи увлеченным древнерусскими всевозможными эпическими сказаниями, а также бытом, Федоровский творчески вдохновлялся подобными источниками. Именно благодаря такой заинтересованности, художник создал великолепные декорации и костюмы к музыкальной драме «Садко». Его художественный труд был настолько хорошо оценен, что в середине 20 века ему вручили Сталинскую премию первой степени.

Популярные арии и номера из оперы «Садко»

Музыка «Садко»

Опера «Садко» эпическая. Так, Римский-Корсаков, последователь Глинки , сохранил традиции, которые Михаил Иванович заложил в музыкальной драме » Руслан и Людмила «. Одна из особенностей, которую содержит в себе эпическая драматургия — это отсутствие в опере делений на действия. Произведение «Садко» умещается в семи картинах. Композитор во время постановок все-таки давал возможность делать разделения. Первый предложенный им вариант — это делить на два действия, второй — на пять. Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников. Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществились во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы.

У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержание оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность. Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным: русским людям, быту.

Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы «прекращается», и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и «морской» лейтмотив в музыке к произведению.

История создания «Садко»

Работать над «Садко» Римский-Корсаков начал в летний сезон 1894 года, хотя о сюжете на сказания о заморском госте, он задумывался практически за 15 лет до начала создания. О своей идее, музыкальный художник, написал критику В.В. Стасову. Они были хорошими друзьями, которых тесно объединяло совместное творчество. Стасов ответил обширным письмом, где давал ссылки на различные вариации былины, и рекомендовал композитору больше уделить внимание реальным картинам народной жизни и новгородского быта того времени.

В первоначальном сочинении, главенство было у сказочно-фантастических сцен. Само произведение было готово в 1895 году (осенью). Но позже композитор прислушался к совету друга, и уже летом нового года основательно переработал свое детище. Теперь у него появляется помощник — В.И. Бельский — с этим либреттистом Николай Андреевич работал в будущем еще над несколькими операми.

После переделанной партитуры образовались новые персонажи. Гусляр Садко, народный певец обзавелся женой Любавой, которая любила мужа, была ему предана и верна. Также сцены с народом были увеличены, стали более развиты, и обогатились новыми элементами. Такая музыкальная драма получила полнокровный, правдивый характер. И это повествование о мощной, неповторимой народной жизни заняло значительное место среди других великих оперных классический произведений.

Постановки

Премьеру постановки планировали сделать в Мариинском театре в 1896 году, но задуманное не свершилось. Лично Николай II не пропустил «Садко» к показу зрителю, вычеркнув произведение из предложенной программы театра. Произошла премьера только 26 декабря следующего года (по старому календарю) в московском частном театре С.И. Мамонтова. Опера получилась очень успешной, в том числе благодаря великолепным декорациям К. Коровина.

В этой музыкальной драме раскрылся неповторимый талант Надежды Забелы-Врубель, исполнительницы партии Волховы. Варяжским гостем блистательно выступил Федор Шаляпин !

Именно, благодаря «былинному речитативу», как считал сам Римский-Корсаков, опера «Садко» выделялась из других написанных произведений композитора.

Опера «Садко» — одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая Анреевича. До сегодняшних дней, она имеет популярность за границей и ставится в лучших театрах мира. На Российских сценах музыкальная драма «Садко» имеет большую популярность.

«Садко» — это не просто опера, это эпичное произведение, которое характеризуется плавным и замедленным действием, словно спокойное течение реки. Она раскрывает перед слушателем образы старинных сказаний и былин. Эта опера придется по душе как взрослым, так и детям, которые оценят сказочный мир морского царства и, конечно же, необыкновенно прекрасную музыку Н.А. Римского-Корсакова .

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Н.А. Римский-Корсаков «Садко»

Источник

Читайте также:  Нежно голубое море утром
Оцените статью