Рисуем море как айвазовский

Содержание
  1. Малоизвестные факты о самом плодовитом художнике-маринисте Айвазовском, который писал море с рекордной скоростью
  2. Факты и мифы об Айвазовском
  3. Русский псевдоним
  4. Айвазовский никогда не видел моря?
  5. Не только художник, но и музыкант
  6. Сам себе дизайнер
  7. «Хаос в Ватикане»
  8. Первый в Лувре
  9. Усыновил своего же внука
  10. Последний морской пейзаж
  11. Почему Айвазовский никогда не писал свои картины с натуры: интересные факты жизни художника
  12. Настоящее имя художника
  13. Айвазовский отказывался писать море с натуры
  14. Почему Иван Константинович писал пейзажи «на скорую руку»
  15. Секрет долгого хранения полотен
  16. Самый копируемый художник
  17. Почему Репин был шокирован встречей с Айвазовским
  18. Море Айвазовского
  19. Пленительная Таврида. Воспоминания юности
  20. Игра контрастов: холодное спокойствие Балтики и солнечная Италия
  21. Батальные мотивы в живописи Айвазовского
  22. Путь к океану. Завершение творческого пути

Малоизвестные факты о самом плодовитом художнике-маринисте Айвазовском, который писал море с рекордной скоростью

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Полотна Ивана Константиновича Айвазовского удивительно хорошо сохраняются, они практически не растрескиваются и почти не нуждаются в реставрации. Некоторые считали, что художник добавлял какой-то секретный ингредиент в краски. Так, Иван Крамской как-то писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок» .

Но секрет был не в красках, а в технике их нанесения на холст. Айвазовский использовал технику лессировки (глизаль), которая подразумевала это последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего. От этого, картины казались такими реалистичными и, к тому же, устойчивыми к растрескиванию.

Читайте также:  Вип дома у моря

Айвазовскому повезло быть признанным при жизни художником. Его картины побывали на 120 выставках, половина из которых – персональные. Творчество художника было востребовано и за рубежом. Как-то Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела на него сильное впечатление. Понтифик захотел приобрести полотно, но Айвазовский просто подарил его ему.

Айвазовский – один из самых наиболее часто подделываемых художников. Подлинность его картин проверить можно, но это дорогая и сложная процедура. Поэтому тем, кто приобретает «Айвазовского», приходится верить продавцам на слово. За всю свою жизнь маринист написал чуть более 6000 картин, но на сегодняшний день официально признанными подлинниками являются более 50 тысяч полотен.

Пейзажист Аркадий Александрович Рылов вспоминал, как он, будучи студентом у Архипа Куинджи, стал свидетелем потрясающего эпизода.

Как-то раз Архип Иванович пригласил Айвазовского в свою академическую мастерскую, чтобы тот показал ученикам, как нужно писать море. 80-летний Иван Константинович «назвал необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете». .

Иван Константинович не писал картины с натуры. Он обладал феноменальной памятью, а все его образы рождались в голове. Он часто повторял: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Художник выдавал примерно по 100 картин в год. Дольше всего живописец работал над полотном «Среди волн» — целых 10 дней. Это была самая большая картина Айвазовского размером 284×429 см. Художнику на тот момент был 81 год.

Иван Константинович Айвазовский был выдающимся маринистом, но кроме моря он писал еще и «сухопутные» сюжеты. Зимние пейзажи Айвазовского буквально завораживают.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Факты и мифы об Айвазовском

29 июля в Третьяковской галерее открывается выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения великого русского художника Ивана Айвазовского. В честь открытия экспозиции организаторы даже выпустили прекрасный видеоролик, посвященный творчеству мариниста.

Кажется, нет такого человека, который бы не слышал имя этого художника. Если спросить любого прохожего, как правило, вам ответят: «Да, что-то слышал. Он море рисовал». Действительно, именно морские пейзажи прославили Ивана Константиновича. За всю свою жизнь он написал более 6.000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Но и этот факт далеко не все знают. МОСЛЕНТА в преддверии вернисажа решила собрать для вас самые интересные и любопытные факты из жизни Айвазовского. Признаёмся честно, некоторые вещи мы сами узнали впервые.

Русский псевдоним

Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

Айвазовский никогда не видел моря?

Это заблуждение ходит из уст в уста вот уже два столетия. Но никто не знает, откуда пошла эта легенда. Даже в нашей редакции нашлись несколько человек, которые слышали этот миф.

На самом деле, Айвазовский родился и вырос в Крыму и с детства любил смотреть на море, считая его своей родной стихией. Более того, когда он учился в гимназии в столице, то очень скучал по дому. Скорее всего, прекрасная легенда появилась после того, как художник сказал, что невозможно нарисовать с натуры всё величие моря, передать его красоту, всплески волн. Поэтому Иван Константинович часто рисовал свои творения по памяти. Окна мастерской, где он работал, выходили во двор, а не на берег.

Не только художник, но и музыкант

Рисование было не единственным талантом Ивана Айвазовского. Среди его увлечений была и музыка – художник с детства прекрасно играл на скрипке. Во время домашних приёмов в кругу близких друзей он часто радовал своей игрой гостей. Говорят, что как-то на один из таких семейных концертов попал и русский композитор Михаил Глинка. Ему так понравились татарские мотивы, которые наигрывал Айвазовский, что позже он включил в свою оперу «Руслан и Людмила» небольшой отрывок, сыгранный художником.

Алексей Даничев / РИА Новости

Сам себе дизайнер

Айвазовский не любил светских мероприятий, отдавая предпочтение тихим семейным вечерам. Но если он устраивал приёмы, то старался удивить своих гостей чем-то особенным. Вместе с поваром художник выбирал меню для банкета и, говорят, даже придумывал блюдам оригинальные названия. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Особую слабость маэстро питал именно к шампанскому, этот напиток подавался каждый раз по-особенному. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и рисовал на их месте новые. Несложно догадаться, что чаще всего на них изображалась бурлящая морская стихия.

«Хаос в Ватикане»

Говорят, Айвазовский принёс хаос в Европу. Эту фразу современники художника говорили в шутку. Дело в том, что однажды Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера. Он так проникся творением, что пожелал купить произведение, но художник преподнёс понтифику свою работу в подарок. Этот щедрый жест оценили в Европе, и тогда имя Айвазовского впервые погремело на весь мир. Гоголь шутил по этому поводу: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Сейчас полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.

Первый в Лувре

Именно Иван Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре. Чуть позже он был удостоен престижной награды — золотой медали французской Академии. Кстати, сейчас полотна мариниста ценятся во всём мире не меньше. 24 апреля 2012 года аукционный дом Sotheby’s продал картину Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» за $5,2 млн. Это полотно стало самым дорогим произведением художника.

Усыновил своего же внука

Первая жена подарила художнику четырех дочерей. А те, в свою очередь осчастливили Айвазовского десятью внуками. Своих детей и внуков художник очень любил, занимался их воспитанием и образованием, однако не мог забыть, что официальных наследников у него нет.

Перед самой смертью он написал прошение императору Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери – Александра Лантри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Государь пошёл ему навстречу, однако сам Айвазовский этого ответа уже не дождался. Михаил Айвазовский — единственный внук мариниста, который носит фамилию знаменитого предка. Он, кстати, пошёл по стопам дедушки и стал художником.

Последний морской пейзаж

Утром 19 апреля 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей мастерской в Феодосии. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. За день он почти закончил. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Но довести замысел до конца он так и не успел. Глубокой ночью во сне внезапная смерть оборвала жизнь живописца морей. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте.

Источник

Почему Айвазовский никогда не писал свои картины с натуры: интересные факты жизни художника

Великим сделали художника Айвазовского морские пейзажи. Иван Константинович создавал картины почти мгновенно, никогда не писал море с натуры, а однажды чуть не довел до обморока своего приятеля Репина. Эти и другие малоизвестные факты о жизни мариниста — далее.

Настоящее имя художника

Ованнес Геворгович Айвазян — имя, данное художнику при рождении. Фамилию Айвазовский художник взял и переделал от фамилии «Гайвазовский», так называл себя его отец — армянин Геворг.


Имя Иван на армянском языке звучит как Ованнес, маринист остановился на русской версии имени.

Айвазовский отказывался писать море с натуры

Иван Айвазовский не писал море с натуры с тех пор, как заметил, что ценителей творчества куда больше интересуют картины, написанные им по памяти. Зачарованные зрители могли стоять часами, вглядываясь в эти полотна, а картины, написанные живописцем с натуры — не замечали. Иван Константинович обладал превосходной памятью и мог воспроизвести морской пейзаж в мельчайших деталях. Когда Айвазовский начинал писать море с натуры, он не успевал передать все его краски на холст: морские волны менялись каждую минуту.

Почему Иван Константинович писал пейзажи «на скорую руку»

Картины Айвазовский писал быстро: художнику нужно было потратить меньше двух часов на написание одного полотна. По признанию мариниста, ему нужно было высказаться сразу, он не мог «месяцами корпеть над холстом». Над самой длительной в жизни работой просидел десять дней. Полотно «Среди волн» получилось внушительного размера — 284×429 сантиметров.

Секрет долгого хранения полотен

Картины Айвазовского хранятся почти в первозданном виде на протяжении десятилетий. На них абсолютно нет трещин. Современники Айвазовского полагали, что Иван Константинович знал какие-то секретные вещества и использовал их в работе с красками. В действительности секрет заключался в особой технике работы, называется она лессировка или глизаль. Маринист писал полотна в несколько слоев. Он использовал в работе прозрачную краску, каждый из ее слоев должен был обсохнуть, прежде чем наносился следующий.

Самый копируемый художник

Иван Константинович один из немногих великих художников, признанных при жизни. Многочисленные выставки работ на родине принесли ему славу и за рубежом. Мариниста заметил Папа Римский, он решил купить полотно «Хаос. Сотворение мира», но художник преподнес понтифику свое творение в подарок.

Широкая известность художника поспособствовала появлению большого количества подделок. Пожалуй, Ивана Константиновича подделывают чаще других живописцев. Подлинность полотен поддается проверке, но это очень дорогое удовольствие. За годы творчества Айвазовский создал более шести тысяч полотен, хотя официально названа совсем другая цифра — пятьдесят тысяч картин.

Почему Репин был шокирован встречей с Айвазовским

Иван Константинович и Илья Ефимович были давними друзьями. Живописцы часто ходили друг к другу в гости. В один из визитов Репина Айвазовский решил подколоть приятеля — выставил свое полотно «Девятый вал», впоследствии ставшее знаменитым, перед входом в комнату. Илья Ефимович вошел первым, увиденное было для него полной неожиданностью, он вскрикнул и присел. У художника был шок.

Источник

Море Айвазовского

Во все времена море было источником вдохновения для множества творцов. Имя прославленного художника-мариниста, посвятившего красоте морских пейзажей весь свой творческий путь, сегодня известно каждому.

Разумеется, речь идёт о Иване Константиновиче Айвазовском – великом мастере русской школы живописи.

Пленительная Таврида. Воспоминания юности

Для старшего поколения феодосийцев Иван Константинович навсегда остался в памяти маленьким мальчиком, без конца рисующим углём изображения парусных кораблей, ветряных мельниц и башен древних крепостных стен.

Дом семьи Айвазовских возвышался над пустынным берегом Южного моря. Ландшафты Феодосии сильно отличались от роскошных южнобережных пейзажей: Ялты или Гурзуфа. Гряда отвесных Крымских гор растворилась в безбрежной холодной степи, и широкие полосы моря и неба с порой незримым горизонтом – это всё, чем можно было здесь бесконечно любоваться.

Степной Крым, несмотря на лаконичность пейзажей, удивительно многообразен. Нередко яркое солнце сменяется мятежной бурей. Шторму особенно радовалась детская половина жителей, ведь огромные волны приносили на берег обломки баркасов и позеленевшие от времени монеты.

Воображение юного Айвазовского ясно рисовало картины неравной битвы простых рыбаков с разбушевавшимся морем. Скорее всего, это впоследствии и побудило художника к написанию серии работ, посвящённых людям, «мужествующих с бурей». Люди и море — это особенно выразительный сюжет в его живописи.

Игра контрастов: холодное спокойствие Балтики и солнечная Италия

Благодаря выездной учебной практике от Академии искусств Иван Константинович получил уникальную возможность увидеть тонкую красоту севера. Учения на Балтийском берегу подарили художнику не только запас новых впечатлений, но и знакомство с русским флотом, привязанность к которому сохранилась у Айвазовского на всю жизнь. За время посещения Балтики молодой художник написал семь полномасштабных картин, которые уже на тот момент превосходили все ученические работы.

Морская практика позволила Айвазовскому досконально изучить конструкцию парусных кораблей. В творчестве художника появилась новая черта — сюжеты его картин становятся более разнообразными. Мастерски выполненные морские пейзажи обогащаются различной тематикой, о чём свидетельствуют названия академических работ: «Часть Кронштадта с разными судами», «Освещённые солнцем два корабля», «Мрачная ночь: на море корабль в огне», «Кораблекрушение».

Но последним этапом в окончательном становлении характера творчества Айвазовского стал период командировки в Западную Европу. Путь его лежал через Триест, Вену и Берлин к берегам Неаполитанского залива. Созерцание очаровательных итальянских пейзажей и живописного наследия старых мастеров Флоренции и Рима обозначило новый виток в развитии художника.

Изменились не только мотивы полотен, но и сам подход к творческому процессу. Иван Константинович принял решение стать студийным художником. Перенеся мольберт с воздуха в мастерскую, Айвазовский не отдалился от морской стихии. Многолетний опыт наблюдения и изучения натуры дал художнику возможность шире раскрыть свой потенциал. Используя свою изумительную зрительную память и богатую фантазию, Иван Константинович стал работать над творческими работами.

Западная командировка открыла для Айвазовского практически все интересные места для маринистов. Счёт работам, написанным за этот период, потерял даже сам художник. Предположительно, им было создано более 80 полотен – от крупных картин до быстрых этюдов. Признание европейской публики было очень важным для живописца, но самым большим впечатлением стала высокая оценка его творчества английским пейзажистом Уильямом Тёрнером, также восхищавшимся поэзией моря.

«Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность…» — эти слова Тёрнера наилучшим образом характеризовали непревзойдённый талант русского мариниста.

Батальные мотивы в живописи Айвазовского

Иван Константинович живо реагировал на все события, волнующие общество. Средством для выражения своих переживаний служило его искусство. Своенравное, непокорное море стало отличным сюжетом для отражения ситуации на родине художника. Как и любой творец, великий Айвазовский стремился вести просветительскую деятельность. Тема морских пейзажей в этом плане только сыграла ему на руку. Ведь красота природы, буйной или статичной, доступна и понятна всем слоям общества.

Множество работ, посвящённых борьбе русского флота в Крымской войне, было написано мастером в «батальный» период творчества. Такие работы, как «Осада Севастополя» или «Гибель английского флота у Балаклавы» правдиво повествуют об ушедших событиях, являясь не только художественным, но и историческим достоянием.

Но не только военные эпизоды берегов Тавриды вдохновляли Айвазовского на создание батальных полотен. Заинтересованность художника в глубоких повествовательных сюжетах проявлялась и в изображении страниц истории Греции и Италии. Помогали раскрывать композицию эпические морские пейзажи острова Крит и горячо любимого Айвазовским Неаполя.

Путь к океану. Завершение творческого пути

Самое своё далёкое путешествие Иван Николаевич совершил, будучи в довольно преклонном возрасте. Айвазовский отправился в Америку всего на два месяца: путь был нелёгким, Атлантический океан то и дело охватывали страшные штормы. Бескрайний океанический простор произвёл на художника настолько сильное впечатление, что свои картины он писал прямо на палубе корабля.

Много морских видов довелось видеть Айвазовскому, но холодная мощь океана совершила настоящий переворот в мироощущении пейзажиста. Его творчество приняло истинно титанические масштабы. С удивительной энергией создавал Иван Константинович холсты, изображающие беспокойную ширь океана, невероятных размеров айсберги и хмурое грозовое небо.

Айвазовский не переставал плодотворно работать до последнего удара сердца. Непрекращающийся поток творческого развития в сочетании с преданностью любимой теме сделал Ивана Николаевича эталоном мастерства для многих поколений художников.

Источник

Оцените статью