Романтический пейзаж 6 класс море

Урок ИЗО 6 класса на тему «Морской пейзаж»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

1.Познакомить учащихся с творчеством художника — мариниста К. А. Айвазовского. С нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге. 2.Развивать навыки восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа живописно. 3. Расширять знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру эмоционально- чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины. 4. Воспитывать творческую активность, интерес к искусству, аккуратность в работе. 5.Укреплять межпредметные связи (литература, музыка). 6. Формировать чувства неразрывной связи человека с природой. 7. Совершенствовать образное представление, зрительную память, изобразительные навыки

Скачать:

Вложение Размер
urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_6_klasse_risuem_more.docx 20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 6 классе.

Развитие творческого мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.

1.Познакомить учащихся с творчеством художника — мариниста

К. А. Айвазовского.

С нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге.

2.Развивать навыки восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа живописно.

3. Расширять знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру эмоционально- чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.

4. Воспитывать творческую активность, интерес к искусству, аккуратность в работе.

5.Укреплять межпредметные связи (литература, музыка).

6. Формировать чувства неразрывной связи человека с природой.

7. Совершенствовать образное представление, зрительную память, изобразительные навыки.

Листы белой бумаги, акварель, кисти плоские, кисти №2, палитры, банка для воды, салфетки, карандаши простые, клей-карандаш, картон.

Мультимедийный проектор, компьютер, слайд-презентация урока, аудиозапись шумов моря, фрагмент вступления к опере –былине «Садко» «Океан-море синее» Н. Римского – Корсакова.

Проверка готовности к уроку.

Представьте себе, что вы оказались в мастерской художника.

— А кого называют художником?

-Верно человека, который пишет картины. Художник пишет на своей картине всё, что видит вокруг себя: природу, окружающие нас предметы, человека или просто фантазирует.

2.Сообщение темы урока.

Сегодня мы поговорим о картинах, на которых нарисована природа.

— Как называется картина, на которой нарисована природа?

— Пейзаж любят рисовать многие художники, ведь вокруг нас столько интересного и красивого.

-Тема нашего урока « Морской пейзаж».

Рисовать мы сегодня будем море.

Морской пейзаж называют по-особому – марина, а художников называют МАРИНИСТАМИ.

3.Беседа о художнике И. Айвазовском и его творчестве.

Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Он родился 30 июля 1817 г.в Феодосии. Учился в Петербургской академии художеств. Работал в Крыму, Италии, посетил Францию, Англию.

— Слайд портрета художника.

Каждый день он в 6 часов утра надевал широкий халат, становился к мольберту и рисовал. Художник создал 6000 картин и все с натуры. Его любимой темой были штормы и кораблекрушения.

— Слайды картин художника .

-Звучит музыка Н. Римского- Корсакова.

Море синее одно:

И свободно, и просторно,

И приветливо оно.

4.Рассматривание картины «Девятый вал».

Самая известная картина художника И. Айвазовского «Девятый вал». Давайте рассмотрим картину.

Девятым валом моряки называют самую огромную и страшную волну. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса. Разбивал в щепки и переворачивал корабли. Девятый вал нес разрушение и гибель.

— Что изобразил художник в верхней части картины? Каким изображено небо?

Что изображено в нижней части картины? Что вы можете сказать об изображенном море? Какое оно? На чем плывут люди? Как вы думаете, шторм продолжается уже долго или только начался? Что случилось с кораблем? Какие чувства испытывают люди?

« Над бушующим океаном встает солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её называют ДЕВЯТЫЙМ ВАЛОМ.

Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты.

Кто эти несчастные люди? Как они сюда попали?

Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек. Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца, которое укротит эти бешеные валы.

Шторм продолжается уже долго. Почти вся команда погибла. Лишь несколько моряков спаслись, привязав себя веревками к обломку мачты.

Иначе волны их просто бы смыли. Обратите внимание на этого моряка.

Зачем машет платком?

Он надеется, что его с товарищами, заметят с какого – нибудь корабля и спасут.

Но на потерпевших надвигается самая большая волна. Девятый вал. Что же случится с моряками?

Удастся ли им спастись?

Как вы предполагаете?

Художник предоставляет нам возможность самим придумать окончание истории.

Но с помощью цвета художник вселяет в нас надежду, что моряки останутся живы.

-Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.

— Море в картине сине-зеленое, почти изумрудное — это цвет надежды.

Небо золотисто – розового цвета говорит о прояснении, оптимизме.

Эта картина, является символом неугасающей надежды человека перед лицом грозной и величественной стихии.

-А какое море нарисовали бы вы?

5.Объяснение и показ техники работы на мятой бумаге.

-Я предлагаю вам подобно художникам — маринистам нарисовать море.

Но рисовать мы будем необычным способом – на мятой бумаге.

Возьмем лист бумаги сомнем его. Расправим его. Наклеим на картон.

С помощью карандаша наметим линию горизонта (Она не должна делить лист пополам, для изображения моря вы должны оставить в листе места больше, чем для неба). Линия горизонта будет отделять небо от земли. Можно нарисовать лодку или парусник, а может, вы нарисуете остров или берег.

Теперь возьмём кисточки и раскрасим наш рисунок.

-Можно работать по сырой бумаге ( смочим широкой кистью лист бумаги, оставим сухими детали — парусник или лодку, их напишем по сухому).

— С чего мы начнем работу? ( С неба)

— Где море будет светлее? (У линии горизонта) Где темнее? ( На первом плане)

Море может быть разным: спокойное, волнующееся, освещенное солнцем, затянутое туманной дымкой.

-Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки…

С белым гребнем на резкой складке.

То без гребня, свинцово – сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым, светло – синим,

Просто светлым и просто синим.

Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым.

То молчащим,то говорливым,

С гордой гривою в час прилива.

Но бывает оно и чёрным,

Чёрным, мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся и горбатым.

— Учащиеся под фонограмму шума моря на фоне тихой музыки выполняют работу.

— На экране проецируется анимационная картина И.Айвазовского с движущимся кораблем.

7. Анализ работ учащихся. Подведение итогов урока.

-О чём мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового узнали на уроке? Кем был И.К.Айвазовский?

-Как называются картины с изображением моря?

Источник

Урок изобразительного искусства «Пейзаж-настроение на мотив моря». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (108 МБ)

Цель урока: приобщить детей к миру искусств через их собственное творчество; дать представление о взаимодействии различных видов искусств; формировать навыки работы кистью, гуашевыми красками.

Задачи:

— воспитание интереса и любви к природе;

— воспитание эстетического вкуса;

— формирование умения выражать свою эстетическую позицию.

— развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать живопись, музыку и выражать своё отношение к ним;

— развитие ассоциативного и образного мышления, творческого воображения;

— активизировать стремление учащихся к самовыражению;

— обучение элементам анализа художественного произведения;

— обучение художественной грамотности, формированию практических навыков работы цветом и различной технике мазка, для передачи настроения моря;

— научить объединять различные виды художественной деятельности — изобразительное искусство, музыку, движение.

— научить детей смело выражать то, что они чувствуют, изобразительными средствами.

Задание: Написать пейзаж настроение на мотив моря.

Оборудование и материалы:

  • Наглядные пособия (мультимедийная презентация)
  • Образцы различной техники мазка.
  • Таблицы по цветоведению.
  • Художественные материалы (гуашь, кисти, альбом).
  • Музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”, марш “Щелкунчик”, фрагмент симфонического эскиза Клода Дебюсси “Игра волн”, Морис Равель “Игра воды”, звуки моря.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

— объяснительно-иллюстративный (изложение материала);

— практический (отработка навыков);

— исследовательский (просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Межпредметные связи: музыка, МХК.

Ожидаемый результат:

Учащиеся научатся эстетическому осмыслению действительности окружающего мира; смогут воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности — изобразительное искусство, музыку, движение; смогут передавать свое настроение с помощью цвета; совершенствуется техника работы гуашью; разовьётся творческое воображение.

1. Организационный момент.

2. Повторение.

Каждый художник видит мир по-своему. И выбирает ту тему или тот мотив, что ему ближе всего. Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразны. Мотивом пейзажа может быть город, село, море, горы, стройки и заводы, архитектура и многое другое.

Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. Марина один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Горный пейзаж — это горы, горные реки, предгорья. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. В архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

3. Введение.

С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.

У: О чём пойдёт разговор на нашем уроке?

Марина – изображение морской стихии.

4. Ознакомление с новым материалом.

У: Тема урока: “Маринистический жанр изобразительного искусства”.

Море всегда имело огромную, притягательную силу для художников. В разное время многие живописцы обращались к изображению морских пейзажей. Художника, который пишет море, называют маринистом, например И.К.Айвазовского.

У: Иван Айвазовский целиком отдал свой большой талант изображению морских пейзажей. Он жил в южном городе Феодосии. Построил свой дом на берегу так, чтобы из окон всегда было видно Чёрное море. За свою долгую жизнь живописец написал более шести тысяч морских пейзажей. В изображение морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера. Он является автором грандиозных полотен, в которых романтически воспевает силу и величие морской стихии. Также посвящал свои полотна героическим делам русского флота.

У: Иван Айвазовский писал море в бурю. Писал море и в штиль. То пронизанное солнцем, то хмурое в пасмурный день, то ревущее в шторм – всегда в движении. Изображая природу, художник всегда выражает своё настроение и отношение к жизни.

Что происходит с человеком, когда он видит солнце, ощущает на себе холодный ветер, дождь, попадает в грозу, ночной снегопад?

Всё, что делает художник, обращено к душе человека, всё говорит о человеческих чувствах. Не только люди, но и сама природа имеет свой характер и своё настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным.

У: — Что помогает художнику передать настроение моря? (цвет)

У: — На каком из этих пейзажей Ивана Айвазовского море весёлое, игривое?

— На каком оно тихое, ласковое?

— А на каком тревожное, грозное?

На картине “Морской пейзаж с обломками корабля под лунным светом” — море изображено грозным, таинственным. На картине цвета смешаны с чёрной краской. На картине “Залив” — жёлтые мазки придают морю весёлое, игривое настроение. На картине “Море ранним вечером” — настроение получилось нежное, лёгкое, спокойное. Здесь краски смешаны с белым цветом.

Настроение природы в картине и своё настроение можно передать с помощью цвета.

У: — Как можно превратить цвет в нежный, тревожный, тихий? (смешивая с белой, чёрной и серой красками)

(Слайд № 15, 16, 17)

У: — Каким мы видим море на этих картинах?

— Как художник передаёт настроение моря?

Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. Они могут быть похожи на точки, полоски, волны, запятые.

Поль Синьяк написал картину “Марсельский порт” мазками, которые похожи на кирпичики — полоски. Клод Моне написал картину “Скалы в Бель — Иль” мазками похожими на волны и запятые.

(Слайд № 19, 20, 21)

У: Разнообразные мазки характерны для художественных стилей живописи второй половины ХIХ – начала ХХ в.в.

Так писал Клод Оскар Моне. Он сосредоточил всё своё внимание на передаче света и оттенков цвета. Изображал гармонию красок при разном освещении. Это характерно для художников импрессионистов.

Импрессионизм (Impressionism, франц. impression — впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 20 века. Название «Импрессионизм» возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце»

Импрессионисты создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками. Всё это создавало светлую, радостную живопись. Игра разнообразных мазков придавала картине трепетность и реальность. Импрессионисты пытались уловить «впечатление» от того, что глаз видит в конкретный момент, стремились уловить изменчивые состояния в природе. Не смешивали краски на палитре, а наносили их прямо на холст, быстрыми мазками чистых цветов, заботясь об общем впечатление. Именно в это время вошло в употребление выражение “пейзаж настроение”.

У: Стремление передать в картине личностное восприятие жизни воплотилось в творчестве постимпрессионистов. Постимпрессионизм — направление в изобразительном искусстве, возникшее в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. Необычное эмоциональное видение мира принёс в живопись Винсент Ван Гог. Динамичность мазка и линий, выразительность форм отличают его полотна. С помощью ритмических цветовых мазков он выражал напряжение собственных чувств.

Рассмотрим одну из его работ. Сильная, энергичная кисть художника уверенно и свободно кладёт на поверхность холста широкие, полные динамики мазки. Синие, светло зелёные и почти белые – они как бы передают мерный плеск волн, уходящих к самому горизонту. Основу колорита составляют яркие, интенсивные, чистые краски. Цвет и радостный, мажорный ритм мазков создают приподнятое, светлое настроение.

У: Морис де Вламинк, французский живописец — постимпрессионист, родоначальник экспрессионизма в среде фовистов. Вознёс цвет до уровня самостоятельного изобразительного средства. В своих произведениях художник часто сочетает раздельные мазки, равномерные геометрические и вангоговские мазки в виде запятых.

Цвета пейзажа яркие и насыщенные. Сочетание белых и синих тонов в изображение воды вызывает ощущение игры отражённого света, а клубящиеся мазки на небе как будто обещают приближение грозы.

(Слайд № 26, 27, 28)

У: Поль Синьяк – французский художник, представитель направления пуантилизм.

Пуантилизм — направление живописи, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок, ради оптического эффекта.

Поль Синьяк мимолётным впечатлениям импрессионистов противопоставлял напряжённую работу мысли и чувства, приводящую впечатления от натуры в систему – организованную цветом композицию пространства.

Поль Синьяк применял технику раздельного мазка, создавая насыщенные светом и воздухом пейзажи. Использовал чёткие мазки в виде точек или мелких прямоугольников.

У: Ритмический повтор мазков разной формы образует живописную фактуру, создающую тот или иной образ моря.

Звучит фрагмент симфонического эскиза Клода Дебюсси “Игра волн”.

У: — Какая из картин Клода Моне по эмоциональному настроению соответствует

услышанному музыкальному произведению?

— Какие чувства выражает музыка? (тревога, смятение, натиск, беспокойство)

Какие образы рождает музыка? (похоже на плеск волн)

Обратите внимание на колорит. Белые мерцающие искорки на тёмном, синем фоне.

Так же мерцает и переливается мелодия Клода Дебюсси “Игра волн”.

Помогает ли музыка восприятию живописного произведения?

5. Практическая работа.

Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковского “Вальс цветов”.

У: Выразите свою реакцию на музыку через движение рук.

Попробуйте этим движением руки выполнить мазки на палитре.

(демонстрирую образец мазка на доске, ученики выполняют упражнение на палитре).

У: — Какой характер моря передают эти мазки? (такие мазки передают игривый характер моря).

Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковского “Марш”.

У: Попробуйте прохлопать ритм услышанной музыки.

На что похожи хлопки? (на мазки, которые по своему очертанию похожи на кирпичик).

Изобразите их на палитре.

(демонстрирую образец мазка на доске, ученики выполняют упражнение на палитре).

У: — Какой характер моря передают эти мазки? (такие мазки передают торжественный характер моря).

У: Вспомните, было ли когда-нибудь такое, чтобы настроение в природе совпало с твоим настроением.

Какая из палитр соответствует вашему настроению?

(дети поднятием карточки 1, 2, 3, 4 показывают своё настроение)

Изображать пейзаж лучше в том настроении, которое соответствует вашему душевному состоянию сейчас.

У: — Что изобразил Клод Моне на этих картинах?

Мы видим один и то же мотив, но настроение в картинах совершенно разное. Клод Моне запечатлел на полотне мгновения изменчивого освещения в одном и том же месте. Здание парламента в Лондоне Клод Моне писал в 1902—1904 годах, создав целую серию полотен на эту тему, состоящую из тридцати семи холстов. Его интересовали эффекты освещения различного времени суток или разных времён года.

6. Самостоятельная работа.

Сегодня вам предстоит написать пейзаж на мотив моря. Но главное, необходимо передать настроение природы.

Как будет звучать тема нашего урока? (пейзаж настроение на мотив моря)

Тема: “Пейзаж настроение на мотив моря”

Для создания моря смеющегося, радостного, используйте чистые цвета – синий, зелёный, жёлтый. Чтобы придать морю спокойное настроение, во все цвета добавляйте белую краску. Чтобы изобразить шторм, добавьте в краски чёрный цвет.

Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми вы кладёте краску. Они могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми. Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю, которые вы вкладываете в изображение.

Работу не надо рисовать карандашом, пиши сразу красками, соблюдая тональные соотношения пространственных планов.

Во время практической работы звучит фрагмент симфонического эскиза Клода Дебюсси “Игра волн” и произведение для фортепиано Мориса Равеля “Игра воды”.

— проверка организации учащимися рабочего места;

— наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

— оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

— контроль за объёмом и качеством выполненной работы.

У: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочих местах.

7. Подведение итогов.

Учащиеся группами выходят к доске, демонстрируют свои пейзажи, говорят о настроение, которое они передали в своих работах, выбирают наиболее удачные варианты.

У: — Кому на уроке было интересно и легко?

— Кому было интересно, но трудно?

— Кому скучно и неинтересно?

(Ученики поднятием руки показывают своё отношение к уроку)

Источник

Читайте также:  Джемете отдельные домики у моря
Оцените статью