- О проекте
- Новости
- Музей
- Контакты
- Здания
- Выставки
- Поиск
- О проекте
- Новости
- Музей
- Коллекции
- Указатели
- Партнёры
- Меценаты
- Поиск
- Россия | Коровин К.А. | Розы
- Английское название
- Время создания
- Материалы и техника
- Размер
- Варианты названия
- Из коллекции
- Современное место хранения
- Инвентарный номер
- Цитаты:
- Об экспонате
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Никто не сравнится с Константином Коровиным по количеству написанных картин, посвященных крымским розам
О проекте
Новости
Музей
Контакты
Здания
Выставки
Поиск
О проекте
Новости
Музей
Коллекции
Указатели
Партнёры
Меценаты
Поиск
Россия | Коровин К.А. | Розы
Английское название
Время создания
Материалы и техника
Размер
Варианты названия
Розы; Розы. Букет у моря
Из коллекции
Современное место хранения
Инвентарный номер
В правом нижнем углу надпись: Коровинъ Конст 1912
Цитаты:
С конца 1900-х годов натюрмортов Коровин писал очень много, чаще всего — розы. Композиции белых, палевых, нежно-алых и густо-бордовых роз наглядно представляли «гармонизацию всего строя цветовых отношений», добиваться которой Коровин советовал ученикам не подбирая одну часть к другой, а стараясь охватить мотив целиком, больше поглядывая на натуру, чем на мольберт. В этих холстах отчетливо проступало восхищавшее учеников свойство Коровина, у которого «изумительная грация каждого движения переходила в какое-то душевно-пластическое чувство», зрительная тонкость отражалась в «изящном прикосновении кисти к холсту». Надо сказать, натюрморт у художников начала века вообще обрёл большую популярность как жанр, наиболее пригодный для живописного эксперимента, аналитического изучения натуры, её конструктивных интерпретаций. Однако «русским сезаннистом» убежденный «коровинист» Коровин не сделался; пластический анализ и его интересовал, «только, — говорил он ученикам, — вы помните, куда вы идёте. куда стремитесь». Сам он прекрасно чувствовал, как с возрастом, с переменой жизненной ситуации изменяется личное восприятие и почему уже невозможна прежняя тёмная гамма серебристо-дымчатых тонов, почему теперь требуется «тон к тону не доводить, брать отдельно тени и цвета, ляпать на холст, не стушевывая». Иная музыка в душе любимого, знаменитого, ничем не стесненного живописца, которому хочется развернуть холсты яркими драгоценными коврами, подчеркнуть ритмы громких радостных созвучий. Сам он хорошо понимает, почему «Розы» сейчас полнее всего выражают тему, вечно звучащую в его сердце. Мотив почти до неприличия банальный. А он и выбран именно поэтому. Потому что прекраснейший из цветков неоспорим в своём совершенстве, потому что эти царственные бутоны, эти нежные плотные свёртки тончайших лепестков пленяют и воодушевляют всех. Розы разбрасывает Врубель перед троном Богоматери, роза в руке Прекрасной Дамы и черных кудрях Карменситы, роза в зубах необычайно оживлённого (и невероятно — улыбающегося на виду всей улицы) Серова. И разве можно ошибиться, оттенками какого чувства переливаются крымские розы Константина Коровина?
. В «Розах» формула главного завета Коровина ученикам — «надо любить». Розы, воплотившие его крымское счастье, Коровин писал повсюду; не менее охотно он изображал розы, украшавшие его дни в Москве, Париже, Биарицце, на берегу Бискайского залива. Как мотив недостаточно самобытный, «Розы» давали повод к очередным напоминаниям о «французистости» его живописи; любопытно, однако, что подобные упрёки иной раз слышались и не от соотечественников .
Его «Розы» — поющие хорами счастья, трепещущие радостью, обольстительные ловушки для света и красок, его богини красоты, его слава, его понимание жизни, хранимая на груди святыня, девиз и герб его художнической чести, цветок его любви к благословенной живописи. Нет, Розам он не изменит никогда[1].
Розы пышно цветут на полотнах Константина Коровина, иногда розовые или белые, но в подавляющем большинстве пурпурные, роскошные, звучащие мощными аккордами. Аккордами гимна красоте. Художник писал их и в девяностые годы, и в десятые, и в тридцатые. Любя все красивое в природе, наслаждаясь красочными созвучиями, от нежных, едва уловимых оттенков до сильных, доминирующих цветовых мазков, Коровин изображал различные цветы — настурции, мальвы, сирень. Но они крайне редко были самостоятельным «предметом» его изучения.
Эти цветы, по большей части, лишь украшали безмолвные пейзажи и пейзажи-картины с введением человеческих фигур. Они подчёркивали неповторимую красоту природы и акцентировали слияние с ней человека, являющегося его частью, не менее прекрасной, чем травы, деревья, цветы.
И всё же роза, царица цветов, — главный объект коровинских натюрмортов. Ни один цветок не повторяет другой. Смело, широкой кистью, обобщённо вначале, а затем доводя до тончайших нюансов, осветляя или затемняя отдельные лепестки, выращивает Коровин на полотнах розу за розой. Как заботливый садовник, он наслаждается и гордится их расцветкой, сочностью, своим умением составлять букеты. Розы на фоне моря, неба, зелени, интерьера, на фоне темноты ночи или вечерних городских огней. Особенно удачны и многочисленны натюрморты с розами в период десятых годов, написанные по большей части в Крыму… [2]
«Всё большей чистоты красок ищет К.Коровин: его звучные натюрморты («Розы» и «Сирень») в этом смысле — шаг вперёд, — писал искусствовед Яков Тугендхольд в журнале «Аполлон» в 1914 году. — . Боже мой, как много русского в его темпераментной растрёпанности мазка. ». Глядя на коровинские розы, невольно вспоминаешь роскошные букеты Николая Сапунова, коровинского ученика, влюблнного в своего учителя и так много от него взявшего. Розы у Коровина — символ жизнеутверждения, символ совершенства, апофеоз красоты. И главное всё-таки, думается, не в решении чисто художественных задач. Розы всегда олицетворяли для Коровина радость, восторг перед жизнью. Поэтому он писал их и в счастливые моменты, и в тяжелейшие — в войну, в революцию, в разруху. Они помогали ему жить, то отражая прелесть бытия, то поднимая его дух в минуты депрессии. Интересно, что в его мастерской («мастерская — это спасение от мира подлости, зла и несправедливости», — определил Коровин ещё в начале 1890-х годов) на полках, столах, шкафах, подоконниках всюду и всегда, по воспоминаниям современников, стояли алые бумажные розы, которые он охапками закупал на московских вербных базарах. Они служили ему своеобразным допингом для подъёма настроения, радуя глаз и постоянно напоминая, что цель его живописной музы — красота. Когда не было живых роз, Коровий писал бумажные, вдыхая в них жизнь уже на полотне. Иногда же он будто специально оставлял ощущение искусственности, словно делал на память слепки с полюбившихся цветов.
Крымские розы Коровина особенно великолепны. Наверное, оттого, что художник любил Крым, а в Крыму — больше всего Гурзуф. В один из редких для него периодов финансового благополучия построил он там дачу по собственному проекту. Сам окрашивал стены комнат и устанавливал вазы и кувшины, приобретавшиеся им в течение долгих лет собирательства. По воспоминаниям его приятельницы Надежды Ивановны Комаровской, Коровин всегда очень тщательно подбирал вазы для букетов, для каждого — свою, по форме, по массе, по цвету. Этого требовало его обострённое эстетическое чувство. В натюрмортах же розы затмевали всё, а вазы лишь условно намечались несколькими мазками.
«В Гурзуфе он писал свои розы, то влажные от утреней зари, то пламенеющие на солнце»,— рассказывала Комаровская, отмечая, что в Крыму, особенно весной, в период цветения Коровина обуревала «лихорадка вдохновения». Работал он очень быстро, менял холсты, когда утренний свет менялся дневным, затем — вечерним. Писал с утра до вечера.
Действительно, коровинские розы были знамениты, ими восторгались, их покупали. Даже во Франции, уже будучи в эмиграции, художник получил письмо от незнакомого человека, соседа по улице, тоже русского эмигранта, приглашавшего Константина Алексеевича в гости: «Я ещё из Москвы помню Вас. Помню восхищался картинами, и была у меня ваша картина «Розы в Крыму» — синее море и розы. ». Случай этот, когда незнакомец вспомнил художника по «Розам в Крыму», Коровин описал в рассказе «Недоразумение». Наверно, так произошло на самом деле, но если даже это вымысел, то важно, что своим «опознавательным знаком» Константин Алексеевич сделал крымские розы. И то, что Ирина Шаляпина тоже вспомнила первым делом знаменитые «Розы», не случайно. В них было вложено столько души, столько мастерства, что они запоминались сразу, особенно на фоне неспокойной предвоенной, а потом и военной России. Они шли «от сердца в живопись», как всегда стремился Коровин. И конечно, «Розы» относились к тем произведениям, о которых, помните, Коровин ещё в молодости сказал: «В искусстве нужно только писать и делать любимое». «Розы» — это было любимое[3].
Константин Коровин создал более двадцати произведений, посвящённых розам. И это не эскизы, не наброски, а вполне законченные произведения. Художник поставил розы в ряд других традиционных сюжетов. Он, пожалуй, первый показал их красоту, а главное — несомненную художественную образность.
Розы Константина Коровина, как никакого другого художника, потрясают безудержным, буйным темпераментом, размахом кисти и щедростью красочной фантазии. Но чего нет в его розах — так это спокойного изящества, выверенной элегантности, лирического любования. Они написаны сильно, сочно, броско. Более того — чувственно. Розы созданы под влиянием неудержимой и всепоглощающей страсти. Константин Алексеевич был человеком увлекающимся, и искреннее, большое чувство рождало столь прекрасные розы.
Константин Алексеевич писал розы везде. Большая часть картин создана в Крыму, в Гурзуфе, на его даче. Находил розы художник и в Москве, и в Петербурге.
Розы обязаны Константину Коровину триумфальным пришествием в высокое искусство. А они, в свою очередь, прославили великого русского живописца[4].
[1] Домитеева В.Н. Константин Коровин. М., 2007. (Мастера: Жизнеописания великих мастеров кисти, ваяния, зодчества, театра и музыки).
Источник
Об экспонате
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Константин Коровин в начале 1900-х годов увлекся французским импрессионизмом, и, творчески восприняв его достижения, перешел от тональной живописи к согласованной гармонии цветовых созвучий. Свою задачу импрессионисты видели в предельно точном воссоздании на холсте преходящих, мгновенных состояний природы и человека, а также окружающей нас световоздушной среды, которая определяет и изменяет все в природе: контуры предметов, насыщенность и рефлексы цвета, настроение. Свет и цвет становятся главными «героями» картин Коровина, который предпочитает писать на открытом воздухе. Отсюда в его работах особая свежесть и чистота цвета, этюдность, случайность композиции, построенной не по классическим канонам, а будто подсмотренной в жизни.
С 1910-х годов красочность полотен Коровина особенно усиливается, появляются размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достигает своей вершины. Тогда же он пишет много натюрмортов, исполненных в сочной, мажорной цветовой гамме.
Этюд «Розы», поступивший в омские фонды в 1924 году, написан на даче в Крыму в Гурзуфе. В конце XIX — начале XX века Южный берег Крыма стал местом паломничества творческих людей, особенно художников. Их любование южными красотами отразилось в сотнях полотен. Однако никто не мог сравниться с Константином Коровиным по числу картин, посвященных крымским розам. Художник создал более двадцати произведений, на которых изображены эти царственные цветы. Он писал их везде — в Москве, Петербурге, но большая часть картин создана именно на даче в Гурзуфе.
Темперамент художника, его влюбленность в окружающую действительность, в цвет и саму краску, его несущую, очень хорошо читаются в особой творческой манере мастера. Его работы, написанные свободным, живым, широким и пастозным мазком, кажутся свежими, еще не просохшими, а только что вышедшими из-под кисти автора.
В натюрморте «Розы» художник старается передать тяжелый, влажный морской воздух, красоту пышного букета, свет яркого южного солнца, обесцвечивающего, выбеливающего все вокруг и оставляющего переливы оттенков лишь в тенях. «Я твердо заявляю, — говорил Коровин, — что пишу не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени».
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Хочу замуж (164)
- Гитара (8)
- Анекдот (27)
- Бабушка. Дедушка (68)
- Война (418)
- Дети (611)
- Душевно о главном (84)
- Живопись (1389)
- Здоровье (570)
- Интересное (621)
- История (2870)
- Кино. Театр (247)
- Компьютерная грамотность (64)
- Красота (214)
- Лицо (17)
- Волосы (4)
- Крым (5484)
- Ай — Петри (52)
- Ак — Кая (Белая скала) (19)
- Алупка (86)
- Алушта (86)
- Армянск (11)
- Артек (38)
- Байдары (35)
- Бакла (8)
- Балаклава (117)
- Бахчисарай (1093)
- Белогорск (Карасубазар) (42)
- Бисерный храм (9)
- Гаспра (7)
- Греки Крыма (68)
- Гурзуф (100)
- Дворцы и усадьбы Крыма (150)
- Демерджи (17)
- Джанкой (37)
- Евпатория (99)
- Евреи Крыма (26)
- Животные Крыма (15)
- Жилье у моря в Крыму (10)
- Известные люди в Крыму (334)
- Ильяс — Кая (6)
- Инкерман (53)
- История Крыма (2214)
- Исход. Крым (37)
- Караимы Крыма (99)
- Кацивели (4)
- Качи — Кальон (25)
- Керчь (111)
- Кино, театр в Крыму (21)
- Книги о Крыме (146)
- Коктебель (39)
- Кореиз (15)
- Кофейни Крыма (18)
- Крым — времена года (13)
- Крым в живописи (463)
- Крым. Истории любви (11)
- Крым. Разное (203)
- Крым. Ретро — фото (1060)
- Крым. Референдум. До и после (126)
- Крымская война 1853 — 1856 гг. (96)
- Крымские художники (56)
- Крымско — татарская кухня (15)
- Кучук — Ламбат (5)
- Лаванда (20)
- Лаки (5)
- Легенды Крыма (47)
- Ливадия (81)
- Максимова дача (10)
- Мангуп — Кале (47)
- Массандра (15)
- Места силы Крыма (33)
- Мисхор (11)
- Мой сад (37)
- На автомобиле по Крыму (57)
- Научный (Обсерватория) (7)
- Недвижимость в Крыму (11)
- Немцы Крыма (28)
- Никитский ботанический сад (13)
- Новый Свет (18)
- Ореанда (17)
- Отдых в Крыму. Жильё в Крыму у моря (24)
- Партенит (20)
- Песни о Крыме (11)
- Пляжи Крыма (33)
- Растения Крыма (128)
- Романовы в Крыму (69)
- Саки (16)
- Севастополь (1012)
- Села Крыма (325)
- Симеиз (39)
- Симферополь (288)
- Соколиное (Коккозы) (19)
- Старый Крым (38)
- Стихи о Крыме (134)
- Судак (56)
- Суук — Су (7)
- Тайны Крыма (145)
- Тепе — Кермен (21)
- Успенский монастырь (35)
- Феодосия (140)
- Фиолент (45)
- Форос (31)
- Фото — художники о Крыме (14)
- Ханские дворцы (103)
- Херсонес (39)
- Храм Донаторов (3)
- Чуфут — Кале (95)
- Швейцарцы Крыма (4)
- Шокирующий Крым (40)
- Экскурсии в Крыму (127)
- Эски — Кермен (22)
- Юмор.Крым (36)
- Ялта (290)
- Крымские татары (720)
- Любовь. Любовная лирика (680)
- Мифы об Украине (4)
- Море. Пляж (74)
- Мужчина. Женщина (264)
- Музыка (498)
- Непознанное (199)
- О, женщина! (25)
- Полезные советы (447)
- Психология (528)
- Рецепты (346)
- Россия (3250)
- Муром (6)
- Приднестровье. Тирасполь (41)
- Романовы (85)
- Россия в мемуарах (40)
- Сахалин (31)
- Семья (699)
- Соционика (1)
- СССР (915)
- Старые фотографии (1277)
- Стихи (489)
- Стройнею (127)
- Украина (2212)
- Частушки (31)
- Шитьё (503)
- Выкройки и моделирование (184)
- Вышивка (3)
- Идеи. Советы дизайнеров (55)
- Переделка одежды (41)
- Сумки и др. (13)
- Технология шитья (36)
- Школа (211)
- Юмор (1172)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Никто не сравнится с Константином Коровиным по количеству написанных картин, посвященных крымским розам
Роза ‘Fortuniana’ во дворе бывшей дачи «Саламбо». Фото 2011 г.
«В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары — две большие скалы, выступающие из моря, — «пустынные скалы». На скалах этих никто не жил. Только со свистом летали стрижи. Там не было ни воды, ни растительности» .
Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма – «Саламбо», в память о только что удачно оконченной работе над декорациями к балету А.Ф.Арендса «Саламбо» по одноименному роману Г. Флобера.
R. banksiae lutea во дворе дома К.Коровина. Фото 2011 г.
Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими четкими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910-1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Здесь художник много и плодотворно работал. Им были написаны «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1911), «Гурзуф вечером» (1912), «Пристань в Гурзуфе» (1912), «Гурзуф» (1915), «Базар цветов в Гурзуфе» (1917), «Гурзуф» (1917). На даче «Саламбо» бывали И.Е.Репин, Р.И.Суриков, А.М.Горький, А.И.Куприн, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Ф.И.Шяляпин. В доме было весело и оживленно от многочисленных гостей.
R. banksiae lutea у входа на дачу «Саламбо». Фото 2011 г К.А.Коровин. 1916 г.
Хозяин дачи «Саламбо» пишет о розах, которые видно из окон на фоне моря. Сегодня любой приезжающий в Гурзуф курортник в мае месяце обязательно обратит внимание на великолепные желтые розы, оплетающие арку входа в Дом творчества Художественного фонда, как теперь именуется бывшая дача. Другая такая же роза находится во дворе, внутри. Не так давно она стелилась по крыше находящихся рядом сараев, а теперь направлена на высокую вертикальную опору рядом с домом. Вид называется R. banksiae lutea или роза Бэнкса, по имени английского ботаника Джозефа Бэнкса, который завез ее в числе других растений в Европу из Китая еще в конце XVIII века. В начале прошлого столетия эта старинная китайская роза была настолько распространена в Крыму, что практически не было ни одного двора или улицы на побережье, где бы она ни произрастала.
Достаточно взглянуть на толщину стволов этих лиан. Обеим уже по сто лет, и они до сих пор цветут каждую весну, наполняя воздух пьянящим ароматом. К сожалению, у нас нет документальных доказательств, что розы посажены самим художником, но то, что они его современницы, нет никакого сомнения.
В конце XIX – начале XX века Южный берег Крыма стал местом паломничества не только русской аристократии и буржуазии, но людей творческих, по-настоящему гениальных. Среди них была особая каста — художники. Их любование южными красотами отразилось в сотнях полотен.
Можно назвать десятки имен, прославивших Ялту и близлежащие окрестности в живописных работах: К.Боссоли, Н.Г.Чернецов, Ф.И.Гросс, Ф.А.Васильев, Ю.Ю.Клевер, И.К.Айвазовский, М.П.Латри, В.Д.Орловский, И.Е.Крачковский, А.И.Куинджи и многие другие.
К.Коровин. Гурзуф. 1914 г.
К.Коровин. Портрет И.Шаляпина. 1911 г.
В мастерской Константина Алексеевича стояла старинная темно-красная мебель, стены были отделаны коричневым деревом. На балконе мастерской Коровиным написано несколько известных этюдов – «Балкон в Крыму», «На террасе», «Вечер. Интерьер» и другие.
Коровину хорошо работалось в Гурзуфе. С восходом солнца он писал утренний этюд, после завтрака уходил работать над дневным, и в сумерках приступал к третьему — вечернему. Вечерние улочки, духаны и лавочки с огнями и темными фигурами особенно вдохновляли художника. И так, пока он жил в Гурзуфе, проходил почти каждый день. Вначале Коровин бывал в «Саламбо» наездами, в 1914-1917 жил почти безвыездно, уезжая только на лето. Из времен года в Крыму больше всего любил раннюю весну, когда у моря все распускалось, а на горах еще лежал снег.
Постройка Коровиным дачи в Гурзуфе совпала по времени с его новым увлечением натюрмортом. Мастер изображал букеты у окна, на террасе, комбинировал цветы и фрукты, вписывая композиции в большой прекрасный мир солнца, моря и пронзительного света – голубого, кремового, абрикосового.
На гурзуфскую дачу Коровин перевез свою обширную коллекцию ваз и кувшинов. Его всегда очень заботило соответствие цветочного сосуда характеру букета. И букеты Коровин составлял для каждой комнаты сам, и крымских роз он написал великое множество.
Писал розы, влажные от утренней росы, вянущие от полуденного зноя, вдыхающие вечернюю прохладу, розы в хрустале, в гладком фарфоре, в цветных кувшинах, на окне, в плетеном дачном кресле. Иногда рядом с розами появлялась стройная женская фигура, иногда фоном букета распахивался синий морской простор или чернело звездное небо, но розы всегда царили на холсте.
Розы, розы, розы. Белые, палевые, нежно-алые, густо-бордовые – чувственные и праздничные — они вытеснили прежнюю темную гамму серебристо-дымчатых тонов. А все потому, что «прекраснейший из цветков неоспорим в своем совершенстве, потому что эти царственные бутоны, эти нежные плотные свертки тончайших лепестков пленяют и воодушевляют всех.
Розы разбрасывает Врубель перед троном Богоматери, роза в руке Прекрасной Дамы и черных кудрях Карменситы, роза в зубах необычайно оживленного (и невероятно — улыбающегося на виду всей улицы) Серова. И разве можно ошибиться, оттенками какого чувства переливаются крымские розы Константина Коровина?».
Коровин, пожалуй, первый раскрыл не с чем не сравнимую красоту роз, а главное – их несомненную художественную образность. Его розы потрясают безудержным, буйным темпераментом, размахом кисти и щедростью красочной фантазии. Но чего нет в его розах — так это спокойного изящества, выверенной элегантности, лирического любования. Они написаны сильно, сочно, броско.
Розы созданы под влиянием неудержимой и всепоглощающей страсти. Константин Алексеевич был человеком увлекающимся, и искреннее, большое чувство рождало столь прекрасные розы. «Моей главной, единственно непрерывно преследуемой целью в искусстве живописи всегда служила красота, эстетическое воздействие на зрителя, очарование красками и формами. Никогда никому никакого поучения, никакой тенденции», — писал Коровин .
В июле 1916 года Коровин пишет из Гурзуфа письмо художнику И.К.Крайтору: «Написал четыре картины роз лучше прежних. Скажу по правде, писать очень трудно, т.к. очень жарко, все какое-то расплавленное. Розы, и довольно плохие, здесь продаются по 30 коп. штука. Газеты у Вас пишут, что здесь все переполнено, а на самом деле в Ялте совсем пусто…».
Действительно, какие уж розы в Крыму в июле? Это сейчас можно в любое время года на цветочных рынках приобрести срезанные цветы, поставляемые из теплиц всего мира. Тогда же на гурзуфском цветочном рынке, что находился рядом с дачей «Саламбо», продавались только розы из садов местных жителей. К тому же на дворе 1916-й год – война.
Если внимательно вглядеться в розы на полотнах Коровина, то можно заметить, что художника интересовали исключительно чайно-гибридные сорта – полные, крупные, махровые. Пик цветения этих роз в Крыму – июнь, поэтому в июле Константин Алексеевич и не мог найти подходящую натуру.
Особенно трудно было писать розы по памяти – в Москве, Петербурге, в деревне. Тем не менее, розы, воплотившие его крымское счастье, Коровин писал повсюду. Несмотря на то, что розы попадались ему в основном однотонные, мастер, обладая уникальным видением цвета, улавливал «перетекание» тонов при изменении освещения: «У меня есть два букета роз, одни бравурные, другие гобеленовые, на фоне инея» . Иногда, в отсутствие живых букетов, Коровин писал бумажные розы, которые на холсте не отличишь от настоящих.
Наряду с этими двумя красавицами во дворе есть еще одна китайская роза, но уже белого цвета – ‘Fortuniana’. Эта разновидность тоже найдена в Китае, где она растет в диком виде, ботаником Робертом Форчуном приблизительно в 1840 году. Ее плети достигают 12 метров, а в диаметре куст может разрастаться без обрезки до 3 метров. На Южном берегу Крыма сохранилось около двухсот экземпляров этого вида, возраст которых 100-150 лет.
После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжает. Новая Россия не приняла его творчества. «Гражданин Коровин, то, что Вы нам предлагаете, не может быть принято нами, как вчерашний день не может быть принят за сегодняшний. Ваше искусство вместе с царизмом ушло в прошлое. Для пролетарского государства оно не может представлять ни ценности, ни интереса», – вещал в 1922 году Давид Штеренберг на закупочной комиссии в Третьяковской галерее, куда больного и голодного Коровина привел его коллега по Училищу живописи, ваяния и зодчества Александр Куприн . Пожилой художник был невероятно удручен таким отношением. Это и подтолкнуло его к окончательному решению – отъезду из страны, где все было родным, близким и так горячо любимым.
В Париже Коровин невероятно бедствовал, зарабатывал даже заметками в эмигрантской газете, но использовал любую возможность для живописи. И снова появляются розы. Коровин был уверен, что призвание художника — нести людям ощущение счастья, и не пускал в свое творчество минорные ноты, вызванные жизненными невзгодами и тоской о питавшей его искусство Родине.
«Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость – это язычество. Оттого-то я люблю. искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму. » — писал художник на склоне лет в одном из писем
К.Коровин. Розы. 1930-е гг.
К.Коровин. Розы на фоне моря. 1930-е гг.
Коровин скончался в Париже внезапно на улице от сердечного приступа 11 сентября 1939 года. Художник оставил после себя огромное живописное наследие, только в одной Крымской художественной галерее числится 239 его картин. Розы обязаны Константину Коровину триумфальным пришествием в высокое искусство. А они, в свою очередь, прославили великого русского живописца.
Сохранились многочисленные мемуары художника, его рассказы, а также воспоминания о мастере, написанные его современниками. Пожалуй, немало могли бы добавить к этим рассказам и четыре великолепных розы, растущие в Гурзуфе, но, увы, язык растений нам недоступен. Они – живые памятники великому мастеру. Хочется надеяться, что потомки не вырубят их, как произошло со многими розами в Крыму в последние десятилетия.
‘Salambo’ (Cl, G.Delbard, 1990)
В Германии в питомнике садовода Кордеса в год 20-летия со дня смерти Коровина появилась роза ‘Salambo’ (не сохранилась), а во Франции известным селекционером Жоржем Дельбаром в 1990 году выведена еще одна роза с таким же названием – плетистой формы. Пусть же и она станет для всех нас напоминанием о гениальном певце «царицы цветов». Возможно, когда-нибудь эта роза появится и в Гурзуфе.
Рубрики: | Крым /Крым. Разное |
Метки: Крым Гурзуф Цветы Роза Коровин » Саламбо» Шаляпин
Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник