Русское море
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Русское море» в других словарях:
Русское море — Баренцево море, Черное море Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Русское море — Группа компаний «Русское море» Тип Публичная компания … Википедия
Русское море — название Чёрного моря в древнерусских и арабских источниках. * * * РУССКОЕ МОРЕ РУССКОЕ МОРЕ, название Черного моря в русских летописях (см. ЛЕТОПИСИ) при изложении событий 9 15 веков, а также в арабских источниках 10 века … Энциклопедический словарь
РУССКОЕ МОРЕ — в русской летописи: «Днепр втечеть в Понетьское море жерелом, еже море словеть Руское». Соответственно обычаям того времени, море иногда называлось по частям именем того народа, земли которого примыкали к его водам. Так в десятом веке персидские… … Казачий словарь-справочник
РУССКОЕ, море — Так в X XII веках называли Черное море. Об этом же писал великий русский ученый М.В. Ломоносов в описании истории Русского государства, говоря, что Черное море называлось Русским от частого россов по нему хождению … Топонимический словарь Севастополя
Русское море — Баренцево море, Черное море … Топонимический словарь
Русское море — ист. назв. Черного м., встречающееся в рус. летописях (858 1485) и в араб. источниках. Араб. и др. вост. географы именовали Р. М. также и Азовское м. В Софийской первой летописи (1471) Р. М. обозначено оз. Ильмень … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Русское царство — Царство ← … Википедия
Русское Восточно-Азиатское общество (1899) — Русское Восточно Азиатское общество также «Русское Восточно Азиатское Пароходство» англ. Russian East Asiatic Steamship Co. нем. Russisch Ostasiatische Dampfschiffahrts Gesellschaft Тип открытое акционерное общество Год основания … Википедия
Русское Восточно-Азиатское пароходство — Русское Восточно Азиатское общество также «Русское Восточно Азиатское Пароходство» англ. Russian East Asiatic Steamship Co. нем. Russisch Ostasiatische Dampfschiffahrts Gesellschaft Год основания 1899 Тип открытое акционерное общество… … Википедия
Источник
«Русское море»: почему так в Средневековье называлось Черное море
Удивительно, но это так: когда-то в мировой геополитике существовало Русское море. Именно так в Х-XIV веках в некоторых арабских, древнерусских, европейских и еврейских источниках именовалось всем нам хорошее знакомое Черное море, а также, порой, и близлежащее Азовское. Более того, там же рядом протекала и т.н. «Русская река», и находился таинственный город Русиййа (Русия), чье точное местоположение нам достоверно неизвестно. Попытаемся рассказать, чем именно вызвано такое обилие «русской» топонимики в Северном Причерноморье в этот период.
Немного об источниках
Если бы о Русском море писали всего лишь один-два средневековых автора, то, пожалуй, данное свидетельство можно было посчитать чьей-то тенденциозной ошибкой. Однако, в Х-XIV веках Черное море называлось «Русским» сразу в нескольких странах и на нескольких языках. К примеру, в «Повести временных лет» указывалось: «А Дънепрь вътечеть в Понтьское море трьми жерелы, еже море словеть Руськое». «Бахр ар-Рус» (Русское море) – так называли Черное и Азовское море арабские географы Ибн Саид и ал-Масуди. «Русским» же называл это море и знаменитый путешественник из Испании, Вениамин из Туделы (XII век), писавший на древнееврейском. В XIII веке «Русским» Черное море именовали также и западноевропейские источники, например, участник IV Крестового похода французский хронист Жоффруа де Виллардуэн.
Почему Понт Эвксинский стал «Русским»?
Основной проблемой, которая многие годы беспокоит исследователей данного вопроса, является отсутствие однозначного объяснения причин, по которым греческий Понт Эвксинский («Гостеприимное море») внезапно стал «Русским». Традиционно в научно-популярной литературе можно встретить точку зрения, согласно которой этот гидроним появился вследствие частых набегов русов (варягов и славян) в этот регион, а также как отголосок существования русского Тмутараканского княжества с центром в Тамани в Х-XII веках. Источники, тем не менее, как правило, не упоминают о Тмутараканском княжестве, и уж совершенно точно не говорят о том, что «Русским» море стало называться именно вследствие существования этого государственного образования. К примеру, Ибн Саид писал: «В этом море есть острова, населенные русами, и [поэтому] его также называют морем ар-Рус [т.е. Русским]». Об островах, заселенных русами и находящихся в Черном и Азовском морях, сообщают также и другие арабские авторы XI-XIV веков. Возможно, конечно, что под «островами» арабские географы имели в виду как раз Таманский полуостров, на котором находилось Тмутараканское княжество, однако, напрямую из источников этого не следует. Тем не менее, некоторые географы, например, ал-Масуди и ал-Идриси, действительно писали о частых набегах русов из Черного и Азовского морей, а также упоминали о существовании «Русской реки» (арабск. «нахр Русийа»), которую можно идентифицировать с Керченским проливом или устьем Дона.
Загадочный город «Русиййа»
Еще больший интерес вызывают сообщения средневековых источников о существовании в районе Северного Причерноморья крупного города русов под названием «Русиййа». По мнению одних исследователей, этого поселения, на деле, никогда не было, а его упоминание в источниках является ошибкой. Другие ученые, напротив, считают, что этот город действительно существовал.
Где же мог находиться этот загадочный населенный пункт? Ал-Идриси упоминает город Русиййа дважды, один раз при описании реки Атил (Волги), а другой – рассказывая об окрестностях Трапезунта. Географ пишет: «От Атрабзунда, пересекая море, [до города] Русиййа пять дней плавания». Однако ал-Идриси не связывает этот город ни с русами, ни с каким-либо другим народом. Ибн Саид, напротив, не указывает точного расположения города, но полагает, что он являлся главным городом русов: «На севере этого моря [в него] впадает река, текущая из огромного озера Тума. На западном берегу этой реки лежит Русийа – главный город русов». Вполне возможно, что «ям Русийа» («море Русийа») путешественника Вениамина Тудельского (XII век) также является отсылкой к этому городу. Помимо письменных, есть также и археологические доказательства существования данного населенного пункта. К примеру, известна свинцовая печать византийской принцессы Феофании Музалоние, являвшейся женой Тмутараканского князя Олега Святославича. В тексте печати Феофания именуется «архонтессой Руссия»; можно предположить, что она княжила в интересующем нас городе Русиййа.
Исследователи также попытались установить, где же именно находился этот загадочный город наших воинственных предков. Одна группа историков и археологов полагает, что город Русиййа находился на Таманском полуострове. Действительно, с археологической точки зрения город Русиййа можно соотнести с расположенным на этом полуострове городищем Голубицкая-1. В верхнем культурном слое этого городища находился детинец древнерусского города конца X-XII веков, окруженный городским торгово-ремесленным предместьем. Городище достаточно больших размеров и вполне может соотноситься с городом Русиййа, известным нам по письменным источникам.
Другая группа историков пытается отождествить этот город с поселением Казачий Ерик в Азовском районе Ростовской области. Там также находится средневековое городище с находками древнерусского типа. Другие исследователи полагают, что город Русиййа тождественен средневековому городу Орн (Орнас, Орнач), находившемуся на территории современной станицы Старочеркасской. Археолог Л. А. Гурченко предположил, что город Русиййа в разные хронологические периоды существовал в разных локациях: в какое-то время в устье Дона, а позднее – на Таманском полуострове, на месте городища Голубицкая-1.
Выводы
Так или иначе, где бы мы не локализовали город «Русиййа» и «Русскую реку», не вызывает сомнений одно: у европейских, арабских и еврейских географов XI-XIV веков Северное Причерноморье вызывало стойкую ассоциацию с присутствием там древних русов. Еще более убедительным подтверждением русского присутствия в этом регионе в средневековую эпоху является широко распространенное в то время наименование Черное моря – «Русское море».
Источник
География Древней Руси. Русское море
География нашей страны в не столь и далеком прошлом сильно отличалась от нынешней. Виной тому таяние ледников так называемой Гипербореи — страны холода и мрака. Что и лежит в основе первопричины полного несоответствия известной нам истории о нашей стране с действительными событиями, некогда разыгрывающимися на нашей нынешней территории проживания, некогда скрытой под ледниками, затем пресными морями и озерами, затем болотами и лишь к нашим временам ставшими полноценной частью суши, покрытой лесами. Но именно в скрытые от нашей памяти времена и существовали те кажущиеся теперь просто не реальными континентальные водные артерии, позволяющие русским купцам развозить свои товары от Китая до Португалии и от Господина Великого Новгорода до Багдада, Иерусалима и далекой Индии.
Итак, существовал ли описанный в Библии Всемирный потоп или это только благочестивая сказка, ничего общего не имеющая с действительностью, придуманная для хоть какого-то объяснения происхождения нынешних обитателей планеты?
Результаты последних исследований однозначно подтверждают слова Библии: Всемирный потоп был. Ведь на самых высоких горах обнаруживаются морские раковины: такие находки более чем надежно подтверждают, что высочайшие горные хребты нашей планеты когда-то представляли собой дно моря. Сам же рубеж уровня мирового океана, когда вода несколько отступила на время, отмечен хорошо просматриваемой линией берегового прибоя на высоте 3 500 м. Это является подтверждением, что на такой высоте спасшимся пассажирам Ноева ковчега пришлось жить достаточно продолжительное время. Понятно, высадись они на нынешней горе Арарат — ни люди, ни животные в таком холоде не выжили бы не то что несколько десятков, а может и сотен лет, но и несколько дней. Здесь могли бы сохраниться лишь пингвины, тюлени да белые медведи. А потому ковчег, раз сохранился в живых не только человек, но и множество теплолюбивых животных, мог причалить к горной вершине лишь где-то в глубинах Африки недалеко от экватора.
Но, что самое-то интересное, исключительно там и растет до высоты 4 400 м оливковое дерево, молоденький листочек которого, как гласит Библия, голубь принес Ною на ковчег.
Да, не жарко было спасшимся и на экваторе. Потому, случись эти события сегодня, и на экваторе мало каким животным удалось бы выжить на такой высоте. Но солнце уменьшается, что на сегодня вычислено совершенно однозначно, за час на 1,5 м. Потому следует предположить, что в ту пору оно припекало много сильней, чем сейчас — 4 000 лет спустя тех событий. Причем, если в Библии все же отсутствуют подробности проживания человека в таких не лучших для него условиях высокогорья, то этот пробел в истории человечества восполняют индийский и персидский древние эпосы. Вот какой имеется рассказ, имеющийся в древнеперсидском народном эпосе, который сообщает о климатических особенностях тех лет, когда освободившуюся от воды часть суши со всех сторон окружали льды:
«Наступило 10 месяцев для зимы и лишь два месяца для лета» [1] (с. 118).
Описатель истории Кавказа барон Услар (1881 г.) вот как комментирует эту фразу древних персов:
«…возможность существования страны, где десять месяцев холодно и только два месяца тепло, может быть объяснено только весьма высоким положением ее над уровнем океана» [1] (с. 119).
Единственно, что непонятно было этому исследователю горной страны, — почему со своих высот, то есть, как тогда было принято считать, — с горных долин Гималаев, этому древнему народу не удавалось спуститься в долины. Но ответ, что нами теперь обнаруживается, прост: уровень мирового океана в ту пору был на три с половиной километра выше нынешнего. Но и происходить могло это зафиксированное в иранском народном эпосе действие вовсе не в горах Ирана или Индии, как считалось ранее, но, что является единственно возможным в ледяном климате высокогорья, исключительно в экваториальной зоне Африки. Лишь по этой причине и можно было на такой высоте вообще уцелеть. Мало того, вот что сообщается о том — каким образом вообще удалось спасшимся людям не погибнуть здесь от безкормицы. Читаем в иранском эпосе о лютой тянущейся 10 месяцев в году зиме:
«страшна-сурова она внутри Айриана-Ваеджо, но и этот бич сделался благодатью для людей: с появлением зимы умножается изобилие всех благ» [1] (с. 119).
Вот и представим себе — каким же это образом именно с зимой могло наступить это столь удивительное изобилие всех благ.
Как обычно у нас? Пришла зима: в огороде снег — то есть шаром кати; птички улетели от нас в теплые края — куропатку не подстрелишь; с дичью тяжко — волкам самим кушать нечего, от того именно зимой они самые опасные; чтоб рыбку во пруду отловить — и здесь проблемы — надо лунку ковырять. А если лед, например, в Сибири к марту под полтора метра? Каким он должен стать в Айриано-Воеджо, если считать эту местность находящейся посреди горных хребтов Тибета или Гималаев, за десять месяцев зимы? Да и когда холодно еды обычно как раз много больше требуется, чем летом. Так почему же в этой удивительной Айриане именно на зимний период могло приходиться изобилие всех благ?
Льды, сковавшие к тому времени земной шар, судя по холодному климату на острове Айриано-Воеджо, оставив узкую полоску воды лишь в сотне-другой километров от линии экватора, в теплый период, то есть летом, начинали таять. Это давало появление масс талой воды, в которой прекрасно разводится рыба. Так, например, было и у нас, причем, в обозримый период истории, когда вода сибирских рек в основе своей пополнялась от таяния так называемого «Пояса мира». То есть окружающих землю ледников, остававшихся здесь к тому времени еще со времен Всемирного потопа. И здесь следует учесть, что воды эти были пресными, а потому первые сутки после таяния представляли собой талую воду — самую полезную для живого организма. Вот что сообщает об этой реке попавший к нам в Сибирь итальянец Франческо Тьеполо:
«Река Обь в полтора дня плавания и столь богатая рыбой, что ее (рыбу) давят весла плывущих» [2] (прим. 9 к с. 330).
Так что летом, когда Обь заполнялась талой водой и разливалась на десятки километров в ширину, как свидетельствуют очевидцы, веслами рыбу давили — вот как прекрасно она разводится именно в этой воде.
Зимой же, что и понятно, огромные площади окружавшего остров со спасшимися людьми и животными океана сковывались льдом. Рыба же поэтому на время зимы огромными массами должна была мигрировать к экватору, недалеко от которого и располагаются эти нами обнаруженные горы Араратские (или Айрийские), в ту пору представлявшие собой острова. Сюда же, вместе с рыбой, слетались на зимовку и перелетные птицы, которые на лето вылетали охотиться за рыбой на соседние острова или даже на крутые ледяные скалы пояса мира. От пингвинов же, понятно, зимой здесь все просто кишело. А потому не только людям, но и спасенным животным именно зимой здесь гораздо легче было находить себе корм. Так что пусть и было в Айриано-Воеджо достаточно прохладно целых 10 месяцев в году, но с пропитанием все было исключительно на это время года просто великолепно.
Так что и в этот период Богом все было прекрасно оборудовано для выживания человечества и сухопутной фауны, спасенной на ковчеге.
И вот как в тот период выглядела эта страна:
«Древнеиндийский эпос “Махабхарата” сохранил память о первобытном… “северном океане” или “молочном море” доступном только птицам» [3].
То есть ледяные айсберги в этом негостеприимном море являлись пристанищем морозоустойчивых птиц, которые и сегодня распрекрасно обитают в ледяном климате той же Антарктиды. Однако же все они на зиму слетались исключительно в Айриано-Воеджо — на экватор.
Но почему вода не ушла сразу, почему людям и животным пришлось так долго испытывать из-за холода очень серьезный дискомфорт?
А вода после Потопа, судя по всему, никуда и не уходила. Просто землю чуть ли ни до экватора покрыли в ту пору глыбы льда, которые на сегодня остаются с тех времен лишь в высокогорных ледниках, а также в Антарктиде и Гренландии. А планету, исключая остров вулканического происхождения с поселившимися на нем людьми и животными, так еще и продолжали лихорадить катастрофы: одна часть земли поднималась вверх, образуя гигантские горные массивы, а другая, наоборот, образовывала морские впадины, ничуть не менее гигантских размеров. Но сверху на планете многокилометровым слоем уже залегал лед, а потому образующиеся в океане пустоты долгое время оставались не заполнены водой.
Но вот подошел момент, когда в одну из таких впадин, минуя ледяные гигантских размеров глыбы, ринулась вода. А потому на экваторе эти одинокие острова, где селились по тем временам люди и животные, стали потихоньку превращаться в куда как большие участки суши, позволяя развиваться жизни и на меньших высотах, а, следовательно, в более благодатном климате. Понятно, внизу и солнышко припекало сильней, а потому и льды, окружающие Айриано-Воеджо таяли со все большей интенсивностью. Но где могло все это происходить?
Наиболее разнообразным и наиболее плотным по наличию фауны на сегодня считается национальный парк Танзании — Аруша, расположенный между горами Килиманджаро и Меру. Но и соседний с ним парк Кении, Меру, также некогда считался наиболее плотным и разнообразным, то есть идеальнейшим для сафари, а потому и поплатился за свое обилие нигде в иной местности мира не встречаемых экзотических животных — браконьеры почти под ноль уничтожили его обитателей. Так что именно в этом районе, судя по всему, и могли быть выпущены животные из Ноева ковчега. Да и люди, как к сегодняшнему дню просчитано учеными, появились тоже откуда-то из глубин Африки.
Но что же было дальше?
А дальше происходила та самая история, которую нам поведали древние авторы: Геродот, Плутарх, Страбон, Тацит, Плиний, Ксенофонт, Гелиодор, Артемидор, Полибий, Гомер, Клавдий Элиан, Тит Ливий, Ктесий, Диодор Сицилийский, Саллюстий, Гераклит, Корнелий Непот, Гай Юлий Солин, Палефат, Сульпиций Север, Приск Панийский, Помпоний Мела, Ахилл Татий, Дионисий Галикарнасский, Гай Светоний Транквилл, Прокопий Кесарийский, Аппиан и др. Правда, о чем сами они, конечно же, не говорят, но что слишком явственно следует из их рассказов, эти античные авторы проживали на территории Африки.
Далее, кто сообщает о событиях не в Европе или на Ближнем Востоке, но все в той же Африке, следуют священники, писатели и путешественники поздней античности и раннего средневековья: Аммиан Марцеллин, Павел Орозий, Николай Дамасский, Иосиф Флавий, Игумен Парфений (Петр Агеев), монах Зосима, раби Вениамин, Трифон Коробейников, Жан Соваж Дьеппский, Оливер де Падерборн, Хетум (Гайтоп), Иоанн Хильдесгаймский, греческий патриарх Гермоген, Иоганн Шильтбергер, Агапий Манбиджский, Арнольд Любекский, Раймунд Ажильский, Косма Индикоплов, Одорико Порденоне, Афанасий Никитин, аббат Николай, крестоносец Зевульф, Робер де Клари, игумен Даниил, Василий Позняков, монах Варсонофий, отец Игнатий, паломник Епифаний, монах де Бриада, Эвлия Челеби, ибн Фадлан, Истахри, ал-Максуди, Ибн ал-’Изари, Йакут, Абу-л-Фида, ал-Я`куби, Ибн Саид ал-Магриби, Аз-Зухри, ‘Абд ал-Латифа б. Йусуф б. Мухаммад ал-Багдади, Ибн-ал-Кутиййа, Ибн Баттута, Абд ар-рашид ал-Бакуви, Ал-Омари и т.д.
О той поры рельефе местности, слишком противоречащему сегодняшнему мнению «ученых», приводятся высказывания и авторов позднего средневековья и наследующего ему «Возрождения». Среди них достаточно известные:
Марко Поло, Плано Карпини, Адам Олеарий, Матвей Меховский, Сигизмунд Герберштейн, Петр Петрей, Самуэль Коллинс, Мавроурбин, Конрад Буссов, Николай Спафарий, Павел Иовий, Барбаро, Амброджо Контарини, Михалон Литвин, Марко Фоскарино, Генрих Штаден, Исаак Маасса, Августин Майерберг, Избрант Идес, Адам Бранд, Якоб Ульфельдт.
Известные несколько менее и почти неизвестные:
Гийом Левассер-де-Боплан, Вильгельм Рубрук, Иоганн Филипп Кильбургер, Иоанн Фабр, Джиованни Тедальди, Андрей Роде, Шлейссинг, Стефан Какаш, Георг Тектандер, Франческо Тьеполо, Иоганн Страленберг, Авриль, Корнилий де Бруин, Обри де ла Мотрэ, Иоанн Перштейн, Юст Юль, Эльзевир из Лейдена, Адольф Вильгельм фон Гельбиг, Джон Белл, Иржи Давид, Франческо де Колло, Жан Франсуа Жербильон, Иоанн Лукьянов, Григорович-Барский, архимандрит Никифор, монах Леонтий, Василий Баранщиков и др. (полный список см.: [4])
По их описаниям местности можно прекрасно проследить постепенное освобождение от ледников сначала северной части Африки, затем Малой Азии и Южной Европы, затем Северной Европы, благодаря Гольфстриму, и Южной России. Причем, очертания континентов и морей, которые имелись в ту пору, практически у всех авторов полностью совпадают исключительно с предлагаемой версией развития событий. И все потому, что многие места на планете выглядели совсем не так, как представляются нам сегодня. Пустыня Сахара, например, появляется только совсем недавно. Ранее на месте ее и находилась территория той самой Европы Древней, которую нынешние недоучки от науки, именуемые «учеными»-дарвинистами, попытались перенести на ее уже нынешнюю территорию. Но, как выясняется, слишком неудачно: на территории нынешней Европы в период античности еще залегали непроходимые ледники, оставленные Потопом. Потому-то совершенно не совпадают с нынешними и очертания суши и морей, описываемые как античными, так и более поздними авторами, чьи высказывания еще будут приведены.
И, что второе, следует все-таки учесть и последние исследования русской лингвистики, которые доказали, что Русский язык является первоязыком планеты. Что указывает на тот самый простой лежащий буквально на поверхности факт, что персидский и индийский эпосы, а вместе с ними и Библия, могли принадлежать только тому народу, который и по сию пору своим языком имеет первоязык человечества. То есть тот самый язык, который счастливо миновал Вавилонское столпотворение и о котором написано в Библии:
«…из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию…» [Быт 10, 11].
Ассур — это и есть имя нашего народа: Русса. Что подтвердили и исследования Российской академии языкознания под руководством государственного секретаря (1812–1814 гг.), члена Государственного Совета (с 1814–1841 гг.), министра народного просвещения (1824–1828 гг.), президента Российской академии (с 1813–1841 гг.) — адмирала А.С. Шишкова. Да, как доказала российская наука, наш язык является Корнесловом языков человечества. А значит — именно на нем разговаривали: Адам, Ной и Иаков Израиль. На нем же первоначально была записана и Тора (то РА), отчего и сказание о происхождении человечества и по сию пору именуется историей (подробно см.: [5] и [6]).
Причем, для определения географии той забытой и упрятанной от нас понадежнее «историками» земли, именуемой Древняя Русь, следует учесть, что до середины XII в. уровень мирового океана был выше нынешнего на 145 м. Это отметка соответствует Дьякову городищу в Москве и дамбам крепости Анакопия в Новом Афоне, а также уровню основания стен крепости Дербент. Татищев, описывая путешествия вглубь России иностранцев по какому-то не дошедшему до нашего времени источнику, не упоминает обязанных казалось бы возникнуть проблем с течением. То есть описываемое путешествие из Балтики в Хвалынское море происходило вовсе не по рекам, а по какому-то заливу: движения воды в какую-либо сторону не было. А потому следует предположить, что уровень мирового океана был равен уровню Русского моря, простиравшегося в ту пору от берегов Балтики до Малой Азии и Персии. То есть поверхность мирового океана была идентична высоте Дьякова городища в Москве.
И вот что доказывает резкое понижение уровня мирового океана где-то в середине XII в. Гергард, викарий Страсбургского епископа, посланный к султану Саладину в 1175 г. Фридрихом Барбароссой, вот что рассказывает о главной достопримечательности своего путешествия:
«В одной миле от Нового-Вавилона, в степи, находятся две горы (так называет автор пирамиды — прим. редакции), выведенный искусственно из громадных мраморных камней и плит — изумительная работа! Они отстоят друг от друга на полете стрелы, четырехугольной формы и одинакового объема как в ширину, так и в длину; ширина их равняется одному сильному полету стрелы, а в высоту они будут в два полета» [7] (с. 447).
Вот что сообщает на эту тему арабский картограф начала XIV в. ал-Бакуви:
«Из чудес [Мисра] — две пирамиды, находящиеся напротив Фустата. Каждая из этих пирамид построена из громадного камня в форме конуса » [8] (с. 55).
О пирамидах упоминает и арабский путешественник средневековья аль-Багдади (XII в.). Но он, при этом, удивлен — почему в более ранних источниках о них ничего не говорится:
«…я не нашел упоминания о пирамидах ни в Библии, ни в других [подобных книгах]. Не видел я упоминания о них и у Аристотеля» [9] (с. 191).
А ведь и действительно: упоминания о пирамидах в античной литературе какие-то отрывочные и слишком далекие от какой-то схожести со знаменитыми пирамидами Гизы. Геродот, а за ним, лишь спустя 400 лет, и Диодор Сицилийский, например, не замечают между высочайшими пирамидами Египта Сфинкса, а передаваемые ими размеры этой самой большой из пирамид слишком сильно не соответствуют ее нынешним размерам. То есть все говорит о том, что разговор идет вовсе не о тех пирамидах, которые хотят увидеть в их рассказах.
Вот, например, как описывает увиденные им пирамиды Филон Византийский:
«“Пирамиды близ Мемфиса — это постройки, возведение которых свыше сил человеческих, а их описанию отказываешься верить. Это горы камней на горах камней, и ум не способен понять, каким образом эти огромные плиты были подняты на такую высоту и какими средствами были возведены эти гигантские творения рук человеческих. Они стоят на квадратном, искусственно выровненном плоском скальном основании и постепенно поднимаются ввысь”, причем самая высокая из них, как можно заключить из дальнейшего текста, “достигает трехсот футов, ее периметр равен шести стадиям. Камни сооружения так тщательно пригнаны и отшлифованы, что кажется, будто оно высечено из одной глыбы”» [10].
То есть самая из них высокая менее 100 м в высоту. Так что здесь вновь разговор не о пирамидах Гизы, сегодня стоящих в самом центре самого большого города Египта. Нет о них ничего и у авторов раннего средневековья. Но появляются они, словно из под земли, лишь в повествованиях авторов конца XII в.
И все это притом, что средневековые авторы сообщают о возможности не по рекам, а именно по морскому заливу проплыть в район нынешней Средней Азии, где ранее располагалась восточная гардарика или русская Греция:
«Гельмольд в самом начале пишет: “Залив тамошнего моря от западного океана к востоку простирается; из-за того Балтийским прозван, что наподобие пояса долгим течением мимо скифских областей простирается до самой Греции”» [11] (Гл. 17).
Адам Бременский:
«Даны же утверждают, что протяженность этого моря проверена не раз на опыте многими. По их словам, некоторые при благоприятном ветре за месяц добирались из Дании до Острогарда Руссии» [12] (с. 88).
То есть в те еще времена Балтийское море соединялось проливом с Каспием и Черным морями. А даны утверждали, что за месяц они могут добраться до Хивы — главного города Средней России. Татищев считает это мнение ошибочным:
«И это же уже от той ошибки, которую я многократно исправлял, поскольку верили, что оный залив Финландский к Кавказу простирается, оттуда уже Меотийское озеро примешивается и Каспийское море и Понт, так что к самой Греции плыть можно…» [11] (Гл. 17).
«…как Плиний Каспийское с Меотисом и Северным океаном соединенным полагал, гл. 14, н. 69, 71, 78, так здесь Балтийское с Меотисом соединено» [11] (Гл. 17).
«Адам Бременский пишет… в Истории естляндской, с. 19: “Ежели морем поплывешь от Шлезвига… от самого города паруса поднявши, в сорок три дня поспеешь в Острогард русский, которого столичный город есть Хиве, подражая скипетру константинопольскому, преславное украшение Греции”» [11] (Гл. 17).
«Адам Бременский, кн. II, гл. 13: “Руссов престольный град, преизрядное греков украшение, есть Хива…”» [11] (Гл. 29).
Татищев поясняет:
«Что же он украшением Греции именовал, то они Руссию тогда Грецией разумели, гл. 17, н…» [11] (Гл. 29).
Но и много ранее об этом морском заливе имелись сведения. О чем замечает и Классен:
«Сведения Геродотовы не простирались на север выше Харьковской губернии по той причине, что он почитал Балтийское море идущим дугой к Каспийскому» [13] (с. 109).
То есть Балтийское море той поры лежало на одном уровне с объединенными Черным и Каспийским морями. Что говорит о том, что уровень не только наших внутренних морей, но и всего мирового океана был в ту пору на 145 м выше нынешнего.
Причем, имеются карты, на которых Босфора нет, Балтика связана проливом с Каспием и Черным морями, которые имеют сообщение еще и с Персидским заливом и с морем на территории Западной Сибири. Синайский полуостров на них выглядит островом, а Мертвое море вместе с Иорданской низменностью представляют собой морской залив.
Вот почему до этого момента никто из путешественников в упор не желает замечать египетских пирамид: они были скрыты под водой.
Источник