Рыбные промыслы атлантический океан

Описание хозяйственного значения Атлантического океана

Хозяйственное значение Атлантического океана велико, поскольку на данной акватории ведется добыча полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов, пролегают транспортные пути. Из-за интенсивной деятельности человека экологическая обстановка в местных водах быстро ухудшается.

Общая информация об Атлантическом океане

Атлантический океан омывает побережья 70 государств с суммарным населением, превышающим 1,3 млрд человек. Данный географический объект занимает площадь в 92 млн км². Средняя глубина меньше, чем у Тихого, Индийского океанов, не превышает 3600 м. Максимальная — во впадине Пуэрто-Рико, составляет 8742 м. Соленость варьируется от 3,4 до 3,73%.

Хозяйственная деятельность человека в Атлантическом океане

В океане ведутся все виды хозяйственной деятельности. На побережьях Франции, Канады располагаются приливные электростанции. В Соединенных Штатах Америки, Венесуэле, Кубе, Тунисе океанскую воду опресняют, используя специальные установки.

Рыбный промысел

Поскольку ряд промысловых видов был полностью уничтожен, сейчас Атлантика по добыче морепродуктов уступает Тихому океану.

В местных водах вылавливают:

  • сельдь;
  • сардины;
  • треску;
  • навагу;
  • камбалу;
  • палтуса;
  • морского окуня;
  • тунца;
  • осьминогов;
  • кальмаров;
  • ракообразных;
  • угря.

Раньше почти половину рыбы вылавливали в морях Атлантики.

Также велась охота на крупных млекопитающих (китообразных, ластоногих), которая сейчас запрещена из-за резкого сокращения численности животных.

Полезные ископаемые

Большая часть полезных ископаемых добывается в шельфовой зоне, где располагаются нефтяные месторождения. Места разработки находятся на территории Мексиканского залива, Северного моря, Бискайского залива, в озере-лагуне Маракайбо. Здесь же добывают железную руду, фосфиты, каменный уголь, ценные минералы. В Атлантическом океане имеются месторождения алмазов. Из вод добывают соли, химические элементы.

Разработка месторождений привела к экономическому подъему в ряде стран. Особенно благоприятна подобная деятельность для Великобритании, Мексики, Норвегии и Голландии. Однако активное освоение месторождений портит экологическую обстановку в прибрежных зонах данных государств.

Тяжелые металлы добывают у берегов Флориды. Здесь располагаются месторождения циркона, ильменита, моноцита, рутила. Алмазные россыпи находятся в шельфовой зоне около Африки. Рядом с Новой Шотландией добывают золото. Крупные месторождения серы обнаружены в Мексиканском заливе. Кроме того, Атлантический океан используют для получения песка, из которого производится стекло.

Рекреационные ресурсы

Со 2-й половины ХХ в. на океанических побережьях развиваются старые и открываются новые курорты. Главными туристическими зонами считаются берега Средиземного, Карибского и Черного морей, Азорские, Бермудские и Канарские острова. Здесь строят дома отдыха, отели. Считается, что плавание в морской воде благоприятно воздействует на здоровье.

С 1970-х гг. появляются лайнеры, предназначенные для круизов. Такие суда тихоходны, позволяют путешествовать с комфортом. Чаще всего они плавают от Средиземного до Карибского моря. Реже лайнеры отправляются в научно-туристические либо экстремальные плавания вблизи Южного, Северного полюсов.

Транспортные пути

На протяжении 5 веков Атлантический океан остается ведущим в морских перевозках. Благодаря Суэцкому, Панамскому каналам образовались краткие пути, по которым можно быстро попадать в акваторию Индийского, Тихого океанов. Более половины общего объема перевозок приходится на газ, нефть, нефтепродукты. Реже транспортируют золото, тяжелые металлы, химические элементы.

Когда в XIX в. происходила массовая эмиграция, начали перевозить пассажиров. Появился транспорт класса люкс, на котором пересекали акваторию богатые люди.

Последствия хозяйственной деятельности

Человеческая деятельность имеет негативные последствия:

  • загрязнение вод и воздуха;
  • сокращение видового разнообразия рыб, кораллов и прочих подводных обитателей.

Ухудшаются условия жизни на побережьях, состояние рекреационных зон. Чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение экологической обстановки, разрабатываются специальные научные рекомендации. Страны заключают соглашения, регламентирующие добычу и использование океанических ресурсов. Сейчас осуществляется очистка вод. Сброс отходов производства запрещен. Ограничения вводятся на вылов рыбы и прочих морских обитателей.

Источник

Какая промысловая рыба водится в Атлантическом океане

Содержание статьи

  • Какая промысловая рыба водится в Атлантическом океане
  • Какие рыбы водятся в Белом море
  • Кто живет на дне океана

Бурные воды Атлантики

Воды Атлантического океана раскинулись от антарктических до субарктических широт с севера до юга на целые 16 тыс. км. Самая широкая часть океана находится в его северной оконечности, постепенно сужаясь к экватору до 2900 км. В южной части Атлантический океан соединяется с Индийским и Тихим океанами, а на севере с Северным Ледовитым. По своим размерам Атлантический океан находится на втором месте после Тихого, а в его береговой линии расположено большое количество заливов и полуостровов. В акваторию Атлантики входят тринадцать морей, что составляет 11% его площади.

В бассейне Атлантического океана, где добывается четвертая часть от всего объема улова, действуют международные конвенции в области рыболовства, которые позволяют эффективно использовать биологические ресурсы и регламентировать вылов рыбы.

Промысловые рыбы умеренных широт

Пикша — теплолюбивая рыба, живущая на дне океана на глубине до 1000 м. Живет в северной части Атлантического океана, любимое место обитания пикши – прогретое мелководье Баренцева моря.

Сельдь – целый род рыб, насчитывающий около 60 видов. Среднее чешуйчатое тело сельди сжато с боков, а край брюха заострен. У нее небольшой рот, и верхняя челюсть не выступает за нижнюю. Некоторые виды сельди живут только в океане, другие же относятся к проходным рыбам, которые для нереста заходят в реки.

Треска принадлежит к семейству тресковых. В длину промысловая треска достигает 80 см, ее окраска варьируется от зеленовато-оливковой до темно-бурой с небольшими коричневыми пятнышками. Зона обитания трески распространяется на большую часть Атлантического океана.

Рыбы тропического пояса

Тунец прекрасно приспособлен к активному образу жизни и постоянному передвижению. Мощное тело тунца плотное и похоже на торпеду. Его спинной серпообразный плавник является идеальным для неустанного быстрого плавания. Тунцы живут большими косяками и могут преодолевать в поисках пищи огромные расстояния.

Сардина — небольшая рыба до 25 см, немного толще сельди. Синевато-зеленая спинка сардины с разноцветными отливами переходит в серебристо-белые бока и брюшко. Образ жизни этой промысловой рыбы еще недостаточно изучен.

Палтус — рыба семейства камбаловых. Традиционная окраска палтуса варьируется от темно-коричневой до оливковой. Тело широкое и плоское с большим ртом. Длина взрослой особи этой промысловой рыбы до 130 см, а вес может достигать 30 кг.

Источник

Новости рыбной отрасли — СЫРЬЕВАЯ БАЗА — Бесплатные — Атлантический океан — история отечественного глубоководного промысла

Под глубоководным промыслом в рыбохозяйственной практике обычно понимают лов рыбы на глубинах 500-600 м и более. Этот промысел ведется донными и пелагическими тралами и придонными ярусами.

Благодаря усилиям АтлантНИРО и ПИНРО, а также Управлений западной и северной рыбопромысловых разведок, советские научно-поисковые и промысловые суда начали широкомасштабные работы по выявлению запасов глубоководных рыб в 60-е — 70-е годы прошлого столетия. В 1964 г. был освоен промысел палтуса в Баренцевом море. В 1965-1967 гг. были разведаны скопления палтуса на материковом склоне к северу, северо-западу и северо-востоку от Исландии, начат его регулярный промысел. Общий вылов палтуса в этом районе в 1967 г. достиг 21 тыс.т. В последующие годы величины уловов снизились, а промысел прекратился в 1976 г. после введения 200-мильной экономической зоны.

В 1967 г. поисковые суда Северного бассейна обнаружили плотные и устойчивые скопления тупорылого макруруса и черного палтуса на материковом склоне Северо-Западной Атлантики.

В октябре-декабре в район Северной Ньюфаундлендской банки вышла группа промысловых БМРТ, которая успешно вела добычу макруруса на глубинах 600-1200 м. В дальнейшем промысел макруруса и палтуса в районах Баффиновой Земли, Лабрадора, Северной Ньюфаундлендской банки проходил ежегодно, до введения Канадой 200-мильной экономической зоны. Общий вылов в отдельные годы достигал 80 тыс.т. После введения 200-мильных экономических зон глубоководный промысел в водах Канады советский флот вел на основе межправительственного соглашения и по коммерческим лицензиям. До конца 1980-х годов основу уловов составлял макрурус, палтус добывался в прилове. Затем, в связи с неустойчивой промысловой обстановкой на облове макруруса его промысел практически прекратился и был освоен специализированный лов палтуса, который до середины 1990-х годов проходил в зоне Канады. С 1995 г. российские рыбаки начали промысел палтуса за зоной Канады, на больших глубинах банок Флемиш-Кап и Большой Ньюфаундлендской. В этом районе промысел продолжается до настоящего времени и его регулирование осуществляется в рамках международной организации НАФО. Российская квота на вылов палтуса в последние годы составляет около 1,5 тыс.т, как правило, квота осваивается.

В 1970-е годы, в преддверии массового введения прибрежными странами 200-мильных экономических зон, советские рыбохозяйственные исследования были распространены в открытые океанические воды. Первоочередное внимание было уделено районам океанических подводных гор и возвышенностей, к которым, по данным отечественных фундаментальных и рыбохозяйственных исследований, приурочены зоны повышенной биопродуктивности. В 1971-1973 гг. поисковыми и исследовательскими судами Северного и Западного бассейнов были разведаны промысловые скопления макруруса на подводных горах Срединно-Атлантического хребта и организован промысел. В 1974-1975 гг., в первые два года промысла уловы были высокими, в среднем составляли около 28 т на сутки промысла БМРТ, что характерно для начального периода эксплуатации «девственной» популяции. Годовой вылов в 1975 г. достиг 30 тыс.т. макруруса. В последующие годы производительность лова снизилась и в 80-е и 90-е годы прошлого столетия находилась в пределах 10-20 т за судо-сутки лова, а годовые уловы колебались от 1-2 до 11 тыс.т.

Кроме макруруса, на Срединно-Атлантическом хребте и прилежащих комплексах подводных гор (Угловое поднятие, районы к северу и югу от Азорских островов) были обнаружены промысловые скопления берикса. В отдельные годы вылов берикса достигал 10 тыс.т.

Еще один район глубоководного лова был обнаружен на материковом склоне Западной Европы. Поисковые исследования здесь были активизированы в 1976-1977 гг. В феврале 1977 г. поисковое судно Северного бассейна обнаружило скопления морской щуки в районе банки Аутер-Бейли, к юго-западу от Фарерских островов. Был организован промысел, численность группы достигала 20 судов. Уловы донными тралами на глубинах 800-900 м были в пределах 3-20 т за траление, суточный вылов до 50 т. Всего в марте-апреле 1977 г. было выловлено около 12 тыс.т морской щуки. Сейчас этот район находится в рыболовной зоне Фарерских островов.

В районах возвышенности Роколл и плато Хаттон за пределами рыболовных зон прибрежных государств были отмечены промысловые скопления макруруса и гладкоголова на глубинах 800-1200 м, глубоководный лов здесь вели в основном отечественные поисковые суда. В этом районе в 2000-2001 гг. активно работал испанский флот численностью до 24-28 траулеров с общим выловом до 15,4 и 23,8 тыс.т. В последующие годы величины уловов существенно снизились.

Ценным объектом глубоководного промысла является большеголов (хоплостет). Ориентируясь на опыт Новой Зеландии, где промысел этого объекта был весьма успешным, рыбаки европейских стран пытались организовать его добычу в Северной Атлантике. В 1990-е годы промысловые скопления большеголова были обнаружены на материковом склоне к западу от Британских островов, в районе плато Хаттон и на Срединно-Атлантическом хребте. Траловый промысел с переменным успехом вели суда Фарерских островов, Франции, Исландии.

В южном полушарии возможность промысла берикса и некоторых других рыб была выявлена на подводных горах Китового хребта и в районе возвышенности Риу-Гранди.

На подводных горах Китового хребта обитают такие ценные рыбы как берикс, кабан-рыба, масляная рыба. В 1976-1977 гг. было добыто около 6 тыс. т этих рыб. В последующие годы обстановка была неустойчивой, регулярный промысел не велся до 1997-1998 гг. когда лов берикса на Китовом хребте вела значительная группа иностранных судов, что свидетельствует о периодических улучшениях промысловой ситуации.

Подводная возвышенность Риу-Гранди расположена между 29-33° ю.ш., 32-37° з.д. Возможные объекты лова – берикс, кабан-рыба, масляные рыбы, угольщик. В 70-е — 90-е годы этот район обследовали поисковые суда. Были достигнуты промысловые результаты, суточные выловы крупнотоннажных судов достигали 20-40 т берикса и кабан-рыбы.

Источник

Рыбный промысел в Атлантическом океане

Объем уловов, тыс. т

Удельный вес в уловах океана (2001)

Промышленный лов в Атлантическом океане ведет несколько десятков стран. В число ведущих рыбодобывающих стран, уловы которых превышают 1 млн т, в начале ХХIв. входили США, Канада, Норвегия, Исландия, Дания, Россия, Испания, Марокко. К группе стран-лидеров близки Аргентина (0,9 млн т), Великобритания (0,73 млн т) и ЮАР (0,75 млн т).

Транспортная система Атлантикипо объему морских перевозок, портовой деятельности, концентрации судоходных путей занимает ведущее место среди других морских бассейнов мира. Высокая плотность населения, значительный экономический потенциал по обе стороны океана обусловили формирование самой густой сети океанских путей. Среди основных видов массовых грузов объем формируют перевозки нефти. Крупнейший в мире грузопоток нефти из стран Персидского залива на пути в Атлантику разделяется на две ветви: одна (основная) огибает Африку с юга и направляется в Западную Европу, Северную и Южную Америку, а другая – через Суэцкий канал и 320-километровый нефтепровод, проложенный вдоль канала до Александрии, обеспечивает поставки нефти в средиземноморские центры Европы. Постоянным ростом отличаются также межконтинентальные перевозки нефти из стран Северной Африки в Европу и, частично, в Северную Америку, из стран Гвинейского залива в США и Бразилию. Значительный объем нефти и нефтепродуктов перевозится из Мексики и Венесуэлы в США через Карибское море, а также из Аляски через Панамский канал в порты Атлантического побережья. Получили развитие также перевозки сжиженного газа (природного и нефтяного) из стран Северной Африки (Алжир, Ливия) в Западную Европу и США.

В перевозках сухих массовых грузов основное место занимают железная руда (из бразильских и венесуэльских портов в Европу), зерно (из США, Канады, Аргентины – в европейские порты), фосфориты (из США (Флорида), Марокко – в порты Западной Европы), бокситы и глинозем (из Ямайки, Суринама и Гайаны в США), марганцевая (из Бразилии, Западной и Южной Африки), хромовая руда (из Южной Африки и Средиземноморья), цинковая и никелевая руды (из Канады), а также лесные грузы (из Канады, Скандинавских стран и северных портов России в Западную Европу).

Важное место в морских перевозках занимают генеральные грузы, которые на 2/3 перевозятся судами линейного плавания.

На берегах Атлантического океана расположены крупнейшие по грузообороту порты мира, в том числе порты-гиганты. Главную роль играют универсальные порты с высоким уровнем механизации. Особо плотным размещением портов выделяется Западная Европа, на долю которых приходится почти 1/2 грузооборота портов Атлантического бассейна. По насыщенности крупными портами выделяются полоса Североморского побережья от Ла-Манша до Кильского канала, цепочки портовых комплексов в низовьях Рейна, Сены, Эльбы, Темзы, восточное побережье Великобритании, балтийская зона проливов на побережье Скандинавских стран, средиземноморские портовые комплексы вдоль побережья Лионского залива и Лигурийского моря. На североамериканском побережье Атлантики важнейший портово-промышленный комплекс сложился на побережье США от залива Мэн до Чесапикского залива. Он включает три крупные группы портов: Нью-Йорк – Нью-Джерси, Америпорт и Хэмптон-Родс. Портовый район Приозерья и цепочка портов р. Св. Лаврентия обслуживает каботажные перевозки США и Канады. Интенсивное развитие портов происходит в Мексиканском заливе, где выделяются три главных портово-промышленных комплекса (в низовьях Миссисипи – Новый Орлеан и Батон-Руж; Галвестонская бухта и Хьюстонский канал; порты Бомонт, Порт-Артур, Ориндж связанные с Мексиканским заливом каналами через озеро Сабин). Для портовой деятельности развивающихся стран Латинской Америки, Карибского бассейна и Африки характерно создание специализированных приморских комплексов: нефтеперерабатывающих (Амуай, Картахена, Тобрук) и химических (Арзев, Александрия, Абиджан) заводов, алюминиевой (Белен, Сан-Луис, Пуэрто-Мадрин), металлургической (Тубаран, Маракайбо, Варриж), цементной (Фрипорт) отраслей. В Южной Америке складываются два крупных портовых района – на юго-восточном побережье Бразилии (Сантос, Рио-де-Жанейро, Виктория) и в заливе Ла-Плата (Буэнос-Айрес, Росарио, Санта-Фе). Большая часть западно-африканских портов располагается на северном лагунном берегу Гвинейского залива (Порт-Харкорт, Лагос, дельта р. Нигер). Североафриканские порты широко открыты в сторону моря, а их универсальный характер требует значительных затрат по модернизации портового хозяйства (Алжир, Триполи, Касабланка, Александрия и Тунис). На ряде островов Карибского бассейна (Багамские, Каймановы, Виргинские) сооружены самые глубоководные в этой части океана перегрузочные терминалы для крупных танкеров (400 – 600 тыс. дедвейт т).

По структурным особенностям и объему природно-ресурсного потенциала с учетом тенденций его освоения, развития добывающих и перерабатывающих отраслей морского хозяйства, уровня развития и интенсивности морских перевозок и портового хозяйства, экономического потенциала приморских районов в бассейне Атлантического океана выделяется шесть экономико-географических провинций.

Северо-Восточная провинция занимает акваторию от границы Атлантического океана с Гренландским и Норвежским морями до зоны северной субтропической конвергенции (примерно по 27º 45′ с. ш.). Западные рубежи проходят от мыса Фарвель (юго-восточная оконечность Гренландии) через южную оконечность подводного хребта Рейкьянес и Северо-Атлантический (срединный) хребет, включая Азорские острова и острова Мадейра.

На относительно развитом шельфе провинции эксплуатируются обширные нефтегазоносные бассейны Северного, Ирландского, Балтийского и Средиземного морей, залежи угля, олова и тяжелых минералов. На прилегающих к морю территориях провинции разведаны крупные месторождения природного газа, железной и полиметаллической руд, бокситов, фосфатного сырья, меди, никеля, ванадия, ртути, калийной соли. Ряд месторождений (уголь, природный газ, фосфориты) имеют мировое значение. В Западно-Европейской котловине выявлено крупное поле железомарганцевых конкреций.

Среди других провинций Атлантики Северо-Восточная выделяется крупными промысловыми запасами и наиболее высокими уловами рыбы (11,2 млн т, 46 % атлантических морских уловов). Повышенная интенсивность образования органического вещества планктонными водорослями в процессе фотосинтеза, а также высокое содержание биомассы зоопланктона в 100-метровом слое обеспечивают высокую рыбопродуктивность открытых и прибрежных вод: от 500 кг/км 2 на дальних подходах к берегам Исландии, Португалии, Франции до 1000 кг/км 2 у берегов Великобритании и в Северном море.

В целом через провинцию проходят более 1/2 атлантических и почти 1/3 мировых морских перевозок, в том числе свыше 40 % сырой нефти, около 50 % угля, 45 % железной руды, более 45 % зерна, 60 % фосфатного сырья и 30 % бокситов и глинозема. Здесь широко развито портовое хозяйство, сформировались крупные портово-промышленные комплексы. Более 1/2 перевалки грузов приходится на крупные порты с ежегодным грузооборотом свыше 20 млн т. В провинции сосредоточены два крупнейших узла морских перевозок (пролив Ла-Манш и Гибралтарский пролив), линия интенсивных морских коммуникаций проходит северо-западнее Великобритании, Азорских и Канарских островов, важную роль в системе морских транспортных связей играет Суэцкий канал. Северо-Восточная провинция связана с сырьевыми и аграрными рынками Северной и Западной Африки, Ближнего Востока, находится в сравнительной близости от промышленного и сельскохозяйственного рынков Северной Америки, вследствие чего морские перевозки грузов и готовой продукции осуществляются по направлениям, связывающим страны Европы с этими рынками.

На территории прибрежных государств Северо-Восточной провинции проживает более 10 % населения Земли (свыше 640 млн человек), находится один из трех мирохозяйственных центров (производится более 1/3 мировой промышленной и около 1/4 сельскохозяйственной продукции), развита рыбная промышленность, судостроение и портовое хозяйство, расположены главные районы туристского и курортно-рекреационного (в том числе морского) хозяйства. Для экономики Западно-Европейского региона характерны высокий уровень развития и огромные масштабы хозяйства, полнота и разнообразие его структуры при некомплектном обеспечении собственными энергетическими ресурсами и в целом недостаточной сырьевой базой. Здесь сохраняется неравномерное территориальное размещение производства. Почти 3/4 промышленной продукции производят три региона, занимающих не более 20 % территории, – Северо-Западная Европа, Средняя и Юго-Восточная Англия и Северная Италия. Особое значение приобрели портовые районы, перерабатывающие импортное сырье и топливо, что обусловило «сдвиг к морю» ряда отраслей промышленности.

Северо-Западная провинция занимает акватории южнее границы Атлантического и Северного Ледовитого океанов (70º с. ш.) на подходах к Североамериканскому континенту до параллели мыса Хаттерас (35º с. ш.) и включает тяготеющие к океану приморские провинции Канады и штаты Северо-Востока США.

Береговая зона провинции располагает россыпями железных и титановых минералов (Канада), золота, моноцита, циркония, титаномагнетита (США), на шельфе выявлены месторождения фосфоритов, железомарганцевые конкреции. Прибрежные области богаты полезными ископаемыми, в особенности каменным углем, рудами железа, никеля, кобальта, меди, свинца, цинка, поваренной солью.

Северо-Западная провинция  один из наиболее продуктивных районов атлантического рыболовства (2,2 млн т, около 10 % атлантических уловов). Наиболее рыбопродуктивными районами провинции являются юго-западное побережье Гренландии и залив Фанди (более 3000 кг/км 2 ), восточное побережье Канады и США (500–1000 кг/км 2 ).

Через провинцию осуществляются крупные морские перевозки топлива и сырья, готовой промышленной продукции: в том числе более 1/5 морских перевозок нефти (из Персидского залива, Западной Африки и Венесуэлы в порты США), около 1/5 перевозок угля (из США в Европу, Южную Америку и через Панамский канал в Азию), от 2/3 до 3/4 мировых перевозок зерна (из США на все континенты, кроме Австралии), почти 1/2 морских перевозок бокситов и глинозема (из Южной Америки, Карибского региона, Африки и Австралии в США и Канаду) и более 1/4 морских перевозок фосфатного сырья (из США на все континенты, кроме Австралии). В целом через провинцию по всем направлениям, связывающим Северную Америку с Западной Европой и Средиземным морем, проходит около 1/3 атлантического грузооборота.

На протяжении 1000-километровой полосы побережья сложились крупные городские агломерации и портовые комплексы с высокоразвитой промышленностью и инфраструктурой, здесь проживает свыше 100 млн человек, выпускается около 1/4 промышленной продукции мира.

В Приморском и Центральном экономических районах Канады, тяготеющих к Атлантике, сосредоточено свыше 2/3 населения страны и производится около 3/4 промышленной продукции. Экономическому развитию этого региона способствуют разнообразные и богатые природные ресурсы (нефтегазоносные бассейны в районе Большой Ньюфаундлендской банки, на Лабрадорском шельфе и шельфе Новой Шотландии, запасы железной руды, меди, каменного угля, титановых руд, соли, гипса, плодородные земли долины р. Св. Лаврентия, лесные и рыбные ресурсы), соседство с индустриально развитым Северо-Востоком США, удобные транспортные связи через глубоководный морской путь р. Св. Лаврентия и систему Великих озер (его длина достигает 1240 км, глубина на фарватере 9,2 м, оборудовано 7 шлюзов). Промышленность приморских провинций соответствует структуре их ресурсов и в значительной степени связана с морским хозяйством: добыча железной руды и каменного угля (в том числе в подводных шахтах), полиметаллической и титановой руд, нефти и газа на шельфе. Портово-промышленный район морского пути р. Св. Лаврентия концентрирует около 1/4 продукции обрабатывающей промышленности Канады. Основной рыбопромысловый районБольшая Ньюфаундлендская банкаявляется крупнейшим в мире и дает более 1/2 национальных уловов Канады.

В экономике приморских и приозерных штатов провинции представлены все отрасли современной промышленности и морского хозяйства США. Подавляющее большинство приморских и приозерных штатов входит в индустриальный Северо-Восток, который менее чем на 1/4 территории страны концентрирует свыше 1/2 населения, производит 2/3 продукции обрабатывающей промышленности и более 1/2 товарной продукции сельского хозяйства. Здесь сосредоточены крупные залежи угля и железной руды, имеются месторождения нефти, титановых руд, цинка и др. Перспективен приатлантический нефтегазоносный бассейн (Джордес-Банк Балтиморский каньон), значительны запасы промысловых донных и сельдевых рыб, моллюсков.

Западная провинция включает в основном тропические воды западной части Атлантики между зонами северной субтропической (мыс Хаттерас) и экваториальной (3–5º с. ш.) конвергенций, Саргассово море, Карибско-Мексиканский бассейн и акваторию Гвианской котловины. Она отличается прежде всего богатейшими в Атлантике разрабатываемыми континентально-морскими нефтегазовыми месторождениями, крупными месторождениями и добычей бокситов, интенсивными морскими перевозками сырья и топлива (нефть, бокситы, железная руда, зерно), а также готовой продукции, тяготеющими к портам США, Панамскому каналу. Разведанные запасы нефти здесь превышают 10 млрд т, газа6 трлн м 3 . В Северо-Американской котловине и на шельфе к северу от плато Блейк выявлена зона железомарганцевых конкреций, на шельфе полуострова Флорида имеются залежи фосфоритов, в прибрежной зоне на пляжах Флориды, островах Гаити и Ямайкароссыпи моноцита, циркония, титановых минералов. Для большей части провинции характерна наименьшая интенсивность образования органического вещества планктонными водорослями, низкое содержание биомассы зоопланктона в 100-метровом слое, однако у Атлантического побережья США, северной части Мексиканского залива и у Кубы показатели биопродуктивности достигают высоких значений. Морское рыболовство в провинции ведут почти 50 стран и территорий, при этом из 1,7 млн т уловов на США (0,9 млн т), Венесуэлу (0,28 млн т) и Мексику (0,26 млн т) приходится 85 % всех уловов. Через провинцию осуществляются интенсивные внешнеторговые связи: по морским путям перевозится около 30 % мировых морских перевозок бокситов и глинозема (с Ямайки, из Суринама, Гайаны и центрально-американских стран в США и Канаду), до 20 % морских перевозок зерна (из США, частично Канады в атлантические страны Южной Америки и через Панамский канал в Азию), около 15 % перевозок нефти из стран Персидского залива и Венесуэлы), почти столько же угля (из США через Панамский канал и в атлантические страны Южной Америки) и железной руды (из Венесуэлы в США). Здесь же проходит поток генеральных грузов из США в страны Южной Америки, Тихого и Индийского океанов, а также поток продукции тропического земледелия и хлопка из центрально-американских стран в страны Европы и США.

Природно-хозяйственный комплекс Карибско-Мексиканского района формируется благодаря выходу к его берегам южных штатов США (нефтедобыча и нефтехимия, производство военно-промышленного комплек-

са, машиностроение и судостроение, интенсивное сельское хозяйство), нефтегазоносных районов (континентально-морских и морских) Мексики и Венесуэлы, крупных месторождений серы, бокситов, фосфоритов, различных руд и положению на оживленном морском пути между Атлантикой и Тихим океаном (через Панамский канал).

На шельфе Мексиканского залива сосредоточены крупнейшие в США морские разработки нефти, газа, серы и магния (более 170 морских и континентально-морских месторождений нефти). На побережье от Хьюстона до Батон-Руж сосредоточено до 1/3 нефтеперерабатывающих мощностей США. На долю Флориды  основного фосфатодобывающего района  приходится 1/3 общих запасов этого сырья в США и почти 4/5 его добычи. В штатах Атлантического побережья развиты текстильная, целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность, однако при отсутствии водной связи с внутренними районами здесь не получили развитие крупные портово-промышленные комплексы, как на побережье Мексиканского залива (от Хьюстона до Нового Орлеана).

В экономике приморских штатов Мексики важнейшее место занимает добыча нефти и газа, нефтепереработка и нефтехимия. Развиты судостроение, химическая, целлюлозно-бумажная, текстильная и пищевкусовая промышленность, на перешейке Теуантепек ведется добыча серы, в районе Кампече  поваренной соли.

Горнодобывающая промышленность получила значительное развитие в Венесуэле (нефть и газ, железная руда, бокситы, вольфрам, никель, урановая, титановая и ториевая руда, золото, алмазы), Колумбии (изумруды, золото, платина, никель и уголь), Ямайке (бокситы), Тринидада и Тобаго (нефть), Гаити и Панамы (медная руда). Экспортную сельскохозяйственную продукцию дает плантационное хозяйство центрально-американских и карибских стран (кофе, сахарный тростник, какао, хлопчатник, цитрусовые и др.).

Юго-Западная провинция включает акваторию Атлантического океана между срединным Южно-Атлантическим хребтом и побережьем Бразилии, Уругвая и Аргентины. В ее пределах (Бразильская котловина) расположена обширная зона железомарганцевых конкреций, а на шельфе всего побережья  нефти, газа и фосфоритов. Здесь же выявлены прибрежные россыпи титановых минералов, циркония и моноцита.

Открытые воды провинции  наименее продуктивный район Южной Атлантики, на большей части шельфа продуктивность соответствует средним значениям, достигая повышенного уровня у устья р. Амазонки, на шельфе Патагонии, в зоне смешения Фолклендского и Бразильского течений. В атлантическом рыболовстве провинция играет важную роль (10 %), а из общих уловов (2,3 млн т) основной объем приходится на Аргентину (0,9 млн т) и Бразилию (0,6 млн т), а также экспедиционный лов Испании (110 тыс. т) и Республики Корея (160 тыс. т).

Из всех провинций Атлантики Юго-Западная отличается наименее интенсивными морскими перевозками. Наиболее грузонапряженные линии проходят через ее северную часть, связывая Бразилию, Аргентину и Уругвай со странами Европы, Северной и Центральной Америки и Западной Африки, узлы морских сообщений концентрируются у Рио-де-Жанейро, порта Ресифи, устья Амазонки и в районе залива Ла-Плата. Через порты провинции проходит до 25 % мировых морских перевозок железной руды (из Бразилии в Европу и Японию), 15 % нефти (из стран Персидского залива и Западной Африки в страны Южной Америки, частично в США), а также сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, кофе, сахар, шерсть, хлопок).

Бразилия располагает богатыми природными ресурсами (минеральными, лесными, земельными и др.), что создает возможности экспортной ориентации экономики и вывоза сырья и сельскохозяйственной продукции. В Аргентине своим экономическим потенциалом выделяется приморский район Пампа (концентрирует 3/4 населения и производит 4/5 промышленной, более 1/2 растениеводческой и 2/5 животноводческой продукции), где сложился портово-промышленный район от Ла-Платы до Санта-Фе на р. Парана. Другой приморский экономический район  Патагония  выделяется богатством природных ресурсов. Здесь сосредоточено более 2/3 запасов нефти, 1/2 гидроресурсов, крупные месторождения угля, железной руды, природного газа, цветных металлов. Интенсивные внешнеторговые связи стран провинции обслуживает морской транспорт (95 %), около 2/3 экспорта составляет сельскохозяйственное и минеральное сырье. В импортных морских перевозках доминируют машины и оборудование, нефть и химические товары из США, стран ЕС и Японии.

Восточная провинция занимает акваторию Атлантического океана между берегом Африки и Северо-Атлантическим хребтом, а с севера  от зоны северной субтропической конвергенции (27º 45 с. ш.) до параллели устья р. Конго (6º 30 ю. ш.). Минеральные ресурсы включают месторождения тяжелых минералов (титаномагнетитов) на шельфе Сенегала, Сьерра-Леоне, Либерии, а в Гвинейском заливе и у побережья Мавритании  фосфоритов. Нефтегазоносные области протянулись на шельфе и побережье от Кот-д’Ивуара до Анголы. В прибрежных государствах выявлены крупные имеющие мировое значение месторождения железных и марганцевых руд, бокситов, меди, цинка, олова, фосфатного сырья. Провинция включает биопродуктивную область Атлантики. По улову рыбы она находится на втором месте среди провинций Атлантического океана (3,3 млн т), а наибольший объем уловов приходится на Гану (365 тыс. т), Нигерию (300 тыс. т), Сенегал (385 тыс. т). Экспедиционный лов здесь ведут Испания (160 тыс. т), Украина (190 тыс. т), Литва (110 тыс. т).

Восточная провинция отличается интенсивными морскими перевозками сырья, топлива, продукции сельского хозяйства и готовой продукции, проходящими через нее транзитом и частично здесь формирующимися. Здесь пролегает путь крупнотоннажных танкеров с Ближнего и Среднего Востока, из портов Гвинейского залива в порты Западной Европы и США. Кроме того, через провинцию проходят крупные перевозки марганцевой, медной и цинковой руд (из Демократической Республики Конго), железной руды (из Либерии, Мавритании, Австралии, ЮАР), фосфатного сырья (Того, Сенегал, Западная Сахара), почти 1/3 мировых перевозок бокситов и глинозема (из Гвинеи, Ганы, Сьерра-Леоне и Камеруна). Отличительная особенность хозяйства на прибрежных территориях провинции  слабость его индустриального развития. Относительно развита горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство составляет основу экономики всех стран, по некоторым продуктам (какао, арахис, кофе, бананы, ананасы) оно играет важную роль в мировом экспорте. Как сырьевой рынок Восточная провинция находится в относительной близости к Западной Европе и США. Из них осуществляются поставки промышленных товаров.

Юго-Восточная провинция простирается между Африкой и Северо-Атлантическим хребтом от параллели устья р. Конго (6º 30 ю. ш.) до зоны южной субтропической конвергенции. Береговая зона провинции богата полезными ископаемыми. На шельфе Намибии и ЮАР разрабатываются россыпи алмазов, выявлены фосфориты. В Капской котловине обнаружены богатые железомарганцевые конкреции. На прибрежных территориях имеются крупные месторождения медных, висмутовых и ториевых руд (ЮАР), свинца, цинка и ванадия (Намибия), железной, марганцевой и урановой руд, нефти, поваренной и калийной солей (Ангола).

Прибрежные воды у берегов Намибии и ЮАР выделяются повышенной рыбопродуктивностью (от 500 до 1000 –3000 кг/км 2 ), что обусловлено интенсивным апвеллингом в этом районе. Морское рыболовство дает 1,6 млн т уловов, кроме прибрежных стран (ЮАР  750 тыс. т, Намибия  545, Ангола  250), экспедиционный лов вели в 1990-х гг. Россия, Украина, Республика Корея и др., однако из-за подрыва биологической продуктивности основных видов его объемы снизились.

В провинции проходит зона интенсивных международных морских перевозок: главным образом транзитных перевозок нефти (более 1/3 мировых) в Западную Европу и США, железной руды (из Бразилии в Японию, из Австралии и ЮАР  в Европу), угля и бокситов, а также готовой промышленной продукции из Европы и США в страны Индийского океана.

Отличительная черта экономики провинции  наличие высокоразвитого индустриально-аграрного комплекса ЮАР при низком промышленном развитии Анголы и Намибии (только горнодобывающие отрасли, переработка сельскохозяйственного сырья). ЮАР производит около 2/5 всей промышленной продукции Африки, Западный аграрно-промышленный район дает свыше 2/3 сбора пшеницы, винограда и фруктов, выделяется развитым овцеводством. На западном побережье и в устье р. Оранжевой ведется добыча алмазов, на побережье и внутри страны  фосфоритов, медных, железных и марганцевых руд. В Намибии горнодобывающая промышленность дает 3/5 ВНП, добывает на экспорт ювелирные алмазы, руды цветных металлов, урановую руду. Ангола на побережье и шельфе эксплуатирует месторождения нефти и газа, располагает железной, медной и титановой рудами, ураном, бокситами, калийными солями, на прибрежных низменностях фосфоритами. Однако основу экономики Анголы составляет сельское хозяйство (4/5 занятых, экспорт кофе, хлопка, сахарного тростника, сизаля).

Источник

Читайте также:  Океан это другая планета
Оцените статью