«Мона Лиза» и другие интересные факты о садах Клода Моне
Садовники были очень расстроены тем , что им не с кем поделиться своей работой. «Вся эта красота имеет значение , лишь когда её видят. Мы приложили немало усилий и пытаемся воссоздать картины импрессионистов», — говорят они.
Великолепие дома и садов Моне было недоступно для публики во время пандемии коронавируса — вместе с симфониями , которые никто не мог послушать , или театральным представлениям , которые никто не мог посмотреть. Теперь же сады в Живерни вместе с французским кафе , ресторанами , кинотеатрами и музеями распахнули двери для посетителей , жаждущих светской жизни.
Конечно , число визитёров сейчас ограничено — до 200 человек в час , что гораздо меньше обычного ( в 2019 году , до пандемии , дом и сады Моне посетили 717 тыс. человек за семь месяцев). Но это хороший старт после месяцев лишений и ограничений. Нам же пока остаётся лишь рассматривать великолепные фотографии садов. Заодно есть возможность узнать интересные факты о Живерни и его самом знаменитом жителе.
Девять фактов о Живерни
Факт первый. Клод Моне влюбился в Живерни в 1883 году. Тогда он проезжал мимо этой деревни на поезде , но три года спустя снял там большой дом с огородом и садом , занимавшим целый гектар. На новое место он переехал с двумя своими сыновьями , второй женой Алисой Ошеде и её шестью детьми от первого брака. В этом доме художник прожил почти 43 года и был похоронен в 1926 году у церкви Святой Радегонды.
Факт второй. Обустраивая поместье под названием Кло Норман по своему вкусу , Моне убрал самшит и — после долгих споров с Алисой — срубил ели. Центральную дорожку он украсил настурциями и плетистыми розами , а вместо хвойных высадил яблони , вишни и абрикосы. На лужайках вокруг дома появились тюльпаны , ирисы , нарциссы , рододендроны , дельфиниумы , флоксы , хризантемы , маки , пионы и другие цветы. Художник не любил клумбы , поэтому растения устилали изумрудные газоны причудливой мозаикой.
Моне изучал цветочные каталоги крупных французских питомников. Он также иногда читал английский журнал « Сельская жизнь», где изображались дома и сады британской аристократии. Навещавшие его друзья — в том числе Писарро, Матисс, Сезанн, Мане и Ренуар — часто привозили коллеге редкие семена.
Факт третий. Со временем Клод Моне стал знаменит , у него появились деньги. Он выкупил дом и решил расширить сад. Художник добился от властей Живерни разрешения приобрести прилегающий болотистый участок под пруд , а также отвести для него канал от местного ручья. Всё это сопровождалось громкими скандалами с муниципалитетом и местными жителями , но упрямый живописец в конце концов победил.
Знаменитые нимфеи — кувшинки , которые Моне позже запечатлел в своих полотнах — посадил в пруду садовник из Японии. А чтобы опавшие листья не портили идеальную красоту водоёма , специальный человек ежедневно проплывал по нему на лодке , тщательно выбирая весь мусор. Так происходит и сейчас.
Рассказывают также , что садовник на лодке протирал цветы кувшинок от копоти , которая долетала с местной железнодорожной линии. Или что Моне заплатил за асфальтирование соседней дороги , когда заметил пыль на своих цветах. Но эти легенды ничем не подтверждены.
Факт четвёртый. В саду Кло Норман растёт 66 разных видов деревьев и цветов , включая такие распространённые , как анютины глазки , подснежники , кактусы и восточные маки. Великолепный пруд окружён 31 различным видом растений. Самые заметные из них — бамбук и водяные лилии , но есть и гинкго билоба , клёны , плакучие ивы , японская айва и кусты малины. Во времена Моне за всем этим буйством зелени следили семеро садовников , сейчас их 11.
Лужайки разделены множеством небольших тропинок. А растительность местами была настолько высокой , что гуляющие могли полностью погрузиться в мир флоры , едва различая небо над головой.
Факт пятый. Когда Моне начал слепнуть , то воспроизводил свои сады практически по памяти. Катаракта обоих глаз сильно повлияла на его работы. Один искусствовед отметил , что более поздние картины « граничили с абстракцией , цвета перетекали друг в друга и отсутствовали рациональные формы и перспективы». Художнику приходилось подписывать тюбики с краской , чтобы не путать цвета.
В возрасте 82-х лет он всё же решился на операцию на одном глазу , и после уничтожил сотни своих полотен , утверждая , что « на них невозможно смотреть». Позже Моне создал ряд выдающихся шедевров , часть из которых напоминают его ранние работы.
Факт шестой. После смерти художника всё поместье Кло Норман перешло его младшему сыну Мишелю. Однако тот не жил в Живерни , и смотрителем дома и садов стала его сводная сестра Бланш Ошеде Моне. Она была ученицей своего отчима и вдовой его старшего сына Жана. Скорее всего , именно Бланш помогала художнику на последних этапах создания « Большого декора» — панорамного фриза с нимфеями и глициниями, который сейчас находится в Музее Оранжери. Трудно предположить , что пожилой и плохо видящий Клод Моне мог самостоятельно управляться с полотнами такого масштаба.
Факт седьмой. В феврале 1966 года Мишель Моне , заядлый гонщик , погиб в автокатастрофе за несколько недель до своего 88-летия. Незадолго до этого он завещал поместье отца Академии изящных искусств. К тому времени оно пришло в упадок , сад зарос сорняками , а творчество импрессионистов вышло из моды. Поэтому неудивительно , что Академии потребовалось десять лет , чтобы приступить к их восстановлению.
В 1976 году для этого пригласили Жеральда ван дер Кемпа. Он руководил реставрацией дворца Людовика XIV в Версале , а во время Второй мировой войны прятал от нацистов « Мону Лизу» в собственной спальне.
Клод Моне , «Сад водяных лилий с плакучей ивой» ( 1919). Музей Мармоттан-Моне , Париж
Факт восьмой. В то время о саде Моне было мало что известно , ни одно из посаженных им растений не сохранилось. Реставраторы говорили с теми , кто помнил оригинальную усадьбу , искали редкие фотографии , изучали записи питомников , которые поставляли растения художнику , читали его письма. Но больше всего смотрели на картины.
Потребовалось четыре года , чтобы вернуть сад к жизни. Ожидалось , что в год открытия поместье посетят около семи тысяч человек. Однако реальность в десять раз превзошла ожидания: увидеть живое творение Моне и его последователей захотели более 70 тысяч визитёров.
Источник
Сад Клода Моне в Живерни
Посещая лучшие сады и парки мира, нельзя не побывать в местечке Живерни (в 80 км от Парижа), где расположен знаменитый дом и сад Клода Моне, который прожил там около 40 лет. Это поистине жемчужина садово-паркового искусства, которая никого не может оставить равнодушным.
Знаменитый художник еще в конце 19 века приобрел там участок земли, построил дом и разбил прекрасный сад, названный позднее Нормандским, наполненный самыми разнообразными цветами и красками. Клод Моне сам увлекся садоводством, постоянно приобретал новые растения, держал штат садовников, даже выводил новые сорта цветов, то есть уделял саду очень много внимания, превратив его в свою творческую мастерскую и сад своей мечты. Сочетая различные цветы между собой, художник создавал все новые картины, сначала из растений в саду, затем на холсте.
Позднее он купил еще один участок, на территории которого был организован Водный сад с большим прудом и высаженными в нем декоративными кувшинками. Два прекрасных сада, созданные Клодом Моне, на протяжении длительного времени служили источником вдохновения его творчества. Он рисовал их в любое время суток и любой сезон снова и снова, используя в качестве моделей бесконечно изменяющиеся картины живой природы, а цветы – в качестве палитры. Художником было создано свыше 300 полотен, посвященных картинам любимого сада, а 40 из них были крупноформатными. Начинал он как импрессионист, но Клода Моне считают также основателем абстракционизма в живописи. Картины Моне были признаны еще при его жизни, а сейчас их можно увидеть в лучших музеях мира.
Сады, прекрасные во все сезоны
Сады Клода Моне можно посещать с апреля по октябрь. Они прекрасны весной, в начале и в разгар лета, великолепны осенью. Растения подобраны таким образом, что в любой сезон радуют своим цветением. Но каждый сезон прекрасен по-своему. Ранняя весна начинается с цветения мелколуковичных и низкорослых альпийских растений (галантусов, крокусов, пролесок), затем покрываются белыми и розовыми облаками многочисленных цветов знаменитые сакуры. Чуть позднее, в апреле-мае на сцену выходят весенние многолетники и двулетники (виолы, незабудки), а также тюльпаны, нарциссы, гиацинты, цветут плодовые деревья – яблони, абрикосы, груши. В это же время Японский мостик в Водном саду покрывается лиловыми кистями ароматных цветков глицинии.
Приятно посидеть в тени большого дерева катальпы, цветущего весной
огромными красивыми цветами, собраными в кисти
Особенно великолепны сады в конце мая – июне. Это время цветения ирисов, которые Моне высаживал в большом количестве и часто изображал на своих полотнах, а также пионов. В Водном саду пламенеют рододендроны и азалии, спиреи, зацветают водные нимфеи белых, розовых, пурпурных оттенков. Сады наполняются ароматом многочисленных сортов роз. Цветочные партеры превращаются в настоящую палитру красок – одни цветы сменяют другие на протяжении всего сезона.
Цветы разной величины и оттенков, посаженные массивами, создают ощущение объема
Лето – время буйного цветения разнообразных однолетников, а также лилий, астильб, дельфиниумов, пеларгоний, луков, шток-роз, гладиолусов, садовой герани и множества других цветов. Продолжают цвести декоративные кувшинки, розы.
Розовые и ярко-красные цветы пеларгонии, розовые шапки штамбовых роз
гармонично сочетаются с фасадом дома
В конце лета и осенью сад наполняется цветением рудбекий, георгинов (более 130 сортов), так любимых Клодом Моне подсолнухов, газон покрывают лиловые цветки безвременника осеннего. Пламенеющие листья некоторых деревьев (кленов) и кустарников добавляют красок в осеннюю палитру сада.
Оранжевое пятно сада — карликовые георгины, бархатцы отклоненные, маки, анютины глазки
Палитра цветов в Нормандском саду
Первоначально был задуман и создан Нормандский сад, к которому примыкал жилой дом Клода Моне, превратившийся сегодня в музей. Художник был вынужден вырубить часть деревьев, закрывавших обзор сада. Фасад дома увивают плетистые розы, в многочисленных регулярных цветниках, примыкающих к нему, высажены штамбовые розы, яркая пеларгония (весной тюльпаны), придающие некую парадность зоне входа.
Сад спланирован таким образом, что его картины хорошо просматриваются из окон дома. В его центральной части находится широкая аллея с ажурными металлическими арками, увитыми плетистыми розами, гравийная дорожка под которыми во второй половине лета покрывается разросшимися плетями настурций. По желанию художника сад был разделен на множество узких прямоугольных гряд с высаженными однолетниками, многолетниками, кустами роз. В саду есть участки газона с отдельно стоящими плодовыми деревьями, имеются низкие горизонтальные кордоны из яблонь, выполняющие роль живой изгороди, множество арок, обелисков, разнообразных опор, увитых различными сортами плетистых роз, клематисов, жимолости. Сочетание различных по высоте растений нарушает изначальную симметрию сада, создает перспективу и объемы в нем.
Розы — одни из самых любимых цветов художника, главное украшение сада
Важная роль в саду отводится розам. Используются различные группы роз – кустарниковые, чайно-гибридные, из группы флорибунда, полиантовые, плетистые. Окраски лепестков поражают воображение – от белой через розовую и красную до пурпурной, есть сорта желтых, оранжевых и даже темно-фиолетовых расцветок. Они включаются практически во все цветочные композиции в Нормандском саду. Но особенно сильное впечатление производят многочисленные штамбовые и каскадные розы, привитые на высокий штамб. Многочисленные ароматные цветки покрывают крону «розового деревца». Для поддержания кроны и равномерного распределения цветков применяются специальные опоры из металла в виде гриба или зонтика на ножке.
Моне удивительно сочетал самые простые цветы (маки, турецкую гвоздику, луки)
с редкими сортами роз
Особенно поражает в саду игра красок. Клод Моне был поистине мастером, художником, который «писал» картины из живых цветов в саду. Он сочетал самые различные растения, создавая множество разноцветных картин, выдержанных в одной цветовой гамме (синей, розовой, красной, пурпурной) или использовал контрастную гамму. При этом высаживались как элитные садовые растения – розы, дельфиниумы, ирисы, пионы, так и обычные садовые цветы – маки, ромашки, маргаритки, колокольчики, наперстянка, манжетка.
Художник подбирал незатейливые растения по цвету и позволял им свободно расти
Он создавал картины из одинаковых цветов различных окрасок (цветники из ирисов), а также смешивал различные растения в цветниках. В Нормандском саду высаживалось до 200000 однолетних и многолетних растений. В композициях не использовались боскеты из стриженого самшита, цветам позволялось свободно развиваться на грядах, что придавало саду особое очарование и естественность.
Этюд в пастельных тонах образуют эремурусы, турецкая гвоздика, колокольчики и маки
Водный сад – японские мотивы
Этот сад был создан художником значительно позднее под влиянием японского искусства и японских садово-парковых традиций, изучением которых увлекался Клод Моне. В нем совершенно отсутствуют регулярность и симметрия, сад выполнен в пейзажном стиле с множеством плавных линий и изгибов. Центральное место в Водном саду занимает большой искусственный водоем и система водных каналов, вокруг которых идет прогулочная дорожка с видовыми точками на наиболее живописные картины пруда.
Клод Моне создал свыше 270 полотен, на которых изобразил свой любимый Водный сад
По периметру пруда высажены плакучие ивы, ветви которых опускаются до самой воды, живописные японские клены с красной листвой. Особенно красив Японский мостик, окрашенный в зеленый цвет и увитый глицинией. Декоративные кувшинки разнообразных окрасок, цветущие с июня по сентябрь, а также другие водные и прибрежно-водные растения украшают водную гладь пруда и берега. На небольшом острове посажена бамбуковая роща. Во время движения по дорожке открываются различные виды не только на водоем, но и на окружающие поляны, где имеются открытые и закрытые пространства с высаженными рододендронами, азалиями и другими деревьями и кустарниками, дополняющими общую картину сада.
«Когда пруд был наполнен водой, я решил украсить его цветами» (К.Моне)
Кроме Японского мостика, в саду имеются еще 5 мостиков, тенистые аллеи, небольшие островки с посадками растений. На воде можно видеть старые лодки. По периметру сада расставлены немногочисленные скамьи, располагающие к отдыху. В саду преобладают спокойные зеленые и коричневатые цвета.
Душистые лиловые кисти глицинии украшают знаменитый Японский мостик
Одно из главных достоинств сада – это присутствие воды. Она здесь выступает в главной роли и не только является основным акцентом, объединяя сад в единое целое, притягивая все живое, но за счет отражений и бликов на поверхности воды, увеличивает глубину сада.
Читать: |