Самолет упал атлантический океан

Загадка рейса AF447

1 июня самолет авиакомпании Air France, выполнявший рейс из Рио-де-Жанейро в Париж, упал в воды Атлантического океана. По мнению экспертов, причины самой крупной в истории Air France авиакатастрофы, унесшей 228 жизней — найти кого-то живым ни французские, ни бразильские власти не рассчитывают,— так и останутся неразгаданными.

«Я набираю номер его мобильного, и мне в ответ идут длинные гудки. Только потом связь обрывается. Но ведь телефон не может принимать сигналы под водой. Поэтому я еще надеюсь, что он где-то на каком-то плоту посреди океана, что его просто еще не нашли. Но в глубине души я знаю, что он не вернется». Патриша Коукли говорит о своем муже Артуре, одном из 216 пассажиров самолета Air France, выполнявшего рейс 447 из Рио-де-Жанейро в Париж. Как и подавляющее большинство родственников тех, кто находился на борту, она понимает, что, скорее всего, так и не узнает, как погиб ее муж.

Предполагается, что современные самолеты не падают просто так. И уж точно не падают сверхнадежные Airbus A330-203 авиакомпании Air France, в которой авиакатастрофы случаются крайне редко. Тем не менее именно это случилось с рейсом 447.

То, что с самолетом что-то произошло, бразильские авиадиспетчеры узнали через четверть часа после того, как его метка ушла с их радаров. «В 1.48 утра по Гринвичу самолет вышел из зоны действия наших радаров. Незадолго до этого командир сообщил, что самолет идет заданным курсом на высоте 10 670 м со скоростью 840 км/ч и что готовится через 50 минут войти в зону ответственности авиадиспетчеров Сенегала. Это был последний голосовой контакт с самолетом,— говорит один из офицеров бразильских ВВС.— У нас не было никаких оснований для беспокойства до примерно четверти третьего, когда мы начали получать сообщения о неполадках в системе. Это были сообщения, которые автоматически посылаются с самолета в случаях неисправности. Голосовой связи не было».

Читайте также:  Тихий океан южное полушарие

По словам представителей бразильских ВВС, первый сигнал поступил в 2.10 и говорил об отключении автопилота. Затем в течение трех минут было получено еще 11 сообщений о выходе из строя различных систем контроля и управления, в том числе двух из трех бортовых компьютеров, а также о понижении давления на борту. Последнее такое сообщение было получено в 2.14. «Когда в 2.20 экипаж не вышел на запланированный сеанс связи, а через несколько минут не сообщил, как должен был, о том, что вошел в зону ответственности Сенегала, мы связались с Дакаром и выяснили, что самолет не выходил на связь и с ними, а затем не появился на их радарах. После этого началась операция по поиску самолета».

В операции, организованной задолго до того, как на табло в аэропорту имени Шарля де Голля напротив рейса 447 появилась надпись «Задерживается», приняли участие сразу несколько стран. Бразильские ВВС по тревоге подняли в воздух самолеты со своей базы на архипелаге Фернанду-ди-Норонья. Из Дакара в сторону Бразилии направился французский разведывательный самолет. Вскоре подключились американцы с данными со спутников. «Поиски затруднялись тем, что мы на самом деле не очень представляли, где искать. Во время последнего сигнала самолет находился примерно в 100 км к югу от островов Зеленого мыса, однако даже это нам не слишком помогало. Зона поисков была огромной».

Air France о потере самолета официально объявила только через шесть часов, когда самолет не совершил посадку в парижском аэропорту. Родственникам пассажиров не говорили ничего определенного, однако готовили к худшему. Во второй половине дня в аэропорт для встречи с ними прибыл президент Франции Никола Саркози. Он объявил, что надежды на спасение кого бы то ни было из числа находившихся на борту практически нет.

Читайте также:  Ты никогда не сможешь пересечь океан

Вслед за президентом Франции глава Air France сделал заявление, в котором признал, что авиакомпания столкнулась с «самой масштабной катастрофой». Представители авиакомпании предположили, что причиной трагедии стало попадание молнии в самолет, когда он пролетал через грозовую зону. Эксперты немедленно опровергли эту теорию. «В среднем каждый самолет получает удар молнией раз в год. Современные самолеты приспособлены к этому. Удар молнии просто не может привести к разрушению самолета»,— говорит британский эксперт Дэвид Глив.

О том, что самолет разрушился очень быстро, свидетельствуют сигналы, принятые с борта. «Сигналы подала автоматика. Это говорит о том, что внезапного и полного отключения электричества на борту самолета не произошло,— говорит американский эксперт Джон Кокс.— Однако если самолет не развалился в воздухе, у экипажа было время подать сигнал бедствия. На Airbus есть запасная система электропитания, которая как раз и предназначена почти исключительно для того, чтобы подать этот сигнал. Однако его не было».

В настоящее время ни один эксперт не решается уверенно сказать, что произошло с самолетом. «Это может быть все что угодно. Вплоть до столкновения с другим самолетом — военным или, например, небольшим самолетом, которыми любят пользоваться торговцы наркотиками. Естественно, они не станут заявлять о пропаже самолета»,— говорит бывший пилот Air France Седрик Маньез. Рассматривается и возможность теракта, хотя эта версия не считается основной. «Мы не можем, естественно, исключить версию о теракте, ведь терроризм — главная угроза для всех западных демократий»,— заявил министр обороны Франции Эрве Морен, отметивший тем не менее, что у властей Франции пока нет никаких оснований считать катастрофу результатом теракта и что ни одна организация не взяла на себя ответственность за нее.

Вскоре после того, как были найдены обломки самолета — это произошло днем 2 июня,— у экспертов появились основания полагать, что экипаж пытался или развернуть самолет, или как минимум обойти какое-то препятствие. «Мы обнаружили обломки намного южнее того места, где самолет находился, когда поступил последний сигнал. Возможно, самолет пытался повернуть или развернуться, чтобы уйти в сторону островов Фернанду-ди-Норонья. Но это, разумеется, только гипотеза»,— заявил представитель бразильских ВВС.

Еще более загадочной историю сделало заявление бразильской авиакомпании TAM. В нем говорилось, что экипаж самолета, выполнявшего рейс из Парижа в Рио-де-Жанейро, заметил пламя примерно в том месте, где проходил маршрут французского самолета. Однако чуть позже к месту, указанному пилотами, отправилось французское поисковое судно, которое не обнаружило там никаких следов катастрофы.

Единственное, что может пролить свет на катастрофу,— данные так называемых черных ящиков. Однако, по словам одного из экспертов, проще найти иголку в стоге сена. «Скорее всего, «черные ящики» сохранились. Вся проблема в том, чтобы их найти. Поиски «Титаника» заняли десятилетия. А мы говорим об обломках, которые в несколько раз меньше»,— говорит британский эксперт Дерек Кларк, управляющий компанией, которая изготавливает водолазное оборудование для британских военных моряков.

По словам другого эксперта Найджела Ди, на поиски «черных ящиков» есть всего месяц: «Обычно такие системы оборудованы маячками, которые подают сигналы. Их можно услышать и в воде. Если маячки не повреждены, они будут подавать сигналы в течение 30 дней». Франция уже направила к месту обнаружения обломков самолета едва ли не самое современное исследовательское судно ВМС Pourquoi Pas («Почему бы нет»), построенное в 2005 году. На его борту находятся две мини-субмарины, способные вести поисковые работы на глубине до 4,5 км. Однако, как говорят эксперты, проблема не только в глубине. «В том месте, где предположительно упал самолет, рельеф океанского дна чудовищен. Это скажет любой исследователь. Там внизу настоящие горы. Перепад глубин может составлять километр. И огромное количество мест, до которых просто невозможно добраться»,— говорит один из исследователей. Сомнения в том, что «черные ящики» будут когда-нибудь обнаружены, высказывает и министр по делам окружающей среды Жан-Луи Борло. Он напомнил, что даже после катастрофы французского самолета в Красном море в 2004 году, когда место падения было определено очень точно, «черные ящики» удалось поднять с глубины 1000 м лишь через 15 дней. «Что же говорить о месте, где глубины колеблются от 3000 до 6000 м, зона поисков представляет собой огромную территорию, а подводные течения необыкновенно сильны?» — говорит министр.

К мысли о том, что тайна гибели самолета не будет раскрыта, привыкают и родственники жертв. По словам психологов, работающих сейчас в аэропорту имени Шарля де Голля, это «одна из двух тем, которые причиняют людям наибольшие страдания». Вторая — мысль о том, что чувствовали пассажиры в последние минуты и секунды полета.

«Это случилось ночью, когда самолет уже долгие часы был в полете. Я надеюсь, что он спал, что все это произошло быстро и он не успел испугаться. Если я и могу найти утешение, то только в этом»,— говорит жена одного из пассажиров.

Самолет: Airbus A330-203, регистрационный номер F-GZCP. Двигатели General Electric CF6-80E. Начал полеты 18 апреля 2005 года, общий налет — 18 870 часов. Последняя плановая проверка проведена 16 апреля 2009 года.

Экипаж: 3 пилота, бригада бортпроводников из 9 человек.

Пассажиры: 216 человек, в том числе 126 мужчин, 82 женщины, 8 детей из 32 стран мира.

Время и место вылета: 19.03 (22.03 по Гринвичу) 31 мая, международный аэропорт Галеан.

Ожидавшееся время и место прилета: ориентировочное прибытие в международный аэропорт имени Шарля де Голля — 11.15 (9.15 по Гринвичу) 1 июня.

Источник

Авиакатастрофа над Атлантическим океаном 1 июня 2009

Авиакатастрофа над Атлантическим океаном 1 июня 2009

Авиакатастрофа над Атлантическим океаном

Падение с эшелона

Авиакатастрофа над Атлантическим океаном — Крупнейшая в истории Air France авиакатастрофа, произошедшая 1 июня 2009 года. Аэробус А-330, выполнявший рейс из Рио-де-Жанейро в Париж, упал в воды Атлантического океана. Погибли 228 человек. В бразильском штате Рио-де-Жанейро 1 июня был объявлен трехдневный траур [1] , а во Франции в соборе Нотр-Дам де Пари 3 июня прошло траурное богослужение, на котором присутствовал президент страны Николя Саркози [2] .

Содержание

Исчезновение самолёта

Самолёт A330 с бортовым номером F-GZCP (рейс AF447) вылетел в ночной трансатлантический рейс из Рио-де-Жанейро в Париж. Три с половиной часа спустя пилоты сообщили о сильной турбулентности, а затем самолёт передал диспетчерской службе последнее сообщение (о коротком замыкании и отключении электрооборудования), после чего связь с ним была потеряна. Предположительно в самолёт могла ударить молния. По другим данным [3] [4] , последнее сообщение автоматической службы оповещения передало информацию не только о коротком замыкании, но и о разгерметизации.

Представители Air France днём заявили, что шансов найти самолёт целым практически не осталось, к исходу дня было объявлено, что самолёт разбился. На борту лайнера находилось 228 человек (в том числе 12 членов экипажа). Это крупнейшая авиакатастрофа в истории Air France и крупнейшая катастрофа пассажирского самолёта с 2001 года [5] .

Известные данные о ходе полёта

  • 22:03 — вылет из Рио-де-Жанейро (31.05).
  • 01:33 — последняя голосовая связь с самолётом: экипаж сообщил, что полет проходит нормально, высота 11000 м, скорость 840 км/ч, предположительное время входа в зону ответственности Дакара (Сенегал) через 50 минут.
  • 01:48 — самолёт вышел из зоны видимости бразильского радара.
  • 02:00 — «штормовая погода, сильная турбулентность» (сообщение, отправленное автоматической системой ACARS).
  • 02:14 — последняя связь с самолётом: автоматическая система отправила сообщение об электрической неисправности на борту.
  • 02:20 — время, когда самолёт должен был войти в зону ответственности Дакара и выйти на связь с диспетчером (но не вышел).
  • 05:30 — ВВС Бразилии начали поиски пропавшего самолёта.
  • 09:10 — запланированное по расписанию время прилёта в Париж [3][6] .

Данные, переданные системой автоматических аварийных сообщений:

  • 02:20 — вхождение в зону сильной турбулентности.
  • 02:30 — отключение автопилота; электрические приводы закрылков и элеронов перешли на резервное питание.
  • 02:32 — выход из строя бортовых систем ИНС и ПВД, предоставляющих основные данные о высоте, скорости и направлении полёта. Сбой и электрические неполадки в главном и вспомогательном бортовых компьютерах. Разгерметизация.

Хроника дальнейших событий

  • 07:15 — «Air France» заявляет о критической ситуации.
  • 09:10 — Согласно расписанию, рейс AF 447 должен был прибыть в аэропорт Руасси-Шарль де Голль.
  • 09:35 — Парижский аэропорт официально объявил о том, что самолет A-330 пропал.
  • 10:17 — Поисковые спасательные группы Бразильских Воздушных Сил отправились на поиски самолета близ острова Фернанду-ди-Норонья.
  • 10:36 — «Air France» сообщает об отсутствии каких-либо новостей с борта пропавшего самолета.
  • 11:16 — Французский Министр окружающей среды Жан-Луи Барло сообщил, что к этому времени у самолета уже должно было закончиться топливо. Он добавил: «Теперь мы должны рассматривать самый трагический сценарий». Чиновник предположил, что самолет могли захватить.
  • 11:42 — «Air France» подтвердила сообщение о неполадках с электропроводкой на пропавшем воздушном судне.
  • 12:13 — «Air France» предположила, что неполадки с электропроводкой могли быть вызваны ударом молнии.
  • 15:15 — Французский Министр отметил, что большинство из 228 пассажиров пропавшего воздушного судна — бразильцы, в то же время минимум 40 из них — французы, 20 — немцы.
  • 16:32 — Представитель пресс-службы «Air France» сообщил, что на борту присутствовали 80 бразильцев. Кроме них, среди пассажиров были также немцы, итальянцы, китайцы, англичане и испанцы.
  • 16:51 — Президент Франции Николя Саркози отметил, что теперь шансы найти пропавших «очень малы».
  • 17:56 — Управляющий французской авиакомпании в международном аэропорту Рио-де-Жанейро Жоржи Ассунсау сообщил, что на борту упавшего самолета находились россияне.
  • 18:10 — «Air France» огласила полный список пассажиров судна A-330. В целом на борту присутствовали граждане 32 государств.

Вторник, 2 июня

  • 12:30 — Бразильские поисковые самолеты обнаружили обломок самолёта в 650 км к северо-востоку от бразильского архипелага Фернанду-ди-Норонья.
  • 18:58 — Установлено точное место падения пропавшего самолёта А-330.
  • 20:09 — Бразильские и французские власти подтвердили, что обломки, обнаруженные в Атлантическом океане на расстоянии 650 км от бразильского побережья, действительно принадлежат пропавшему ранее самолету компании «Air France».

Среда, 3 июня

  • 09:00 — Министр обороны Бразилии Нельсон Жобим предупредил, что отыскать «чёрные ящики», находившиеся в кабине пилотов пропавшего самолета компании «Air France», будет непросто из-за глубины океана.
  • 16:37 — Французское Бюро по расследованию авиакатастроф сообщило, что «чёрные ящики» самолета, потерпевшего катастрофу над Атлантикой, так никогда и не будут найдены.
  • 17:08 — Стало известно, что Президент Франции Николя Саркози примет участие в религиозной церемонии для семей пассажиров аэробуса А-330.

Четверг, 4 июня

  • 21:00 — Бразильские воздушные силы отрекаются от более ранних заявлений и утверждают, что обломки, собранные в Атлантическом океане, включая деревянные поддоны и бакены, являются фактически всего лишь «морским хламом». Это также говорит о том, что большое пятно топлива, вероятно, не связано с самолетом.

Суббота, 6 июня

  • 17:00 — Бразильская поисковая группа обнаружила личные вещи пассажиров и тела двух погибших мужчин в 900 километрах от архипелага Фернанду-ди-Норонья. [7][8] . Среди личных вещей найдены кожаный чемодан с билетом на рейс и рюкзак с ноутбуком. Также найдено синее кресло самолёта и кислородная маска. Найден фрагмент хвостовой части самолёта. [9][10][11]

Воскресенье, 7 июня

Еще четырнадцать тел найдены в течение дня, доведя общее количество до 16. Авиакомпания Air France утверждает, что она производит замену датчиков скорости на самолётах Airbus, исходя из предположения, что дефектные датчики старого типа, возможно, вызвали крушение.

Понедельник, 8 июня

Бразильская поисковая команда вылавливает большую секцию хвоста, раскрашенного в цвета Air France, из океана. Военно-морской флот сообщает, что в зоне крушения было обнаружено около сотни объектов, включая сиденья и кислородные маски с эмблемой Air France.

Вторник, 9 июня

Бразильские чиновники заявляют, что в общей сложности найдено 41 тело. Первые 16 тел, найденных за выходные дни, прибудут в спасательной базы на Фернанду-ди-Норонья, расположенную недалеко от берега Бразилии. Оставшиеся 25 будут доставлены позднее.

Среда, 10 июня

Французская атомная подводная лодка «Emeraude», оборудованная высокоточным сонаром, достигает участка крушения, чтобы приступить к поиску «чёрных ящиков».

Поисковая операция

Поисковая операция была начата через несколько часов после потери связи с самолетом 1 июня 2009 года. [12] Плохая погода на предполагаемом месте катастрофы сильно затрудняла поиски [13] [14] .

  • 4 июня в 340 милях (547 километрах) от побережья Бразилии к северо-западу от островов Фернанду-ди-Норонья найдены обломки самолета. [15] , [16][17] На следующий день, однако, было объявлено, что эти фрагменты не принадлежат пропавшему борту [18]
  • 6 июня бразильская поисковая группа обнаружила личные вещи пассажиров и тела двух погибших мужчин в 900 километрах от архипелага Фернанду-ди-Норонья. [7][8] . Среди личных вещей найдены кожаный чемодан с билетом на рейс и рюкзак с ноутбуком. Также найдено синее кресло самолёта и кислородная маска. В течение последующих дней из воды было поднято в общей сложности 50 тел погибших пассажиров, многочисленные фрагменты лайнера [19] . Найден фрагмент хвостовой части самолёта. [9][10][11]

27 июня 2009 год бразильские вооруженные силы прекратили поисковую операцию, за время которой было найдено 51 тело погибших. [20] Впоследствии число тел, обнаруженных на месте крушения рейса Air France Рио-Париж, снизилось до 50, об этом говорится в совместном заявлении Федеральной полиции Бразилии и института судебной медицины, отвечающего за опознание жертв трагедии. По данным судмедэкспертов, анализ ДНК выявил принадлежность одного из найденных в Атлантике фрагментов ранее обнаруженному телу. Таким образом, общее число найденных жертв авиакатастрофы сократилось с 51 до 50, из них опознаны 43 человека [21] . 13 июля Французская сторона объявила о завершении операции по поиску «черных ящиков». Вместе с тем французская сторона не говорит о полном прекращении поисков, но об окончании всего лишь первой фазы и о скором начале второй. «Вторая фаза поисков стартует после 14 июля, в ходе них будут использоваться другие методы и инструменты», — заявил следователь BEA Ален Буйяр. Вторая фаза должна продлиться примерно месяц. Поиски будут вестись судном Pourquoi Pas, принадлежащим французскому исследовательскому морскому институту (Ifremer). Корабль оснащен мини-подлодкой Nautile и роботом, способным опускаться на глубину в несколько тысяч метров. [22]

Пассажиры и экипаж

По сведениям Air France [23] , на борту лайнера находились 228 человек. В экипаж (12 человек) входили 3 пилота, 3 старших стюарда (en:Purser) и 6 стюардов и стюардесс. Все члены экипажа — французы, кроме одной стюардессы-бразильянки. Командир воздушного судна имел налёт 11000 часов (в том числе 1,7 тыс. часов — на на Airbus A330/A340), более двадцати лет работал в Air France, был исключительно опытным пилотом.

Среди 216 пассажиров были 1 младенец, 7 детей, 82 женщины и 126 мужчин. [24]

Самолёт был заполнен практически полностью — свободными оставались 3 пассажирских места из 219. Трое пассажиров не попали на борт случайно: у одного из них был просрочен паспорт, и его не пустили на борт, а его товарищ остался с ним в бразильском аэропорту из солидарности; третий попросту потерял свой билет.

Шведка Кристина Бадр и её муж, всегда летавшие разными рейсами из-за боязни самолётов, хотели быть уверены, что кто-нибудь из них останется жив. Отец и 3-летняя дочь вылетели другим рейсом, в то время как мать с сыном оказались в числе пассажиров потерпевшего катастрофу лайнера. [25]

По сведениям Air France, всего в самолёте находилось:


Погибший самолёт в 2007 году
Общие сведения
Дата
Гражданство Количество
пассажиров
Количество
членов экипажа
Всего
Франция 61 11 72
Бразилия 58 1 59
Германия 26 0 26
Италия , КНР по 9 0 18
Швейцария 6 0 6
Великобритания 5 0 5
Венгрия 4 0 4
Ирландия , Ливия , Марокко , Норвегия , Словакия по 3 0 15
Испания , Польша , США по 2 0 6
Австрия , Аргентина , Бельгия , Габон , Дания ,
Исландия , Канада , Нидерланды , Республика Корея ,
Россия , Румыния Турция , Филиппины , Хорватия ,
Швеция , Эстония , ЮАР
по 1 0 17
Всего 216 12 228

Среди пассажиров были двое бразильских исполнительных директоров Michelin: её генеральный директор по Латинской Америке — Луис Роберту Анастасиу, а также одна французская руководительница компании — Кристин Пьерэр, сообщает The Montreal Gazette со ссылкой на AFP. Среди пассажиров был председатель немецкого сталелитейного ThyssenKrupp бразильского подразделения CSA и горнодобывающей компании Vale. Также на борту был представитель бразильской императорской династии Орлеан-Браганса принц Педру Луиш (род. 1983).

Расследование

В настоящее время ведется поиск бортовых самописцев, однако вероятно, что финальная часть полёта на них не зафиксирована из-за потери электропитания. Пока единственными данными о состоянии самолёта перед катастрофой являются автоматические сообщения, переданные лайнером. Данные радаров отсутствуют, поскольку лайнер в момент катастрофы находился вне зоны их действия.

Первые результаты расследования крушения самолета А330 в Атлантике свидетельствуют о том, что авиалайнер развалился не в воздухе, как считалось ранее, а лишь после удара о воду. Такой предварительный вывод сделали эксперты французского бюро расследования авиакатастроф (BEA), которое опубликовало доклад 2 июля. По данным ВЕА, аэробус упал в воду «со значительным вертикальным ускорением».

На данный момент из океана удалось извлечь 640 фрагментов самолета, относящихся к разным частям фюзеляжа. Кроме того, были обнаружены ненадутые спасательные жилеты, что, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что пассажиры не были готовы к приводнению. [26] .

Источник

Оцените статью