Сбили наш самолет над черным морем

«Сбивай его на х. » – как безалаберные ВСУ расстреляли пассажирский Ту-154

Забываемая за давностью лет катастрофа над Черным морем, в результате которой погибло 78 человек рейса Тель-Авив – Новосибирск, и сейчас не нашла своего логичного завершения. Признав таки свою вину, Украина так и не выплатила компенсации российской авиакомпании «Сибирь» в размере 15 миллионов долларов, ограничившись выплатами по 200 000 долларов за каждого погибшего израильтянина и россиянина. Сбить-сбили, но отвечать по полной не будем – это в стиле нынешней политики Киева.

Плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив – Новосибирск, выполняемый утром 4 октября 2001 года из аэропорта имени Давида Бен Гуриона в аэропорт Толмачево, прервался через 1 час 45 минут полета. Лайнер находился на высоте 11 тысяч метров и уже собирался приступить к снижению в аэропорту города Сочи, где должна была произойти промежуточная заправка топливом. До посадки в российском курортном городе оставалось около 200 километров, когда экипаж зафиксировал факт попадания своего самолета в прицел ракеты и успел отправить в эфир несколько сигналов тревожной кнопкой. Отклониться от поражающего действия мчащейся на перехват ракеты уже не представлялось возможным – пилоты лишь успели заметить, что их атакуют.

Как известно, именно в это время на территории мыса Опук в Крыму проходили учения ПВО Украины, на которых присутствовали в том числе и иностранные наблюдатели. Стрельбы по учебным воздушным целям велись в том числе из комплексов С-200В, ракета которого и ошибочно поразила гражданское судно.

Читайте также:  Охотское море киты туры

«Злой умысел в сбитом Ту-154 над Черным морем в 2001 году предположить сложно, скорее его и не было, – считает военный эксперт Владислав Шурыгин. – Тогда еще не было такого количества негатива в мозгах украинских граждан по отношению к россиянам. Тем более это был международный рейс, на борту самолета находились в основном граждане Израиля и Украина не рискнула бы нарываться на такой крупный скандал, от которого не смогла бы отвертеться. Причина видится в другом – к тому времени уже как десять лет в войска ПВО Украины не поступали выпускники профильных военных училищ, а многие из действующих офицеров либо уволились, либо уехали в Россию. Вероятнее всего, что оператор комплекса С-200В был просто недостаточно профессионально подготовлен, плюс находился под психологическим прессингом высокого начальства, которое требовало проявить мастерство в глазах иностранных наблюдателей. Все это и могло привести к тому, что вместо учебной цели, находившейся в 60 километрах, оператор навел ракету на цель, которая находилась на удалении в 250-300 километрах – перепутал! Главное было быстрее произвести пуск и показать лихость украинских пэвэошников. Результат известен».

После катастрофы Киев сразу ушел в «несознанку» и еще долгое время открещивался от участия в трагедии своей ракеты.

«Трагедии, когда гражданский самолёт становится жертвой военных (по различным причинам) не так уж редки, – считает медиаконсультант Александр Зимовский. – В таких случаях существует железное правило: всё отрицать. Кроме того, великие державы могут себе позволить ещё одну вольность. Оправдать уничтожение гражданского воздушного судна, признав его военным инцидентом. Так ведут себя, например, американцы. Помните иранский аэробус, который был сбит ракетой с американского крейсера «Винсеннес»? Тогда погибло 290 человек, командир корабля получил орден.

Украина, как третьеразрядная страна, такую роскошь себе позволить не может. Поэтому в случае с уничтожением Ту-154 над Чёрным морем в 2001 году Киев ушёл в полную «несознанку». Мне хорошо знакомы все обстоятельства трагедии, потому что в 2001 году наша телекомпания сообщила о том, что украинским ЗРК во время стрельб в Крыму сбит пассажирский самолёт. Я сам курировал этот спецвыпуск новостей, и проводил фактчекинг на основе данных американских систем слежения и оповещения. Они сразу и без колебаний указали на украинское происхождение ракеты, сбившей самолёт, вылетевший из Тель-Авива.

В дальнейшем украинские полководцы и официальные лица пошли в отказ. Но тогда, в первые несколько часов, со страху, практически все причастные с украинской стороны никак не оспаривали случившееся. Командование ВСУ признало и факт учений, и само проведение стрельб в указанном районе, и потерю контроля над выпущенной ракетой со стороны боевого расчёта ЗРК. И даже сохранилась в украинском военном фольклоре команда министра обороны Кузьмука командиру ЗРК, выразившему сомнение по поводу захваченной цели: «Сбивай его на х. ». Через две недели Кузьмука сняли с должности.

В тот роковой день на полигоне Опук ставили показуху для президента Кучмы. Дирижировал сам министр обороны Украины генерал армии Кузьмук, с ним были главнокомандующий ПВО Украины генерал-полковник Владимир Ткачёв и его заместитель по боевой подготовке генерал-лейтенант Владимир Дьяков, командующий 49-м украинским корпусом генерал-лейтенант Калинюк. Кучму спасло только то, что он накануне «заболел» (с ним это часто бывало), и не прибыл на полигон. Однако он никогда не отрицал ни самого инцидента, ни вины Украины в произошедшем. Пусть даже с непременной оговоркой о случайности трагедии».

Тогда, по итогам служебного расследования трагедии в небе над Черным морем «ушли» в отставку многих высокопоставленных военных имеющих пусть даже косвенное отношение к сбитому российскому самолету. При этом никто из них не был отдан под суд – все отделались порицанием. Более того, Украина все это время выдвигала и выдвигает версии о своей непричастности к инциденту и, несмотря на результаты расследований, «продавливает» версию внутреннего взрыва на борту гражданского воздушного судна. Да и сегодня, в очередную годовщину, в Киеве никто не вспоминает о той страшной трагедии – такая «меткость» украинских ПВО сегодня явно не в почете.

Источник

Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем

Из Википедии — свободной энциклопедии


Мемориал рейсу 1812
(Заельцовское кладбище) Общие сведения Дата 4 октября 2001 года Время 09:45 UTC (13:45 MSK) Характер Падение с эшелона, разрушение в воздухе Причина Ракетная атака
(поражение ракетой «земля-воздух», выпущенной ЗРК «С-200» ВВС Украины) Место Чёрное море, в 232 км от Сочи (Россия) Координаты 43°11′ с. ш. 37°37′ в. д. H G Я O L Погибшие 78 (все) Воздушное судно Ту-154М авиакомпании «Сибирь», идентичный разбившемуся Модель Ту-154М Авиакомпания Толмачёво, Новосибирск (Россия) Рейс SBI1812 Бортовой номер RA-85693 Дата выпуска 7 марта 1991 года Пассажиры 66 Экипаж 12 Выживших 0 Медиафайлы на Викискладе

Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в четверг 4 октября 2001 года. Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив—Новосибирск, но через 1 час и 45 минут после взлёта рухнул в Чёрное море. Погибли все находившиеся на его борту 78 человек — 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт был непреднамеренно сбит зенитной ракетой 5В28 комплекса С-200В, запущенной 96-й зенитной ракетной бригадой ПВО Украины в ходе проводившихся на территории испытательного полигона ЧФ РФ (Крымском полуострове) российско-украинских [1] военных учений [2] [3] [4] [5] .

Министр обороны Украины Александр Кузьмук и главком ПВО Украины Владимир Ткачёв принесли извинения за случившееся [6] [7] . Президент Украины Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил в отставку министра обороны [8] [9] . Во время расследования были уволены три генерала (в том числе командующий войсками ПВО Украины генерал-полковник Владимир Ткачёв) и ряд старших офицеров Вооружённых сил Украины [10] .

Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе без юридического признания вины. В соответствии с этими соглашениями Украина выплатила по 200 тыс. долларов США за каждого погибшего — 7,8 млн долларов России и 7,5 млн долларов Израилю [11] [12] [13] .

Источник

На Украине реанимировали миф о вине России за гибель «Ту-154» над Черным морем

Киев пытается возложить ответственность за гибель своего «Боинга-737» не только на Тегеран, но и на Москву. На Украине все более громко обвиняют Россию в этой беде, заодно реанимировав свою старую конспирологию о том, что и «Ту-154» авиакомпании «Сибирь», потерпевший катастрофу в октябре 2001 года, был якобы сбит не украинским зенитным комплексом, а… российским.

Парадокс? Для нашей страны — да, для Украины — вовсе нет. В этой проблеме постарался разобраться корреспондент Федерального агентства новостей.

Украина ждет покаяний

Катастрофа 8 января «Боинга-737-8KV» авиакомпании «Международные авиалинии Украины», а также последующее сообщение представителей Ирана о том, что авиалайнер оказался по ошибке сбит силами иранской ПВО, закономерно вызвали в медиасфере настоящее цунами. Несмотря на демонстрацию Ираном готовности к сотрудничеству с другими странами в сфере расследования авиакатастрофы, с международных трибун в сторону Тегерана до сих пор летят громы и молнии.

«Мы настаиваем на полном признании вины, — заявил, в частности, президент Украины Владимир Зеленский. — Мы ожидаем от Ирана заверений в готовности к полному и открытому расследованию, привлечению виновных к ответственности, возвращению тел погибших, выплат компенсаций, официальных извинений по дипломатическим каналам!»

Трагедию рейса PS752 бурно обсуждали и осуждали, ей искали параллели, из-за нее проводили разнообразные обобщения. Иногда эта активность комментаторов приводила к озвучиванию парадоксальных и политически ангажированных выводов.

Так экс-секретарь СНБО Украины Александр Турчинов объявил, что за сбитый украинский «Боинг» должно отвечать не только руководство Ирана, но и РФ. Свой неожиданный вывод Турчинов обосновал тем, что Тегеран — это стратегический партнер Москвы, а значит та «могла участвовать в подготовке ракетной атаки».

При этом экс-секретарь СНБО уклонился от пояснений, какое отношение Россия может иметь к обострению отношений между Ираном и США, вызванному убийством американцами иранского генерала Касема Сулеймани.

Что ж, поаплодируем пану Турчинову и порекомендуем руководству Ирана стряхнуть архивную пыль с материалов дела об уничтожении 3 июля 1988 года ракетой американского крейсера Vincennes лайнера Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air с 290 людьми на борту.

В рамках логики экс-секретаря СНБО будет совершенно справедливым, если Иран обратится с иском по факту гибели своего Airbus A300B2-203 ко всем странам, числившимся стратегическими партнерами Соединенных Штатов на момент 3 июля 1988 года. Понятно, что с юридической точки зрения это совершенно неадекватная идея. Но зафиксировать таким образом заведомый идиотизм «прецедента Турчинова» было бы нелишне. Особенно на фоне прогрессирующей за рубежом моды во всех неприятностях мира сразу искать «русский след».

Да, парадигма «Во всем виновата Москва» по-прежнему крайне популярна у наших иностранных оппонентов. И уж тем более популярна она среди значительной части правительства и населения современной Украины, чья государственная идеология за неимением лучшего строится именно на русофобском фундаменте.

Поэтому вполне ожидаемым оказалось как уже упоминавшееся заявление пана Турчинова, так и попытки связать катастрофу «Боинга-737» МАУ с катастрофой над Донбассом 17 июля 2014 года «Боинга-777» авиакомпании Malaysia Airlines. Мол, раз Иран признал свою ответственность за гибель украинского лайнера, то пора бы и России признать свою ответственность за гибель лайнера малайзийского. А также, видимо, России надлежит покаяться за убийство Кеннеди, утопление «Титаника» и библейский потоп — чтобы два раза не вставать.

Почему именно Россия должна признавать ответственность за трагедию 17 июля 2014 года, а не, допустим, Украина? Ответ — «потому что!»

Априори не подкрепленные внятной доказательной базой, но неизменно громкие, эмоциональные и многочисленные обвинения в адрес России, регулярно звучащие на Украине, в Западной Европе и США чуть ли не из каждого утюга, исправно формируют среди местной общественности негативный образ нашего государства. Бороться с этой тенденцией весьма непросто даже в тех случаях, когда голословность обвинений в адрес России видна, что называется, невооруженным глазом.

Тем не менее, мы попробуем расставить точки над «i» в одном подобном деле.

«Не надо делать из этого трагедии»

4 октября 2001 года над Черным морем потерпел катастрофу лайнер Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь». Согласно заключению исполнительного органа межгосударственного Совета по авиации и использованию воздушного пространства СНГ — Межгосударственного авиационного комитета (МАК), пассажирский самолет был непреднамеренно сбит украинской зенитной управляемой ракетой (ЗУР).

Президент Украины Леонид Кучма признал тогда ответственность Украины за трагический инцидент. Однако это не помешало охваченным обвинительным запалом пользователям украинских пабликов после 8 января возложить вину за гибель лайнера авиакомпании «Сибирь» на… Россию. Мол, самолет на самом деле был по ошибке сбит не украинской, а российской ЗУР, а Кучма просто был вынужден признать ответственность Киева, чтобы не портить отношения с Москвой!

На самом деле Кучма признал ответственность Украины за инцидент 4 октября 2001 года вовсе не так просто, как это кажется сейчас некоторым с уютных украинских диванов.

4 октября 2001 года ВСУ совместно с Черноморским флотом ВМФ России проводили учения, в рамках которых осуществлялись ракетные стрельбы с территории 31-го исследовательского центра Черноморского флота России, расположенного на крымском мысу Опук.

Со стороны РФ в учениях были задействованы одна батарея ЗРК «Оса» береговых войск ЧФ и сторожевой корабль «Пытливый». Максимальная дальность ЗУР «Осы» не превышала 10 км. ЗУР установленного на «Пытливом» ЗРК «Оса-МА-2» били на 15 км.

В свою очередь ВСУ выставили на учения фрегат «Гетман Сагайдачный» и корвет «Луцк» с теми же ЗРК «Оса-МА-2», а также подразделения Днепропетровского корпуса ПВО с ЗРК С-200В, С-300ПС, С-125, «Бук» и «Куб». Согласно паспортным ТТХ, зенитные управляемые ракеты принятого на вооружение в 1970 году ЗРК дальнего радиуса действия С-200В «Вега» имели максимальную дальность поражения целей 255 км…

В ходе учений 4 октября 2001 года в 13:41 по Московскому времени дивизионом 96-й зенитно-ракетной бригады войск ПВО Украины был осуществлен пуск ЗУР 5В28 комплекса С-200В по цели, опознанной оператором как летающая мишень Ту-143 «Рейс». На деле же радиолокационная станция подсветки цели «Веги» в тот момент вела не летевший на удалении 25–28 км от Опука маленький «Рейс», а находившийся за мишенью в 260 км от Опука большой и куда более заметный для РЛС Ту-154М.

Причинами ошибки украинского оператора предположительно стали недостаточная обученность, а также нервозность, вызванная присутствием высшего командования ВСУ и иностранных гостей: за ходом учений наблюдали делегации семи государств.

Как итог, Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший плановый рейс SBI1812 из Тель-Авива в Новосибирск, был сбит. Все находившиеся на его борту 78 человек погибли.

Первоначально украинская сторона категорически отвергала любую причастность к случившемуся, настаивая на технической неисправности самолета, ошибке его пилотов или вероятном теракте. Однако уже через несколько часов после катастрофы, основываясь на доступной информации о местоположении рейса SBI1812 в момент потери с ним связи, а также о наряде сил и средств, привлеченных к учениям в районе мыса Опук, американские телекомпании CBS и CNN предположили, что российский Ту-154М был сбит ракетой ЗРК. Скорее всего ее выпустил украинский комплекс С-200В, ибо российские ракетчики 4 октября ЗРК дальнего радиуса действия в Крыму банально не использовали.

На следующий день американские предположения получили первое подтверждение, когда спасатели подняли с поверхности воды обломки погибшего лайнера, имевшие пробоины от поражающих элементов ЗУР.

11 октября секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло обнародовал вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы рейса SBI1812: «Множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолета извне».

Чем же конкретно извне был поражен лайнер авиакомпании «Сибирь», выяснил МАК, проанализировавший колоссальный объем материала и установивший точную марку и заводской номер ЗУР, номер ее боевой части и даже номер серии поражающих стальных шариков. Согласно выводам комиссии МАК, российский Ту-154М был сбит «боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В. На основании анализа радиолокационных данных было установлено, что ракета была запущена из района Феодосии (Крым), где в это время проходили учения войск ПВО Украины».

Пока Россия докапывалась до истины, украинское руководство отчаянно виляло и твердило, что поражение самолета украинским ЗРК невозможно. Через пару дней Леонид Кучма доверительно «признался»:

«Ни Украину, ни украинцев, ни меня лично не радует то, что происходит вокруг этой трагедии. Азимут стрельбы совсем не совпадал с местонахождением Ту-154».

Затем президент Украины попробовал «съехать с темы»:

«Технически это невозможно, хотя теоретически возможно все… Конструкция и производство ракеты — российские! (на самом деле советские. — Прим. ФАН)».

Только накануне обнародования секретарем СБ РФ выводов технической комиссии Кучма понял, что деваться некуда, и подарил миру воистину историческую фразу:

«НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТОГО ТРАГЕДИИ. Такое случается не только в Украине. Посмотрите вокруг: в мире, в Европе — не мы первые и не мы последние, ошибки встречаются везде».

Источник

Оцените статью