Александр Бенуа. «Размышления Петра Великого об идее строительства Санкт-Петербурга на берегу Балтийского моря». 1916.
Александр Яковлевич Головин. «Деревня на берегу моря». Эскиз декорации к комедии Ж. Б. Мольера «Дон Жуан». 1910.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Берег моря. Сумерки». 1854.
В северном море.
Что сделали из берега морского Гуляющие модницы и франты? Наставили столов, дымят, жуют, Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу, Угрюмо хохоча и заражая Солёный воздух сплетнями. Потом Погонщики вывозят их в кибитках, Кокетливо закрытых парусиной, На мелководье. Там, переменив Забавные тальеры и мундиры На лёгкие купальные костюмы, И дряблость мускулов и грудей обнажив, Они, визжа, влезают в воду. Шарят Неловкими ногами дно. Кричат, Стараясь показать, что веселятся.
А там – закат из неба сотворил Глубокий многоцветный кубок. Руки Одна заря закинула к другой, И сёстры двух небес прядут один – То розовый, то голубой туман. И в море утопающая туча В предсмертном гневе мечет из очей То красные, то синие огни.
И с длинного, протянутого в море, Подгнившего, сереющего мола, Прочтя все надписи: «Навек с тобой», «Здесь были Коля с Катей», «Диодор Иеромонах и послушник Исидор Здесь были. Дивны Божьи дела», — Прочтя все надписи, выходим в море В пузатой и смешной моторной лодке.
Бензин пыхтит и пахнет. Два крыла Бегут в воде за ними. Вьётся быстрый след И, обогнув скучающих на пляже, Рыбачьи лодки, узкий мыс, маяк, Мы выбегаем многоцветной рябью В просторную ласкающую соль.
На горизонте, за спиной, далёко Безмолвным заревом стоит пожар. Рыбачий Вольный остров распростёрт В воде, как плоская спина морского Животного. А впереди, вдали – Огни судов и сноп лучей бродячих Прожектора таможенного судна. И мы уходим в голубой туман. Косым углом торчат над морем вехи, Метёлками фарватер оградив, И далеко – от вехи и до вехи – Рыбачьих шхун маячат паруса…
Над морем – штиль. Под всеми парусами Стоит красавица – морская яхта. На тонкой мачте – маленький фонарь, Что камень драгоценной фероньеры, Горит над матовым челом небес.
На острогрудой, в полной тишине, В причудливых сплетениях снастей, Сидят, скрестивши руки, люди в светлых Панамах, сдвинутых на строгие черты А посреди, у самой мачты, молча, Стоит матрос, весь тёмный, и глядит.
Мы огибаем яхту, как прилично, И вежливо и тихо говорит Один из нас: «Хотите на буксир?» И с важной простотой нам отвечает Суровый голос: «Нет. Благодарю».
И, снова обогнув их, мы глядим С молитвенной и полною душою На тихо уходящий силуэт Красавицы под всеми парусами… На драгоценный камень фероньеры, Горящий в смуглых сумерках чела.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». 1854.
Архип Иванович Куинджи. «Берег моря». 1887.
Архип Иванович Куинджи. «Кипарисы на берегу моря. Крым». 1887.
Архип Иванович Куинджи. «Закат зимой. Берег моря». 1876-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Берег моря». 1885-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Морской берег. Крым». 1885-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Берег моря со скалой». 1898-1908.
Архип Иванович Куинджи. «Закат в степи на берегу моря». 1898-1908.
Архип Иванович Куинджи. «Скалистый морской берег. Крым».
Е. Корнеев. «На берегу Охотского моря». 1810-1812.
Иван Иванович Шишкин. «Скалы на берегу моря. Гурзуф». 1879.
Иван Иванович Шишкин. «Берег моря. Мери Хови». 1889.
Иван Иванович Шишкин. «По берегу моря». Этюд. 1889.
Иван Иванович Шишкин. «Берег моря».
Иван Иванович Шишкин. «Берег моря».
Иван Константинович Айвазовский. «Берег моря ночью. У маяка». 1837.
Иван Константинович Айвазовский. «Ветряная мельница на берегу моря». 1837.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег». 1840.
Иван Константинович Айвазовский. «Часовня на берегу моря». 1847.
Иван Константинович Айвазовский. «Мельница на берегу моря». 1851.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег». 1851.
Иван Константинович Айвазовский. «Лунная ночь на берегу моря в Крыму». 1852.
Иван Константинович Айвазовский. «Рыбаки на берегу моря». 1852.
Иван Константинович Айвазовский. «Утро на морском берегу. Судак». 1856.
Иван Константинович Айвазовский. «Берег моря. Туманное утро». 1850-е.
Иван Константинович Айвазовский. «Берег моря». 1861.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег». 1861.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег. Прощанье». 1868.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег. Волна». 1880.
Источник
«Песчаный берег», Иван Иванович Шишкин — описание картины
Автор:Иван Иванович Шишкин
Музей: Частная коллекция
Год: 1879
Описание картины:
Настоящий, реалистичный и в то же время, как будто сказочный уголок природы запечатлен на этом полотне. Дальний темный план картины завораживает. Высокие, мощные, живые и могучие деревья стоят стеной и затягивают своей глубиной, манят в чащу, где страшно и интересно одновременно.
Цвет неба под стать лесным дебрям – темно-синее, тревожное, с наплывающими из-за горизонта тяжелыми тучами. Ближе к берегу меняется и колорит красок, становится светлее, благодаря песчаному берегу и открытой местности.
На переднем плане в теплых и нежных, бело-золотистых тонах прибрежный песок. На его светлом фоне особенно выделяются корни деревьев – изогнутые, крючковатые, жадно тянущиеся к воде. Эти корни, как растопыренные лапы леших стремятся и ползут к живительной влаге.
Но на этом и заканчивается сказочность пейзажа. Изображая природу, автор не допускает никакой приблизительности, все у него явственно, отчетливо, со строгой законченностью каждого штриха, каждого мазка кисти.
Композиции также добавляет реальности и фигура человека, стоящего на берегу и всматривающегося вдаль. Может быть, это Шишкин изобразил самого себя, ведь он очень любил гулять, любил побыть наедине с природой.
Источник
«Песчаный берег», Иван Иванович Шишкин — описание картины
Автор:Иван Иванович Шишкин
Музей: Частная коллекция
Год: 1879
Описание картины:
Настоящий, реалистичный и в то же время, как будто сказочный уголок природы запечатлен на этом полотне. Дальний темный план картины завораживает. Высокие, мощные, живые и могучие деревья стоят стеной и затягивают своей глубиной, манят в чащу, где страшно и интересно одновременно.
Цвет неба под стать лесным дебрям – темно-синее, тревожное, с наплывающими из-за горизонта тяжелыми тучами. Ближе к берегу меняется и колорит красок, становится светлее, благодаря песчаному берегу и открытой местности.
На переднем плане в теплых и нежных, бело-золотистых тонах прибрежный песок. На его светлом фоне особенно выделяются корни деревьев – изогнутые, крючковатые, жадно тянущиеся к воде. Эти корни, как растопыренные лапы леших стремятся и ползут к живительной влаге.
Но на этом и заканчивается сказочность пейзажа. Изображая природу, автор не допускает никакой приблизительности, все у него явственно, отчетливо, со строгой законченностью каждого штриха, каждого мазка кисти.
Композиции также добавляет реальности и фигура человека, стоящего на берегу и всматривающегося вдаль. Может быть, это Шишкин изобразил самого себя, ведь он очень любил гулять, любил побыть наедине с природой.
Источник
На берегу моря
Морские и речные пейзажи в живописи русских художников 19 века, 5 часть — картины Шишкина, Дубовского, Куинджи, Савицкого
1889 — 1890 гг., 36,8 х 66 см, Бумага на картоне, м., Государственная Третьяковская галерея, Москва
[ Шишкин Иван Иванович , пейзаж возле моря ]
художник: Шишкин И. И.
Было бы глубоким заблуждением считать, что русские художники-передвижники, творившие во второй половине XIX века, являлись мастерами исключительно остросоциальными, что их воображение занимала только «мысль народная», что занимались они преимущественно бытописательством. Считать так – значит, искусственно обеднять содержание русской живописи того времени. В творчестве передвижников находилось место и картинам на исторические темы, и полотнам религиозно-философского содержания, и, конечно, «чистой лирике», если под нею подразумевать вдохновенные гимны природе, её красоте и чистоте красок.
И.И.Шишкин, кстати, прославился именно пейзажами. Доводилось ему рисовать и море, пусть куда реже, нежели другим современникам и, в особенности, непревзойденному И.К.Айвазовскому. Так, на одной из картин открывается головокружительная прибрежная панорама: песчаный берег, густо поросший лесом и прибрежная коса, тянущаяся на сотни метров вдаль. Пейзаж увиден явно с возвышения. Нельзя исключать и того, что рисовал Шишкин с натуры, на пленэре. Зоркий глаз художника заприметил и одинокую чайку, запечатленную на холсте слева, и россыпь белых цветов, и белые камни, в изобилии встречающиеся среди разнотравья.
автор рецензии: Малафеев П.Н.
Источник
Берег моря
Александр Бенуа. «Размышления Петра Великого об идее строительства Санкт-Петербурга на берегу Балтийского моря». 1916.
Александр Яковлевич Головин. «Деревня на берегу моря». Эскиз декорации к комедии Ж. Б. Мольера «Дон Жуан». 1910.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Берег моря. Сумерки». 1854.
В северном море.
Что сделали из берега морского Гуляющие модницы и франты? Наставили столов, дымят, жуют, Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу, Угрюмо хохоча и заражая Солёный воздух сплетнями. Потом Погонщики вывозят их в кибитках, Кокетливо закрытых парусиной, На мелководье. Там, переменив Забавные тальеры и мундиры На лёгкие купальные костюмы, И дряблость мускулов и грудей обнажив, Они, визжа, влезают в воду. Шарят Неловкими ногами дно. Кричат, Стараясь показать, что веселятся.
А там – закат из неба сотворил Глубокий многоцветный кубок. Руки Одна заря закинула к другой, И сёстры двух небес прядут один – То розовый, то голубой туман. И в море утопающая туча В предсмертном гневе мечет из очей То красные, то синие огни.
И с длинного, протянутого в море, Подгнившего, сереющего мола, Прочтя все надписи: «Навек с тобой», «Здесь были Коля с Катей», «Диодор Иеромонах и послушник Исидор Здесь были. Дивны Божьи дела», — Прочтя все надписи, выходим в море В пузатой и смешной моторной лодке.
Бензин пыхтит и пахнет. Два крыла Бегут в воде за ними. Вьётся быстрый след И, обогнув скучающих на пляже, Рыбачьи лодки, узкий мыс, маяк, Мы выбегаем многоцветной рябью В просторную ласкающую соль.
На горизонте, за спиной, далёко Безмолвным заревом стоит пожар. Рыбачий Вольный остров распростёрт В воде, как плоская спина морского Животного. А впереди, вдали – Огни судов и сноп лучей бродячих Прожектора таможенного судна. И мы уходим в голубой туман. Косым углом торчат над морем вехи, Метёлками фарватер оградив, И далеко – от вехи и до вехи – Рыбачьих шхун маячат паруса…
Над морем – штиль. Под всеми парусами Стоит красавица – морская яхта. На тонкой мачте – маленький фонарь, Что камень драгоценной фероньеры, Горит над матовым челом небес.
На острогрудой, в полной тишине, В причудливых сплетениях снастей, Сидят, скрестивши руки, люди в светлых Панамах, сдвинутых на строгие черты А посреди, у самой мачты, молча, Стоит матрос, весь тёмный, и глядит.
Мы огибаем яхту, как прилично, И вежливо и тихо говорит Один из нас: «Хотите на буксир?» И с важной простотой нам отвечает Суровый голос: «Нет. Благодарю».
И, снова обогнув их, мы глядим С молитвенной и полною душою На тихо уходящий силуэт Красавицы под всеми парусами… На драгоценный камень фероньеры, Горящий в смуглых сумерках чела.
Алексей Кондратьевич Саврасов. «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». 1854.
Архип Иванович Куинджи. «Берег моря». 1887.
Архип Иванович Куинджи. «Кипарисы на берегу моря. Крым». 1887.
Архип Иванович Куинджи. «Закат зимой. Берег моря». 1876-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Берег моря». 1885-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Морской берег. Крым». 1885-1890.
Архип Иванович Куинджи. «Берег моря со скалой». 1898-1908.
Архип Иванович Куинджи. «Закат в степи на берегу моря». 1898-1908.
Архип Иванович Куинджи. «Скалистый морской берег. Крым».
Е. Корнеев. «На берегу Охотского моря». 1810-1812.
Иван Иванович Шишкин. «Скалы на берегу моря. Гурзуф». 1879.
Иван Иванович Шишкин. «Берег моря. Мери Хови». 1889.
Иван Иванович Шишкин. «По берегу моря». Этюд. 1889.
Иван Иванович Шишкин. «Берег моря».
Иван Иванович Шишкин. «Берег моря».
Иван Константинович Айвазовский. «Берег моря ночью. У маяка». 1837.
Иван Константинович Айвазовский. «Ветряная мельница на берегу моря». 1837.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег». 1840.
Иван Константинович Айвазовский. «Часовня на берегу моря». 1847.
Иван Константинович Айвазовский. «Мельница на берегу моря». 1851.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег». 1851.
Иван Константинович Айвазовский. «Лунная ночь на берегу моря в Крыму». 1852.
Иван Константинович Айвазовский. «Рыбаки на берегу моря». 1852.
Иван Константинович Айвазовский. «Утро на морском берегу. Судак». 1856.
Иван Константинович Айвазовский. «Берег моря. Туманное утро». 1850-е.
Иван Константинович Айвазовский. «Берег моря». 1861.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег». 1861.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег. Прощанье». 1868.
Иван Константинович Айвазовский. «Морской берег. Волна». 1880.