Штормовая одежда для моря
Совершая яхтенные походы и отплёвываясь солёной морской водой мы, в отличие от сухопутных мазутов, должны серьёзно относиться к яхтенной одежде. И то сказать: в недельном весеннем походе можно столкнуться с совершенно разной погодой. Тут тебе и яркое солнце с доводящей до одури жарой, а на следующий день – ветер, наматывающий кишки на кулак, с хлёстким дождём. Да ещё, для полноты впечатлений и, подтверждая правильность выбора яхтенного направления в жизни, горько-соленая пыль от разбитой вдребезги волны и потоки воды, омывающие и без того чистые ноги. Продуманная яхтенная экипировка нужна, чтобы потом на борту не было мучительно и неприятно.
Выбор прикида современного моремана очень большой – глаза разбегаются, а у мозгов случается вывих. Куча производителей предлагает хорошие и очень хорошие товары («Сносу нет!) за разумные и неразумные деньги (есть ещё категория «по цене чугунного моста до Парижа»). Попробую коротко сориентировать вас: что, зачем и почему нужно надевать, поддевать и напяливать. Давайте, попытаемся осмыслить всё многообразие яхтенной одежды для того, чтобы выбрать несколько вариантов для разных погодных условий.
Начнем с самого главного.
Строго говоря, полный комплект одежды яхтсмена состоит из одежд: на плохую погоду; на приличную погоду со свежим бризом; на неприлично тёплую и жаркую погоду.
Итак: случай первый, очень запущенный.
Представьте себе ветер от 30 узлов, волну от 2 метров, дождик от мелкого моросящего до проливного. Причём условия эти никакой не шторм – это «плавание в условиях крепкого ветра и ненастья». Но и летом в такую погоду в шортах и футболке будет, мягко говоря, не «ком иль фо», даже если вы прикроетесь ветровкой. Нужно быть соответственно экипированным. Что это значит для свежей и штормовой погоды?
Чтобы в такую погоду не думать про погоду, а сосредоточиться на управлении яхтой, необходимо иметь яхтенную одежду, состоящую из классических трёх слоев («interactive layering system»):
— базовый слой — «base layer» (термобельё);
— средний слой — «mid layer» (флисовая или одежда из полартека);
— верхний слой — «top layer» (непромоканец).
Чем хорошо термобельё? Как правило, оно изготавливается из “дышащего” трикотажа.
Трикотажная ткань представляет собой сложнопереплетённую, часто многослойную, сетку. В ячеечках этой сетки, заполненных, естественно, воздухом кроется главный секрет. Образованная трикотажем воздушная прослойка – это хороший изолятор вашего теплого тела от враждебной холодной внешней среды.
Более того, влага, выделяемая телом (проще говоря, пот), выводится по капиллярам термобелья наружу. В результате, в таком белье вы всегда будете чувствовать себя «комфортно и сухо » почти, как в памперсах.
Существует различные варианты белья, в зависимости от степени вашей активности в нем. Если вы собираетесь гоняться, принимая участие в самых разнообразных ралли и регатах, вам нужно бельё для очень активных видов спорта: на гонках вам придётся много и энергично двигаться, работать.
Если вы предполагаете ходить в крейсерские походы, в оффшорные плавания, вам нужно белье для среднего уровня активности.
Обычно это флисовая (или полартековая) одежда. Основа такой одёжки – полиэстер. Особенностью этой синтетики является то, что она абсолютно не вбирает в себя влагу, но прекрасно ее выводит. При этом быстро высыхает, обеспечивая «дышащий» (проветриваемый) эффект. Последние разработки флиса и полартека (windblock) ещё и не продуваются ветром.
И флис и полартек, как и в случае с термобельём, буквально напичканы микрокамерами, заполненными воздухом. Это позволяет одежде быть хорошим теплоизолятором.
Ткани эти бывают: тонкие (сетчатые), плоской вязки (более плотные) и ветрозащитные. Отличие – только в толщине. В случае ветренной, холодной и мокрой погоды флиски надевают под непромоканец.
Для противостояния свежей и штормовой погоде в качестве верхнего слоя человечество сгенерило штормовой непромокаемый костюм, резонно именуемый «непромоканец». Очень хорошая штука, укрывающая от ветра, дождя и пролитого на себя борща.
Теперь, когда мы грамотны и знаем ноты, надо выбрать непромоканец, который укроет от всех погодных катаклизмов. И тут наступает первое огорчение: непромоканца, рассчитанного на все варианты непогоды просто не существует.
Большинство производителей ориентировано на выпуск непромокаемой одежды, которую можно условно разделить на 5 модельных рядов по погоде и условиям похода:
— «Ocean» (ветер более 8-ми баллов, высота волны более 6м) для серьезных океанских условий;
— «Offshore» (ветер до 8-ми баллов, высота волны более 4м) для оффшорных походов и гонок;
— «Coastal» (ветер до 6-ти баллов, высота волны до 2м), каботажные плавания;
— «Inshore» (ветер до 6-ти баллов, высота волны до 2м), каботажные плавания;
— «Dinghy» (специально разработанные модели для тех, кто выходит на небольших швертботах).
На этом принципе деления построены каталоги известных фирм «Henri Lloyd», “Gill”, “Slam”, “Musto”, “Go Top” и «Helly Hansen».
Чтобы непромоканец был классным непромоканцем: «дышащим» и непромокаемым одновременно, – его шьют из специальных тканей «Gore-Tex®» и «Sympa-tex®». Собственно, они являются предками и генетической базой всех появившихся после них аналогов. Такие ткани влаго- и ветрозащитны снаружи, но, одновременно пропускают на выход пот и влагу изнутри. Миллиарды микропор, которые и составляют «ноу-хау» этих тканей, обеспечивают стабильность процесса защиты от ветра с дождём и проветривание наших тел, неустанно потеющих на непосильной яхтенной работе.
Ключевое слово «Breathable», написанное на этикетке одежды стало привычным, а недышащие непромоканцы постепенно исчезают и скоро вымрут в результате естественного отбора. Правда, их ещё можно встретить в линейках некоторых компаний, но – это всегда одежда для коротких прибрежных гонок и однодневных выходов в море.
После таких подробных объяснялок во весь рост встают вопросы: так что брать-то? какую модель и какой фирмы?
Это зависит от того «для куда» вам это надо.
Непромоканцы для океанских походов выполнены в виде цельноскроенного комбеза очень мудрёной конструкции. Это какой-то «хай-энд» яхтенной одежды, позволяющий долгое время находиться в жёстких условиях тропических ураганов или зимних штормов на Северном море. Я не думаю, что такой вам потребуется в ближайшее время, если только вы не собираетесь пройти от мыса Горн до мыса Доброй Надежды по ревущим сороковым.
А уж для крейсерских походов на Средиземке он не просто неудобен и непрактичен, а вообще не нужен. Если только повыпендриваться перед … даже не придумал, перед кем можно в нём выпендринуться!
Класс «Offshore» и «Coastal»
Непромоканцы «Offshore» и «Coastal», в отличие от океанских моделей, сконструированы раздельно: отдельно куртка и комбинированные штаники.
Куртка сшита таким образом, что, если на вас длительное время будут лить воду из пожарного шланга, она не промокнет и будет обеспечивать вам свободу движений (например, когда вы будете отмахиваться от этой струи).
Швы – двойные и герметичные, застёжка – молния (кстати, тоже водонепроницаемая) да ещё прикрытая сверху клапаном на липах.
Карманы – снабжены такими же клапанами.
Воротник – стоячий и высокий (до носа), обязательно утеплённый флисом. В клапане задней части воротника спрятан непромокаемый капюшон (обычно ярко-жёлтой окраски).
Правильная подкладка у куртки (и у некоторых штанов) выполняется из вентилируемой, сетчатой ткани. Часто на плечах и рукавах курток нашивают световозвращающие полосы и марки для облегчения обнаружения в воде человека, упавшего за борт. Полезно, но не всегда удобно, если куртка снабжена специальным карабином или петлёй для пристёгивания страховочных поясов.
Цвет куртки тоже имеет значение. Я предпочитаю ярко-жёлтый или оранжевый. Именно эти цвета хорошо различимы на воде даже в ненастную погоду или сумерки. По этой же причине я за капюшоны ярко-жёлтого цвета. Не приведи Бог оказаться в тяжёлых условиях в воде, и как вас найти в красивой тёмно-синей (даже с белыми вставками) куртке? Вообще, если говорить о степени различимости (заметности) цветов на море, то они выстраиваются по ниспадающей таким образом: жёлтый, оранжевый, красный, белый, иные цвета.
Пару слов скажу о штанах. Они, как правило, из таких же тканей, что и куртки. Все выполнены в виде полукомбинезонов и снабжены либо регулируемыми, либо тянущимися лямками. Подкладка должна быть сетчатая, вентилируемая. На коленках и заднице сделаны усиления из специальной прочной ткани «кордура». На штанинах снизу должны быть регулируемые манжеты, а застёжка-молния снабжена прикрывающим клапаном.
Подбирая штаны, обратите внимание на то, чтобы они легко и быстро надевались/снимались. Поприседайте и понаклоняйтесь в них, оцените степень удобства.
Цельнокроеные комбезы для гонок и походов на швертботах. Про ткань говорить не буду, всё тот же Гортекс, но сам костюм имеет неопреновые манжеты на шее, кистях и щиколотках. Даже оказавшись на непродолжительное время в холодной воде в случае «оверкиля», экипаж швертбота, одетый в такие костюмы будет чувствовать себя вполне комфортно.
Мы же переходим ко второму случаю – комфортной для яхтсмена погоде:
ПРИЛИЧНАЯ ПОГОДА СО СВЕЖИМ БРИЗОМ
Теперь у нас совсем иная картина: ветер 15-22 узла, небольшая от 0,5м до 1м волна, по переменно-облачному небу пробегают небольшие отары не очень упитанных барашков. Температура воздуха около 25 градусов. Красота!
На такую погоду тоже хорошо иметь три слоя одежды, о которых мы говорили выше. Только качественный состав этих слоёв будет несколько отличаться от первого случая
«Что? И здесь термобельё?!». Если ветер усиливается, а отары облаков становятся плотнее или температура воздуха падает, может быть и термобельё. Но, как правило – футболка, обычная хлопчатобумажная.
Флис? Полартек? Если прохладно, может быть, но самый лёгкий. А, если он ещё и с виндстопером, и вы не ожидаете дождя, то можно на этом и остановиться, обойдясь без непромоканца.
Если погода прохладная, накрапывает мелкий дождик, то достаём из сумки «верхний слой».
Непромоканец? Да! Но, если в первом случае я надевал непромоканец модели «Offshore» (ветер более 6-ти баллов, высота волны более2 м), то для такой погоды я беру лёгкий непромоканец «Inshore» (ветер более 4-х баллов, высота волны более 1 м).
И к этой куртке – штаны, тоже облегчённые. Вообще-то, долгое время я прекрасно обходился (и обхожусь!) лёгкими и недорогими штанами из ткани типа «болонья».
Термобельё? Если ветер усиливается, а отары облаков становятся плотнее или температура воздуха падает, может быть и термобельё. Но, как правило – футболка, обычная хлопчатобумажная.
Ну, и третий случай, абсолютно пижонский:
НЕПРИЛИЧНО ЖАРКАЯ ПОГОДА СО СЛАБЫМ ВЕТРОМ
Хорватия, июль, ветер до 10 узлов, ярко-синее небо с палящим солнцем, от жары не спасёшься даже в воде. В тени под бимини температура, как у горячечного больного +40°. Три слоя одежды. Да тут с себя хочется снять всё, даже кожу!!
Вы будете смеяться, но говорить я сейчас буду всё о тех же трёх слоях. Итак.
В нашем случае – это ваша кожа, но обильно смазанная солцезащитным кремом. На воде и ветру (даже лёгком) вы можете обгореть очень даже незаметно. Зачем нам неприятности?
Различные варианты футболок. Если есть опасность обгорания, лучше с длинным рукавом. Низ – специальные яхтенные шорты из быстросохнущей и дышащей ткани.
Представьте, что через некоторое время ветер усилился до 20-25 узлов, солнце скрылось за тучкой, температура понизилась, и вдобавок, вы идёте острым курсом. Некомфортно в трусах и футболке?
Лезьте в сумку, доставайте лёгкую ветровку и такие же лёгкие дышащие брюки (можно обычные хлопчатобумажные, лишь бы не стесняли движений). Так лучше?
Но яхтенная экипировка – это не только одежда. Это ещё и правильная обувь, перчатки и головные уборы. А ещё – солнцезащитные очки, если в этом есть необходимость.
Строго говоря, у вас на лодке должно быть несколько пар обуви.
С берегом всё понятно: удобные для пеших прогулок обутки (милые моему сердцу старые растоптанные кроссовки!).
С обувью для яхты сложнее. Вам нужно:
— Какие-то тапки (желательно с фиксирующим пятку задником) в которых можно будет, не боясь морских ежей и острых прибрежных камней, спрыгнуть в воду (например, чтобы завести швартовый конец на берег)
— Какую-то обувь для работы и пребывания на яхте в приличную погоду. Желательно с закрытыми пальцами, чтобы не сбить ноги (например, об оковки вант-путенсов или каретку на погоне стаксель-шкота)
— Какие-то сапоги (резиновые, гортексовые, или ещё какие…) в которых можно будет работать на палубе в сложных погодных и ветровых условиях
Яхтенная обувь и внешне, и по своим свойствам несколько отличается от обычной повседневной обуви. Правда сейчас все более круто становится пощеголять яхтенным стилем и на берегу.
Так какие же параметры характеризуют именно яхтенную обувь?
Яхтенная обувь и внешне, и по своим свойствам несколько отличается от обычной повседневной обуви. Правда сейчас все более круто становится пощеголять яхтенным стилем и на берегу, в т.ч. и обувью. Так какие же параметры характеризуют именно яхтенную обувь?
— быстро сохнуть и не портиться от соленой воды
— легко сниматься и надеваться
— не иметь каблуков и не скользить по палубе (самое главное)
Три вида яхтенной обуви:
1. Топcайдеры(от английского topside – «на палубе») или «deck shoes», обычно это туфли, с прошитым по периметру рантом. Чаще всего шьются из мягкой кожи (нубука), пропитанной водоотталкивающими составами.
2. Коральники или топтуны (от русского «топтаться по кораллам») – яхтенные сандалии с закрытым носом и фиксируемой пяткой. Вещь, необходимаяи на лодке и на берегу (особенно на швартовках по-средиземноморски)
3. Ну, и конечно, сапоги. Сапоги бывают резиновые и нерезиновые.
- Резиновые сапоги имеют внутреннюю антимикробную вставку и шнурок для затяжки. Более высокие – для штормовых условий. Более низкие – для дождливой погоды и подвижной работы, т.к. в них менее жарко. Все резиновые яхтенные сапоги мягкие – голенище легко можно дважды обернуть вокруг подошвы. Цены на эти сапоги вполне себе демократичные.
Мне верой и правдой вот уже лет шесть служат короткие GOTOPовские сапожки с вложенной в них термостелькой. И лично мне они нравятся больше второго вида сапог.
- Сапоги кожаные (или почти кожаные) более дышащие, чем резиновые, но в отличие от своих каучуковых собратьев, более дорогие, более габаритные и в ряде случаев более тяжёлые. Для меня отказ от них был ещё и мотивирован большим местом, которое они занимали бы в моей и так нагруженной всякими нужными вещами сумке.
Вот, собственно и всё. Буду рад, если чем-то оказался полезен вам и нашему общему делу 🙂
PS Тут — ещё одна статья про яхтенную одежду «Мой яхтенный гардероб» .
А ниже — ссылки на интернет-магазины яхтенной экипировки.
Источник