- Географические координаты Шуша, Азербайджан
- Координаты Шуша в десятичных градусах
- Координаты Шуша в градусах и десятичных минутах
- UTM координаты Шуша
- Географические системы координат
- Шуша — Shusha
- СОДЕРЖАНИЕ
- Этимология
- История
- фундамент
- Конфликт с каджарами
- Внутри Российской Империи
- Начало 20 века
- Советское время
- Нагорно-Карабахский конфликт
- 1988–1994 Нагорно-Карабахская война
- 2020 Нагорно-Карабахская война
- Культура
- Музеи
- Демография
- Экономика и туризм
Географические координаты Шуша, Азербайджан
Координаты Шуша в десятичных градусах
Координаты Шуша в градусах и десятичных минутах
UTM координаты Шуша
Географические системы координат
Всемирная система координат WGS 84 используется в спутниковой системе глобального позиционирования и навигации GPS.
Координаты (широта и долгота) определяют положение точки на поверхности Земли. Координаты являются угловыми величинами. Каноническая форма представления координат – градусы (°), минуты (′) и секунды (″). В системах GPS широко используется представление координат в градусах и десятичных минутах либо в десятичных градусах.
Широта принимает значения от −90° до 90°. 0° – широта экватора; −90° – широта Южного полюса; 90° – широта Северного полюса. Положительные значения соответствуют северной широте (точки севернее экватора, сокращённо с.ш. или N); отрицательные – южной широте (точки южнее экватора, сокращённо ю.ш. или S).
Долгота отсчитывается от нулевого меридиана (IERS Reference Meridian в системе WGS 84) и принимает значения от −180° до 180°. Положительные значения соответствуют восточной долготе (сокращённо в.д. или E); отрицательные – западной долготе (сокращённо з.д. или W).
UTM или универсальная поперечная проекция Меркатора делит поверхность Земли на 60 меридиональных зон. Координаты точки в пределах каждой зоны определяются как пара планарных координат, отсчитываемых относительно пересечения экватора и центрального меридиана зоны, и измеряются в метрах.
Высота над уровнем моря показывает высоту точки относительного условного уровня моря. Мы используем цифровую модель высот GTOPO30.
Источник
Шуша — Shusha
Շուշեցի («Шушецы»; для армян )
Шуша ( азербайджанские : Сузы , (слушать) ) или Шуша ( армянская : Շուշի ) город в Нагорном Карабахе и центр Азербайджан «s Шуша района . Расположенный на высоте 1400–1800 метров (4600–5900 футов) в горах Карабаха , город в советские времена был горным курортом .
По некоторым данным, город Шуша был основан в 1752 году Панах Али-ханом . С середины 18 века до 1822 года Шуша была столицей Карабахского ханства . Город стал одним из культурных центров Южного Кавказа после завоевания Россией Кавказского региона из Каджарского Ирана в первой половине 19 века. Со временем он стал городом и домом для многих азербайджанских интеллектуалов, поэтов, писателей и особенно музыкантов (например, ашиков , исполнителей мугама , кобузистов ). Шуша часто считается колыбелью азербайджанской музыки и поэзии и одним из ведущих центров азербайджанской культуры .
Другие источники предполагают, что Шуши , как он известен по-армянски, служил городом и древней крепостью в армянском княжестве Варанда в средние века и на протяжении 18 века. Это был один из двух главных армянских городов Закавказья и центр самоуправляющегося армянского княжества Карабахское царство со средневековья до 1750-х годов. Он также имеет религиозное и стратегическое значение для армян, поскольку здесь находятся собор Газанчецоц , церковь Канач Жам , две другие церкви, монастырь и служит (вместе с коридором Лачин на западе) наземным соединением с Арменией .
На протяжении всей современной истории в городе в основном проживало смешанное армяно-азербайджанское население. Первые доступные демографические данные о городе в 1823 году позволяют предположить, что в городе проживало большинство азербайджанцев. Однако количество армянских жителей города неуклонно росло с течением времени до резни и разрушения армянской половины города в 1920 году азербайджанскими войсками, что привело к гибели или изгнанию армянской части населения — до 20 000 человек. люди.
После захвата Шуши в 1992 году армянскими войсками во время Первой нагорно-карабахской войны азербайджанское население города было изгнано. По подсчетам журналиста Томаса де Ваала во время визита в 2000 г., он был разрушен на 80%. С мая 1992 года по ноябрь 2020 года Шуша де-факто находилась под контролем самопровозглашенной Республики Арцах и управлялась как центр ее Шушинской области . 8 ноября 2020 года азербайджанские силы вернули город во время войны в Нагорном Карабахе 2020 года после трехдневного сражения .
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Некоторые историки считают, что Шуша происходит от новоперсидского Шиша («стакан, сосуд, бутылка, фляга»). Согласно Оксфордскому краткому словарю мировых топонимов , когда иранский правитель Ага Мохаммад Хан Каджар подошел к городу со своей армией, он, как сообщается, сказал Ибрагиму Халил Хану :
Бог сыплёт тебе на голову камни. Не сидите же вы в своей стеклянной крепости.
Панахабад («Город Панаха»), прежнее название Шуши, был данью уважения Панах Али-хану , первому правителю Карабахского ханства .
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона , название города происходит от близлежащего села Шушикент ( по-армянски Шош ), что на азербайджанском языке буквально означает «село Шуша» . Напротив, армянский историк Лев считал более вероятным, что село Шош получило свое название от крепости, которую он считал более древним поселением.
Согласно армянским источникам, Шуша может быть получена из диалектного армянского слова Шоша / выдох (арм շոշ / շուշ), то есть дерево росток или фигурально, высокое место, первого применяется либо к соседней деревне Шош или самой Шуше. Одна народная этимология связывает его с другим определением шош в карабахском диалекте, происходящим от русского шоссе , что означает улица или шоссе, хотя это маловероятно, потому что имена Шуша и Шош старше русского влияния на армянский язык. В первом письменном упоминании поселения в армянской рукописи 15 века название передано как Шушу . Помимо общеармянского названия Шуши, город исторически упоминался на армянском языке под разными названиями, в том числе Шоши / Шушва Берд , Шоши Сгнах , Шошвагала , что означает «Крепость Шош / Шуши»; поселение также было известно просто как Кала / Гала , что означает крепость. Другие исторические названия включают Шикакар Берд («Крепость Красной скалы»), Караглхи Сгнах («Крепость на скале») или просто Кар («Скала», сравните с соседней деревней Каринтак , «Под скалой»).
История
фундамент
Шуша как поселение впервые упоминается как «деревня Шушу» в освещенном армянском Евангелии XV века, выставленном в ереванском Матенадаране (архивный номер 8211), который является самым ранним известным артефактом из города. Евангелие было освещено в Шуше писцом и художником Тер-Мануэлем в 1428 году.
Согласно нескольким источникам, поселение под названием Шуша служило древней крепостью в армянском княжестве Варанда и традиционно принадлежало княжеской династии Мелик-Шахназарян. Город и крепость Шуша описывались как стратегический опорный пункт в одном из военных округов Восточной Армении, называемых сгнахами , сыгравший ключевую роль в кампании армянского полководца Авана Юзбаши против османских войск во время их вторжения на Южный Кавказ в Южный Кавказ. 1720-е и 1730-е годы.
Kehva Челеби, ранний армянский национальный активист , который вел переписку между меликов в Карабахе и российских властей, в докладе 1725 описывает Шушу как город и крепость:
… Ближайшим опорным пунктом армян… был Шуши. Шуши находится в четырех днях пути от Шемахи. Его охраняют вооруженные армяне под командованием Авана Юзбаши. После встречи с руководителями Армении, в том числе с Патриархом, они вернулись в Дербент через Шемахи. Скалистые горы окружают город Шуши. Количество вооруженных армян не установлено. Ходят слухи, что армяне нанесли поражение туркам в ряде стычек в Карабахе .
В письме 1769 г. российскому дипломату графу П. Панину грузинский царь Ираклий II писал, что «там была древняя крепость, которую обманом захватил один человек из племени мусульманских джеваншир». Эту же информацию о «старинной» крепости подтверждает и российский фельдмаршал Александр Суворов в своем письме князю Григорию Потемкину . Суворов пишет, что армянский князь Варандский Мелик Шахназар сдал свою крепость Шушикала «некоему Панаху », которого он называет «вождем незначительной части кочевых мусульман, живущих у границ Карабаха». Обсуждая Карабах и Шушу в XVIII веке, русский дипломат и историк С.М. Броневский в своих Исторических записках писал, что Шушинская крепость принадлежала клану Мелик-Шахназарян и была отдана Панах Али-хану в обмен на помощь против другого армянина. меликов Карабаха. Русский историк П.Г. Бутков (1775–1857) пишет, что «деревня Шуши» была отдана Панах-Али-хану князем Мелик-Шахназарян после того, как они заключили союз, и что Панах-Али-хан укрепил деревню. Джозеф Вольф во время своей миссии на Ближнем Востоке посетил «Шуши, в провинции Карабах, в районе Мажор Армении».
Азербайджанские и некоторые армянские источники XIX века, в том числе Мирза Джамал Джаваншир Карабаги, Мирза Адигезал бек , Аббасгулу Бакиханов , Мирза Юсуф Нерсесов и Раффи , свидетельствуют об основании города в 1750–1752 годах (по другим источникам, 1756–1757). Панах-Али хан Джаваншир ( т . 1748-1763 ), основатель и первый правитель карабахского ханства (1748-1822), который включал как низменность и Нагорный Карабах . Фонд середины 18 века поддерживается Энциклопедией ислама , Энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона и Большой советской энциклопедией .
По словам Мирзы Джамала Джаваншира Карабахи (1773–1853), автора текста на персидском языке « История Карабаха» , одной из самых значительных хроник по истории Карабаха в 18-19 веках, карабахская знать собралась, чтобы обсудить опасность вторжение из Ирана и сказал Панах Али Хану: «Мы должны построить среди непроходимых гор такой неприкосновенный и неприступный форт, чтобы ни один сильный противник не смог его взять». Мелик Шахназар из Варанды, который первым из армянских меликов (князей) принял сюзеренитет Панах Али-хана и останется его верным сторонником, предложил место для новой крепости. Так была основана Панахабад-Шуша.
По словам Мирзы Джамала Джаваншира, до того, как Панах Али хан построил крепость, там не было построек, и жители близлежащего села Шоши использовали ее в качестве пахотных земель и пастбищ. Панах-хан переселил в Шушу население Шахбулага и некоторых близлежащих сел и построил мощные укрепления .
Другой отчет представлен Раффи , армянским писателем и историком, в его труде «Княжества Хамсы» , который утверждает, что место, на котором был построен Шуши, было пустынным и необитаемым до прихода Панах-Али-хана. Он заявляет: «[Панах-Али-хан и Мелик-Шахназар из Варанды] вскоре завершили строительство (1762 г.) [крепости] и переселили армянское население из близлежащего села Шош (called), также называемого Шоши или Шуши, в крепость.»
Конфликт с каджарами
Хотя Панах Али хан находится в конфликте с Надир-шахом , новый правитель Персии Адиль-шах издал фирман (указ), признав Панах Али ханом Карабаха. Менее чем через год после основания Шуши Карабахское ханство подверглось нападению со стороны Мохаммад Хасан-хана Каджара , одного из основных претендентов на иранский престол. Во времена империи Сефевидов Карабахом почти два столетия управляла семья Зияд-оглы из рода Каджаров ( тюркского происхождения), и поэтому Мухаммед Хасан-хан считал Карабах своим потомственным имением.
Мухаммед Хасан-хан осадил Шушу (в то время Панахабад), но вскоре был вынужден отступить из-за нападения на его территорию его главного противника иранского престола Карим-хана Занда . Его отступление было настолько поспешным, что он даже оставил свои пушки под стенами Шушинской крепости. Панах Али-хан контратаковал отступающие войска Мухаммеда Хасан-хана и даже ненадолго перевел Ардебиль через реку Арас .
В 1756 г. (или 1759 г.) Шуша и Карабахское ханство подверглись новому нападению со стороны правителя Урмии Фатх-Али-хана Афшара . Со своим 30-тысячным войском Фатали-хану также удалось заручиться поддержкой меликов (феодальных вассалов) Джраберда и Талиша (Гулистан), однако мелик Шахназар из Варанды продолжал поддерживать Панах Али-хана. Осада Шуши длилась шесть месяцев, и в конце концов Фатали-хану пришлось отступить.
Когда Карим-хан Занд взял под свой контроль большую часть Ирана, он заставил Панах-хана прибыть в Шираз (столицу), где он умер в качестве заложника. Сын Панах-Али-хана Ибрагим-Халил-хан был отправлен обратно в Карабах в качестве губернатора. При нем Карабахское ханство стало одним из сильнейших государственных образований, и Шуша выросла. По словам путешественников, побывавших в Шуше в конце 18 — начале 19 веков, в городе было около 2 000 домов и около 10 000 жителей.
Летом 1795 года Шуша подверглась крупному нападению со стороны Ага Мохаммад-хана Каджара , сына Мохаммад-Хасан-хана, который напал на Шушу в 1752 году. Целью Ага-Мохаммад-хана Каджара было положить конец феодальной раздробленности и восстановить старое государство Сефевидов в Иране. К началу 1795 года он уже захватил материковый Иран и сразу после этого был готов вернуть весь Кавказский регион в пределы иранских владений. С этой целью он также хотел провозгласить себя шахом (королем) Ирана. Однако, согласно сефевидской традиции, шах должен был взять под свой контроль весь Южный Кавказ и Дагестан до своей коронации. Таким образом, Карабахское ханство и его укрепленная столица Шуша были первым и главным препятствием на пути к достижению этих целей.
Ага Мохаммад-хан Каджар осадил Шушу центральной частью 70-тысячного войска, переправившись через реку Арас . Правое и левое крыло были отправлены на повторное подчинение Ширвана — Дагестана и Эривани соответственно. Сам Ага Мохаммад-хан возглавил центральную часть основной армии, осаждая Шушу с 8 июля по 9 августа 1795 года. Ибрагим-Халил-хан мобилизовал население для долговременной обороны. Количество ополченцев в Шуше достигло 15 тысяч. Женщины сражались вместе с мужчинами. Армянское население Карабаха также активно участвовало в этой борьбе против иранцев и сражалось бок о бок с мусульманским населением, совместно организовывая засады в горах и лесах.
Осада длилась 33 дня. Не имея возможности захватить Шушу, Ага Мохаммад-хан на данный момент прекратил осаду и двинулся к Тифлису (современный Тбилиси ), который, несмотря на отчаянное сопротивление, был оккупирован и подвергся беспрецедентным разрушениям. Карабахский хан Ибрагим-хан в конце концов сдался Мохаммад-хану после обсуждений, включая уплату регулярной дани и сдачу заложников, хотя силам Каджара по-прежнему запрещен вход в Шушу. Поскольку главной целью была Грузия, Мохаммад Хан хотел, чтобы Карабах был закреплен за этим соглашением на данный момент, поскольку впоследствии он и его армия двинулись дальше.
В 1797 году Ага Мохаммад Шах Каджар, успешно повторно покоривший Грузию и весь Кавказ, к тому времени уже сумел объявить себя шахом, соблюдающим те же традиции, что и Надир-шах на близлежащей равнине Муган (в настоящее время разделяется между Азербайджанская Республика и Иран) решили нанести второй удар по Карабаху.
Пытаясь отомстить за предыдущее унизительное поражение, Каджар опустошил окрестные села близ Шуши. Население не могло оправиться от предыдущего нападения 1795 года, а также пострадало от серьезной засухи, которая длилась три года. Артиллерия противника также нанесла серьезный урон защитникам города. Так, в 1797 году Ага-Мохаммад-шаху удалось захватить Шушу, и Ибрагим-Халил-хану пришлось бежать в Дагестан .
Однако через несколько дней после захвата Шуши Ага Мохаммад Хан был убит при загадочных обстоятельствах своими телохранителями в городе. Ибрагим Халил-хан вернулся в Шушу и приказал с честью похоронить тело шаха до дальнейших указаний от племянника и наследника Ага Мохаммад-шаха, Баба-хана, который вскоре принял титул Фатх-Али-шаха . Ибрагим хан, чтобы сохранить мирные отношения с Тегераном и сохранить свое положение хана Карабаха, отдал свою дочь Ага Бегом, известную как Агабаджи, в качестве одной из жен нового шаха.
Внутри Российской Империи
С начала 19 века российские амбиции на Кавказе по увеличению своих территорий за счет соседнего Каджарского Ирана и Османской Турции начали расти. После аннексии Грузии в 1801 году некоторые ханства сразу же приняли протекторат России. В 1804 году русский генерал Павел Цицианов напрямую вторгся в Каджарский Иран, положив начало русско-персидской войне 1804–1813 годов . Во время войны, в 1805 году, между Карабахским ханством и Российской империей было заключено соглашение о передаче Карабахского ханства России во время войны, но оно не было полностью реализовано, поскольку обе стороны все еще находились в состоянии войны, а русские не могли закрепить любое эффективное владение Карабахом.
Российская империя укрепила свою власть в Карабахском ханстве после заключения Гулистанского договора 1813 года, когда Иран был вынужден признать принадлежность Карабахского ханства, наряду с большинством других ханств, которыми они владели на Кавказе , России , включая современные Дагестан и большая часть Азербайджанской Республики , официально уступив также и Грузию, безвозвратно потеряли большую часть своих кавказских территорий. Абсолютная консолидация российской власти над Карабахом и недавно завоеванными у Ирана частями Кавказа была подтверждена итогами русско-персидской войны 1826–1828 годов и последующим Туркменчайским миром 1828 года.
Во время русско-персидской войны 1826–1828 годов цитадель в Шуше продержалась несколько месяцев и ни разу не пала. После этого Шуша перестала быть столицей ханства, которое было распущено в 1822 году, и вместо этого стала административной столицей сначала Карабахской провинции (1822–1840 гг.) После уступки Персии России, а затем Шушинского уезда ( уезда ). из Елизаветпольской губернии (1840-1923). Шуша росла и развивалась, в город сменяли друг друга волны мигрантов, особенно армян, которые составляли демографическое большинство в окрестных высокогорьях.
Начиная с 1830-х годов город был разделен на две части: тюркоязычные мусульмане жили в восточных нижних кварталах, а армянские христиане поселились в относительно новых западных верхних кварталах города. Мусульманская часть города была разделена на семнадцать кварталов. В каждом квартале была своя мечеть , турецкая баня , источник, а также представитель квартала, который избирался среди старейшин (аксакалов) и выполнял функции своего рода главы нынешнего муниципалитета. Армянская часть города состояла из 12 кварталов, пяти церквей, городской и районной школы и женской семинарии.
Население города в основном занималось торговлей, коневодством, ковроткачеством, производством вина и водки. Шуша была также крупнейшим центром производства шелка на Кавказе. Большая часть мусульманского населения города и Карабаха в целом занималась овцеводством и коневодством и поэтому вела полукочевой образ жизни, проводя зиму в низменном Карабахе на зимних пастбищах, а весной и летом на летних пастбищах в Шуше. и другие горные районы.
В 19 веке Шуша была одним из величайших городов Кавказа, более крупным и процветающим, чем Баку или Ереван . Стоя посреди сети караванных путей, он имел десять караван-сараев . Он был хорошо известен своей торговлей шелком, мощеными дорогами, яркими коврами, большими каменными домами и породистыми лошадьми. В 1824 году через город проезжал Джордж Кеппель, граф Альбемарль. Он нашел в городе две тысячи домов, в которых три четверти жителей — азербайджанцы, а четверть — армяне. Кроме того, он отметил относительно города;
(. ) Это диалект турецкого языка; но его жители, за исключением армян, обычно читают и пишут по-персидски. Торговля ведется в основном армянами между городами Шеки , Накшеван , Хой и Тебриз ».
Начало 20 века
В начале 20 века произошли первые армяно-татарские столкновения на всей территории Азербайджана . Это новое явление было вызвано двумя причинами. Во-первых, это было результатом роста напряженности между местным мусульманским населением и армянами, численность которых увеличивалась на протяжении 19 века в результате политики переселения русских. Во-вторых, к началу ХХ века кавказские народы, как и другие нерусские народы на периферии Российской империи, начали стремиться к культурной и территориальной автономии. Поэтому в начале ХХ века в самой России был период буржуазных и большевистских революций, на периферии эти движения приобрели характер национально-освободительного движения.
Первые столкновения между этническими армянами и азербайджанцами произошли в Баку в феврале 1905 года. Вскоре конфликт перекинулся на другие части Кавказа , и 5 августа 1905 года произошел первый конфликт между армянскими и азербайджанскими жителями Шуши. В результате взаимных погромов и убийств сотни людей погибли, более 200 домов были сожжены.
После Первой мировой войны и последующего распада Российской империи Азербайджан объявил Карабах частью Азербайджанской Демократической Республики , и это решение горячо оспаривается соседней Арменией и армянским населением Карабаха, которое провозгласило Карабах частью Первой Республики Армения. . После поражения Османской империи в Первой мировой войне армянские войска под командованием Андраника Озаняна нанесли поражение азербайджанским войскам под командованием Хосров-бека Султанова в Абдалляре и начали движение по Лачинскому коридору в сторону Шуши. Незадолго до того, как смог прибыть Андраник, британские войска под командованием генерала Томсона призвали его отступить, поскольку военная деятельность Армении может отрицательно сказаться на статусе региона, который будет определен на Парижской мирной конференции 1919 года . Доверившись Томсону, Андраник ушел, и британские войска оккупировали Карабах. Британское командование временно утвердило Султанова (назначенного правительством Азербайджана) генерал-губернатором Карабаха и Зангезура до окончательного решения Парижской мирной конференции.
Чтобы заставить местных армян подчиниться азербайджанской власти, Султанов применил против них самые суровые меры, такие как террор, блокада и голод.
В регионе начал разгораться этнический конфликт. 5 июня 1919 года 600 армянских жителей деревень, окружающих Шушу, были убиты азербайджанскими и курдскими нерегулярными войсками. Султанов заявил, что эти нерегулярные формирования ему неподконтрольны. В августе 1919 года Национальный совет Карабаха был вынужден заключить временное договорное соглашение с правительством Азербайджана, признав власть правительства Азербайджана до тех пор, пока вопрос о горной части Карабаха не будет решен на Парижской мирной конференции. Несмотря на подписание Соглашения, правительство Азербайджана постоянно нарушало его условия, применяя еще более жесткие меры против армянского населения. Генерал-губернатор Султанов сосредоточил свои войска в регионе и 19 февраля 1920 г. предъявил армянам ультиматум о безоговорочном объединении с Азербайджаном, а затем уничтожил население нескольких армянских деревень, включая Ханкенди . Меньшая часть представителей Национального совета Карабаха собралась в Шуше, чтобы принять требования Султанова, а остальные собрались в соседнем Шушикенде, чтобы отклонить ультиматум. Конфликт завершился восстанием армян, которое было подавлено азербайджанской армией. В конце марта 1920 года британский журналист сообщил, что армянская половина полицейских сил убила азербайджанскую половину во время традиционного празднования Новруз байрам последнего . Внезапное нападение Армении было организовано и координировано силами Армянской Республики. Возмущение азербайджанцев по поводу этого внезапного нападения в конечном итоге привело к резне и изгнанию всего армянского населения в марте 1920 года , в результате чего было убито от 500 до 20 000 армянского населения Шуши, многие были вынуждены бежать, а армянская половина города была разрушена. .
По описанию азербайджанского коммуниста Оджахкули Мусаева:
. началось безжалостное уничтожение беззащитных женщин, детей, старух, стариков и т. д. Армяне подверглись массовой резне. . красивых армянских девушек изнасиловали, затем расстреляли. . По приказу . Хосров-бека Султанова; погромы продолжались более шести дней. Дома в армянской части были частично снесены, разграблены и превращены в пепел, все уводили женщин, чтобы подчиниться воле палачей мусаватистов. Во время этих исторически коварных форм наказания Хосров-бек Султанов в своих обращениях к мусульманам говорил о священной войне (джихаде) и призвал их окончательно покончить с армянами города Шуши, не щадя женщин, детей и т. Д.
Надежда Мандельштам писала о Шуше в 20-е годы прошлого века, «в этом городке, который раньше, конечно, был здоровым и со всеми удобствами, ужасно наглядно выглядела картина катастрофы и резни . Говорят, после резни все колодцы были полны мертвецов. тел . Мы никого не видели на улицах в горах. Только в центре города — на рыночной площади, было много людей, но среди них не было ни одного армянина, все были мусульманами ».
Советское время
В 1920 году большевистская 11-я Красная армия вторглась в Азербайджан, а затем в Армению и положила конец национальным де-факто правительствам, существовавшим в этих двух странах. После этого конфликт за контроль над Карабахом перешел в дипломатическую сферу. Чтобы заручиться поддержкой армянской общественности, большевики пообещали решить вопрос спорных территорий, в том числе Карабаха, в пользу Армении. Однако 5 июля 1921 года Кавбюро Коммунистической партии принял следующее решение относительно будущего статуса Карабаха: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономических связей между верхним (горным) и нижним Карабахом. В связи с постоянными связями с Азербайджаном, Нагорный Карабах должен остаться в составе АзССР, получив широкую региональную автономию с административным центром в Шуше, которая должна быть включена в автономную область ». В результате в 1923 году в составе Азербайджанской ССР была образована Нагорно-Карабахская автономная область . Несколько лет спустя Степанакерт , названный в честь лидера армянских коммунистов Степана Шаумяна , стал новой региональной столицей Нагорно-Карабахской автономной области и вскоре стал ее крупнейшим городом. городок.
Решение в пользу Азербайджана было принято Сталиным, который знал, что включение спорного и к тому времени преимущественно армянонаселенного региона в границы Азербайджана обеспечит Москве положение в качестве посредника власти.
Город оставался полуразрушенным до 1960-х годов, когда город начал постепенно возрождаться благодаря своему рекреационному потенциалу. В 1977 году был создан Шушинский государственный историко-архитектурный заповедник, и город стал одним из крупнейших городов-курортов бывшего СССР.
Армянский квартал продолжал лежать в руинах до начала 1960-х годов. В 1961 году коммунистическое руководство Баку наконец приняло решение расчистить большую часть руин, хотя многие старые здания все еще можно было отремонтировать. Три армянских и одна русская церкви были снесены, а армянская часть города застроена простыми зданиями, типичными для хрущевской эпохи.
Нагорно-Карабахский конфликт
1988–1994 Нагорно-Карабахская война
С началом Первой войны в Нагорном Карабахе в 1988 году Шуша стала важнейшим опорным пунктом Азербайджана в Карабахе, откуда азербайджанские войска постоянно обстреливали столицу Степанакерт. 9 мая 1992 года город был захвачен армянскими войсками, и азербайджанское население бежало. По словам армянского командира Аркадия Тер-Тадевосяна, город был разграблен и сожжен гражданами Армении из близлежащего Степанакерта , которые в течение нескольких месяцев подвергались бомбардировкам и обстрелам со стороны азербайджанских войск. Он также отметил, что это часть суеверия карабахских армян — сжигать дома, чтобы не допустить возвращения врага. Согласно азербайджанским источникам, было убито 193 мирных азербайджанца. По состоянию на 2002 год, десять лет спустя после захвата города армянскими войсками, около 80% города находилось в руинах. Армяне также демонтировали и распродали исторические бюсты из темной бронзы трех азербайджанских музыкантов и поэтов из Шуши.
После окончания войны город был заселен армянами, в основном беженцами из Азербайджана и других частей Карабаха, а также членами армянской диаспоры. Население города составляло лишь половину от довоенного числа, а демография города изменилась с преимущественно азербайджанской на полностью армянскую. Горис — Степанакерт шоссе проходит через город и является транзитным и туристическим направлением для многих. В городе было несколько гостиниц, восстановлен собор Газанчецоц .
После войны танк Т-72, которым командовал карабахский армянин Гагик Авшарян, был установлен как памятник. Танк был подбит при захвате города, в результате чего погибли водитель и наводчик, но Авшарян выскочил из люка. Танк отреставрировали и его номер 442 перекрасили в белый цвет на бортах.
2020 Нагорно-Карабахская война
Во время войны в Нагорном Карабахе 2020 года Армения обвинила азербайджанскую армию в обстреле гражданских районов и городского собора Газанчецоц . Трое журналистов были ранены, когда они находились внутри собора, снимая разрушения во время предыдущего обстрела в тот же день. Министерство обороны Азербайджана опровергло обстрел собора, заявив, что «разрушение церкви в Шуше не имеет ничего общего с деятельностью Азербайджанской армии». В ходе боевых действий сильно пострадал и Дом культуры.
8 ноября 2020 года президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил, что азербайджанская армия взяла под свой контроль город Шуша. На следующий день министерство обороны Азербайджана опубликовало видео из города, подтверждающее полный контроль Азербайджана. В тот же день власти Арцаха подтвердили, что потеряли контроль над Шушей. Соглашение о прекращении огня, подписанное двумя днями позже, подтвердило успехи Азербайджана, в результате чего город остался под его контролем. Правительство Армении и Армянская Апостольская церковь впоследствии заявили, что азербайджанские солдаты осквернили армянские церкви и культурные достопримечательности, в том числе собор Газанчецоц и Канач Жам , в то время как официальные лица Азербайджана заявили, что мечеть Мамай и близлежащий фонтан подверглись вандализму со стороны армянских сил.
В мае 2021 года спутниковые снимки, опубликованные группой наблюдения за Кавказским наследием, состоящей из исследователей из Пердью и Корнелла , показали, что многовековое армянское кладбище к северу от города было частично разрушено азербайджанскими войсками. На большом кладбище было 96 надгробий XIX века, а также несколько хачкаров XII-XIII веков . Территорию выровняли, чтобы освободить место для строительства нового здания.
Культура
В Шуше есть как армянские, так и азербайджанские памятники культуры, а на прилегающих территориях также есть много древних армянских деревень.
Шуша часто считается колыбелью азербайджанской музыки и поэзии и одним из ведущих центров азербайджанской культуры , а в январе 2021 года она была объявлена культурной столицей Азербайджана. Город особенно известен своим традиционным азербайджанским жанром вокала и инструментального искусства. мугам . Для азербайджанцев Шуша — « консерватория Кавказа». Здесь родились Хуршидбану Натаван , самая известная поэтесса Азербайджана Узеир Гаджибеков и один из первых азербайджанских романистов ХХ века Юсиф Везир Чеменземинли .
Шуша также является историческим религиозным и культурным центром Армении. У армянского населения города исторически было четыре основные церкви, каждая из которых названа в честь места происхождения армянских жителей: Газанчецоц (в честь Казанчи ; официально именуется Собором Святого Спасителя ), Церковь Святой Богородицы Агулецос (в честь Агулиса ), Пресвятой Богородицы Мегрецоц. церкви Бога (после Мегри ) и Карабахцоц (после Карабахской области; церковь более известна как Канач Жам ). В Шуше также находился монастырский комплекс под названием Кусанац Ванк («Монастырь Девственниц») или Анапат Кусанац («Пустынь Девственниц») ․ В 1989 году Газанчецоц собор был сделан местопребывание вновь восстановила епархии Арцаха в Армянской Апостольской Церкви .
Шуша также известна коврами-силехами, напольными покрытиями с Южного Кавказа . Возможно, кавказские были сотканы в окрестностях Шуши. Подобный восточно-анатолийский тип обычно показывает другую цветовую гамму.
В ноябре 2020 года организаторы конкурса песни Turkvision заявили, что изучают возможность проведения версии конкурса 2021 года в Шуше, а в январе 2021 года Министерство культуры Азербайджана начало подготовительные мероприятия к фестивалю Хари Бюльбюль и Дням поэзии. Вагифа.
Музеи
В советское время в Шуше находились такие музеи, как Исторический музей Шуши , дом-музей азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова , дом-музей азербайджанского певца Бюльбюля и Шушинский музей ковров . Государственный музей Азербайджана истории Карабаха был основан в Шуше в 1991 году незадолго до вспышки Первой нагорно-карабахской войны .
Пока город находился под контролем Армении, в нем действовал ряд музеев: Государственный музей изобразительных искусств, Государственный геологический музей Г.А. Габриелянца, Исторический музей Шуши , Шушинский музей ковра и Шушинская художественная галерея.
Исторический музей Шуши расположен в особняке XIX века, в центре исторического квартала, и имеет коллекцию артефактов, связанных с Шушей от древних времен до наших дней. В коллекции музея много этнографических материалов, в том числе изделия местных мастеров. В музее представлены предметы быта, фотографии и репродукции, иллюстрирующие жизнь жителей Шуши XIX века. Есть также разделы, посвященные Шушинской резне 1920 года и захвату Шуши армянскими войсками в 1992 году. В 2014 году в Шуше был открыт Государственный геологический музей Г.А. Габриелянца, названный в честь и созданный армянским геологом Григорием Габриелянцем. Он содержит 480 образцов руды и ископаемых из 47 стран мира.
За исключением ковров, хранившихся в Шушинском музее ковров , которые были вывезены, коллекции музеев Шуши остались и остались в городе после захвата Шуши азербайджанскими войсками в 2020 году.
Демография
Год | Армяне | Азербайджанцы | Другие | Общее | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1823 г. | 421 | 27,5% | 1,111 | 72,5% | 1,532 | ||
1830 г. | 762 | 44,2% | 963 | 55,8% | 1,725 | ||
1851 г. | 15 194 | ||||||
1886 г. | 15 188 | 56,7% | 11 595 | 43,3% | 23 | 0,1% | 26 806 |
1897 г. | 14 420 | 55,7% | 10 778 | 41,6% | 683 | 2,6% | 25 881 |
1904 г. | 56,5% | 43,2% | 25 656 | ||||
Март 1920 года: резня и изгнание армянского населения Азербайджаном. | |||||||
1926 г. | 93 | 1,8% | 4900 | 96,4% | 111 | 2,2% | 5,104 |
1939 г. | 1,476 | 27,2% | 3 701 | 68,2% | 247 | 4,5% | 5,424 |
1959 г. | 1,428 | 23,3% | 4 453 | 72,8% | 236 | 3,9% | 6 117 |
1970 г. | 1,540 | 17,7% | 6 974 | 80,2% | 179 | 2,1% | 8 693 |
1979 г. | 1,409 | 13,1% | 9 216 | 85,5% | 159 | 1,5% | 10 784 |
Сентябрь 1988 г .: нагорно-карабахский конфликт : изгнание армянского населения | |||||||
1989 г. | 100% | 15 039 | |||||
Май 1992: Захват армянскими войсками . Изгнание азербайджанского населения | |||||||
2005 г. | 3,105 | 100% | 3,105 | ||||
2009 г. | 3 900 | 100% | 3 900 | ||||
2015 г. | 4 064 | 100% | 4 064 | ||||
Ноябрь 2020 г .: Захват азербайджанскими войсками . Изгнание армянского населения |
Согласно первой переписи населения России 1823 года, проведенной российскими чиновниками Ермоловым и Могилевским, в Шуше было 1111 (72,5%) мусульманских семей и 421 (27,5%) армянских семей. Спустя семь лет, по данным 1830 года, количество мусульманских семей в Шуше уменьшилось до 963 (55,8%), а количество армянских семей увеличилось до 762 (44,2%).
Джордж Кеппель, граф Альбемарль , писавший на обратном пути в Англию из Индии, прибывший в Карабах из Персии в 1824 году, писал, что «Шиша состоит из двух тысяч домов: три части жителей — татары, а остальные — армяне».
Обзор, подготовленный российскими имперскими властями в 1823 году, показывает, что все армяне Карабаха компактно проживали в его нагорной части, то есть на территории пяти традиционных армянских княжеств, и составляли абсолютное демографическое большинство на этих землях. На более чем 260 страницах исследования было зафиксировано, что в пяти районах было 57 армянских сел и семь татарских сел.
XIX век также внес некоторые изменения в этническую демографию региона. После вторжений из Ирана (Персии), русско-персидских войн и подчинения Карабахского ханства России многие мусульманские семьи эмигрировали в Иран, в то время как многие армяне переехали в Шушу.
В 1851 г. население Шуши составляло 15 194 человека, в 1886 г. — 30 000, а в 1910 г. — 39 413 человек.
К концу 1880-х годов процент мусульманского населения, проживающего в Шушинском районе (часть бывшей Карабахской провинции), еще больше снизился и составил всего 41,5%, в то время как процент армянского населения, проживающего в том же районе, увеличился до 58,2 процента. % в 1886 г.
Ко второй половине 19 века Шуша стала крупнейшим городом в Карабахском регионе. Однако после погрома армянского населения в 1920 году и сожжения города, эмиграции и уменьшения его экономического значения по сравнению с другими региональными городами, такими как Ереван и Баку, Шуша превратилась в небольшой провинциальный город с населением около 10 000 человек. . Впоследствии его население постепенно уменьшалось из года в год, достигнув 5 104 к 1926 году. Армяне начали возвращаться только после Второй мировой войны . Только в 1960-х годах армянский квартал начали перестраивать.
Согласно последней переписи населения 1989 года, в городе Шуша проживало 17 000 человек, а в Шушинском районе — 23 000 человек. 91,7% населения Шушинского района и 98% города Шуша составляли азербайджанцы.
После захвата Шуши армянскими войсками в 1992 году азербайджанское население города, составлявшее 15 000 человек, было убито и изгнано. До войны в Нагорном Карабахе 2020 года население составляло более 4000 армян, в основном беженцы из Баку и других частей Карабаха и Азербайджана. В результате первой войны в Шуше сегодня нет азербайджанцев, хотя власти Азербайджана планируют заселить его азербайджанскими перемещенными лицами, бежавшими из Шуши во время первой войны. Армянское население Шуши бежало незадолго до того, как город был отброшен азербайджанскими войсками во время войны в Нагорном Карабахе 2020 года .
Экономика и туризм
Пока город находился под контролем Армении, были попытки возродить экономику города Фондом возрождения Шуши, ArmeniaFund и правительством Арцаха . Инвестиции в туризм привели к открытию гостиниц Шуши, Аван Шуши Плаза и Гранд Отеля Шуши. Также был открыт первый в Республике Арцах офис туристической информации . Две оставшиеся армянские церкви ( Газанчецоц и Канач Жам ) были отремонтированы, а также открыты школы, музеи и Институт искусств Нарегаци.
Источник