Симфония моря композитор чюрленис

Море, как образ вселенной в произведениях М. Чюрлёниса

В искусстве Чюрлёниса море – как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал – играет особую роль. Именно эта часть планеты отражает настроение природы. Взглянув на море, мы можем получить умиротворение или ощутить гнев высших природных сил. Думаю, Чюрленис понимал, что море – есть сердце Земли, – в мистическом, символическом и человеческом смыслах. Сегодня послушаем его симфоническую поэму «Море» и посмотрим цикл из картин «Соната моря». (Послушать можно в нажем телеграм-канале – https://teleg.run/classmus/350 )

Живописный цикл «Соната моря» состоит из трех частей. Его названия соответствуют музыкальному ритму – «Аллегро», «Анданте» и «Финал». По одному названию можно понять, что художник синтезирует живопись и музыку. Так в картине «Аллегро» волны ритмически накатывают на побережье, указывая на столкновение стихий воды и земли. В музыке тоже в первой части всегда проявляется основная тема конфликта, которая особенно сильно «бьет» в финале, и указывает слушателю на разрешение или фатальность коллизии. Музыкальную драматургию выдерживает и живописный цикл «Соната моря». Это, в каком-то смысле, тоже музыкальное произведение.

Особенно хочется остановиться на второй картине «Анданте». Именно эту работу хорошо «озвучивает» симфоническая поэма «Море» , написанная Чюрленисом в темпе с одноименным названием. Вообще «Море» для Чюрлениса – это пространство в котором возникает и заканчивается жизнь. Музыкальный сюжет можно интерпретировать как морское состояние (спокойствие, шторм), но я бы сказал, что это история зарождения жизни, или вернее – весь цикл бытия, от появления на свет до смерти. Хотя, уверен, для Чюрлениса не было смерти в том виде, в каком мы привыкли ее видеть – это просто очередное пространство, например, – морское дно, где виден потопленный город, живущий своей жизнью. Ведь не зря там в окнах горит свет, что можно интерпретировать как отсутствие смерти. Центром композиции является рука, возносящая корабль со дна на морскую гладь. Душа, словно этот кораблик, которому предстоит проплыть свой путь в морской плоскости, стремясь к свету за горизонтом.

Читайте также:  Сколько морей омывают континент

Симфоническая поэма, конечно, осмысливает путь человеческой души. Поэтому автор помещает ее в иное пространство – в свой мир красок и символов. Здесь есть печаль о безвозмездно ушедшем, что смыло морскими волнами, и о вечном, – к чему стремится душа. Думаю, что цикл этих картин поможет понять философский замысел художника, и понять тайну финала – это торжество света, достижение высшей цели или все-таки море, как пространство, смывает все корабли, оставляя в недосягаемости тот свет к которому они стремятся?

Источник

Картины -сонаты Чюрлёниса

Картина Чюрлёниса: Соната моря.

Чюрлёнис — уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает восхищение и споры.

С самого раннего детства Чюрлёнис освоил игру на органе и мог даже замещать своего отца во время воскресной службы. Его творческий путь начинался именно с музыки. После проявления ярких способностей, он был зачислен в школу князя Михаила Огинского — внука известного композитора, подарившего в 1794 году миру прекрасный Полонез «Прощание с Родиной».

В этой школе и оркестре князя и развивалась профессиональная деятельность Чюрлёниса, как музыканта. Чуть позже он закончил Варшавский музыкальный институт и отправился в Лейпциг в консерваторию. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву.

С этого момента в его жизнь навсегда входит живопись, к которой он и раньше имел большую тягу. Работы Чюрлёниса после завершения им художественного училища получили одобрение, и ему была предоставлена «свобода в реализации своих замыслов». Для композитора-живописца, так часто меняющего разлинованную нотную бумагу на гладкие листы для рисования, синтез музыки и живописи стал частью жизни, выражением его миропонимания.

И, скорее всего, к вагнеровской идее синтетического искусства литовский художник и композитор приблизился самостоятельно и чисто интуитивно. Таким образом, объединив две отдельные ветви искусства, Чюрлёнис поистине создал музыку на мольберте.
В 1907-1909 годах в созданных им сонатах, прелюдиях, фугах, живописец показал уникальную способность в живописи использовать визуальный аналог формы музыкального произведения.

Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Это произведение состоит из трёх картин — Аллегро, Анданте, Финал. В музыке сонатами называют пьесы, в которых идёт противопоставление друг другу нескольких разнохарактерных тем.
Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для работы, Чюрлёнис верил в возможность создания сонаты, но иными средствами — кистью и красками. Его живописный триптих, написанный по всем канонам музыкальных форм, наполнен звуками и понятен без слов.

Allegro — переводится как бурно, радостно, весело. Именно такими словами можно охарактеризовать первую картину сонаты с её бурлящими волнами и стремительным потоком. Одна за другой волны напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Очертания холмистого берега легко потерять — так незаметно он сливается с гребнями дальних волн. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Здесь нет борьбы — только жизнь — яркая, бурная, подвижная.

Следующая картина сонаты — Анданте. Взятый за основу горизонтальный ритм, даёт ощущение тишины, покоя, умиротворённости. Только два ярких луча освещают горизонт. Следуя взглядом по светящимся дорожкам, видно, как на дне спящего моря притаился целый город, где нашли приют затонувшие корабли. Добрая заботливая рука поднимает один из них и бережно опускает на водную гладь, даруя ему новую жизнь.

Грозная и величественная волна поднимается ввысь в Финале. Море выплёскивается мощным потоком, накрывая волной крошечные кораблики и затопляя своей прозрачной зеленью города. Но, какой бы страшной не казалась эта волна, корабли обязательно спасутся — творчество Чюрлёниса удивительно миролюбиво и созидательно.

Годом раньше, в 1907, художником была написана и другая соната — СОНАТА СОЛНЦА — произведение из 4 картин — Аллегро, Анданте, Скерцо, Финал.

Отправной точкой живописи Чюрлёниса служит, как это удостоверяет изучение его картин, зримая реальность. От неё он устремляется к тому, что ей внеположено, что прозревает он за её пределами… Живописная обработка элементов зрительного созерцания по принципу, заимствованному из музыки… вот его метод…

Его творчество… есть опыт синтеза живописи, предполагающей изображение вещей в трёх измерениях. В противоположность этому музыка знает лишь одно пространство — время… Творчество Чурлёниса есть попытка, без сомнения, непреднамеренная, наивная и всё же проведённая с тою бессознательной закономерностью, которая составляет постоянство истинного дарования.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1578)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (302)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (57)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1519)
  • Музыкальные жанры и формы (731)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (382)
  • Певцы (363)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (249)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (206)
  • Музыкальная культура народов мира (165)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (113)
  • Музыкальный словарь (104)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Море -«. и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое»

Четверг, 24 Сентября 2015 г. 10:33 + в цитатник

liudmila_leto все записи автора 24 сентября -Всемирный день моря.

Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а ещё смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовёт.
Алессандро Барикко “Море-океан”

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Симфоническая поэма «Море» написана К.Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» — безмятежные и радостные. Контрастный финал поэмы — «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках.

В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы.

Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его симфоническая картина «Шехеразада», опера «Садко», насыщены превосходно созданными картинами моря.

Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.

Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Андрей Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром.Композитор нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным.
Жюль Верн

картины художника Владимира Фёдорова

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Композиторы
Опера
Музыка и литература

Метки: Римский -Корсаков Н Петров А тема моря в музыке симфоническая поэма Дебюсси природа и музыка Чюрлёнис

Процитировано 12 раз
Понравилось: 17 пользователям

Источник

Морской пейзаж в музыке

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Две симфонические поэмы о море

Страстное увлечение красотами моря французского композитора-импрессиониста К. Дебюсси отразилось в ряде его произведений: «Остров радости», «Сирены», «Паруса». Симфоническая поэма «Море» написана Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» – безмятежные и радостные. Контрастный Финал поэмы – «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

К. Дебюсси Симфоническая поэма “Море” в 3-х частях

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы. Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

М. Чюрлёнис Симфоническая поэма “Море”

Жанровые контрасты

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его Симфоническая картина «Шехеразада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане», насыщены превосходно созданными картинами моря. Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции. Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Н.А. Римский-Корсаков – Песня варяжского гостя

А. Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А. Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

А.Петров «Море и румба» (Музыка из к-ма «Человек-амфибия»

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Источник

Оцените статью