- Посейдон – бог морей и самый суровый олимпиец
- Посейдон – бог бурь и катастроф
- Символы морского бога
- Противоречия Посейдона
- Странная любовь бога
- Посейдон – тот, кто не терпит поражений
- Океан – звёздный дедушка олимпийских богов
- Жизнь – из Океана
- Океан – властитель рек и морей
- Миролюбие владыки вод
- Океан двух миров
- Океан – это Посейдон?
- Исход евреев из Египта
- Исход евреев из Египта — это библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход
- Израильтяне поселились в Египте из-за голода
- Бог явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из рабства
- Израильтяне за свое неверие 40 лет скитались по пустыне
- Библия описывает 42 остановки израильтян по пути из Египта в Ханаан
- Существует несколько точек зрения, историчен ли исход израильтян из Египта
- Дата исхода евреев из Египта под вопросом
Посейдон – бог морей и самый суровый олимпиец
Посейдон – одна из самых заметных фигур в мифах. Этот бог был связан с силой морей, без которых древние греки не мыслили своей жизни. Так же, как и его стихия, нрав Посейдона отличался непредсказуемостью: гнев мог смениться милостью, а благосклонность в мгновение могла превратиться в ярость.
Кроме того, в честь Посейдона в Древней Греции нередко устраивали спортивные состязания, напоминающие Олимпийские игры. Также этот бог был отцом многих детей, ведь благосклонности своих возлюбленных Посейдон добивался или очарованием, или силой. Какие яркие стороны характера раскрывают предания о морском владыке?
Посейдон – бог бурь и катастроф
Далеко не все знают, что первоначально Посейдон не имел никакого отношения к океанам и морям. В мифах рассказывается, что до битвы с титанами своего брата Зевса Посейдон являлся покровителем землетрясений. Мне кажется, это явление наиболее точно характеризует характер бога. Он яростен, гневлив и дерзок, а его поведение порой очень непредсказуемо.
Когда Зевс одержал победу, вместе со своими братьями он разделил части мира, которыми стал владеть каждый из богов. И если Аид получил потусторонний мир, то Посейдону выделили море. Правда, нрав бога из-за перемены деятельности не изменился.
Он нередко бьёт своим огромным трезубцем по дну океана, вызывая страшные бури. Несмотря на это, именно у Посейдона греческие мореплаватели просили защиты – он был их защитником и покровителем.
Посейдон являлся суровым повелителем морских вод
© Ling Xin / x-done.artstation.com
Символы морского бога
На древних изображениях Посейдон показан крепким мужчиной в расцвете лет. У него есть множество символов. Один из них я уже упомянула – это трезубец. Он является своего рода оружием и воплощением силы божества. С помощью трезубца Посейдон боролся с врагами, высекал водные источники из безжизненных скал, управлял стихиями.
Не менее известные символы Посейдона – его животные. Среди них надо выделить быка и коня. Первый считался воплощением энергии морей, а в жертву божеству приносили чёрных быков, которых также можно увидеть на изображениях правителя океанов.
Кони также часто присутствуют в мифах, где фигурирует Посейдон. Исследователи считают, что это – архаичный образ, объединившийся с новой трактовкой бога как морского владыки. Легенды рассказывают, что Посейдон мчит по волнам на сверкающей колеснице, запряжённой быстроногими конями. Также с конём связано предание о Пегасе. Этого крылатого красавца сотворил Посейдон из крови убитой Медузы Горгоны.
Греки представляли Посейдона в огромной колеснице, запряжённой лошадьми
Андрей Шишкин «Посейдон», 2009 год
Противоречия Посейдона
Интересно, что во многих мифах Посейдон показан одновременно и созидающим богом, и разрушающим. Например, древние греки верили, что некогда существовала прекрасная Атлантида, что считалась краем самого Посейдона.
Когда нравы жителей священного города стали низкими, а чувства потеряли прежнее благородство и красоту, гневливый бог пришёл в ярость. То, что долгое время оберегал, Посейдон уничтожил в морских волнах – Атлантида исчезла на дне океана.
Подобное поведение наблюдается у бога и в легендах о Трое. Он помогал строить высокие стены местному царю, но тот не стал платить за работу. Несмотря на столь банальную ситуацию, Посейдон решил расправиться не только с правителем, но и с другими троянцами, наслав на них свирепое морское чудовище.
Странная любовь бога
Посейдон – отец многих детей, однако большинство его возлюбленных вряд ли были рады столь пристальному вниманию со стороны бога. Повелитель морей отличался несдержанностью и свирепым нравом, нередко он преследовал понравившихся женщин, принуждая и к связи с собой.
Иногда Посейдон даже принимал облик животных, чтобы добиться близости с нимфами, богинями или смертными. Так, для Арны он стал быком, а Феофана приняла бога за священного барана.
Ян Брейгель Старший «Свадьба Посейдона и Амфитриты»
Частная коллекция
Нелицеприятная история связывает Посейдона и богиню плодородия, Деметру. Возжелав её, бог бросился в погоню. Чтобы обмануть его, Деметра приняла облик лошади, однако Посейдон разгадал её план и обратился в жеребца.
Немало женщин и вовсе расплатились за связь с покровителем водной стихии. Например, Медуза Горгона была обращена в монстра с волосами-змеями, а красавица Сцилла стала чудовищем со множеством зубастых голов.
Мозаика «Нептун и Амфитрита» в Геркулануме
3-я четверть I века н. э.
Посейдон – тот, кто не терпит поражений
Свой суровый характер Посейдон демонстрирует с представителями мужской части богов. Он единственный выступает против возвращения Одиссея в родные края, ведь герой ослепил Полифема.
Гомер в своей «Одиссее» явно даёт понять: даже Зевс не мог предположить, что его брат пойдёт против прочих божеств. Но Посейдон оказался непреклонен, а Одиссею предстояло скитаться по морям долгие годы.
Иван Константинович Айвазовский «Путешествие Посейдона по морю», 1894 год
Местонахождение: Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия, Россия
Посейдон практически всегда выходит победителем из противостояний, однако известно и исключение. В споре с Афиной за право стать покровителем Аттики Посейдон терпит поражение (он предложил людям источник солёной воды, а его соперница подарила им оливковое дерево).
Несмотря на то, что суд был честным, грозный бог возненавидел жителей Аттики. Сначала он едва не затопил их край, после чего уничтожил урожай великой засухой. Хотя мне встречалась и версия мифа о том, что Зевс запретил брату мстить за своё поражение.
Реалистичный Посейдон от испанского художника Рубена Беллосо Адорна (Ruben Belloso Adorna), 2012 год
Посейдона можно назвать суровым и жестоким богом, но, согласитесь, есть нечто притягательное в его могуществе и непредсказуемом нраве. Наверное, всё потому, что с древних времён Посейдон стал ассоциироваться с морем, его тайнами и неразгаданными загадками. Гневаясь или благоволя, повелитель океанов и сам кажется таким же странным и непостижимым, как бескрайние волны, которыми он правит.
Источник
Океан – звёздный дедушка олимпийских богов
Океан: вот оно – воплощение могущественной стихии, которой подвластно то, о чём не смеет даже мечтать человек. Однако сейчас я имею в виду не какой-либо из океанов нашей планеты, а вполне конкретную личность, о которой мы узнаём из древнегреческих мифов. Имя этого титана говорит о многом, а сам он является одним из самых древних среди божеств греков.
Океан был старшим среди морских божеств
Жизнь – из Океана
Я неслучайно отметила, что Океан – не бог, а титан. Конечно, он занимает свою высокую ступень в пантеоне бессмертных Древней Греции, однако является несколько иным созданием, нежели боги. Впрочем, на этот счёт каждый из древнегреческих авторов имел своё мнение.
Например, Гомер вполне однозначно называет Океана богом и, более того, «прародителем прочих богов и всего сущего». Выходит, что именно благодаря Океану появилась жизнь на земле. И тут мне сразу вспоминается не мифическая, а реальная история появления живого на нашей планете. Ведь оно вышло из воды, а значит, из Океана. Быть может, в мифах о прародителе живых созданий древние греки вполне доступно описали эволюцию?
Океан – властитель рек и морей
Но теперь давайте обратимся к другому поэту, Гесиоду. Он называет Океана титаном, великим и гигантским предшественником всех богов. Гесиод со знанием дела описывает не только могущество божества, но и его родословную. Согласно ему, Океан был рождён древними титанами Ураном и Геей (проще говоря, Небом и Землёй), а потому являлся первым среди своих соплеменников, ступивших на землю.
Великий Океан стал супругом Тефиды, в браке с которой породил множество океанид, водных покровительниц, и не менее сыновей, что воплотились в реках и источниках, бегущих по земле. Чем был бы наш мир без озёр и прудов, рек и ручейков, рядом с которыми наши предки строили свои жилища и выращивали культуры? Наверное, земля напоминала бы пустыню, где не было места жизни.
Здесь снова не могу не согласиться, что именно благодаря Океану и его семейству всё живое на суше получило возможность существовать и развиваться. В образе Океана древние греки видели силу водной стихии, её власть над людьми и природой.
Миролюбие владыки вод
Мифы Древней Греции полны преданий о битве титанов с их отцом, а также историями о противостоянии титанов и Зевса, предводителя богов. После победы Громовержца все они оказались запертыми в глубоких пещерах, откуда не смогли выйти на свет.
Почему же эта участь не постигла Океана? Дело в том, что он в данных легендах выступает как миролюбивое божество. У него и в его владениях множество дел, зачем же он будет участвовать в разжигании войн? Благодаря такому подходу Океан оказался среди «положительных» титанов, которые не были свергнуты и продолжали занимать свои «должности» при богах-победителях.
Здесь важно отметить и отношение богов к Океану. Поскольку он является самым старшим среди своих сородичей, то бессмертные считают его великим отцом. Они нечасто навещают его, однако относятся с почтением и уважением.
Доброта старого Океана показана и в поэме «Прометей прикованный». Её автор, Эсхил, рассказывает о том, что именно Океан пытался примирить Прометея и Зевса, что разгневался на того из-за подаренного людям огня. Увы, попытки сгладить конфликт у Океана не имели успеха, хотя, возможно, без его участия Прометея ожидала бы ещё более горькая участь.
Титан Океан был настоящим властелином водной стихии
Океан двух миров
Где же живёт Океан? Как верили греки, этот титан не любил шума и общества, а потому предпочитал оставаться в своём отдалённом уголке. Его жилище находится на самом далёком западном берегу, где не бывал ни один мореплаватель.
Порой Океан выступает в качестве небесной реки, что окутывает всю землю звёздной гладью. За её течением следуют звёзды, перемещение которых можно видеть ночью, а также Солнце, что движется по небосводу днём. Единственным центром Океана является созвездие Большой Медведицы, что не «путешествует» по небу.
Западная окраина Океана – не просто священное место. Именно там пролегает грань между миром мёртвых и царством живых. В мифах о солнечном Гелиосе указывается, что он на своей колеснице поднимается с западных берегов, омытых Океаном, а вниз спускается на восточной стороне.
Пока Гелиос мчит по небу, ему видно разделение мира. По одну сторону от Океана располагалась «живая» элизийская равнина, по другую – «мёртвое» царство киммерийцев.
Океан – это Посейдон?
Как же мог выглядеть титан, что царил и в небе, и на земле, напоминая необъятные просторы вод? По поводу внешности Океана есть только отдельные упоминания. Древние авторы иногда описывают его как властного старца в окружении своих детей и помощников.
Согласитесь, это не слишком соответствует образу реки или небесного моря. Вероятно, из-за такого разнообразия в описаниях Океан так и остался без определённого лика. Со временем образ его превратился в морского покровителя и владыку всех земных вод. Вам это описание никого не напоминает?
Мне сразу на ум приходит Посейдон. Оказывается, именно в нём запечатлены многие черты Океана, что с появлением морского бога отошёл на второй план. Как говорится, «дорогу молодым». В более поздних мифах нет упоминания об Океане, который, вероятно, «испарился» из пантеона, передав полномочия не менее грозному, однако не такому миролюбивому Посейдону.
Старинное изображение Океана
История оказалась беспощадной к Океану, однако он и сегодня напоминает нам о главных особенностях сферы своего покровительства. Вода – как его характер. Могущественная и своенравная, бескрайняя и милосердная, эта стихия не перестаёт существовать вместе с людьми, что своим существованием тоже обязаны этой великой силе – жизни, рождённой в Океане.
Источник
Исход евреев из Египта
История об исходе евреев из Египта под предводительством пророка Моисея известна практически каждому человеку, даже неверующему. В последнее время, с развитием археологии многие православные богословы ставят под сомнение некоторые элементы этой истории.
Так, например, завкафедрой библеистики Санкт-Петербургского университета Анатолий Алексеев в докладе «Археология и библейский текст» на богословской конференции Современная библеистика и предание Церкви, сомнения в том, что из Египта вышло 600 000 пеших мужчин.
При этом сам факт исхода евреев из Египта богослов не ставит под сомнение.
Исход евреев из Египта — это библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход
Исход (иврит Yetsi’at Mitzrayim) в переводе с древнееврейского означает «выход из Египта». Это библейское предание о порабощении евреев или израильтян в Египте.
В его рамках также рассказывается об их массовом выходе из страны по воле Бога под руководством пророка Моисея.
Кроме того, предание также рассказывает о явлении им Бога у горы Синай, заключении завета (договора) между Богом и избранным народом, а так же о том, как евреи скитались до начала завоевания ими Ханаана.
«Исход из Египта» Ричард Дадд. 1849 — 50 годы. Исход евреев из Египта — это их бегство из египетского плена в землю обетованную. Фото: ja-tora.com
Предание изложено в Библии, в Пятикнижии, в основном в Книге Исход, главы 1 — 15. Как светские, так и религиозные исследователи до сих пор спорят о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания которые повествует Ветхий Завет.
При этом Великий Исход евреев из Египта — это фундамент иудаизма. В христианстве это также весьма важный сюжет, оказавший влияние на теологию некоторых движений, например протестантизма.
Израильтяне поселились в Египте из-за голода
Библейская история исхода еврейского народа из Египта начинается с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода, поразившего Ханаан, покидает эту землю и переселяется жить в плодородный Египет.
Беглецы поселились здесь в земле Гесем (ныне Тумилат) (Быт. 46:6). Сын Иакова Иосиф Прекрасный благодаря своим способностям стал советником фараона и породнился с представителями местно аристократии.
«Израиль в Египте». Картина Эдварда Пойнтера 1867 год. Для того чтобы уменьшить количество израильтян, проживающих в Египте новый фараон приказал посылать их на тяжёлые работы. Фото: ja-tora.com
Библия говорит о том, что израильтяне жили в Египте в течение 430 лет (Исх. 12:40). Кроме того, Священное Писание также повествует о том, что за это время численность еврейского народа в Египте весьма возросла (Исх. 12:40).
В результате израильтян стал в Египте больше самих египтян. После смерти старого фараона и восхождения на престол нового, не знавшего Иосифа, начались гонения на них.
Дело в том, что новый правитель испугался возможности военного столкновения и отправил сынов израилевых на тяжелые работы, стараясь таким способом уменьшить их численность (Исх. 1:10-11).
Это было безрезультатно. Чтобы исправить сложившееся положение он приказал убивать всех младенцев, рождавшихся у израильтян (Исх. 1.15-22). В это период рождается пророк Моисей. Именно Моисей вывел евреев из Египта.
Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. Тыранов Алексей Васильевич, 1808-1859 годы. Для того, чтобы спасти младенца Моисея от убийства египтянами по приказу фараона, его мать Иохаведа в просмолённой корзине пустила его по водам Нила. Фото: ippo.ru
Для того чтобы спасти младенца от убийства, его мать Иохаведа положила трёхмесячного сына в просмолённую корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Дочь фараона пошла на реку купаться, увидела плывущую корзину и взяла его в свой дом.
Иохаведа позже поступила к ней на службу и стала кормилицей своего собственного сына. Моисей рос и воспитывался при дворе фараона, но однажды вышел к израильтянам и убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника.
В результате Моисею пришлось бежать из Египта и поселиться в земле мадианитян.
Бог явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из рабства
Предание об исходе Евреев из Египта говорит о том, что живя среди мадианитян Моисей женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя. Однажды он отправился пасти стадо у горы, ему явился Господь в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина).
Бог повелел Моисею вернуться в Египет и вывести из рабства израильтян для переселения их в Ханаан (землю обетованную), что обещалось их праотцам.
Неопалимая купина. Бурдон, Себастьян. 1616 — 1671 годы. Когда пророку Моисею исполнилось 80 лет ему в горящем и несгорающем куте (неопалимая купина) явился Господь и повелел ему вернуться в Израиль для того, чтобы вывести из него евреев
Произошло это, когда Моисею исполнилось 80 лет. Вернувшись в Египет, пророк потребовал у фараона отпустить израильтян от Египта. Правитель отказа ему в этом, тогда Бог наслал на Египет десять бедствий или же Десять казней египетских.
Первые девять казней на фараона не оказали должного воздействия, но когда после десятой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон разрешил израильтянам покинуть Египет.
Священное Писание говорит о том, что все десять казней израильтян не затронули, при этом во время последней казни дома евреев отметили кровью жертвенного агнца, поэтому ангел смерти их миновал.
Перед тем, как отправиться в бегство, израильтяне собрали у египтян ценные вещи. После этого они покинули Египет. Библия говорит о том, что страну покинуло 600 000 мужчин и членов их семей.
Переход евреев через Красное море. И.К. Айвазовский. 1891 год. Библия говорит о том, что когда израильтянам потребовалось перейти Красное море, оно, по молитве пророка Моисея, расступилось. После того, как все израильтяне прошли, оно поглотило войско фараона. Фото: upload.wikimedia.org
Узнав о бегстве евреев из страны, фараон изменил своё мнение, собрал армию и во главе её бросился в погоню за израильтянами, надеясь вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Красного (Чермного) моря (ивр.: Ям Суф — «Море камышей»).
Священное Писание говорит о том, что по воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать их. (Исх. 14:28).
Израильтяне за свое неверие 40 лет скитались по пустыне
После того, как закончился переход через Красное море, начался переход израильтян по пустыне. Странствовали они недолго, так как через три месяца достигли горы Синай (Исх. 19:11). Здесь евреям явился Бог в неопалимой купине, а пророк Моисей получил от него десять заповедей.
Кроме того, у горы Синай заключен завет (договор) между Богом и израильским народом. В этом же месте по Его воле соорудили Скинию (походный Храм), а мужчин из колена Левия назначили священниками, первосвященником же стал Аарон.
Гора Синай, раскрашенная гравюра из книги Picturesque Palestine, около 1880 года. После перехода через Красное море израильтяне жили целый год у горы Синай. Фото: costroma.k156.ru
У горы Синай израильтяне жили год, и течение этого времени Моисей провел их перепись (Чис. 1:46). Согласно ей среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.
От горы Синай они отправились в Ханаан, обещанную Богом «обетованную землю». Шли евреи через пустыню Фаран. У границ Ханаана израильтяне остановились и отправили туда 12 разведчиков.
Из двенадцати разведчиков назад вернулись десять и они высказали сомнения о том, что израильский народ сможет завоевать Ханаан. Дальше уже все израильтяне стали сомневаться в том, что Бог сможет обеспечить победу над хананеянами и начали роптать.
За это Бог наказал их и заставил 40 лет скитаться по пустыне. Пока Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, умерли все, кто был на этот момент старше 20 лет.
Сражение с амаликитянами. Николо-Надеинская церковь, Ярославль. В Ханаане (земле обетованной) израильтяне первыми разбили амаликитян (амореев). Фото: pravoslavie.ru
Таким образом, все усомнившиеся за это времени умерли, а оставшиеся верили в то, что Бог поможет им завоевать обетованную землю. По прошествии установленного Богом срока израильтяне обошли с востока Моав (историческая область в западной Иордании), они разбили в битве амореев (амаликитян).
После этого у горы Нево они вышли к берегу реки Иордан и многолетние изгнание евреев и их египетских плен окончился.
Пророк Моисей при этом не вошёл в «землю обетованную» так как во время скитаний по пустыне со своим народом ослушался воли Бога. Он только назначил своим преемником Иисуса Наивна и смог с возвышенности посмотреть на неё.
Библия описывает 42 остановки израильтян по пути из Египта в Ханаан
Моисей ходил по пустыне со своим народом 40 лет. В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея.
Все станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Чисел. Информацию о них можно также найти в книге Исход и во Второзаконии.
Примерная карта Пути Моисея из Египта в Ханаан. Движение израильтян отмечено красной стрелкой. В наше время выдуться споры, о том, достоверен ли он или нет. Фото: bibliya-online.ru
Исследователи, придерживающиеся документальной гипотезы, говорят о том, что первоначально список мест, посещенных при исходе евреев из Египта, не входил в оригинальный текст Пятикнижия, и он добавлен позже.
В любом случае евреи долгое время скитались по пустыне, пока добрались до территории Синайского полуострова. Бог помогал им в скитаниях, посылая в качестве пищи манну небесную.
В наше время существуют разногласия между теологами и историками на тему, каким был путь Моисея из Египта в Ханаан. При этом все-таки существуют примерные карты исхода.
Кроме того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкуя текст Библии, пытаются реконструировать тот маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.
Существует несколько точек зрения, историчен ли исход израильтян из Египта
Исход евреев из Египта ранее воспринимался всеми как документально точное описание. Эта точка зрения господствовала как в науке, так и в богословии вплоть до ХХ века. В наше время историчность исхода подвергается сомнению. Сейчас существует несколько точек зрения на события исхода.
Видеоролик: Беседы с батюшкой. Книга Исход. Что она для нас значит? Эфир от 29 сентября 2016 года. На 7 минуте 44 секунде автор говорит, что западные ученые заблуждаются, указывая на анахронизмы и делая на основании этого вывод о том, что события исхода не было.
Среди наиболее популярных точек зрения на историчность исхода израильтян из Египта можно назвать следующие:
Точка зрения школы Библейской археологии. Она заключается в том, что историческое событие исхода имело место, и оно соответствует реальной истории, но эти события претерпели поэтическое переосмысление в Библии
Точка зрения большинства западных ученых-библеистов. Этот подход подразумевает признание событий исхода в качестве имеющих место быть. При этом говориться о том, что их масштаб был значительно меньший и основой библейского предания стал народный эпос, в который переродилась реальная история бегства евреев из Египта.
В качестве примера этому приводиться факт того, что отсутствует историческое подтверждение потери Египтом в этот период населения в таком количестве, о котором говорит Библия.
Мифологическая точка зрения.
Например, они говорят о том, что в том месте, где Моисей переходил море до сих пор не обнаружено никоих следов этому.
Точка зрения библейского ревизионизма. Она заключается в том, что её сторонники говорят о выдуманности предания исхода евреев из Египта.
При этом указывают на то, что непонятно сколько евреев вышло из страны, кто вывел их из Египта (говориться о том, что Моисей — это собирательное имя нескольких израильских вождей), сколько лет водил Моисей евреев по пустыне и почему, и т.д.
При этом признаётся тот факт, что предание об исходе имеет историческое значения.
Дата исхода евреев из Египта под вопросом
В наше время подвергается сомнению и датировка Великого Исхода. Дело в том, что в Библии дату исхода автор предания не указал. Это породило множество версий о том, когда Моисей вывел сынов Израилевых из Египта.
Большинство версий при этом охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э. Также события Исхода связывают с периодом правления египетского фараона Рамсеса ii, хотя достоверно неизвестно при каком фараоне Моисей отправился со своими соплеменниками в столь длительный поход.
Мумия Рамсеса II. Некоторые ученые относят события исхода евреев из Египта ко временам правления египетского фараона Рамсеса II. Фото: upload.wikimedia.org
Богословы предпринимали многочисленные попытки вывести год и время исхода из текста Библии. Для этого использовалась Третья Книга Царств, глава 6.
В ней указанно, что Соломон начал строит храм Господу в Иерусалиме в 480 году по исходу израильтян из Египта. Таким образом, делается вывод о том, что время исхода — 1446 год.
Этот подход критикуют, так как число 480 имеет символический смысл, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 — количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то эта датировка не подтвердится.
При этом стоит отметить, что часть современных исследователей и некоторые западные богословы вообще считают легенда о Великом исходе евреев из Египта придумана некоторыми иудейскими священниками в 5—4 веках до н. э.
Древнеримский бюст, предположительно изображающий Иосифа Флавия. Фото: upload.wikimedia.org
Исосиф Флавий — это признанный авторитет в сфере истории еврейского народа. Он отождествляет народ Израиля с гиксосами, которые воевали с египтянами, были разбиты и попали в плен.
Что же касается современного взгляда на эту проблему, то существую разные датировки. Так Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место около 2100 года до н. э. Такой авторитет в сфере истории еврейского народа как Иосиф Флавий говорил о том, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 годами до н. э.
Источник