Скульптура русалка у моря

Туристические маршруты Крыма. Русалка из Мисхора

Скульптура «Русалка» расположена в Мисхорском парке (Мисхор — часть посёлка Кореиз) — в 50 метрах от берега. Русалка представлена в виде красивой обнажённой женщины с младенцем. Данная скульптура является своеобразным символом и поселка Кореиз, и всего Южного Берега Крыма.

Интересна история этой скульптуры.

Существует очень красивая и грустная крымская легенда о девушке Арзы, которая жила в этих местах во времена Османского владычества над Крымом.

В очень давние времена, когда Южный берег Крыма был под властью турецкого султана, жил в деревне Мисхор скромный труженик Абий–ака. Жил он в хижине вблизи моря и неутомимо работал на своем маленьком винограднике. Слыл старик Абий–ака честным работящим человеком и пользовался почетом и уважением у всех односельчан. Бережно ухаживал Абий–ака за своими дынями на баштане, за лозами на винограднике, за персиками и яблонями в саду, оберегая их от весенних морозов и туманов, от прожорливых гусениц и болезней. Но всего заботливее, всего нежнее выращивал он свою единственную донку, черноглазую Арзы. Славился Абий–ака своей мудростью, но еще больше славился он красавицей–дочкой. Строен и гибок был стан Арзы, как лоза винограда, сорок тонких косичек сбегали по плечам ее до самых колен, как сорок струек воды в горной речке, блестящие огромные глаза были черны, как звездное небо над цветущей яблоней, яркие губки рдели, как две спелые вишни, а нежные щеки румянились, как бархатные персики. Все любовались прелестной Арзы. Но внимательнее всех присматривался к ней хитрый старик Али–баба. Он потерял покой с тех пор, как впервые увидел ее у фонтана на берегу моря, набиравшей воду в медный кувшин. Али–баба был хозяином фелюги с пестрыми парусами, которая приходила часто из–за моря с турецкого берега в Мисхор с товарами. Не любили купца: ловко он умел обмануть при купле и продаже. И еще шла о старом турке темная молва, будто высматривает он девушек в деревнях Южного берега, похищает их и увозит на своей фелюге в Стамбул для продажи в гаремы турецких пашей и беев.

Мы не будем передавать полное содержание этой легенды, Вы можете ознакомиться с ней по ссылке.

Читайте также:  Границы анклава охотского моря

Приведем лишь окончание этого народного сказания:

Тосковала, плакала Арзы, не находила себе места в гареме, дичилась жен, рабынь, евнухов и таяла не по дням, а по часам. Родила Арзы мальчика, но не принес он облегчения ее душе. Ровно через год с того дня, когда руки разбойников схватили ее на далеком крымском берегу у любимого фонтана, поднялась Арзы с ребенком на угловую башню султанского сераля и бросилась в пучину Босфора. В тот же вечер печальная русалка с младенцем подплыла впервые к фонтану у берега Мисхора.

Эта грустная история вдохновила Амандуса Адамсона, известного архитектора, академика Петербургской академии художеств, автора Памятника затопленным кораблям в Севастополе на создание скульптурной группы в Мисхоре. Фонтан «Девушка Арзы и разбойник Али-Баба» и скульптура «Русалка» в 1903-1907 гг.

Открытое письмо (открытка) Мисхор. Фонтан Арзы-Хыс — Али-Баба. Издание Дмитрия Николича. Ялта

Композицию — фонтан Адамсона мы и сейчас можем увидеть в Мисхоре.

А вот судьба «Русалки» оказалась гораздо сложнее.

Первая скульптура, работы самого Адамсона, представляла собой юную, обнаженную девушку, без ребенка, что, опираясь руками на камень, с тоской глядит на берег.

Именно эта скульптура запечатлена на нечастых дореволюционных открытках:

Мисхор-Кореиз. Русалка, легенда Крымских татар. Издание Дмитрия Николича, Ялта.

Мисхор. Берег моря (Русалка). Издание Дмитрия Николича, Ялта.

Однако эта скульптура не простояла и двух лет, и была уничтожена штормами.

После этого ученики скульптора, уже, вероятно, в самом начале 20-х годов XX века устанавливают новую скульптуру, с подписью «По Адамсону».

На этот раз Арзы-Русалка была изображена с ребенком в руках.

Крым Мисхор Русалка. Издание автора М.Я. Лишбергова. Писчебумажный магазин. Ялта.

Мисхор. Русалка / фото Ю. Еремина. Издание Крымского Отдел. Союзфото, Симферополь. 1938

В годы Великой Отечественной войны эта скульптура сильно пострадала, особенно хорошо это было видно с мыса Ай-Тодор, где у немецко-фашистских оккупантов находился военный пост, откуда они, ради забавы, варварски обстреливали «Русалку».

Плюс, при отсыпке пляжа в Кореизе, скульптуру пришлось, временно, демонтировать, что привело к дополнительным повреждениям.

В начале 80-х годов было принято создать новый, третий вариант Русалочки.

«Русалка №2», «По Адамсону», была демонтирована и перенесена на территорию «Поляны сказок», где мы и сейчас можем ее увидеть. На заводе в Киеве была отлита новая скульптура, «Русалка №3», которую установили в 1984 году на большом, четырехметровом камне, найденном где-то в районе Малого Маяка.

Таким образом, в 1984 году поменяли не только скульптуру, но и основание под ней.

Крым. Мисхор. Скульптура «Русалка». Фото В. Панова. Министерство связи СССР, 1987 г.

Россия, Республика Крым, городской округ Ялта, посёлок городского типа Кореиз, Прибрежная улица.

Координаты GPS: 44.427135, 34.090142.

От автовокзала Алупки

Автобус 115. До остановки «Верхний Мисхор».

От канатной дороги «Мисхор-Ай Петри»

Автобусы: 32, 102. До остановки «Санаторий Мисхор».

От Ласточкиного гнезда (Гаспра)

Автобусы: 32, 102. До остановки «Санаторий Мисхор».

Источник

Скульптура «Русалка»

Скульптура «Русалка» установлена в море возле набережной Мисхора и пляжа «Русалка». Русалка в своих руках держит ребенка, упершись на камень, и смотрит в сторону поселка, как будто его внимательно и грустно рассматривая. Мисхорская Русалка является частью скульптурного ансамбля «Девушка Арзы и разбойник Али-Баба», созданного по мотивам крымскотатарских легенд.

Эстонский скульптор, академик Петербургской Академии художеств Амандус Адамсон, автор памятника затопленным кораблям в Севастополе, запечатлел в бронзе легенду о прекрасной девушке. Скульптура была установлена в 1907 году.

История скульптуры

Адамсон разработал проект монумента Русалке, сам выполнил работу и оплатил затраты из собственного кармана. Говорят, что моделью для статуи служила кормилица княжеской дачи Юсуповых, красивая крестьянка Меланья. Действительно, девушка с памятника не похожа на татарку, вопреки сюжету легенды.

История памятника оказалась столь же непростой и запутанной, как и у героини легенды.

Скульптура «Русалка» — это уже четвёртая или даже пятая по счету.

Первая Русалка Адамсона располагалась на самом берегу моря и представляла собой девушку, опирающуюся двумя руками на прибрежный камень. Русалка стала жертвой черноморских штормов в 1909 году.

И вот с этого момента информация о последующих русалках расходится.

По первой версии: взамен утерянной скульптуры помощниками Адамсона по сохранившимся макетам была изготовлена Русалка-двойняшка (Вторая) и установлена на том же камне, которая простояла до 1931 года. Позже была заменена, скорее всего, по причине износа.

По второй версии: Адамсон делает Вторую Русалку, теперь уже с ребёнком в левой руке, но штормом сносит и эту композицию.

По первой версии: Третью Русалку работы неизвестного автора установили в 1931 году.

По второй версии: Третью Русалку создавали уже ученики мастера в конце 1920 годах – проект они подписали «по Адамсону», но у их русалочки (в отличие от исходной) был рыбий хвост.

Именно Третьей Русалке суждено было простоял несколько десятилетий и пережить войну. В Мисхоре боевых действий не было. Скорее всего, фашистские солдаты тренировались на ней в стрельбе из автоматов и сильно повредили. В металлических телах Русалки и младенца оказалось более 140 пулевых отверстий, но металлическая девушка все равно устояла.

Версии ее дальнейшей судьбы снова расходятся.

По первой версии: простояла Третья Русалка, предположительно, до 1965-1966 года, пока ее вновь не снесло штормом.

А в 1966 году установили Четвертую Русалку — работу очередного неизвестного автора. Она простояла до 1980-х годов, была повреждена при реконструкции пляжа у неё отвалился хвост и рука.

Вовремя установки уже Пятой Русалки была обнаружена потерянная ранее, искалеченная Третья Русалка, была поднята и перевезена в музей «Поляна сказок».

По второй версии: вначале 1980-х при отсыпке пляжа Третью Русалку пришлось передвигать, и она потеряла хвост и руку. По другой информации, так же, как и двух «старших сестер» ее снесло с камня штормом, но в отличии от предыдущих случаев на этот раз скульптура была обнаружена, поднята и перевезена в музей «Поляна сказок».

Далее все версии сходятся воедино, кроме порядкового номера Русалки.

Пятую (по первой версии) или Четвертую (по второй версии) Русалку установили в 1984 году на 78 метров юго-западнее в 50 метрах от берега. Изготовили скульптуру в Киеве и установили на большом четырехметровом валуне, найденном в районе Малого Маяка.

На сей день последняя Мисхорская Русалка, которая и завершила современную историю скульптурной композиции и старую легенду.

Источник

Памятник русалке в Мисхоре

В нескольких метрах от берега на пляже в Мисхоре можно увидеть один из самых трогательных скульптурных памятников Крыма — бронзовую русалку с младенцем на руках. Девушка печально глядит на родные края, которые ей пришлось покинуть. Скульптурную композицию продолжает фонтан, установленный на набережной. Памятники иллюстрируют легенду о несчастной девушке Арзы, украденной и проданной в рабство турецкому султану.

Русалки в искусстве

Всем известная сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» никого не оставляет равнодушным. Печальная история о влюбленной морской Диве повествует о безграничной любви и преданности, о предательстве, одиночестве и душевной боли. Эти чувства знакомы каждому из нас, поэтому читая знаменитую сказку, мы искренне сопереживаем ее героине.

Множество сказаний посвящены соблазнительным обитательницам морских пучин. Коварность, которой они порой обладают, нисколько не умиляет их обаяние. Поэтому во всем мире русалочкам устанавливают памятники, им посвящают стихи и живописные полотна.

У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.

Так описывает притягательную красоту русалки Николай Гумилев.

Существует целая плеяда статуй русалок. Одна из самых известных– копенгагенская. Заказал ее скульптору Эдварду Эриксону Карл Якобсен — основатель пивоваренного производства «Carlsberg». Датская «Русалочка» так полюбилась людям, что ее копии появились на набережных Токио, Амстердама, Сиднея, а также не морских городах — Риме и Париже.

Варшава также обзавелась парой собственных скульптур. Одна находится на берегу Вислы, другая – на площади Рынок. Популярность морской сирены настолько велика, что ее изображение присутствует даже на гербе и символике польской столицы.

Почти все легенды о русалках грустные. Известно предание VI века о любви шотландского монаха и водяной девы. Девушка мечтала обрести душу, а монах молился Богу о том, чтобы он исполнил ее чаяния. Однако, море не отпустило. Горькие русалочьи слезы превратились в гальку, которую шотландцы с тех пор называют – «слезы русалки».

Еще одна история повествует о шотландце, полюбившем морскую нимфу. Влюбленные жили счастливой семьей до тех пор, пока их сын не нашел материнскую рыбью кожу. Повинуясь неумолимому зову океана, мать обратилась в русалку и уплыла навсегда.

Есть и крымский вариант истории о русалке. В нем рассказ ведется о крымско-татарской девушке Арзы. Дом ее стоял в том месте, где сегодня раскинулась мисхорская набережная. К отцу красавицы приходило много сватов, но возвращались они ни с чем. Среди отверженных поклонников был некий Али-Баба, славившийся разбойным образом жизни. Арзы мечтала о парне, которого однажды встретила у фонтана. В один прекрасный день пожаловали сваты и от возлюбленного. Родители девушки дали согласие на их брак. Счастливая Арзы спустилась к берегу моря, чтобы напоследок попрощаться с любимым фонтаном. Погруженная в собственные грезы и воспоминания, она не заметила пиратов, которые схватили ее и, словно драгоценную добычу потащили к лодке. Организатором похищения был тот самый Али-Баба, которому Арзы дала отворот-поворот. Разбойник решил жестоко отомстить девушке, выкрав и продав ее турецкому султану.

Сильно тосковала Арзы в гареме. И когда у нее родился мальчик, это не принесло ей утешения. В момент отчаяния Арзы вместе с ребенком поднялась на башню сераля и кинулась в воды Босфора. В тот же вечер к фонтану Мисхора приплыла русалка с ребенком. С тех пор, раз в год в день, когда похитили Арзы, фонтан струится сильнее, а из морских глубин появляется русалка с младенцем на руках.

Русалочка по-крымски

Услышав однажды печальное сказание о бедной Арзы, эстонский архитектор, академик Петербургской академии художеств Амандус Адамсон решил увековечить девушку и создать ее образ в бронзе. Скульптор воплотил замысел на собственные средства и установил изваяние на Крымском берегу в 1907 году. Кстати, именно Адамсон является автором Памятника затопленным кораблям в Севастополе

Первая русалка «обитала» на камне около двух лет. К сожалению, ее смыло штормом. Ученики Адамсона создали ее копию по сохранившимся макетам, добавив надпись «По Адамсону». Вторая русалка также держала ребенка на руках, но у нее, в отличие от первой, был хвост. Сегодня этот вариант можно увидеть на территории Ялтинского музея «Поляна сказок».

В 1980 году бронзовая фигура вновь пострадала, сильные волны унесли ее в морскую пучину. К тому моменту, когда скульптура была извлечена из-под воды, она была уже изрядно подпорчена. При передвижении русалка утратила руку, а также свой главный атрибут – хвост. Изрешеченная пулями во время второй мировой, обезображенная коррозией, она представляла жалкое зрелище. Поэтому было решено отлить еще одну копию, именно она сегодня радует туристов Мисхора.

Расположенная в непосредственной близости к берегу, крымская русалочка собирает возле себя взрослых и детей. Существует поверье, что если на ухо русалке прошептать свое сокровенное желание, а затем коснуться ее груди, оно непременно сбудется!

Источник

Оцените статью