- Пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова гибралтар
- Определение слова гибралтар в словарях
- Примеры употребления слова гибралтар в литературе.
- Канал Двух Морей — Канал дю Миди и Канал-де-Гаронна, Франция
- Точка входа в Средиземное море из Атлантического океана — Гибралтарский пролив
- Гибралтарский пролив
- Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
- Гибралтарский пролив, От мифов к реальности
Пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном
Последняя бука буква «р»
Ответ на вопрос «Пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном «, 9 (девять) букв:
гибралтар
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова гибралтар
Определение слова гибралтар в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Аэропорт Гибралтара расположен у подножия Гибралтарской скалы . Владельцем аэропорта является Министерство обороны Великобритании , использующее аэропорт для военных нужд. Также осуществляются и рейсы гражданской авиации — в Великобританию и Испанию . Аэропорт.
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(Gibraltar), территория на Ю. Пиренейского полуострова, у Гибралтарского пролива, включающая скалистый полуостров (высотой до 425 м) и песчаный перешеек, соединяющий скалу с Пиренейским полуостровом. Владение Великобритании, её военно-морская и воздушная.
Примеры употребления слова гибралтар в литературе.
Ее перевели из Берлина в Альхесирас, по всей видимости, для охраны тамошнего филиала резидентуры абвера от английских агентов, тайно пробиравшихся через залив из Гибралтара.
Курс эскадры проложили с таким расчетом, чтобы пройти на возможно большем расстоянии от Сеуты, прижимаясь к английскому Гибралтару, а затем также на большой дистанции миновать Альхесирас, но эти дистанции ограничивались узкостыо пролива.
Испанского Гибралтара, Аденского Гибралтара, Перимского Гибралтара создать еще и Гибралтар в Персидском заливе.
Здесь и французы, и итальянцы, и испанцы, и австрийцы, и турки, и греки, и арабы, и египтяне, и триполитанцы, и тунисцы, и алжирцы, и марокканцы, даже англичане — в Гибралтаре, на Мальте и Кипре.
Могучий поток Гибралтара снова неумолимо влечет мою лодку, ныряющую в бурунах и водоворотах.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Канал Двух Морей — Канал дю Миди и Канал-де-Гаронна, Франция
Гибралтарский пролив между Европой и Африкой — не единственный водный путь, соединяющий Атлантический океан со Средиземным морем. Ещё существует один километровый северный маршрут. Этот маршрут соединяет французский город Бордо, у Атлантического океана, со средиземноморским портом Сет — через серию каналов, обычно называемых Canal des Deux Mers, или «Канал двух морей». Он полностью лежит на юге Франции и является одним из самых замечательных подвигов гражданского строительства, выполненных в 17 веке.
Canal des Deux Mers состоит из двух каналов. От средиземноморского порта Сет до Тулузы, на расстоянии 240 км, проходит канал дю Миди. От Тулузы до города Каст-ан-Дорте, в 193 км, канал называется де-Гаронна. Остальная часть маршрута до Бордо использует реку Гаронна. Два канала — Канал дю Миди и Канал-де-Гаронна — вместе с рекой Гаронна образуют Канал Двух Морей, который соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Часто весь канал называют Canal du Midi.
До того, как был построен канал, месячное морское путешествие через Гибралтарский пролив было чревато опасностями, в основном из-за пиратов и сильных штормов.
Возможность строительства альтернативного маршрута через Францию впервые обсуждалась древними римлянами. Позже французские короли выразили заинтересованность в строительстве канала, который помог бы избежать прохода по Испании, но технологические проблемы были слишком велики для их преодоления. Основная трудность заключалась в обеспечении достаточного количества воды на водоразделе, который находится на гораздо более высоком возвышении между Средиземноморьем и Атлантикой.
Только в 17 веке был разработан первый реалистичный проект для канала. В 1662 году инженер по имени Пьер-Поль Рике предложил довести воду с Черной горы до водораздела вблизи Сеуил-де-Науроз, самой высокой точки в канале, откуда вода могла течь как в Средиземное море, так и в Атлантику. Логистика была огромной и сложной, и сам проект выглядел неустойчивым. Несмотря на это, король Людовик XIV стал строить канал, подстёгиваемый опасностью транспортировки груза и торговли вокруг южной Испании, где пираты были обычным явлением. Строительство канала началось в 1667 году и закончилось в 1681 году. Канал был открыт как Canal Royal du Languedoc. За эти четырнадцать лет Пьер-Пол Рике решил множество технических проблем, которые сегодня всё ещё бросают вызов речному транспорту.
Канал Пьер-Пола Рике, переименовал в Канал дю Миди. Во время Французской революции конца 18 века, канал доходил только до Тулузы. Рике хотел продолжить канал к Атлантике, но плохие финансы Людовика XIV опустошили казну королевства, и проект остановился. Сам Рике умер за год до того, как был завершен канал дю Миди. Прошло ещё два столетия, прежде чем был вырыт Канал-де-Гаронна, соединив дю Миди с Атлантикой.
В течение 200 лет после завершения строительства канала du Midi торговцы зерном и виноделы в регионе Лангедок в значительной степени полагались на канал в своей торговли. Пшеница, вино и алкоголь экспортировались из Лаураги в Тулузу, Бордо и Марсель, а из других регионов, таких как мыло Марсель, рис, крахмал, сушеная рыба, специи и красители, были импортированы в Лангедок.
Движение канала достигло своего пика в середине 19-го века. После этого железные дороги стали предпочтительным видом транспорта, а движение судов на канале сократилось. Хотя канал никогда не стал великим международным маршрутом, предусмотренным королями Франции, он продолжал обслуживать местных торговцев, несущих баржи вина и зерна еще в 1980-х годах.
Сегодня Canal du Midi используется в основном для отдыха на лодках и других водных видов спорта и является главной достопримечательностью. Также можно совершить кругосветное путешествие и поход по берегам по всей длине Canal des Deux Mers от Sète до Bordeaux, поскольку он изгибается и проходит через сельскую местность, через виноградники и поля подсолнечника, а также через восхитительные маленькие деревни и прошлые кафе.
В 1996 году канал и буферная зона площадью 2000 кв. Км были объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник
Точка входа в Средиземное море из Атлантического океана — Гибралтарский пролив
Гибралтарский пролив
Европу и Африку разделяет 7,7 морских миль (14,3 км) океана, в самом узком месте Гибралтарского пролива. Глубина пролива колеблется от 300 до 900 метров.
Каждый день паромы пересекают расстояние между двумя континентами всего за 35 минут.
На Испанской стороне, вдоль Гибралтарского пролива, находится природный парк Эль-Эстречо. Площадь парка 189,1 квадратных километра. Парк расположен на северной стороне Гибралтарского пролива: в самой южной точке материковой части Испании, и континентальной Европы. Испанский природный парк дель Эстречо — это место пути миграции многих птиц.
Гибралтарский пролив — это та точка, где Атлантический океан встречается со Средиземным морем
Гибралтарский пролив (арабский: مضيق جبل طارق, испанский: Estrecho-де-Гибралтар) — очень узкий пролив, отделяющий европейское побережье от Марокко и Сеута в Африке.
Название Гибралтар берёт своё начало от Arabic Джебель Тарик (что означает «гора Тарика»). Ещё более раннее имя, которое было в военно-морском использовании в древнем мире, а сейчас является архаичным названием, известно как «Столпы Геркулеса» (древнегреческий: αἱ Ἡράκλειοι στῆλαι).
- Гибралтар — британская заморская территория на Пиренейском полуострове.
- Сеута — испанский анклав в Северной Африке.
- Есть также несколько островков, такие как Isla Перехиль, которые являются спорными территориями, на них претендуют Марокко и Испания.
Благодаря своему расположению, пролив обычно используется для нелегальной иммиграции из Африки в Европу.
Ветры в проливе, как правило, дуют либо в восточном направлении, либо в западном. Мелкие холодные воздушные массы, вторгаются в западную часть Средиземного моря с севера.
Поток высокоскоростного восточного ветра, известен жителям в этих местах как Леванта.
В проливе происходит значительный обмен воды. Ток воды на поверхности течёт на восток через центр канала, за исключением тех случаев, когда действуют восточные ветры. Это движение поверхностных вод превышает западный поток, который тяжелее, холоднее и с более соленой водой. Такая вода проходит ниже, на глубине около 400 футов (120 м).
Таким образом, существование пролива препятствует средиземноморской воде превратиться в солёное озеро.
Столпы Геракла отмечают западный конец классического мира.
Гибралтарский пролив всегда имел большое стратегическое и экономическое значение. Обе стороны пролива использовались многими ранними атлантическими путешественниками, и пролив продолжает иметь жизненно важное значение для южной Европы, Северной Африки и Западной Азии в качестве маршрута доставки. Большая часть истории этого района — это история соперничества за контроль над Гибралтаром.
Источник
Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
Гибралтарский пролив, От мифов к реальности
Находящийся между берегами Европы и Африки Гибралтарский пролив на протяжении веков был одним из важнейших транспортных узлов. Эти ворота в Средиземное море были необходимы всем крупным державам Старого Света для проникновения вглубь континентов. Потому прилегающие к нему земли и воды были ареной ожесточенных сражений. Сегодня контроль над проливом остается у британской заморской территории.
Овеянный мифами и легендами Гибралтарский пролив является единственным местом континентальной Европы, откуда можноувидеть берега Африки.
КЛЮЧ ОТ АТЛАНТИКИ
Гибралтарский пролив дает выход из Средиземного моря в Атлантический океан — недаромзаморскую территорию Гибралтар символизирует изображение ключей: выход к океану, а значит, и вся власть над нуждающимися в нем соседями у того, кто владеет проливом. Кто только не добивался этого «ключа», долгое время считавшегося еще и ключом от иного мира.
О Гибралтарском проливе знали еще самые древние мореплаватели, но тогда его считали самым настоящим географическим концом земли и символической границей между миром людей и неизведанным миром. Некоторые полагали, что, если здесь споткнуться, то можно свалиться с Земли, упав за ее край.
Этот породивший множество мифов пролив разъединяет Европу и Африку и соединяет Средиземное море с Атлантикой. Он находится со стороны Европы у южной оконечности Пиренейского полуострова, а со стороны Африки — у ее северо-западных берегов. В самом узком месте пролив достигает всего 14 км, так что берега двух континентов можно видеть одновременно.
Берега пролива скалисты: Европа возвышается над океаном в виде находящейся на территории Испании монолитной известняковой Гибралтарской скалы (426 м), а Африка — марокканской горой Джебель-Муса. Эти возвышенности в древности воспринимались «последними точками материка», и сам пролив ассоциировался у моряков с проходом между скалами. Так в культуре появилось переходившее от народа к народу понятие гибралтарских «столпов». По имени своего бога — покровителя мореплавания — финикийцы обозначали это место «Столпы Мелькарта». Греки его же называли «Столпами Геракла» и считали, что таким образом их герой отметил края Ойкумены (т е. части мира, освоенной человечеством). Римляне прозвали скалы «Столпами Геркулеса». Легенда гласит, что по краям пролива вершины скал венчали две колоссальные статуи, стоявшие на колоннах-стелах — отсюда и слово «столпы». Статуи обозначали переход в мир неизведанного.
Современное же название появилось примерно в VIII в. и связано с именем предводителя арабских войск, вторгшихся сюда в 711 г., Тарика-ибн-Зияда (670-720 гг.). Арабам приписывается разрушение легендарных статуй. Они построили крепость, которой дали имя предводителя — «Гора Тарика», что по-арабски звучало как «Джебель-ат-Тарик». Со временем это название упростилось до варианта «Джибрал-тар», от которого перешло к привычному нам «Гибралтар». Теперь так называют пролив, гору и город.
Арабы удерживали свою власть над проливом вплоть до 1309 г., когда испанцам ненадолго удалось освободить эти земли. После поражения испанцев в 1333 г крепость опять попала в руки мавров. Вплоть до 1462 г испанцы не могли изменить ситуацию, и европейцы попали в зависимость: арабские и берберские (африканские) пираты основали порт Тарифа и требовали дань со всех проходивших через пролив. По одной из версий, от названия этого городка и произошло слово «тариф».
В 1469 г брак Изабеллы I Кастильской (1451-1504 гг.) и Фердинанда II Арагонского (1452-1516 гг.) положил начало последующему объединению испанских провинций в единое государство, арабы постепенно были вытеснены с Пиренеев, а оставшееся мусульманское население подверглось насильственной христианизации. Тогда королева Изабелла и даровала городу Гибралтару, который вырос вокруг крепости, герб с символическим изображением золотого ключа, завещав своим потомкам удерживать Гибралтар любой ценой. Карл V (1500-1558 гг.) исполнил завещание Изабеллы и действительно превратил Гибралтарскую крепость в неприступный бастион, что и позволило испанцам удерживать ее вплоть до начала XVIII в. Предполагают, что с того времени во многих языках осталас поговорка «Неприступный, как скала», в которой под «скалой» подразумевают именно эту крепость.
Между Европой и Африкой существовал огромный палеоокеан Тетис, остаток которого — Средиземное море. По Гибралтарскому проливу проходит Азоро-Гибралтарская тектоническая зона — разлом, разделивший Иберийскую и Африканскую тектонические плиты. Так что весь этот регион потенциально сейсмически опасен. Ну а пока через пролив смело проходит около 100 тыс. судов в год.
ГОРОДА-СТРАНЫ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Важность Гибралтарского пролива отразилась на судьбе прилегающих к нему территорий. С обеих сторон пролива расположены города, которые на протяжении веков были предметом споров и вооруженных столкновений.
Учитывая значение Гибралтара для испанцев, есть и другая версия происхождения его названия. Слово делится на две части: «Хибер», т е. Иберия (будущая Испания) и «алтар», означающий «жертвенник», «альтарь». В этом варианте значение названия приобретает иную символику: «Иберийский (т е. испанский) жертвенник».
Но в 1704 г крепость захватывают англичане — в ходе войны за испанское наследство (1701-1714 гг.). По подписанному в 1713 г Утрехтскому миру Гибралтарская крепость отошла Великобритании. Четырнадцать раз Испания пыталась вернуть крепость, но это не удалось. Самой же громкой британской победой стала битва в 1805 г у мыса Трафальгар при входе в Гибралтарский пролив. Тогда получивший в битве смертельное ранение адмирал Горацио Нельсон (1758-1805 гг.)привел британские войска к победе над объединенным Наполеоном I (1769-1821 гг.) франко-испанским флотом.
О важности этой победы для англичан можно судить по многим фактам: легендарный адмирал как истинный герой нации похоронен в Вестминстерском аббатстве, центральная площадь Лондона названа «Трафальгарской».
Из-за этого многовекового территориального спора отношения Англии и Испании не раз осложнялись и даже прерывались. В 1985 г вступило соглашение о равенстве прав гибралтарцев в Испании и испанцев в Гибралтаре и тогда же была открыта граница между этими государствами.
У британцев есть примета: пока на Гибралтарской скале обитают редкие обезьяны породы магот, владычеству Англии тут не придет конец. После замечания британского премьера Уинстона Черчилля (1874-1965 гг.) об опасном уменьшении популяции обезьян учредили должность «офицера, отвечающего за обезьян».
Именно с воздушной базы Гибралтара 8 ноября 1942 г началась операция англо-американских войск по высадке на побережье Северной Африки под названием «Торч», т е. «Факел». Правда, гитлеровцам удалось сдержать этот напор.
Сегодня англичане позиционируют свою базу как общеевропейскую, которая просто находится на содержании Англии. Здесь размещается западное звено цепи средиземноморских военно-морских баз НАТО.
Столица скалы-государства — город Гибралтар, похожий на типичный средиземноморский порт, живущий смешением разных культур; в архитектуре здания в георгианском и викторианском стилях перебивают постройки с чертами испано-португальских, генуэзских и мавританских влияний, а свой язык местные жители иронично называют «спэнглиш». Гибралтар офшорная зона. О британском присутствии напоминают названия улиц и разных заведений, обилие пабов, полицейские в английской униформе и валюта — гибралтарский фунт.
На противоположной от британского Гибралтара стороне — территория Марокко. Наиболее значимое поселение в этой части страны — это, безусловно Танжер. У города не менее примечательная история, чем у соседей по ту сторону пролива. В течение полувека он составлял международную зону Танжер. Территория с особым статусом, которая в 1912-1956 гг управлялась несколькими европейскими государствами (Францией, Испанией и Великобританией). Но в ходе Второй мировой войны расстановка сил поменялась. Оккупированная немцами Франция не могла более контролировать свой участок Танжера, его оккупировала Испания. А по окончании войны арабское население «зоны» начинало приобретать вес и проявляло недовольство присутствием европейцев.
В итоге в 1956 г марокканцы аннексировали Танжер. Сейчас это крупный портовый город, сохранивший за собой автономию и стратегическое значение. Он остается наиболее европеизированным в стране — в нем постоянно проживают французы, испанцы, немцы, итальянцы, англичане и другие европейцы (в том числе и небольшой русскоязычный анклав). На городском силуэте заметны не только мечети, но и католические, протестантские (англиканские и лютеранские) церкви, синагоги и другие культовые сооружения.
За свою историю Гибралтарский пролив закрывался и открывался не менее 11 раз. Так произошло, например, 6 млн лет назад — закрытие пролива привело к увеличению солености в Средиземном море и обра-зованию слоя эвапоритов (п родукт испарения соленой воды) толщиной в 2 км. Примерно 5,3 млн лет назад пролив вновь открылся, это позволило Средиземному морю «ожить». Движение литосферных плит приведет к очередному закрытию пролива через несколько млн лет.
■ Периодически возникает идея создания либо тоннеля под проливом, либо моста через него — и тогда подобный мост стал бы самым длинным 15 км) и самым высоким (более 900 м) в мире.
■ Геракловыми (или Геркулесовыми) столбами скалы Гибралтарского пролива прозвали за то, что в разных вариантах мифа о подвиге, связанном с его путешествием за чудесными коровами великана Гериона, Гераклу приписывается либо создание этих столбов, либо их обнаружение на краю западного мира.
■ Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.
■ По преданию, бутылочную почту изобрел в III в. до н. э. греческий философ Теофраст, бросив ради опыта несколько запечатанных сосудов с посланиями за Гибралтарским проливом. Так этот естествоиспытатель убедился, что вода в Средиземное море попадает из Атлантики: месяцы спустя один из сосудов был обнаружен на Сицилии.
■ Еще одно название пролива, арабское Баб-эль-Закат, означает «Ворота милосердия».
■ Под одной из версий, Геркулесовы столбы стали прототипом двух вертикальных черт в символическом изображении доллара, а обвивавший их мифологический змей Пифон мог превратиться в извилистую «Б»-о6разную линию.
■ Во время Второй мировой войны все немецкие подводные лодки, вошедшие в Средиземное море через этот пролив, были подорваны там. Кроме одной — U-26.
■ Еще во времена путешествий финикийцев Гибралтарская скала стала как бы обширным алтарем под открытым небом: здесь совершались жертвоприношения перед выходом в воды Атлантики.
■ Один амбициозный проект энергетиков XX в. предлагал искусственным образом понизить уровень Средиземного моря на 200 м для установки в проливе плотин с несколькими электростанциями.
■ В Гибралтарском проливе течения направлены в разные стороны: поверхностное — на восток, а глубинное — на запад.
■ В Гибралтаре на площади Казематов до сих пор проводится церемония передачи ключей, ведь раньше ворота крепости действительно запирались на ключ.
■ Последний мировой рекорд в женских заплывах принадлежит 49-летней Пенни Палфи, которая в 2010 г переплыла Гибралтарский пролив за 3 часа и 3 минуты.
■ Гибралтарский пролив открыт для гражданских и военных судов всех стран. А также для пролета всех гражданских летательных аппаратов
■ Природный парк Гибралтарского залива (Тарифа, Испания); искусственные тоннели разных времен в Гибралтарской скале и смотровая площадка на ней же; пещера Святого Михаила (Гибралтар);
■ г. Гибралтар: мавританский замок (с XI в.), храм Богоматери Европы (сер. XV в.), католический собор Святой Марии Коронованной, англиканский собор Святой Троицы (1825 г.), Андреевская церковь (1854 г.). Большая синагога (1724 г.); музей Гибралтара;
■ г. Танжер: Старый город, дворец Дар-эль-Махзен (XVII в.). здание американской миссии, Гран Сокко и Пти Сокко (большая и малая площади), большая мечеть Танжира, мечеть Касба. англиканский собор св. Андрея, отель «Континенталь».
■ Ландшафт: гроты Геракла (в пещерах у мыса Спартель), пляжи от мыса Спартель (протяженностью 47), парк Ремилла, терраса Слукья.
Источник