Состав мирового океана 6 класс география

Мировой океан

Из чего состоит океан?

Части Мирового океана

Мировой океан — это самый большой водоём нашей планеты. Он покрывает 3/4 поверхности Земли, или 361 млн км 2 . Для сравнения: площадь нашей страны (а мы живём в самой большой стране мира) равна «всего» 17 млн км 2 . В Южном полушарии воды значительно больше, чем в Северном (рис. 143).

Средняя глубина Мирового океана — почти 4 км. Умножьте площадь на глубину, и вы узнаете приблизительный объём Мирового океана.

Если бы Мировой океан покрывал поверхность всей нашей планеты, то выделять в нём отдельные части было бы невозможно. Однако на Земле есть суша: материки и острова. И они делят Мировой океан на отдельные океаны и моря. Деление это, конечно, условное.

Что означает «условное»? А вы вспомните про условные линии на карте — меридианы и параллели. На самом ли деле они существуют на поверхности Земли? Конечно, нет. Так и с границами в Мировом океане. Люди просто договорились, условились делить Мировой океан именно на такие части. Хотя ведь всем понятно, что вода в океанах одна и та же (рис. 144). Помните роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта»? Потерпевшие кораблекрушение моряки бросили в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки её выловили. Причём бросили её в Тихом океане, а обнаружили — в Атлантическом.

Прежде чем говорить об отдельных частях Мирового океана, повторим главное: Мировой океан — огромное единое пространство воды площадью 361 млн км2, которое условно делится на отдельные океаны и моря.

Читайте также:  Тихий океан омывает евразию с юга

Чаще всего Мировой океан делят на четыре отдельных океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

Кто-то обратит внимание на слова «чаще всего». А «реже всего» как его делят? По мнению некоторых учёных, есть ещё один океан — Южный, или Южный Ледовитый, который окружает Антарктиду. Это очень спорный вопрос, специалисты ещё не решили окончательно, нужно ли его выделять. Поэтому, пока они спорят, мы поговорим только о четырёх океанах. Они точно существуют.

Самый большой океан Земли — Тихий. По площади он равен всем остальным океанам, вместе взятым. Он один занимает почти половину поверхности нашей планеты. Тихий океан не только самый большой, он ещё и самый глубокий. Именно в нём находится самая глубокая впадина. Называется она — Марианская, её глубина составляет 11 022 м!

Атлантический океан — второй по размерам. Но главная его отличительная черта заключается не в этом. Это самый вытянутый, можно сказать, самый узкий океан. Его длина превышает ширину в несколько раз.

Третий по размерам океан — Индийский. Тихий и Атлантический океаны разделяются экватором почти пополам, а Индийский необычен тем, что почти целиком лежит в Южном полушарии.

Источник

Разработка урока «Части Мирового океана», 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Разработка урока «Части Мирового океана»

Скачать:

Вложение Размер
chasti_mirovogo_okeana.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 6-м классе.

Тема: «Части Мирового океана»

Терехова Т. Н., учитель географии

Образовательная: с формировать картографические представления о Мировом океане, его составных частях, участках суши в Океане.

Развивающая: Продолжить формирование навыков работы с картой в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Воспитательная: Воспитание интереса к предмету через игровую деятельность, решение проблемных ситуаций. Воспитание толерантности.

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

2. Проверка домашнего задания.

-“Что мы изучали на прошлом уроке?”

Письменный опрос (тест) по теме “Гидросфера”.

По завершении работы производится самоконтроль (ключ вывешивается на доску).

  1. Водная оболочка Земли:
  1. Атмосфера.
  2. Литосфера.
  3. Гидросфера.
  4. Биосфера.
  1. Пресными водами гидросферы являются:
  1. Воды Мирового океана.
  2. Внутренние воды суши.
  1. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
  1. Круговороту воды в природе.
  2. Выветриванию.
  3. Океаническим течениям.
  4. Приливным явлениям.
  5. Землетрясениям.
  1. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
  1. Только в жидком.
  2. В жидком и твёрдом.
  1. К водам суши относятся:
  1. Реки, озёра.
  2. Реки, озёра, моря, ледники.
  3. Реки, озёра, болота, ледники.
  1. Вода гидросферы может находиться:
  1. Только в жидком состоянии.
  2. В жидком, твёрдом состоянии.
  3. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
  1. Поставщиком пресной воды на суше является:
  1. Ветер.
  2. Мировой океан.
  3. Осадки.

3. Мозговой штурм.

А. — Что же такое гидросфера? – Водная оболочка Земли.

Б. — Из каких частей она состоит? – Воды суши-2% и Мировой океан-98% (прикрепляю к понятию “Гидросфера” на стенде “Опорные понятия”).

В. — Благодаря чему сохраняются 2% пресной воды на суше? – Круговорот воды в природе.

Г. — Кто является поставщиком пресной воды на суше? – Солёный Мировой океан.

Д. — Знаете ли вы части Мирового океана, сушу в Океане? Прикрепляю эти понятия к понятию Мировой океан. Перечисляю новые понятия: моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.

Эти новые для вас понятия мы сегодня изучим. Это и является темой нашего урока. (Переворачиваю заранее приготовленный транспарант на доске. Дети записывают число и тему урока с доски в тетрадь).

  • Целью нашего урока является: сформировать представление о Мировом океане, его составных частях, о размещении суши в нём.
  • Задачей вашей является: в результате поисковой деятельности сформировать картографические представления о размещении частей Мирового океана и суши в нём, продолжить формирование умений и навыков нанесения объектов на контурную карту.

Просмотр видеосюжета о Мировом океане (дети отдыхают, получают положительные эмоции).

  • Немного отдохнули, отправляйтесь в путешествие по Мировому океану! Каждая пара получает маршрутный лист с заданием.

4. Изучение нового материала (работа в парах):

1 пара – Части Мирового океана.

Инструктивная карта: 1. Составить структурно-логическую схему (СЛС) частей Мирового океана. 2. Обозначить их на контурной карте. 3. Работа по карте у доски (один из пары даёт определения, называет объекты, а другой показывает).

Инструктивная карта: 1. Дать определение моря. Написать понятие “Море” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Обозначить на к/к внутренние и окраинные моря, записать их определения в тетрадь. 3. Показать по карте у доски.

Инструктивная карта: 1. Дать определение залива. Написать понятие “Залив” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Нанести на к/к заливы, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.

4 пара – Проливы.

Инструктивная карта: 1. Дать определение пролива. Написать понятие “Пролив” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Обозначить на к/к проливы, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.

5 пара – Материки.

Инструктивная карта: 1. Дать определение материка. Написать понятие “Материк” в тетрадь в схему “Суша в Океане”.2. Обозначить на к\к материки, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.

6 пара – Острова.

Инструктивная карта: 1. Дать определение острова. Написать понятие “Остров” в тетрадь в схему “Суша в океане”. 2. Обозначить на к/к острова, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.

7 пара – Архипелаги.

Инструктивная карта: 1. Дать определение архипелага. Написать понятие “Архипелаг” в тетрадь в схему “Суша в Океане”. 2. Обозначить на к/к архипелаги, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.

8 пара – Полуострова.

Инструктивная карта: 1. Дать определение полуострова. Написать понятие “Полуостров” в тетрадь в схему “Суша в Океане”. 2. Обозначить на к/к полуострова, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.

Работа выполняется при музыкальном сопровождении “Слушаем прибой” (магнитофон).

Проводится физкультминутка (учащиеся сбрасывают утомление).

5. Изложение нового материала.

Пары работают у доски: дают определения новым понятиям, прикрепляют на доску новые понятия, последовательно составляют структурно – логическую схему “Части Мирового океана” и “Суша в Океане”, показывают объекты на карте. Учащиеся вносят в свои тетради недостающие понятия, таким образом, составляя опорные структурно – логические схемы, сопровождающие изложение нового материала.

Учащиеся просматривают красочный видеофильм “Мировой океан”.

  • Но не всегда Океан бывает таким спокойным и ласковым. Иногда он обрушивается на нас разрушительными цунами. Учёные – гидрологи высказывают свои предположения, что движения земной коры, вызывающие цунами, связаны с накоплением отрицательной энергии, исходящей от людей в результате военных конфликтов. Даже природа напоминает нам о более бережном, терпимом отношении друг к другу!

6. Закрепление знаний.

  • А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?

Проводится устный фронтальный опрос: игра “Пойми меня!”

Зачитывается утверждение. Если оно верное “+”, то учащиеся поднимают красные жетоны (раздаются заранее), если неверное утверждение “-”, то учащиеся поднимают синие жетоны. В списке класса фиксирую их ошибки, которые будут определять оценки.

А) Тихий океан – самый большой по площади “+”.
Б) Евразия – самый маленький материк “-”.
В) Северный Ледовитый океан – находится в южном полушарии “-”.
Г) Остров Гренландия – самый большой остров по площади “+”.
Д) Аравийский полуостров – самый большой по площади “+”.
Е) Бенгальский залив – часть Атлантического океана “-”.
Ж) Чёрное море – относится к внутренним морям “+”.
З) Полуостров – часть суши, со всех сторон окружённая водой “-”.
И) “Я – велик!” Кто это такой самозванец выискался? “-”.

Молодцы, ребята! Конечно, это – полуостров Ямал! (показывают по карте, обозначают в своих контурных картах).

7. Проверка усвоения знаний.

Проводится письменный фронтальный опрос: “Программированный диктант”.

Источник

Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Этап подготовки к уроку

Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.

Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.

Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве

Образовательные

  • Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”, “канал”.
  • Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей;
  • Сформировать представление о типах морей
  • Развивающие

  • Продолжить развитие умений работать с картой
  • Продолжить развитие умения работать с контурной картой
  • Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям
  • Воспитательные

  • Продолжить воспитание любви к Родине
  • Воспитание эстетического вкуса
  • I. Организационный момент (1 мин.)

    Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.

    II. Целеполагание (2 мин.)

    Учитель: (Слайд №1)

    Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.

    III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)

    2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.

    С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:

      В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).

    Приведите примеры каждого состояния.

  • Что нагревается быстрее: вода или суша?
  • Быстро ли вода отдает тепло, остывает? Почему?
  • Что такое гидросфера?
  • Какова роль воды в жизни человека?
  • Почему морскую воду называют “железной рудой”?
  • IV. Изучение нового материала (20 мин)

    Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)

    Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?

    Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.

    Площадь его около 361 млн. км 2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.

    Какие океаны Вы знаете?

    (Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.

    Дадим определение, что называется океаном.

    Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.

    Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)

    Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?

    Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.

    Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом

    Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.

    Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.

    Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).

    Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.

    А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?

    Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.

    А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?

    Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).

    И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.

    Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)

    Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:

    Пляшут волны на просторе,

    Берегов не видно в …

    Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.

    Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?

    ( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).

    Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.

    Задание: подпишите на контурной карте названия морей.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Рассмотрим, что называется заливом.

    Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.

    Задание: подписать названия заливов.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.

    Самый широкий пролив – пролив Дрейка.

    Задание: Подписать на контурной карте названия проливов

    Проверим правильность выполнения задания.

    И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.

    Канал — искусственный пролив, созданный людьми.

    Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.

    А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.

    После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:

    1. Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
    2. Что такое солёность и в чем она измеряется?
    3. Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
    4. Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
    5. Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?

    V. Закрепление знаний (7 мин.)

    Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)

    Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).

    VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)

    Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).

    VII. Итоги урока (2 мин.)

    Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.

    VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)

    Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28

    Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3

    Спасибо за работу

    1. Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
    2. Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
    3. Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
    4. Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
    5. Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
    6. Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.

  • Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы/ Методическое пособие с электронным приложением. Серия “Современная школа”. Издательство “Глобус”, 2010 год.
  • Источник

    Оцените статью