Урок географии. Моря России. 8 класс
ТЕМА: Россия — морская держава.
Особенности российских морей,
ресурсы и использование их человеком.
Тема урока: Россия — морская держава. Особенности российских морей. Ресурсы и использование их человеком.
— познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России.
— рассмотреть природные ресурсы морей России;
— раскрыть экологические проблемы морей России;
— изучить по картам моря, проливы, заливы.
— развивать умение составлять описание географического объекта с опорой на предложенный план;
— продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации
— воспитывать чувство гордости за свою страну, бережное отношение к природе;
Основное содержание: особенности российских морей. Моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов. Ресурсы морей и их использование человеком. Экологические проблемы морей.
Практическая работа- 1. Сравнительная характеристика морей по типовому плану.
Способы действия учащихся: работать с физической картой России, давать характеристику морей по плану, выявлять сущность экологических проблем морей и предлагать пути их решения.
Ценностный компонент урока: Россия — морская держава, море — уникальный природный комплекс, рациональное использование ресурсов морей.
— физическая карта России,
— презентация «Моря, омывающие берега России»,
— справочные материалы и план описания моря
— тест (в конце урока)
Определение темы, целей и задач урока.
Вы уже знаете, что мы живем в самой большой по площади стране. В этом учебном году мы с вами познакомились с ГП, часовыми поясами, субъектами РФ, особенностями населения и размещения, разнообразием рельефа, климата. Впереди вас ждет еще много открытий об уникальности нашей страны. Сегодня мы поговорим о России как о морской державе…
Учитель: И еще ближе подвести вас к теме урока мне бы хотелось словами поэта Петра Степановича Комарова…
Учитель: Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
Итак, тема нашего урока… (ученики предположительно отвечают «Моря России». «Моря»…)
Учитель: Да, тема нашего урока «Наши моря»
Учитель: Что же нам уже известно о морях их курса 6 и 7 классов.
Учитель: а что нам не известно? …. Значит цель нашего урока – познакомиться с особенностями морей, омывающих Россию!
учитель сообщает задачи.
Учитель: для достижения нашей цели мы должны изучить по картам моря, проливы, заливы, рассмотрим отличительные черты морей, природные ресурсы морей России, раскроем экологические проблемы морей России, а также научимся характеризовать моря по предложенному плану.
3. Изучение нового материала
1. Работа по карточкам в парах
— устная работа с картой в парах
— ответ у доски (взаимоконтроль)
Задание для 1 группы.
Рассмотрите физическую карту России.
Определи к бассейну каких океанов относятся моря, омывающие берега России.
Задание для 2 группы.
Пользуясь физической картой, определи какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Атлантического океана.
Задание для 3 группы.
Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Северного-Ледовитого океана?
Задание для 4 группы.
Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Тихого океана?
2. Каковы особенности наших морей?
Работа с текстом учебника. Учащиеся сами ищут ответы на вопросы учителя.
3.Работа в тренажерах
На этом уроке школьники начинают, а на следующем продолжают выполнять задание 16 на с. 28—29 тренажера. При выполнении данного задания они могут использовать текст параграфа и таблицу 5 в Приложении , с. 257 учебника
Тренажер, Задание № 16. Стр. 28
а) Самое большое по площади – Берингово;
б) Самое маленькое по площади – Азовское;
в) Самое глубокое море России – Берингово (наибольшая глубина 5500 м);
г) Самое мелкое – Азовское (максимальная глубина 15 м);
д) Моря с самой низкой соленостью – моря Северного Ледовитого океана,
4. Рассматривая вопрос « Что дают моря и люди друг другу?», Работа по рисунку в учебнике «Ресурсы морей», стр. 112
Важное промысловое значение имеют треска, сельдь, пикша, морской окунь, которых ловят в Баренцевом море, самом богатом биологическими ресурсами морем Северного Ледовитого океана. Продуктивность Белого моря в 4 раза ниже, чем в Японском. Лед и полярная ночь – неблагоприятные условия для развития планктона, поэтому, замерзающие на длительный период моря Северного Ледовитого океана не имеют важного промыслового значения. Исключение составляет не замерзающее Баренцево море.
Богаче ресурсами моря Тихого океана . Это основной район лова лососевых: кеты, горбуши, чавычи. А также ловят в морях сельдь, камбалу, сайру, добывают крабов у берегов камчатки. Ведется промысел морского зверя: каланы, котики, тюлени, моржи. Водоросль ламинария (морская капуста) используется для получения агар-агара, который применяется для изготовления пастилы, зефира, мармелада, конфет, тортов. Ламинарию используют и как корм для скота. Моря используются как транспортные пути.
В Каспийском море -озере находится 80% запасов осетровых рыб планеты – белуга, севрюга, стерлядь, осетр.
В Балтийском море ловят кильку, салаку, треску, угря. Треску и угря очень ценят местные жители. Треска очень жирная рыба, из нее получают рыбий жир.
Азовское море – важный район лова рыбы. Здесь ловят осетровых, судаков, лещей.
Черное море не имеет важного промыслового значения.
— Почему? (Оно заражено сероводородом). Но и здесь ведется лов скумбрии и ставриды.
На Кислогубской ПЭС (приливная электростанция) в Баренцевом море получают энергию благодаря использованию энергии морских приливов.
— Самые высокие приливы в России наблюдаются в Пенжинской губе Охотского моря, но первую ПЭС построили в Кислой губе Баренцева моря. Почему не в Пенжинской губе? (Баренцево море не замерзает, а Охотское море замерзает на длительный период, Пенжинская губа расположена в северо-восточном заливе Шелихова. Хотя и существует проект строительства ПЭС и в Пенжинской губе).
Моря имеют и богатые минеральные ресурсы. С шельфа Охотского моря (у о. Сахалин), Каспийского моря (а в будущем и с шельфа Баренцева моря) добывают нефть.
Побережья теплых морей являются курортными районами – они имеют особые ресурсы – рекреационные, которые используются для отдыха людей, восстановления их здоровья.
Тренажер, Задание № 16. Стр. 28
е) Моря. Имеющие главное промысловое значение – Охотское, Японское, Баренцево
ж) Моря, имеющие рекреационное значение – Черное, Азовское
5. Экологические проблемы морей
В двадцатом веке очень серьезной стала экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться.
Основным источником загрязнения океанских вод являются стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой (40% загрязнения). Около 30% загрязнения приходится на морской транспорт. Особый вред наносят аварии танкеров – нефтеналивных судов, аварии на нефтепроводах, проложенных по дну морей, а также добыча нефти в море с буровых установок.
1 г нефти губит 2 тонны воды! Нефтяная пленка является препятствием к обмену влагой, теплом, кислородом между атмосферой и морской водой. Под нефтяной пленкой через 3 суток гибнет икра рыбы. Птицы, садящиеся на воду, облепляются нефтью и уже не могут взлететь.
Оказывается и внесение удобрений на полях может погубить живые организмы морей.
Пути улучшения экологической ситуации:
Использовать безотходные производства по побережьям и берегам рек.
Строительство очистных сооружений.
Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей.
Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).
Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: название океанов, морей, заливов, проливов, островов. Названия рыб.
4. Практическая работа – Сравнительная характеристика Черного и Каспийского морей
План описания моря
К бассейну какого океана принадлежит.
Окраинное или внутреннее.
Береговая линия (изрезана, нет, заливы, полуострова).
5.Закрепление материала (тест)
6.Итоги урока (ответ на вопрос : «Можно ли назвать Россию морской державой?»
7.Домашнее задание: 1) изучить § 23, №2-5 (устно) , № 8 (по выбору учащихся) 2) подписать на контурной карте моря, омывающие Россию, заливы, проливы, острова
Дополнительные творческие задания
Творческое задание для домашнего выполнения (СИЛЬНЫМ УЧЕНИКАМ)
Почему лет 10 назад прибрежные буны и волнорезы на побережье города Сочи были усеяны мидиями, сегодня их количество резко сократилось и на тех же волнорезах мидии практически отсутствуют.
Как вы думаете, можно ли в городе Сочи отдыхающим предложить экскурсии по морским глубинам Черного моря на батискафе, как это делают для туристов в Красном море.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Характеристика морей Северного Ледовитого океана
1. Все моря окраинные, кроме Белого моря.
2. Все расположены на материковой отмели (шельфе), поэтому они неглубокие (0-200 м).
3. Соленость морей ниже океанической, т.к. в моря впадают крупные реки Печора, Обь, Енисей, Лена и другие. Реки распресняют воды морей. Моря расположены за Северным полярным кругом, где холодно весь год, а значит низкая испаряемость.
4. Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря, благодаря поступлению теплых вод Северо-Атлантического течения. Остальные моря на 8-10 месяцев скованы льдами толщиной до 3-4 метров.
5. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока. Начинается он от Мурманска (раньше от Архангельска) через порты Диксон (в Карском море), Тикси (в море Лаптевых), Певек (в Восточно-Сибирском море) до Берингова пролива. Навигация длится около 4 месяцев.
6. Лед в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда – торосы. Льды расходятся, образуя полыньи от нескольких сантиметров до десятков километров.
Характеристика морей Атлантического океана
(Балтийское, Черное, Азовское)
1. все моря – внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены со всех сторон сушей. Например, Черное море соединяется с Атлантическим океаном через пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив.
2. Глубокое – Черное море (максимальная глубина – 2210 м), а Азовское – самое мелководное море России – наибольшая глубина 15 м, средняя 5-7 м.
3. В тектонической впадине расположено Черное море (отсюда значительные глубины).
4. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах.
5. Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и с глубины 200 м лишено жизни.
Характеристика морей Тихого океана
1. Все моря Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское) – окраинные и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово – Алеутскими островами, Охотское – Курильскими, Японское – Японскими островами.
2. Все имеют значительные глубины, так как у них почти отсутствует шельфовая зона.
3. Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористы.
4. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают , а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы.
Творческое задание для домашнего выполнения (СИЛЬНЫМ УЧЕНИКАМ)
Почему лет 10 назад прибрежные буны и волнорезы на побережье города Сочи были усеяны мидиями, сегодня их количество резко сократилось и на тех же волнорезах мидии практически отсутствуют.
Есть три объяснения
Экология моря с каждым годом ухудшается, из-за сильного его загрязнения.
Местное население уничтожает мидии, для ловли рыб, на сувениры. Да и туристы тоже срывают мидии с бун.
В Черном море был завезен моллюск — рапана он уничтожает мидии, питается ими.
Как вы думаете, можно ли в городе Сочи отдыхающим предложить экскурсии по морским глубинам Черного моря на батискафе, как это делают для туристов в Красном море.
— Нельзя предложить туристам глубоководную экскурсию в Черном море, хотя глубина Черного моря это позволяет, т.к. она более 2000м. Но жизнь в море имеется только на глубине 200м, а далее находится сероводород и нет никакой жизни и человек не может туда спуститься. Там могут жить лишь некоторые виды серобактерий. Дно покрыто сплошным черным илом и мне кажется ничего интересного (для туристов) в этом нет.
Источник
По плану описания самостоятельно составьте характеристику океана или моря (на выбор). 1. Название и географическое положение
Белое море — это холодное маленькое море.
- Расположено море от мыса Канин Нос, полуострова Канин до города Кеми.
- Это внутреннее море расположенное на севере европейской части России.
- Белое море соединяется с Баренцевым по линии между мысом Канин Нос до мыса Святой Нос на Кольском полуострове.
- Внешнее очертания моря напоминают собаку или козла, где Онежская и Двинская губы — это лапы, Кандалакшский залив — хвост, Горло — шея, Воронка — голова а Мезенская губа — борода. Его площадь всего лишь 90 тыс. кв. км.
- Восточные берега низменные, западные — крутые и обрывистые. Онежский и Кандалакшкский заливы изрезаны бухтами и губами. В Белом море также есть многочисленные острова.
- Средняя глубина составляет 67 метров, а наибольшая — 343 метра.
- Море холодное и большую часть года сковано льдом.
- В Белом море ведется рыболовство, охота на тюленя, белугу, нерпу. Море имеет важное транспортное значение. Также развивается туристическая отрасль и предлагается дайвинг — сафари.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Источник